История логопедии. Селиверстов. Селиверстов В. И
Скачать 1.62 Mb.
|
Раздел I ПЕРВЫЕ СВЕДЕНИЯ В РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВАХ И ПРИЕМАХ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ (медицинские истоки) Глава 1 ДРЕВНИЙ ВОСТОК История Древнего Востока охватывает историю многочисленных народов и племен, существовавших за несколько тысяч лет до нас. В этом смысле не случайно говорят, что Древний Восток — колыбель человеческой культуры. Именно здесь ранее других совершился переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческому. К странам Древнего Востока принято относить Вавилонию, Ассирию, Египет, Индию, Китай (IV — II тысячелетие до н. э.), Грецию (V —IV века до н. э.), Римскую империю (II век до н. э. — II век н. э.). Государства Древнего Востока являлись деспотическими. В них преобладали натуральное хозяйство и примитивно-меновая торговля. Преобладающим политическим строем была деспотическая монархия с пережитками родового строя. Власть деспота оправдывалась и обосновывалась религией, царь считался воплощением бога на земле. Огромную роль играли жрецы. Их влияние основывалось на экономической мощи храмов, обладавших огромными богатствами: землей, рабами, скотом, кораблями и пр.Уже за несколько тысячелетий до н. э. у народов Древнего Востока возникают и складываются в определенные системы научные представления. В эпоху рабовладения сложились и оформились материализм и идеализм, как более или менее сильные мировоззрения. Философские взгляды древних носили первоначально стихийно-материалистический характер, ведущий свое начало от наивного реализма первобытных людей. Народы Древнего Востока оставили много письменных памятников, которые вместе с археологическими материалами дают нам представление о знаниях, быте и мировоззрениях народов той эпохи. Египет Культура Древнего Египта оставила глубокий след в истории мировой культуры. Наряду с математическими, астрономическими, географическими знаниями древние египтяне обладали познаниями и в медицине. Приемы врачевания в Египте зародились за 4000 лет до н. э. А за 2000 лет до н. э. развилась уже довольно большая врачебная специализация. Медицина в Египте находилась в руках жрецов. Отсюда — жреческая, храмовая медицина. Понятия о причинах болезней связывались с религиозными верованиями: болезни — следствие вселения демонических, злых сил или по велению богов. В Египте существовало представление о четырех основных элементах мира: воде, земле, воздухе, огне. Исходя из этих представлений, преобладало гуморальное учение о четырех основных соках — носителях этих элементов, составляющих человеческий организм и определяющих его здоровье или болезнь: кровь, слизь (флегма), желчь желтая и черная; и учение о пневме — особом невидимом и невесомом веществе воздуха, которое при вдохе поступает в легкие, оттуда в сердце и далее по артериям — по всему телу. При болезни, по мнению древних египтян, изменены свойства крови и пневмы, отсюда задачи лечения — вызвать выделение из организма гнилостных веществ: удалить «дурную кровь» и «испорченный воздух» (отсюда клизмы, рвотные, потогонные средства, кровопускание. Отрыжка — хорошо!) Источником сведений о древнеегипетской культуре являются надписи на саркофагах, пирамидах и 12 папирусы. В одном из древнейших медицинских папирусов (их всего 4 дошло до нас), а именно в так называемом папирусе Эдвина Смита мы находим первое упоминание о речевом расстройстве, связанном с физической травмой. Этот папирус найден в одной из фивинских могил XVII в. до н. э. Предполагают, что он является копией с еще более древнего трактата, написанного около XXX в. до н. э. В папирусе Эдвина Смита имеется планомерное описание различных случаев повреждения и поражения разных частей тела. Каждый отдельный случай трактуется по одному и тому же плану. Описание начинается обычно с названия поражения, затем идет описание внешних признаков, после чего — диагностическое суждение, заканчивающееся предписанием относительно лечения больного. В зависимости от случая, является ли он поправимым, сомнительным или безнадежным, врач говорил: «Я буду его лечить», или «Я буду бороться», или «Я не буду его касаться». В одном из мест этого папируса мы находим описание безнадежного случая, когда человек потерял слух, речь, контроль над руками и ногами. Здесь врач говорит: «Я не буду его касаться». Затем он делает еще два примечания: позвонок шеи