Главная страница

Сборник задач по психологии Учебное пособие. Сборник задач по психологии Учебное пособие


Скачать 0.65 Mb.
НазваниеСборник задач по психологии Учебное пособие
Дата20.03.2022
Размер0.65 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСборник задач по психологии Учебное пособие.docx
ТипСборник задач
#405551
страница11 из 16
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16
[Тайлор Э.Б. Первобытная кулыура. — ML, 1989. — С. 178 - 179].

Так чем же все-таки отличается мышление «грубых дика­рей» от нашего ? Что является «продуктом» высшей цивилиза­ции в вашем понимании по отношению к человеческому мышле­нию? Что дает мышлению систематическое образование?

  1. Миф есть история его авторов, а не действующих в нем лиц.

«Доказательство силы и упорства мифической способ­ности, выражающееся в переходе притчи в псевдоисторию может служить заключением ... рассуждения о мифологии. Мы рассмотрели ... процессы одушевления и олицетворе­ния природы, образование легенды посредством преувели­чения и извращения фактов, отвердение метафоры вслед­ствие ложно понятой реализации слов, превращение умо­зрительных теорий и еще менее существенных вымыслов в предполагаемые исторические события, переход мифа в чудесную легенду, наполнение топографических и челове­ческих имен фантастическим содержанием, применение мифического события в виде нравственного примера и не­прерывную кристаллизацию сказки в историю. Исследова­ние этих сложных и неправильных действий все более и бо­лее выявляло два принципа мифоведения. Первый заклю­чается в том, что легенда, будучи классифицируема.., об­наруживает такую правильность развития, которую никак нельзя объяснить беспричинным вымыслом, и что возник­новение ее подчинено известным законам, согласно кото­рым каждый рассказ, как старый, так и новый, имеет свое определенное начало и достаточную причину своего появ­ления. И это развитие в действительности так однообраз­но, что мы вправе смотреть на миф как на органический продукт человечества вообще, продукт, в котором индиви­дуальные, национальные и даже расовые отличия являют­ся подчиненными общим для всего мира свойствам чело­веческого ума.

Второй принцип касается отношения мифа к истории. Справедливо, что отыскивание изувеченных, искаженных преданий о действительных событиях, составлявшее глав­ную часть прежних мифологических исследований, по-ви­димому, становится тем более безуспешным, чем более рас­ширяется изучение легенды. Даже вплетенные в самую ткань мифа отрывки подлинно исторического предания по большей части так искажены, что не только не способству­ют разъяснению истории, но нуждаются в разъяснении со стороны истории. И тем не менее творцы и рассказчики по­этической легенды бессознательно и как бы помимо своей воли сохранили для нас массу основательных исторических свидетельств. Они влагали в мифические жизнеописания богов и героев свое прадедовское наследие мысли и речи, они обнаруживали в построении своих легенд ход собствен­ных мыслей, они сохранили, таким образом, искусства и обычаи, философию и религию своего времени. Миф есть история его авторов, а не действующих в нем лиц. Он есть воспоминание о жизни не сверхъестественных героев, а со­здавших его своим поэтическим воображением народов» [Тайлор Э.Б. Первобытная культура. — М., 1989. — С. 204].

О каких «свойствах человеческого ума» идет речь в данном фрагменте? Соотнесите данный фрагмент с фрагментом А.Ф.Лосева «миф не есть научное и, в частности, примитив­но-научное построение, но живое субъективное взаимообще­ние, содержащее в себе свою собственную, вненаучную, чисто мифическую же истинность, достоверность и принципиаль­ную закономерность и структуру» («Диалектика мифа»).

  1. Жизнь под влиянием мифа?

Как вы полагаете, какая доля нашей культуры, нашей деятельности и нашего сознания (и бессознательного) нахо­дится под влиянием мифа? Можно ли сказать, что жизнь есть миф? Миф аккумулирует нормы, правила, законы, слу­чаи, опыт, способы и т.д. Миф универсален и доступен каж­дому человеку, с мифа начинается движение человека по жизни. Что есть миф для психологии и психолога? Стано­вится ли миф содержанием человеческой ориентировки и, если да, то каким образом?

  1. Колка дров и психология.

В концепции поэтапного формирования известно ис­следование Н.Н. Сачко по формированию двигательных на­выков пиления [см. сб. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. — М.: МГУ, 1968. — С. 3 — 71]. Разработайте схему ориенти­ровки и всю методическую процедуру формирования навы­ка колки дров. Постарайтесь учесть в качестве ориентиров «теорию» подготовки полена, «теорию» инструментов, раз­личные варианты положения тела и т.д. (если вы не очень искушены в колке дров и не можете быть экспертом по этой деятельности, то возьмите в качестве материала какой-либо сложный навык, который известен вам лучше).

  1. Эффект Пигмалиона.

Достаточно ли слепой веры учителя в предполагаемые высокие способности ученика, чтобы повысить обучающий эффект? «Из двенадцати IV классов были отобраны учени­ки, скорее относившие свои неудачи на счет недостатка способностей, чем усилий, и уровень интеллекта которых позволял им получать более высокие отметки. И то и другое сообщалось учителям наряду с кратким изложением ... сути эффекта Пигмалиона. Учителей просили время от времени говорить этим школьникам, что при большем старании они могли бы добиться лучших успехов. За четыре месяца до и через четыре месяца после [эксперимента] в эксперимента­льных и контрольных классах тестировались мотивы дости­жения, каузальная атрибуция успеха и неудачи, уровень ин­теллекта, тревожность, фиксировались успехи в арифмети­ке и отметки. При повторном тестировании эффекты благо­приятной каузальной атрибуции наблюдались не только у по­именно отобранных учеников, но, что было неожиданным, и у большинства других учащихся этих классов. По сравнению с контрольной группой ученики экспериментальных классов теперь в большей степени объясняли неудачи недостаточно­стью усилий, реже снижали свой уровень притязаний, получа­ли более высокие баллы по отдельным шкалам тестов интел­лекта и были менее тревожными» [Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т.2. — М., 1986. — С. 333 - 334].

Ответьте на вопрос, сформулированный в начале этого фрагмента текста. Используйте ответ на данную задачу как редкую возможность высказать свою точку зрения на педаго­гику и психологию мотивации, природу формирования моти­вов, для которых учебная деятельность, по-видимому, наилуч­шая питательная среда.

  1. «Горькая» конфета в психологии.

Должно быть, вам известен феномен «горькой» конфеты (если нет, то см. Леонтьев А.Н. Избранные психологиче­ские произведения: В 2-х т. Т.2. — М., 1983. — С. 203), а так­же известны теория и практика создания психологических тестов. Разработайте на основе данного феномена схему психологического теста (для чего тест? какие в нем должны быть задачи? для каких испытуемых? и т.д.). Возможно, этот опыт более, чем любые теоретические построения, позво­лит вам оценить этот (тестовый) способ постижения челове­ческой психики.

