Главная страница
Навигация по странице:

  • Синтез знания.

  • «Изображение должно выходить из рамы».

  • НЕКОТОРЫЕ ОТВЕТЫ К ЗАДА ЧАМ

  • Сборник задач по психологии Учебное пособие. Сборник задач по психологии Учебное пособие


    Скачать 0.65 Mb.
    НазваниеСборник задач по психологии Учебное пособие
    Дата20.03.2022
    Размер0.65 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСборник задач по психологии Учебное пособие.docx
    ТипСборник задач
    #405551
    страница15 из 16
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16
    ...нельзя иссле­довать..?

    443....Избранные места из «китайской энциклопедии».

    В одном из произведений замечательного аргентинско­го писателя и философа Х.Л. Борхеса иронично «цитирует­ся» некая китайская энциклопедия, в которой говорится, что «животные подразделяются на: а) принадлежащих Им­ператору, б) бальзамированных, в) прирученных, г) молоч­ных поросят, д) сирен, е) сказочных, ж) бродячих собак, з) включенных в настоящую классификацию, и) буйствую­щих, как в безумии, к) неисчислимых, л) нарисованных очень тонкой кисточкой из верблюжьей шерсти, м) и про­чих, н) только что разбивших кувшин, о) издалека кажущих­ся мухами».

    Охарактеризуйте данную классификацию. Приведите примеры подобных классификаций (или смоделируйте сами) на материале психологинеских исследований человеческой памя­ти, восприятия, внимания, мышления... Дайте общефилософ­ское заключение о классификации как о ведущем познаватель­ном средстве.

    1. Синтез знания.

    Возможно, что познания в различных предметных обла­стях «умножают» друг друга, а идеи трансформируются, на­следуются и взаимодействуют. На первый взгляд это кажет­ся непротиворечивым, для доказательства законности и ре­гулярности этого процесса осталось только найти хотя бы некоторые примеры (конечно, на психологическом матери­але). Найдите их.

    1. «Изображение должно выходить из рамы».

    История живописи хранит немало афоризмов, в их чис­ле и такой. Старик Пачеко, работая в севильской мастер­ской, якобы дал своему ученику совет: «Изображение дол­жно выходить из рамы». Как всегда бывает в таких случаях, нечто существенное для толкования, способное прояснить дух этой реплики, было утеряно под спудом истории. Дайте свое толкование этому афоризму, конечно, имея в виду ор­ганизацию восприятия зрителя картины.

    1. Герменевтика и семиология.

    «Будем называть герменевтикой совокупность знаний и приемов, позволяющих заставить знаки заговорить и рас­крыть свой смысл; будем называть семиологией совокуп­ность знаний и приемов, позволяющих распознать, где на­ходятся знаки, определить то, что их полагает в качестве знаков, познать их связи и законы их сцепления» [Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. — СПб., 1994. - С. 66].

    На каком-либо фрагменте текста У. Джемса или Э. Тол-мена продемонстрируйте возможности герменевтического и семиологического исследования.

    1. Парацельс о знаках.

    «Мы, люди, открываем благодаря знакам и внешним соответствиям все скрытое в горах и именно так находим все свойства трав и все, что содержат камни. Нет ничего ни в глубине морей, ни в высотах небосвода, что человек не мог бы открыть. Нет таких гор, которые были бы столь обширны, чтобы скрыть от человеческого взора то, что скрывается в них; все это открывается ему благодаря соот­ветствующим знакам» [Paracelse. Archidoxis magica, 1909. — P. 21].

    О каких препятствиях в человеческом познании («горах») и о каких «соответствующих знаках» говорит Парацельс? По­чему человеческие возможности столь явно и существенно связываются этим естествоиспытателем со знаками?В чем заключено могущество знаков?

    1. Р. Декарт и Ф. Бэкон о свойстве человеческого ума.

