История логопедии. Селиверстов. Селиверстов В. И
Скачать 1.62 Mb.
|
Глава 2 Древняя Греция и РИМ Наибольший расцвет греческой культуры относится к V век до н. э. Культурное наследие Древней Греции было воспринято Римской империей, период наибольшего могущества и расцвета культуры которой относится ко II в. до н. э. — I в. н. э. Под своей властью Рим объединил большое число стран от Пиренейского полуострова на западе до границ Армении на востоке, от Британии на севере до Египта на юге. Первоначально знания у древних греков не были еще расчленены на отдельные науки и объединялись общим понятием «философия». Философские учения Древней Греции — материализм и идеализм. Материалистическая линия Демокрита и идеалистическая линия Платона отражали борьбу рабовладельческой демократии с земельной рабовладельческой аристократией. Вопросы сохранения здоровья и воспитания человека обнаруживаются в трудах философов, медиков и риторов древности. Поэтому сведения о речевых расстройствах рассматриваются в совокупности с вопросами сохранения здоровья и воспитания человека и мировоззренческими позициями древних ученых, Демокрит Демокрит (V—IVвв.дон. э.) —ученый-энциклопедист, занимавшийся математикой, физикой, анатомией, медициной, историей и другими науками. По свидетельству древнегреческих писателей ему принадлежало до 70 разных сочинений. Демокрит учил, что в основе мира лежит не бог, не дух, а материя. Из первоматерии возникло все существующее. Материя состоит из мельчайших частиц (атомов). Частицы эти находятся в постоянном движении — то соединяются, то разъединяются. Природа едина и находится в вечном движении. Атомистический материализм выступил против идеи вмешательства богов в судьбы мира и отдельных людей, против суеверий. Это был удар по религии. Демокрит одним из первых выдвинул вопрос о природосообразности воспитания. «Природа и воспитание подобны». Подчеркивая сложность воспитания, Демокрит указывал, что «учение вырабатывает прекрасные вещи на основе труда», и предостерегал от дурного примера. «Постоянное общение с дурными развивает дурные задатки». На первое место в нравственном воспитании Демокрит выдвигал упражнения. «Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы». Он впервые подчеркивал огромную роль труда в воспитании и требовал «постоянного труда, который от привычки к нему делается легче». Таким образом, в сочинениях Демокрита мы находим ряд вопросов, касающихся общего воспитания детей: природосообразность воспитания, большое значение в процессе воспитания упражнений, важность положительных примеров окружающих ребенка людей. Платон Платон (V—IV вв. до н. э.) — отвергал реальный мир как источник познания. Предметы реального мира несовершенны и преходящи, они только тени мира идей. Действительное бытие имеют только идеи, существующие испокон веков, составляющие сверхчувственные прообразы вещей. Материальный мир — не настоящий, он лишь отражает истинный мир бесплотных, нематериальных идей. Все происходящие в здоровом и больном организме процессы Платон истолковывал с идеалистических позиций. Он был знаком с египетской медициной и развивал учение о пневме — божественной душе, которая проникает в тело человека (причем в мозгу она сообщает способность чувствовать и мыслить, в сердце — согревает человека, в печени — питает). Причины болезней он видел в наказании, ниспосланном с неба. Отсюда, лечение — это обряды, гимны, музыка. Лекарства не имеют никакого значения. А для рабов вообще — «лучше благодетельная смерть». Платон — ученик Сократа. В течение нескольких десятилетий он занимался педагогической деятельностью в Афинах, где при гимназии Академии основал своеобразную школу для желающих заниматься философией. В своих произведениях изложил стройную систему взглядов на сущность, задачи, содержание, организацию и методику воспитания детей верхушки рабовладельческого общества, которые сами впоследствии должны стать правителями. Воспитание, говорил Платон, должно быть организовано государством и соответствовать интересам господствующего класса. Дети с 3 до 6 лет под руководством воспитательниц занимаются играми. Игре как средству воспитания малолетних детей Платон придавал большое значение, равно как и тщательному выбору материала для рассказа детям. Он был сторонником общественного воспитания детей с самого младшего возраста. С 7 до 12 лет дети посещают государственную школу, где обучаются чтению, письму, счету, музыке и пению. С 12 до 16 лет — школа физического воспитания — палестра. Затем до 18 лет юноши изучают арифметику, геометрию и астрономию. С 18 до 20 лет — эфебия, то есть военно-гимнастическая подготовка. С 20 лет юноши, не проявившие склонности к 24 умственным занятиям, становятся воинами. Те, кто проявил способности к отвлеченному мышлению, проходят до 30 лет третью, высшую ступень образования, изучая философию. Они готовятся к государственным должностям. Немногие, проявившие исключительные дарования, продолжают философское образование еще 5 лет (до 35 лет), после чего с 35 лет до 50 они освобождаются от участия в управлении для дальнейшего самоуглубления и созерцания. В своем произведении «Протагор» Платон пишет, что воспитание и наставление начинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни. Мать и кормилица, отец и дядька («педагог»), лишь только ребенок начинает понимать их, только и хлопочут о его усовершенствовании. Он не может ничего сказать и сделать без того, чтобы они не указали, что вот это справедливо, а то несправедливо, что это похвально, а то постыдно, что это свято, а то нечестиво, это делай, а того не делай. И если дитя охотно повинуется, то это хорошо, если же не повинуется, то его исправляют при помощи угроз и ударов, как искривившееся дерево. ...