Главная страница
Навигация по странице:

  • 7.1. «Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов)

  • 7.2. «Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов)

  • Селевко. ПСиТ. Селевко. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии Учебное пособие. М. Народное образование, 1998. 256 с


    Скачать 4.33 Mb.
    НазваниеСелевко Г. К. Современные образовательные технологии Учебное пособие. М. Народное образование, 1998. 256 с
    АнкорСелевко. ПСиТ.doc
    Дата15.05.2017
    Размер4.33 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСелевко. ПСиТ.doc
    ТипДокументы
    #7594
    страница27 из 46
    1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   ...   46

    VII. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала
    Логическая структура учебного материала имеет а своей основе логику науки, но определяется еще совокупностью дидактических целей и требований, особенностями учебно-познавательного процесса. Было бы нецелесообразно повторять в обучении логику исторического развития науки: необходимо избежать всех заблуждений и ненужных трудностей. Школьник за 5-7 лет обучения должен овладеть системой знаний, создававшейся подчас столетиями. В этом состоит основная задача педагогической технологии.
    Поэтому в дидактической системе элементы знаний соединены кратчайшими логическими связями, количество доказательств сведено к минимуму, максимум внимания уделяется главным, наиболее общим и значимым сведениям и идеям. В этом заключается принцип оптимального содержания дидактической системы знаний.
    Второе важнейшее требование к построению дидактической структуры знаний вытекает из принципа систематичности обучения в его современном, расширенном понимании, включающем требования системности передаваемой информации. Задача обучения включает последовательное формирование систем в индивидуальных знаниях учащихся: частнопонятийных, внутрипредметных, межпредметных и т.д. Подход к знаниям с системных позиций реализуется и в структуре предъявляемой информации, и в использовании основанных на ней приемов систематизации знаний.
    Наконец, построение дидактической структуры знаний не может не учитывать одного из самых современных требований формирования СУД - умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и общественной информации. В дидактической системе знаний ученику должны предъявляться не только сами знания, но и наиболее рациональные методы овладения знаниями - ориентировочная основа действий. По П.Я.Гальперину, обучаемый, овладев общим методом анализа определенного круга явлений, способен в дальнейшем самостоятельно составлять ориентировочную основу для усвоения нового материала в данной области знаний. Достижению этого результата способствует определенное построение изложения учебного материала, использование специальных схем умственных действий и других дидактических приемов.

    Реализация названных принципов, комбинации расположения учебных предметов, частей учебного материала, преемственность, логика взаимосвязей, акценты содержания составляют сущность ряда известных педагогических технологий..
    7.1. «Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов)
    Человек на то имеет разум и науку,
    чтобы обезопасить себя от всякого бедствия.
    К. Э. Циолковский
    Тарасов Лев Васильевич - кандидат педагогических наук, профессор.
    Термин экология подчеркивает ориентацию учебно-воспитательного процесса на реальную жизнь, на проблемы, которые предстоит решать человечеству, в первую очередь - экологическую дилемму: либо погибнуть вместе с природой, либо отыскать пути совместной эволюции.
    Термин диалектика подчеркивает ориентацию школы на диалектическое, развивающее, вероятностное мышление.
    Технология «Экология и диалектика» использует в комплексе многие инновации в педагогике и психологии, применима к самым различным школам.
    Классификационные параметры технологии
    По уровню применения: общепедагогическая. По философской основе: диалектическая. По основному фактору развития: социогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная. По ориентации на личностные структуры: СУД + ЗУН + СЭН. По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, общеобразовательная, технократическая.
    По типу управления: современная традиционная.
    По организационным формам: классно-урочная, академическая.
    По подходу к ребенку: личностно-ориентированная + социоцентрическая.
    По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная + проблемная.
    По категории обучаемых: массовая.
    Целевые ориентации
    • Раннее и всестороннее развитие детей;
    • Развитие экологического и диалектического мышления;
    • Завершение общеобразовательного этапа обучения 9-м классом;

