Сборник задач по психологии Учебное пособие. Сборник задач по психологии Учебное пособие
Скачать 0.65 Mb.
|
в различных вариантах в нескольких рамках программы» [Оконь В. Введение в общую дидактику. — М., 1990. — С. 241]. Чье это понимание ? Чья фамилия должна стоять в тексте вместо трех вопросительных знаков? 381. Стал ли XXвек «векомребенка» ? «Утвердительный ответ на этот вопрос был бы правильным, но только в очень узком смысле. Действительно, значительный прогресс был достигнут в познании психики ребенка, в установлении основных принципов воспитания.., б понимании особенностей индивидуального развития и трудностей, с которыми оно сталкивается. Но общественное значение такого понимания было ограниченным. Собственно, оно свелось к распространению в немногочисленных семьях, которые стремились и могли пересмотреть традиционные принципы домашнего воспитания; это значение ограничилось немногочисленными экспериментальными школами и немногочисленными воспитательными центрами, в которых пытались воплотить в жизнь и развить принципы нового воспитания. В более широких кругах было достигнуто только некоторое ослабление традиционной педагогики авторитета и наказаний, традиционной дидактики лекций и вопросов. Достаточно громкая пропаганда так называемого нового воспитания определенно привела к дискредитации некоторых наиболее ярких ошибок старой теории и практики, настроила учителей и воспитателей более доброжелательно в отношении активности и самостоятельности учеников, побудила в определенной мере считаться с разнообразием типов индивидуальностей, с разнообразием способностей и интересов учащихся. Это были ценные достижения. Однако они не переросли в полную реформу школьной системы; в массовом масштабе они не преобразовали даже облик школы. Образование в целом оставалось во всех странах... верным традиционной педагогике, якобы испытанной, с точки зрения ее эффективности, педагогике, не отягчавшей учителя бременем инициативы и чуткости в отношении неповторимости воспитательных ситуаций, педагогике, наделяющей его четкими директивами и схемами поведения, облегчающей, правда, внешне, работу с детьми за счет права приказывать, требовать, поощрять и наказывать» [Оконь В. Введение в общую дидактику. — М., 1990]. Скоро нам придется подводить итоги XXвека Ответьте га вопрос, заданный автором данного фрагмента. Объясните причины подобного положения. Спрогнозируйте ближайшее будущее (XXI век;, опишите, что должно произойти в науке, культуре и обществе, чтобы ситуация кардинально изменилась. А может быть, ее не стоит (или невозможно) изменять? 382. Все на демонстрацию! «В качестве метода преподавания демонстрация выступает наряду с другими методами, такими, как рассказ или лекция. Ее эффективность во многом зависит от того насколько верно и полно будет реализован принцип наглядности и соблюдены следующие из него правила. Перечень их можно пополнить, приведя правила, сформулированные В. Оконем: наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет; демонстрация должна позволить учащимся воспринимать предмет по возможности разными органами чувств, а не только с помощью зрения; организовывать демонстрацию и ставить вопросы в ходе наблюдения следует таким образом, чтобы важнейшие компоненты и особенности предметов производили на учащихся наиболее сильное впечатление; наблюдение должно позволить учащимся познавать предметы и явления в их действии и развитии» [Оконь В. Введение в общую дидактику. — М., 1990]. Охарактеризуйте с психологической точки зрения данные правила. 