    Р. Декарт: «Заметив какое-нибудь сходство между двумя вещами, люди имеют обыкновение приписывать им обеим, даже в том, чем эти вещи между собой различаются, свойст­ва, которые они нашли истинными для одной из них».

    Ф. Бэкон: «Человеческий ум естественно склонен пред­полагать в вещах больше порядка и сходства, чем в них нахо­дится; и в то время как природа полна исключений и разли­чий, ум повсюду видит гармонию, согласие и подобие. От­сюда та фикция, что все небесные тела описывают при своем движении совершенные круги».

    Почему это происходит ? Может быть, это касается то­лько «плохо организованного ума»? Какие «фикции» на мате­риале психологического знания вам известны ?

    1. Рисовальщики и певцы.

    «Известны два важных вида письма: письмо, которое изображает смысл слов, и письмо, которое анализирует и воссоздает звуки. Между ними — строгий раздел, незави­симо от того, допускают ли при этом, что второе у некото­рых народов сменило первое вследствие настоящего «ге­ниального озарения» или что они появились почти одно­временно, настолько они отличаются друг от друга; пер­вое — у народов-рисовальщиков, а второе — у наро­дов-певцов. Представить графический смысл слов — зна­чит, сначала сделать точный рисунок вещи, которую он обозначает: по правде говоря, едва ли это есть письмо, са­мое большое — пиктографическое воспроизведение, или «рисуночное письмо», благодаря которому можно запи­сать только самые конкретные рассказы. Согласно Уор-бертону, мексиканцам был известен лишь этот способ пи­сьма. Настоящее письмо началось тогда, когда стали представлять не саму вещь, но один из составляющих ее элементов или одно из привычных условий, которые на­кладывают на нее отпечаток, или же другую вещь, на кото­рую она похожа. Отсюда — три техники письма: куриоло-гическое письмо египтян, наиболее грубое, использую­щее «основную особенность какого-либо предмета для за­мены целого» (лук для битвы, лестницу для осады горо­дов); затем немного более усовершенствованные «тропи­ческие иероглифы», использующие примечательное об­стоятельство (поскольку Бог всемогущ, он знает все и мо­жет наблюдать за людьми; его будут представлять посред­ством глаза); наконец, символическое письмо, использу­ющее более или менее скрытые сходства (восходящее солнце изображается посредством головы крокодила, круглые глаза которого размещены как раз на уровне по­верхности воды)» [Фуко М. Слова и вещи. Археология гума­нитарных наук. - СПб., 1994. - С. 145].

    Охарактеризуйте психологические возможности (особен­ности) народов в использовании этих языков (типов письма). Как осуществлялось обучение этим типам языков (продумай­те схему обучения)? Как происходило развитие этих языков (лексика, фонетика, грамматика)?Являются ли непроницае­мыми для воздействия (взаимодействия с другими языками) границы этих типов письма? 450. «Естественная история четвероногих».

    «Когда Джонстон пишет свою «Естественную историю четвероногих», знает ли он о них больше, чем Альдрованди полувеком раньше? Не намного, утверждают историки. Но вопрос не в этом, или, если его хотят поставить таким обра­зом, нужно ответить, что Джонстон знает о них гораздо ме­ныне, чем Альдрованди. Последний по поводу каждого изу­ченного животного давал развернутое, и на том же уровне, описание его анатомии и способов его ловли; его аллегори­ческое использование и его способ размножения; зону его распространения и дворцы его легенд; его питание и наи­лучший способ приготовления из него соуса. Джонстон же подразделяет свою главу о лошади на двенадцать рубрик: имя, анатомическое строение, обитание, возраст, размно­жение, голос, движения, симпатия и антипатия, использо­вание, употребление в целебных целях и т.д. Все это было и у Альдрованди, и даже гораздо большее. А ведь существенное различие кроется как раз в том, что отсутствует. Как мерт­вый и бесполезный груз, опущена вся семантика, связанная с животным. Слова, тесно связанные с животным, были освобождены от этой связи с ним и опущены; и живое суще­ство, в своей анатомии, в своей форме, в своих нравах, в своем рождении и в своей смерти, предстает как бы в насто­ящем виде. Естественная история обретает свое место в те­перь открытом пространстве между вещами и словами — пространстве безмолвном, чистом от всякой словесной ше­лухи и тем не менее организованном согласно тем самым элементам представления, которые с полным правом могут быть названы» [Фуко М. Слова и вещи. Археология гумани­тарных наук. - СПб., 1994. — С. 159].