    • Переход на старшей ступени на профильное обучение (лицей), обеспечивающее серьезную профессиональную подготовку;
    • Обеспечение высокого культурного уровня выпускников.
    Принципы
    - гуманизация: использование богатого гуманитарного потенциала предметов естественного цикла, их экологического и диалектического содержания, естественнонаучная окраска гуманитарных предметов (диалектизация) и гуманизация дисциплин;
    - единение (интеграция) естественнонаучного, гуманитарного и художественно-эстетического образования;
    -осуществление развивающего обучения через современное содержание, передаваемое современными методами;
    - синергетика: объединение, согласование и использование многих инновационных теорий и технологий.
    Особенности содержания
    Главной особенностью технологии «Экология и диалектика» является переконструирование содержания образования в направлениях гуманизации, диалектизации и интеграции.
    Для начальной школы характерно раннее обучение иностранному языку, насыщение начальной школы занятиями художественно-эстетического плана (МХК).
    В I-VI классах изучается интегративный предмет «Окружающий мир» вобравший в себя разнообразные сведения из многих областей - географии, включая краеведение, биологии, геологии, физики, астрономии, техники, химии, исто-рии, экологии. Фактически это не один учебный предмет, а последовательность из шести вполне самостоятельных интегративных предметов, каждый из которых развивает свою тему: в I классе - Мир знакомый и незнакомый, во II классе -Мир красивый и некрасивый, в III классе - Мир изменчивый и постоянный, в IV классе - Мир таинственный и познаваемый, в V классе - Четыре грани мира, в VI классе - Наша планета - Земля.
    В целом «окружающие миры» решают ряд очень важных задач - реализуют раннее формирование многих естественнонаучных понятий, дают представление о картине мира в целом и месте человека в нем, обеспечивают серьезную подготовку к последующему изучению естественных предметов и, более того, возбуждают интерес к их изучению. Обратим внимание на то, что все четыре естественных предмета - физика, химия, биология, география - изучаются синхронно (одновременно): это происходит в VII - IX классах. Программы этих предметов существенно изменены -все они завершаются в IX классе.

    Основную школу отличает раннее формирование естественнонаучных понятий (естественнонаучный развивающий предмет «Окружающий мир I-VI»), развитие вариативного и системного мышления (предметы «Закономерности окружающего мира», «Информатика и моделирование процессов»).
    Завершение базовых естественных предметов в IX классе требует радикальней перестройки всего курса математики; этот курс должен теперь заканчиваться не в XI, а в IX классе (вместе с логарифмами, тригонометрическими функциями, элементами стереометрии). Обратим внимание также на интегративный предмет «Закономерности окружающего мира» в VI - VIII классах. Речь идет о вероятностных закономерностях. Этот предмет знакомит школьников с вероятностями, вероятностными подходами, формирует вариативное мышление.
    Исходя из интересов детей, наблюдательная астрономия перенесена из XI класса (когда она уже неинтересна учащимся) в «Окружающий мир» в V классе (когда дети особенно жадно желают постичь картину Вселенной). Атомно-молекулярные представления, понятия о химических элементах, простых и сложных веществах, несложных химических реакциях формируются в V классе. Тогда же дети знакомятся и со многими физическими понятиями - силой, энергией, работой, мощностью. В «Окружающем мире» в VI классе вводятся понятия физического поля (магнитного поля и поля тяготения), даются представления о химии литосферы, атмосферы и гидросферы Земли, рассматривается фотосинтез и его роль в земной биосфере.
    Старшая (лицейская) ступень ориентирована на экологизацию, позволяющую выходить на проблемы культуры и нравственности (предметы «Вселенная человека», «Человек и природа», «Современный мир», «Образ жизни и здоровье человека»).
    Эти курсы построены в соответствии с экологическим императивом, здесь человек (в частности, учащийся) есть часть самой природы, а не некий абстрактный исследователь, наблюдающий ее как бы со стороны.
    Особенности методики
    В технологии «Экология и диалектика» ведущей является не методическая, а содержательная сторона.