383. Эвристика и скиннеристика. «Существует мнение, что с элементами программированного обучения можно встретиться уже в древние времена. Об этом может свидетельствовать хотя бы описанный Платоном в Меноне диалог Сократа с мальчиком о том, как можно рассчитать площадь четырехугольника. В этом диалоге Сократ, мастерски пользуясь эвристической беседой, заставлял собеседника сразу же давать оценку каждому ответу на заданный ему вопрос, требовал исправления допущенных ошибок, подчеркивал логические связи между отдельными шагами на пути от незнания к знанию, учил мыслить самостоятельно и критически, сохраняя при этом подходящий для мальчика темп работы. До полного перечня важнейших особенностей современной концепции программированного обучения сократовской эвристике не хватает только двух: так называемого самоконтроля и постепенного повышения уровня сложности работы учащегося за счет рационального уменьшения числа наводящих указаний» [Оконь В. Введение в общую дидактику. — М., 1990. — С. 204]. А как вы оцениваете указанную параллель двух педагогических парадигм ? М. Антониони о чувствах. «Было бы нескромно с моей стороны считать, будто я своими картинами поставил последнюю точку в исследовании чувств. Напротив, я убежден, что многое еще можно сказать и показать. Может, эта задача мне не по силам, но я думаю, что сама по себе задача эта стоящая. Важно попытаться понять современного человека также и в плане его эмоций. Что мы делали до сих пор? Мы тщательно изучали, подвергали вивисекции, анализировали его чувства. На это мы были способны. Но не умели открывать новые чувства. Я уверен, что сегодня в мире чувств мертвых больше, чем живых, и я бы хотел больше знать об их останках. Может быть, нужно начать все сначала и спросить, а что же такое чувство. И идентифицировать его строго научно, не только с точки зрения его носителя, но и наблюдателя» [Антониони М. Антониони об Антониони. — М.: Радуга, 1986. — С. 119 - 120]. Что такое «живые» и «мертвые» чувства в данном контексте? Природа фальши. «Недавно в Париже я присутствовал при съемках одного фильма. Какой-то даме задавали вопросы и записывали на магнитофон ее ответы. Потом ей предложили выучить эти ответы наизусть, и стали снимать сцену. Как и следовало ожидать, сцена получилась совершенно фальшивой» [Антониони М. Антониони об Антониони. — М.: Радуга, 1986. -С. 125]. Почему? «Многие из них похожи на взрослых детей...» «Я сильно фиксирован на воспоминаниях детства. Это очень яркие впечатления, со своим цветом и запахом. Я могу как бы прогуляться по ландшафту своего детства, могу пройтись по комнатам и вспомнить, как они были обставлены, где на стенах висели картины, как падал свет. Это похоже на фильм. Лента фильма, которую я запускаю и на которой я могу реконструировать все, что угодно, и у которой к тому же есть еще и запах. Если посмотреть на лица художников, то мы увидим, что многие из них похожи на взрослых детей, таинственным образом повзрослевших детей. Посмотрите, например, на Пикассо, у него детское лицо, или на Стравинского, Орсона Уэллса, Хиндемита. Или если поглядеть на Моцарта — правда, мы не знаем точно, как выглядел Моцарт, — но думаю, что к нему это тоже относится, а про Бетховена можно сказать, что у него лицо разгневанного младенца. Когда я прихожу на студию и меня окружают люди, мне порой хочется сказать — да, сейчас мы начнем нашу игру. Я хорошо помню, как это бывало, когда я был маленьким и вынимал из шкафа игрушки. Подобное ощущение я порой испытываю и сейчас. Только теперь по непонятным причинам мне еще платят за это деньги, и множество людей относятся ко мне с уважением и делают то, что я им скажу. Все это временами сильно меня удивляет» [И. Бергмап // В сб. «Бергман о Бергмане». — М.: «Радуга», 1985. — С. 179]. Что происходит? Кокетничает ли И. Бергман в данном интервью или действительно природа современного творчества такова, как он ее представляет?А может быть, «детство» и в самом деле есть необходимое условие высокого творчества? Тогда каким оно должно быть, это «детство» ? Схема контент-анализа. Продумайте и изложите в самом общем виде процедуру контент-анализа фильма с элементами насилия на доступность и пригодность его к просмотру, например, школьниками. ГАИ и номера. Одно из любимых занятий Госавтоинспекции в последние десять лет — замена автомобильных номеров. Каждый раз в начале очередной кампании объявляется, что новые номера уж точно будут лучше предыдущих (при этом варьируется фон номеров, размер, окраска и порядок написания букв и цифр и т.