вдавлен в другой, это случилось потому, что человек упал вниз на свою голову!. В этом же трактате впервые встречается упоминание о мозге, и его автор обращает внимание на локализацию мозговых функций. Он указывает, что мозговая деятельность находится в близкой связи с управлением конечностями, и предлагает точно замечать, на какой стороне черепа находится повреждение, т. к. в связи и в соответствии с этим могут проявляться различные формы паралича. Можно предполагать, что в описанном выше случае имеет место упоминание о так называемой травматической тотальной афазии. Известный отечественный психолог А. Р. Лурия, наблюдавший во время Великой Отечественной войны большое число раненых, находил, что при ранениях левого полушария речевые нарушения чаще всего носят характер именно разлитых «тотальных» расстройств в речевой деятельности. Человек в этом случае не в состоянии не только активно говорить или отвечать на вопросы, но и понимать обращенную к нему речь. Кстати, А.Р. Лурия анализируя свой военный опыт, отмечал, что поражение разных зон головного мозга дает разную клиническую картину. Индия Из громадной священной литературы, оставшейся от древних индусов, носящей название «Веды», особое место занимает так называемая «Аюрведа». Название указывает на долголетие. У индусов в «Аюрведах» медицина являлась отделом религии. Не было ни одной хирургической операции, которая не имела бы характера священнодействия. Как больной, так и сам врач обязаны были задолго до операции приготовить себя целым рядом религиозных обрядов — очиститься духовно и телесно. Наконец хирург, вооруженный инструментом, произносил ряд молитв и заклинаний до операции; часто он обязан был читать молитвы во время операции и непременно произносил заклинания по окончании операции — все это для ограждения себя и своих больных от влияния злых духов. Предполагают, что эпоха, когда писались «Аюрве-ды», предшествовала времени построения египетских пирамид. Трактат состоит из 6 частей. В одной из них (а именно в главе XVI — Sutrast'hana) описываются две пластические операции — labioraphia и rhinoplastica — хирургическое лечение «заячьей губы» и «волчьего зева» (хейлопластика и уранопластика — в современной терминологии). «Взяв мерки носа посредством листочка какого-нибудь растения, только что пробившегося из земли, приложив этот листок на щеку соответствующей стороны, врач неглупый (мудрый) пусть вырежет из щеки лоскут и, схватив за кончик оставшегося носа, края его да обрежет (обреет) и как можно скорее к ним прикрепит приспособленными швами. Нос как следует перевяжет с помощью двух тростников, вставленных в ноздри, приподнимет и смажет части умащениями из pterocorpi santalini и из солодкового корня. Когда нос закроет хлопком, то следует совершенно его смочить белым растительным маслом из маслянистых растений и смачивать как можно чаще... ...Когда уже совершится слипчивое сращение, то следует опять перерезать средину (перемычку) листа (лоскута). В случае если не хватает мяса (плоти или мягких частей), пусть врач снова натягивает эту плоть; если лоскут слишком велик, то пусть уравняет его». Оканчивается это место таким восклицанием: «Тот врач, который знает способ, как восстанавливать губы и нос, производя соединения тканей на том месте, где их недостает у младенцев, тот может делать царей!». Китай Нам очень мало известно о древней медицине Китая. «Однако надо думать,— писал В. В. Корсаков,— что в народной и многовековой наблюдательности китайцев хранятся еще неведомые нам врачебные средства, добыть которые было весьма нелегко: тому причиной обособленность и трудность изучения китайского языка, таинственность и скрытность врачебных средств, оберегаемых китайцами». О речевых расстройствах в китайской литературе мы находим некоторые сведения в трудах русского врача П.