Главная страница
Навигация по странице:

  • Упражнение 13

  • Упражнение 14

  • Режим жизни: упорядочивание и ограничение

  • Упражнение 15

  • Опоздания и откладывание

  • В масштабе жизни

  • Темпы, ритмы, фазы

  • Наша психологическая консультация

  • Нартова-Бочавер. ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ: объединение и разделение. Нартова-Бочавер. ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ: объединение и раз. С. К. Нартова Бочавер, К. А. Бочавер, С. Ю. Бочавержизненное пространство семьи объединение и разделение


    Скачать 30.63 Mb.
    НазваниеС. К. Нартова Бочавер, К. А. Бочавер, С. Ю. Бочавержизненное пространство семьи объединение и разделение
    АнкорНартова-Бочавер. ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ: объединение и разделение.pdf
    Дата21.01.2018
    Размер30.63 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаНартова-Бочавер. ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ: объединение и раз.pdf
    ТипДокументы
    #14691
    страница11 из 20
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   20
    Из чего складывается личное время
    Когда мы писали о личном пространстве, мы постепенно от ходили от более приватного к более общему, разделенному с дру гими, от дома — к городу и стране. Постараемся и здесь следовать этой логике, сначала выделив семь характеристик личного време ни повседневности, потом — жизненного пути и, наконец, связав их с теми ритмами и циклами Вселенной, внутри которых все мы неизбежно оказываемся (Нартова Бочавер, 2008а).

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    162 1. Ожидание — реализация. Время может делиться на подготовку события и его совершение. Люди сильно различаются с точки зрения того, на чем сосредоточить свои мечты и усилия: на от дельном жизненном событии с отчетливо выраженными гра ницами или на процессе подготовки к нему и последующего переживания. Поэтому они могут по разному воспринимать продолжительность собственно события. Во многом это свя зано с особенностями нервной системы (темпераментом), за дающими субъективную протяженность «настоящего» време ни, временные окрестности вокруг события кульминации.
    Если человек реагирует на происходящее не очень силь но, то и восстановиться он может быстрее; у таких людей ско рость реагирования существенно выше. Если же начальная реакция интенсивна и человек реагирует очень эмоциональ но, то и на восстановление потребуется больше сил. Поэтому такие люди медленнее перерабатывают информацию и доль ше ее сохраняют. И потому подготовка к событию и его пос ледействие кем то включаются в свой жизненный опыт, а кем то — нет, и внешне неизменный фон может казаться иногда более субъективно насыщенным, чем видное всем объектив ное событие.
    Упражнение 13
    Спросите себя и близких: сейчас — это когда? Как вы опреде лили бы текущий период? День, месяц, год, эра? Что вы имеете в виду, когда говорите «раньше...»? Как вы планируете путешествие или какое то еще событие? Для одних путешествие начинается с момента первого захода в Интернет в поиске интересного места и авиабилета. Для других — только с момента пересечения границы и чашки кофе в аэропорту. Как это происходит у вас, одинаково или по разному? Если по разному, какие возможные психологичес кие издержки это приносит?

    163
    Глава 5. Время жить
    2. Неофобия — неомания. Людям свойственно дорожить тем, что они имеют, и одновременно стремиться к иному. Открытость к опыту, поиск нового, «sensation seeking», организует человечес кие действия, любопытство приводит к открытиям и переменам.
    Но мера личной тяги к приключениям неодинакова.
    Для кого то время стабильности — это удача, покой, про дуктивность; для кого то — потерянное время, ведь жизнь бур ная, сочная, и жалко тратить ее на сон или отдых! Понятно, что если два человека с подобными диаметральными представлени ями встречаются в одной семье, им будет трудно. Одним трудно торопиться, другим — выжидать.
    Упражнение 14
    Вспомните самые счастливые периоды своей жизни. Попросите об этом же своего супруга (супругу) — но не показывайте результа ты друг другу сразу же. Подсчитайте, сколько раз упоминаются дей ствия или события и сколько раз — покой, созерцание, ожидание,
    переживание. Эти подсчеты позволят понять идеальную модель ре жима жизни каждого из членов семьи и определить, что доставляет стрессовые переживания: необходимость много работать и быстро действовать или необходимость ждать. Соответственно, «фигуры» и
    «фон» жизненной истории могут определяться по разному, и поте рянное время для одного может оказаться самым счастливым для другого. Если вы обнаружили подобное несовпадение, не расстраи вайтесь: раз вы живете вместе, значит, ваша несовместимость по фазе преодолевается поистине большой любовью!
    3. Делимое — неделимое (прерванное — завершенное действие).
    Незавершенное действие создает психологическое напряжение,
    и каждый стремится закончить то, что запланировано и начато,
    или хотя бы найти этому занятию адекватную замену. Чем боль ше дел начато, тем выше уровень напряжения, которое может привести к стрессу.

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    164
    «Квант» времени также может переживаться по разному.
    Можно вести подсчет общего количества времени, посвящен ного некоторой деятельности, а можно принимать во внимание только то время, которое уделялось этой деятельности без того,
    чтобы отвлекаться на разные другие занятия. Ценность этого времени различна. Говоря о летнем отдыхе, Б. Йенссон совер шенно справедливо отметила, что ценность лета — в его целост ности (Йенссон, 2006). Действительно, трудно признать идентич ными неделю дачной жизни и два три отдельных уик энда, про веденных там же. Неделимое время дает накопительные эффекты.
    Более того, существуют виды деятельности, которые вооб ще не могут быть разделены, поскольку при этом теряется их основной смысл. Наиболее распространенный пример недели мой деятельности — секс. Можно также привести примеры дру гих творческих занятий, характеризующихся высокой интенсив ностью контакта с объектом, когда любое вмешательство или прерывание разрушает результат: художественное творчество,
    написание научной или художественной статьи, молитва. У геш тальта свои законы, и он стремится к тому, чтобы быть завер шенным, причем по внутренней логике развития. Сочетатель ный закон сложения не всегда применим в организации распи сания творческих занятий, и прерванное или перенесенное на потом иногда уже не реализуется вообще.
    Соответственно в том, что субъекту не позволяют по его соб ственному умыслу и плану довести начатое до конца, можно ус матривать одну из распространенных повседневных деприваций.
    4. Порядок (первый второй) — это еще одно качество временно
    ´й орга низации, позволяющее выразить предпочтения. Порядок действий во многом связан со стилем врабатываемости: так, некоторые люди полагают эффективным начинать занятие с наиболее трудной или неприятной его части, а другие, напротив, берут «разбег» с того,
    что получается у них наименее затратным способом и с удоволь ствием. Такие индивидуальные приемы самоорганизации не все

