Главная страница
Навигация по странице:

  • Кто и с чем себя ассоциирует

  • Психологическое пространство личности

  • Упражнение 2

  • Нартова-Бочавер. ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ: объединение и разделение. Нартова-Бочавер. ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ: объединение и раз. С. К. Нартова Бочавер, К. А. Бочавер, С. Ю. Бочавержизненное пространство семьи объединение и разделение


    Скачать 30.63 Mb.
    НазваниеС. К. Нартова Бочавер, К. А. Бочавер, С. Ю. Бочавержизненное пространство семьи объединение и разделение
    АнкорНартова-Бочавер. ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ: объединение и разделение.pdf
    Дата21.01.2018
    Размер30.63 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаНартова-Бочавер. ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ: объединение и раз.pdf
    ТипДокументы
    #14691
    страница2 из 20
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
    Упражнение 1
    В привычной беседе мы не имеем возможности разделить по слания вербальные и невербальные. Однако бывает, что поза чело века, взгляд, жесты, интонация — все контрастирует с тем, что он говорит, и обычно это производит неприятное ощущение неискрен ности. Можно улыбаться, говоря неприятные слова, и это покажется лицемерием. Можно, напротив, рассказывать что то нейтральное, но тело «выдает» собеседнику ваше волнение или напряжение. Чтобы попробовать разделить эти коммуникативные каналы, посмотрите отрывок фильма, рекламы или документальной хроники без звука и оцените свои впечатления — расходится ли смысл высказываний с их «телесным оформлением»? Также можно попросить кого то из близких уделить вам немного времени и рассказать любимую исто рию, например, из школьного детства. Прекрасно зная содержание,
    отрешитесь от звука и сфокусируйте свое внимание на том, как чело век говорит, в какой он позе, какими жестами сопровождаются те или иные сюжетные повороты. Возможно, телом собеседник под черкивает те или иные моменты своего повествования. Если вы рабо таете с аудиториями и группами людей, очень полезно будет посмот реть на видео, как вы сами выглядите со стороны, когда говорите.

    13
    Глава 1. Человек и его атрибуты
    Однако для нас, людей, характерно чрезмерно пристальное внимание именно к словесным посланиям, ведь «слово — это по ступок». Во многом это связано с развитием философских пред ставлений о том, что важнее — сознание или бытие.
    На протяжении многих тысячелетий человеческой истории,
    особенно дохристианской, предмет и мысль об этом предмете, а также слово для его обозначения не разделялись. Сам человек как автор своей мысли, то, о чем он думает, и его отношение к этому предмету сливались воедино; совершенно отдельные события ин терпретировались как связанные, если так казалось человеку. Осо бенно ярко это выражалось в разного рода мистических и манти ческих (гадательных) практиках. Для архаичного охотника было естественным попросить свою жену не умащивать свое тело и не расчесывать волосы во время его отсутствия, потому что иначе пой манная косуля выскользнет из силков или порвет их: связь между этими событиями была бесспорной. И, что примечательно, жена с ним соглашалась. То есть два «объективных» события, никак не связанные между собой на взгляд постороннего наблюдателя, на делялись общим смыслом и значением теми, кто был включен в эту не всем очевидную систему интерпретаций.
    Воздействия на душу человека часто осуществлялись, минуя сознание, посредством предметов — изображений, личных вещей,
    отрезанной пряди волос и т.п. Идеальное и материальное объеди нялись в ритуалах.
    Идея единства мыслителя, мысли и ее объекта — это аксиома философии буддизма. Мир не существовал отдельно от наблюдаю щего (и тем самым создающего его) человека. В дохристианских культурах многобожия все стороны жизни были священны: жизнь прославляла сама себя (а стало быть, и кого нибудь из богов) лю бым своим проявлением — заботой об урожае, сексом, искус ством или простыми радостями трапезы. Многие авторитетные философы Нового времени, такие как Г. Лейбниц, А. Шопенгауэр,
    Б. Спиноза, Ф. Брентано, полагали, что это сам человек наделяет