д.). Но как это возможно доказать (в том числе экспериментально)? Предложите схему эксперимента для определения наиболее эффективного способа представления номеров автомобилей. 00Д для аэропорта. Разработайте стратегию информационного обеспечения пассажиров аэропорта (имеется в виду построение схемы ориентировочной основы действия). О природе экспертных систем. «Двадцати психологам было поручено изучить в течение школьного года восемь учащихся, в результате чего С. Эстес [С. Эстес — американский психолог. — Прим. сост.] получил столь объективные, сколь это было возможно, оценки черт личности своих испытуемых. Тогда он заснял на пленку поведение своих испытуемых в определенных и выразительных ситуациях (от испытуемых требовалось завязать галстук, снять куртку, поиграть и даже побороться друг с другом). Эти кадры были затем дважды предъявлены 35 «судьям» - наблюдателям, которые все были психиатрами или психологами-клиницистами, имевшими по крайней мере двухлетнюю практику, и которые должны были изучить черты личности, бывшей предметом длительного изучения. Результаты этого исследования, при котором наблюдения судей могли быть сравнены с относительно весьма объективными данными, показали, что «ценность наблюдений зависела от судей. Десять судей оказались лучшими в отношении всех наблюдаемых черт, и их результаты были на 33% выше результатов десяти худших судей. Ни возраст, ни профессиональный стаж, ни владение дидактическим психоанализом не оказали систематического влияния на результаты» [Роговин М.С. Введение в психологию. — М., 1969. — С. 153]. Почему? Как возможно объяснить данный феномен? Где еще можно наблюдать подобные явления ? 391. Как учить детей? «Качество запоминания материала школьных программ было выше в смешанных классах, чем только в мужских, что особенно проявилось с началом у учащихся пубертатного периода» [Роговин М.С. Введение в психологию. — М., 1969. -С. 354]. Постройте схему эксперимента по проверке этого вывода. Объясните причины этого явления. 392. I 3. Фрейд I Л. С. Выготский 393. А.Н. Леонтьев Общая психология А. Р. Лурия Нейропсихология Детская психология 3 95. 396. М. Вертгеймер 1 О. Кюльпе Кто «лишний» в этой схеме, если идет речь о психологическом направлении? 397. I i Р. Декарт Б. Спиноза Продолжите последовательность. Объясните решение. 398. Игра, по Хейзинге. «Игру можно определить как свободное действие, осознанно вымышленное и выходящее за пределы повседневной жизни, однако способное полностью увлечь играющего; действие, лишенное какой бы то ни было материальной заинтересованности и целесообразности, которое совершается в определенно очерченном времени и пространстве, протекает в соответствии с принятыми правилами и вызывает к жизни взаимоотношения групп, охотно окружающих себя тайной или подчеркивающих благодаря переодеванию свою особость в обычном мире повседневности» [И. Хейзинга]. Как данное определение соотносится с психологическим определением игры?В чем состоит общность и различие этих определений ? «Парадокс об актере». Не только с точки зрения содержания, но и со стороны формальных связей и сцеплений, определяющих их протекание, чувства актера отличаются от реальных жизненных чувств. «Но очень хочется рассказать вам, — говорит Дидро, — в качестве примера, как актер и его жена, ненавидевшие друг друга, вели в театре сцену нежных и страстных любовников. Никогда еще оба актера не казались такими сильными в своих ролях, не вызывали со сцены такого долгого рукоплескания партера и лож. Десятки раз прерывали мы эту сцену аплодисментами и криками восхищения. Это в третьем явлении IV акта мольеровской «Любовной досады». Как и почему это происходит ?