    Однако ЗУН являются не целью, а средством развития. Важнейший метод -проблемный. Развитие личности ребенка включает 3 этапа:
    1) развитие ЗУН и СУД посредством игры - начальная школа;
    2) развитие поисковых функций интеллекта, овладение формальной и диалогической логикой посредством проблемного обучения - V—IX классы;
    3) развитие основных фаз творческого процесса - X-XI классы. Используется модель холистического обучения:
    - гармоническое обучение, обращенное к ученику в целом;
    - восприятие всеми органами чувств, работа с левым и правым полушариями мозга (пример: рисование абстрактных понятий - ток, звук), драматизация, ви зуализация (в воображении), эмоциональность, синектика - установление связей, латеральное мышление (юмор, инсайт, творчество).
    Позиция ученика:
    - ориентация на личностное восприятие всего окружающего: не сторонний наблюдатель, а заинтересованный исследователь;
    - личная ответственность за последствия своей деятельности для других людей и для природы;
    - сопричастность: этого достигли люди, значит, это доступно и мне;
    - глобальное восприятие: это нужно всем, значит, и мне;
    - ориентация на консенсус: признание за другими права иметь свою точку зрения;
    - от ученика не требуется запоминание всего. Позиция учителя:
    - не является пассивным исполнителем некоторой программы, а представляет творческую личность, которую отличают: эрудиция, любовь к ребенку, психологическая грамотность, раскованность, экологическое мышление.
    Литература
    1. Гусев В. Геометрия. - М.: Авангард, 1996.
    2. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону, 1996.
    3. Мордкович Г. Алгебра. - М.: Авангард, 1996.

    4. Пермякова Н. Родное слово. - М.: Авангард, 1996.
    5. Петрова О. Речь и культура общения. - М.: Авангард, 1996.
    6. Рекомендации по созданию и функционированию образовательных учреждений, работающих по модели «Экология и диалектика». - Письмо № 96/11 МО РФ от 23.01.96.
    7. Репьева И. Профессиональный разговор // Учительская газета. - 1996. - № 21.
    8. Селевко Г.К. Диалектика развития взглядов на природу света //' Вопросы оптики в факультативных курсах. - Ярославль: ЯГПИ, 1970.
    9. Тарасов Л. Неслучайная случайность. - М.: Авангард, 1996.
    10. Тарасов Л. Число и окружающий мир. - М.: Авангард, 1996.
    11. Тарасов Л., Баранова Т. Математика. 1 класс: В 4 ч. - М.: Авангард, 1996.
    12. Тарасов Л., Жарова П., Мишина И. История. - М.: Авангард, 1996.
    13. Тарасов Л.В. Новая модель школы: Экология и диалектика. - М., 1992.
    14. Чибизова Г., Тарасов Л. Окружающий мир. - М.: Авангард, 1996.
    15. Целищева Н.И. Лев Тарасов и его модель «Экология и диалектика» //Народное образование. -1997. - № 1.
    7.2. «Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов)
    Я стал разумнее всех учителей моих ибо,
    размышляю об откровениях Твоих.
    Св. писание
    Библер Владимир Соломонович - ученый-философ Российского гуманитарно го университета, г. Москва.
    Курганов Сергей Юрьевич - учитель-экспериментатор, г. Курган.
    Проблема диалога в обучении и воспитании не является новой, однако в ряде технологий она сводится к проблеме общения, актуализации смыслообразующей рефлексивной и других функций личности. В технологии «Диалог культур» сам диалог предстает не только как средство обучения, а как сущностная характеристика технологии, определяющая и ее цель, и содержание.
    В основу технологии «Диалога культур» положены идеи М.М.Бахтина «о культуре как диалоге», идеи «внутренней речи» Л.С.Выготского и положения «философской логики культуры» В.С.Библера.
    Диалог как двусторонняя информационная смысловая связь является важнейшей составляющей процесса обучения. Можно выделить внутриличностный диалог (противоречие сознания и эмоций), диалог как речевое общение людей (коммуникативная технология) и диалог культурных смыслов, на котором и строится технология диалога культур.
    Классификационные параметры технологии
    По уровню применения: общепедагогическая.
    По философской основе: диалектическая.
    По основному фактору развития: социогенная + психогенная.
    По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.
    По ориентации на личностные структуры: 1) ЗУН + 2) СУД.
    По характеру содержания: обучающая, светская, гуманитарная, общеобразовательная, дидактоцентрическая.
    По организационным формам: традиционная классно-урочная с элементами групповой.
    По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества.
    По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная + проблемная.
    По категории обучаемых: продвинутого уровня.