    165
    Глава 5. Время жить
    гда рефлексируются, однако они очень значимы. Если еще раз вспомнить арифметику, поскольку исчисляемое время подсказы вает эти ассоциации, то и переместительный закон сложения так же не всегда применим. Один юный математик в школьном похо де в ответ на просьбу выбросить остатки еды и помыть сковородку задал уточняющий вопрос, что ему нужно сделать сначала, а что —
    потом. В повседневной жизни очень многое определяется тем, что
    (или кто) сначала, а что (или кто) — потом. Порядок владения сре довыми объектами определяет вероятность успеха.
    Первенство важно для пищевых ритуалов (кто начинает но вое блюдо, а кто доедает остатки), для секса, для профессиональ ной деятельности. Иногда быть первопроходцем почетно, но трудно: например, если два преподавателя последовательно про веряют письменную работу, первому труднее, а второму легче,
    поскольку он может опираться на мнение первого.
    Преподаватели хорошо знают, что индивидуальный режим заставляет некоторых студентов отвечать первыми; если их на сильно «передержать», они могут провалить экзамен. Но суще ствуют студенты, которые с абсолютным терпением способны дождаться конца экзамена, истощения сил у преподавателя, что бы с небольшими затратами сдать экзамен успешно.
    Соответственно выбивание человека из его индивидуального
    «прайм тайма» снижает продуктивность его деятельности и лич ностную эффективность вообще.
    5. Отсчет времени вверх или вниз — каждый склонен проводить параллели между временем и пространством, в том числе в по нимании направления движения времени. Как мы ограничива ем временно
    ´ й интервал — он имеет направление снизу вверх или сверху вниз, слева направо или наоборот? Для того чтобы это отрефлексировать, можно вспомнить, как мы назначаем встре чи или планируем распорядок дня, какой лексикой при этом пользуемся. Если время ограничено сверху, стало быть, оно дви жется снизу вверх. Это очень важно ввиду того факта, что верх и

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    166
    низ в пространственном восприятии обладают разным эмоцио нальным значением: верх вызывает позитивные образы и пере живания, низ — негативные. Соответственно можно ожидать,
    что способ временно
    ´ й организации «снизу вверх» будет соче таться с оптимистичными установками.
    В то же время надо принимать во внимание, что в западной культуре восприятие времени ассоциируется с процессом пись ма, которое имеет направление сверху вниз и слева направо, и потому более привычным должен быть именно этот способ вос приятия и структурирования времени (например, на доске рас писания поездов слева указывается отбытие, которое раньше по времени, а справа — прибытие на следующую станцию).
    Таким образом, использование неадекватных простран ственных эквивалентов может приводить к недопониманию,
    переживанию насильственного обращения времени вспять или искусственному ускорению его хода.
    6. Индивидуальный биологический ритм каждого человека пред полагает суточные колебания продуктивности и эмоционально сти: «совы» и «жаворонки» по разному чувствуют себя и рабо тают в зависимости от времени дня. Несовпадение по фазе внеш него и внутреннего режимов жизни приводит к тому, что чело век вынужден пытаться быть продуктивным в те часы, которые предназначены для отдыха, и потому живет антифизиологично,
    вопреки внутреннему расписанию. Сосуществование на одной территории и в одной группе «сов» и «жаворонков» иногда оп тимально, потому что таким образом они делят право на владе ние территорией, а иногда высоко конфликтно, если они вы нуждены работать в тесном альянсе.
    Одна из наиболее мощных деприваций связана с насиль ственным нарушением или прерыванием сна. Известно, что ли шение сна — классическая пытка. Нарушение режима сна часто является наиболее сложным испытанием для тех, кто ухаживает за маленькими детьми, больными или стариками.

    167
    Глава 5. Время жить
    «Ребенок плачет. Он давно уже осип и изнемог от плача, но все еще кричит и неизвестно, когда он уймется. А Варьке хочется спать. Глаза ее слипаются, голову тянет вниз, шея болит. Она не может шевельнуть ни веками, ни губами, и ей кажется, что лицо ее высохло и одеревенело, что голова стала маленькой, как була вочная головка.
    — Баю баюшки баю, — мурлычет она, — тебе кашки наварю...
    А ребенок кричит и изнемогает от крика. Варька видит опять грязное шоссе, людей с котомками. Она все понимает, всех узна ет, но сквозь полусон она не может только никак понять той силы,
    которая сковывает ее по рукам и ногам, давит ее и мешает ей жить.
    Она оглядывается, ищет эту силу, чтобы избавиться от нее, но не находит. Наконец, измучившись, она напрягает все свои силы и зрение, глядит вверх на мигающее зеленое пятно и, прислушав шись к крику, находит врага, мешающего ей жить.
    Этот враг — ребенок».
    (А.П. Чехов «Спать хочется»)
    Многие культурные традиции, например послеобеденная сиеста, связаны с приспособлением к физиологии для лучшего использования прохладного времени суток. И напротив, одно из типичных мучительных воспоминаний многих детей связано с тем, что в детском саду или пионерском лагере наступает «мер твый час»: когда так интересно жить и совершенно нет усталос ти, заставляют замирать, исчезать, никак себя не проявлять.
    Насильственное принуждение ребенка «совы» к тому, что бы он плотно завтракал и быстро включался в учебу, — это тоже серьезная депривация.
    7. Последовательность — одновременность: свобода человека со стоит также в том, чтобы позволить себе выполнять несколько видов деятельности одновременно, распределяя внимание, или сосредоточиться на одной, чтобы по ее окончании перейти к сле дующей. Этот конструкт принимает разные значения в зависи

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    168
    мости от темперамента и характера личности. Оба способа орга низации имеют свои преимущества и недостатки: так, высоко энергичный человек защищен от глобальных неудач, потому что что нибудь да получится. В то же время его энергозатраты выше.
    Малоэнергичный человек экономит силы, но у него не всегда есть возможность затем потратить их по собственному желанию,
    а ресурсные возможности возникают только как подарки.
    Режим жизни: упорядочивание и ограничение
    Стремление одних членов семьи распределить свои силы, а других — сосредоточиться на одной задаче часто приводит к вза имному раздражению. Родственникам трудно считать полноцен ным общение со спиной сидящего за компьютером близкого, ко торый, впрочем, может считать себя включенным в диалог: «Да, я слушаю тебя...Я все поняла...» Совмещение дома и работы часто приводит к эффектам обесценивания семьи, использования дома как фона для служебных задач. Поэтому жесткий режим присут ствия тоже может иметь свои положительные стороны, например,
    переключение на личное время. Это обстоятельство часто исполь зуется рекламными агентами, которые знают, что наиболее эффек тивные продажи услуг и предметов домашнего потребления про исходят после 16 часов, когда служащие начинают настраиваться на домашнее время.
    Упражнение 15
    Проведите самостоятельно обследование своей семьи с точки зрения готовности делиться своим временем. Для этого нужно от ветить на несколько вопросов. Кто чаще всего говорит:
    1. Ты же видишь, мне некогда...
    2. Подожди, я скоро закончу.
    3. У меня же не сто рук!

