Нартова-Бочавер. ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ: объединение и разделение. Нартова-Бочавер. ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ: объединение и раз. С. К. Нартова Бочавер, К. А. Бочавер, С. Ю. Бочавержизненное пространство семьи объединение и разделение
Скачать 30.63 Mb.
|
Глава 5 ВРЕМЯ ЖИТЬ Время пользования жизненным пространством Весь наш долгий разговор — о том, что каждый человек стре мится «застолбить» свое место в этом хотя и большом, но все же тесном мире. Это чувство своего, основа подлинности человечес кой жизни, возникает не только благодаря совпадениям во време ни и пространстве с членами своей семьи, но также предполагает, что каждый имеет право на нечто, не разделенное с другими. При ватность обеспечивается не только пространственными граница ми, но также и временны ´ ми рамками. Пользуясь одними и теми же предметами, находясь в одном и том же месте, люди нуждаются в том, чтобы многое в их жизни происходило хотя бы не одновре менно с другими, а по очереди. Строго говоря, в мире очень мало такого, что принадлежало бы кому то единолично, все мы здесь — временные гости, кто то был раньше, кто то придет потом, но при ятно чувствовать, что, пока мы здесь, никто не претендует на наше время и место. В семье люди нуждаются друг в друге, а внимание и забота — это всегда время. Не бывает так, чтобы время тратилось только на себя. Приходится его распределять между личным, общим, време нем для попарного общения с каждым из детей, с мужем или же ной, а также иногда выделять его часть для работы, вторгающейся в личную жизнь. Поэтому организация совместного режима жиз ни — задача не из простых. Почти всегда кто то в проигрыше. На наш взгляд, режим жизни устроен хорошо, если каждый член семьи имеет возможность быть выслушанным и если ни у кого не возни кает травмирующего чувства, что в доме нет ничего своего. Возмож но, такой распорядок далек от идеала, но он устойчив и в нем есть главное. Невроз хронической невыслушанности — типичное явле 153 Глава 5. Время жить ние нашего времени, которое связано именно с тем, что люди не готовы выделять время для того, чтобы дать высказаться близким. А близкие, в свою очередь, не всегда заботятся о том, чтобы «зара ботать» себе собеседника. Так или иначе, взаимодействие всегда предполагает организацию семейного и личного времени, ведь и конфликтов часто можно избежать, просто не совпадая во времени. Что же означают временны ´ е совпадения в семейной жизни? Это подарок судьбы или результат совместной работы? Это норма жизни или праздничный эпизод? Если двое встретились, то в первую очередь благодаря тому, что оказались в одном времени и пространстве. Однако когда они узнали и полюбили друг друга, у них не было ни общих пережива ний, ни событий. То, что их привлекло, нарабатывалось ими долго и порознь. У долго живущих вместе людей общего становится мно го, но это не всегда делает их интереснее друг для друга: кому ин тересно собственное отражение? Очень многие разочарования в семейной жизни связаны с потерей новизны, и чтобы этого избе жать, нужно обязательно иметь что то свое. Созависимость в се мье присутствует всегда, но слияние близких людей часто лишает и чувства остроты жизни, и вообще индивидуальности. У близких людей, как правило, личные режимы жизни син хронизируются, и в удачном случае родственники «настраивают ся» друг на друга, вплоть до синхронизации месячного цикла у жен щин из одной семьи. Сосуществование предполагает, что люди хотят проводить время вместе, и ради этого корректируют свои режимные привычки. Однако внутри этих привычек у каждого есть нечто такое, что с трудом поддается изменению, и в этом случае главное — просто знать об этих особенностях и правильно их ин терпретировать. Например, если жена спит мало, а энергетически более исто щаемый муж рано засыпает и не может проснуться резко, не стоит обижаться, если он не всегда рад сексуальным инициативам, это не оттого, что он не любит жену. Просто нарушается распорядок ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ 154 его жизни, и это может быть стрессом. Задача адаптации — под строиться к его физиологии с учетом момента встречной готовно сти. «Альтернативы» такой подстройке — отказ от секса, обиды, конфликты, измены. Время частично заменяет пространство: если нет своего про странства, то можно попользоваться общим по очереди или чужим в отсутствие хозяина, но в свое, личное время. Однако по сравне нию со временем личное пространство больше заметно окружаю щим — оно помечается стенками, заборами, разбросанными ве щами, а как понять, что мы посягаем на чужое личное время? Труд но разделить время