    Целевые ориентации
    • Формирование диалогического сознания и мышления, освобождение его от плоского рационализма, монофилии культуры.
    • Обновление предметного содержания, сопряжение в нем различных, не сводимых друг к другу культур, форм деятельности, смысловых спектров.
    Концептуальные идеи
    • Диалог, диалогичность есть неотъемлемый компонент внутреннего содержания личности.
    • Многоголосье мира («карнавал мироощущения» по Бахтину) существует в индивидуальном сознании в форме внутреннего диалога.
    • Диалог есть позитивное содержание свободы личности, так как он отражает полифонический слух по отношению к окружающему миру.
    • Диалог не есть проявление противоречий, а сосуществование и взаимодействие никогда не сводимых в единое целое сознаний.
    • Современное мышление строится по схематизму культуры, когда «высшие» достижения человеческого мышления, сознания, бытия вступают в диалогическое общение с предыдущими формами культуры (Античности, Средних веков, Нового времени).
    В технологии «Диалога культур» диалог выступает в двух функциях:
    1. Форма организации обучения.
    2. Принцип организации самого содержания науки:
    а) диалог - определение самой сути и смысла усваиваемых и творчески формируемых понятий;
    б) диалог культур в контексте современной культуры развертывается вокруг основных вопросов бытия, основных точек удивления;
    в) диалог в сознании ученика (и учителя) голосов поэта (художника) и теоретика, как основа реального развития творческого (гуманитарного) мышления.
    Особенности организации содержания (по В.С.Библеру)
    1. Проецирование на весь процесс обучения особенностей культуры и мышления эпох:
    - античное мышление - эйдетическое (образное);
    - средневековое - причащающее мышление (часть мыслится как принадлежное к демиургу);
    - новое время - рационалистическое мышление, разум - все;

    - современная эпоха - релятивизм, отсутствие единой картины мира; характерно возвращение мышления к исходным началам.
    2. Обучение строится на сквозном диалоге двух основных сфер учебного процесса: речевой стихии (и форм организации) русской речи (1) и исторической последовательности основных форм европейской (в основном) культуры (2).
    3. Последовательность классов отвечает последовательности основных исторических культур, сменявших друг друга в европейской истории - античной, средне вековой, нововременной - как эти культуры воспроизводятся в проблемах современной культуры XX века.
    I-II классы: Точки удивления - это «узелки» понимания, которые станут основными предметами освоения, разноречия, диалогов в последующих классах. Примеры: загадка слова; загадка числа; загадка явлений природы; загадка момента истории; загадка сознания; загадка предметного орудия.
    III-IV: Античная культура.
    V-VI: Культура Средневековья.
    VII-VIII: Культура Нового Времени, Возрождения.
    IX-X: Культура современности.
    XI: Класс специально диалогический.
    4. Обучение в каждом учебном цикле строится на основе внутреннего диалога, завязанного вокруг основных «точек удивления» - исходных загадок бытия и мышления, сосредоточенных уже в начальных классах (1-2-й классы) нашей школы.
    5. Обучение строится не на основе учебника, но на основе коренных, реальных текстов данной культуры и текстов, воспроизводящих мысли основных собеседников этой культуры. Итоги, результаты работы ученика, его общения с людьми других культур (возрастов) реализуются в каждом учебном цикле также в форме авторских ученических текстов-произведений, созданных во внутреннем диалоге («амбивалентности») этой культуры и в межкультурном диалоге.
    6. Автор программ для каждого класса - педагог. Каждый автор-педагог вместе с ребятами каждого нового первого класса обнаруживает некую сквозную «проблему-воронку», могущую стать - именно в данном случае - основой десятилетней программы обучения. Такая воронка, такое особенное средоточие удивлений -уникальное, неповторимое, непредсказуемое для каждой малой группы нового поколения, - постепенно втягивает в себя все проблемы, предметы, возрасты, культуры - в их целостном диалогическом сопряжении.