И как только мальчик научится буквам и начнет понимать написанное, подобно тому, как он прежде понимал только устную речь, учителя дают ему произведения великих поэтов, которые он и читает в школе. В этих произведениях содержится много поучительного, многое рассказывается о древних знаменитых людях, прославляются и восхваляются их подвиги. Все это мальчик должен заучить наизусть, чтобы подражать им и желать сделаться таким же, как они. Таким образом., у Платона, как и у Демокрита, мы находим отражение проблем общего воспитания подрастающего поколения. В частности, Платон дает возрастную периодизацию развития человека с описанием особенностей каждого этапа жизни. Он — сторонник общественного воспитания детей с самого раннего детства — большое значение придавал использованию игр с маленькими детьми и тщательному выбору литературного материала для заучивания и рассказывания детям. Геродот Одно из самых первых упоминаний о речевых расстройствах в литературе Древней Греции встречается у Геродота — отца истории (ок. 484 — ок. 425 гг. до н. э.), который описывает своеобразную речь кирен-ского царя Батта (говорил быстро, невнятно, спотыкался, недоговаривал окончания слов). В современной специальной литературе принято считать, что термин «баттаризм» — производное от имени этого царя. Однако мы можем предложить и другую версию: «баттаризм» — греческий термин, обозначающий спотыкание, заикание (Брокгауз и Ефрон). Акиренский царь «Батт так назван, потому что он был заика или таковым притворялся, чтоб лучше скрывать свои намерения. Его подлинное имя было Аристотель» 1. Выходит, что Батт — это кличка по характеру дефекта речи у царя, а не наоборот. Гиппократ Впервые наиболее полные и системные сведения о речевых расстройствах, мы встречаем у древнегреческого врача и естествоиспытателя, основоположника античной медицины — Гиппократа (460 — 370 гг. до н. э.). До нас дошло большое количество его сочинений, в которых содержится обширный эмпирический материал, систематизирующий разрозненные наблюдения врачей более ранних эпох и собственные наблюдения. По сравнению с древней медициной других стран медицина в Древней Греции в меньшей степени находилась под влиянием религии. Жреческая каста не приобрела здесь господствующего влияния, хотя и имела тоже определенное отношение к медицине. Так, в Древней Греции существовала и жреческая, храмовая медицина (асклепейоны— помещение для лечения при храмах), и народная медицина (ятрейи—тип частной лечебницы на дому у врача). Асклепий— (производное—асклепейоны), бог-врач. Изображался с посохом в руках, обвитым змеей. Змея и ворон считались у многих народов олицетворением мудрости («Мудрый аки змий»). У некоторых народов существовали легенды о змееедах — людях, поедавших змей и в результате овладевших глубочайшими познаниями, в частности по лечению и распознаванию болезней. Кстати, змея так и осталась в прот фессиональной эмблеме медицины. Лечение в асклепейонах при храмах заключалось главным образом во внушении; больного подготавливали постом, молитвами, жертвоприношениями, одурманивающими курениями и т. п. Далее следовал сон больных в храме, а жрецы затем толковали эти сны. Из лечебных процедур уделялось внимание водолечению и массажу. Но иногда наблюдались и активные вмешательства вплоть до хирургических операций. Гиппократ вышел из семьи врачей. Знания получил от отца. Кроме того, он учился медицине на острове Кос. Много путешествовал, жил в Египте (знакомился с египетской медициной, обошел прибрежные города Малой Азии, побывал в греческих колониях на побережье Черного моря, врачевал в самой Греции. Изучал достижения древней медицины Индии, Египта и народов Малой Азии. В частности ему были известны медицинские знания скифов. Он упоминает об обычаях скифов в своем произведении «О воздухах, водах и местностях». Видимо, Гиппократ участвовал в военных походах, судя по его хирургическим знаниям. Важной заслугой Гиппократа было то, что к анализу медицинских явлений он с успехом приложил достижения современной ему древней греческой философии — материализм Демокрита и диалектику Гераклита и, пересмотрев под этим углом зрения основные проблемы медицины (причины, этиологию, сущность болезней, их лечение и предупреждение), дал им материалистическое толкование. Для Гиппократа болезнь — проявление жизни организма в результате изменения материального субстрата, а не проявление божественной воли или злого духа. Таким образом, своими материалистическими в основе взглядами Гиппократ отвергал положения жреческой медицины. Тем самым он на много веков вперед определил направление развития медицины. Гиппократ разделял гуморальную точку зрения на здоровье и болезнь человека. Жизнь организма, по его убеждению определяется четырьмя соками: кровью, слизью (флегмой), желчью желтой и черной. В основе этих соков лежат различные сочетания четырех первичных начал природы: тепла, холода, сухости, влажности. Каждому из четырех соков соответствует определенный «темперамент»: крови— сангвинический, слизи (флегме) — флегматический, желтой желчи — холерический, черной желчи — меланхолический. Темперамент определяется преобладанием в организме соответствующего сока. (Гиппократ, по мнению И.П. Павлова, в общем правильно уловил основные типы). Различное смешение и соотношение этих жидкостей и их свойств и обусловливает здоровье и болезнь, темперамент и конституцию. Гиппократ смотрел на болезнь как на явление изменяющееся (начало — сырость, середина — сварение, конец— извержение (кризис). Задачу врача видел в том, чтобы, учитывая особенности организма больного, помочь ему силами природы. «Природа — врач болезней». В качестве метода лечения исходил из «противоположного противоположным». «Переполнение врачует отдых и наоборот, покой — труд. Одним словом, противоположное есть лекарство для противоположного, ибо медицина есть прибавление и отнятие: отнятие всего того, что излишне, прибавление же недостающего. И кто это наилучше делает, тот наилучший врач»... Гиппократ уделял серьезное внимание наблюдено нию симптомов болезни, прогнозу («Мне кажется, что для врача самое лучшее — позаботиться о способности предвидения») и симптоматическому лечению. По наблюдениям И. А. Сикорского, у Гиппократа встречаются упоминания о многих, известных нам сейчас, речевых расстройствах: aphonia, anaudia, traulotes, asapheia, ischnophonia, которые можно перевести соответственно на русский язык, как: потеря голоса, потеря речи, косноязычие, невнятная речь, заикание. В своих сочинениях Гиппократ пишет о главенствующей роли головного мозга во всей деятельности человека («Глаза, уши, язык,, руки и ноги выполняют все то, что одобрит мозг». «Когда мозг испытывает сотрясение и страдает от удара, больной необходимо теряет речь, не видит и не слышит»). Он описывает органы и функции слуха и зрения человека, излагает свой взгляд на механизм образования голоса и речи человека, где отдельно определяет роль воздушной струи, языка, артикуляции голоса. («Человек говорит вследствие воздуха... Выталкиваясь наружу через пустоту, воздух производит звук, ибо голова резонирует. Язык артикулирует вследствие ударов; прегражденный в горле и ударяя в небо и зубы, он дает