Главная страница
Навигация по странице:

  • Духовность и ценности

  • Соотношение ценностей и основных жизненных задач (по Schwartz, Bilsky

  • Самотрансценденция: Универсализм ДобротаСамоусиление: Достижения Власть Консервативность

  • Упражнение 17

  • Нартова-Бочавер. ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ: объединение и разделение. Нартова-Бочавер. ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ: объединение и раз. С. К. Нартова Бочавер, К. А. Бочавер, С. Ю. Бочавержизненное пространство семьи объединение и разделение


    Скачать 30.63 Mb.
    НазваниеС. К. Нартова Бочавер, К. А. Бочавер, С. Ю. Бочавержизненное пространство семьи объединение и разделение
    АнкорНартова-Бочавер. ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ: объединение и разделение.pdf
    Дата21.01.2018
    Размер30.63 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаНартова-Бочавер. ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ: объединение и раз.pdf
    ТипДокументы
    #14691
    страница14 из 20
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   20
    Глава 7
    ТО, ЧТО НЕ ВИДНО СРАЗУ
    Семейная философия
    Дух семьи проявляется в материальном бытии, но определя ется он тем, что не сразу замечается гостями или внешними на блюдателями, — особой семейной философией. Семейная фило софия — это то, что в первую очередь определяет жизнестойкость семьи, побуждает к выборам, подвигам или терпению. В каждой семье есть наиболее авторитетные предки, есть «пепел Клааса» и
    «скелет в шкафу». А также те незримые нормы поведения, о кото рых не говорят, но нарушение которых приводит к изгнанию из семьи.
    Эта глава посвящена очень важному, специфическому для че ловека феномену — мировоззрению. Эта часть личного простран ства наиболее психологична и в то же время способна направлять и подчинять себе все остальные составляющие человеческого бы тия. Каждый биологический вид обладает физическим носителем своих душевных качеств — телом. Почти любое существо распола гает некоторой собственностью, участком для гнездования, кону рой, подстилкой в доме хозяев, клеткой или аквариумом. Все име ют предпочитаемый комфортный режим существования, фазность жизни, определяемую чередованием сна бодрствования, переле тов на юг и возвращения на север.
    И только человек, помимо всего этого, имеет свой собствен ный взгляд на происходящее, которое, будучи общим для многих,
    все же окрашивается в личные тона. Мировоззрение — это систе ма отношений ко всему сущему, верований, убеждений и всего того незримого, что мотивирует людей к действиям, побуждает их стро ить жизненные планы и анализировать прошлое. Жизненная фи лософия может сближать людей, имеющих совершенно разные

    225
    Глава 7. То, что не видно сразу
    темпераменты и привычки, а может навсегда поссорить отцов и детей. Для чего же она нужна и кому?
    Мировоззрение нужно не только самому его носителю, но так же и другим людям. Здесь как нигде более уместны слова П. Тейяра де Шардена о том, что «первого человека не было, было сообще ство первых людей» (Шарден де Тейяр, 1987). А также не было вто рого, третьего и всех последующих людей. И действительно, нет человека, который мог бы сказать, что он ничем не обязан другим.
    И, хочет он того или нет, они от него тоже нечто получают. Чело веческая психика устроена диалогически, и потому, находясь в сво ем внутреннем мире, человек всегда подразумевает какого то со беседника и является адресатом психологических посланий дру гих людей. Чаще всего эти собеседники — члены семьи.
    Психоаналитики полагали, что ценности, определяющие жиз ненную философию человека, — это «интернализованные» (поме щенные внутрь психологического пространства, вещающие как бы изнутри) родители. Поскольку мировоззрение — также неотъем лемый атрибут человеческой личности, очевидно, что оно может объединять или разделять людей внутри одной семьи. Что проис ходит, если духовная связь между родителями и детьми нарушена?
    Депривация жизненной философии человека проявляется в том,
    что близкие не только не разделяют, но и не признают присущие субъекту ценности, считают их несущественными и относятся к ним без уважения. Низкая толерантность к идеологии членов семьи со провождается психологическими травмами, стигматизацией («этот святоша», «наш семейный шут»), отлучениями и изгнаниями из се мьи, отсутствием преемственности традиций, конфликтами «отцов и детей» и одиночеством. Неспособность защитить собственную идеологию влечет зависимость от чужого мировоззрения и потерю чувства авторства собственной жизни.
    В другом случае безуспешная борьба за право на вкусы или мысли может привести к полному отождествлению личности с иде ей, когда она приобретает сверхценный характер и начинает под