    И это, завершающее школу состояние кануна деятельности, целостной точки удивления должно - по замыслу - сохраняться и углубляться в течение всей человеческой жизни.
    Особенности методики
    Создание ситуации диалога. По В.В.Серикову, введение в ситуацию диалога предполагает использование таких элементов технологии: 1) диагностика готовности учащихся к диалогическому общению - базовых знаний, коммуникативного опыта, установки на самоизложение и восприятие иных точек зрения; 2) поиск опорных мотивов, т.е. тех волнующих учащихся вопросов и проблем, благодаря которым может эффективно формироваться собственный смысл изучаемого материала; 3) переработка учебного материала в систему проблемно-конфликтных вопросов и задач, что предполагает намеренное обострение коллизий, возвышение их до «вечных» человеческих проблем; 4) продумывание различных вариантов развития сюжетных линий диалога; 5) проектирование способов взаимодействия участников дискуссии, их возможных ролей и условий их принятия учащимися; 6) гипотетическое выявление зон импровизации, т.е. таких ситуаций диалога, для которых трудно заранее предусмотреть поведение его участников (погружения, десанты, игровые ситуации, дискуссии и т.п.).
    • Точки удивления, загадки бытия.
    Под ними подразумеваются те узелки в сознании современного ребенка, в которых может осуществиться формирование основных предметов школьного, обучающегося понимания. В этих «точках» происходит закрепление исходных челноков психологического и логического взаимопревращения сознания — в мышление, мышления — в сознание. Происходит торможение и вдумывание в странность этих узлов («как возможно бытие простейших предметов понимания -слова, числа и т.д.?»). Эти загадочно-пословичные узлы в челноке «сознание -мышление - сознание», эти исходные предметы («точки») удивления и должны стать «спорами» («зачатками») спора... во всех последующих классах - возрастах - культурах.
    А. Загадки слова. Учитель должен быть внимательным - «ушки на макушке» -к таким ребячьим открытиям и трудностям: слово как момент высказывания – в разных «речевых жанрах» (ср. Бахтин), слово как - одновременно - момент предложения в жесткой системе грамматических правил, слово - в его самобытийности, в его внутриречевой слитности и неразделимости. Соответственно - слово и сам язык - как основа сообщения, информации (о чем-то...) в споре с идеей слова, языка, речи, в его самовслушивающемся смысле, как основа рефлексии, самоотстранения, в споре, далее, с поэтической, образной, «заклинающей» силой слова и речи.

    Б. Загадки числа. Рождение идеи числа, математического отношения к миру, к «третьему миру» Поппера, в сопряжении и диалоге процессов 1) измерения (по отношению к континуальным протяжениям во времени и пространстве), 2) счета дискретных, единичных, неделимых (иначе это уже иные предметы) вещей, «атомов», «монад», и наконец, 3) напряжения (степени...) - температуры, мускульного усилия и т.д. Число - как невозможное сочетание, перекресток этих, как минимум, «трех» форм идеализации.
    В. Загадки явления природы. Отдельное самостоятельное явление (росток, трава, лист, дерево, ветер, река, волна, звезда, земля, солнце...) и природная целостность - почва и воздух, и солнце, сосредоточенная в ростке, в траве, в дереве... Бесконечная Вселенная и - Земля, планета..., «капля, все в себя вбирающая», и - отдельный от нее мир... Предмет природы - ее часть (частность, особенность, проявление) и - ее начало, возможность, исток... Предмет - образ целого. Неразделимость того, что в будущем курсе станет основой отдельных отраслей естествознания - механики, физики, биологии, химии и т.д., и - предрасположенность этих расхождений.
    Г. Загадки Я-сознания. Эти загадки имеют особый смысл во всем строении учебного курса 1-2 классов. Здесь формируется, укореняется и становится странным для самого себя (остраняется) основной субъект обучения в нашей школе -ученик.
    Если семии восьмилетний человек не станет странным для самого себя, не удивит - себя - природой, словом, числом, а главное - своим собственным образом как обучающегося (обучающего себя), то есть нечто мучительно не знающего, точнее - не понимающего, но страшно желающего понять, - если всего этого не произойдет, - то вся идея нашей школы обречена на провал.
    Д. Загадки момента истории. Теперь - не только личная память, но -память о бывшем до меня и без меня и соотнесение этой памяти с памятью о том, что происходило со мной, что есть грань моего Я... «Наследственность» (генетическая и историческая). Вектор прохождения невозвратных мгновений и жизней и -замыкание на феномен культуры (произведение). Время и вечность. Типы историзма (эти типы будут затем развернуты в «циклах культуры»). Интерес к генеалогии. История и ее памятники. Накопление «знаний, умений, навыков» в Движении истории и, с другой стороны, развитие способности расти «корнями вверх», перерешать свое прошлое. История и - культура. Загадка двух форм исторического понимания: «как это было...» и «как это могло быть...». Точки рождения и смерти - точки смыкания загадок «Я-сознания» и загадок истории. Календари, их спектр и «дополнительность».
    ■Игровые средоточия
    Основной смысл этих средоточий - метод «физических действий» (ср. Станиславский) , по-своему готовящий ученика к его роли субъекта учебной деятельности. Это - новая грань между сознанием и мышлением, грань по линии: игра (дошкольная) - культурная деятельность. Предполагаются такие средоточия:
    A. Физические игры, гимнастика с особым развитием самостоятельных форм ритма как одного из существенных истоков, полюсов музыки.
    Б. Словесные игры с элементами поэтики (ср. загадки слова) и с особым вниманием к интонационной составляющей речи (интонация - второй исток музыкальной антитезы, ее мелодийная грань).
    B. Художественный образ - в субъективных средоточиях глаза и руки, в объ ективном воплощении на полотне, в глине, камне, в графическом ритме линий, в за чатках архитектурного видения. Изображение. Воображение.
    Г. Элементы ручного труда, ремесла.
    Д. Музыка (со второго класса) рождается в сопряжении ритма и интонации-мелодии, музыкального инструмента и пения, исполнения и импровизации.
    Е. Театр. Обычное театральное действо. Углубление в театральность бытия. Школа как театр.
    • Методические особенности урока-диалога.
    • Переопределение общей учебной проблемы каждым учащимся. Порождение им своего вопроса как загадки, трудности, который пробуждает мысль, а не снимает проблемы.
    • Смысл в постоянном воспроизведении ситуации «ученого незнания», в сгущении своего видения проблемы, своего неустранимого вопроса - парадокса.
    • Выполнение мысленных экспериментов в пространстве образа, выстроенного учеником. Цель - не решить проблему, а углубить ее, вывести на вечные проблемы бытия.