    В нем состоит принципиальное различие этих описанных «историй» ? Как сегодня может выглядеть эта «история» ? В чем различие между энциклопедическим и научным описанием предмета?

    1. Метод К. Линнея.

    К. Линней: «Метод, душа науки, на первый взгляд обо­значает любое природное тело так, что это тело высказывает свое собственное имя, а это имя влечет за собой все знания о теле, таким образом названном, которые могли быть до­стигнуты в ходе времени; так в крайнем хаосе открывается суверенный порядок природы».

    Согласны ли вы с К. Линнеем?Приведите аргументы «за» и «против» этой позиции. Имеет ли смысл приложение данного методологического принципа к психологическим исследовани­ям?

    1. Думать — означает чувствовать?

    Дестю де Траси: «Давали ли вы себе хоть сколько-нибудь точный отчет о том, что значит думать? Что вы испытываете, когда вы думаете — все равно, о чем? Вы говорите себе, я ду­маю о том-то, когда у вас есть какое-то мнение, когда вы строите суждение. Действительно, построение суждения — будь оно ложно или истинно — это мыслительное действие; оно заключается в том, чтобы чувствовать существование связи, отношения... Думать, как видите, всегда означает чувствовать, и не более того».

    Можете ли вы оспорить данную точку зрения ?Как быДес-тю де Траси определил «чувствование»? Постройте свой от­вет в форме диалога сДестю де Траси. 453. Пространство гуманитарных наук.

    «Среди тех трех измерений, которые открывают гума­нитарным наукам их собственное пространство, тот объ­ем, в котором они сплочены, измерение математическое, пожалуй, вызывает меньше всего сомнений; во всяком случае именно с математикой у гуманитарных наук уста­новились наиболее ясные, спокойные и, пожалуй, наибо­лее прозрачные отношения; кроме того, применение ма­тематики в той или иной форме всегда было самым про­стым способом придать позитивному знанию о человеке научный стиль, форму и обоснование. Напротив, главные трудности, больше всего способствующие определению сущности гуманитарных наук, заключаются в двух других измерениях знания: там, где развертывается аналитика конечного человеческого бытия, и там, где распределяют­ся эмпирические науки, имеющие объектами язык, жизнь и труд.

    В самом деле, гуманитарные науки обращаются к чело­веку постольку, поскольку он живет, говорит, производит. Будучи живым существом, человек растет, функционирует, имеет потребности, видит, как перед ним раскрывается пространство, подвижные координаты которого пересека­ются в нем самом; иначе говоря, его телесное существова­ние так или иначе пересекается с остальной живой приро­дой; производя продукты и орудия труда, выменивая то, в чем он нуждается, организуя всю систему обращения, по которой проходит все, что он способен потреблять, и в кото­ром сам он является лишь неким функциональным узлом, человек и все его существование оказываются непосредст­венно сплетенными с существованием других людей; нако­нец, обладая языком, он может построить себе символиче­ский мир, внутри которого он вступает в отношения со сво­им собственным прошлым, с вещами, с другими людьми, на основе которого он только и может построить какое-то зна­ние (и особенно знание о самом себе, одной из возможных форм которого являются гуманитарные науки). Стало быть, можно определить местоположение гуманитарных наук по соседству, смежности и соприкосновению с теми науками, которые ставят вопрос о жизни, труде, языке. В самом деле, разве эти науки не возникают как раз в эпоху, когда человек впервые становится доступен для позитивного знания?» [Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. -СПб., 1994.-С. 370 - 371].

