Нартова-Бочавер. ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ: объединение и разделение. Нартова-Бочавер. ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ: объединение и раз. С. К. Нартова Бочавер, К. А. Бочавер, С. Ю. Бочавержизненное пространство семьи объединение и разделение
Скачать 30.63 Mb.
|
Территория мужчин и территория женщин И раз уж мы заговорили о биологии, нужно отметить, что при вязанность к территории различается у женщин и у мужчин. Среди программ маскулинного поведения описана одна очень важная для нас, отвечающая за контроль над собственной территорией, и потому нет ничего удивительного в том, что для мужчин уве ренность в прочности границ своего участка важнее, чем для жен щин. Это и понятно: ведь эволюционно и исторически сложи лось так, что именно самка или женщина перебирается на терри ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ 90 торию своего избранника. Таким образом, язык пространства, территории — скорее мужской, чем женский. И хотя реальность предъявляет свои требования, для мужчин субъективно важнее, чем для женщин, быть на своей территории; не случайно во мно гих культурах существуют специальные ярлыки, обозначающие мужчину, перебравшегося на территорию жены. Слова эти не аг рессивны, но некоторый уничижительный оттенок все же содер жат. Это не значит, конечно, что собственником дома может быть только мужчина, но нужно иметь в виду, что, живя на террито рии жены, он должен будет прикладывать больше усилий, чтобы обжить эту первоначально не свою территорию. А вот женщина спокойно обустраивает как изначально свою территорию, так и дом мужа. «Это был дом, созданный Николь, оплаченный деньгами ее деда. Ему тут принадлежал только флигель, где помещался его кабинет, да клочок земли под ним. На свои три тысячи в год и то, что перепадало за случайные публикации, он одевался, пополнял винный погреб и покрывал свои карманные расходы и расходы по воспитанию Ланье, пока что сводившиеся к жалованью бон не. В любом предприятии Николь Дик всегда оговаривал свою долю участия. Он сам жил довольно скромно, без Николь ездил всегда третьим классом, пил самое дешевое вино, берег свою одеж ду, наказывал себя за каждую лишнюю трату и таким образом ухитрялся сохранять некоторую финансовую самостоятельность. Но это было все трудней и трудней; то и дело приходилось разду мывать вместе о том, что можно бы сделать на деньги Николь. И конечно, Николь, желая закрепить свою власть над ним, же лая, чтобы он всегда оставался при ней, цеплялась за всякое про явление слабости с его стороны; нелегко было сопротивляться за ливавшему его потоку вещей и денег». (Ф.С. Фицджеральд «Ночь нежна») 91 Глава 3. Мой мир, мой дом, моя крепость Упражнение 7 Предлагаем обратиться к анализу домашних привычек, связан ных с перемещениями. Припомните и проанализируйте свои реак ции на перемещение ребенка по квартире — как вы относитесь к тому, что ребенок подолгу сидит в вашей комнате, запирает дверь своей комнаты, часто ходит из комнаты в комнату, старается реже бывать дома или, наоборот, все свободное время находится дома? Попро буйте также дать интерпретацию территориальных привычек мужа (жены). Задерживается ли в машине, перед тем как выйти в офис или вернуться домой? Каких условий не хватает, чтобы предположить, что он или она: а) обожает свою машину, б) ненавидит работу, в) ус тал(а) от жизни. Кто в семье любит вставать раньше других и ложить ся позже всех? Кто чаще других где то задерживается, хотя пора бы вернуться домой или ехать в школу или на работу? Эти наблюдения, будучи произведены специально, могут дать немало полезной инфор мации для размышлений о структуре семьи и дома. Психологические функции территории Отличие человеческой территориальности не только в том, как обозначается личный участок, но и в социальном смысле этого зак репления. У нас, людей, территориальность — это основа инди видуальной и групповой идентичности, то есть она позволяет оп ределить, кто я и кто мы. Горы или равнина, дворец или хибара — это, наверное, одна из первых характеристик после пола и возрас та, которая дает нам представление об индивидуальности челове ка. Территория представляет человека другим, а также спасает, оберегает, упорядочивает жизнь и дает возможность восстановить ся. Далее, территориальность представляет собой средство орга низации взаимоотношений: на работе нужно иметь служебное об щение, за пределами офиса — личное; дома лучше не заниматься профессиональной деятельностью, а на службе — семейными де ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ 92 лами. И наконец, фиксирование территории дает человеку возмож ность контролировать свои занятия и социальные контакты в про цессе их осуществления: личное помещение можно открыть или закрыть, заселить его гостями или отвести для уединения. Американские и европейские психологи давно исследуют лич ное пространство и его влияние на поведение и самоотношение человека. Власть территории столь высока, что, согласно концеп ции «места поведения», разные дети на одной и той же территории склонны вести себя одинаково, несмотря на очевидные индиви дуальные различия. То есть получается, что общая территория как бы деиндивидуализирует человека, навязывая ему определенные способы поведения (в библиотеке — читать, в школе — учиться, у дантиста — бояться), и потому для нормального развития индиви дуальности каждому непременно необходимо «укромное убежи ще», место личного пользования без заданных обязанностей. Обладание территорией влияет и на самоуважение человека: было показано, что обитатели интерната для престарелых оцени вают себя выше, если имеют отдельную комнату, и ниже, если живут с кем то из товарищей. Конечно, можно предположить, что самоуважение характеризует людей с лучшим финансовым поло