  1. Жизнь или лаборатория?

По указанным ниже основаниям обстоятельно сравните естественный и лабораторный эксперимент: задачи экспери­мента, экспериментальный материал, подбор испытуемых, позиция экспериментатора, процедура (методика) экспери­мента, точность результатов и прогностичность выводов.

  1. Психологическая ошибка пианистов.

«Одна из главных ошибок в подготовке к концерту.., ко­торую я замечал у некоторых учащихся и пианистов, — это полное размежевание между работой у себя дома и исполне­нием на эстраде. Для них понятие «учить» тождественно по­нятию «упражняться», они готовы часами играть какую-ни­будь прекрасную пьесу, выколачивая каждую ноту, подолгу учить каждую руку отдельно, без конца повторять один и тот же пассаж, одним словом — заниматься «музыкой без музы­ки»; им не приходит в голову сыграть произведение в целом, думая прежде всего о музыке, для них понятие «музициро­вать» несовместимо с понятием «работать».

... Логическая и практическая ошибка, которую делают пианисты, работающие предпочтительно этим способом, состоит в том, что они считают этот способ этапом для до­стижения некоей «высшей» цели, но так как они пребывают в нем слишком долго (иные — постоянно), то «этап» стано­вится самоцелью, дальше которой уже ничего достигнуть нельзя» [Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: За­писки педагога. - М., 1988. — С. 178 - 179].

Попробуйте объяснить этот распространенный в професси­ональном обучении (да и в целом присутствующий в любом про­цессе подготовки кого-либо и чего-либо) феномен, приведите аналогичные примеры и продумайте, как противостоять ему.

  1. Техника доказательства Платона.

«Строя доказательства, Платон большей частью пользу­ется способом индукции... Индукция есть рассуждение, вы­водящее должным образом из некоторых истин новую по­добную истину... Индукция по противоположности — это способ, при котором всякий ответ на вопрос будет противо­положным. Например ... : «Если человек — не живое суще­ство, то он или дерево, или камень. Но он не дерево и не ка­мень, ибо одушевлен и способен к самостоятельному дви­жению; стало быть, он — живое существо, а собака и бык — тоже живые существа, то и человек, будучи живым сущест­вом, есть и собака, и бык». Этот способ индукции по проти­воположности и по борьбе употреблялся Платоном не для изложения догм, а для оспаривания» [Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. — 2-е изд. — М.: Мысль. — 1986. — С. 151].

Используя технику доказательства Платона (в изложе­нии Диогена Лаэртского), оспорьте какое-нибудь централь­ное положение психоанализа, положение ИМ. Сеченова, что «мысль есть заторможенный рефлекс», и стимул-реактивную модель психики бихевиористов.

  1. Создать задачу — как два раза решить ее.

При всем нашем желании мы не могли учесть в задачни­ке не только всей, но даже и основной части феноменологии и экспериментатики в психологии. Как вы считаете, что упущено в этом сборнике задач? Почему? Набросайте крат­кую рецензию на этот сборник, имея в виду его пригодность (или непригодность) для психологического образования.

«Само собой разумеется, что столько несходных друг с другом форм психологии не могли бы существовать друг подле друга и находиться в духовном общении, если бы меж­ду ними не было ничего общего. Это общее заключается прежде всего в том, что всякая психология имеет дело с пе­реживаниями индивидуума. Этим она отличается от наук о телесной природе и от нормативных наук. Телесные вещи естествознания не зависят от индивидуума, нормы, поско­льку они находят признание в науке, равным образом име­ют значимость по ту сторону индивидуального пережива­ния. Индивидуальная личность является, таким образом, решающим исходным пунктом для всякой психологии. И социальная психология также ориентируется на индивидуу­ма, извлекая свой материал из отношений между индивиду­умами. Однако всякая психология имеет не только один и тот же материал, но и один и тот же метод. Психология все­гда имеет дело с познанием данных индивидуальных пере­живаний и, следовательно, не имеет дела с их оценкой. Ис­тинна или не истинна какая-либо мысль индивидуума, хо­рош или нехорош его акт, чисто или греховно его чувство, прекрасно или безобразно данное восприятие, полезно или опасно известное намерение — исследовать это не дело пси­холога. Исследования этого рода также могут быть в логиче­ском отношении строгими, но они не относятся к психоло­гии» [Мюнстерберг Г. Основы психотехники. — СПб., 1996. -С. 22].

Выскажите свое согласие или несогласие с данной точкой зрения. Переформулируйте и представьте данный фрагмент текста в трех кратких тезисах.

301. Деятельность и мышление.

«Старая психология, рассматривая сложившиеся фор­мы мышления взрослого культурного человека, игнориро­вала обычно исторический подход к проблеме мышления. Благодаря этому психология представляла действительный ход исторического развития мышления в грубо искажен­ном, а подчас в прямо перевернутом виде. Первичные и са­мые ранние формы мышления она относила к окончанию развития, а наиболее поздние помещала в его начале. Так обстояло дело и с проблемой практического интеллекта. Исходя главным образом из самонаблюдения, старая психо­логия принимала за первичное развитие внутреннего мыш­ления, связанного с речью и представлениями, а в практи­ческом разумном действии видела только воплощение или продолжение внутреннего мышления. Взрослый культур­ный человек обычно раньше думает, а потом действует, от­сюда психология заключала, что так дело происходило и в истории развития мышления: сперва было мышление, за­тем действие. В связи с этим старая психология относила на сравнительно отдаленный срок, к окончанию детства, к на­чалу переходного возраста, вызревание разумной целесооб­разной практической деятельности ребенка» [Выготский Л.С. Собр. соч. Т.4. - С. 146].

Представим, что «старая» психология — близкая родст­венница житейского сознания. Какие еще аналогичные по­грешности вы могли бы обнаружить в житейском сознании в распространенном отношении его к психологическому миру человека?(Например, по типу такого не всегда правомерного обобщения «после этого, следовательно, по причине этого»).

  1. Десять выдающихся экспериментов.

Представьте, что вам выпала честь подготовить обобща­ющий труд по экспериментальной психологии, названный примерно так: «Десять выдающихся психологических экс­периментов». Представьте аннотацию этого труда (с обо­снованием отбора экспериментов в данную публикацию, с представлением классификации психологических экспери­ментов по критерию, который вы считаете наиболее суще­ственным) и краткое изложение экспериментов по той схе­ме, которую вы считаете приемлемой.

  1. Автомат думает ?