    169
    Глава 5. Время жить
    Если на все три вопроса вы даете один ответ, скорее всего вы вспомнили члена семьи, у которого нет ни минуты личного времени.
    Он даже и не догадывается о том, что имеет на него право. «Загнан ная домохозяйка» — это предневротическое состояние, и вы сооб ща должны придумать способ разгрузки для этого члена семьи.
    «Мне некогда» — привычка жить с таким девизом выполняет несколько функций. Это, конечно, демонстрация своей занятости и высокой востребованности — да, есть время у тех, кому нечем заняться. Это закрытость для контактов — меня здесь нет, я в де лах, я недоступен. В нашей культуре занятость служит хорошим предлогом для отказа от общения, и модальность «я не могу» часто является социально приемлемой заменой «я не хочу». И конечно,
    это неспособность организовать свое время так, чтобы дела не по глощали жизнь целиком.
    Часто мы отказываемся от какого то предложения со словами
    «я не могу», которые собеседник скорее всего воспримет как дос таточные. А в испанской культуре такую ситуацию сложно пред ставить, отказ и столь короткое и неинформативное объяснение будет воспринято как проявление неуважения и может вызвать оби ду. В Испании принято называть причину отказа, расшифровы вать слова «я не могу». Проверьте себя, действительно ли вы мо жете сформулировать, что стоит за отказом.
    В семейной жизни намного больше, чем кажется, особеннос тей поведения, связанных со стремлением к личному времени.
    Например, бессонница может быть формой контроля над терри торией, когда рядом нет других бодрствующих родственников.
    Возникает иллюзия уединения, приватности, которой так не хва тает многим.
    А вечные в каждой семье баталии из за детского сна? Трудно сказать, кому нужен дневной сон больше, детям или их родите лям, которые могут час или полтора отдохнуть от родительской роли. «Марш в постель!» может означать готовность мужа и жены

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    170
    побыть вместе, в то время как «Он никак не засыпает...» — отка зом в этом общении.
    Однако в любом случае организация распорядка дня, даже не самая правильная, — личное право человека, с которым, к со жалению, часто не считаются. Он имеет право на свой несураз ный и неудобный кому то режим, как имеет право быть плохо причесанным или безвкусно одетым. Исследования в области временно
    ´ й самоорганизации человека позволяют судить о том,
    кому легче защищать режим своей жизни, а также о том, каковы последствия насильственного нарушения режима (Нартова Бо
    чавер, 2008а).
    Прежде всего вообще к внедрениям любого рода более чув ствительны представители сильного пола. Свободолюбивые суще ства, они с трудом переносят и попытки вмешаться в их распоря док жизни, и намерения изменить или скорректировать их планы.
    Капризность женщин они способны терпеть лишь в период уха живания, в остальное же время попытки повлиять на их время,
    внезапно «выдернуть» со службы или от друзей могут их только раздражить. В наиболее острых случаях мужчины могут раздражать ся даже на простой вопрос близких «Когда...?». «Во сколько ты вер нешься, когда у тебя будет отпуск, к какому времени мне одеться,
    чтобы ехать в гости?» — вариантов попыток внести определенность в планы домочадцев может быть много, однако их эффективность близка к нулю. И напротив, «строить» близких любят многие муж чины. Их греет осознание того, что любимые женщины всегда и на все готовы и могут все ради них отменить.
    Эти факты, с одной стороны, открывают область уязвимости мужчин, которые легко ведутся в быту на демонстрацию женской готовности. С другой же стороны, они объясняют, что подрост кам мальчикам действительно субъективно труднее, чем девочкам,
    встроиться в предлагаемый им распорядок, что молодые мужчины зачастую не могут адаптироваться к рабочей обстановке именно из за организации режима работы.

    171
    Глава 5. Время жить
    Навыки временно
    ´ й самоорганизации мальчики приобретают к концу подросткового возраста, тогда же они обучаются противо стоять внедрениям, иногда неприятными для родителей способа ми. Не нужно на это обижаться: у мальчиков прерывание их дей ствия и невозможность довести начатое до конца, а также невоз можность стать первым представляют собой плодотворную осно ву для невротизации.
    Исследования показывают также, что более жестко могут за щищать свой режим жизни представительницы женского пола с пониженной эмоциональностью и социальной чувствительностью.
    Оно и понятно: реагируя на каждое «А не поможешь ли мне...» и
    «Слушай, не мог бы ты...», человек импульсивно меняет свою стра тегию, отменяет ранее намеченное и в результате делает то, что нужно другим. Некоторая мера такой импульсивности, конечно,
    вызвана любовью к ближним, однако это качество делает человека открытым для манипуляций с их стороны.
    Лучше умеют отстаивать свой распорядок жизни люди с сильной нервной системой и высоким жизненным тонусом.
    И конечно, способность управлять своим личным временем, от стаивать свои планы, доводить начатое до конца связана с об щим психологическим благополучием. Дети, которых с младен чества слышали, кормили по требованию, укладывали спать,
    когда они сами этого хотели, привыкают к тому, что их привыч ки — это ценность. К сожалению, этот навык недостаточно сформирован у подростков, живущих в детском доме, которые долгое время после выхода из его стен продолжают нуждаться в том, чтобы их действия направляла «жесткая» рука. Это упуще ние может быть одной из причин их неуспеха при создании соб ственных семей. По видимому, способность заполнять время по собственному желанию делает человека более оптимистичным и доверяющим своим силам; вероятно, он предполагает, что в его силах не выделять времени и не отвлекаться на сомнитель ные приключения.