    Почему становится возможным такой вопрос?О какой эпохе идет речь в данном отрывке ? Постройте Графическую модель гуманитарных наук и математики по Фуко. В чем со­стоит основная особенность (основное отличие) гумани­тарного знания по сравнению с естественнонаучным и точ­ным знанием? Как эта особенность реализуется в гумани­тарном методе познания? Л в психологическом? В чем со­стоит отличие психологического метода от просто гума­нитарного?

    454. Весь мир — информация?

    Сегодняшний понятийный аппарат науки (и обыденно­го языка) уже достаточно сложно представить без «компью­терной метафоричности». В самом деле судьба, например, понятия «информация» оказалась совершенно непредска­зуемой, в том числе и для его создателя. К. Шеннон в свое время ввел это понятие для характеристики устойчивости и стабильности какой-либо системы, в противовес понятию «энтропия». Эти два понятия должны были, по его замыслу, охарактеризовать состояние и развитие системы в условиях действия второго закона термодинамики. Однако вопреки воле своего творца понятие «информация» пустилось в длинный и по сей день не прекращающийся путь по всем об­ластям человеческого познания. Нашему современнику его можно встретить почти везде: в точном, естественнонаучном и даже гуманитарном знании (лексиконе, тезаурусе). К. Шеннон пытался остановить это неуправляемое движение понятия и даже написал статью «Бандвагон» (калька с анг­лийского; более или менее точный перевод означал бы «ва­гон бандитов», «шайка в пути» или даже «путешествие «мали­ны»), где призывал к корректности заимствования термино­логии. Статья не была принята к сведению, а термин «инфор­мация» сегодня не использует в том смысле, в каком ему удобно, по-видимому, только ленивый. Психологический лексикон не долго оставался толерантным к «информации», тем более что завораживающие перспективы когнитивизма сулили, как всегда это делают скороспелые концепции, мгновенный успех в человекознании, и достаточно быстро формула «психика как процесс переработки информации» (воз­можны варианты, но смысл практически неизменен) вошла в обиход психологов. Попытки в различных областях знания (особенно гуманитарных) определить это понятие и по сей день оборачиваются неудачами (ведь неудобно испо­льзовать шенноновское определение информации как интеграла вероятности возможных состояний системы без переработки или, как в computer science, через бинар­ный машинный код без необходимой адаптации), тем не менее победное шествие этого понятия по языкам и.умам продолжается.

    В чем вы видите причину подобного явления? Можете ли вы предсказать ближайшие и отдаленные последствия систе­матического использования данной терминологии? Можете ли вы привести примеры понятий со сходной судьбой?Почему это понятие оказалось столь притягательным для широких масс людей, чтобы с его помощью объяснять «душевные явле­ния» ? Почему компьютерная метафора оказалась столь силь­ным средством для радикального изменения представлений и взглядов целого поколения людей на психическую жизнь ? Поче­му, скажем, великая реплика «cogito ergo sum» оказывается се­годня менее эвристичной для обывателя, нежели простое «я — аппарат для переработки информации» ?

    1. Сколько существует психологии?

    Психология чтения, психология шоферского дела, пси­хология скалолазов и др. Существуют ли они? Может быть, достаточно общей, возрастной и др.?

    1. Толпа — это социальное животное?

    «Толпа, масса — это социальное животное, сорвавшееся с цепи. Моральные запреты сметаются вместе с подчинени­ем рассудку. Социальная иерархия ослабляет свое влияние. Стираются различия между людьми, и люди выплескивают, зачастую в жестоких действиях, 'свои страсти и грезы: от низменных до героических, от исступленного восторга до мученичества. Беспрестанно кишащая людская масса в со­стоянии бурления — вот что такое толпа. Это неукротимая и слепая сила, которая в состоянии преодолеть любые пре­пятствия, сдвинуть горы или уничтожить творения столе­тий.