Иногда в практике специалистов по «искусственному ин­теллекту», занимающихся созданием систем автоматизиро­ванной обработки данных, используются такие словосочета­ния, как компьютер думает, система анализирует, автомат принимает решение и т.д. Насколько корректны эти словосо­четания. Можно ли действительно считать, что компьютер ду­мает! В чем состоит сходство мышления человека и функцио­нирования созданного человеком умного устройства (напри­мер, шахматного компьютера или системы автоматического распознавания образов)? В чем их основное различие? Приве­дите другие примеры систем искусственного интеллекта. Ка­ковы основные тенденции развития этих систем? Дайте свою версию решения проблемы, равно волнующей ученых и фан­тастов: может ли компьютер быть умнее человека?

  1. Возможно ли бессловесное мышление?

Возможно ли бессловесное мышление? Придумайте схе­му эксперимента, в котором возможно было бы доказать су­ществование бессловесного мышления.

  1. А был ли Маугли?

Журналисты и обыватели очень любят различные по­луфантастические истории о том, как какой-нибудь ребе нок, будучи похищен животным (волком, медведем и т.д.), воспитывался сравнительно продолжительное время в зверином логове, а затем, волею обстоятельств, оказался снова у людей. При этом утверждается, что пси­хика такого ребенка была лишь незначительно отлична от психики нормального ребенка, росшего в условиях, на­пример, детского сада. А иногда, может быть, и более раз­витой. Сформулируйте свою позицию по данной пробле­ме.

  1. Мысль изреченная есть ложь.

«Мысль изреченная есть ложь». Прокомментируйте это суждение, согласившись с ним или опровергнув его.

  1. Власть мифического мышления.

«В течение последних тридцати лет, в период, разделяю­щий две мировые войны, мы не просто прошли через тяже­лый кризис в нашей политической и социальной жизни, но он также поставил нас перед совершенно новыми теоретиче­скими проблемами. Мы произвели эксперимент по радика льной ломке некоторых форм политической мысли. Были поставлены новые вопросы и даны новые ответы. Проблемы, незамеченные политическими мыслителями восемнадцато­го и девятнадцатого веков, неожиданно вышли на первый план. Самой важной и вызывающей беспокойство чертой эволюции современного политического мышления стано­вится, быть может, появление новой власти: власти мифиче ского мышления» [Э. Кассирер. Цш по Московичи С Век толп. Исторический трактат по психологии масс. — М. Из-во «Центр психологии и психотерапии* 1996. — С 56 -57].

Выскажите свое согласие или несогласие с представленной точкой зрения. Приведите примеры. Определите позицию пси хологов в новой ситуации

  1. Дети и длинные фразы.

«Психологи накопили большой экспериментальный ма­териал о запоминании в школьном возрасте. Прежде всего неоднократно исследовались возможности непосредствен­ного воспроизведения. Полученные данные определенно говорят о слабости непосредственного воспроизведения у детей в начале школьного возраста, об улучшении его в бо­лее старшем школьном возрасте. Однако еще в возрасте 13 — 14 лет и даже более позднем возрасте качество воспроиз­ведения хуже, чем у взрослых. Повседневные наблюдения вполне согласуются с такими представлениями. Известно, что при диктовке длинных фраз дети не в состоянии запом­нить материалы без повторения Это противоречит рас­пространенному мнению, будто дети способны лучше зау­чивать, чем взрослые. Эксперименты с заучиванием даже элементарного материала показывают, что способность к заучиванию у детей всех возрастов меньше, чем у взрослых. Обычно детям требуется больше повторений и, следовате­льно, больше времени для безошибочного воспроизведе­ния. Однако дети дольше удерживают в памяти более мед­ленно заученное, т.е. у них при более слабой способности к запоминанию прочность заученного выше» [ВейнА.М., Ка-менецкаяБ.И. Память человека. — М., 1973].

Оцените логику размышления данных авторов по данной проблематике, факты, которые они используют, и выводы, которые они делают.

  1. Воображение.

И забываю мир, и в сладкой тишине

Я сладко усыплен моим воображеньем,

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волнением,

Трепещет, и звучит, и ищет, как во сне,

Излиться, наконец, свободным проявленьем —

И тут ко мне идет незримый рой гостей,

Знакомцы давние, плоды мечты моей

И мысли в готове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге...

Минута — и стихи свободно потекут.

А.С Пушкин

Возможно ли в этом стихотворении отделить «память» поэта от его «мышления» и «воображения»? Возможно ли это сделать в принципе (в других ситуациях)9 Что движет пером поэта: память, воображение, мышление, эмоции или еще что-либо? К описанию какого феномена развертыва ния творческого мышления можно отнести последнюю строфу стихотворения?

  1. Святая непосредственность?

Постарайтесь привести пример непосредственного чело­веческого действия, т.е. действия, в истории которого (в он­тогенезе) ни разу не применялось какое-либо средство. Об­судите принципиальную возможность существования тако­го действия

  1. «Осмысленное» забывание.

Дж. Мак-Гич и П. Уитли, исследовавшие ход забывания хорошо осмысленного материала, получили кривую, принци­пиально отличную от кривой Эббингауза. Как могла выгля­деть эта кривая? Автор настоящего сборника задач не распо­лагает описанием этого исследования, поэтому в данном случае воспринимайте данную задачу как несколько аван­тюрный мыслительный эксперимент.

  1. Учебная кривая запоминания.

Г. Джонс, исследовавший ход забывания лекционного материала по психологии, а также по таким дисциплинам, как математика, ботаника, зоология, получил кривую, при­ближающуюся к эббингаузовской, но вначале еще более круто падающей вниз. Как вы думаете, о чем говорит (о ка­ких особенностях запоминания в данном эксперименте) та­кой характер падения кривой?

  1. Осмысление как фактор запоминания.

В каком случае кривая запоминания более похожа на кривую Эббингауза: если материал в исследовании памяти по методу Эббингауза более осмыслен или менее?

  1. А.В. Эфрос. Непростые выразительные средства.

«Мы знаем, что часто ребенок, проходя мимо тучного человека, смеется. А взрослый видит, что этот человек — бо­льной. Привилегия взрослого в том, что он постигает за формой какую-то сущность.

Иногда зритель подобен ребенку: он видит, допустим, что внешняя форма иронична, но не хочет проникнуть в то, что тут не насмешка, а драма. Между тем как именно в этом дело.

Есть художники, у которых глубокое содержание выра­жено в очень простой форме. А есть и те, у кого содержание значительно, а форма тоже достаточно сложная. Однако по многим и многим примерам мы знаем, что это совсем не обязательно плохо.

И если кто-то, видя непростые выразительные средства, предполагает, что его дурачат, это, по-моему, означает то­лько, что такой человек не обладает достаточной прозорли­востью или, во всяком случае, лишен живого любопытства к искусству».