жением, которые и могут позволить себе более комфортные усло вия в старости. Однако обнаружено, что пожилые люди по разно му относятся к другим в зависимости от «жилплощади»: когда в доме престарелых общие комнаты заменили индивидуальными, поведение обитателей очень сильно изменилось. Возросла коллек тивность и общая интенсивность общения, понизился уровень аг рессивности. И если до получения отдельной комнаты пожилые люди особенно строго фиксировали «свои» территории в местах общего пользования — подоконники, табуреты, то позже они ста ли более терпимо относиться к посягательству других на эти участ ки, которые утратили статус личных. Другие данные также свидетельствуют о том, что не все в душе человека происходит внутри, и слишком многое обусловлено тем, 93 Глава 3. Мой мир, мой дом, моя крепость что его окружает. Так, студенты, живущие в тесных спальнях в об щежитии, в отличие от своих товарищей из просторных комнат чаще стремились к уединению, а планируя свои действия, всегда оценивали место работы с точки зрения возможной тесноты. Жизнь в тесноте приводит и к тому, что другие люди начинают рассмат риваться как менее дружелюбные и готовые к сотрудничеству по сравнению с самим субъектом. Таким образом, территория необходима каждому. Риторичес кий вопрос — всем ли одинаковая? Конечно же, нет. И в оценке природных условий, и в отношении к искусственному городскому или сельскому жилищу. Хотя попытки представить шкалу объек тивной привлекательности ландшафтов предпринимались (от ди ких территорий к городским застройкам, в промежутке отмечая по убывающей с точки зрения привлекательности сельскохозяйствен ные угодья, сплошные леса, заболоченные земли), все же един ственный общий вывод из подобных исследований состоит в том, что дикая местность больше нравится людям, чем жестко упоря доченные парки. Но похоже, это все таки дело вкуса. И мож но предположить, что жители российских сел имели бы другое мнение. Пейзаж и ландшафт Современному человеку трудно отделить собственно природ ное от культурного и символического. Исследования показывают, что привлекателен тот ландшафт, который вызывает сокровенные воспоминания (Голд, 1990). То есть, опять же, персонализирован ный, включенный в личный (или коллективный) опыт. Существу ет точка зрения, что для здоровья человека ему лучше не менять свою климатическую зону. Этому правилу трудно следовать, од нако прямые и косвенные данные свидетельствуют, что человек переживает запечатление того пейзажа, который наблюдал в дет стве, и остальные ландшафты не вызывают у него привязанности. ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ 94 На нас также влияет уровень освещенности, и потому южане, пе ребравшиеся в среднюю полосу, испытывают сезонные депрессии от недостатка солнца. Солярий — хорошая вещь, но поправляет ситуацию лишь незначительно. Удивительным образом самое главное и интимное для челове ка — ни много ни мало его жизненный путь — часто предстает как блуждание внутри пейзажа, элементы которого имеют устойчивый символический смысл. Так, символ дороги связан с движением, перемещением, развитием. Море или река — эмоциональное воз рождение, безрассудность, непредсказуемость. Горы — восхожде ние, как личностное, так и социальное, сопровождающееся опас ностями, искушениями, рисками. Пустыня — символ оставленно сти, блужданий в одиночестве, замирания. «Мне кажется, что лес многим обязан стене — ведь огоро женное место ценится. Когда я ступал по мягкому дерну, мне чудилось, что меня ждут. Деревья растут достаточно густо, что бы вы постоянно видели перед собой сплошную листву; но вам все время кажется, что именно сейчас вы — на полянке, ибо вы идете в неярком сиянии среди зеленых теней. Я был совершен но один, если не считать овец, чьи длинные глупые морды иногда глядели на меня; но одиночество это напоминало не о чаще, а о большой комнате в пустом доме. Помню, я думал: “В детстве мне было бы тут очень страшно, или очень хорошо”. И потом: “Каждый становится ребенком, когда он один, совсем один. А может, не каждый?”» (К.С. Льюис «Мерзейшая мощь») Упражнение 8 Ранее мы предлагали вам представить место, олицетворяющее собой спокойствие и комфорт. Теперь обратимся к воспоминаниям детства. Задумайтесь и вспомните, есть ли места вашего детства, 95 Глава 3. Мой мир, мой дом, моя крепость куда хотелось бы вернуться? В чем их особенность? Что связано с ними? Есть ли и другие места, такие, где вы никогда не были, но мечтали попасть туда? И то и другое может служить психологичес ким ресурсом, но знакомые места пробуждают позитивные эмоции, а места, где вы никогда не бывали, могут стать символом целей и достижений — причем не обязательно они сохраняются на всю жизнь. Если в детстве человек хочет попасть в закрытые помеще ния метро, то со временем это желание трансформируется, и у него появляются уже другие цели и задачи. Современная прагматичная культура стремится оценивать ландшафт с точки зрения его пригодности для человека, как его можно обустроить, что в нем изменится к худшему после того, как построят фабрику, электростанцию, мост. И потому чисто эстети ческое переживание пейзажа доступно, наверное, только художе ственно одаренным людям. Но есть нечто общее в восприятии всех людей, что делает какое то место на Земле особенно приятным: это чувство личной безопасности и защищенности. Однако жизнь в первозданной природе — для современного человека не более чем миф. Знать идеальное место жизни важно скорее для ментальных практик, в ходе которых и можно обращать ся к образам природы, чем для организации собственных жизнен ных планов. Потому что значительная часть экономических и куль турных событий происходит все же в городах. И хотим мы того или нет, скорее всего город как форма поселения будет существовать еще долго. Город