ясность звукам. Если бы язык каждый раз не артикулировал при столкновении, человек не имел бы раздельной речи, и испускал бы только простые звуки».) В своих сочинениях Гиппократ дает также описание отдельных расстройств голоса, речи и слуха и способы их лечения. Следует отметить, что и в этих случаях он твердо придерживался гуморального взгляда на болезнь и ее лечение. («Если язык вдруг сделается бессильным или какая-либо часть тела поражается апоплексией, то это — страдание меланхолическое (от черной желчи».) Поэтому причину расстройств функций головного мозга, слуха, зрения, голоса и речи Гиппократ усматривает обычно в излишке разной влаги в соответствующих органах. Отсюда и нередко своеобразные рекомендации для их преодоления. Например. «Если заболевают уши, надо произвести обильные горячие изливания... Лучшее из имеющихся средств это дать рвотное, изгоняющее слизь, и очистить голову при помощи одного из лекарств, которым очищается слизь головы». «Если язычок будет отвисать и способствовать удушью... тотчас нужно употребить полоскание... если это не поведет к сокращению язычка, нужно выбрить заднюю часть головы, приложить две кровососные банки, выпустить сколько можно крови и отозвать назад слизистые истечения. Если этих средств недостаточно, надсекают язычок скальпелем и выпускают оттуда воду». «Пускать кровь тем, которые внезапно, без лихорадки, поражены потерей речи». «Если кто лишается голоса, это должно быть отнесено за счет переполнения вен. В этих случаях нужно открыть внутреннюю вену правой руки и выпустить кровь в более или менее большом количестве сообразно конституции и возрасту больного» и т. д. Одна из заслуг Гиппократа и в том, что он рекомендовал при диагностировании и прогнозе любых заболеваний обращать внимание на состояние слуха и речи больного. (Конечно, эти прогнозы в настоящее время выглядят несколько примитивно, но в принципе, нам думается, это весьма верный подход к дифференциальной диагностике болезней.) Например: «Иметь тугое ухо, дрожащие руки... парализованный язык— плохо». «Частые потери речи с некоторым усыплением указывают на чахоточное состояние». «Во время спазмов продолжительная потеря голоса — плоха; короткая же указывает на паралич или языка, или руки, или частей, расположенных справа». «Дрожащий язык у некоторых больных — признак будущего желудочного расстройства» и т. д. Таким образом, у Гиппократа мы впервые находим: 1 попытку классифицировать речевые расстройства; 2 указание на главенствующую роль головного мозга во всей деятельности человека; 3 описание органов и функций слуха и зрения, голоса и речи (роль воздушной струи, языка, голоса, артикуляции в звукообразовании); 4 отнесение расстройств речи к болезням, поражающим человека; 5 описание отдельных расстройств слуха, голоса и речи и способов их лечения, 6 исходя из гуморальной точки зрения на болезни вообще; 7 рекомендации использовать при дифференциальной диагностике различных болезней особенности состояния слуха, голоса и речи. Аристотель Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.) — «самая всеобъемлющая голова из всех древнегреческих философов». Такими словами характеризовал Энгельс великого философа, идеолога античного рабовладельческого общества. И действительно, почти нет такой области человеческих знаний, которую Аристотель оставил бы без внимания. Своими исследованиями он охватил все доступные для своего времени отрасли знаний. Ему принадлежат труды по философии, логике, естествознанию, истории, политике, этике, эстетике, медицине, педагогике. Аристотель получил философское образование в академии Платона. На формирование его мировоззрения эта школа оказала огромное влияние. Но впоследствии Аристотель создает свою философскую школу, так называемый Ликей, где подвергает критике некоторые концепции платоновской философии. Ряд лет Аристотель посвятил педагогической деятельности и был воспитателем сына македонского царя Филиппа II — Александра, впоследствии великого полководца. Аристотель — сын врача. Получил медицинское образование. Для него характерно учение о целенаправленности природы (телеология): «Природа ничего не дедает лишнего... природа производит все ради чего-нибудь». Исходя из сравнительной анатомии органов артикуляции у различных представителей животного мира, он заключал, что для произведения членораздельной речи необходим удобоподвижный, мягкий, длинный и в то же время широкий язык. Нужны влажные губы при нешироком отверстии рта, и, наконец, необходимо наличие зубов. Аристотель пишет: «У людей губы — мягкие, мясистые, могущие отделяться; как у всех прочих животных, они служат для сохранения зубов, но еще в большей степени ради блага, ибо они связаны с образованием речи. И как язык человека создан природой непохожим на языки других животных, чтобы он выполнял два действия... а именно: язык служит ради вкусовых ощущений и ради речи, так и губы ради той же речи и охраны зубов. Ведь слово, произнесенное голосом, слагается из звуков и, если бы язык не обладал данными ему свойствами и губы не были влажны, большинство звуков не могло бы быть издано, ибо одни из них возникают вследствие припадения языка, другие — смыкания губ». С этих позиций Аристотель старается объяснить и расстройства речи. «Человек имеет в высшей степени подвижный, мягкий и широкий язык, чтобы он был пригоден к двоякому употреблению; и для вкусовых ощущений... и для расчленения звуков и речи, для чего нужен мягкий и широкий язык, ибо, будучи таким и к тому же свободным, он может легче всего сокращаться и вытягиваться всяческим образом. Это яснее «всего обнаруживают те, у которых он не вполне свободен; они шепелявят и картавят». Таким образом, Аристотель видел причину недостатков речи в неправильном строении или недостаточной подвижности органов артикуляции. В своих педагогических сочинениях Аристотель довольно подробно рассматривает многие важные вопросы воспитания. Вопреки учению Платона, учеником которого он был на протяжении 20 лет, Аристотель не противопоставлял мир идей и мир вещей, а отожде- i ствлял их: идея представлялась ему формой, в которую облечена материя. В основе психологических взглядов Аристотеля лежит представление о единстве души и тела, как ! формы и материи и о наличии у человека трех видов души: растительной (функции питания и размножения), разумной (функция мышления), животной (функции ощущения и желания). Исходя из этих представлений, Аристотель видел задачи воспитания в развитии этих