Перескажите (перепишите) этот фрагмент размышле­ния замечательного отечественного режиссера своими слова­ми. Что такое «непростые выразительные средства» ?

  1. Лекция в разрезе.

Психологическая молва настаивает (описания этого ис­следования нет), что именно Дж. Гибсон в свое время про­вел исследование, посвященное анализу учебной эффек­тивности лекции. Расположив за каждым рядом слушателей наблюдателей, он провел подсчет количества движений в аудитории в течение лекции. (По-видимому, в качестве ги­потезы выступало предположение, что количество движе­ний пропорционально неэффективному течению лекции). Выяснилось, что существует как бы универсальный естест­венный внутренний ритм лекции. Движения в аудитории имеют тенденцию к «сгущению» в определенные периоды лекционного времени. В это время вся аудитория вздыхает, ерзает, общается, оглядывается по сторонам и т. д. Среди та­ких универсальных временных точек «сгущения» оказались эмпирически выделенные интервалы (напоминаем, что публикация этой работы неизвестна автору настоящего сборника, поэтому цифры могут быть более чем приблизи­тельными): 9 — 12 мин (здесь и далее - от начала лекции), 23 — 32 мин, 45 — 57 мин и т.д. Данное исследование оказалось одним из наиболее интересных и «используемых»; в частно­сти, оно, по-видимому, основательно повлияло на станов­ление так называемого «американского» стиля лекций, ког­да в содержание лекции психологами было рекомендовано включать шутки, анекдоты, примеры и др., словом, активи­зирующие аудиторию задачи и сообщения как раз в момен­ты спонтанного «оживления» аудитории.

Какова была контргипотеза в исследовании Дж. Гибсона? Как можно было бы модифицировать исследовательскую ме­тодику Дж. Гибсона? Как можно было бы иначе решить дан­ную исследовательскую задачу?

  1. Эффективность рекламы.

Как измерить эффективность рекламы? Предложите эк­спериментальную процедуру измерения ее эффективности.

  1. Общение in vivo et in radio.

В один город прибыл известный религиозный проповед­ник. Всех желающих попасть на встречу с ним организаторы не смогли вместить в одной аудитории, поэтому была от­крыта другая аудитория, куда встреча с проповедником транслировалась по радио. Одинаковыми ли были реакции на лекцию и последующие за тем ответы проповедника на вопросы в каждой из аудиторий? Какие существенные для успешного взаимодействия «одного со многими» элементы должны непременно иметь место в таком общении?

  1. О методе наблюдения.

Впервые специальное изучение наблюдения было осу­ществлено в связи с установлением индивидуальных разли­чий в фиксировании при астрономических наблюдениях времени прохождения звезды через меридиан. Это явление, открытое в 1795 г. Маскелином (Гринвичская обсервато­рия) и подробно изученное Бесселем (Кенигсбергская об­серватория), получило название «личного уравнения». Было установлено, что в основе «личных уравнений» лежат такие психологические факторы, как «внимание», «готов­ность», «ожидание». Этот факт имел огромное значение для всего последующего развития психологии, ибо период наиболее активной разработки проблемы «личных уравне­ний» совпал с зарождением лабораторного психологиче­ского эксперимента и на ближайшие десятилетия опреде­лил их тематику — время простой реакции и реакции с вы­бором [Роговин М.С. Введение в психологию. — М., 1969. — С. 153].

Опишите содержание, переменные и функции этих «лич­ных уравнений» при наблюдении за чем-либо, в том числе заяв­лениями природы, общественными явлениями, поступками других людей.

  1. Контекстность единичности.

Л.С. Выготский: «Слово приобретает свой смысл только во фразе, но сама фраза приобретает смысл только в контек­сте абзаца, абзац — в контексте книги, книга — в контексте всего творчества автора».

Постройте аналогичные высказывания, использовав в ка­честве исходной единицы понятия: личность, ребенок, жизнь, судьба, психика, действие.

  1. Находчивая испытуемая.

«Наблюдение касается шестилетней девочки, входящей в контрольную группу нашего исследования. Мы предложили ей лишь предтест и посттест, представляющие собой опыт на сохранение количества жидкости. В нашем эксперименте она должна была представлять случай «естественной» эволю­ции испытуемого, который не прожил экспериментальную ситуацию социальных взаимодействий, способную дать за­метный толчок когнитивному изменению. Так вот, эта де­вочка, демонстрируя во время посттеста поведение со всей очевидностью более высокого, чем в предтесте, уровня, рас­сказала нам, как она вернулась домой, заинтригованная на­шими вопросами, заданными ей входе предтеста, и попроси­ла мать достать из буфета стаканы, дать ей сироп и вместе с ней посмотреть, что с этим сиропом будет в разных стака­нах. Эта девочка своей установкой в ходе предтеста и про­сьбой к матери повторить опыт со стаканами создала усло­вия для действий и размышления, чрезвычайно близкие к условиям нашей экспериментальной ситуации, которые и способствовали формированию в ней ожидаемых когнитив­ных результатов! Но ведь при условии строгого соблюдения плана нашего эксперимента результаты этой девочки ослаб­ляли нашу гипотезу» [Перре-Клермон А.-Н. «Роль социаль­ных взаимодействий в развитии интеллекта детей». — М., 1991.-С. 55].

Какую гипотезу ослабляли описанные действия испытуе­мой? Что за исследование описано в данном фрагменте тек­ста?

  1. Мысль никогда не равна прямому значению слов.

Л.С. Выготский: «Мысль никогда не равна прямому зна­чению слов». Почему?

  1. «Отстранение».

«Вещи, воспринятые несколько раз, начинают воспри­ниматься узнаванием: вещь находится перед нами, мы зна­ем об этом, но ее не видим. Приемом искусства является прием «отстранения» вещей и прием затрудненной формы, увеличивающей трудность и долготу восприятия. Целью образа является не приближения значения его к нашему пониманию, а создание особого восприятия предмета, со­здание «видения» его, а не «узнавания» [Шкловский В.Б. «Искусство как прием». // В сб. «О теории прозы». — М., 1983.-С. 15,20].

Попытайтесь психологически обосновать этот прием, привести примеры его использования.

  1. Кто Он?

