Главная страница
Навигация по странице:

  • Упражнение 9

  • Привязанность к вещам

  • Упражнение 10

  • Нартова-Бочавер. ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ: объединение и разделение. Нартова-Бочавер. ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ: объединение и раз. С. К. Нартова Бочавер, К. А. Бочавер, С. Ю. Бочавержизненное пространство семьи объединение и разделение


    Скачать 30.63 Mb.
    НазваниеС. К. Нартова Бочавер, К. А. Бочавер, С. Ю. Бочавержизненное пространство семьи объединение и разделение
    АнкорНартова-Бочавер. ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ: объединение и разделение.pdf
    Дата21.01.2018
    Размер30.63 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаНартова-Бочавер. ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ: объединение и раз.pdf
    ТипДокументы
    #14691
    страница8 из 20
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   20
    Глава 4
    РАДОСТИ ОБЛАДАНИЯ
    Психологические функции вещей
    Важная составляющая совместного бытия, которая иногда его укрепляет, а иногда способна совершенно разрушить, — это иму щество. В зарубежной психологии существует точка зрения, что личная собственность — это необходимая и очень важная часть Я,
    особенно в западных культурах (Kamptner, 1989). В нашей стране,
    где личная собственность отрицалась как ценность на протяжении многих десятилетий, все психологические проблемы, возникаю щие вокруг того, кто и чем обладает, стыдливо замалчивались.
    Однако это не означает, что их не существовало. Имущество, на следство, деньги, вещи всегда были, использовались, создавались.
    Иногда мы больше можем узнать о психологии народа по его ма териальной культуре, чем по письменным источникам. Достаточ но посмотреть в музее Афин на детский горшок или с любовью сделанные детские игрушки, чтобы почувствовать, какой ценно стью были дети в классический период развития Греции. В детей было принято делать вложения, их любили, взращивали, развле кали, утешали. В продолжение той же темы: в Спарте каждому ре бенку полагалась одна рубашка на год. И что осталось от Спарты?
    Нет музея, нет и города, есть только каменная скамья, на которой пороли спартанских мальчиков.
    В музее Фрейда, расположенном в центре Вены, в квартире,
    где его семья прожила почти сорок лет, не осталось почти ниче го — только трость, саквояж и шляпа. Даже знаменитая кушетка заменена арт объектом. И скудность экспозиции также имеет смысл, потому что отражает то равнодушие к персоне Фрейда, ко торое существует на его родине, ведь даже этот наводящий на груст ные размышления музей открыли после специального обращения

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    116
    посла США к послу Австрии, в котором тот попенял на неуважи тельное отношение к человеку с мировой известностью.
    Развивая мысль Аристотеля о ценности личного имущества,
    русский правовед И.А. Ильин говорил: «Частная собственность пробуждает и воспитывает в человеке правосознание, научая его строго различать мое и твое, приучая его к правовой взаимности и к уважению чужих полномочий, взращивая в нем чувство граж данского порядка и гражданской самостоятельности». То есть соб ственность тоже служит самому главному для человека, его само подтверждению, его эмпирической свободе и определению лич ностных границ. А также определяет внутрисемейное и социаль ное влияние.
    «Николь делала покупки по списку, занимавшему две стра ницы, а кроме того, покупала все, приглянувшееся ей в витри нах. То, что не могло сгодиться ей самой, она покупала в подарок друзьям. Она накупила пестрых бус, искусственных цветов, на дувных подушек для пляжа, сумок, шалей, цветочного меду и штук десять купальных костюмов. Купила резинового крокодила, кро вать раскладушку, мебель для кукольного домика <...>. Она по купала вещи не так, как это делает дорогая куртизанка, для кото рой белье или драгоценности — это, в сущности, и орудия произ водства, и помещение капитала, — нет, тут было нечто в корне иное. Чтобы Николь существовала на свете, затрачивалось нема ло искусства и труда. Ради нее мчались поезда по круглому брюху континента, начиная свой бег в Чикаго и заканчивая в Калифор нии; дымили фабрики жевательной резинки, и все быстрей дви гались трансмиссии у станков: рабочие замешивали в чанах зуб ную пасту и цедили из медных котлов благовонный эликсир; в августе работницы спешили консервировать помидоры, а перед рождеством сбивались с ног продавщицы в магазинах стандарт ных цен; индейцы полукровки гнули спину на бразильских ко фейных плантациях, а витавшие в облаках изобретатели вдруг уз