видов души, чему соответствует физическое, умственное и нравственное воспитание в их гармоническом единстве. В частности, по мнению Аристотеля, для выработки добродетели необходимы продуманные упражнения в справедливом и хорошем, нужна привычка, постоянное действие, а отсюда образуется нравственное поведение детей. Во всяком желании и деятельности, по Аристотелю, могут иметь место недостаток, излишек и середина. И во всем только середина, только равновесие хорошо и полезно. В таком поведении и следует упражняться. Аристотель, в отличие от Платона, полагал, что семья не устраняется от воспитания, на ней главным образом лежит забота о нравственном воспитании. Таким образом, в медицинских сочинениях Аристотеля с позиции сравнительной анатомии органов речи у человека и животного мира определяется, какими качествами должен обладать речевой аппарат для возможности образования членораздельной речи. Аристотель рассматривает здесь роль языка, губ. Причину недостатков речи усматривает в нарушениях периферической части речевого аппарата человека. В педагогических сочинениях Аристотеля рассматриваются вопросы умственного, физического, нравственного воспитания детей, роль упражнений, роль семьи в воспитательном процессе. И не находим никаких упоминаний о недостатках речи. Это обстоятельство подтверждает мысль, что речевые расстройства в те далекие времена относились преимущественно к разряду болезней и потому подлежали вниманию врачей. Плутарх Плутарх (ок. 65— 127 гг.) — греческий писатель той эпохи, когда Греция уже более чем два столетия как Утратила свою самостоятельность и была римской провинцией. Он много путешествовал, посетил Рим, Александрию, занимался преподавательской и литературной деятельностью. На протяжении многих столетий широкой известностью пользуются среди его сочинений «Сравнительные жизнеописания» — биографии выдающихся исторических деятелей Греции и Рима1. Описывая систему спартанского воспитания, Плутарх несколько касается и системы развития речи у юных спартанцев. В частности, он указывает, что здесь «детей учили говорить так, чтобы в их словах едкая острота смешивалась с изяществом, чтобы краткие речи вызывали пространные размышления», «...под немногими скупыми словами должен был таиться обширный и богатый смысл, и, заставляя детей подолгу молчать, законодатель добивался от них ответов метких и точных. Ведь подобно тому, как семя людей, безмерно жадных до соитий, большею частью бесплодно, так и несдержанность языка порождает речи пустые и глупые». «Они (спартанцы.— В. С.) никогда не болтали попусту, никогда не произносили ни слова, за которым не было бы мысли, так или иначе заслуживающей того, чтобы над нею задуматься». Подчеркивая значение пения и музыки в среде молодых спартанцев, Плутарх отмечает, что здесь «пению и музыке учили с не меньшим тщанием, нежели четкости и чистоте речи...». Плутарху принадлежит также одно из наиболее полных описаний дефекта речи, которым страдал блестящий древнегреческий оратор и политический деятель Демосфен (384— 322 гг. до н. э.). Демосфен От рождения Демосфен был слабого и нежного телосложения, с малых лет был хвор и худ, читаем мы у Плутарха, занимавшегося жизнеописанием Демосфена. Кроме того, он обладал такими природными недостатками речи, как заикание и косноязычие. Следствием чего явились такие черты в характере Демосфена, как робость, несмелость перед толпой, мнительность, непреклонность, упорство, честолюбие, малодушие на войне и в опасностях. А также и то, что он, будучи уже блестящим оратором, никогда не выступал с речью, предварительно не подготовив, не записав ее. Желание стать оратором у Демосфена появилось еще в юные годы, когда однажды он услышал выступление Каллистрата, замечательного греческого оратора. Возникшее страстное желание побудило Демосфена заниматься декламацией и сочинением речей, брать уроки красноречия. Демосфен посещал школу Платона, благодаря чему сделал большие успехи в искусстве красноречия. О речевом дефекте Демосфена упоминает Марк Фабий Квинтилиан (см. ниже), пишет известный отечественный ученый, профессор И. А. Сикорс-кий (1842—1919), который тщательно изучал записки биографов Демосфена и пришел к заключению, что блестящий оратор древности действительно страдал заиканием. Причем речевые судороги у него были настолько сильны, что отражались даже на его жестах. Демосфен имел и типичный для многих заикающихся характер: он был крайне впечатлителен и робок, вследствие чего отличался тихим голосом и неуверенностью в себе. Следует отметить, что Демосфен сам избрал путь избавления от заикания. Заказав себе зеркало в полный рост, он внимательно изучал недостатки своей речи и поведения. Это позволило ему наметить целую систему различных речевых упражнений. В них он предусматривал не только регулярную тренировку правильной речи, но и воспитание в себе определенных черт личности. Известно, например, что в речевых упражнениях он большое значение придавал развитию дыхания, стараясь подчинить его своей воле и контролю. С этой Целью максимально задерживал его, произносил длинные фразы на одном выдохе, громко декламировал стихи, взбираясь на крутые подъемы и пр. Чтобы развить силу и координированность мышечных движений Речевого аппарата, он усложнял их тем, что при речевых упражнениях держал во рту мелкие и удобоподвижные камешки. Демосфен прилагал также очень серьезные усилия к тому, чтобы придать своей речи тщательную редакционную отделку. Он и впоследствии, уже будучи известным оратором, до мельчайших подробностей продумывал предстоящее выступление или беседу: содержание, последовательность, фразы, выражение. Его биографы отмечают, что он никогда не выступал без тщательной подготовки, несмотря на свою ораторскую опытность и постоянный успех. Устранение всяких поводов к колебанию в выборе слов придавало течению его мысли ровный характер и тем облегчало речь. И все-таки, несмотря на многообразные и сложные речевые упражнения, на первом плане у Демосфена стояла задача победить свою робость и смущение, вызываемое присутствием другой личности или общества, приучить себя спокойно относиться к ним. Вот почему, в частности, свои речевые упражнения он проделывал у моря. Изменчивая картина волнующегося моря сопоставлялась у него с представлением о неспокойной и шумящей толпе. Известно также, что речевые занятия он нередко проводил в присутствии посторонних лиц. Немало помогало ему также стремление подражать выбранному образцу (для него это был Перикл), его внешним манерам, мысленно входил в его роль. Еще одним примером для него, а также и помощником, был его врач и учитель Неоптолем. К сожалению, история не сохранила для нас полностью план лечения Демосфена. И мы знаем хорошо лишь то, что он, проявив психологическую проницательность и собственную настойчивую волю, достиг не только излечения, но и общего признания своего ораторского таланта, представив собой блестящий и достойный подражания образец для любого взрослого человека, страдающего заиканием.