Я. Пясецкого, который глубоко и тщательно изучал древнекитайскую медицину. В частности, он отмечает: «Из врожденных недостатков наиболее часто есть заячья губа». Интересную характеристику он дает и голосу китайцев, объясняя его необыкновенную высоту так: «Наиболее развитой является гортань, обыкновенно очень выступающая вперед, чему соответствуют обыкновенно сильные и звонкие голоса, составляющие особенность китайцев». Религиозные мифы и сказания Изучая литературные памятники Древнего Востока, нельзя не коснуться и религиозных мифов и сказаний, в которых мы также обнаруживаем своеобразные упоминания о речевых расстройствах и приемах их устранения. Подходя с позиций материалистической критики религиозных мифов и легенд, отбрасывая сказки о сверхъестественном их происхождении и святости, мы подходим к ним как к памятникам древней литературы, которые дают разнообразный материал для характеристики определенного периода в жизни древнего общества, его экономики, политического строя и идеологии. В «Библии» («Ветхий Завет») встречается упоминание о трудной речи пророка Моисея, который заикался и говорил невнятно. Интересна версия о предполагаемой причине трудной речи Моисея (сведения об этом почерпнуты нами из еврейского и арабского религиозного эпоса). Когда дочь фараона принесла к своему отцу маленького Моисея с просьбой разрешить усыновить его, фараон взял ребенка к себе на колени и возложил ему на голову свою корону. Моисей сорвал ее и бросил. Советники фараона увидели в этом дурное предзнаменование: они советовали умертвить его, но один из них заступился за Моисея, заявив, что ребенок сделал это по недомыслию. Он предложил показать ребенку золото и горящие угли и посмотреть, что он выберет. Моисей, естественно, хотел было выбрать ' золото, что имело бы для него роковые последствия, но тут вмешался ангел, который направил его руку, и он потянулся к углям и поднес один из них ко рту. С тех пор Моисей стал трудно говорить. Анализируя приведенный пример, мы можем предположить, что в далеком прошлом существовал крупный полководец, вождь, который имел недостаток речи. Постепенно образ его жрецами канонизировался, а его поступки и дела облекались в религиозные оболочки. Здесь ярко видно стремление жрецов придать даже факту трудной речи Моисея божественную, сверхъестественную окраску и провидение всевышнего: тут и рука ангела, и непримиримое отношение 3-месячного ребенка к фараону-угнетателю и т. д. В религиозном эпосе (Библия, Коран, Талмуд) встречаются также и описания чудесных исцелений речевых расстройств. Характерно, что пророки устраняли эти расстройства наряду с другими недугами, поразившими человека. Так, в «Библии» описывается чудотворная деятельность Иисуса, к которому приводили для исцеления всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, бесноватых, лунатиков, расслабленных, и он исцелял их. «И вот привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку. Иисус отводил его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его. И, воззрев на небо, вздохнул, и ему: еффаоа, т.е. «отверзись». И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто». Подобно Христу, но гораздо ранее его, Заратустра (сказание об этом вероучителе сложилось в Иране, по соседству с Сирией и Вавилонией, примерно за 500 лет До возникновения христианства) ходил по стране, учил Вере, творил чудеса, исцелял больных, слепых, горбатых и немых. Интересно, что в собраниях преданий о чудотворной деятельности пророков различных конфессий, их божественном предначертании, имеются такие, в которых человеческая речь вдруг появляется у животных, соприкасающихся с этими Богом посланными людьми (Валаамова ослица однажды заговорила, протестуя против побоев своего хозяина; бык заговорил, предсказывая рождение Заратустры; осел, на котором ехал из Мекки основатель мусульманской религии Мухаммад, вдруг заговорил человеческим голосом и всем объявил, что он везет величайшего пророка). Забавна сказка и о том, как Мухаммад вдруг одномоментно выучился читать и писать. Мухаммаду вообще приписывают всякие чудесные видения. Так, однажды, рассказывают почитатели пророка, ночью он вдруг услышал голос, зовущий его. Когда он поднял голову, увидел такой яркий свет, что даже лишился чувств, а когда очнулся, перед ним стоял ангел, в руках которого был исписанный шелковый свиток. «Читай»,— сказал ангел. «Я не читаю»,— сказал Мухаммад, по мусульманским сказаниям бывший неграмотным. «Читай, — повторил ангел, придавив Мухаммада так, что тот решил, что умирает — читай во имя Господа твоего, который создал человека из сгустившейся крови... который научил человека владеть письменной тростинкой». После этого Мухаммад почувствовал, что может читать1. Отбрасывая забавную сторону религиозных мифов о пророках и их чудотворной деятельности, следует обратить внимание в них на то, что немота, косноязычие, т. е. расстройства речи упоминаются здесь в одном ряду с другими болезнями. Это дает нам право полагать, что речевые расстройства выделялись в Древнем мире и