    Позиция учителя. Ставя учебную проблему, учитель выслушивает все варианты и переопределения. Учитель помогает проявить различные формы логики разных культур, помогает выявить точку зрения и поддерживается культурными концепциями.
    Позиция ученика. Ученик в учебном диалоге оказывается в промежутке культур. Сопряжение требует удерживать собственное видение мира ребенком до поступка. В начальной школе необходимо наличие многочисленных построений-монстров (попытка посмотреть на предмет и мир в целом).
    Примечание. Диалог культур как технология имеет несколько опубликованных инструментованных вариантов: а) преподавание в режиме диалога курса «Мировая художественная культура» (Л.М.Предтеченская); б) взаимосвязанное преподавание литературы и истории (С.В.Селеменов. А.А.Ткаченко); в) преподавание по четырехпредметному синхронизированному программному комплексу (Н.Н. Пайков).
    Литература
    1. Афанасьев И. Учебное незнание и точки удивления // Учительская газета. -1993. - №46.
    2. Бер.лянд И.Е., Курганов СЮ. Математика в школе «диалога культур». - Кемерово: Алегро, 1993.
    3. Библер B.C. Мышление как творчество. - М., 1975.
    4. Библер B.C. Школа «диалога культур» // Советская педагогика. -1989. №2.
    5. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. - Рига, 1995.
    6. Кларин М.В. Учебная дискуссия // Мир образования. -1996. - N» 1.
    7. Курганов СЮ. Ребенок и взрослый в учебном диалоге // Народное образование. -1989. -№ 2,4,5.
    8. Курганов СЮ. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. - М.: Просвещение, 1989.
    9. Курганов СЮ. Экспериментальная программа школы «диалога культур». 1- 4 классы. - Кемерово: Алегро, 1993.
    10. Предтеченская Л.М. Мировая художественная культура. - М., 1995.

    11. Селевко Г.К. Основы молекулярно-кинетической теории // Вечерняя средняя школа. -1967. - №3.
    12. Селеменов СВ., Ткаченко А.А. Школа диалога культур: что это? // Школьные технологии. -1996. - №3.
    13. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. - 1994. - №5.
    14. Школа диалога культур / Под ред. B.C. Библера. - Кемерово, 1993.
    15. Школа диалога культур: основы программы / Под ред. В.СБиблера. - Кемерово, 1992.
    1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   ...   46


    написать администратору сайта