«Это упорнейшее стремление Его видеть все как сосуще­ствующее, воспринимать и показывать все рядом и одно­временно, как бы в пространстве, а не во времени, приводит Его к тому, что даже внутренние противоречия и внутрен­ние этапы развития одного человека он драматизует в про­странстве, заставляя героев беседовать со своим двойни­ком, с чертом, со своим alter ego, со своей карикатурой. Обычное у Него явление парных героев объясняется этой же его особенностью. Можно прямо сказать, что из каждого противоречия внутри одного человека Он стремится сде­лать двух людей, чтобы драматизовать это противоречие и развернуть его экстенсивно. Эта особенность находит свое внешнее выражение и в пристрастии Его к массовым сце­нам, в его стремлении сосредоточить в одном месте и в одно время, часто вопреки прагматическому правдоподобию, как можно больше лиц и как можно больше тем, т.е. сосре­доточить в одном миге возможно большее качественное многообразие. Отсюда же и стремление Его следовать в ро­мане драматическому принципу единства времени. Отсюда же катастрофическая быстрота действия, «вихревое движе­ние», динамика. Динамика и быстрота здесь (как, впрочем, и всюду) не торжество времени, а преодоление его, ибо бы­строта — единственный способ преодолеть время во време­ни». Цитата М.М. Бахтина.

Кто Он в этом отрывке? 324. Практическая психология и ее задачи.

«Это приводит нас, наконец, к последнему предостере­жению, которое, в сущности, является самым важным. Практическая психология никогда не должна забывать, что она может давать лишь указания относительно средств, служащих для достижения каких-либо целей, но никогда не может сама определять эти цели. Никакая психология воспитания не может установить, какие педагогические конечные задачи должны быть разрешены посредством обучения. Психология может только указать, что если мы стремимся к той или иной цели, мы должны идти тем или иным путем. Изучив психологический механизм внима­ния, памяти или задержки, мы имеем полную возможность заключить, каким образом можно использовать память или внимание. Но психология никогда не может сказать, что именно достойно нашего внимания, какой идеал надо избрать для подражания, какой род памяти наиболее ценен для жизненных задач. Исследования совершенно иного рода — исследования в этической и социальной области — должны установить истинные цели воспитания и образо­вания. То же самое имеет место и во всякой другой области. Психолог может показать судье, какими психологически­ми средствами можно, например, добиться признания от преступника, но правильно или неправильно, допустимо или недопустимо, с точки зрения закона, вынуждать у об­виняемого такое признание без его ведома и желания,— это вопрос, который нисколько не касается психолога и разре­шению которого психолог как таковой ничем не может со­действовать. Он знает только, как может быть достигнута та или иная цель, - он не имеет никакого права судить о ценности этой цели» [Мюнстерберг Г. «Основы психотех­ники». - СПб., 1996. - С. 48 - 49].

Выскажите свое согласие или несогласие с данной точкой зрения. Переформулируйте и представьте данный фрагмент текста в трех кратких тезисах.

  1. Scientia ancilla psychologiae.

По аналогии с одной известной репликой Ф. Ницше од­нажды написал: «Scientia ancilla psychologiae» («наука — служанка психологии»).

Что имел в виду Ф. Ницше?

  1. Поток эмоций хуже наводнения.

«Эмоции не только играют роль важнейших факторов в жизни отдельной личности, но они вообще самые могуще­ственные из известных нам природных сил. Каждая страни­ца истории — как целых народов, так и отдельных лиц — до­казывает их непреодолимую власть. Бури страстей погубили больше человеческих жизней, опустошили больше стран, чем ураганы. Их поток разрушил больше городов, чем на­воднения» [КГ. Ланге].

Можете ли вы привести примеры подобных катаклизмов? Выскажите свое отношение к точке зрения автора. 32 7. Какое зрение у собаки ?

Однажды в компании зоологов-дилетантов разгорелся спор: какое зрение у собаки, цветное или черно-белое? По­стройте (спланируйте) схему эксперимента по определению цветовых возможностей собачьего зрения.

  1. Иллюзионизм эпохи.

«Вообще каждая эпоха придумывает свои собственные ре­цепты иллюзионизма... Живопись, равно как и театр, и другие виды искусства, суть иллюзионизм, и его средства и цели свя­заны с неким состоянием общества, тем более неким состоя­нием наших теоретических и технических знаний, вплоть до меры реакций, которую тот или иной образ, проистекающий из некоего понимания, навязывает коллективу» [П. Франка-стель].

Переформулируйте данную мысль, приведите конкретные примеры «иллюзионизма», оцените корректность обобщений П. Франкастеля.

  1. Притягательность иллюзий.

«Становится приятным наблюдать безнаказанно собы­тия, которые были бы тяжкими в реальной жизни. Иллюзия уменьшает боль благодаря уверенности, что, во-первых, на сцене действует и страдает другой человек и, во-вторых, речь идет только лишь об игре, которая не может причинить ни малейшего ущерба нашей личной безопасности» [3. Фрейд].

О чем идет речь в данном фрагменте размышлений 3. Фрей­да? Что здесь является предметом его анализа? Почему он так считает?А как вы считаете?

«Интерпретировать текст .. это не значит искать его скрытый смысл, это значит следовать за развитием смысла к его референции, то есть некоторому миру> или бытию-в-ми-ре, открытом перед текстом. Интерпретировать — значит, развернуть новые связи, устанавливаемые дискурсом между человеком и миром» [П. Рикёр].

Переформулируйте данное положение П. Рикёра, развей­те или опровергните данную мысль.

  1. Что есть герменевтика (2)? «Интерпретировать текст — это не значит придать ему

единственный смысл (более или менее обоснованный, бо­лее или менее свободный), напротив, это значит оценить, к какому множеству он принадлежит» [Р. Барт].

Установите соответствие данного высказывания с вы­сказыванием 77. Рикёра из предыдущей задачи. Идет ли речь об одной и той же интерпретации?

  1. А кому подобен психолог?

«Историк подобен сказочному людоеду: где пахнет че­ловечиной, там, знает он, его ожидает добыча» [М. Блок]. А кому подобен психолог?

  1. Психолог — тот, кто ...

«Историк не тот, кто знает. Историк — тот, кто ищет». Такой афоризм мы можем встретить у Люсьена Февра — од­ного из наиболее авторитетных историков XX века.

Можно ли данный афоризм перенести на нашу с вами спе­циальность, на психолога?

  1. Страсти у стоиков.

«Душа, по словам стоиков, состоит из восьми частей: это пять чувств, речевая часть, мыслительная часть (она же — мысль) и порождающая часть. Заблуждения вызывают извра­щение мысли, а отсюда происходят многие страсти, причина душевной неустойчивости. Страсть... есть неразумное и несо­гласное с природой движение души или же избыточное побуж­дение» [Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях зна­менитых философов. 2-е изд. — М.: Мысль. — 1986. — С. 279]

Что есть <порождающая часть» с точки зрения стоиков? Согласны ли вы с предложенной стоиками интерпретацией страсти?

  1. Мысли о методологии.