Дайте психологически квалифицированное осмысление представленного Д. Дидро феномена. Как поставить спектакль? «В этом заключается работа с актером: надо объяснить роль так, чтобы жесты, которые вы делаете на сцене, воспринимались вами не просто как «заданные», а как очевидные и необходимые; вам должно казаться, например, что роль уже сыграна одними перемещениями по сцене». «У нас не бывает так, чтобы режиссер являлся в театр со своей «идеей», своим «видением», своим уже готовым планом постановки и готовыми декорациями. Его задача сводится к тому, чтобы пробудить и организовать творческую активность актеров (композиторов, художников и т.д.). Для него репетиция — это ненасильственное «вдалбливание» своей раз и навсегда принятой концепции, существующей заранее в его голове: на репетиции он пробует, ищет, примеряет» [Б. Брехт]. «Из всех задач, которые выпадают мне как режиссеру, меня наиболее увлекает работа с актерами — с человеческим материалом, из которого создаются те новые люди, что, будучи призваны к жизни, порождают новую реальность, реальность искусства. Ибо актер — это прежде всего человек. У него есть свои ключевые человеческие качества. На них я и пытаюсь опираться, последовательно соблюдая их при создании персонажа — вплоть до того момента, когда человек-актер и человек-персонаж начинают жить как одно целое» [Л. Висконти]. Возможно ли считать данные методы работы над спектаклем и фильмом частным случаем формирующего эксперимента? Почему? Сравните оба метода по их возможной про-дуктивности. 401. Педагогика, по М. Чехову. «Своеобразной особенностью программы наших студийных занятий было минимальное количество «технических» предметов: постановка голоса, дикция, декламация, пластика, очень модная в те годы акробатика — все эти предметы или совсем отсутствовали в нашем расписании занятий, или занимали в нем второстепенное место. Мое отношение ко всем этим предметам было почти отрицательное. Совсем нельзя сказать, что мы мало стремились заниматься всеми этими «техническими» предметами. Наоборот: Чеховская студия видела в своих стенах многих из лучших в то время преподавателей и преподавательниц. Мы испробовали три или четыре различные системы постановки голоса, столько же систем дикции и т.д., и никогда ни меня лично, ни моих учеников не покидало чувство неудовлетворенности. Неудовлетворенность бывала тем больше, чем с большим рвением принимались мы заниматься голосом или дикцией, пластикой или ритмикой. Этот неразрешенный вопрос всегда был очень тяжелым, так как, не удовлетворяясь ни одним из «технических» предметов, я в то же время всей душой ощущал огромную важность «техники» на сцене. Только позднее упорная работа и искания в этом направлении помогли мне разобраться в этом вопросе и разрешить его. Подход к слову и к овладению им (в дикции, постановке голоса и т.д.) неправилен прежде всего потому, что этот подход ведет актера от анатомии и физиологии (аппарата речи) к живому слову. Между тем как истинный путь лежит в обратном направлении: от живого языка, от живой речи, от звучания каждой из букв и звукосочетаний к так называемым резонаторам, связкам, легким, диафрагме. Артикуляция, с которой обычно начинает актер, это есть последнее, чему он должен научиться. Никакие внешние приемы не научат актера правильно художественно и выразительно говорить, если он прежде не проникнет в глубокое и богатое содержание каждой отдельной буквы, каждого слога, если он не поймет и не почувствует живую душу буквы как звука. Он научится, например, произносить букву «б», когда поймет, что звук ее говорит о закрытости, замкнутости, о защите, ограждении себя от чего-то, об углублении в себя. «Б» есть дом, храм, оболочка и т.