СОЧ с 5 -11 классы. !СОЧ РЯ и РЛ 5-11 класс с русским языком обучения!. Сборник заданий петропавловск 2022 ббк 81. 2 С89
Скачать 4.45 Mb.
|
Понимание и ответы на вопросы. Задание: ответьте на вопросы, выбрав правильный ответ ( возможно несколько вариантов) из четырех предложенных.На 4 вопрос дайте краткий ответ. [5] 1.Общие черты реализма в литературе: А) изображение жизни в образах, соответствующих действительности, исторически конкретных событий, общества, эпохи; В) культ чувств, природы и естественного состояния человека С) конкретика и типизация образов Д) изображение событий и характеров в развитии [1] 2. Определи афоризм из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»: А) «Имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время». В) «Большому кораблю – большое плавание». С) «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Д) «Счастливые часов не наблюдают». [1] 3.Определи,что является жанром: А) комедия В) эпиграф С) антитеза Д) символ [1] 4.Подбери соответствующий аргумент и продолжи предложение: «В рассказе А.П.Чехова «Хамелеон» на первом плане не внешние, а внутренние события, потому что…» [2] Схема выставления баллов
Анализ и интерпретация. 5. Задание. Проанализируйте эпизод комедии Н.В.Гоголя «Ревизор. Укажи, какой приём изображения героя использует автор в данном эпизоде» [5] 6. Объясните, какую роль в сюжете пьесы играет эта сцена? [5] Бобчинский Только что мы в гостиницу, как вдруг молодой человек... Добчинский (перебивая). Недурной наружности, в партикулярном платье... Бобчинский Недурной наружности, в партикулярном платье, ходит этак по комнате, и в лице этакое рассуждение... физиономия... поступки, и здесь (вертит рукою около лба) много, много всего. Я будто предчувствовал и говорю Петру Ивановичу: «Здесь что-нибудь неспроста-с». Да. А Петр-то Иванович уж мигнул пальцем и подозвали трактирщика-с, трактирщика Власа: у него жена три недели назад тому родила, и такой пребойкий мальчик, будет так же, как и отец, содержать трактир. Подозвавши Власа, Петр Иванович и спроси его потихоньку: «Кто, говорит, этот молодой человек?» — а Влас и отвечает на это: «Это», — говорит... Э, не перебивайте, Петр Иванович, пожалуйста, не перебивайте; вы не расскажете, ей-Богу не расскажете: вы пришепетываете; у вас, я знаю, один зуб во рту со свистом... «Это, говорит, молодой человек, чиновник, — да-с, — едущий из Петербурга, а по фамилии, говорит, Иван Александрович Хлестаков-с, а едет, говорит, в Саратовскую губернию и, говорит, престранно себя аттестует: другую уж неделю живет, из трактира не едет, забирает все на счет и ни копейки не хочет платить». Как сказал он мне это, а меня так вот свыше и вразумило. «Э!» — говорю я Петру Ивановичу... Схема выставления баллов
Конкретная схема выставления баллов
Оценка и сравнительный анализ. 7 задание. Сравните фрагменты рассказов А.П.Чехова и В.М.Шукшина. Сопоставьте героев. Что общего в художественной манере А.П.Чехова и В.М. Шукшина? Дайте письменный развернутый ответ на проблемный вопрос, используя цитаты. Объем работы –140-160слов. [10] В.М.Шукшин «Чудик» Чудик уважал городских людей. Не всех, правда: хулиганов и продавцов не уважал. Побаивался. Подошла его очередь. Он купил конфет, пряников, три плитки шоколада. И отошел в сторонку, чтобы уложить все в чемодан. Раскрыл чемодан на полу, стал укладывать… Глянул на пол, а у прилавка, где очередь, лежит в ногах у людей пятидесятирублевая бумажка. Этакая зеленая дурочка, лежит себе, никто ее не видит. Чудик даже задрожал от радости, глаза загорелись. Второпях, чтобы его не опередил кто-нибудь, стал быстро соображать, как бы повеселее, поостроумнее сказать этим, в очереди, про бумажку. – Хорошо живете, граждане! – сказал он громко и весело. На него оглянулись. – У нас, например, такими бумажками не швыряются. Тут все немного поволновались. Это ведь не тройка, не пятерка – пятьдесят рублей, полмесяца работать надо. А хозяина бумажки – нет. «Наверно, тот, в шляпе», – догадался Чудик. Решили положить бумажку на видное место на прилавке. – Сейчас прибежит кто-нибудь, – сказала продавщица. Чудик вышел из магазина в приятнейшем расположении духа. Все думал, как это у него легко, весело получилось: «У нас, например, такими бумажками не швыряются!» Вдруг его точно жаром всего обдало: он вспомнил, что точно такую бумажку и еще двадцатипятирублевую он сейчас разменял, пятидесятирублевая должна быть в кармане… Сунулся в карман – нету. Туда-сюда – нету. – Моя была бумажка-то! – громко сказал Чудик. – Мать твою так-то!.. Моя бумажка-то. Под сердцем даже как-то зазвенело от горя. Первый порыв был пойти и сказать: «Граждане, моя бумажка-то. Я их две получил в сберкассе: одну двадцатипятирублевую, другую полусотельную. Одну сейчас разменял, а другой – нету». Но только он представил, как он огорошит всех этим своим заявлением, как подумают многие: «Конечно, раз хозяина не нашлось, он и решил прикарманить». Нет, не пересилить себя – не протянуть руку за этой проклятой бумажкой. Могут еще и не отдать… – Да почему же я такой есть-то? – вслух горько рассуждал Чудик. – Что теперь делать?.. Надо было возвращаться домой. Подошел к магазину, хотел хоть издали посмотреть на бумажку, постоял у входа… и не вошел. А.