и сельские поселения, более близкие природе, всегда нуждались друг в друге: город давал деревне рабочие места, де ревня городу — пищу, сырье, возможность отдыха. В то же вре мя для нашей страны свойственно относиться к сельскому об разу жизни, утратившему за время советской истории свои креп кие традиции и лишившему сельских жителей чувства собствен ного достоинства, несколько свысока. Действительно, трудно ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ 96 чувствовать себя венцом творения, если любая человеческая по требность на пути своего удовлетворения встречает множество препятствий. В современных российских деревнях трудно получить место профессиональной работы, нет медицинского обслуживания, отсутствует образование. Дореволюционная крестьянская и сель ская этика разрушена, а новая не возникла, потому что жители мало привязаны к своим местам, где они оказались не всегда по собственному желанию и которые мечтают покинуть, готовые за нять самое последнее место, но в городе. Вероятно, поэтому в на шей аграрной стране больше известно о психологических особен ностях и идентичности горожан, а не сельских жителей. Однако сельские корни есть практически у каждого человека, что и по буждает, особенно в зрелом возрасте, стремиться к своему «куску земли». И хотя эта земля не каждым используется как источник пропитания, эмоциональную подпитку общение с землей дает со вершенно точно, вызывая сентиментально ностальгические пе реживания, расслабляя и вдохновляя. Особенности жизни в городе А вот к городу как культурному явлению в истории существует противоречивое отношение. С одной стороны, античные поли сы для всего мира ассоциируются с расцветом искусств и наук. С другой стороны, существует точка зрения, что иудео хрис тианская традиция отличается антиурбанизмом, осуждая горо да и принижая их значимость: Бог создал землю, а человек — город. Наверное, истина находится посередине между этими поляр ными точками зрения. Есть города, подобные вечному Риму, ко торые прославляют и возвышают человека. А есть современные города, лишенные не только эстетической привлекательности, но зачастую даже функциональности. Именно о них, видимо, писал 97 Глава 3. Мой мир, мой дом, моя крепость К. Лоренц: «Откуда возьмется у подрастающего человека благого вение перед чем бы то ни было, если все, что он видит вокруг себя, является делом рук человеческих, и притом весьма убогим и бе зобразным?» (Лоренц, 1998, с. 14.) Среди негативных особенностей современной цивилизации, влияющих и на взаимоотношения людей, он особо отмечал пере население Земли, которое вынуждает защищаться от избыточных контактов и возбуждает агрессивность вследствие скученности — чтобы любить «ближних», нужно, чтобы рядом их не было так много. Другой особенностью, по мнению К. Лоренца, является опус тошение естественного жизненного пространства, разрушающее природную внешнюю среду и заменяющее ее искусственной, од нообразная архитектура которой подобна раковым опухолям, что в переводе с эстетического языка на язык науки означает потерю информации, то есть возможность изменения. Современный го род с его несоразмерно высокими домами, по мнению исследова телей, подавляет человека, заставляет его чувствовать собственную незначительность и беззащитность, в отличие от церквей, кирх и костелов, где гармонично сочетаются земная устойчивость и воз можность устремиться ввысь. Когда мне говорят: «Александрия», я вижу белые стены дома, небольшой сад с грядкой левкоев, бледное солнце осеннего вечера и слышу звуки далеких флейт. Когда мне говорят: «Александрия», я вижу звезды над стихающим городом, пьяных матросов в темных кварталах, танцовщицу, пляшущую «осу», и слышу звук тамбурина и крики ссоры. ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ 98 Когда мне говорят: «Александрия», я вижу бледно багровый закат над зеленым морем, мохнатые мигающие звезды и светлые серые глаза под густыми бровями, которые я вижу и тогда, когда не говорят мне: «Александрия!» М.А. Кузмин Город — особая структура. Можно его любить, украшать. В нем могут быть любимые кварталы, привязанность к которым побуж дает именно там работать, назначать свидания, жить. Психология архитектуры давно исследует вопросы о том, как сделать город бо лее дружественным человеку и что в нашем восприятии выделяет ся как ценное. Образ города складывается из разных компонентов — «сим волов города», достопримечательностей, городских территорий и маршрутов, высотности, динамичности. Надо сказать, что здесь тоже нет общих вкусов и предпочтений, многое зависит от опыта человека в городе и от его ведущей модальности — склонности воспринимать мир зрительно, на слух или телесно, измеряя рас стояния количеством пройденных километров или чувством соб ственной усталости. В США проводили следующий эксперимент. После прогулки слепые, глухие и здоровые люди давали разные характеристики районам города: так, прибрежная часть Бостона глухим показалась скучной, а по мнению слепых, была очень при влекательной. Известно, что пешеходы и автомобилисты также по разному описывают город. Пожалуй, единственная константа восприятия городских построек состоит в том, что для большинства людей важ нее высота здания, чем его ширина, и при этом верх отчетливо ас социируется с благом, озарением, красотой, а низ — с искушения ми, страданиями, злом. Вспомните, что вам лучше знакомо — ри сунок на мостовой или лепнина выше второго этажа, и вы сможете 99 Глава 3. Мой мир, мой дом, моя крепость оценить свою жизненную стратегию как оптимистическую или пессимистическую. Интересен вопрос, какой район люди считают своим. Амери канские домохозяйки считают, что главное в определении границ района — это социальная близость, и называют своим место, где живут «люди вроде нас» или же просто знакомые