на всех, особенно в условиях одновременнос ти существования. Но тем не менее в семье обычно умеют дать по нять друг другу, что «двери закрываются» и поезд уже в пути на следующую станцию, а эта остается позади. В большинстве еже дневников время организовано сверху вниз. Ту же структуру име ют школьные расписания и графики работы. Люди ожидают внимания друг от друга и отказывают в нем, рассчитывают на время друг друга и ограничивают его. Время — неотъемлемый атрибут жизни, оно бесконечно, было и будет. Но только человека, как правило, мало волнует, как именно оно течет в его отсутствие, для него главное — организовать свое, личное так, чтобы все успеть и не было потом «мучительно больно». Личное время ограничено. И эта ограниченность задает смысл и драмати зацию жизни — ведь если бы можно было репетировать, строить жизненные «черновики» и «чистовики», потом предпринимать новые и новые попытки, то в чем состояло бы преимущество лич ностного выбора? Знать свое время Все сложные системы (в том числе человеческая психика) чув ствительны ко времени. События определяются не только тем, где, но и тем, когда они происходят. 155 Глава 5. Время жить «Сердце Вареньки билось так, что она слышала удары его и чувствовала, что краснеет, бледнеет и опять краснеет. Быть женой такого человека, как Кознышев, после своего положения у госпожи Шталь представлялось ей верхом счастья. Кроме того, она почти была уверена, что она влюблена в него. И сейчас это должно было решиться. Ей страшно было. Страшно было и то, что он скажет, и то, что он не скажет. Теперь или никогда надо было объясниться; это чувствовал и Сергей Иванович. Все, в взгляде, в румянце, в опущенном взгля де Вареньки, показывало болезненное ожидание. Сергей Ивано вич видел это и жалел ее. Он чувствовал даже то, что ничего не сказать теперь значило оскорбить ее. Он быстро в уме своем по вторял все доводы в пользу своего решения. Он повторял себе и слова, которыми хотел выразить свое предложение; но вместо этих слов, по чьему то неожиданному пришедшему ему соображению, он вдруг спросил: — Какая же разница между белым и березовым? Губы Вареньки дрожали от волнения, когда она ответила: — В шляпке почти нет разницы, но в корне. И как только эти слова были сказаны, и он и она поняли, что дело кончено, что то, что должно быть сказано, не будет сказано, и волнение их, дошедшее перед этим до высшей степени, стало утихать». (Л.Н. Толстой «Анна Каренина») Иногда кажется, что вместо точного единственного выбора можно «сканировать» жизненный путь через повторы, прибли жаясь к оптимальному, возможно, поэтому тема повторов очень популярна в современном искусстве, особенно кинематографе (например, «День сурка» Гарольда Рэмиса), но эта иллюзия лишь дополняет реальность, достаточно требовательную к моменту принятия решений. Если момент упущен, — повторить его не возможно. ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ 156 Временны ´ е рамки событий и деятельностей устанавливаются и самим человеком, и его жизненными обстоятельствами. Время и про странство — основа определенности, распорядка жизни. Способность оказаться в нужных обстоятельствах в нужное время, переживание себя «здесь и сейчас» — основа жизненного успеха. Нужно быть в диа логе со временем, уметь спрашивать, о чем оно, и слышать ответ. Ста ринные практики предсказания никогда не были однозначными и абсолютными, учитывали момент времени: в астрологическом про гнозе — это время (а также место) рождения, в Книге перемен — смысл развития ситуации для судьбы человека. Типичные диалектические прогнозы в Книге перемен: «Если ты наступил на иней, значит, бли зится и крепкий лед» (Щуцкий, 1998, с. 265), или: «Завяжи мешок. Хвалы не будет, хулы не будет» (там же, с. 266). Первый — предуп реждение и указание на то, к чему сейчас готовиться, второй — реко мендация стараться сохранить то, что есть, воздержавшись от иници атив и не рассчитывая на быстрые перемены теперь. Восточные философии, основанные на понимании единства человека и мироздания, полагали, что мудрость заключается в том, чтобы правильно распределять свою энергию в соответствии с фа зой жизни: если обстоятельства неблагоприятны, то лучше затаить ся и тем самым свести к минимуму потери, а если все складывается хорошо, нужно не упустить шанс и мобилизоваться. Например, ас трологические прогнозы пессимистичны, если романтические от ношения возникают в фазе ретроградной Венеры, а покупки совер шаются в фазе ретроградного Марса. Не время для этого. Чтобы определить смысл и дружелюбие текущего момента, не стоит пренебрегать простыми наблюдениями за близкими и самим собой. Когда начинать разговор об отпуске, выходе на работу, день гах, о том, что приедет погостить на три месяца мама? Чтобы про гнозировать взаимопонимание, нужно знать, в какой фазе своего личного времени сейчас находится собеседник. Фольклорное «Пришел муж с работы...» — как раз о том, что готовность к кон тактам нужно уметь диагностировать и взращивать. 