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    14
    сущее свойствами материальности или идеальности, а изначально они этих свойств не имеют. Бесконечно многообразный чувствен ный и постигаемый мышлением мир представляет собой различные состояния единой природы, общего космоса, общей совокупности идей. Эти состояния (Спиноза называл их модусами) существуют одно в другом и представляются одно через другое, то есть, помимо очевидного значения, могут иметь еще и скрытый символический смысл. Человеческое бытие многозначно и бесконечно, потому и модусов может быть бесконечно много. Таким образом, картина мира состояла не из человека и его бытия в их отдельности, она вклю чала в себя человека в бытии. Человек задавал вопросы не только словами, но и действиями, и часто получал ответ в несловесной фор ме; как писал К. Кастанеда, «мир соглашался». Или возражал.
    Выдающийся российский философ Феликс Михайлов писал об архаичной картине мира так: «Когда мир был вечно живым, ког да все в нем — от светил до травинок — зримо, образно соединя лось прочными узами кровного родства, как бы воплощенного в ярких и пластичных, вечных и незыблемых чертах всех окружаю щих людей предметов, когда каждый человек ощущал себя в лю бом возрасте, в любой роли родового ритуала столь же значимой частью гармонии всего сущего, тогда и к каждому своему состоя нию, к каждой телесной своей особенности он относился как к знаку, прямо указывающему другим и ему самому, на что он годен и какова его роль в этом вечном ритуале общения его сородичей...
    Явления мира не делились на субъективные и объективные: веще ство, тело, его свойства и признаки жили по тем же правилам це лесообразности воспроизводящего род ритуала, что и сами члены этого рода...» (Человек как субъект..., 2002, с. 12).
    Все изменилось после появления философии Рене Декарта,
    который самой важной человеческой способностью назначил мышление. Пытаясь понять, как работает человеческая мысль, как она соотносится со всем телесным, врожденным и бессознатель ным, он незаметно отодвинул на задний план все остальные пси

    15
    Глава 1. Человек и его атрибуты
    хические способности и качества человека — интуицию, чувства,
    образы. И конечно, его сильная и прогрессивная для своего вре мени философия сказалась на отношении ко всему не и внеин теллектуальному, косвенно — даже на судьбах умственно непол ноценных, юродивых, которые до Декарта почитались, а после появления его работ стали либо изгоняться из городов и поселе ний, либо насильственно подвергаться лечению (Фуко, 1997). Зна ком современной цивилизации стало интеллектуальное, логичное,
    словесное.
    Но можно ли считать, что прежний способ мироотношения окончательно устарел?
    Один из основателей научной психологии (который вдобавок к своей академической деятельности интересовался также и пара нормальными явлениями), Уильям Джемс, писал так: «В самом широком смысле личность человека составляет общая сумма все го того, что он может назвать своим: не только его физические или душевные качества, но также его платье, его дом, его жена, дети,
    предки и друзья, его репутация и труды, его имение, его лошади,
    его яхта и капиталы. Все это вызывает в нем аналогичные чувства»
    (Джемс, 1922, с. 131). И там же: «Трудно провести черту между тем,
    что человек называет самим собою, и своим. Наши чувства и по ступки по отношению к некоторым вещам, составляющим нашу принадлежность, в значительной степени сходны с чувствами и поступками по отношению к нам самим».
    Таким образом, природа личности — смешанная. Мысли, чув ства, действия, собственность — все это входит в переживание це лостного человеческого бытия. В конечном счете безразлично, что в мире человека «объективно»: известный немецкий психолог Курт
    Левин, оказавший влияние на всю российскую науку, полагал, что для понимания внутреннего мира важно лишь то, что обладает су ществованием для человека, что оказывает воздействие на его пла ны, поведение, чувства. Можно бояться землетрясения и всю жизнь готовиться к нему, хотя для данной территории это маловероятное