люди (Голд, 1990). Наши же соотечественники считают своей ту часть города, где они решают большинство жизненных задач (Самошкина, 2008). Часто бывает так, что город приобретает исключительно функ циональное значение: например, для матери семейства карта род ного микрорайона может быть связана с продуктовыми «точками», и трудно отвлечься от этого, пытаясь посмотреть на свой район глазами заезжего человека. Вообще полезно увидеть родной город глазами туриста, это освежает восприятие его красоты. Особенности жителей мегаполисов давно исследуются на За паде, в результате чего обнаружены некоторые социальные иска жения, представляющие собой, по видимому, адаптивную реак цию для преодоления психологических нагрузок (Milgram, 1970). Об этом тоже полезно знать, чтобы не впадать в отчаяние от соб ственных недостатков, которые во многом заработаны неправиль ным образом жизни столичных жителей. Так, было отмечено, что жители мегаполисов стремятся ограничить время нахождения в публичных местах, даже грубым прерыванием контакта. Как дале ко это от радостей площадной жизни в античной Греции! Другой способ бессознательно отгородиться от реальности города состоит в том, что люди склонны игнорировать малоприоритетную для них информацию, например, не пытаются помочь пьяным или просто упавшим на улице; также для человека свойственно удерживать личностные границы при помощи разного рода формальных про цедур. Например, в Москве никого не удивит, если водитель трам вая говорит, что не обязан разменивать деньги, в то время как в небольшой Йене вагоновожатый готов остановить свой вагон, что бы убедиться, что иностранные пассажиры не заблудятся. ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ 100 В больших городах стремятся создавать специальные инсти туты благотворительности, которые могли бы ограничить личные обращения за помощью. Жители мегаполиса стремятся закрыться от общения, приглашая консьержа для контроля за входом в дом. Они делают контакты менее интенсивными, не внося свой теле фон в справочник, фильтруя телефонные звонки с помощью оп ределителя номера или автоответчика. Провинциальные города, не столь прогрессивные экономичес ки и культурно, как большинство мегаполисов, зачастую свобод ны от подобных искажений общения и потому более дружествен ны и психотерапевтичны для своих обитателей и гостей. Однако не все так плохо и у столичных жителей. Несмотря на многочисленные личностные деформации, они все же не теряют интереса к себе подобным, и в городе даже появляется особый со циальный феномен — соседство. Отношения с соседями широко исследуются за рубежом, потому что в условиях ослабления внут рисемейных связей специфика соседских взаимоотношений (со четание пространственной близости с психологической дистанци ей, ежедневной доступности с субъективной малозначимостью) делает их важным психотерапевтическим фактором — буфером при стрессах, ресурсом в кризисных ситуациях, компенсацией при де фиците общения. Это становится возможным благодаря правилам соседского поведения: норме дружелюбия и уважения приватнос ти. Соседские контакты становятся особенно сильными в услови ях функциональной зависимости (например, необходимости по очереди платить консьержке или ремонтировать лифт), наличия других связей, помимо пространственных, например, принадлеж ности к одному этносу, необходимости возить детей в одну школу и отсутствии альтернатив общению. Кроме того, соседство проч нее в случаях социальной и возрастной однородности жильцов дома, то есть молодые лучше общаются с молодыми, а богатые охот нее — с богатыми. В ответ на внешний стрессор (загрязнение, уг роза теракта) сплоченность жителей обычно возрастает. 101 Глава 3. Мой мир, мой дом, моя крепость Соседство — это почти дом, почти семья. В России типичны случаи глубокой и долгой привязанности и дружбы между соседя ми по коммунальной квартире, которые продолжали испытывать симпатию друг к другу и после расселения в отдельные квартиры. Но все же главное в человеческой жизни происходит внутри дома. Дом — символ и условие человеческой устойчивости, про дуктивности, успешности. Дом характеризует личность его обита телей как ничто иное. Он строится, ремонтируется, передается по наследству. И все этапы его жизни отражают начало, развитие, за кат семейной истории. Дом как символ и убежище Символ дома особенно важен в психоанализе, хотя там нет его однозначного понимания. Основные части дома можно уподобить структуре человеческой личности, но, согласно Фрейду, подвал заключает в себе человеческие пороки, а для Юнга является кла дезем человеческой мудрости. Основное помещение, жилые ком наты — это осознаваемая часть личности, принимаемые и рефлек сируемые желания, намерения, поступки. В основном помещении происходит наиболее явная часть жизни. Соответственно комна ты могут символизировать разные сферы бытия, разные сублич ности и желания. И наконец, чердак — это аналог всего высокого в личности, моральных, эстетических, религиозных чувств. Таким образом, трудности в постройке дома могут говорить об отсутствии определенных жизненных планов (и действительно, если супруги не решили, иметь детей или нет, то они сомневаются и в том, стро ить ли детскую комнату). Ремонт дома и даже простая уборка па раллельны упорядочиванию душевного мира, внутреннего устрой ства человека. А пожар очевидным образом знаменует завершение одного жизненного гештальта и начало нового. Поэтому имеет смысл наблюдать за развитием дома, обживать, делать его своим. Простая домашняя уборка может быть психоте ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ 102 рапевтичной для человека, потому что одновременно с упорядо чиванием мира вокруг он получает опыт порядка вообще, кото рый затем может быть легко применен и к миру внутреннему: Я с домашней борюсь энтропией Как источник энергьи божественной Незаметные силы слепые Побеждаю в борьбе неторжественной В день посуду помою я трижды Пол помою протру повсеместно Мира смысл и структуру я зиждю На пустом вот казалось бы месте. Д.