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    226
    чинять себе всю человеческую жизнь, чему можно найти множе ство исторических и клинических примеров. Предает ли человек свою жизненную позицию или насильственно проводит ее в жизнь других — вопрос темперамента, но в обоих случаях у него появятся проблемы.
    Идеи людей образуют ноосферу, в которой могут встречаться разные мысли и представления и откуда отдельные люди могут почерпнуть знание и опыт, не заработанные ими в ходе собствен ного жизненного пути. Чужое присваивается и становится своим.
    В религиозной философии полагают, что высшая стадия развития ноосферы — единение с Богом, атеисты предпочитают говорить о
    «третьем мире» идей, но все сходятся в том, что эти мысли — об щее достояние, и кто бы ни положил монетку в копилку, вынуть ее может каждый.
    «Все, что есть у нас собственного и что, следовательно, явля ется нашей заслугой или нашей виной, может поместиться на кончике иголки, все же остальное нам передал длинный ряд пред ков, начиная с медузы, или кузнечика, или обезьяны...»
    (М. Твен «Янки при дворе короля Артура»)
    В этой главе мы остановимся на том, что означает духовное согласие в семье, как присваивается мировоззрение и о чем гово рят идеологические конфликты между поколениями. Но прежде чем это обсудить, необходимо немного поговорить об особенно стях языка жизненной философии, которая есть у каждого чело века.
    Власть над идеями, их распространение — типичная для чело века форма персонализации, наделения окружающего мира чер тами собственной личности. Какую бы форму ни принимала ду ховность, она обеспечивает человеку веру в буквальное либо сим волическое бессмертие, уверенность в том, что после его физичес кого исчезновения нечто все же останется.

    227
    Глава 7. То, что не видно сразу
    В аспекте продолжения самого себя мировоззрение представ ляет, пожалуй, самую лаконичную и экономную форму наследства.
    Радикальное отличие жизненной философии от других атрибутов человеческого существования — личных вещей, дома, бренного тела — состоит в том, что ее невозможно уничтожить. Можно от вергнуть, не признать, пытаться изменить, но уничтожить — нельзя.
    И нет ничего удивительного, что этот залог вечности очень дорог его владельцам. Потомство, сменяясь следующим, умирает, вещи исчезают, деньги тратятся, и только идеям для вечности не требу ется ничего, кроме иного дружественного сознания, в котором они,
    как в сейфе, сохраняются.
    Культурно знаковая среда, о которой писал Л.С. Выготский,
    не возникает природным путем, но представляет собой результат взаимодействия личных мнений, индивидуальных озарений, де монстраций и подражаний. Если еще раз вспомнить Р.А. Уилсона,
    то, помимо уже упомянутых поведенческих программ, у людей су ществует особая программа, так называемый времясвязывающий семантический контур, содержащий знаки и значения, в которых свернут практический человеческий опыт. Этот контур упорядо чивает и «упаковывает» окружающий мир, классифицируя все в соответствии с контекстом жизни человека, его функции — это изобретение, вычисление, предсказание и передача сигналов, в первую очередь внутри семьи.
    И хотя исторически сложилось так, что жизненная филосо фия больше изучалась социологами и культурологами, психологи также признают ее важность для самоидентификации человека;
    еще У. Джемс называл мышление самым интимным свойством человека. К. Левин писал, что понятие «ценность» — довольно не ясное в психологии, потому что не является целью достижений,
    но тем не менее они руководят поведением человека. Например,
    человек не пытается «достичь» честности, но она присутствует в системе отсчета, которой он пользуется при оценке своих и чужих действий.