д. В «л» живет иное: в нем слышится жизнь, рост, произрастание, раскрытие, силы пластики, формы, текучей воды и многое, многое. И если актер захочет узнать жизнь всех букв, если захочет слиться с их душевным содержанием, тогда он узнает, как нужно их произносить, тогда он с любовью задумается над тем, какую форму должны принять его язык и его губы, когда через них хочет высказать свою душу буква. Речь, живая речь должна быть безапелляционным учителем актера в области слова. Актер должен глубоко поч\ в-ствовать разницу между гласными, выражающими различные внутренние состояния человека, и согласными, изображающими внешний мир и внешние события (в слове гром, например, «грм» имитирует гром, а «о» выражает потрясение человека, его стремление понять, осознать стихию). Актер должен глубоко почувствовать музыкальность и пластичность речи. Область движения в актерском искусстве столь же сложна и столь же мало и дилетантски разработана, и тут нужен художественный подход, и тут нужна выработка особого глубокого внимания изнутри к своему телу, к своим движениям, нужна выработка как бы некой «эстетической совести». Актер должен знать, что каждое его движение не только имеет ту или иную цветовую окраску, но, кроме того, определенно звучит. Все эти и подобные им соображения, детально продуманные и практически проработанные, разъяснили мне ту неудовлетворенность, которая получалась у нас в Чеховской студии от обычных методов работы над словом и жестом» [Чехов М. Литературное наследие. В 2-х т, Т.1. — М., 1986.-С. 100-101]. Дайте психологическую интерпретацию педагогическому опыту М. Чехова. Когда человек бывает человеком... Подготовьте эссе по поводу известного афоризма Ф. Шиллера: «Человек бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет». Превращения общения. В социальной психологии известна модель общения Дж. Холмса. Представьте, что есть диада общения: Джон и Гарри. С точки зрения Дж. Холмса, диада всегда больше, нежели простое общение двоих людей. Во-первых, есть Джон, как его сотворил Господь Бог, и есть такой же Гарри. Во-вторых, есть Джон, каким воспринимает его Гарри, и Гарри, каким его воспринимает Джон. В-третьих, есть Джон, каким его воспринимает Гарри, каким его, в свою очередь, воспринимает Джон.., т.е. каким представляется наш образ в глазах других людей. Остановимся на этом третьем уровне восприятия друг друга, хотя, вы, наверное, понимаете, что этот умственный опыт возможно продолжить. Ваше задание: опишите ваш образ на всех трех отмененных у ровнях восприятия. Как называлась буква «М» на старославянском? Подберите как можно больше однокоренных слов к словам мышление, мысль. Возможно, при этом для вас откроются некоторые неожиданные повороты в творчестве нашего языка. Кстати, а как обстоят дела с аналогичной сравнительной этимологией в других языках, например, в английском? Жизнь — это лонгитюд... По-видимому, в профессиональной судьбе каждого психолога лонгитюд представляется чрезвычайно желанной, но самой трудно исполнимой и реализуемой исследовательской идеей. В самом деле, для хорошего и основательного лонгитюда требуется продуманность и запланирован-ность иного, нежели в обычном эксперименте, масштаба. Данная задача предоставляет вам шанс спроектировать лонгитюд. Воспользуйтесь им, сформулировав цели, задачи, гипотезу, материал, требования к испытуемым и т.д., словом, все, что необходимо для проведения хорошего лонгитюда. Спонтанные воззрения на душевные явления. «Повсюду, где недостает нашего истинно психологического познания, пробелы заполняются тем, что взамен психологических понятий и определений берутся совершенно иные воззрения на соответственные душевные явления» [Мюнстерберг Г. Психология и экономическая жизнь. — М., 1924. - С. 19]. Каковы эти воззрения ? Жизнь с моделями. «С миниатюрной моделью нужно предварительно вполне сжиться, а это не всегда удается... Например, при разбирательстве мореходных дел штурман, который всю свою жизнь проводит на судне, нередко совершенно утрачивает способность ориентироваться, когда ему приходится продемонстрировать перед судьями морскую аварию на миниатюрных моделях» [Г. Мюнстерберг. Психология и экономическая жизнь. — М., 1924. — С. 69]. Почему это происходит ?Как быть в данной ситуации психологу? «Пребывание» в орудиях. «Когда мы применяем орудия труда или исследования, они уже не выступают по отношению к нам как внешние предметы... Они теперь образуют как бы часть нас самих — |