Нартова-Бочавер. ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ: объединение и разделение. Нартова-Бочавер. ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ: объединение и раз. С. К. Нартова Бочавер, К. А. Бочавер, С. Ю. Бочавержизненное пространство семьи объединение и разделение
Скачать 30.63 Mb.
|
Глава 3 МОЙ МИР, МОЙ ДОМ, МОЯ КРЕПОСТЬ Символика жизненного пространства Место и время, хронотоп, неотделимы от индивидуального бытия. Есть составляющая психологического пространства, кото рая позволяет использовать понятие границ так естественно, как ни одна другая, — это личная территория. Личная территория — в широком смысле тот «эйкос», дом во Вселенной, в котором чело век чувствует себя уместным. В более узком смысле дом — это, конечно, жилище. Писать о территории и легко, и трудно. Дело в том, что имен но территориальное поведение в мире животных исследовалось давно и подробно, в то время как применительно к человеческим существам — крайне скудно, и больше известно о том, какие места мешают человеку и в каких вредно находиться, чем о том, какие из них обладают естественной поддерживающей, сохраняющей си лой. Чувство гнезда, чувство места — это знакомое почти каждому человеку переживание защищенности, желанности города, селе ния или дома знакомо каждому, но большинство людей склонны отмахиваться от этих переживаний под натиском средового давле ния, побуждающего покидать родной дом и стремиться вдаль, туда, где мнится лучшая перспектива и условия для выживания. Сенти ментальная привязанность к родным местам уступает рациональ ному расчету. Между тем метафорическое представление о месте, в котором живет человек, настолько давно и прочно «встроено» в самоощу щение каждого, что подобие, параллельность перемещения в фи зическом и ментальном пространстве уже давно не нуждается в обо сновании. Само понятие жизненного пути предполагает аналогию с движением — направленным или циклическим, по одному и тому ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ 80 же пути, поступательным, восходящим или ведущим в лабиринт. Места могут травмировать, спасать, разрушать, поддерживать, про светлять. Многие литературные произведения, начиная с «При ключений Одиссея», продолжая «Возвращением в Брайдсхед» И. Во и «Путешествием Нильса с дикими гусями» С. Лагерлеф, посвящены в первую очередь поиску персонажем самого себя, будь то взрослый или ребенок. Испытания вовне ведут к изменениям внутри. Многие территориальные переживания сильны, потому что глубоко архетипичны и восходят к таким давним событиям в жиз ни человечества, что через них прошло огромное количество лю дей. И потому они обладают воздействием на каждого и у всех вы зывают чувство знакомости. Например, глубоко драматичен архе тип Пустого города. Даже те, кто никогда с подобным не встречал ся, могут не осознавать, но чувствуют, сколько отдельных личных трагедий может быть связано с Пустым городом — войны, эпиде мии, пожары и разное другое, чего нельзя не бояться. Или архетип Светящегося окна в темноте — можно быть городским или сель ским жителем, привыкнуть к иллюминации, но каждый распозна ет в фильмах или редких путешествиях необыкновенную привле кательность светящегося в темноте окна, которое символизирует безопасность, тепло, избранность, любовь. Но большинство территориальных образов и опытов инди видуализированы и обладают символикой в контексте жизнен ной истории человека. Путешествие ассоциируется с движени ем, потому что приносит впечатления, опыты и изменяет челове ческую личность (Бочавер, 2010). Развитие личной идентичности неотделимо связано с местом — надо оторваться от прежнего, не совершенного, перебраться в новое, тоже несовершенное, но иначе, и тосковать о прежнем, идеализируя его в его невозврати мости. Поэтизация далекого от идеала реального места, по мне нию А.Б. Фенько, представляет собой основу ностальгии — пе реживания, которое никогда не может себя изжить. Поэтому ме 81 Глава 3. Мой мир, мой дом, моя крепость сто, с которым приходится расставаться, и место, в которое ни когда не попадешь, Икстлан или Петушки, возможно, не всегда рефлексируется, но точно присутствует в душе каждого. И обыч но объединяет в себе реальное, но нежелаемое, с идеальным, но неосуществимым. В уже цитированном исследовании А. Бочавер было показа но, что метафоры жизненного пути различаются у людей успеш ных, умеющих совладать с жизненными трудностями, и тех, кто не считает свою жизнь благополучной (там же). Для первой груп пы характерно понимание последовательности движения («Очень большой скачок»), описания преодоления критических участков («Жизнь моя с этого момента потекла по совершенно иному рус лу»), принятия решений («Нужно себя направлять куда то», «На каких то самых важных перекрестках, где нужно решить, куда идти»). В группе менее успешных людей чаще отмечается отсут ствие контроля («Катилась в пропасть»), бесперспективность («Замкнутый круг»), утрата цели («Необходимо верное направле ние»). Таким образом, реальные и ментальные маршруты движе ния людей во многом похожи. М. Кундера пишет в романе «Бессмертие»: «Прежде чем ис чезнуть из ландшафта, дороги исчезли из души человека; он пере стал мечтать о ходьбе, о пеших прогулках и получать от этого ра дость. Он уже и жизнь свою видел не как дорогу, а как шоссе: как линию, которая ведет от точки к точке, от чина капитана к чину генерала, от роли супруги к роли вдовы. Время жизни стало для него сущей преградой, которую нужно преодолеть все большими и большими скоростями». Точно так же и стабильная метафора дома во многом опреде ляет то, что происходит с его обитателями. В литературе существу ет множество ярких образов домов, определяющих то, что в них происходит, — «Замок Броуди» А. Кронина, воспроизводящий жизнь семьи дом Форсайта у Дж. Голсуорси, хоббичья благоустро енная нора у Дж.Р.Р. Толкиена и так далее. ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ 82 Чувство места А что вообще может представлять собой личное место? На этот вопрос можно ответить лишь очень развернуто. Есть люди, для ко торых личное место — это только собственное тело. Переживание внедрения у них возникает, только если кто то или что то прикаса ется к ним. А все, что рядом, — чужое или ничье. Однако большин ство людей все же считает личной ту часть пространства, которая их окружает хотя бы на расстоянии вытянутой руки. Именно эта дис танция наиболее часто рассматривается как расстояние до личных границ, и ее возникновение, по видимому, связано с событиями глубокого младенчества, когда ребенок учился хватать предметы. То, до чего он мог дотянуться без помощи взрослых, — это его, личное, то, что вне этих границ, принадлежит миру взрослых. Чувство своего, естественно, распространяется и на дом, жи лище, в котором есть индивидуальные зоны и зоны общего пользо вания. Личное пространство может продолжаться и за пределы дома, во двор или сад, если они есть. С этим, конечно, есть много проблем у городских жителей, однако исследования и наблюде ния говорят о том, что «ничейные» вначале придомовые террито рии очень быстро присваиваются, обживаются, делятся и засажи ваются картошкой, цветами, — кому что нравится. Когда то по добные явления сильно осуждались, их связывали с «пережитка ми капитализма», однако на самом деле куда более научно объяс нить обживание нейтральной территории мощным инстинктом территориальности, который присутствует у любого живого суще ства и который никто не в силах отменить. Иногда, если жизнь складывается неблагоприятно или чело век часто бывает в разъездах, он может назначить своими койку в больнице, школьную парту, рабочее место в офисе, любимый гос тиничный номер. Важное условие чувства безопасности — это уз навание, именно поэтому многие люди предпочитают знакомую, свою обстановку. Своими могут считаться кафе, библиотека, ап 83 Глава 3. Мой мир, мой дом, моя крепость тека, и посетители «чужаки» сразу же распознаются и запомина ются, хотя в больших городах это, конечно, затруднительно. Можно считать своей и более обширную территорию, такую, как улица, квартал, город. В большинстве городов районы разли чаются с точки зрения социального и расового состава населения, о чем обычно знают жители. Посещение чужих кварталов чревато неприятностями, однако если признавать действующие в городе правила, жизнь достаточно безопасна. Во многих восточных куль турах чувство места распространяется на весь подъезд или боль шой квартал. В исламских странах существует такое понятие, как махалля — часть города размером с квартал с мечетью в центре, жители которого осуществляют местное самоуправление. Все чле ны махалли рассматриваются как свои, почти родственники, с со ответствующими правами и взаимными обязательствами. Многие фамилии содержат информацию об исторических кор нях семьи, о занятиях, о характере. Однако информация, которая за ложена в фамилиях, часто теряется, если после замужества жена бе рет себе фамилию мужа, а вместе с фамилией принимает и его семей ную историю. У испанцев, как правило, две фамилии, первая фами лия отца и первая фамилия матери. Есть семьи, которые сохраняют и большее количество фамилий. Таким образом, семейная история пе редается из поколения в поколение. Во Франции фамилии дворян часто были связаны с названием земли, которой они владели, так фа милии могут фиксировать территориальную идентичность. Люди склонны устойчиво отождествлять себя с поселком, де ревней или городом, в котором родились и в котором прошло ран нее детство, период запечатления и идентификаций. Соотнесение себя с местом не менее сильно для самоопределения и самосозна ния, чем профессия, возраст и другие характеристики. «Я питер ский художник», — говорит о себе в случайном разговоре с не очень знакомыми людьми пожилой инженер, много лет живущий в Уз бекистане. Он сменил профессию, социальный слой, место жи тельства, но главное, что объединяет разные события его жизнен ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ 84 ного пути, — это осознание себя петербуржцем, где и обыватели, и, тем более, художники — люди особенные. Идентификация и привязанность не всегда направлены на то место, где человек дей ствительно живет, у многих оно вообще не найдено. На прудах на Патриарших Пробежало мое детство А теперь куда мне деться Когда стал намного старше На какие на пруды На какие смутны воды Ах, неужто ль у природы Нету для меня воды. Д.