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    16
    явление. Однако если человек впускает эту вероятность в свое пси хологическое пространство, он будет подчинять свою жизнь тому,
    чтобы грамотно подготовиться к этой опасности. В то же самое время он может не заботиться о своем текущем состоянии здоро вья, что было бы намного важнее с точки зрения грядущих про блем и опасностей. Но для него карта опасных и спасительных мест мира — иная, и он по ней живет.
    Иллюзорная картина мира может последовательно развивать ся носителями разного рода особенностей и патологий. Например,
    в современном обществе есть субкультура так называемых сюрви валистов (от английского survive — выживать), основной смысл жизни которых — подготовиться ко всем возможным опасностям современной цивилизации (голоду, болезням, ядерной войне). Они запасают пищу и лекарства, строят бункеры на даче и заботятся об автономном источнике электроэнергии. В то время как статисти ка показывает, что основное количество смертей наступает вслед ствие автокатастроф, сердечно сосудистых и онкологических за болеваний, для них возможные опасности мира — иные. И они строят свою жизнь в расчете на противостояние именно этим уг розам.
    Конечно, это крайний случай, но он показывает, что субъек тивное и объективное, возможное и невозможное смешиваются в психологическом пространстве человека и оказывают равное воз действие. Если иллюзорная опасность назначается реальной, то человек будет жить, обустраивая свою жизнь в перспективе дос тойной встречи с этой опасностью.
    Кто и с чем себя ассоциирует
    В недавно проведенном исследовании А. Бочавер было обна ружено, что людям в описании своей жизни часто не хватает при вычных слов, и они предпочитают сравнивать ее с самыми разны ми объектами и явлениями (Бочавер, 2010). Например, для кого

    17
    Глава 1. Человек и его атрибуты
    то это волшебная сказка или приключение, для кого то — мара фон, винтовая лестница, взлетная полоса, темный лес, тупик.
    Жизнь может представляться наводнением или войной, сравни ваться с солнечным летним днем, ветром, цветущей яблоней, со биранием грибов, подарком, плюшевым мишкой. Она может вос приниматься как одиночная камера, а может и чисто гастрономи чески, как зефир, яблоко, карамель, коктейль или сахарная вата.
    Более того, люди охотно используют метафоры и для описания самих себя: иногда это Сама серьезность, Принцесса, иногда —
    Ежик, Мартышка, Взъерошенный котенок, Мамонтенок, Поросе нок. Разброс представлений о себе отражается в выборе тех персо нажей и образов, которые взрослые участники исследования исполь зуют в самоописаниях: Рассказчик, Шут короля, но также — Выжа тая половая тряпка, Селедка в бочке под шубой, Рассеянный с ули цы Бассейной, Монстр убийца, Тигр, Лев, Волк, Медведь.
    И в этом нет ничего удивительного, потому что никто не от менял метафорическое правополушарное мышление человека,
    просто ценится оно в нашей культуре ниже. Но это не значит, что оно не важно. Поэтому каждого человека можно рассматривать в контексте его жизни — как имеющего тело, обладающего личной территорией и предпочитаемыми местами, обладающего любимы ми вещами и талисманами, верящего в приметы и знаки, привя занного к другим людям, заботящегося о домашних животных, а также ведущего дисциплинированно дневной или богемно ночной образ жизни. И что останется от личности, если мы лишим ее всех этих особенностей бытия?
    Бездомность, скитальчество, неприкаянность — наказания,
    которые говорят о том, что человек не стал тем, кем должен был бы стать. Множество литературных персонажей и архетипических образов ассоциируются в первую очередь с тем, что у них нет сво его места, нет пристанища: это и Демон, и Мельмот Скиталец, и
    Вечный Жид. Они вне времени и места, но также и за пределами личного счастья.

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    18
    Изгнанники, скитальцы и поэты —
    Кто жаждал быть, но стать ничем не смог...
    У птиц — гнездо, у зверя — темный лог,
    А посох — нам и нищенства заветы.
    М.А. Волошин
    Многолетняя исследовательская и терапевтическая практи ка авторов позволила заключить, что описывать личность посред ством атрибутов ее практической, конкретной жизни — это очень показательно. Каждый человек может быть рассмотрен (уж раз он и сам так себя описывает!) как целостность телесных качеств,
    личной территории, вещей и принадлежностей, социальных при вязанностей и способа организации режима своей жизни. Толь ко понимая все эти составляющие, мы может понять другого че ловека.
    Несовпадение по фазе режима жизни может быть достаточ ной причиной для того, чтобы люди перестали общаться. Можно жить на одной территории, но фактически не взаимодействовать,
    как это происходит с ночными и дневными видами. Не восприни мая пищу друг друга, можно перейти на отдельное приготовление и питание, и тогда отомрет обычай совместных ужинов. Значит ли это, что общение полностью зависит от привычек?
    Конечно же, нет. Потому что, к счастью, каждый человек имеет множество бытийных языков. Можно хронически опаздывать на свидания, но компенсировать эту обидную для близких привычку умением слушать или кулинарными комплиментами.
    У каждого человека есть свои предпочтительные бытийные языки общения и техники жизни. Хорошо, если эти языки разные и ребенок получил в детстве доступ ко многим из них: нужно, что бы проб и ошибок было много. Однако иногда бывает так, что ог раничение опыта и жизненных условий не дает этому языку по явиться. Например, девочка росла в бедности, и ей не хватало пла тьев, кукол и бантов. Можно ожидать, что во взрослом возрасте ей