Сейчас для нас Демосфен является классическим примером логопедической работы над речью. Неустанно работая над своим произношением, Демосфен избавился от своих речевых дефектов и стал прекрасным оратором. Цицерон характеризовал его как образцового оратора. Его политические и судебные речи отличались замечательной стилистической отделкой, тонкой ритмикой. Таким образом, мы находим в сочинениях Плутарха два примера, показывающих особенности формирования правильной речи. Первый пример относится к системе развития речи у юных спартанцев, второй — к системе перевоспитания неправильной речи (заикания и косноязычия) у прославленного древнегреческого оратора Демосфена. Авл Корнелий Цельс Авл Корнелий Цельс (30 — 35 гг. до н. э. — 45 — 50 гг.) —древнеримский ученый, энциклопедист и врач. Его заслуга прежде всего в том, что он собрал и сохранил для последующих поколений много произведений древней медицины, а также оставил некоторые заметки о параличе языка, о прирастании кончика языка к нижней части ротовой полости и о мерах лечения этих случаев. «Если язык парализован, что иногда случается, вследствие болезни его самого, а иногда в результате какой-либо другой болезни, и, таким образом, больной находится в состоянии невозможности изъясняться, то следует... больному давать пить воду, усиленно растирать голову, рот, шею и части, находящиеся под подбородком... заставить больного жевать что-нибудь самое острое, например, горчицу, чеснок, лук, побуждать его Делать все усилия, чтобы выговаривать слова. Следует упражняться в задерживании дыхания, часто обливать голову холодной водой, по временам есть редьку в большом количестве, затем извергать ее со рвотой»1. «У некоторых людей с первого дня рождения язык не могут говорить вследствие этого. Кончик их языка захватывают щипцами и под ним должна быть подрезана перепонка». При этом должна быть проявлена большая осторожность, чтобы не повредить соседних сосудов и не вызвать значительного кровотечения... Я же знал больного, который после подсечения языка снизу, не получил возможности говорить, хотя последний и выдавался свободно между зубами». Таким образом, Цельс усматривает причину расстройств речи в нарушении строения или подвижности периферической части речедвигательного механизма и рекомендует в качестве приемов устранения хирургические, терапевтические средства и речевые тренировки. Клавдий Гален Клавдий Гален (ок. 129— 199 гг.) —древнеримский врач и естествоиспытатель. После Гиппократа был самым крупным теоретиком античной медицины. Создал систему биологических и медицинских знаний. Он уточнил сведения о строении головного мозга и нервной системы, им описаны мозговые оболочки, желудочки мозга, мозжечок, черепно-мозговые и спинно-моз-говые нервы. Гален различал 7 пар черепно-мозговых нервов. Мозг он считал источником всех нервов. Он также установил, что перерезка спинного мозга на определенном уровне ведет к нарушению двигательных функций (параличи конечностей и пр.), параличу дыхательных мышц; перерезка блуждающего нерва — к потере голоса, чувствительности. Гален описал механизм дыхания, понял роль активных движений грудной клетки и пассивный характер движения легких в акте дыхания. Установил, что дыхание представляет собой акт произвольный, и считал, что природа устроила это с той целью, дабы можно было без вреда временно задерживать дыхание при продлении голоса и пр. Гален значительно способствовал укреплению материалистических воззрений в медицине, хотя в философии следовал за Платоном (учение о пневме) и Аристотелем (учение о целенаправленности). Отсюда Гален нередко верно описывал то, что видел, но под влиянием своего идеалистического мировоззрения давал фактам неверное толкование. И.А. Сикорский отмечал, что Галену принадлежит заслуга тщательной установки научной терминологии болезней речи, он окончательно устанавливает значение главнейших терминов anaudia (афазия), aphonia (афония), ischnophonia (заикание), traulotes (косноязычие), asapheia (невнятная речь). Гален разделял расстройства голоса и речи, указывая, что первые происходят от «страдания» гортани и мышц ее, а вторые — от поражения языка или окружающих его частей: зубов, губ, твердого и мягкого Неба, хоан, уздечки. При этом он указывал на зависимость некоторых расстройств речи от поражений центральной нервной системы. Он писал: «Образование звуков речи производится языком при участии зубов, губ и носовых отверстий, далее при участии твердого неба, зева и собственной уздечки языка. Оттого у лиц, подверженных заиканию, или косноязычию, или иному недостатку речи, замечается страдание какого-либо из поименованных органов, и это страдание бывает последствием порока образования или же оно зависит от причин позднейшего образования»1. Таким образом, мы видим, что основанием для взглядов Галена на расстройства речи послужили клинические наблюдения Гиппократа (связь между расстройствами речи и страданиями мозга) и естественно-сравнительные изыскания Аристотеля (связь с нарушениями строения и подвижности периферической части речевого аппарата). Клавдий Гален в своих работах расширяет сведения о строении и функциях головного мозга и нервной системы. Описывает механизм дыхания, уточняет терминологию болезней речи. Впервые он указывает на причины расстройства речи центрального и периферического характера, различает их врожденный и приобретенный генез. Марк Фабий Квинтилиан Марк Фабий Квинтилиан (35 — 96 гг.) — оратор и теоретик ораторского искусства, крупный представитель педагогической мысли. В течение 20 лет он содержал риторскую школу, которая пользовалась широкой известностью в Римской империи. В своем основном и единственном труде, дошедшем до наших дней, «Наставление в ораторском искусстве» Квинтилиан сформулировал основные методы и приемы ораторского мастерства, раскрыл вопросы воспитания будущего оратора. Разрабатывая вопросы воспитания будущего оратора, он коснулся ряда педагогических