    117
    Глава 4. Радости обладания
    навали, что патент на их детище присвоен другими, — все они и еще многие платили Николь свою десятину. То была целая слож ная система, работавшая бесперебойно в грохоте и тряске, и от того, что Николь являлась частью этой системы, даже такие ее действия, как эти оптовые магазинные закупки, озарялись осо бым светом, подобным ярким отблескам пламени на лице коче гара, стоящего перед открытой топкой».
    (Ф.С. Фицджеральд «Ночь нежна»)
    Мир вещей отражает мир человеческого духа, потребностей,
    чувств, образа мышления и взаимоотношений между людьми. Пер воначально создав вещи для служения себе, люди постепенно при дали им особую ценность, из за которой иногда получается так,
    что служить вещам начинают сами люди. Поэтому потребление сегодня понимается не только как использование вещей впроцес се удовлетворения потребностей, но и как особая форма отноше ния к вещам, к людям и ко всему миру (Мухина, 2005).
    Есть предметы совершенно непрактичные, однако они субъек тивно необходимы человеку, они пробуждают в нем страсти — на пример, коллекции или драгоценности, позволяют ему чувство вать себя тем, кем он хотел бы быть. И в этом тоже нет ничего уди вительного — ведь еще в античной Греции очень большое внима ние уделялось атрибутам деятельностей, по сути, игровых, —
    спорту, искусству. В одном из афинских музеев есть целый зал под названием «Агон», что и означает: «игра». Там хранятся награды,
    инвентарь, личные вещи спортсменов. Этот зал напоминает о том,
    что для человека очень проблематично разделить необходимое и
    «лишнее» — иногда как раз без последнего совершенно невозмож но обойтись.
    Анализируя место вещей в жизни семьи, можно отметить, что общий быт часто выполняет связующую, психотерапевтическую роль, причем происходит это в разных направлениях (Kleine, Baker,
    2004). Так, вещи способны пробудить воспоминания — глядя на

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    118
    простую старую расческу или бидончик со сломанной ручкой, люди вспоминают историю этих вещей и привязывают таким образом себя теперешнего к себе из прошлого. Восстанавливается непре рывность хода жизни.
    <...>
    Дыра имела форму эллипса. Безмерна глубь темная была. Предвечный страх таился в ней... Но, кстати, о горшках я не сказал ни слова! Надо было,
    конечно же, начать с ночных горшков и описать, как попку холодило касание металла. Не таков теперь горшок — пластмасса заменила эмалевую гладкость, и цветов уж не рисуют на боках блестящих.
    И крышек тоже нету настоящих.
    Т.Ю. Кибиров
    Истории многих вещей напоминают о победах и достижени ях — зачем же иначе их хранить? Рассказ об этих историях повы шает самооценку и укрепляет уважение близких, что особенно полезно в общении внуков с бабушками и дедушками. А пожи лым людям часто бывает достаточно всего лишь созерцать ста рые вещи, чтобы наполняться энергией и позитивными пережи ваниями.
    Вещи манят, задают возможности и ограничения — присут ствие гитары побуждает к тому, чтобы на ней играть, прялки — к тому, чтобы прясть, или по крайней мере вспоминать о том, как это делалось. То есть вещи повышают способность человека ис пользовать возможности среды обитания («средовую компетент ность»).

    119
    Глава 4. Радости обладания
    Вещи совершенно определенно очерчивают границы Я, пото му что каждый человек знает, что принадлежит ему и что точно при надлежит другим. А эмоциональное отношение к вещам стимули рует развитие деятельности и таким образом личностный рост — вот почему важно дарить и получать в подарок именно то, чего страстно хочется, особенно функциональные предметы (мольберт, туфли для танцев, флейту). Многие вещи определяют также круг общения и социальную принадлежность человека. Поэтому мир вещей косвен но позволяет получить очень точную и многомерную информацию о его владельцах.
    Упражнение 9
    Жизнь семьи, ее традиции, моменты процветания и драмы —
    все находит свое отражение в предметном мире. О каком предмете из вашего дома вам хотелось бы сочинить историю? Сделайте это!
    Какие факты жизни семьи, казалось бы, давно забытые, вспомни лись сейчас, при взгляде на открытку, флакон духов, кресло, что угодно? Важно ли это для текущей, сегодняшней жизни семьи или уже ушло в прошлое?
    Можно предположить, что безбытные семьи «порознь живу щих» супругов, с одной стороны, свободны, а с другой — лишены этих связей, опытов и переживаний.
    Имущественные вопросы важны для понимания основ любой социальной общности, в том числе и семьи. Память о том, кто со здал семейный капитал и кто его разрушил, использование, раз дел, объединение личных вещей — это особый язык жизни семьи,
    который порой оказывается очень выразительным. Супружеские убийства осуществляются по двум мотивам — из за ревности и де нег. Отношения между родителями и детьми также строятся с уче том того, кому достанется имущество: «Мой дядя самых честных правил...»