А. Пригов А что означает порядок в доме? Порядок задается хозяином. Понятно, что в комнате подрост ков нормально, если на стене висит велосипед, а под ним лежат кроссовки. Когда комната подростка стерильна, как больничная палата, это наводит на тревожные размышления: а где же люди? где жизнь? В то же время утомительно начинать любое хозяйствен ное действо с поиска ножниц, ниток, половой тряпки и веника. А поскольку в семье могут быть и взрослые, и дети, и старики, по нятно, что договориться о едином порядке очень сложно. Самый надежный путь — это уважение приватности друг друга. Понятие приватности, необыкновенно популярное на Западе, в нашей стране пока еще известно не всем. Приватность (privacy) — это мера доступности человека для социальных контактов или ин формационного потока (Altman, 1975). Каждый человек обладает представлениями о желаемой приватности и реальным ее уровнем, которые не всегда совпадают, создавая тем самым немало проблем. Отсутствие приватности иногда не осознается, но не может не переживаться. Если внимательно относиться к себе и окружающим 103 Глава 3. Мой мир, мой дом, моя крепость людям, можно определить как потребность в приватности, харак терную для каждого, так и меру ее удовлетворенности. Доступность другим утомляет и разрушает. Нарушения приватности могут быть связаны как с физическим присутствием других людей, например, в типичном прозрачном офисном помещении, так и с неприятным режимом готовности к тому, что в любой момент времени может прийти служебное (или родственное!) указание, просьба, приказ. Быть на виду — радость не для каждого. Тотальный контроль — одна из характеристик исправитель ных учреждений или тех, где вмешательство в личное простран ство вызвано заботой об обитателях, например, в психиатричес ких лечебницах. В то же время в психиатрии обсуждался вопрос о том, что полная доступность, даже во время элементарных гигие нических отправлений, может лишь усугубить душевное расстрой ство и без того не очень здорового человека. Есть интересные данные о роли приватности в условиях хро нического стресса. В процессе подготовки космонавтов проводился эксперимент на стенде «Орбита», представляющем собой круглую комнату размером 3,6 метра в диаметре и высотой 2,2 метра, обус троенную для комфортабельного существования там двух человек. Спустя несколько дней после начала эксперимента у одного из уча стников появилась выраженная реакция на комплексный стресс, которая выражалась в головной боли и тошноте, слабости, апатии, интеллектуальных затруднениях, обидчивости. Переживание стресса побудило испытуемого к установлению границ приватно сти: испытуемый А. обнаружил, что ночью он может как бы влезть в маленький шкафчик для хранения белья, причем одновременно он может поместить там либо ногу и таз, либо плечо и спину. «При этом субъект А. испытал отчетливое, но необъяснимо приятное ощущение, как будто он “ушел”, “спрятался” от стрессогенной обстановки эксперимента», — пишет Л.А. Китаев Смык (Китаев Смык, 1983, с. 310). «Укромное убежище» отвлекало от нагрузок и снижало стрессовые симптомы. Прикладное значение этого наблю ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ 104 дения состоит в том, что условия нервно психической напряжен ности должны обязательно компенсироваться наличием безопас ного приватного защищенного места. Это особенно необходимо представителям экстремальных профессий, больным, людям, пе реживающим социальные стрессы. В зависимости от особенностей личности люди склонны стре миться либо к большей, либо к меньшей приватности, отодвигая или приближая границы личного пространства. Те, кто стремит ся сам контролировать свою жизнь и брать на себя за нее личную ответственность, обычно склонны к дистанцированию, а люди открытые и доступные часто объясняют происходящее с ними внешними обстоятельствами. Для них совершенно естественно принять вас в своей комнате и развлечь беседой, но потом имен но продолжительностью разговора они и объяснят тот факт, что на работу времени не хватило! Люди с высокой самооценкой и демократичные также склонны допускать других ближе, чем ав торитарные или обладающие низкой самооценкой. Более близ кую дистанцию по отношению к другим устанавливают друже любные люди и те, кто не имеет расовых или национальных пред рассудков: широта взглядов обычно сочетается с открытостью людям и новым опытам. Также интересно, что первые дети в се мье обычно ближе к отцу и дальше от матери и братьев сестер, в отличие от вторых и последующих детей, у которых меньше пред почтений. Хотя приватность требуется каждому и всегда, все же наибо лее традиционное место ее обретения — это собственный дом. Желание уйти в бега, побыть одному — естественная реакция на информационный и социальный натиск в условиях большого го рода. Однако понятно при этом, что границы могут открываться и закрываться, отодвигаться и притягиваться в зависимости от смыс ла ситуации и текущих задач, которые нужно решить всем членам семьи. Желательно, чтобы люди, живущие вместе, не просто ока зывались совместимыми и не мешали бы друг другу, но также хо 105 Глава 3. Мой мир, мой дом, моя крепость тели бы и могли создать новое общее бытие, для чего правила и порядок уважения к приватности очень важны. В Древней Греции в домах были комнаты для женщин, там располагались супружеская спальня, маленький садик и комнаты, где женщины могли чувствовать себя свободно и уединяться от семьи. Эти покои назывались «гинекея», и смысл подобного раз деления во многом был продиктован именно стремлением к при ватности. Разделение