проблем, получивших широкий отклик в педагогике XVI — XVIII вв. В этой книге дана характеристика трудов многих греческих и римских поэтов и прозаиков. В своей работе Квинтилиан определял риторику как «науку хорошо говорить». Риторика, по его мнению, есть искусство, которое складывается из природного дара и упражнения в красноречии. Квинтилиан ставит перед оратором три основные цели: научать, возбуждать и услаждать слушателей. Добиться же этой цели помогут оратору способность правильно выражать свои мысли и искусное произношение. Квинтилиан выступал сторонником общественного воспитания детей. Ему принадлежала прогрессивная мысль о том, что все дети являются сообразительными от природы и нуждаются только в правильном воспитании и обучении с учетом их индивидуальных особенностей. «Тупые и не поддающиеся учению умы появляются столько же против законов природы, как и всякие другие уроды и чудовища в физической природе, но таких бывает очень мало. Доказательством этого служит то, что дети подают иногда блестящие надежды, которые потом, с годами исчезают; следовательно, не природа виновата, а недостаток воспитания служит тому причиной. Я согласен, что один имеет более ума, чем другой; это доказывает только, что один может сделать больше другого, однако не найдешь никого, кто бы не достиг чего-нибудь прилежанием...» Квинтилиан был сторонником раннего (до 7 лет) воспитания детей («...ни одного времени в жизни человеческой не следует отпускать без внимания», «...сколько времени выиграется в детстве, столько сбережется для юношества»). При этом он находил нужным предупредить об излишне раннем развитии детского ума («Скороспелые умы, как преждевременные плоды, почти никогда вполне не созревают»), о необходимой последовательности и доступности обучения детей («Как небольшие и с узким горлом сосуды не могут принять много воды зараз, а наполняются постепенно, капля за каплей, так же следует судить и о детских умах: что превосходит их понятия, то не пойдет в их ум, еще мало способный к усвоению знаний»)1. Квинтилиан придавал большое значение развитию речи ребенка с раннего возраста. Изучение языка и музыки, по его мнению, способствует выработке хорошего произношения, улучшает стиль речи, делает ее более выразительной. Квинтилиан обращал внимание на необходимость правильного речевого окружения ребенка, на своевременное устранение у него дефектов звукопроизно-шения. Он писал: «...прежде всего надо смотреть, чтобы кормилицы не имели дурного выговора или испорченного наречия... Хотя более всего надлежит уважать в них нравственность, однако нужно, чтобы они и говорили чисто. Дитя слышит свою кормилицу прежде всех, и по ее речам свои слова произносить старается... Итак, надобно смотреть, чтоб дитя, в нежном возрасте, не приучался к такому выговору или наречию, от которого отучать после будет нужно». В другом месте мы читаем, что необходимо, «во-первых, исправлять недостатки в произношении, чтоб слова выговаривал ребенок явственно, чтоб каждой букве давал свойственный ей звук. Есть буквы, которые мы или очень слабо, или очень крепко произносим; иные недовольно твердо, и переменяем их на другие, мягчайшие и с ним сродство имеющие; как-то: вместо буквы р (р), которую и Демосфен с трудом произносил, слышится у нас X(л), как в латинском, так и в греческом языке; также с (к) и t (т) умягченно превращаются в g (г) и d (д). Равно не должен учитель терпеть, чтобы буква s (с) часто и с некоторым жеманством была слышима; наблюдать, чтоб слова выговариваемы были не гортанью и в пустоте рта отзывались... Еще должен он стараться, чтоб дети договаривали последние слоги...». Приводимые выше высказывания Квинтилиана затрагивают целый ряд вопросов, имеющих непосредственное отношение к логопедии. Читая Квинтилиана, следует обратить внимание на то, что в слово «произношение» он вкладывал несколько иной, более широкий смысл, чем сейчас принято под этим термином понимать. Если сейчас мы называем произношением чисто фонетическую сторону речи, способность правильного произношения звуков, то Квинтилиан под этим термином имел в виду и выговор, и голос. (Как он сам писал об этом: «произношение состоит из двух частей: голоса и движения»). Таким образом, Марк Фабий Квинтилиан в своих педагогических сочинениях выступал сторонником общественного воспитания детей с раннего возраста, последовательного и доступного обучения детей. Важными являются его указания на то, что почти все дети от природы достаточно сообразительны и нуждаются только в воспитании, что обучению и воспитанию поддаются все дети без исключения. Квинтилиан также сторонник раннего развития речи у детей. При этом он указывал, что изучение языка и занятия музыкой способствуют у них хорошему произношению, стилю речи и ее выразительности. Рекомендовал следить в процессе воспитания детей за их ясным, правильным звукопроизношением; указывал на значение речевого окружения для формирования правильной речи у ребенка; говорил о некоторых возможных дефектах фонетической стороны речи у ребенка и дал практические советы для их предупреждения и устранения. Заключение Наибольший расцвет греческой культуры относится к V в. до н. э. Философские учения Древней Греции (материализм и идеализм) отражали острую классовую борьбу рабовладельческой демократии с земельной рабовладельческой аристократией. Культурное наследие Древней Греции было воспринято Римской империей, период наибольшего могущества и расцвета культуры которой относится ко II в. до н. э. — I в. н. э. Сочинения философов, энциклопедистов того времени дают нам представление о культуре Древней Греции и Рима. В философских, исторических, педагогических и медицинских сочинениях (Демокрита, Платона, Геродота, Гиппократа, Аристотеля, Цельса, Галена, Квинтилиана и др.) отражены взгляды выдающихся умов той эпохи на вопросы воспитания подрастающего поколения, вопросы сохранения здоровья, различные болезни и необходимые меры по их лечению. Встречаются в этих сочинениях и упоминания о воспитании правильной речи, о возможных ее расстройствах, о средствах их предупреждения и преодоления. Отношение к вопросам воспитания и обучения, понимание болезней и их лечение определялись материалистическим (Демокрит) или идеалистическим (Платон) мировоззрением авторов. В объяснении происхождения болезней и соответственно их лечения преобладали гуморальная точка зрения (Гиппократ) и учение о пневме (Платон, Аристотель). В общих вопросах воспитания превалирующими для того