157 Глава 5. Время жить Уместность и своевременность представляют собой главные ха рактеристики продуктивной жизни. Отстал от времени, опередил свое время — так говорят о людях, которые имели таланты и почти добились признания, но по разным причинам все таки не смогли им воспользоваться. Оказались не в своем времени, позже или рань ше. И потому их не заметили и вовремя не оценили. Сделанное не вовремя нуждается в переделке, требует больших дополнительных затрат, упущенные возможности иногда теряются навсегда. «Как будто Посейдон, пока мы там Теряли время, растянул пространство...» (И. Бродский) Потерянное время — такая же драма, как и отсутствующий дом. Но и вечность существования — тоже не поощрение, а наказание (веч ный жид). Управление временем ускоряет процессы сближения и обе регает от опасностей. Эффективный способ ухаживания — находить ся там и тогда, где в это время находится предмет интереса. А чтобы избежать столкновения с врагом, лучше вообще с ним не встречаться. Организация личного времени Человек самоорганизуется и организует других во времени, он защищает свои временны ´ е привычки, которые складываются во временну ´ю идентичность. И если мы понаблюдаем за вариантами взаимоотношения со временем, окажется, что их довольно много, и каждый человек имеет свои, часто неосознаваемые, способы орга низации и проведения времени. «Они мало о чем решались разговаривать в последнее время и редко находили нужное слово в нужную минуту; почти всегда это слово являлось потом, когда уже некому его было слушать». (Ф.С. Фицджеральд «Ночь нежна») ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ 158 Личным (персональным) временем мы называем ту времен ну ´ю данность, которая может управляться самим человеком, про извольно. Оно складывается из взаимодействия объективного (при родного) времени, культурных требований и собственных усилий субъекта по адаптации к этим требованиям. Поэтому закономер но, что одно и то же объективное время по разному используется и переживается разными людьми. Например, некто не любит зиму, и он может постараться раскидать основные дела, понизить уро вень активности, словом, «впасть в спячку». Но если любимые чада или супруга будут тормошить и призывать к бодрости, то бодрость появится едва ли, а вот что возникнет раздражение — это точно. Время, потраченное на работу, может переживаться как лич ное, если человек дорожит этой работой и не хотел бы с ней рас статься. Это его добровольное решение о том, что он готов тратить восемь или десять часов на профессиональную деятельность. С другой стороны, есть люди, для которых семейная жизнь — это испытание и «каторга», и назвать время в семье личным они бы никак не могли. Таким образом, главное различие между личным и не личным временем связано не с тем, на что оно тратится, а с тем, согласен ли человек именно так его расходовать. Нарушение самоорганизации приводит к ощущению, что время «отнимают», отщипывают по кусочку от жизни, и человек не принадлежит себе. Подобно тому как принуждение к неудобной позе приводит к телесному подавлению, противоестественная временна ´я органи зация человеческой жизни также ведет к самоотчуждению. Суще ствует даже точка зрения, что пора вместо психологии индивиду альных различий говорить о темпоральной (временно ´й) психоло гии — потому что особенности человека обусловлены временем воздействия среды и продолжительностью этого воздействия. В психоанализе считается, что чем раньше ребенок пережил психологическую травму (разлуку с матерью, помещение в боль ницу), тем более разрушительными будут последствия этого собы тия, потому что у него было мало времени, чтобы успеть вырабо 159 Глава 5. Время жить тать психологические защиты, которые приходят с возрастом. Во обще внешне одно и то же событие может быть как травмирую щим, так и желанным, в зависимости от возраста: если дошколь ника пугает разлука с родителями, то подростка она скорее вооду шевляет. Поэтому при анализе любой жизненной истории нужно быть внимательным к тому моменту времени, когда она прожива лась. Многие неврозы, нарушения психики, при которых человек переживает внутренний конфликт, чувство вины, страдает от по ниженного самоуважения, могут объясняться неправильной орга низацией его служебного и личного времени. Причина психоло гического истощения представителей некоторых