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    172
    Еще обнаружилось, что способность удерживать в заданных рамках свой временной режим, быть неспешным или плотно за полнять свою жизнь связана со способами социального взаимо действия. Это и понятно: без уважения к своим привычкам невоз можно считаться с чужими. Те, кто умеет распоряжаться своим временем, не стесняются в сложных ситуациях обращаться за по мощью, а размытость временны
    ´ х привычек ведет к тому, что че ловек никогда не уверен в том, что он уместен. Ему психологиче ски проще никогда ни к кому не обращаться и ничего ни у кого не просить. А поскольку прожить без подобных контактов сложно,
    особенно в семье, то такие люди, избегая контактов, постепенно отдаляются от родственников, приобретая репутацию нелюдимых.
    И наконец, обнаружено, что у девочек подростков свобода режима связана со школьной успеваемостью. У мальчиков такой однозначной связи нет; возможно, для некоторых из них внешнее ограничение даже полезно. Однако, по видимому, ценой охлаж дения отношений и невротизации мальчика.
    Итак, иметь личное время необходимо каждому. Семья — не только самоограничение, это также ресурс развития личности каж дого из ее членов. Человек деградирует, если у него нет любимых занятий, а когда они появляются, на них требуется время. Если все члены семьи любят ловить рыбу, то можно делать это всей семьей.
    Если же это любит делать только отец семейства, нужно договари ваться и скрашивать его досуг не на каждой рыбалке. В любом слу чае идентичные занятия, досуг на глазах друг у друга приводят к тому, что все становится слишком общим, уходит личный опыт и различие во взглядах, которое и делает возможным диалог. Если люди никогда не разлучаются, они не будут рады новым встречам,
    у каждого должна быть своя «копилка» опытов и впечат лений.
    Тому, как грамотно распоряжаться временем, посвящено мно жество правил этикета, предписывающих, какой должна быть точ ность, насколько можно отступать от пунктуальности, чтобы не

    173
    Глава 5. Время жить
    заставлять других людей ломать свои планы и всегда радовать их своим присутствием. «Точность — вежливость королей», эта ем кая поговорка подчеркивает великодушную готовность власть иму щих не доставлять неудобств остальным, более слабым и зависи мым. При этом понятно, что эта вежливость абсолютно доброволь на, поскольку невежливый властитель легко может лишить своих подданных не только жизненных планов, но и самой жизни.
    «Вот ведь как, оказывается, устроено на свете: человек, кото рый понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет. И злые волшебники разведали об этом и давай ловить ребят, теряющих время понапрасну. И вот поймали волшебники Петю Зубова, и еще одного мальчика, и еще двух девочек и превратили их в ста риков. Состарились бедные дети, и сами того не заметили — ведь человек, напрасно теряющий время, не замечает, как стареет.
    А время, потерянное ребятами, — забрали волшебники себе.
    И стали волшебники малыми ребятами, а ребята — старыми ста риками».
    (Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»)
    Пунктуальность, впрочем, тоже понимается по разному. Су ществует анекдот о пунктуальности по немецки и по еврейски:
    немец приходит как договорились, а еврей — когда нужно.
    Опоздания и откладывание
    В связи с этим интересна психология опоздания как феноме на. Опоздания приносят много неудобств и огорчений как самому человеку, так и тем, кто его ждет. Разные люди и по разным при чинам могут приходить не вовремя. Мы намеренно отвлечемся сей час от опозданий в мегаполисе — здесь может вообще не быть ни каких психологических оснований тому, что человек не попадает в запланированное место в срок.

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    174
    Опаздывают люди, которые физиологически неправильно оце нивают временны
    ´ е промежутки. Им кажется, что на дорогу про должительностью в час они вполне могут потратить пятьдесят ми нут. Опаздывают те, кто занят несколькими делами одновремен но; к моменту выхода из дома что то у них обязательно не завер шено.
    Существуют невротические опоздания, при которых человек вроде бы стремится попасть в нужное место, но в то же время име ет внутренние препятствия к тому, чтобы это произошло: не хо чется на работу, к теще, на встречу друзей. Как правило, у таких людей находятся внутренние препятствия любым их свершениям.
    Бывают сценарные опоздания: например, одна молодая женщи на, анализируя свои досадные непопадания на самолет, поезд, теп лоход, внезапно вспомнила, что ведь на теплоход когда то опозда ла ее любимая бабушка. Этим теплоходом был «Титаник».
    Ну и конечно, опоздание представляет собой одну из форм установления власти над другими, их подчинения и унижения.
    Заставить себя ждать, изменить планы, не выполнить наме ченное, потратить время попусту — все эти последствия обычно имеет в виду «задерживающийся», но они его нисколько не стиму лируют к поспешности. Да, он достоин этих жертв, ему малоинте ресны события жизни тех, кто его ожидает и в нем сейчас нуждает ся; тем значительнее будет впечатление от встречи, если она нако нец состоится.
    С задержками связана бюрократическая манера не решать те кущие дела сразу для придания значительности собственному ста тусу: пусть проситель не считает, что всем вокруг нечего делать,
    важные решения быстро не принимаются. И конечно, професси ональная, корпоративная культура также включает негласные пра вила допустимой задержки ответа, например, в процессе электрон ной переписки. Авторы обратили внимание на то, что американ ские или европейские психологи на письма отвечают мгновенно,
    а от российских коллег ответ, случается, не приходит никогда. По

    175
    Глава 5. Время жить
    хоже, что дело тут не только в малодоступности Интернета в рос сийских университетах.
    Еще одна форма злоупотребления временем — это отклады вание дел на потом. Речь идет не о том, что человек вообще не хо чет что то делать, потому что, конечно же, каждый имеет для себя список малопривлекательных занятий, на которые не хотелось бы тратить время. Нет, откладывается нечто важное, ценное, нужное,
    но требующее затрат и усилий. И человек принимает решение, что лучше подумать об этом завтра, а сделать — послезавтра. Посколь ку намерений всегда больше, чем результатов, можно полагать, что каждый из нас склонен что то откладывать, но, конечно, эта осо бенность у разных людей принимает разный масштаб.
    В западной психологии откладывание изучается и в связи с организационной психологией (многие люди, не выполняющие вовремя свои должностные обязанности, доставляют проблемы коллективу и не могут сделать карьеру), в связи с личными реше ниями (например, о том, чтобы завести ребенка), а также повсед невными планами (похудеть, сходить в парикмахерскую, с завт рашнего дня начать бегать по утрам и пр.). Нужно сказать, что от кладывание может быть и позитивным, если терпеливый человек выжидает время для точного шага. Но в этом случае ожидание —
    это уже подготовка к действию.
    Стремление все делать в последний момент, несоответствие слова и дела у студентов приводят к низкой академической успе ваемости. Это и понятно: в условиях нехватки времени трудно что то сделать хорошо. Невнимание к своему здоровью, также вызванное привычкой откладывать посещение врача, приводит к стрессам и приступам болезни, которые всегда случаются «не ожиданно».
    Привычка откладывать формируется по разным причинам и имеет разный смысл. Так, эта склонность наблюдается у тех лю дей, которые не чувствуют себя хозяевами своей жизни и стремят ся «вывернуться» из под решений, принятых другими. Таким лю