времени были высказывания о природосообразно-сти (Демокрит, «Природа и воспитание подобны»), о необходимости начинать воспитание ребенка с самого раннего возраста (Платон, Квинтилиан), о задачах единого процесса умственного, физического и нравственного воспитания детей (Аристотель), о необходимости трудового воспитания, о роли систематических упражнений в воспитании (Демокрит, Аристотель, Квинтилиан). Квинтилиан, подчеркивая необходимость последовательного и доступного для детей обучения, впервые высказывает мысль о том, что «тупые и неподдающиеся умы появляются столько же против природы, как и всякие другие уроды и чудовища», что это бывает редко и что все дети от природы являются сообразительными и нуждаются только в правильном воспитании и обучении. Платону принадлежит первая попытка возрастной периодизации с указанием задач воспитания для каждого возрастного периода человека. Для развития речи Платон полагал необходимым специальный подбор литературы для заучивания и рассказывания ребенком. Квинтилиан впервые обращает внимание на фонетические погрешности детского языка и рекомендует воспитывать правильную речь у детей в раннем периоде их развития (до 7 лет). В связи с этим он указывает на полезность изучения детьми языка и занятий музыкой. В сочинениях Демокрита, Платона, Аристотеля высказываются мысли* о роли социальной среды в воспитании детей, «Постоянное общение с дурными развирает дурные задатки»,— писал Демокрит и потому предостерегал от дурных примеров. Платон и Аристотель, в свою очередь, подчеркивали важную роль семьи в заботе о нравственном воспитании детей. Квинтилиан впервые высказал мысль о необходимости благоприятной речевой среды для формирования у детей правильной речи. В медицинской литературе превалировала мысль о природосообразности лечения болезней (Гиппократ: «Природа — врач болезней») и ее целенаправленности (Аристотель: «Природа не делает ничего лишнего...»). В этих сочинениях мы встречаем уже указания на главенствующую роль головного мозга во всей деятельности человека (Гиппократ), описание органов и функций слуха, зрения, голоса и речи, в частности языка и губ (Гиппократ, Аристотель). Гален уточнил сведения о строении и функциях головного мозга, нервной системы, описал механизм дыхания. Здесь впервые были предприняты попытки научного описания отдельных расстройств слуха, голоса и речи, первые попытки их дифференциации. У Гиппократа и Галена, в частности, встречаются упоминания о таких расстройствах речи (в их переводе на русский язык), как расстройства голоса, потеря речи, косноязычие, невнятная речь, заикание. Характерно, что речевые расстройства рассматриваются в ряду других болезней, поражающих человека, но также и как симптом какого-то другого заболевания. Поэтому у Гиппократа мы находим указания врачу при диагностировании любой болезни обращать внимание на состояние слуха и речи больного. Причинами расстройств речи, по мнению древних врачей, являются либо излишки влаги преимущественно в головном мозге или в органах речи (Гиппократ), либо недостатки в строении или в функциях органов артикуляции (Аристотель, Цельс). Гален указывал на возможность причин возникновения речевых расстройств как центрального происхождения, так и периферического. При этом обращал внимание на то, что речевые расстройства могут быть либо врожденными, либо приобретенными. Из этих взглядов на природу расстройств речи вытекали и своеобразные рекомендации их лечения путем: водолечения, массажа, хирургического вмешательства (в асклепейонах), горячие изливания, кровопускание, полоскание, рвотные и другие средства, «изгоняющие» и «очищающие слизь головы» (Гиппократ). Наряду с хирургическим вмешательством у Цельса встречается мысль о видимой необходимости каких-то речевых упражнений, ибо хирургические вмешательства не всегда приносят желаемый эффект. Подобно Орибазию, энциклопедисты Аэций Амид-ский (527 — 565) и Павел Эгинский (625 — 690) были составителями больших сочинений, в которых они собрали и систематизировали богатое наследие античной медицины. У этих авторов встречаются и некоторые упоминания о речевых расстройствах. По сведениям, которые собрал И. А. Сикорский1, Антилл (Ув), Аэций Амидский, Павел Эгинский рассматривали болезни речи как болезни языка, его уздечки и излагали различные хирургические способы подрезания языка. Антилл различал три уздечки языка: среднюю и две боковые. Укорочение средней, по его мнению, оказывает влияние на произношение D, L, R, а укорочение боковых — на звуки Р, Рп, К, Ch. Аэций Амидский болезням речи посвятил целую главу, в которой в основных чертах повторено учение Галена. Автор обнаруживает истоки болезни речи только от страданий языка и с довольно большими подробностями излагает хирургические способы лечения болезни речи, а именно — подрезания языка. В плане терапии заикания Орибазий, в частности, предлагал определенный порядок: 1) произносить наизусть отрывки эпического, затем лирического характера. Притом начиная с возможно низкого тона, постепенно повышая голос и снова понижая; 2) чтение начинать с отрывков наизусть; 3) в речи делать глубокий вдох. В курсе терапии у Ориба-зия имеется: низкий голос, трудные комбинации звуков, речь под такт, упражнения в умственной речи, постепенность дидактических приемов (сначала под руководством наставника, потом в виде чтения и, наконец, в форме бесед), в состав лечебных условий поставлен был и сам врач (с. 237 — 238). Арабские халифаты. Начиная с VII в. в странах Ближнего и Среднего Востока возникла и развилась богатая и разносторонняя культура народов Востока, именуемая арабской. Культура народов Востока (времен арабских халифатов) унаследовала ценные достижения древневосточной и античной цивилизации, которые в дальнейшем послужили одним из источников западноевропейской цивилизации. Периодом наибольшего расцвета культуры и науки народов Востока времен арабских халифатов были IX — XI вв. Величайшими представителями этого периода были энциклопедисты Мухаммед Аль-Хорезми, ар-Рази, Ибн Сина, Аль-Бируни. Авиценна Авиценна (Ибн Сина) (980— 1037 гг.) — крупнейший ученый своего времени, философ, врач, естествоиспытатель и поэт народов Средней Азии. Он оставил многочисленные труды по разнообразным отраслям знаний: философии, математике, языку, астрономии, химии, медицине, психологии, логике, геологии. Вопреки Корану Ибн Сина утверждал, что мир вечен, а не сотворен. По его мнению, мир материален и вечен. Он возник не по воле