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    228
    Придавая большое значение системе взглядов человека на мир,
    Г.К. Честертон писал: «Есть люди — и я из их числа, — которые думают, что самое важное, то есть практически важное, в челове ке — это его мировоззрение. Я думаю, что для хозяйки, имеющей в виду жильца, важно знать размеры его дохода, — но еще важнее знать его философию. Я думаю, что для полководца, собирающе гося дать сражение неприятелю, важно знать численность его, но еще важнее для него знать философию неприятеля. И я думаю даже,
    что вопрос совсем не в том, оказывает ли мировоззрение влияние на окружающую среду, а в том, может ли в конце концов что ни будь другое оказывать на нее влияние» (цит. по: Джемс, 1910, с. 9).
    К. Юнг отмечал, что общее мировоззрение, основанное на ценностях, обеспечивает внутреннюю связь между поколениями,
    преемственность и устойчивость семьи, что делает ее долговечной и жизнестойкой. Однако групповые ценности могут быть сохра нены только при свободе отдельного человеческого существа, по тому что невозможно навязать философию насильственно.
    Американский психолог И. Альтман, исследующий проблемы приватности, также отмечал в качестве специфически человечес кой особенности «когнитивную территориальность», или право на идею. Не только на материальные предметы и территорию может претендовать субъект, но также и на ментальные явления — наука,
    искусство, авторские права, патенты, другие виды авторства на идеи обладают для человека высокой важностью. Несогласие в ака демических кругах очень часто основано на верности школе и па радигме (социальным «территориям» обитания), а не служению истине, как это подразумевается наукой. Очень существенно и пер венство в идеях, то есть временной аспект их использования.
    Таким образом, в области обмена мыслями и ценностями, не смотря на всю их эфемерность и прозрачность, могут присутство вать те же процессы отделения — объединения, что и в физичес ком жизненном пространстве. Точно так же возникает острая по требность защитить свою жизненную философию в случае угрозы

    229
    Глава 7. То, что не видно сразу
    и переживание непризнанности или надругательства — если цен ности отвергают.
    Идентификация с идеями описывалась в гуманистической и экзистенциальной психологии, человек как субъект идеи и как ее раб был предметом пристального внимания культуры Нового вре мени. Человека без мировоззрения не бывает, и даже если он ни когда не задумывался и не говорил о нем, все равно он пользуется некоторыми правилами и принципами, которые приближают его к правильной и счастливой, по его мнению, жизни. Если уподо бить психологическое пространство личности дому, то у каждого есть комната, в которой живет его жизненная философия, но у кого то это маленький чуланчик, незаметный посетителям, а у кого то — большая обжитая гостиная.
    Мировоззрение может быть зрелым и совсем инфантильным,
    в котором мало ценностей и представлений и которое поэтому не может принести своему хозяину большой пользы. Однако он все равно имеет право на то, чтобы им обладать.
    Духовность и ценности
    Если мировоззрение обладает множеством нюансов, вероят ных способов проживания жизни, способностью посмотреть на нее со стороны, выделить в ней главное, подняться над суетой — то говорят о духовности как особом качестве человека, которое пока зывает, насколько свободным от земных привязанностей он мо жет быть. Основа духовности — поиск смысла жизни и чувстви тельность к его присутствию.
    Духовность сложно определить, но можно попробовать опи сать. Независимо от особенностей научной позиции психологов все сходятся на том, что она обладает следующими свойствами. Ду ховность пронизывает все человеческое бытие, направляя мыш ление, вовлекая общение, определяя поведение. Это не теория, а практика жизни, включающая особые переживания, которые опи