П.Чехов «Тонкий и толстый» Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились... Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира...— Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.— Ну, полно! — поморщился толстый.— Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут это чинопочитание!— Помилуйте... Что вы-с...— захихикал тонкий, еще более съеживаясь.— Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги... Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил... жена Луиза, лютеранка, некоторым образом...Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку. Материал для учителя. Сравнительный анализ произведений В.М. Шукшина и А.П. Чехова Шукшин в своих рассказах отказывается от чрезмерно подробного описания и стремится наполнить свои небольшие произведения не деталями, а глубоким социальным и нравственным содержанием. У Чехова и Шукшина немало общего. Шукшин следовал многим заветам и советам великого классика. Как два больших приверженца «малого жанра», они имеют много родственного: пристальное внимание к нравственным проблемам своего современника, к «пестрым мелочам жизни» – микрокосму человеческой души; способность осмыслить судьбу человека во всех ее реальных сложностях, в комических и трагических измерениях, характерна как для Шукшина, так и для Чехова. Шукшин не раз подчеркивал, что его всегда больше интересовала не внешняя сторона дела, а внутренняя, духовный мир людей. Чехов и Шукшин умели увидеть за бытовыми заботами и повседневными раздумьями своих героев (обыкновенных людей) общечеловеческое (философское) содержание. Для художественной манеры Шукшина, как и для манеры Чехова, характерны сжатость, простота и ясность сюжета, так как для обоих писателей важен не занимательный сюжет, а характер персонажа. Отношение Шукшина к своим героям также напоминает чеховское: оба писателя не спешат осуждать героя, но стремятся понять его. Можно отметить еще одну черту рассказов Шукшина – соединение комического и трагического, что было характерно и для произведений Чехова. Внешне случаи с «чудиками» напоминают анекдоты, но как печальна, в сущности, их жизнь: их чудачества непонятны и вызывают презрительный смех, озлобление мещан и «правильных» людей. Драмы «чудиков» происходят на виду у окружающих, но как драмы никем не воспринимаются. От этого они только печальнее. В развитии жанра короткого рассказа В.М. Шукшин был продолжателем традиций А.П. Чехова. Художественной целью изображения цепи комических эпизодов, происходящих с героем, являлось раскрытие его характера. Главными выразительными средствами становились так же, как в чеховских произведениях, емкая, эмоционально окрашенная деталь и драматизация повествования. Сюжет построен на воспроизведении кульминационных, «самых жгучих», долгожданных моментов, когда герою предоставляется возможность в полной мере проявить свою «особенность». Новаторство В.М. Шукшина связано с обращением к особому типу – «чудикам», вызывающим неприятие окружающих своим стремлением жить в соответствии с собственными представлениями о добре, красоте, справедливости. Схема выставления баллов
СУММАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ«РУССКАЯЛИТЕРАТУРА», 8 КЛАСС 4 ЧЕТВЕРТЬ Мурзабаева Сауле Маратовна учитель русского языка и литературы КГУ«Средняя школа №7» г. Петропавловск Продолжительность – 45 минут Количество баллов – 25 баллов Типы заданий: МВО – задания с множественным выбором ответов; КО – задания, требующие краткого ответа; РО – задания, требующие развернутого ответа. Структура суммативного оценивания Вариант состоит из 7 заданий, требующих ответов на вопросы с множественным выбором, краткого и развёрнутого ответов. 1-4 задание направлено на проверку знания и понимания, 5-6 – на анализ и интерпретацию текста и 7 – на оценку и сравнительный анализ. Характеристика заданий суммативного оценивания за 4 четверть