А. Пригов И конечно, можно чувствовать себя принадлежащим к куль туре, стране, планете. Патриотизм, естественно, это тоже терри ториальность в масштабе страны, когда все внутри — свои. И очень немногим удается стать «гражданином мира». В те дни мой дом — слепой и запустелый — Хранил права убежища, как храм, И растворялся только беглецам, Скрывавшимся от петли и расстрела. <...> Но в эти дни доносов и тревог Счастливый жребий дом мой не оставил: Ни власть не отняла, ни враг не сжег, Не предал друг, грабитель не ограбил. Утихла буря. Догорел пожар. Я принял жизнь и этот дом как дар Нечаянный — мне вверенный судьбою, Как знак, что я усыновлен землею. М.А. Волошин 85 Глава 3. Мой мир, мой дом, моя крепость Все проявления территориальности, идентификации с местом, — основа устойчивости человеческой личности, чувства защищенно сти, достоинства. С другой стороны, чем ближе находятся грани цы, отделяющие своих и чужих, тем чаще приходится заботиться о том, чтобы их защищать. Если соседи по коммуналке — враги, труд но думать о самоактуализации. Личная территория — гораздо более важный предмет собствен ности для человека, чем это может показаться на первый взгляд. Дело в том, что это одна из особенностей поведения, которая роднит че ловека с другими живыми существами, а все относящееся к инстинк тивной, бессознательной природе человеческих проявлений обла дает очень высокой побудительной силой. Трудно справиться с тем, что не осознается, а территориальность осознается далеко не всегда. Читатель поймет, что для того, чтобы осмыслить собственные тер риториальные притязания, необходимо сосредоточиться и сделать несколько упражнений, а также задать себе несколько вопросов. Упражнение 6 Вначале предлагаем вам расслабиться и выполнить ряд неслож ных действий. Возможно, вы уже сталкивались с техниками визуа лизации. Закройте глаза, выровняйте дыхание и представьте себе ка кое то место, где вам хорошо и комфортно. Попробуйте увидеть, что окружает вас, что под ногами, что над головой. Есть ли в этом месте кто то, кроме вас, или вы одни? Попробуйте услышать звуки, которые наполняют это пространство, почувствовать запахи, вита ющие там в воздухе. Оглядитесь по сторонам, отдохните там, а по том возвращайтесь в реальность и открывайте глаза. Попробуйте описать это место. Почему вам так хорошо? Существует ли оно в вашем воображении или вам уже случалось бывать там? Эта техни ка, стоит лишь обратиться к ней, многим людям служит средством релаксации и восстановления после напряжения. ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ 86 Территориальность у животных и людей Но пока — о тех вопросах, на которые уже получены ответы, подкрепленные исследованиями и наблюдениями за нашими мень шими братьями. Что же такое — личная территория у животных? В самом общем виде это дружественная часть жилища или область вокруг него, по которой животное может беспрепятственно пере двигаться. Территории используются для пропитания, спаривания и воспитания потомства, обозначаются оптическими, акустичес кими и обонятельными сигналами, то есть имеют отличительные для данной особи характеристики и защищаются от вторжения. Этологи отмечали также, что территории необходимы для гнездо вания или постройки других жилищ, что они бывают постоянны ми или сезонными и могут изменяться в размере. Чем больше тер ритория по площади, тем выше статус самца, который на ней оби тает, тем больше «несущая способность среды», то есть гарантия выживания и благополучия. Однако можно рассматривать территориальность как систе му поведения, которая служит сплочению индивидов в группы для защиты участка и побуждает демонстрировать агрессию за ранее, чтобы предотвратить нападения. Согласно А.