на женскую и мужскую половины мы можем наблюдать и в турецких дворцах, и в разделенных английских спальнях. Различающиеся почти во всем культуры тем не менее были зачастую сходны в отношении уединения, приватности и «своего собственного» места человека в доме. Внутри семьи есть простые приемы поддержания приватности, они всем известны: это закрывание открывание дверей и привычка стучать в двери. Связав особенности общения с использованием домашней среды, американские исследователи выделили разные стили семейного взаимодействия (Altman, 1975). Обнаружилось, что в среднестатистической американской семье приватность больше связана с использованием ванной и спальни, а не кухни. Что откры вание закрывание дверей больше зависит от интимности деятель ности, чем от внутрисемейного статуса человека, а вот стук в дверь соответствует мере уважения, и чаще стучат в дверь к сестрам или родителям, чем к молодым мужчинам и подросткам, подтверждая жизненность метафоры «войти в дверь без стука». Если у отца есть отдельная, помимо общей с матерью спаль ни, комната, это говорит о большей дистанцированности от семьи, формальности в отношениях с другими членами семьи. И вообще, чем выше доступность комнат для других, тем выше открытость членов семьи друг другу в целом. Описанный тип семьи преобладал, однако было выделено и два крайних типа средового семейного поведения. Тип A — это открытый, неформальный, социально активный стиль семьи. Две ри открыты, отдельные комнаты доступны для других членов се ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ 106 мьи, отмечается меньше межличностных барьеров. Члены семьи вместе выполняют домашнюю работу, знают о том, что происхо дит в доме. Едят обычно на кухне, реже готовы стучаться в закры тые двери, активно обсуждают хорошие или плохие новости. Стре мятся посадить родителей на противоположные концы стола. Ин тересно при этом, что в семьях, где принято держать двери откры тыми, члены семьи обычно больше интересуются друг другом и больше знают друг о друге, а также для таких семей характерна меньшая формальность отношений, в частности, при распределе нии семейных обязанностей. Например, хлеб покупает не тот, чья очередь «дежурить», а тот, кто раньше освободился или проезжает мимо булочной. Естественное распределение обязанностей спо собствует теплому микроклимату в семье, хотя объективной спра ведливости в бытовой работе обычно здесь не бывает, всегда кто то перерабатывает, а кто то «избалован». Тип B обладает противоположными характеристиками, здесь отмечается выраженное присутствие границ: двери закрыты, от дельные комнаты недоступны. Едят обычно в столовой, причем стремятся посадить отца на конец стола, а мать — на угол или посередине, таким образом предоставляя им особое место, в то время как остальные члены семьи размещаются по сторонам сто ла. В подобных семьях информация не распространяется само произвольно, иногда нужно приложить усилия для того, чтобы узнать, кто из членов семьи сейчас дома. Не принято объявлять о своем возвращении, желать доброго утра и спокойной ночи. Мик роклимат бывает не самым теплым, любви может не быть вооб ще, но зато гарантируется уважение к приватности каждого чле на семьи. В 1980 е годы в Эстонии были обследованы семьи с детьми, живущие преимущественно в двух трехкомнатных квартирах (Лийк, 1988). Оказалось, что на удовлетворенность жилищными условиями и жизнью вообще влияет не плотность заселения, а воз можность уединиться. 107 Глава 3. Мой мир, мой дом, моя крепость Приватность у мужчин и женщин Современные работы также говорят о том, что способы дости жения приватности дома очень различаются у женщин и мужчин (Тиводар, 2008). По видимому, и потребность, и возможности ее достижения выше у женщин, которым эволюционно и историчес ки свойственно иметь больше личных территорий в жилище, воз можно, потому что у них больше интимных видов деятельности, требующих уединения, — совершение туалета, причесывание, оде вание и пр. В процессе брачной жизни мужчина склонен уступать свою территорию в более закрытых частях жилища, но зато обре тает свою собственную приватность не в бытовых заботах, а в дея тельности, которую ведет на внешних по отношению к жилищу территориях (в гараже, на даче, в мастерской), а если дома — то на территории гостиной, менее защищенной от контактов. Таким образом, и территориальность, и приватность мужчин и женщин разнонаправлены. Женщины берегут дом, но могут обойтись без путешествий, для мужчин все обстоит ровно наоборот. Женщины переживают стресс, если придут непрошеные гости, а дом не уб ран, — для мужчин стресс, когда жена настаивает на том, чтобы супруг отказался от субботней встречи в гараже. Типичные «укромные убежища» женщин — это ванная ком ната, спальня, диван на кухне, кресло в гостиной, диван в лоджии, кровать, то есть места, где можно посидеть, полежать, уединив шись, а у мужчин — автомобиль, телевизор, компьютер, мастер ская и др., то есть места, где можно чем то заниматься, что то де лать. Но каким бы ни было это «укромное убежище», и у мужчин, и у женщин оно служит тому, чтобы можно было укрыться от раз рушительных, избыточных отношений. Эти особенности мужской и женской приватности интересно проявляются в необычных семьях, например, в семьях моряков или представителей других профессий, требующих долгого отсутствия дома (Диденко, 2008). «Береговой» и «морской» периоды жизни та ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ 108 кой семьи очень различаются: для моряка домом служит корабль, а у жены дом в течение долгого времени разделяется только с деть ми. И после возвращения обнаруживается, что вместе с радостью объединения жена переживает стресс внедрения, потому что негу манно требовать соблюдения границ в доме от мужа, пребывание которого в