Понимание и ответы на вопросы. 1.Найди неверное утверждение А) Цитатный план – это план произведения, оформленный в виде цитат из самого произведения В) Цитаты, расположенные в той последовательности, в которой они встречаются в оригинальном произведении, помогают выразить основную мысль произведения. С) Цитаты могут быть только в виде фрагментов текста. Д) Рассуждения человека, составляющего цитатный план, отсутствуют, наблюдается констатация фактов и действий, которые происходили в произведении. 2. Определи правильную последовательность цитат из поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
А) В, А, Д, Е, С, Г В) Е, В, А, Д, Г, С С) А, В, Г, Д, С, Е 3. Определи правильный вариант сложного цитатного плана А) М. Цветаева "Ошибка" 1. "...пленник заключенный в узы": а) "...она слезинкой тает"; б) "...побледнеет и погибнет вдруг"; в) "...не грезу, а земную быль". 2. "Нельзя мечту свою держать в руках!" 3. "Но без любви мы гибнем". В) М.Ю. Лермонтов «Мцыри» 1."Скажи мне, что средь этих стен Могли бы дать вы мне взамен Той дружбы краткой, но живой, Меж бурным сердцем и грозой? " 2."Угрюм и одинок, Грозой оторванный листок, Я вырос в сумрачных стенах Душой дитя, судьбой монах. " 3."А душу можно ль рассказать?" 4."Я молод, молод... Знал ли ты Разгульной юности мечты? 4.Найди неверное действие в составлении цитатного плана: А)делит текст на смысловые части; В) определяет основную мысль текста; Д)подбирает для каждой части ключевую цитату; С)приводит примеры из ругих текстов Схема выставления баллов
Анализ и интерпретация. 5. Задание. Напишите письмо Маленькому принцу, герою произведения А. де Сент-Экзюпери. Выразите в нём своё отношение к его поступкам, используйте различные выразительные средства. [5] 6. Задание. Напишите отрывок сценария школьного мероприятия «Верь в чудо!» (по мотивами феерии А.Грина «Алые паруса»), выражая отношение к герою, его поступкам, используя изобразительные средства. [5] Схема выставления баллов
Конкретная схема выставления баллов
Оценка и сравнительный анализ. 7. Задание. Дайте письменный развернутый ответ на один из вопросов на ваш выбор. Объем работы – 140-160 слов. [10] 1. Прочитайте отзыв о герое произведения М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Оцените работу учащегося с точки зрения полноты раскрытия темы, соблюдения композиции письма, фактической точности. В произведении Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» рассказывается история короткой жизни юноши, воспитанного в монастырских стенах и осмелившегося бросить вызов царящим вокруг деспотизму и несправедливости. Поэма ставит перед читателем вопросы о смысле существования, о жестокости рока и неизбежности, правах личности. Максимов Д. Е. писал, что смысл поэмы Лермонтова заключается в том, «чтобы прославить поиски, могущество воли, мужество, мятеж и борьбу, к каким бы трагическим результатам они ни вели». Образ Мцыри — это образ узника, отчаянно борющегося за свою свободу, это воплощение человеческого достоинства, мужества и беззаветной отваги. Этот юноша является образцом силы человеческого характера. В поэме история всей жизни Мцыри изложена в одной главе, а несколько дней скитаний занимают основную часть произведения. Сделано это совсем не случайно, поскольку именно в последние дни жизни героя раскрывается сила его характера, неординарность его личности. Мцыри страстно желает обрести свободу, он хочет выяснить, что же значит жить по-настоящему, и так после всех своих приключений говорит об этом: «Ты хочешь знать, что делал я на воле ? Жил — и жизнь моя без этих трех блаженных дней //Была б печальней и мрачней»… 2.Прочитайте устный ответ учащегося: «Образ главной героини повести Грина «Алые паруса». Оцените ответ учащегося с точки зрения полноты раскрытия темы, соблюдения логики изложения, фактической точности. Ассоль – главный женский образ в повести Грина «Алые паруса», и для многих он стал вдохновляющим. Эта девушка воплотила свою мечту в реальность, хотя даже поверить в нее было трудно, ведь она казалась далекой от жизни. Ассоль явилась олицетворением сбывшейся мечты, символом несокрушимой веры и чистоты намерений. С раннего детства девочка была обделена: она лишилась материнской нежности и ласки, так как у нее рано умерла мать. Отец Лонгрен стал ее семьей. Когда общество городка отвернулось от Лонгрена, осуждение и злость перепали также и девочке. Так отец стал для нее и единственным другом. Уединенность не мешала Ассоль: она росла под присмотром доброго отца, училась вести хозяйство, читала книги и своим особенным образом исследовала мир. В какой-то степени это и защитило душу Ассоль от влияния жителей городка, сделав ее особенной. Общество не смогло сделать ее такой же, как все – мелочной, сварливой, жадной, недалекой умом. Схема выставления баллов
СУММАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА» 8 КЛАСС 1 ЧЕТВЕРТЬ Адилова Кристина Викторовна учитель русского языка и литературы КГУ «Средняя школа №21» г. Петропавловск Продолжительность – 45 минут Количество баллов – 25 баллов Типы заданий: МВО – задания с множественным выбором ответов; КО – задания, требующие краткого ответа; РО – задания, требующие развернутого ответа. Структура суммативного оценивания Вариант состоит из 8 заданий, требующих ответов на вопросы с множественным выбором, краткого и развёрнутого ответов. 1-5 задание направлено на проверку знания и понимания, 6-7 – на анализ и интерпретацию текста и 8 – на оценку и сравнительный анализ. Характеристика заданий суммативного оценивания за 1 четверть
Понимание и ответы на вопросы Задание: ответьте на вопросы, выбрав 1 правильный ответ из четырех предложенных; на 5 вопрос дайте краткий ответ (не более 5-7 предложений). [5]
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Схема выставление баллов
Анализ и интерпретация 6. Прочитайте отрывок из произведения «Фотография, на которой меня нет». Определите тему и идею произведения, выразите своё мнение о проблематике. [5] 7. Дайте характеристику другу Вити Саньке. Опишите его поступок. Почему Санька отказывался фотографироваться? [5] Утром бабушка унесла меня в баню — сам я идти уже не мог. Долго растирала бабушка мои ноги запаренным березовым веником, грела их над паром от каленых камней, парила сквозь тряпку всего меня, макая веник в хлебный квас, и в заключение опять же натерла нашатырным спиртом. Дома мне дали ложку противной водки, настоянной на борце, чтоб внутренность прогреть, и моченой брусники. После всего этого напоили молоком, кипяченным с маковыми головками. Больше я ни сидеть, ни стоять не в состоянии был, меня сшибло с ног, и я проспал до полудня. Разбудился от голосов. Санька препирался или ругался с бабушкой в кути. — Не может он, не может… Я те русским языком толкую! — говорила бабушка. — Я ему и рубашечку приготовила, и пальтишко высушила, упочинила все, худо, бедно ли, изладила. А он слег… — Бабушка Катерина, машину, аппарат наставили. Меня учитель послал. Бабушка Катерина!.. — настаивал Санька. — Не может, говорю… Постой-ко, это ведь ты, жиган, сманил его на увал-то! — осенило бабушку. — Сманил, а теперича?.. — Бабушка Катерина… Я скатился с печки с намерением показать бабушке, что все могу, что нет для меня преград, но подломились худые ноги, будто не мои они были. Плюхнулся я возле лавки на пол. Бабушка и Санька тут как тут. — Все равно пойду! — кричал я на бабушку. — Давай рубаху! Штаны давай! Все равно пойду! — Да куда пойдешь-то? С печки на полати, — покачала головой бабушка и незаметно сделала рукой отмашку, чтоб Санька убирался. — Санька, постой! Не уходи-и-и! — завопил я и попытался шагать. Бабушка поддерживала меня и уже робко, жалостливо уговаривала: — Ну, куда пойдешь-то? Куда? — Пойду-у-у! Давай рубаху! Шапку давай!.. Вид мой поверг и Саньку в удручение. Он помялся, помялся, потоптался, потоптался и скинул с себя новую коричневую телогрейку, выданную ему дядей Левонтием по случаю фотографирования. — Ладно! — решительно сказал Санька. — Ладно! — еще решительней повторил он. — Раз так, я тоже не пойду! Все! — И под одобрительным взглядом бабушки Катерины Петровны проследовал в середнюю. — Не последний день на свете живем! — солидно заявил Санька. И мне почудилось: не столько уж меня, сколько себя убеждал Санька. — Еще наснимаемся! Ништя-а-ак! Поедем в город и на коне, может, и на ахтомобиле заснимемся. Правда, бабушка Катерина? — закинул Санька удочку. — Правда, Санька, правда. Я сама, не сойти мне с этого места, сама отвезу вас в город, и к Волкову, к Волкову. Знаешь Волкова-то? Санька Волкова не знал. И я тоже не знал… Схема выставления баллов
Оценка и сравнительный анализ 8. Дайте письменный развернутый ответ (объем работы 100-140 слов) на один из вопросов. Приведите аргументы из текста. [10] Герой рассказа Алексина «А тем временем где-то» Сережа считает, что взросление приходит с возрастом. Но то, что произошло с Сережей, меняет его мысли о взрослении. Почему наш герой поменял свое мнение? Учитель Лидия Михайловна из рассказа Распутина «Уроки французского» совершила преступление согласно педагогическим законам. Считаете ли вы преступлением поступок Лидии Михайловны? Схема выставления баллов
|