... Описание фактов в истории далеко не бывает точ-шм изображением этих фактов такими, какими они быти. они изменяют свой вид в голове историка, они формир>ют-ся согласно его интересам, получают окраску его предрас судков. Кто умеет поставить читателя как раз среди сцены так, чтобы он видел происшествие таким, каким оно было. Невежество или пристрастие все преображает. Даже не ис­кажая исторического, со скольких различных сторон можно показать его, распространяясь или умалчивая относительно обстоятельств, к нему относящихся! Представьте один и тот же предмет с разных точек зрения — он едва ли покажется одним и тем же, а меж тем ничто не изменяется, кроме взгляда зрителя. Достаточно ли для торжества истины так передавать истинный факт, что я вижу его совершенно иным, чем было в действительности? Сколько раз лишнее дерево, скала с правой или левой стороны, столб пыли, под­нятый ветром, решали незаметным ни для кого образом ис­ход сражения! Мешает ли это историку говорить вам о при­чине поражения или победы с такой уверенностью, как буд­то он всюду присутствовал? А на что мне нужны факты сами по себе, если смысл их остается для меня неизвестным? И какие уроки могу я извлечь из события, истинной причины которого я не знаю? Историк дает мне причину, но он не вы­думывает; и самая критика, из-за которой столько шуму, есть не что иное, как искусство догадываться, искусство вы­бирать из многих вымыслов такой, который более других походил бы на истину»

Объясните мотивы написания автором этого фрагмента. 336. Гипотеза, догматизм и любовь к истине.

«При всем моем терпении и понимании необходимости различных мнений в науке я не устаю повторять, что именно в области психологии односторонность и догматизм заклю­чают в себе крайне большую опасность. Психолог должен постоянно иметь в виду, что его гипотеза есть выражение лишь его собственных субъективных предположений ч вы­двигать ее необходимо без притязаний на абсолютную зна­чимость. То, что единичный факт в ширбком поле душев­ных возможностей может стать предметом для объяснения, — это пока лишь точка зрения, и предлагать ее в качестве всеобщей истины было бы тягчайшим насилием над объек­том. Любое душевное явление в действительности настоль­ко богато оттенками, настолько многосторонне и много­значно, что его полноту невозможно отразить в одном зер­кале. И мы в нашем исследовании способны уловить лишь отдельные части цельного явления. Поскольку душа не го-тько источник побудительных мотивов человеческой деяте­льности но также и форма духовной жизни, мы не вправе рассматривать и представлять сущность души как вещь в себе и для себя, но только в ее разнообразных проявлениях. Поэтому психолог видит, что он вынужден касаться многих областей, преодолевая крепостные стены своей специально­сти не из нахальства и любопытства, но лишь из любви к по­знанию, в поисках истины. Ему не удается заключить душу в стены исследовательской лаборатории или приемной врача — он должен следовать за ней в различные, нередко чуждые для себя области, которые позволяют что-либо прояснить в душевной жизни» [Юнг К. Собр. соч. Т.15. — С. 122 — 123].

Попытайтесь кратко изложить основную идею данного фрагмента. В какие «чуждые для себя» области должен следо­вать за «душой» психолог?

  1. Что такое «ученый»?

«Конечно, это не тот, кто умело владеет всеми инстру­ментами физического кабинета, уверенно обращается с раз­личными реактивами в химической лаборатории или умеет приготовить микроскопический препарат. Нередко даже бывает, что ассистент или простой препарат более искусен в экспериментальной технике, чем ученый.

Ученым мы называем того, кто сознает в эксперименте лишь средство к постижению глубин жизни, к разоблачению, хотя бы отчасти, ее обаятельных тайн; того, кто, исследуя, ощутил в себе такую страстную любовь к этим тайнам приро­ды, что для них может забыть самого себя. Ученый — не искус­ный техник, а религиозно верующий поклонник природы...

Существует «дух» ученого, кроме «мастерства» ученого, и ученый стоит на высоте своего призвания лишь тогда, ког­да дух одерживает победу над механическим мастерством. Наука тогда не только проникает в тайну природы, но и фи­лософски ее синтезирует» [Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в домах ребенка. — М., 1920. — С. 4].

Что такое «дух» ученого? Переведите метафоричность М. Монтессори на сухой язык определения, например, для эн­циклопедического словаря.

  1. Обучение путем наблюдения?

В одном широко известном эксперименте А. Бандура показывал детям телевизионные картинки насилия, совер­шаемого взрослыми. Позднее дети проявляли большую склонность к насилию, и средства, которые они выбирали для выражения своего насилия, были копией тех, которые они видели по телевизору. Бандура по этому поводу конста­тирует: «В действительности, на практике все проявления обучаемости являются результатом непосредственного опыта, приобретаемого на компенсаторной основе, — в ходе наблюдения за поведением других людей и следования им. Возможность обучаться путем наблюдения позволяет людям усваивать крупные, обобщенные образцы поведе­ния, избегая необходимости вырабатывать их постепенно традиционным путем проб и ошибок».

Далее Бандура отмечает: «Обучение было бы чрезвычай­но трудоемким, не говоря уж о том, что оно было бы опас­ным, если бы люди были вынуждены полагаться исключи­тельно на последствия собственных действий, чтобы полу­чать информацию о том, что делать». Его исследования по­казывают, что мы в наибольшей степени обучаемся у тех, с кем постоянно связаны, и тех, кем мы восхищаемся. Мы не­доиспользуем это могучее обобщение. Психологи, как пра­вило, не работают с ним как следует. В широко распростра­ненном современном учебнике психологии 20 страниц по­священо методу проб и ошибок — обучению методом моди­фикации поведения — и только две — обучению путем по­дражания [Уотермен Р. Фактор обновления. — М.: Про­гресс, 1988. - С. 19].

Попытайтесь опровергнуть данное положение. 339. Эффект Бауэри Эл.

Психологи и физиологи называют это явление привыка­нием и измеряют его с помощью энцефалограмм, фиксации движений глаза и электрического сопротивления кожи. По­вторите резкий звук с интервалом в пять секунд и измерьте его воздействие на животное или человека. Первый звук вы­зовет резкий скачок сопротивления кожи. Второй сигнал вызовет более слабую реакцию, третий — еще меньше, по­скольку возникает эффект привыкания. Когда мы смотрим на незнакомое изображение, взгляд передвигается, охваты­вая его части, но когда мы смотрим еще и еще, взгляд фик­сируется на одной части и пропускает остальное. Карл При-брам назвал это «эффектом Бауэри Эл». Для поездок по Тре­тьей авеню в Нью-Йорке использовался трамвай, произво­дивший немало шума. Когда маршрут закрыли, многие оби­татели окрестностей начали звонить в полицию, сообщая, что происходит «что-то странное» — появились необычные шумы, боязнь воров и взломщиков... Полиция установила, что звонят примерно в то время, когда отмененный ночной трамвай должен был проходить мимо домов этих жильцов. То, что они «слышали», было отсутствие привычного шума трамвая [Уотермен Р. Фактор обновления. — М.; Прогресс, 1988.-С. 31-32].