    Разрыв социальных связей, быстрота передачи инфор­мации, беспрерывная миграция населения, ускоренный и раздражающий ритм городской жизни создают и разрушают человеческие сообщества. Будучи разрозненными, они вос­создаются в форме непостоянных и разрастающихся толп.

    Это явление приобретает невиданный прежде размах, из чего следует его принципиальная историческая новизна. Именно поэтому в цивилизациях, где толпы играют веду­щую роль, человек утрачивает смысл существования так же, как и чувство «Я». Он ощущает себя чуждым в скоплении других людей, с которыми он вступает лишь в механические и безличные отношения» [Московичи С. Век толп. Истори­ческий трактат по психологии масс. — М.: Изд-во «Центр психологии и психотерапии», 1996. — С. 28].

    Согласны ли вы с приведенными положениями ? Что означа­ют они для практикующего или теоретизирующего психолога (если, конечно, таковой возможен)? Что ждет цивилизацию? А что ждет психологию ?

    1. Политики не могут быть философами? «Последовательность строгих суждений была бы абсо­лютно непонятна толпам, и именно поэтому допустимо гово­рить, что они мало рассуждают или рассуждают неверно и что они не поддаются воздействию рассудка. Нас порой при чте­нии удивляет неубедительность некоторых речей, оказавших колоссальное влияние на их поведение; но мы забываем, что они произносились для того, чтобы увлечь массы, а не для прочтения их философами» [цит. по Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. — М.: Изд-во «Центр психологии и психотерапии», 1996. — С. 131].

    Мысль Г. Ле Бона обращает наше внимание на качествен­ное различие речей, произносимых по различным поводам. А чем принципиально отличаются по содержанию и форме эти речи?

    1. Nihil potest homo intelligere sine phantasmata?

    Фома Аквинский утверждал, что Nihil potest homo intel­ligere sine phantasmata — человек ничего не может понять без образов — так это обычно переводят. Приведите свою интер­претацию данного положения. Что здесь имеется в виду? А если все же phantasmata понимать как фантазию, воображе­ние! Можете ли вы в этом случае согласиться с данным вари­антом?

    1. Порядок и связь идей.

    Проведите психологический анализ широко известного философского тезиса времен Б. Спинозы: «Перядок и связь идей тот же, что и порядок и связь вещей». В каких психоло­гических теориях данное положение сохраняло бы свой смысл, а в каких должно было быть конкретизировано и уточнено? Сравните ход вашей мысли с решением задачи №69.

    460. *** не поддается осознанию...

    «*** не поддается осознанию, и потому никакая анали­тическая техника не поможет его вспомнить, ведь оно не было вытеснено и не было забыто... *** не существует, по­скольку оно есть лишь возможность, которую мы с прадрев-них времен унаследовали в виде определенной формы мне­монических образов,., это не врожденные представления, а врожденные возможности представления,.. категории дея­тельности воображения,.. априорные идеи».

    Перу какого психолога принадлежит этот фрагмент тек­ста и какое емкое психологическое понятие скрывается под знаком ***?

    НЕКОТОРЫЕ ОТВЕТЫ К ЗАДА ЧАМ

    1

    «...Он сталкивается не с какой-либо сформировавшейся концептуальной структурой, а скорее с тем, что напоминает груду развалин (хотя вполне возможно, что под ними поко­ятся сокровища). Он не может просто сослаться на то обсто­ятельство, что существует некоторая общепризнанная проблемная ситуация, поскольку отсутствие ее в сфере фи­лософии является, пожалуй, единственным общепризнан­ным фактом. На самом деле в наше время в философских кругах то и дело всплывает вопрос: достигнет ли вообще фи­лософия такого положения, когда она будет способна по­ставить подлинную проблему?»