этом доме так быстротечно. «Береговой» период жизни включает долгую взаимную адаптацию, а когда наконец она завер шается, моряку уже пора вновь на борт. Не следует думать, однако, что жесткие правила упорядочива ния семейной жизни сделают ее счастливой и осмысленной. Со вместное бытие создается в том случае, если муж и жена направле ны друг на друга и склонны видоизменять свои привычки (что лег ко сделать, если есть любовь, но трудно при ее отсутствии), если они признают различие своих форм приватности и стараются орга низовать жилище таким образом, чтобы в нем находилась возмож ность реализовать главные потребности для каждого из супругов. А что происходит, если приватность в доме отсутствует? Это неполезно для каждого из супругов, но следствия для них различ ны (Курбаткина, 2006). Мужчина, как правило, отделяется и находит такую террито рию, где его ничто не ограничивает. И тогда жизненный путь муж чины начинает ветвиться и становится более сложным, но не при водит, как правило, к неудачам. А вот для женщин отсутствие сво его, неразделенного даже с самыми близкими, фатально: ее успеш ность, личностная и профессиональная, оказывается под угрозой полного растворения в жизни мужа. Такая форма бытия естествен на лишь для женщин исчезающего типа чеховской Душечки: для нее служение и растворение — это главный смысл и экзистенция, однако многим другим трудно жить, как она. Каждый человек дол жен уметь не только открывать границы близким, но и держать их закрытыми, когда требуется. Исследование жилища дает представление не только о микро климате семьи, но также и о том, как распределяется влияние, то 109 Глава 3. Мой мир, мой дом, моя крепость есть — кто в доме главный? Самым влиятельным может быть не тот член семьи, который работает не покладая рук от зари до зари, а тот, который занимает самую удобную комнату, у которого са мое комфортное место в кухне. Причем это не обязательно может быть самая большая комната, но она теплая, уютная, и в отсутствие хозяина каждый предпочел бы находиться именно в ней. То же относится и к месту на кухне. Кто там хозяин? С кем считаются, если он (или чаще она) закрывает дверь и никого не пускает? Если задуматься о пространственной схеме расположе ния членов семьи в квартире или доме, многое в функционирова нии семьи станет понятным. Особый вопрос — уважение к приватности детей, что вообще малотипично для нашей страны; в следующей главе мы остано вимся на этом подробнее и покажем риски сверхконтролирующе го поведения со стороны родителей. * * * Итак, трудно понять, что важнее для человека — дом, город, страна. Разные компоненты пространства могут давать чувство уместности и защищенности или восприниматься как источник опасности. Желательно знать свой территориальный «масштаб» и принимать свои территориальные амбиции во внимание. «И тогда другой образ представился мне — арктическое жи лище и в нем одинокий зимовщик охотник среди своих мехов при керосиновой лампе и горящем очаге; в хижине у него сухо и теп ло и все убрано и чисто, а за стенами свирепствует последняя зим няя пурга и наметает сугроб к самой двери. Огромный белый груз в полном безмолвии налегает на бревна, засов держит в скобе; с каждой минутой все выше растет наметаемый в темноте сугроб, а когда наконец ветер стихнет и лучи проглянувшего солнца упа дут на обледенелый склон и начнется медленное таяние, где то высоко вверху сдвинется снежный пласт, заскользит, обрушит ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ 110 ся, набирая силу, и тогда маленькая, освещенная лампой хижина распахнется, расколется и покатится вниз, скрываясь из глаз, низвергаясь с лавиной в глубокое ущелье». (И. Во «Возвращение в Брайдсхед») И хотя вопрос о том, зачем же человеку нужно свое место, зву чит наивно, все же постараемся на него ответить. В самом деле, для чего же нам нужны территория и дом? · Отношение к месту определяет то, как человек себя представ ляет, его личную и социальную идентичность: комплекс при вычек, ценностей, привычные профессии и даже фамилию, которые нередко объединяют всех населяющих данную дерев ню или квартиру. · Возможность иметь свою территорию помогает отделять нуж ные контакты от ненужных, закрывая или открывая двери, ка литки и другие границы. · Принадлежность к своему месту помогает избегать ненужной, избыточной информации и делать человека неуязвимым для манипуляций. · Дом — это просто защита от стихий и недобрых людей. · Это место, где можно сделать что то полезное или интересное, это почва, основа, «тыл». · И наконец, это место, где сами по себе растворяются проблемы и уходит усталость, что есть источник стихийной психотерапии. Наша психологическая консультация Наша бабушка очень любит, чтобы, придя с работы или из школы, мы бы все собирались к общему ужину. А у нас просто нет на это сил, каждый норовит схватить бу терброд и исчезнуть в своей комнате. Бабушка считает, что мы плохая семья, если не стремимся побыть друг с другом. Так ли это, и что делать? ? 