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    230
    сываются как пиковые, мистические, трансперсональные, транс цендентные или религиозные опыты. Духовность доступна каж дому, но люди не одинаковы по степени причастности к миру духа,
    их различия имеют качественное и количественное выражение и даже могут быть измерены. Духовность и религиозность — не одно и то же, но духовность все же подразумевает, даже без воцерков ленности, внутреннюю готовность к вере. И наконец, духовность включает веру в паранормальные явления, опыт таких пережива ний или практик. Очевидно, чистый рационализм с духовностью мало совместим, ибо, как говорил Гете, природа не делится на ра зум без остатка.
    Насколько естественным оказывается язык духовности для человека, во многом определяется его индивидуальными особен ностями. Многое зависит от присущего человеку способа перера ботки информации (когнитивного стиля): если разделить всех лю дей на Сочувствующих и Систематизирующих, то стремление к поиску смысла жизни больше присуще Сочувствующим. Они же чаще склонны к религиозности. А поскольку большинство жен щин практикуют Сочувствующий стиль познания, то и среди ве рующих мы также встречаем больше женщин. Мужчины же чаще склоняются к тому, чтобы не сопереживать миру, а объяснять его,
    поэтому верующих мужчин значительно меньше, чем верующих женщин. Что, впрочем, не мешает им все же занимать самые за метные вершины и в религиозном мире, и в человеческой культу ре вообще (Rosenkranz, Charlton, 2010).
    Существуют и другие индивидуальные предпосылки для фор мирования религиозной философии: так, высокий интеллект по буждает к смене религиозной позиции и принятию новых взгля дов, как о воцерковлении, так и об отступничестве. А люди мало интеллектуальные устойчивы в своих религиозных взглядах.
    Склонные к духовным переживаниям люди чаще всего экстравер ты, открытые опыту, находящиеся в диалоге с миром, принимаю щие его главные законы и дружелюбные, а люди с повышенной

    231
    Глава 2. О пище и сексе
    тревожностью редко могут найти устраивающие их модели духов ного устройства мира, хотя именно они в этом особенно нуждаются.
    Независимо от личной жизненной философии и отношения к ценностям духа исследования показывают, что каждый человек склонен себя считать более духовно развитым и религиозным по сравнению с остальными. Основу любого мировоззрения, разви того или инфантильного, составляют ценности — «путеводитель»
    по жизни, позволяющий оценить, рассортировать и смоделировать поведение в разных жизненных ситуациях. Ценности всегда по могают человеку жить, и среди них не бывает «плохих», они уни версальны и присутствуют у всех людей, но могут вступать в конф ликт друг с другом. Однако хороши они тоже в контексте задач конкретной жизни, с моральной же точки зрения ценности нейт ральны, поэтому не стоит путать их с добродетелями.
    В зависимости от индивидуальных особенностей и задачи, ко торая решается человеком на текущем этапе жизни, могут усили ваться те или иные ценности. В исследованиях устойчиво выделя ется десять основных ценностей (Schwartz, Bilsky, 1987).
    1. Власть (сила) позволяет человеку завоевать социальный ста тус, контролировать других людей и разные ресурсы раз вития.
    2. Достижения нужны для того, чтобы иметь успех в любом начинании, но при этом соответствовать социальным нормам.
    3. Гедонизм дает возможность и право получать разные удо вольствия и радовать самого себя.
    4. Стимуляция помогает мобилизоваться, быть энергичным,
    стремиться к новому и принимать вызовы жизни.
    5. Самостоятельность обеспечивает независимость жизненной позиции, проявления творчества, стремление к свободе.
    6. Универсализм позволяет быть толерантным, понимать дру гих людей, сохранять социальную справедливость, поддер живать других людей и природу.