Объясните данный феномен с точки зрения любой из об­суждаемых вами концепций.

  1. Л. Армстронг как педагог и философ.

Когда Л. Армстронга спросили, что такое джаз, то он от­ветил: «Человек, если ты спрашиваешь у Бога, ты никогда не узнаешь сам».

Объясните, что хотел своим ответом сказать великий музыкант.

  1. История Ш. де Голля.

Ш.де Голль решил бросить курить. Он вышел из кабине­та в приемную и объявил удивленным сотрудникам: «Я, Шарль де Голль, бросаю курить». Дав такое публичное заве­рение, человек его положения и склада ума едва ли мог на­рушить слово.

Объясните психологический смысл этого поступка.

  1. Зеркало для объективации?

«Совершенно особым случаем видения своей наружно­сти является смотрение на себя в зеркало. По-видимому, здесь мы видим себя непосредственно. Но это не так; мы остаемся в себе самих и видим только свое отражение, кото­рое не может стать непосредственным моментом нашего ви­дения и переживания мира: мы видим отражение своей на­ружности, но не себя в своей наружности, наружность не обнимает меня всего, я перед зеркалом, а не в нем; зеркало может дать лишь материал для самообъективации, и притом даже не в чистом виде» [Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979. — С. 31].

Что может дать человеку больший материал для самообъ­ективации, чем зеркало?

  1. Художественная ориентировка? — Что это?

«Идея как предмет изображения и как доминанта в по­строении образов героев приводит к распадению романного мира п; миры героев, организованные и оформленные вла­деющими им идеями. Многопланность романа Достоевско­го со всей отчетливостью вскрыта Б.М. Энгельгардтом: «Принципом чисто художественной ориентировки героя в окружающем является та или иная форма его идеологиче­ского отношения к миру. Подобно тому как доминантой ху­дожественного изображения героя служит комплекс идей-сил, над ним господствующих, точно так же доминан­той при изображении окружающей действительности явля­ется та точка зрения, с которой взирает на этот мир герой. Каждому герою мир дан в особом аспекте, соответственно которому и конструируется его изображение. У Достоевско­го нельзя найти так называемого объективного описания внешнего мира; в его романе, строго говоря, нет ни быта, ни городской, ни деревенской жизни, ни природы, но есть то среда, то почва, то земля, в зависимости от того, в каком плане созерцается все это действующими лицами. Благода­ря этому возникает та многопланность действительности в художественном произведении, которая у преемников До­стоевского зачастую приводит к своеобразному распаду бы­тия, так что действие романа протекает одновременно или последовательно в совершенно различных онтологических сферах» [цит. по Бахтин М.М. Проблемы творчества Досто­евского. - Киев: «NEXT», 1994. - С. 33].

Переформулируйте данный принцип своими словами. 344. Идея сливается с формой?

«Утвержденная и полноценная авторская идея может нести в произведении монологического типа троякие функ­ции: во-первых, она является принципом самого видения и изображения мира, принципом выбора и объединения ма­териала, принципом идеологической однотонности всех элементов произведения; во-вторых, идея может быть дана как более или менее отчетливый или сознательный вывод из изображенного; в-третьих, наконец, авторская идея может получить непосредственное выражение в идеологической позиции главного героя.

Идея как принцип изображения сливается с формой. Она определяет все формальные акценты, все те идеологи­ческие оценки, которые образуют формальное единство ху­дожественного стиля и единый тон произведения. Глубин­ные пласты этой формообразующей идеологии носят соци­альный характер и менее всего могут быть отнесены на счет авторской индивидуальности. Его индивидуальность лишь окрашивает их. Творческой потенцией обладают лишь те оценки, которые сложились и отстоялись в том коллективе, которому принадлежит автор. В идеологии, служащей принципом формы, автор выступает лишь как представи­тель своей социальной группы. К этим глубинным пластам формообразующей идеологии относится и отмеченный нами художественный монологизм.

Сюжетность социально-психологического, бытового, семейного и биографического романа связывает героя с ге­роем не как человека с человеком, а как отца с сыном, мужа с женой, соперника с соперником, любящего с любимой или как помещика с крестьянином, собственника с проле­тарием, благополучного мещанина с деклассированным бродягой и т. п. Семейные, жизненно-фабулические и био­графические, социально-сословные, социально-классовые отношения являются твердой всеопределяющей основой всех сюжетных связей; случайность здесь исключена. Герой приобщается к сюжету как воплощенный и строго локали­зованный в жизни человек в конкретном и непроницаемом облачении своего класса или сословия, своего семейного положения, своего возраста, своих жизненно-биографиче­ских целей. Его человечность настолько конкретизована и специфицирована его жизненным местом, что сама по себе лишена определяющего влияния на сюжетные отношения. Она может разыгрываться только в строгих рамках этих от­ношений. Герои размещены сюжетом и могут существенно сойтись друг с другом лишь на определенной конкретной почве. Их взаимоотношения созидаются сюжетом и сюже­том же завершаются. Их самосознания и их сознания как людей не могут заключать между собой никаких сколь­ко-нибудь существенных внесюжетных связей. Сюжет здесь никогда не может стать простым материалом внесю-жетного общения сознаний, ибо герой и сюжет сделаны из одного куска. Герои как герои порождаются самим сюже­том. Сюжет — не только их одежда, это тело и душа их. И об­ратно: их тело и душа могут существенно раскрыться и за­вершиться только в сюжете.

Авантюрный сюжет, напротив, именно одежда, облега­ющая героя, одежда, которую он может менять сколько ему угодно. Авантюрный сюжет опирается не на то, что есть ге­рой и какое место он занимает в жизни, а скорее на то, что он не есть и что, с точки зрения всякой уже наличной дейст­вительности, не предрешено и неожиданно. Авантюрный сюжет не опирается на наличные и устойчивые положения — семейные, социальные, биографические, — он развивает­ся вопреки им. Авантюрное положение — такое положение, в котором может очутиться всякий человек как человек. Бо­лее того, и всякую устойчивую социальную локализацию авантюрный сюжет использует не как завершающую жиз­ненную форму, а как «положение». Так, аристократ буль­варного романа ничего общего не имеет с аристократом со­циально-семейного романа. Аристократ бульварного рома­на — это положение, в котором оказался человек. Человек действует в костюме аристократа как человек: стреляет, со­вершает преступления, убегает от врагов, преодолевает пре­пятствия и т. д. Авантюрный сюжет в этом смысле глубоко человечен. Все социальные, культурные учреждения, уста­новления, сословия, классы, семейные отношения — толь­ко положения, в которых может очутиться вечный и себе равный человек. Задачи, продиктованные его вечной чело­веческой природой — самосохранением, жаждой победы и торжества, жаждой обладания, чувственной любовью, — определяют авантюрный сюжет.