111 Глава 3. Мой мир, мой дом, моя крепость Скорее всего ваша семья живет в городе, возможно, большом, с этим и связаны особенности вашего внутрисемейного общения. Возможно, бабушка родилась в сельской местности. Но даже если и в городе, во времена ее юности такого уровня плотности населения, как сейчас, еще не было. Поэтому ее стереотипы сложились рань ше, а пожилые люди всегда более консервативны, чем молодые, и с трудом меняют свои привычки. Мы думаем, что для бабушки важно не собрать всю семью вместе, а получить долю личного внимания. У нее может существовать (совершенно необоснованно!) ощущение, что друг с другом вы общаетесь больше, а ее избегаете. И хотя сразу же после возвращения с работы или из университета для вас обще ние с ней — скорее нагрузка, чем удовольствие, постарайтесь взять за правило немного общаться с ней лично. Мы думаем, что если каж дый уделит ей немного времени, неудовольствие по поводу отсут ствия традиционных семейных обедов уйдет. * * * Мы с мужем после свадьбы поселились в моей квартире, и у нас начались первые конфликты. Мой муж, такой до мовитый в родительском доме, совершенно не участвует в обустройстве нашего общего гнезда. Починить розетку, сме нить лампочку, забить гвоздь — все это для него большие жиз ненные задачи, о решении которых мне приходится напоминать много раз. Как планировать с ним жизнь, если мы никак не дого воримся о таких простых вещах? То, что вас волнует, — это вовсе не простые, а сущностные вещи для вашего мужа. Тот факт, что он живет не на своей территории, для него может представлять стресс. Хотя, вероятно, решение жить в вашей квартире оптимально, и многие люди сочли бы, что это пра вильно и рационально, чувства говорят все же о другом. Должно пройти время, чтобы ваш муж привык к тому, что это его дом. Чем больше он вложит сил и денег в его обустройство, тем сильнее будет с ним отождествляться и тем проще вам будет договариваться с ним ? ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ 112 в дальнейшем. Поэтому первую ситуацию его участия в устройстве быта вам лучше хорошо спланировать, она может спонтанно не воз никнуть. Здесь можно посоветовать либо выждать тот момент, ког да вы будете переживать наибольшее согласие друг с другом, и выс казать незначительную и легко осуществимую просьбу. Хорошо, если ее результат будет заметен — например, повесить абажур или занавески. Времени уйдет не много, а эффект — налицо. Затем надо закрепить эту еще находящуюся в самом начале привычку, поощре ние — на ваш и его вкус. Он должен получить удовольствие от свое го поступка. Если не удастся «запустить» хозяйственность мужа по добным образом, можно попробовать спровоцировать небольшую, но чреватую последствиями поломку — трещину в раковине, раз рыв трубы, возгорание электровыключателя и т. п., чтобы он все же был вынужден срочно вмешаться. Пожелания относительно закреп ления привычки — те же самые, что и в первом варианте. А затем следует формировать общественное мнение о том, что ваш муж — мужчина домовитый и умелый. Конечно, надо соотносить ваши потребности с его навыками, ведь бывают мужчины, после участия которых в обустройстве быта очень хочется позвать чужого «мужа на час». Поэтому лучше убе диться, что ваши представления о его хозяйственных способностях в принципе реалистичны. Если же вы ошибаетесь, возможно, луч ше не пытаться встроить мужа в тот способ жизни, который вызы вает у него антипатию, и ограничиться его финансовым участием. В любом случае надо иметь в виду, что дом и территория совершен но по разному воспринимаются мужчинами и женщинами. * * * Моя незамужняя дочь, возвращаясь поздно вечером домой, обычно закрывает дверь в свою комнату, а если мне что то нужно, то отзывается, только если я пишу ей список своих вопросов и подсовываю под дверь. Неужели во всех семьях общаются только так? ? 113 Глава 3. Мой мир, мой дом, моя крепость Конечно, так происходит не во всех семьях, это особенности вашего с дочерью взаимодействия. Видимо, вы слишком различа етесь по темпераменту: вы энергичная, она легко истощается, вы стремитесь к людям, она интроверт. Возможно, что она просто очень устает, ведь домой приходит поздно вечером. А может быть, вы слишком внедряетесь в ее личную жизнь своей активностью, и тогда нужно подумать не только о форме, но и о содержании ваше го общения: каких ваших вопросов она опасается, на какие оцен ки обижается, что хотела бы сохранить в секрете? Или, наоборот, что об истории вашей жизни она слышала много раз и давно усво ила, так что нет желания слышать это повторно? Нам кажется, что если вы задумаетесь обо всем этом, то перестанете обижаться на сдержанность своей дочери. Видимо, ваши темпоритмы не совпа дают; вы успеваете соскучиться по своему ребенку, когда девушке кажется, что все только что обсудили. Попробуйте дождаться, ког да инициатива к общению придет от дочери. И больше общайтесь с ровесниками. * * * У нас так в семье сложилось, что теща приезжает, ког да захочет, у нее свой ключ. Если я работаю дома, а у меня часто бывает такой режим, я понимаю, что весь день только и жду, как ее ключ поворачивается в замке. Она хорошая женщина, но как бы мне хотелось, чтобы она приходила только на Рождество и день рождения, когда мы ее специально пригла сим! Что делать, чтобы жена не обижалась? Конечно, у вас в семье не очень удобно сложилось. Что имен но привлекает вашу тещу в ваш дом? Она участвует в хозяйстве? Помогает деньгами? Или просто живет неподалеку? А как ваша жена относится к визитам мамы? Если так же, как и вы, лучше, чтобы она сама намекнула маме, что о визитах стоит договариваться заранее. Можно несколько раз постараться отсутствовать, когда она приходит без предупреждения, или демонстративно собираться в ? ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ 114 гости. В любом случае не нужно проявлять излишнее и в вашем случае обманчивое гостеприимство. Наверное, не стоит специаль но готовиться и тревожиться из за визитов тещи, лучше продол жать жить естественно — поддерживать рабочий беспорядок, хо дить в той одежде, которая вам удобна, вплоть до нижнего белья. Нужно чем то вызвать смущение женщины, которая не всегда по нимает, что ей не рады. Наконец, можно поменять замок и «за быть» отдать ей новые ключи, вспомнив об этом накануне отъезда в отпуск, когда новые привычки уже сложатся. Если же ваша жена искренне рада визитам мамы, лучше с ними смириться, но можно попробовать начать приглашать ваших ро дителей столь же часто. Мы предполагаем, что это восстановит баланс приватности, особенно если вам обоим захочется уйти куда то вдвоем. |