экстремальных профессий, например, полиции, состоит в том, что у них практи чески нет личного времени: даже во время официального выход ного дня они должны находиться в режиме готовности. В резуль тате становится проблематичным планирование каких то личных и домашних дел, и нет времени для восстановления перед новым рабочим днем. Вынужденный бесчеловечно высокий темп жизни, не учиты вающий возможностей темперамента, ограничивает и насилует человеческую природу. «Бег человечества наперегонки с самим собой» К. Лоренц оценивал как один из главнейших грехов циви лизованного человечества, опасный тем, что он не оставляет вре мени для рефлексии и самосозерцания (Лоренц, 1992). В результа те человек утрачивает счастливую способность отвлеченного мыш ления, которую зарабатывал на протяжении тысячелетий. Современные люди хронически что то не успевают и что то откладывают на потом. А ведь жизнь ускоряется, самолеты позво ляют быстро долететь, Интернет — быстро узнать, Скайп — быстро дозвониться, но все это не помогает чувствовать жизнь наполнен ной и продуктивной. Психозы, сопровождающиеся отчуждением от собственной жизни (деперсонализацией), также нередко включают переживание неуместности в текущем промежутке времени («Эх, ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ 160 родиться бы мне купчихой!») и убежденность в том, что иная эпоха была бы более подходящей. Поэтому вопрос о том, какой режим жизни подходит каждому из членов семьи, вовсе не праздный. В психологии смысл привычек состоит в том, что они умень шают неопределенность и увеличивают предсказуемость измене ний, представляя важнейшее условие дружественной среды: что известно, к тому можно подготовиться. Таким образом, понима ние своих временны ´х привычек и предпочтений — важная часть человеческого самосознания вообще, а также условие, помогаю щее предотвратить недопонимание и серьезные конфликты меж ду членами семьи. Стабильность временны ´х привычек особенно важна для лю дей, у которых ослаблено по разным причинам чувство авторства своей жизни, и потому они не могут контролировать свою жизнь в той мере, как бы им этого хотелось, — для детей, стариков, инва лидов. Они более консервативны в своем поведении по сравнению со здоровыми людьми среднего возраста и больше нуждаются в соблюдении привычного распорядка: если они не могут все решить, то по крайней мере хотят располагать информацией о том, что и когда произойдет; это позволяет им заранее приготовиться к со бытиям. В то же время они часто оказываются самыми внедряю щимися в жизненное пространство других членами семьи, посколь ку благодаря своей иногда избыточной активности привлекают внимание к своим потребностям и вообще к своей личности. Личное время организует порядок владения различными со ставляющими психологического пространства, упорядочивает об щение и досуг. Соответственно вмешательство в личный способ структурирования времени автоматически нарушает и все иные уровни идентичности. Это наложение временны ´х ограничений на пользование всем, что человек считает своим: можно фрустриро вать его телесность, попросив выйти из ванной раньше времени или поторопив с завтраком, который человеку нравится проводить неспешно, можно потребовать срочно вернуть одолженную вещь, 161 Глава 5. Время жить выгнать из комнаты, помешать встретиться с другом или сделать эту встречу «скомканной» и оттого бессмысленной, можно пере ключить программу телевизора. На наш взгляд, именно привычки больше всего отражают краткосрочность жизни вообще, напоми ная о том, что все сущее дано на время. С другой стороны, выделенное для любимого человека и об щего с ним бытия время может тратиться не напрямую, а уделять ся разным занятиям. В практической психологии принято считать, что время, затраченное на изображение некоторого объекта на ри сунке, отражает значимость этого объекта для автора. Например, ребенок может рисовать папу большим, но маму — нарядно оде той; очевидно, что время, выделенное для подробностей ее туале та, отражает меру любви ребенка к матери. То же самое мы прак тикуем и в быту. Можно долго вязать свитер с ирландским узором для любимого человека, и хотя этот человек сутками живет на ра боте, очевидно, что он любим. Вообще объем времени, затрачен ный на служение семье при непосредственном отсутствии тех чле нов семьи, которым это служение адресовано, безусловно, отра жает меру преданности близким. Кто стоит в очередях, кто долго роется в Интернете, чтобы организовать совместное путешествие, кто во время отпуска супруга делает ремонт квартиры — все это выраженная в личном затраченном времени любовь. Даже если она не видна наблюдателям, она есть. |