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    176
    дям вообще присуща склонность избегать контакта с жизнью. Же лание отложить решение характерно для подростков, юношества и более взрослых людей в личностном кризисе, сопровождающемся неопределенностью планов.
    Другая особенность любителей не делать все сразу — желание получить быстрый результат, и потому они обычно предпочитают делать сейчас только то, что принесет им скорый успех. Еще одно возможное объяснение — невысокая личностная надежность и добросовестность носителей этой привычки, в силу чего они не очень то считаются с окружающими. Однако в любом случае, ка кими бы мотивами ни объяснялось стремление перенести важные дела на потом, оно делает человека более тревожным, что неуди вительно: есть намерение, но нет результата.
    И напротив, не откладывают дела на завтра те, кто оптимис тичен, считает свои планы реалистичными и надеется на успех.
    Сразу же принимаются за подготовку к делу зрелые, определив шиеся люди.
    Таким образом, основа откладывания на потом как психоло гического явления — путаница в желаниях, которая побуждает че ловека перед принятием решения еще раз спросить себя: так ли уж я этого хочу? А на что я ради этого готов? И ответы часто бывают неопределенными — да, хочу, конечно, но не сейчас и не с такими затратами.
    В семье, где все зависят друг от друга, с таким человеком очень трудно строить общие планы. Развитие у подростков склонности откладывать свои действия обычно обусловлено авторитарнос тью отца или матери ребенка, причем воздействие родителей за метнее проявляется у девочек, особенно с пониженной самооцен кой, — по видимому, жесткие родители определяют жизненные планы семьи всегда самостоятельно, не советуясь с детьми. В ре зультате у детей так и не появляется ни навыка планирования,
    ни достаточного оптимизма для того, чтобы осуществить свои планы.

    177
    Глава 5. Время жить
    Исследования показывают, что склонные откладывать свои действия люди не любят это качество в других; можно предполо жить, что в семье скорее всего может существовать только один человек с такой привычкой, иначе семья как целостность начнет разрушаться. Более того, такой способ планирования нуждается в компенсации, и потому рядом с любителем откладывать в хорошо сбалансированной семье обязательно найдется импульсивный че ловек, склонный быстро реагировать и бездумно тратить силы.
    Однако даже самые доброжелательные родственники должны иметь в виду, что склонность откладывать дела, хоть и саморазру шительная, все равно встраивается в организацию личного време ни, и если вы начнете ради блага ближнего его перевоспитывать,
    конфликты неизбежны. Педагогика и желание добра очень часто реализуются через кризисы и столкновения. Строго говоря, ваши близкие имеют право даже и на раздражающие вас привычки.
    Уважение к привычкам давно отмечалось в практической пси хологии и педагогике как важное условие развития гармоничного человека. Младенцы, оставленные родителями, болезненно вос принимают любые перемены в жизни, будь то новая няня, пересе ление в другую комнату или перекраска стен в палате дома малют ки. Исследование особенностей личности несовершеннолетних преступников показало, что в детстве многие из них страдали от того, что взрослые не давали им возможности завершить начатое дело, установить свой временной порядок жизни: их прерывали,
    им указывали, не считались с их намерениями.
    Венгерский педагог Э. Пиклер, разрабатывая меры психологи ческой поддержки воспитанников детских домов, также считала, что необходимо принимать во внимание консервативность детей, их недоверие и долгое привыкание к новизне. Для того чтобы дети,
    растущие вне семейной атмосферы, чувствовали себя более ком фортно, она рекомендовала соблюдать несколько простых правил взаимодействия. Так, желательно, чтобы ребенка обслуживала одна и та же воспитательница. Нужно информировать ребенка о своих

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    178
    действиях — действовать терпеливо, например, показать ему лож ку, прежде чем засовывать в рот. Надо стремиться устанавливать ра зумный порядок (например, одевая детей на прогулку, предупреж дать: «Следующим будешь ты»). Обязательно нужно предоставлять ребенку альтернативу действия и возможность закончить начатое дело. Эти требования по своему содержанию направлены именно на уважение временно
    ´й последовательности действий.
    Порядок действий в повседневном поведении нередко служит бессознательному или осознанному обозначению социального ста туса (споры о том, кому быть первым, кому раньше пройти, пер вым занять место, первым зачерпнуть ложкой суп и т.д.). Малень ким детям важно, если их первыми забирают из детского сада, а тех, кто дожидается родителей в одиночестве, дети часто дразнят и обижают. Привычки как форма временно
    ´й организации собствен ного бытия — язык самовыражения, особенно важный для зрело го возраста, когда чувствительность к внедрениям становится осо бенно высокой. Типичны жалобы посетителей психологической консультации на то, что режим жизни определяется не ими. И если детьми и пожилыми людьми это воспринимается как обычное яв ление , то в зрелости режимная зависимость переживается как осо бенно унизительная.
    В масштабе жизни
    До сих пор мы обсуждали время повседневности, те привычки и правила, которые определяют человеческое поведение в течение дня. Но можно выделить несколько масштабов анализа времени.
    Если говорить о масштабе жизненного пути, то, согласно нашим наблюдениям, люди склонны наделять разные периоды жизни не одинаковой ценностью. Так, некоторые руководимые сильным
    Внутренним ребенком люди всерьез считают детство золотым ве ком, боятся взросления и не способны испытать счастье зрелости.
    Существует категория людей, бессознательно стремящаяся к ста