    71

    «... разработке и использовании соответствующих форм предметной деятельности, а не просто в усвоении знаний, на чем фактически до сих пор строится вся система образо­вания. И если нынешняя школа вызывает так много сетова­ний, то одна из главных причин этого состоит как раз в неу­мении последовательно провести принцип деятельности в обучении» [Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деяте­льности. — М., 1978. — С. 298].

    151

    «Переплавка чувств вне нас совершается силой социаль­ного чувства, которое объективировано, вынесено вне нас, материализовано и закреплено во внешних предметах ис­кусства, которые сделались орудиями общества.

    Существеннейшая особенность человека, в отличие от животного, заключается в том, что он вносит и отделяет от своего тела и аппарат техники, и аппарат научного позна­ния, которые становятся как бы орудиями общества. Также точно и искусство есть общественная техника чувства, ору­дие общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные сторо­ны нашего существа. Правильнее было бы сказать, что чув­ство не становится социальным, а, напротив, оно становит­ся личным, когда каждый из нас переживает произведение искусства, становится личным, не переставая при этом оставаться социальным» [Выготский Л.С. Психология ис­кусства. — М., 1987. - С. 238 - 239].

    187

    Это — культура.

    189

    «Язык абсолютно независим от самого мышления...» №199

    Частично ответ содержится в этом же сборнике. См. Р. Якобсон. Избранные работы. — М., 1985. — С. 105 - 115.

    212

    «Наука о языке», «лингвистика» в кн. Р. Якобсон. Изб­ранные работы. — М., 1985. — С. 319.

    226

    Ответ на последний вопрос задачи: С. Тулмин назвал Л.С. Выготского «Моцартом в психологии», что, может быть, и менее масштабно, нежели «Коперник в психоло­гии», но в том же ряду по значимости.

    229

    Были получены следующие результаты: число точных реакций при условии 1 равно 13,6%, при условии 2 — 5,1%, при условии 3 — 22,6% и при условии 4 — 54,8%. Отмечает­ся, что чем точнее даваемая испытуемому информация, тем точнее реакции.

    231

    Вербальный «осмысленный» материал: ряды существи­тельных, прилагательных, глаголов или числительных, от­рывки текста, стихотворения или рассказы.

    Вербальный «бессмысленный» материал: триграммы согласных (РТЛ, СБН, КГП), слоги (РУВ, КАФ, ТЕГ), бес­смысленные слова, состоящие из двух слогов (ЭЗОЙ, АРИЛ, ЮКЕБ)...

    Невербальный «осмысленный» материал: обычные гео­метрические фигуры (круги, квадраты, прямоугольники и т.д.), рисунки, изображения или фотографии предметов, лиц или сцен, различные предметы.

    [П.Фресс и Ж.Пиаже.Bbin.IV. - М., 1973. - С. 220].

    235

    Эффект Б.В. Зейгарник. Если вы заглянули в ответ ради любопытства, то это ничего, но если вы не смогли его опре­делить самостоятельно, то ваша психологическая эрудиция нуждается в значительном пополнении. Вывод: прерванные задачи будут лучше сохраняться в памяти, чем задачи завер­шенные.

    242

    Не спешите с выводами — в этом эксперименте «победил» частичный метод заучивания. Прочитайте фрагмент книги Р. Готтсданкера «Основы психологического эксперимента». — М., 1982. — С. 26 — 34 (и далее по тексту автор рассматривает «плюсы» и «минусы» этого эксперимента). И уже после этого прочтения ответьте на ряд вопросов. Можно ли считать посто­янной функцию «заучивания», хотя бы на протяжении одного эксперимента? Является ли заучивание механическим актом или для его объяснения более приложима модель формирова­ния сложного навыка, скажем, представленная в этом сборни­ке в задаче №245? Одинакова ли процедура целостного и час­тичного испытания освоения музыкального произведения для начинающего музыканта, музыканта «средней руки» и вирту­оза? Не является ли цель достичь целостной ориентировки об­щей и для того, и для другого способа освоения музыкального произведения, только в одном случае она формулируется явно, а в другом — искусственно опускается, хотя неявно все равно присутствует?