    19
    Глава 1. Человек и его атрибуты
    будет труднее научиться адекватно одеваться, и она иногда будет путать деловой и вечерний стили. Впрочем, всему можно научить ся, если захотеть.
    Психологическое пространство личности
    Нам кажется, что все то, что человек считает своим, с чем он себя отождествляет, удобно называть психологическим простран ством личности и изобразить на следующем рисунке.
    Рис. 1. Структура психологического пространства личности
    Почему это пространство мы называем психологическим? Да потому, что, кроме территории и физического пространства, в него входит также само человеческое тело (которое, впрочем, тоже имеет пространственные характеристики — массу, объем, высоту шири ну и так далее; от собственного тела отсчитывается расстояние до

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    20
    всего остального). Психологическое пространство включает так же вкусы и предпочтения, режим жизни, который определяет вре мя, порядок, продолжительность пользования жизненной средой;
    других людей, которые влияют на человека, подчиняя его себе или служа авторитетом; любимых домашних животных, которые чест но отрабатывают свой хлеб; личные вещи, которые связаны с его образом жизни. Все это несет отпечаток личности своего владель ца и все может описываться привычными нам, неизвестно когда возникшими пространственными метафорами: вкусы мы называ ем низменными или возвышенными, время ограничиваем сверху или снизу, друзей и родственников обозначаем как близких или дальних (Нартова Бочавер, 2008в).
    Как человек формирует и укрепляет свое психологическое пространство? Отчего он отождествляет себя с теми атрибутами своего существования, которые, вообще говоря, могут принадле жать многим?
    Очень давно один из основателей зоосемиотики, знаменитый ученый Якоб Икскюль отметил, что для любого живого существа окружающий мир существует лишь в том аспекте, который отвеча ет его потребностям. Потребности побуждают живой организм, в том числе и человека, замечать только то, в чем он нуждается, и как бы «помечать» эти объекты, планируя их дальнейшее использова ние. Многие живые существа могут подолгу выжидать, пока в окру жающем мире не появится интересующий объект, и быть совершен но безразличными к остальным явлениям. А заметив нечто важное,
    существо вступает во взаимодействие с ним, настигает, съедает или присваивает как то еще. Мир восприятия и мир действия, таким образом, существуют во взаимном соответствии друг с другом.
    Нечто похожее происходит и у нас, людей, только, оценивая объекты мира, мы добавляем в эту оценку еще и собственный опыт,
    личное мнение. Когда некто думает о предмете, соотнося этот про цесс с эпизодами собственной жизни, то можно сказать, что он открывает внутренний, только для него действующий смысл пред

    21
    Глава 1. Человек и его атрибуты
    мета. Это явление называется сигнификацией — означиванием.
    Удивительно, но даже такие сухие предметы, как буквы, оказыва ется, могут предпочитаться, если входят в состав имени человека;
    уже описан необычный феномен «присвоения букв».
    Многие люди бессознательно отсчитывают время от даты сво его рождения, и ось времени также делится на две части, актуаль ную и иллюзорную. Таким образом, субъект с его желаниями и пристрастиями всегда принимает участие в конструировании всех средовых явлений. Кто то связывает мед с кутьей на похоронах, а кто то — с каникулами на пасеке. Понятно, что мед будет вызы вать разные ассоциации, приниматься или отторгаться. Соответ ственно любой объект, который оказывается внутри психологи ческого пространства или вне его, может восприниматься как свой,
    дружественный, или как чужой и угрожающий. Ни один объект не имеет для разных людей одного и того же смысла. Наделение зна чением предметов и явлений собственного бытия происходит в процессе взаимодействия с миром, и ни одна бытовая привычка не может быть понята без истории ее возникновения, в момент своего появления означавшей ответ на какой то важный вопрос или удовлетворяющей конкретную потребность, но позже оторвав шейся от первоначального контекста, который вообще может за быться. «Расколдовыванием» людей, не всегда понимающих свои действия, занимается практическая психология разных направле ний, особенно — психоанализ.
    Упражнение 2
    Привычки, характер и личный опыт человека проявляются в том, каким он видит и представляет окружающий мир и все пред меты, в нем находящиеся. Например, вы можете нарисовать ноч ную улицу родного города. Посмотрите, что получилось. Вы на рисовали темную, едва освещенную и безлюдную улицу? Как это связано с вашими воспоминаниями или представлениями? Ведь