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    232 7. Доброта способствует тому, что человек легко прощает дру гих, участвует в их жизни и помогает.
    8. Традиции как ценность проявляются в верности обычаям,
    уважении традиционной культуры и религии, скромнос ти, праведности.
    9. Конформность предотвращает намерения и поступки, ко торые могли бы повредить другим или нарушить нормы по ведения, подразумевает вежливость и послушание.
    10. Безопасность обеспечивает надежность жизни, гармонию,
    стабильность общества, отношений с другими людьми и самого себя.
    Как легко увидеть, среди этих ценностей нет ни одной, от ко торой было бы легко отказаться или которую можно было бы счесть ненужной. Но если иметь в виду, что в жизни каждого человека присутствуют одновременно две пары противоположно направлен ных векторов, ставящих перед ним разные задачи и побуждающих его к разным поступкам, то можно ценности соотнести с теми це лями, для достижения которых они больше всего нужны.
    Таблица 1
    Соотношение ценностей и основных жизненных задач
    (по
    Schwartz, Bilsky, 1987)
    Откр ытость к изменениям:
    С амостоятельность
    Стимуляция
    Гедонизм
    Самотрансценденция:
    Универсализм
    Доброта
    Самоусиление:
    Достижения
    Власть
    Консервативность:
    Конформность
    Традиции
    Безопасность

    233
    Глава 7. То, что не видно сразу
    Внутри хорошо сбалансированной функциональной семьи обычно можно найти их все, но разные ценности доминируют у разных членов семьи в зависимости от роли и предназначения каждого. Так, сила и достижения обычно руководят поведением главы семейства, ценности, позволяющие открыто воспринимать новый опыт, способствуют обучению и потому полезны детям и молодежи, ценности самотрансценденции (выведения себя за пределы индивидуального существования) присущи тому чле ну семьи, который обеспечивает внешние и внутренние контак ты и выступает стихийным психотерапевтом для своих родствен ников, а ценности консерватизма чаще встречаются у старшего поколения.
    Этот расклад приблизителен, ведь роли и обязанности в семье не жестко привязаны к статусу, но если какая та ценность отсут ствует, семейное равновесие находится под угрозой. Нет консер вативного начала — семья страдает от хаотичности, неупорядочен ности, и это может в конце концов приводить к усталости и раз дражению. Нет открытости к изменениям — трудно развиваться,
    меняться и радоваться жизни. Без власти семья не будет сильной и не сможет себя защитить. А без способности к самотрансценден ции членам семьи будет трудно находить друзей или вступить в родство с другими людьми. Таким образом, системы личных цен ностей каждого члена семьи могут совпадать, а могут дополнять одна другую; последний случай более уязвим для конфликтов, ведь понимание того, что все плывут в одной лодке, присутствует у чле нов семьи не всегда.
    Упражнение 17
    Проведите небольшое обследование семьи с точки зрения раз деляемых ценностей; не обязательно своими наблюдениями делить ся с кем то. Кто выделяется своей особенностью и отделяется от всей семьи системой ценностей? Кто одобряет или не одобряет

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    234
    взгляды других членов семьи? Для чего семье нужны эти люди, как они поддерживают и укрепляют семью? Какие настроения или взгля ды могут покачнуть стабильную и крепкую семейную систему?
    Язык духовности в человеческом бытии обладает своей спе цификой. Поскольку у людей духовных сфера интересов смещена в область сущностных, предельных вопросов, они могут легко от казаться от того, что жизненно необходимо среднестатистическо му обывателю, и потому проще переживают потерю имущества,
    социального статуса, жилья. Они могут пренебрегать обустрой ством своего материального мира, смысл и суть их жизни никак не проявляется в одежде, автомобиле, квартире, которыми они пользуются. В интеллектуальных кругах России считалось даже некоторым шармом быть плохо одетым и неустроенным в жизни,
    что понималось как намек на иные, высшие задачи человеческого предназначения. Но если у людей духа нет возможности мыслить,
    они начинают чахнуть и задыхаться.
    Иногда даже близкие теряют для таких людей свою значимость,
    становясь всего лишь фоном их бытия. Люди духа не всегда добро детельны в привычном смысле слова, они могут служить Красоте или Истине, но при этом быть эмоционально холодными и прово цирующими своих близких, выполняющих практические обязан ности, без которых жизнь невозможна. У великих эстетов, подоб но Оскару Уайльду, нередко был очень плохой характер.
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   20


    написать администратору сайта