Р. Уилсону, анальный эмоционально территориальный контур поведения складывается на этапе, когда ребенок поднимается на ноги, на чинает ходить и бороться за власть в пределах семейной структу ры, «помечая» ту часть территории, которую хочет считать своей. Этот контур, свойственный в основном млекопитающим, отве чает за территориальные правила, эмоциональные игры, или хит рость, иерархию в стае и ритуалы доминирования или подчине ния (Уилсон, 2005). Территориальность в мире животных выполняет около трид цати функций, среди которых — расселение популяции, контроль над границами, ослабление сексуальной конкуренции, безопас ность и защита. Наиболее напряженное место — это границы уча 87 Глава 3. Мой мир, мой дом, моя крепость стков, вокруг которых и развиваются конфликты. Что же до места в центре участка, то всем известно, кто здесь хозяин, и особь, на ходящаяся в гостях, демонстрирует подчиненность и отсутствие провокаций. Конечно, территориальность человека и животных различа ется. Одно из отличий состоит в том, что, поскольку у животных меньше ролей (самец, лидер, родитель) и они не различаются по «классовому» признаку, разнообразие территориальных проявле ний у них также меньше — нет конкуренции между дворянами и простолюдинами, олигархами и инженерно техническими работ никами. Различны и желания, связанные с территориальностью: у животных они преимущественно биологические (физическая бе зопасность, брак, питание), у людей — социальные (социальные роли, обозначение границ «своих» и «чужих»). Неодинакова также и сама природа территории: у животных только география определяет способ удовлетворения потребнос тей, у людей появляются искусственно построенные жилища, и потому территориальность более вариативна в физическом разме ре, функциональной сложности и размещении, например, дом и офис. Различно обозначение территории: животные делают это посредством дефекации, уринации и вокализации, а люди обозна чают свою территорию, как правило, символически — разме щая личные вещи, используя таблички либо ставя перегородки, двери. Животные и человек по разному отвечают и на территориаль ное вторжение. Животные используют предупреждающий сигнал, агрессивное поведение и угрожающие движения. Человек выстра ивает границы не только физическими и социальными средства ми, но и символически: вербально, экспрессивно, пантомимичес ки; физическое воздействие среди людей чаще демонстрируется метафорически. Следовательно, человеческое поведение более ва риативно, у людей — тоньше нюансировка территориальности и ярче ее социальный смысл. ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ 88 «В общем то Ремедиос Прекрасная была странным созда нием, не от мира сего. Когда она стала зрелой девушкой, Санта София де ла Пьедад еще долгое время ее мыла и одевала, и даже когда ее научили все делать самой, мать следила, чтобы она не рисовала на стенах зверушек палочкой, окунаемой в свои жид кие каки. Двадцатилетняя Ремедиос не умела ни читать, ни пи сать, ни пользоваться столовыми приборами и разгуливала голой по дому, ибо ее натура отвергала всякого рода услов ности». (Г.Г. Маркес «Сто лет одиночества») Инстинкты прорываются в обстановке войны, где мало вре мени и места остается для рефлексии. Р.А. Уилсон, впрочем, об ратил внимание на то, что милитаристская лексика часто насыще на именно анальными символами. «Когда приматы начинали вое вать или прибегали к другим видам насилия, они всегда говорили, что собираются сделать из противника “кучу дерьма”. По оконча нии войны считалось, что побежденный “обгадился”» (Уилсон, 2005, с. 63). Что же до вокализации, то здесь мы не очень далеко ушли от других живых существ, сама возможность «звучать» так, как хочется, включать музыку в машине, открывать окно во двор, обсуждать личные вопросы по мобильному телефону — все эти действия, безусловно, служат тому, чтобы заполнить собой ра нее нейтральное пространство, показать себя другим и расска зать о себе. Не только поведенчески, но и нейропсихологически можно обосновать существование инстинкта территориальности у чело века. Территориальность имеет эволюционное происхождение и представляет собой открытую программу инстинктов, которая модифицируется под влиянием общества и культуры. Можно так же говорить о локализации инстинкта территориальности в го ловном мозге. Из трех систем мозга, выделенных нейропсихоло 89 Глава 3. Мой мир, мой дом, моя крепость гом А.Г. Эссером, две участвуют в территориальном поведении: это так называемый биологический мозг, который отвечает за самое простое социальное поведение и самосохранение, и соци ально эмоциональный мозг, который регулирует социальный уровень поведения. Подчеркивая связь территориальности и распределения влас ти, а также возникающих в связи с этим чувств, Р.А. Уилсон отме чал, что анальный эмоционально территориальный контур, отве чающий за установление собственности над некоторым участком или территорией и присутствующий в основном у млекопитающих, который на определенном этапе складывается у ребенка, опреде ляет территориальные правила, эмоциональные игры и ритуалы доминирования или подчинения. Таким образом, территориаль ность представляет собой взаимодействие коры и инстинкта, врож денного и приобретенного. То есть ни один самый сознательный человек не может быть свободным от того, чтобы назначать какую то часть территории или пространства своей. Он может, конечно, считать, что это ему не нужно, однако игнорируемая потребность никак не отменяется оттого, что не осознается, и продолжает про кладывать иные замещающие пути своего удовлетворения: терри ториальность распространяется на любимый стул в офисе, маши ну, письменный стол. |