относились здесь к разряду других болезней, поражающих человека. Исследователям удается в этом отношении проследить элементы медицины в религиозном эпосе2. Встречаются здесь, в частности, сообщения о внезапной потере речи (афазия). Упоминается это расстройство речи из юридических соображений в связи с определением степени вменяемости больного. В случае развода, например, рекомендовалось предложить больному 3 вопроса и по его ответу (кивком головы) судить о логичности его желания. «Онемел, и был ему предл°жен вопрос: писать разводный акт твоей жене? И он наклонил голову. Пробуют 3 раза, если он качает головой утвердительно или отрицательно, где следует, то пишут разводный акт его жене». Здесь же при определении вменяемости с целью дифференцированного подхода фигурируют: глухонемые, немые, слабоумные и просто малолетние. Считался невменяемым глухонемой, который с раннего детства осужден на ограниченное умственное общение с миром и лишен, таким образом, нормального духовного развития. И здесь же сразу оговорка, что немой, обладающий слухом (моторная афазия?), или глухой, обладающий речью (сенсорная афазия? или позднооглохший?) —вменяемы. Невменяемы душевнобольные или умственно ограниченные, у которых мозговые функции отклоняются от нормы, и малолетние дети, которые не имеют первых признаков половой зрелости. В религиозном эпосе мы встречаем примеры немоты, возникшей в результате какого-то нервного потрясения (мутизм?) и излеченной в одном случае испугом (эмоциональный стресс?), а в двух других— молитвой священника (внушение, психотерапия?). Заключение Древний Восток — колыбель человеческой культуры. Именно здесь впервые совершен переход к рабовладельческому строю. Государства Древнего Востока — деспотические. Власть деспота обосновывалась, Утверждалась и укреплялась религией. Изучение письменных памятников Древнего Востока (надписи на пирамидах, саркофагах, папирусы и др.) дает нам представление о культуре, быте, мировоззрениях народов той эпохи. К числу первых письменных источников, в которых мы находим упоминания о речевых расстройствах, относятся: папирус Эдвина Смита (Египет), медицинские трактаты «Аюрведы» (Индия), «Нянь-цзин» (Китай), религиозные мифы и сказания (Библия, Талмуд, Коран). В названных письменных памятниках Древнего Востока встречаются упоминание о речевых расстройствах в виде описания случаев потери человеком слуха, речи, контроля над движениями рук и ног (папирус Эдвина Смита); упоминание о расщелинах губы и твердого нёба, описание пластической операции при расщелине губы и деформации носа («Аюрведы»); упоминания о «заячьей губе» и особенностях высокого голоса китайцев («Нянь-цзин»). В одном из самых древних медицинских трактатов (папирусе Эдвина Смита) впервые упоминается о головном мозге и локализации мозговых функций, управляющих речью и движениями человеческого тела. В религиозных мифах и сказаниях (Библия, Талмуд, Коран) обнаруживаются: упоминания о разных речевых расстройствах (заикание, косноязычие, внезапная потеря речи, немота (с сохранным слухом), глухота (с сохранной речью), немота на почве нервного потрясения; описание причин, вызывающих заикание и косноязычие (Моисей), и описание «чудесных исцелений» расстройств речи «пророками» (Христос, Заратустра, Мухаммад). Упоминаются речевые расстройства в религиозном эпосе наряду с умственной отсталостью, глухонемотой, с особенностями несовершеннолетних. Эти упоминания носят юридически-правовой характер с целью определения вменяемости человека, Таким образом, мы можем полагать, что человек обращал внимание на неправильную речь с древнейших времен истории развития человеческого общества. Недостатки речи мешали общению человека с окружающими и обращали на себя их внимание. Это отразили лось в описании случаев неправильной речи в литературных памятниках. Интерес и внимание к речевым недостаткам, естественно, порождали желание прежде всего понять их происхождение. Отсюда первое и единственно возможное в условиях жизни древнего человека — объяснить это влиянием сверхъестественных сил. Появление специальных знаний, их накопление и систематизация вызывали первые попытки различить разные речевые расстройства и попытки избавиться от них. Естественным было для древнего человека и к этому вопросу подойти вначале с позиции своего религиозно-мистического воображения, с позиции своей веры в сверхъестественные чудеса. Задания для самостоятельной работы
|