Бога, а в силу непреложной необходимости. Движение присуще материи. В мире царит естественная закономерность. Ибн Сина (Авиценна) родился недалеко от Бухары. По сведениям его биографов, он в десятилетнем возрасте как губка впитывал преподаваемые ему предметы, удивлял всех своим дарованием. Он знал наизусть весь Коран, усвоил в основном все словесные дисциплины: грамматику, стилистику, поэтику и др. В этом возрасте он не только умел читать и писать, сочинять стихи, но и жадно прислушивался к происходившим в его присутствии ученым разговорам. Самостоятельно усвоив элементарную логику и начало геометрии, он приступил к изучению естественных наук, в том числе и медицины. С необычайной легкостью одолевал он книги по медицине, которая, по его мнению, не принадлежит к числу трудных наук. Он писал о себе: «Медицина не относится к числу трудных наук, и поэтому я в короткое время овладел ею в значительной степени». Уже в 18-летнем возрасте Ибн Сина пользовался большим авторитетом среди медиков тогдашней Бухары, принимал больных и весьма успешно лечил их. В дальнейшем его талант в области медицины проявился настолько ярко, что имя его справедливо стоит в одном ряду с великими врачами Античности. Задолго до того, как передовая философская мысль Европы поставила на первое место наблюдения и опыты, Ибн Сина применял наблюдение и опыт в решении вопросов медицины. Он писал: «Я занялся изучением медицины, пополняя чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приемам лечения, которые нельзя найти в книгах». Он отверг демонологические представления о причине нервных и психических болезней, описал менингит как особую болезнь, указывал, что при острых лихорадочных заболеваниях может развиваться психоз, что самое вредное для больного — это страх, и рекомендовал музыку в качестве терапевтического средства. Он призывал врачей изучать факты, относящиеся как к болезни, так и к здоровью человека. Вопросам медицины Ибн Сина посвятил более 20 произведений. Мировую славу доставил ему «Канон врачебной науки» («Тиб Канун-лари», 1020 г.) — энциклопедический свод медицинских знаний Древнего мира, итог воззрений и опыта древнегреческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей. Ибн-Сина не ограничился пересказом прошлого: он подвел критический итог развитию медицины к XI в. Его труд способствовал поэтому быстрому расцвету медицины. В XII в. (в Толедо) он был переведен с арабского языка на латинский, разошелся в многочисленных арабских, еврейских и латинских копиях по всей Европе, был напечатан в Европе около 30 раз. В течение нескольких столетий в университетах Западной Европы будущие врачи учились медицине по «Канону». Сочинение Ибн Сины формировало медицинское мышление многих поколений. «Канон» состоит из 5 книг. Первая содержит определение медицины, сведения по анатомии, общие сведения о болезнях, о сохранении здоровья, о лечении вообще. Во второй излагается учение о простых лекарствах и способах их действия. Третья содержит частную патологию и терапию, описание отдельных болезней и способов их лечения. Четвертая посвящена хирургии и общему учению о лихорадке. В пятой описаны сложные лекарственные вещества, яды и противоядия. Особые главы «Канона» посвящены воспитанию здорового и больного ребенка. В «Каноне» имеются сведения о расстройствах речи и о способах их лечения. Здесь Ибн Сина пишет о значении различных органов артикуляции в акте речи, о возможной патологии в их строении и функциях, и в связи с этим — о возможных речевых расстройствах. Усматривая зависимость расстройств речи от состояния органов артикуляции, он тем самым развивает и дополняет мысль Аристотеля. Причину неправильного строения или функционирования органов артикуляции Ибн Сина усматривает в переполнении их влагой (гуморальная точка зрения) или спазма. «Чрезмерная величина языка бывает от преобладания крови, а иногда от обилия слизистой влаги...». «Расслабление языка иногда доходит до того, что речь либо затрудняется, либо искажается. Сюда относится картавость и косноязычие. Есть дети, у которых затягивается период неспособности к речи. У некоторых косноязычных язык развязывается, так как растворяется влага, задержанная в корнях нерва языка и заставляющая язык запинаться. По той же причине ребенок картавит, а когда он становится юношей и влага в языке уравновешивается, начинает говорить чисто» (с. 253)1. Наряду с нарушениями периферической части речевого аппарата Ибн Сина, однако, усматривает возможность поражения и его центральной части, что тоже приводит к различным расстройствам речи. «Иногда немота и другие повреждения речи происходят от повреждения в мозгу и в месте выхода нерва, который идет к языку и двигает его... Поскольку нерв языка связан со множеством других нервов, то эти нервы должны либо способствовать языку в его движении...— так обстоит дело у людей со здоровой речью-либо препятствовать движению... тогда наблюдается косноязычие и т. п.» (с. 353). Исходя из таких воззрений на причины речевых расстройств, Ибн Сина рекомендует и соответствующее их лечение: пускать из сосудов языка кровь, двигательные упражнения для языка, тереть язык нашатырем с сушеным кислым молоком, полоскать горло перцем, горчицей, натирать язык вяжущими лекарствами и т. д. — все это с целью вызвать обильное слюнотечение. Своеобразен его взгляд на причину и устранение заикания. Он пишет: «Иногда расстройство речи происходит по причине, заложенной в мышце гортани, когда в ней имеет место натяжение или расслабление. Случается, что человеку сначала трудно издавать звуки, т. к. он усиленно старается привести в движение мышцы груди и гортани, а эти мышцы не следуют усилиям и не подчиняются им. Когда же он вдохнет, начиная говорить и произносить слова, то язык после этого развяжется. Такому человеку следует, собираясь начать говорить, сделать глубокий вдох и широко расправить грудь, причем он должен говорить не спеша. Когда он привыкнет к этому, ему будет легко говорить, и легкость речи станет для него обычной». Таким образом, Ибн Сина, твердо придерживаясь гуморальной точки зрения, рассматривает центральные и периферические причины возникновения различных речевых расстройств и соответственно этому предлагает и разные средства их преодоления, направленные на уменьшение количества жидкости в речевом аппарате. Можно полагать, что точка зрения Ибн Сины на речевые расстройства соответствовала взглядам врачей Европы XI —XVIII вв. Задания для самостоятельной работы
|