    179
    Глава 5. Время жить
    рости с ее значительными психологическими «купонами» — ил люзией мудрости, влиянием и властью. Легко заметить, что люди,
    рано начинающие презентировать себя как усталых и неспособ ных к приключениям, часто являются пассивными манипулято рами, эксплуатирующими свои реальные или мнимые заслуги, что характеризует Внутреннего родителя с его склонностью к доми нированию и отсутствием креативности. И наконец, реалистич ные обладатели субличности сильного Внутреннего взрослого склонны жить настоящим, избегая сентиментальных воспомина ний и мечтаний о будущем, и часто оказываются объектом мани пулирования и даже эксплуатации со стороны близких.
    Несовпадение по предпочтениям любимого времени жизни,
    «золотого века», также может приводить к разногласиям, чаще меж ду людьми одного поколения, между супругами. Если один из них позиционирует себя как находящегося в начале пути, а другой уже полагает, что пора «ехать с ярмарки», то понятно, что в некоторый момент времени каждый из них может решать свои собственные жизненные задачи, и чаще всего — за пределами семьи.
    Примечательно, что в психологии нет единого мнения отно сительно ценности разных периодов жизни человека. Психоана лиз в разных его формах традиционно полагает, что основные ин дивидуальные качества и проблемы человека возникают не позже его дошкольного детства. Коучинг направляет в будущее и сосре доточивается на его конструировании. Гештальт терапия полага ет главным умение жить «здесь и сейчас». Очевидно, что развитие человека и эффективность воздействия на него во многом опреде ляются индивидуальной предрасположенностью жить в прошлом,
    будущем или настоящем. А многие трудности и проблемы также возникают в силу существования «слепого пятна» в картине вре менно
    ´й самоорганизации личности и неспособности увидеть пре имущества каждого периода жизни.
    Можно рассматривать жизненный путь и с точки зрения сме ны периодов чувствительности к разным занятиям и деятельнос

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    180
    тям. Так, например, в юности очень быстро нарастает опыт меж личностных отношений: много знакомств, много влюбленностей и предательств. Кризис середины жизни предрасполагает к быст рому экзистенциальному развитию и частым озарениям: религия,
    изменение жизненного пути, смена работы, семьи, философии.
    Скорость жизни, таким образом, на разных этапах неравномерна.
    А поскольку в семье, как правило, сосуществуют люди разных по колений, нет ничего удивительного в том, что проблемы отноше ния со временем не исчезают никогда.
    Самое уязвимое положение в семье с этой точки зрения у сред него поколения: для подростков они слишком медленные, для ста риков — суетливо быстрые, а ведь именно люди среднего возраста решают большинство экономических, социальных и эмоциональ ных проблем семьи. При этом слыша упреки в том, что все это де лается либо слишком поздно, либо неоправданно рано. Организа ция поколенческого темпа жизни — один из аргументов в пользу того, чтобы люди одного поколения обязательно общались друг с другом, сопоставляя опыт и переживания.
    Темпы, ритмы, фазы
    Не только семейные отношения и индивидуальные особеннос ти определяют отношения со временем. Исследование темпоритма жизни в разных культурах обнаружило интересные вещи (Levine,
    Norenzayan, 1999). Самые быстрые страны — это Япония и страны
    Западной Европы, самые медленные — развивающиеся страны.
    Темп жизни измерялся при помощи трех показателей: времени, ко торое пешеход тратит на то, чтобы пройти 50 метров (от столба до столба), точности городских часов и скорости выполнения почто вым служащим простой просьбы (например, наклеить марку). Надо сказать, что точность вообще отражает отношение ко времени как к ценности. В Германии расписание поездов абсолютно надежно.
    Поезд вовремя приходит на промежуточную станцию и вовремя ухо

    181
    Глава 5. Время жить
    дит, даже если время стоянки составляет всего минуту. Западная культура основана на том, что время — это деньги, а деньги — это энергия. Однако при этом никто не работает в личное время или после закрытия офиса, поскольку право на личную жизнь также «за работано». Привычка смешивать и путать личное и общественное,
    продолжать работать дома — типично русское явление. В то же вре мя для Египта нормально, если поезд Асуан—Каир опоздает часа на три. Египтяне — люди, для которых всегда было важнее то, что про исходит на левой стороне Нила, в Мире мертвых. Поэтому тремя часами раньше или позже — главного это не изменит.
    Проведенное исследование обнаружило, что более холодный климат способствует ускорению жизни: не очень благоприятные природные условия стимулируют развитие экономики (на природ ных ресурсах не прожить, нужны энергия и тепло), при этом по вышая уровень благосостояния людей и вызывая в них чувство удовлетворенности и счастья. Быстрые культуры менее склонны к депрессиям, несмотря на тяжелый климат. В то же время быстрый темп жизни приводит к развитию сердечно сосудистых заболева ний, которые являются своего рода платой за экономическое про цветание и уверенность в будущем. Конечно, это не значит, что жители менее развитых стран живут дольше: просто они заболева ют и умирают от других болезней, типичных для не очень эконо мически сильных культур, — паразитарных, инфекционных. Та ким образом, в конечном счете и медленный, и быстрый темпы жизни имеют свои преимущества и свои недостатки.
    Организуя свое личное время, человек вынужден считаться с различными факторами — гелиогеографическим (сезоны, ритмы солнечной и магнитной активности, лунный цикл), социальным
    (связанным с характеристиками функционирования разных соци альных учреждений, например, учебный год), биографическим
    (обусловленным важными жизненными событиями — например,
    началом учебы в школе, службой в армии и пр.), суточным (свя занным со временем суток и его пригодностью для разных деятель

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    182
    ностей). «Туннель реальности» прокладывается в разных времен ны
    ´ х масштабах. Мы все встраиваем в фазы мироздания собствен ные эмоциональные, сексуальные, интеллектуальные ритмы ак тивности и успешности, которые, естественно, не совпадают у раз ных людей.
    Если это несовпадение достигает критического значения у чле нов семьи, они вообще не будут встречаться друг с другом — чере дуя ночные и дневные дежурства, летний и зимний отпуска, они смогут обойтись без конфликтов, но при этом практически и без семьи. Одна из важных задач построения семейной жизни — син хронизация ритмов для того, чтобы существовало как общее се мейное время, так и личное, ни с кем не делимое, и каждый пони мал, в какой полосе он сейчас находится.
    Интересно, что организация временно
    ´го режима на работе и дома у представителей многих профессий дополняет друг друга.
    Работающие в экстремальных условиях люди (пожарные, спасате ли), для которых профессиональная деятельность однозначно свя зана с пунктуальностью (нужно либо сделать быстро, либо не де лать вообще), в личное время нередко обнаруживают совершен ную неорганизованность. Любые попытки общесемейного плани рования воспринимаются ими как внедрение, дома они стремятся к абсолютной свободе своих занятий. Понятно, что это не может не приносить трудностей членам семьи, однако хочется верить, что понимание смысла подобных трудностей сможет помочь проявить взаимное терпение.
    Примерно то же самое относится и к тем, у кого профессио нальная деятельность носит сезонный характер: к геологам, моря кам. Семейная жизнь в этих случаях прерывается, и после воссое динения режимы жизни супругов должны согласоваться. Муж, вер нувшись домой, не всегда принимает необходимость того, что жена должна находиться в это время на работе или оказывается занята детьми. Наверное, универсальный совет — назначить хотя бы ко роткое время «на двоих», не разделенное с детьми и другими род