    245

    «...действия становились похожими на ритмический та­нец, книги снимались и ставились на прежнее место разме­ренными танцевальными движениями, продолжать дейст­вия уже было не столь обременительно, задание преврати­лось в шутливую игру. Однако даже такие действия не могли продолжаться длительное время» [Вертгеймер М. Продук­тивное мышление. — М., 1987. — С. 157 — 158].

    247

    Биренбаум Гита Васильевна (1903 — 1952), дипломная работа под руководством К. Левина.

    249

    «В этих случаях часто достаточно умело переключить вы­павшее движение на другой, уцелевший уровень, изменив с этой целью формулировку двигательного задания, чтобы ра­зом достигнуть едва ли не полной реституции» [Бернштейн Н.А. О построении движений. — М., 1947. — С. 15].

    251

    По порядку: «Краевой эффект»: исследование Б. Мэрдока — предъявление списка слов для запоминания с последую­щим свободным воспроизведением [Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. — М., 1979. — С. 240 — 243].

    Кривая Г. Эббингауза: сохранение материала (бессмыс­ленных слогов) методом сбережения при повторном заучи­вании [Экспериментальная психология/Я. Фресс и Ж. Пиа­же. Вып.IV. - М., 1973. - С. 300]. [Я. Фресс Ж. Пиаже. Вып.IV. - М., 1973. - С. 326 - 327]

    261

    «Тексты, создающие защитные ориентации, резко уме­ньшают стрессовые реакции на фильм... Как интеллектуа-листическая, так и отрицательная ориентация эффективно исключали стрессовые реакции, которые имели место в контрольных условиях...» [По силе воздействия группы ис­пытуемых распределились так: контрольная — наиболее си­льное воздействие; примерно в два раза слабее отрицающая версия текста; и еще в два раза слабее интеллектуализация. — Прим. сост.]

    Эти экспериментальные исследования «хорошо иллюст­рируют определяющую роль интеллектуальной оценки в воз­никновении и снижении стрессовых реакций. Один и тот же стимул (фильм) вызовет или не вызовет стрессовую реакцию в зависимости от того, какова ориентация зрителя по отноше­нию к изображаемому событию. Если события в фильме рас­сматриваются как неопасные, то стресса не возникает. Если же они истолковываются как опасные и зритель при этом не занимает беспристрастной позиции наблюдателя, тогда воз­никает стресс... Важно не то, что на оценку опасности стимула можно влиять.., но то, что интеллектуальные оценки лежат в основе возникновения стресса. Понятие оценки, которое мы рассмотрели здесь, было поэтически выражено в одной из реплик Гамлета: «... вещи сами гю себе не являются ни хоро­шими, ни плохими. Наша мысль делает их такими».

    262

    Клинический метод Ж. Пиаже. «Как трудно удержаться от чрезмерного многословия, особенно педагогу, расспра­шивая ребенка! Как трудно удержаться от невольного вну­шения ему своих мыслей! А всего труднее отыскать средний путь, избежав и чрезмерной систематичности, вызванной заранее разработанной концепцией, и полной хаотичности фактов, к которой приводит отсутствие какой-либо направ­ляющей гипотезы! В сущности.., хороший экспериментатор должен соединять в себе два обычно несовместимых качест­ва: он должен знать, как наблюдать, то есть позволять ре­бенку говорить совершенно свободно, не прерывая его выска­зываний и не отклоняя их ни в одну сторону, и в то же время он должен быть постоянно настороже, чтобы не пропустить ни­чего важного; каждую минуту он должен иметь в виду ка­кую-нибудь рабочую гипотезу, хоть какую-то теорию, прави­льную или ложную, и стремиться ее проверить. Начинающий исследователь либо подсказывает ребенку то, что он ожидает от него получить, либо же не подсказывает ему совершенно ничего, потому что он не ищет ничего определенного; нечего и говорить, что в этом случае он ничего и не найдет.