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    120
    Но даже если нет этой частной собственности, все равно есть личные вещи, которые играют очень важную роль в жизни членов семьи. Язык вещей дублирует человеческие отношения, фиксиру ет симпатию антипатию, значимые события.
    Привязанность к вещам
    В своей философской работе «Восемь смертных грехов совре менного цивилизованного человечества» К. Лоренц так писал о при частности вещей к человеческой жизни: «На первый взгляд может показаться парадоксальным и даже циничным, если я выражу уве ренность, что сожаление, которое мы испытываем, выбрасывая в мусорный ящик верные старые брюки или курительную трубку,
    имеет некоторые общие корни с социальными связями, соединяю щими нас с друзьями. И тем не менее, когда я думаю о том, с какими чувствами я в конце концов продал наш старый автомобиль, с кото рым были связаны бесчисленные воспоминания о чудесных путе шествиях, я совершенно уверен, что это было чувство того же рода,
    как и при расставании с другом» (Лоренц, 1998, с. 48). Действитель но, личная вещь включается в историю семьи, историю человечес кой жизни, связывает прошлое, настоящее и будущее.
    В современной культуре потребления надежные предметы оби хода, передающиеся по наследству, замещаются одноразовыми вещами, которые ломаются, не успевая обрести отпечатка лично сти владельца. Сломанная шариковая ручка не имеет хозяина, она могла принадлежать кому угодно. Конечно, изобилие вещей спа сает от нищеты, но вместе с тем их производство и потребление утрачивают значительность — ни для кого произведенное делает владельца также никем. Нет диалога между мастером и потребите лем, который существовал в доглобализационном обществе част ных сапожников, портных, мебельщиков.
    Итак, вещи — это средство самоподтверждения, знак идентич ности, истории субъекта и его семьи. Причем знак, обладающий

    121
    Глава 4. Радости обладания
    не только личной ценностью, но и товарной стоимостью: совре менная индустрия моды постоянно эксплуатирует «историчность»
    вещи, подделывая ее подержанность через искусственную соста ренность кожи на сумке, заплатки на джинсах и т.д. Таким обра зом вещь как бы говорит о себе: не думай, что я только сейчас ста ла твоей, я твой старый друг, нам есть что вспомнить! И эта подде ланность показывает, насколько ценна подлинность.
    Личные вещи потому и личные, что принадлежат одному че ловеку. И он ими дорожит. В современных исследованиях наряду с привязанностью к людям и к месту говорят также и о привязан ности к вещам. В самом деле, почему бы и нет? Мать уходит на работу, место меняется и остается в прошлом, а вещи есть везде и всегда. Очевидно, что они приобретают для современных людей,
    так много производящих, особое значение. Материальные пред меты и у взрослых, и у детей являются текстом, иносказательным сообщением другим людям о себе. Можно говорить об особом языке коммуникаций, который для многих людей является ос новным. Естественно, что кража, помимо экономического убыт ка, приносит еще и чувство собственной уязвимости, отчужден ности части себя — нечто свое вдруг попадает в чужие руки и начинает принадлежать другим. А подарок, напротив, может усилить переживание собственной ценности и повысить само оценку.
    О важности и неоднозначности языка вещей говорят многие народные приметы, которые не одинаковы в разных культурах, то есть вещи приобретают специфический эмоциональный смысл для людей одной семьи, одного этноса. Например, в Австрии не при нято оставлять нож на столе лезвием вверх — ангел может поре заться, когда прилетит. Об этом не нужно напоминать австрийцам,
    они знают эту примету. В России запрет тоже действует, но вот ангела здесь никто не ждет.
    Для русских число 13 на календаре может быть предвестником несчастья, а для французов это — хорошая примета. В нашей стране

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    122
    раскрытый зонтик не обозначает ничего, кроме раскрытого зонти ка, а во Франции раскрытый зонтик в доме — это плохая примета.
    Во многих странах считается, что пройти под лестницей — не к доб ру, а для русских это действие не имеет какого то особенного значе ния. В России говорят, что если кто то надел одежду наизнанку, то его побьют, а в Испании считают, что это принесет счастье. Отно шение с вещами, таким образом, отражает целостную систему ожи даний и может встраиваться в разные взаимодействия с миром.
    Но не любая вещь несет на себе отпечаток личности владельца;
    чтобы это произошло, вещь должна приобрести особый смысл, стать отличной от другой, предназначенной для той же цели. Как можно понять, является ли вещь объектом привязанности или просто ис пользуется человеком по предназначению, как любая другая?
    Эмоциональная привязанность к материальным предметам —
    это сложное отношение между человеком и некоторым материаль ным объектом, который он персонализировал, «растоварил» и на делил свойствами не объекта, а субъекта. То есть эта вещь облада ет как бы собственной побудительной силой, с ней считаются, к ней приспосабливаются. Девять характеристик отличают привя занность от обычного владения вещами, без которого невозможна ни одна бытовая деятельность.
    ·
    Привязанность формируется по отношению к конкретным ма териальным объектам, не брендам и не торговым маркам. Это может быть купленный на вьетнамском рынке в чужой стране простой рюкзачок, но он будет любимым, потому что покупался в праздничном настроении, и станет якорем, пробуждающим это настроение каждый раз, когда хозяин его надевает.
    ·
    Предмет собственности, к которому возникла привязанность,
    должен психологически приниматься — невозможно рассчи тывать, что ребенок будет любить туфли, из за которых его драз нили в школе.
    ·
    Привязанности могут усиливаться и расширяться сами по се бе — удачное романтическое свидание, на которое девушка при