    183
    Глава 5. Время жить
    ственниками, когда муж и жена смогут побыть наедине, и не по зволить никому его отнять (Диденко, 2008).
    Теперь моя пора: я не люблю весны;
    Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен;
    Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
    Суровою зимой я более доволен,
    Люблю ее снега; в присутствии луны
    Как легкий бег саней с подругой быстр и волен,
    Когда под соболем, согрета и свежа,
    Она вам руку жмет, пылая и дрожа!
    А.С. Пушкин
    Сезонность связана с природными циклами, и оказывается,
    что мы гораздо больше реагируем на них, чем привыкли считать.
    Известный спелеолог Мишель Сиффр в течение нескольких меся цев наблюдений в пещерах, куда не проникал свет, обнаружил, что люди довольно быстро переходят на трехсуточный цикл бодрство вания (сутки сна, двое — бодрствования), а у женщин устанавли вается трехмесячный менструальный цикл. Субъективно ритм вре мени не изменялся, и никаких эмоциональных неудобств при этом никто не испытывал. Все это говорит о том, что при необходимос ти ритмы регулирования человеческой энергии могут изменяться в соответствии с теми пещерами, в которых каждый из нас живет;
    есть зависимость от среды, но есть и возможности гибкой адапта ции. Если муж и жена — выраженные «сова» и «жаворонок», то при взаимном желании они все таки могут договориться о том,
    чтобы пересекаться в сумерки.
    И еще несколько циклов, к которым мы с неизбежностью при спосабливаемся, заданы ритмами главных объектов в нашей жизни —
    Солнца и Земли. Люди — жидкостные существа, и наполняющие нас жидкости, подобно приливам и отливам, реагируют на происходя щее вовне. Без жидкостей не могут работать ни сердце, ни нервная

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    184
    система. Поэтому ничего удивительного в том, что самочувствие, на строение, продуктивность также связаны с гелио и георитмами.
    Великий русский ученый А.Л. Чижевский был первым, кто за метил зависимость психики от состояния Солнца и Земли. Посколь ку эти состояния цикличны (для поддержания баланса системы не обходим сначала выход из равновесия, потом возвращение к нему),
    человеческая жизнь также вторит этим ритмам (Чижевский, 1995).
    К сожалению, мы мало задумываемся о галактическом и планетар ном масштабе нашей жизни, но невежество не освобождает нас от этих влияний.
    Раз в одиннадцать лет Солнечная система переживает «гелио тараксис» («гелио» — Солнце, «тараксио» — возмущаю), и совмест ное действие гелиофизических и социально экономических фак торов, ведущих к качественному перелому образа жизни на боль ших территориях. Экономисты, к примеру, принимают во внима ние фазы развития производства и состояние финансов, которых на протяжении одиннадцатилетнего цикла выделяется четыре. Не только северные сияния и ураганы происходят чаще на пике сме ны периода; экономические кризисы, природные бедствия, эпи демии, сочетаясь в одно и то же время, приводят к социальным катаклизмам и революциям, усилению депрессий, вспышкам са моубийств и нервно психических заболеваний. Стоит ли говорить,
    что подобные события обычно сильно меняют жизнь семьи, про веряя ее на прочность. Семейные решения тоже стоит сверять с этим циклом: если Эйяфьялайокудль извергается, леса горят, а вокруг наблюдается череда разводов, это может быть предупреж дением того, что резкие телодвижения рискованны, а все конф ликты могут разрешиться сами собой, если выждать время.
    Еще один цикл солнечной активности, достигающий Земли,
    который для нас, возможно, даже важнее, — это 27 дневный цикл,
    на протяжении которого обнаружены удивительные совпадения изменений магнитных колебаний с уровнем смертности от нервно психических заболеваний или суицидов. Агрессия сменяется са

    185
    Глава 5. Время жить
    мобичеванием, отмечаются пики заболеваний и смертности, и со ответственно готовность к взаимодействию с близкими и содер жание общения также меняются. И конечно, мы не должны забы вать о лунном календаре, который определяет раздражительность и нервозность многих людей, а стало быть, и их близких.
    * * *
    Итак, наше время не совсем принадлежит нам. Мы его делим,
    выделяем, отнимаем, выигрываем, мы им пользуемся и позволяем злоупотреблять. И все равно текущий момент времени редко пе реживается как совершенный. Ностальгия по месту — это всегда еще и ностальгия по идеальному времени, и потому нет смысла возвращаться туда, где было хорошо. Хорошо было «Тогда» (Фень
    ко, 1993). Конечно, времена не выбирают, их обживают, присваи вают, делают своими. Оставляют след. Обозначают собой. Подлин ное бытие свободного человека проявляется в том, чтобы принять внешние обстоятельства и встроить в них свои жизненные планы,
    потому что едва ли представится другая возможность.
    Времена не выбирают,
    В них живут и умирают.
    Большей пошлости на свете
    Нет, чем клянчить и пенять.
    Будто можно те на эти,
    Как на рынке, поменять.
    <...>
    Крепко тесное объятье.
    Время — кожа, а не платье.
    Глубока его печать.
    Словно с пальцев отпечатки,
    С нас — черты его и складки,
    Приглядевшись, можно взять.
    А.С. Кушнер