    Короче, это нелегкая задача, и материал, который в резу­льтате получаешь, нуждается в самом строгом критическом анализе. Психолог должен преодолеть неопределенность ме­тода опроса отточенностью своей интерпретации... Существо клинического метода состоит... в отделении злаков от плевел и во включении каждого ответа в умственный контекст, потому что таким контекстом может быть и размышление, и стихий­ная уверенность, и игра, и болтовня, и сознательное усилие мысли, и заинтересованность или даже усталость» [цит. по Флейвелл Дж.Х. Генетическая психология Жана Пиаже. — М, 1967. — С.366 — 367 (условие задачи), с. 49 (ответ)].

    266

    Автор полагает, что это установка (по Д Я. Узнадзе). №268

    «Условия для экспериментальной группы были неблаго­приятными и утомительными, но на выполняемое задание они подействовали мало. Они выполняли его почти так же, как и их товарищи в контрольной группе. Контрольная группа, работавшая при нормальных условиях, — 137,6. Эк­спериментальная группа, работавшая при отвлечении, — 133,9» [Вудвортс Р. Экспериментальная психология. — М., 1950.-С. 312].

    В психологии (особенно экспериментальной) много чу­дес. Даже если вы не ошиблись при ответе на эту задачу, по­старайтесь объяснить результаты этого эксперимента. Ка­кого рода отвлечения могли бы более эффективно «разва­лить» основную работу испытуемых? Какой должна быть основная работа, чтобы не «развалиться» под действием лю­бых отвлечений?

    274

    Основания примерно такие: 1) возможность внешней («объективной») регистрации всех метаморфоз навыка; 2)

    комплексная природа навыка (прием и передача — два це­лостных вида деятельности, развернутых поначалу), позво­ляющая видеть широкую перспективу его становления и рассматривать как прототип любого навыка, в том числе сложного; 3) азбука Морзе — идеальная модель «знаковой» системы, приближающаяся в сформированном виде по функционированию к естественному языку, но отличная от него своей предельной формализованностью (точки-тире); 4) профессиональная значимость материала, а следователь­но, и снятие проблем «бессмысленности», «лабораторно-сти» экспериментов, формирования мотивации и др.; 5) этому материалу «повезло», поскольку им занимались такие изобретательные и точные исследователи, как\УХ. Bryan и N. Harter.

    277

    Исследование Ж. Пиаже феномена спонтанно выражен­ного анимизма (всеобщего одушевления предметов и обсто­ятельств внешнего и внутреннего мира человека) клиниче­ским методом (беседой) [цит. по Флейвелл Дж.Х. Генетиче­ская психология Жана Пиаже. - М.у 1967. - С. 370].

    280

    «Перед ребенком два ряда стимулов. Первый — вопрос экспериментатора, второй — цветные карточки. Второй ряд стимулов является средством, при помощи которого психи­ческая операция направляется на стимулы другого ряда; они помогают фиксировать внимание на правильном отве­те» [Выготский Л.С. Собр. соч. Т.З. — М., 1983. — С. 208].

    Любая методика исследования опосредствованного за­поминания. Параллелограмм развития.

    289

    Ж. Пиаже был проведен следующий эксперимент: «Ре­бенку показывали два ряда картинок, представляющих год за годом рост двух деревьев. Одно дерево (груша) было поса­жено на год позже другого (яблони), но росло быстрее и в конце концов стало выше, плодоноснее и т.д. Какое дерево было старше? Ниже мы приведем пример, показывающий, как разрешает эту задачу младший ребенок».

    [ПиажеЖ. - М., 1967. - С. 418 - 419].

    именной указатель
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16


    написать администратору сайта