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    22
    рисунок мог оказаться совсем другим — улица ярко освещена фо нарями и витринами, по ней гуляют люди, наслаждаются общени ем, двери ресторанов, кафе и магазинов приглашающе открыты.
    И для многих людей ночная улица будет именно такова. А может быть, вышло как раз наоборот и «на вашей улице праздник»? Тог да представьте себе мрачную и пустую улицу, которую нарисовал бы кто то другой. Можно попросить ваших близких и друзей сде лать то же.
    Реальность становится еще более ценной, если человек как то изменяет ее, оставляет след своей личности или соотносит с со бой. Изменять можно все — дом, город, вещи, можно влиять на людей и создавать моду. Этот процесс изменения мира в соответ ствии с собственными вкусами, потребностями и возможностями называется персонализацией. Многие психологи считают, что пер сонализация — это главная человеческая способность, благодаря которой человек может выйти за рамки своего объективно огра ниченного бытия, оставить след в душах многих людей и добрую
    (или не очень) память о себе. След человека может оставаться даже там и тогда, где и когда он сам не присутствует. Чем сильнее пер сонализирована территория, тем более острой оказывается реак ция на нарушение ее границ.
    Персонализация дает человеку ощущение уверенности, защи щенности, пребывания в своей среде, потому что обеспечивает преемственность и связь с прошлым, а также помогает адаптиро ваться к новой среде, как бы забирая с собой в новый мир часть старого (в больницу или детский сад — личную вещь или игруш ку). В сущности, именно эта идея перехода в новое со старым ле жит и в основе обычая хоронить человека с его вещами, которые могут пригодиться ему на новой «территории».
    Персонализировать можно все и всех. Один из примеров пер сонализации — это рождение детей, которые служат посланцами в жизнь, даже когда их родители уже уйдут. Но есть и разные другие

    23
    Глава 1. Человек и его атрибуты
    способы изменять жизнь под свои потребности, не столь замет ные и очевидные, как рождение детей, но зато часто используе мые. Персонализация проявляется в обживании территории, ре монте, посадке цветов и деревьев, передаче другим напутствия и жизненной философии.
    Персонализация совершенно необходима для комфортного существования человека. Эксперименты показывают удивитель ные вещи. Так, американская исследовательница Лорейн Макс велл обнаружила, что если детям позволить развешивать свои ри сунки, даже не самые удачные, на стенах родной школы, то их самооценка становится выше, чем у школьников, которым это не разрешали (Maxwell, Chmielewski, 2008). То есть благодаря пер сонализации человек раздвигает свои границы, «помечает» как свое то, что ранее ему не принадлежало. Другие исследования по казывают, что самоуважение выше у тех пожилых людей, кото рые имеют собственную жилплощадь большего размера. Еще одна работа К. Агаларовой показала, что самочувствие и благополучие немолодых пациентов клиники связано с тем, насколько они склонны «обживать» больничное пространство — приносить из дома личные вещи, развешивать картинки, использовать домаш нюю посуду (Агаларова, 2010). Вещи из дома делают жизнь в боль нице более приятной, что, в свою очередь, сказывается на темпах выздоровления.
    Таким образом, не открывая сейчас дискуссию о том, с чего же начинается уважение к личности — с признания ее частной соб ственности или внутренней свободы, — отметим, что между эти ми аспектами бытия, безусловно, есть связь. Чувство «своего» рас пространяется и на духовное, и на вполне материальное.
    Основной вывод из этих рассуждений: живя на одной и той же территории в одно и то же время, люди могут считать это бытие своим или не своим, отчужденным. А где проходит граница меж ду своим и не своим? И кто воспринимается как живущий по «ту»
    сторону, а кто — по «эту»?

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    24
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


    написать администратору сайта