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    186
    Радость семейного общения зависит от количества и качества того времени, которое люди проводят вместе. Качество време ни — это его содержание и чувство, которое возникает у прожив ших его людей, разочарование или желание остановить мгновение,
    повторить его еще раз. Чтобы общение чаще было не формальным соприсутствием, а Встречей, нужно знать и считаться с режимны ми привычками каждого из членов семьи.
    Учет особенностей своего личного времени и индивидуальных привычек близких позволит получить следующие психологичес кие бонусы.
    Знание последовательности решений, событий, намерений придает жизни определенность, а фактам — предсказуемость. Чем меньше неожиданностей, тем меньше стрессов и больше возмож ностей для продуктивных занятий.
    Распределение по времени позволяет разграничить сферы тер риториального влияния: проблема двух хозяек на кухне даже не воз никнет, если они будут готовить по очереди. Кроме того, появляет ся возможность установить порядок пользования одними и теми же вещами: никто не станет конфликтовать из за стиральной маши ны, если одна семья пользуется ею в пятницу, а другая — в субботу.
    Порядок и возможность закончить начатое уберегают от на пряжения и стрессов, связанных с незавершенностью действия.
    И наконец, принятые в семье соглашения по поводу того, кто и где бывает первым, кто — последним, обозначают и охраняют истинный статус человека в семье.
    Наша психологическая консультация
    После нескольких лет брака у мужа появилась странная
    привычка: он мало спит, поздно ложится и рано встает.
    Я нервничаю и стараюсь утром встать вместе с ним,
    чтобы приготовить завтрак и вообще развлечь, но он очень со
    противляется моему участию и старается встать совсем бес
    ?

    187
    Глава 5. Время жить
    шумно, чтобы меня не будить. Точно так же и вечером: я ложусь,
    а он тихо сидит за компьютером, и я даже не знаю, когда он
    ложится. У нас шумная семья, двое детей и моя мама. Все очень
    веселые и активные. Неужели ему не скучно, когда мы все спим?
    Видимо, не скучно. В семье редко бывает так, что все шумные и веселые; в некоторый момент кто то становится задумчивым и сдержанным. Это нормальное явление. По видимому, он немного пресыщается вашей общесемейной «веселостью», и ему хочется отдохнуть от нее. Возможность бодрствовать, когда другие спят, —
    это замена отдельной комнаты или дома, поэтому отнеситесь к его привычке с пониманием, ведь альтернатива гораздо более деструк тивна. Просто старайтесь, чтобы, помимо общесемейного времени и личного, у вас находилось время на двоих — не запустили ли вы свое супружеское общение, не растворили его в материнских и до черних заботах? Если так, пора спланировать путешествие вдвоем.
    Там и поймете, а не скучно ли вам друг с другом; может быть, дей ствительно психологически безопаснее бодрствовать по очереди.
    * * *
    Моя жена — редактор, она много времени проводит дома.
    Режим работы у нее ненормированный: она много рабо
    тает, но сама себе хозяйка, может отвести детей в шко
    лу, к врачу, сходить на рынок. Все это она делает днем, она хо
    зяйственная женщина. Но когда я возвращаюсь, оказывается,
    что она все время занята, что днем ничего не успевает. В резуль
    тате нам некогда общаться, мы никогда не бываем вдвоем. Мне
    кажется, нам уже не о чем было бы и поговорить.
    А что она сама думает по поводу вашего совместного обще ния, ей его достаточно? Если да, это не очень хороший признак.
    Пришла пора освежить ваши чувства и стать для жены интереснее.
    Ведь общеизвестно, что трудоголизм — способ ухода от семейных тягот и других жизненных трудностей. Если же вы оба страдаете от
    ?

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    188
    нехватки общения вдвоем, вам можно позавидовать, потому что именно это состояние близости лучше всего способствует семей ному счастью. Но разговаривать все же нужно; постарайтесь со кратить обязанности жены или лучше возьмите их часть на себя.
    Жена оценит вашу заботу и скорее всего будет меньше уставать.
    А если это по каким то обстоятельствам невозможно сделать пря мо сейчас, запланируйте время для двоих и никому не разрешайте на него посягать.
    * * *
    Моя мама всегда звонит, когда я совершенно не могу с ней
    разговаривать: чищу селедку, купаю ребенка, только вош
    ла, возвратившись с дачи, или вообще нахожусь в ванной
    или туалете. Именно когда я занимаюсь этими сугубо частными
    и, в общем, требующими короткого промежутка времени дела
    ми, мне умудряется позвонить моя мама. Естественно, я не рада
    этому звонку. Я на ходу объясняю, что занята, рассказываю, чем
    именно. Но это не останавливает мою маму, которая неспешно
    рассказывает мне, как сходила к врачу, или пересказывает лю
    бимый сериал. Я резко сворачиваю разговор, естественно, это про
    изводит впечатление грубости, мы ссоримся. Конечно, ненадол
    го, вскоре она вновь звонит мне. Как мне упорядочить наше об
    щение? Я хорошо отношусь к маме и считаю, что она вправе рас
    считывать на мое внимание, но почему оно ей требуется именно
    тогда, когда у меня нет ни минуты времени?
    Скорее всего у вас с мамой несовместимость режимов. Такое случается, если мама не воспитывала вас сама, рано отдала в дет ский сад или просто вы уже давно живете не вместе. Привычная синхронизация нарушается, когда люди не видят друг друга посто янно или не имеют общих дел, ведь именно общая деятельность и побуждает наблюдать одного партнера за тем, свободен ли сейчас другой. Возможно также, что ваша мама не очень хорошо умеет слушать других людей, это вообще редкий навык. Поскольку в
    ?

    189
    Глава 5. Время жить
    молодости люди более пластичны, эту ситуацию разруливать при дется вам.
    Можно дать вам несколько советов. Попробуйте начать с того,
    чтобы опережать мамины звонки. Позвоните ей первая, тогда ини циатива будет принадлежать вам и, согласно этикету, вы имеете право завершить беседу также первой. Другой вариант — спросив,
    все ли в порядке, быстро сказать ей на бегу, что сейчас очень заня ты и перезвоните попозже. Перезвонить нужно обязательно. Но если такая ситуация станет обычной, лучше оттягивать время пе резвона до момента, когда уже пора спать. Или до утра. Можно также пообщаться через кого то из близких, например, попросить выслушать и кратко рассказать о вашей жизни мужа или детей. Как правило, с родителями супруга договориться бывает проще, чем со своими собственными, и ваш муж скорее всего не устанет и не раздражится от разговора с тещей.
    Если задуматься о том, что вас волнует, более глубоко, то хо телось бы знать, какие темы в разговоре с мамой могут быть инте ресны вам обеим, чтобы вы могли переключаться именно на них.
    А также, несмотря на различие режимов активности и приливов интереса друг к другу, вспомните о том, в чем вы с мамой точно совпадаете, и воздержитесь от раздражения.

    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   20


    написать администратору сайта