Правда, этот вечный человек авантюрного сюжета, так сказать, — телесный и телесно-душевный человек. Поэтому вне самого сюжета он пуст и, следовательно, никаких всесю-жетных связей с другими героями он не устанавливает. Аван­тюрный сюжет не может поэтому быть последней связью в романном мире Достоевского, но как сюжет он является единственно благоприятным материалом для осуществления его художественного замысла» [цит. по Бахтин М.М. Пробле­мы творчества Достоевского. — Киев: «NEXT», 1994].

Представьте план данного фрагмента (в виде последова­тельности умозаключений). Выделите основную мысль данно­го фрагмента. Дайте ему свое название.

  1. «Я реалист, а не психолог».

Достоевский в своей записной книжке дает замечатель­ное определение особенностей своего художественного творчества: «При полном реализме найти человека в челове­ке... Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в вы­сшем смысле, т.е. изображаю все глубины души человече­ской» [цит. по Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоев­ского. - Киев: «NEXT», 1994. - С. 79].

Почему Достоевский именно так определяет свое писате­льское кредо?В чем состоит особость отношения «психолога» и «реалиста» к другим людям?

  1. Слово, слово, слово.

«Проблема ориентации речи на чужое слово имеет пер­востепенное социологическое значение. Слово по природе социально. Слово не вещь, а вечно подвижная, вечно из­менчивая среда социального общения. Оно никогда не до­влеет одному сознанию, одному голосу. Жизнь слова — в пе­реходе из уст в уста, из одного контекста в другой контекст, от одного социального коллектива к другому, от одного по­коления к другому поколению. При этом слово не забывает своего пути и не может до конца освободиться от власти тех конкретных контекстов, в которые оно входило. Каждый член говорящего коллектива преднаходит слово вовсе не как нейтральное слово языка, свободное от интенций, не населенное чужими голосами. Нет, слово он получает с чу­жого голоса и наполненное чужим голосом. В его контекст слово приходит из другого контекста, пронизанное чужими интенциями. Его собственная интенция находит слово уже населенным. Поэтому-то ориентация слова среди слов раз­личное ощущение чужого слова и различные способы реаги­рования на него являются, может быть, существеннейшими проблемами социологии слова, всякого слова, в том числе и художественного. Каждой социальной группе в каждую эпоху свойственны свое ощущение слова и свой диапазон словесных возможностей. Далеко не при всякой социальной ситуации последняя смысловая инстанция творящего может непосред­ственно выразить себя в прямом, непреломленном, безуслов­ном авторском слове. Когда нет своего собственного «послед­него» слова, всякая творческая интенция, всякая мысль, чув­ство, переживание должны преломляться сквозь среду чужого слова, чужого стиля, чужой манеры, с которыми нельзя непо­средственно слиться без оговорки, без дистанции, без прелом­ления. Если есть в распоряжении данной социальной группы сколько-нибудь авторитетный и отстоявшийся medium пре­ломления, то будет господствовать условное слово в той или иной его разновидности, с той или иной степенью условности. Если ж такого medium'a нет, то будет господствовать разно­направленное двуголосое слово, т. е. пародийное слово во всех его разновидностях, или особый тип полуусловного, полуиро­нического слова (слово позднего классицизма). В такие эпо­хи, особенно в эпохи доминирования условного слова, пря мое, интенциональное, безоговорочное, непреломленное слово представляется варварским, сырым, диким словом. Ку­льтурное слово — преломленное сквозь авторитетный отсто­явшийся medium слово.

Какое слово доминирует в данную эпоху в данной соци­альной среде, какие существуют формы преломления слова, что служит средою преломления? — Все эти вопросы имеют первостепенное значение для социологии художественною слова. Мы здесь, конечно, лишь легко и попутно намечаем эти проблемы, намечаем бездоказательно, без проработки на конкретном материале, — здесь не место для рассмотре­ния их по существу» [Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. - Киев: «NEXT», 1994. — С. 101 - 102]

Ответьте на вопросы, сформулированные автором данно­го фрагмента. 347. Образ для другого.

«Определение голоса. Сюда входит и высота, и диапа­зон, и тембр, и эстетическая категория (лирический, драма­тический и т.п.). Сюда входит и мировоззрение, и судьба че-

ловека Человек как целостный голос вступает в диалог. Он участвует в нем не только своими мыслями, но и своей судь­бой, всей своей индивидуальностью.

Образ себя самого для себя самого и мой образ для дру­гого. Человек реально существует в формах «я» и «другого> («ты», «он» или «тап»). Но мыслить человека мы можем бе­зотносительно к этим формам его существования как вся­кое иное явление или вещь. Но дело в том, что только чело­веком являюсь я сам, т. е. только человек существует в фор­ме «я» и «другого» и никакое иное мыслимое мною явление. Литература создает совершенно специфические образы лю­дей, где «я» и «другой» сочетаются особым и неповторимым образом' «я» в форме «другого» или «другой» в форме «я». Это не понятие человека (как вещи, явления), а образ чело­века, а образ человека не может быть безотносительным к форме его существования (т.е. к «я» и «другой»). Поэтому полное овеществление образа человека, пока он остается образом, невозможно. Но, давая «объективный» социоло­гический (или иной научный) анализ этого образа, мы пре­вращаем его в понятие, ставим его вне соотношения «я» — «другой» и овеществляем его. Но форма «другости» в образе, конечно, преобладает; «я» остаюсь единственным в мире. Но образ человека является путем к «я» «другого», шагом к «эй»...» [Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. - Киев: «NEXT», 1994. - С. 193 - 194].

Как? За счет чего 7 О чем идет речь в данном фрагменте? Переформулируйте основные тезисы данного фрагмента и вы­скажите свое согласие или несогласие с ними. 348. «Перл создания».

«Роман Чернышевского имел в рукописи несколько на­званий, одно из которых «Перл создания». В предисловии к роману Чернышевский так раскрывает сущность своего за­мысла: «Написать роман без любви — без всякого женского лица — это вещь очень трудная. Но у меня была потребность испытать свои силы над делом, еще более трудным: напи­сать роман чисто объективный, в котором не было бы ника­кого следа не только моих личных отношений, — даже ника­кого следа моих личных симпатий. В русской литературе нет ни одного такого романа. «Онегин», «Герой нашего време­ни» — вещи прямо субъективные; в «Мертвых душах» нет личного портретд автора или портретов его знакомых, но тоже внесены личные симпатии автора, в них-то и сила впе­чатления, производимого этим романом. Мне кажется, что для меня, человека сильных и твердых убеждений, труднее

1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16


написать администратору сайта