    123
    Глава 4. Радости обладания
    шла в красных туфлях, может привести к тому, что она будет носить только красную обувь, а в несколько патологическом случае — к тому, что она будет покупать каждые красные туф ли, которые увидит в магазине.
    ·
    Предмет привязанности не рассматривается как товар и психо логически не подлежит купле продаже, он обладает субъектив ной ценностью.
    «У вас, может быть, новые домашние туфли, а у меня старые,
    похожие, извините за выражение, на блин. Но у моих туфель есть одно достоинство, которого нет у ваших, — они мои...»
    (Шолом Алейхем «Железнодорожные рассказы»)
    ·
    Привязанность подразумевает историю владения предметом —
    вещи перевозятся с квартиры на квартиру, передаются по на следству, хранят память о своих прежних владельцах и всех из менениях, которые с ними производились.
    ·
    Привязанность к вещам обладает энергией, представляет со бой силу — в этом смысле особые вещи, такие, как чаша Граа ля, начинают приобретать сакральный смысл и побуждать к важным жизненным решениям. Старую кружку хочется выта щить из пожара, потому что она верный друг, хотя в ближай шем магазине легко купить новую.
    ·
    Привязанность — сложное противоречивое явление; вещь мо жет приниматься и отвергаться, вызывать ревность, готовность разрушить и затем воссоздать ее.
    ·
    Привязанность представляет собой комплекс эмоций, ее труд но рефлексировать, и потому попытки объяснения объектив ной ненужности вещи ее владельцу непродуктивны.
    ·
    Наконец, привязанности к вещам меняют свой смысл с изме нением идентичности обладателя, люди могут «дорастать» до своих вещных атрибутов и «вырастать» из них.

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    124
    Итак, привязанности предполагают эмоциональное отноше ние к предметам как к субъектам, среди которых выделяются «спе циальные», «любимые», «лелеемые» или «самые важные». Но сле дует иметь в виду, что привязанность к вещам, как и любая страсть, не только расширяет границы Я, она может также сде лать человека зависимым служителем вещей. Своевременная при вивка против «вещизма» состоит в возможности выбрать нужные вещи, потому что вообще язык вещей может использоваться и для унижения, и для подавления одного человека другим. Достаточ но того, чтобы мать заставляла сына носить колготки, когда его ровесники этого уже не делают, чтобы в классе он стал объектом насмешек. С другой стороны, известно, что обладание вещами,
    вызывающими зависть, повышает статус человека, как ребенка,
    так и взрослого.
    «Халат был, насколько я помню, из тонкого искусственного шелка, который выглядел то блестящим, то тусклым — в за висимости от освещения. Сшит он был кое как и после пер вой же стирки превратился в бесформенную тряпку. Это был типичнейший образчик той дряни, которая выбрасывалась на рынок в первые дни после войны, и у меня до сих пор оста лось подозрение, что я был не совсем трезв, когда покупал этот халат.
    Тем не менее он доставил мне куда больше радости, чем тот халат, который я ношу сейчас и который был куплен у Сэл ка на Бонд стрит. И не потому, что я не люблю вещей от
    Сэлка. У него все самого лучшего сорта, а я теперь всегда ношу все только самое лучшее. Но порой мне делается как то не по себе. У меня появляется ощущение, что я вынуж ден служить живым доказательством процветания нашей фирмы, что я превращаюсь в своего рода человека рек ламу»
    (Д. Брейн «Путь наверх»).

    125
    Глава 4. Радости обладания
    Упражнение 10
    Попросите детей, если они есть в вашей семье, представить свою семью в виде предметов мебели. Если детей пока нет, это за дание могут выполнить и взрослые. Какие личностные характерис тики и роль в семье отразились в рисунках? Согласны ли вы с ними?
    Какого предмета недостает в доме?
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   20


    написать администратору сайта