История логопедии. Селиверстов. Селиверстов В. И
Скачать 1.62 Mb.
|
Александр Николаевич Радищев Александр Николаевич Радищев (1749— 1802) — писатель, философ-материалист, основоположник русского революционного просветительства. Он открыл новую эпоху в развитии общественной мысли в России. Человек энциклопедической образованности, смелый мыслитель-революционер, верящий в творческие силы и будущее своего народа, он проявил себя, как выдающийся философ и социолог, политик и писатель, поэт и литературный критик, историк и законовед. В.И. Ленин называл А.Н. Радищева гордостью русско- го народа (а Екатерина II, к слову сказать, назвала его бунтовщиком хуже Пугачева). А.Н. Радищев представлял новое, передовое направление в педагогической мысли России второй половины XVIII века. В противовес идеалистическим представлениям о человеке, его сущности, закономерностях его развития, Радищев выдвинул материалистическое положение о единстве психического и физического, о человеке как части природы и вместе с тем общественном существе. Он доказывал, что характер человека определяется прежде всего общественными условиями, и что в формировании человека большая роль принадлежит воспитанию. Радищев рассматривал процесс развития умственных сил ребенка в тесной связи с его физическим развитием, подчеркивал единство развития и мышления. Отвергая теорию изолированного воспитания детей на лоне природы, вдали от общества (Руссо, Бецкой и др.), он справедливо утверждал, что человек, как существо общественное, должен жить не индивидуальными, а общественными интересами, что в нем следует с малых лет развивать общественные интересы и наклонности. Радищев отмечал наличие социального неравенства в области воспитания и образования. Он остро критиковал характер учебных заведений своего времени, особенно духовных. Выдвигал обширную программу обучения и воспитания, где на первом плане стояли гуманитарные, естественные и математические науки («Устав учебных заведений, подведомственных университетам», 1804 г.; «Устав гимназий и училищ, состоящих в ведомстве университетов», 1828 г.). Вопросы просвещения и воспитания наиболее полно освещены к основном труде Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» (1770 г.) и в философском трактате «О человеке, его смертности и бессмертии» (1792- 1796 гг.). Радищев подвергает острой критике современную ему систему народного образования и дворянского семейного воспитания. Разделение на сословия, по его мнению, лишает массы народа возможности приобщения к знаниям, школы влачат жалкое существование, в них «мучат изучением наук, кои нам никогда полезны не будут», в них засилие латинского языка и пренебрежение языком народным, они «принадлежат к прошедшим столетиям» (6, с. 100). А.Н. Радищев огромное значение придавал речи человека в развитии общества и самого человека. Речь — одно из основных преимуществ, которое имеет человек перед животным миром. «Он един в природе велеречив, все другие живые собратья его немы. Он един имеет нужные для речи органы»... Человеческая речь является средством, способствующим собиранию мыслей воедино, человек обязан речи всеми своими изобретениями и своим совершенствованием. «Кто б помыслил, — пишет Радищев, что столь малейшее орудие, язык, есть творец всего, что в человеке есть изящно» (7, с. 352-353). А.Н. Радищев называет речь «начальным способствователем усовершенствования рода человеческого» (7, с. 430). В своем философском трактате «О человеке, его смертности и бессмертии» он создает настоящий гимн слову, речи. Он пишет здесь о том, что ничто для нас не является столь обыкновенным и столь простым, как речь наша, и ничто не является для нас столь удивительным, столь чудесным, как наша речь. Если мы подумаем, что звук, то есть движение воздуха, «изображает и то, что глаз видит, и то, что язык вкушает, и обоняет нос, и что слышит ухо, и все осязания тела, и все наши чувствования, страсти и мысли, что звук сей не токмо может изразить все сказанное, всякую мысль, но что звук, сам в себе ничего не значащий, может возбуждать мысли и мысленности представить картину всего чувствуемого. — То... сие совсем показалось бы нелепым, невозможным» (7, с. 430). Если рассмотреть внимательнее назначение речи, можно увидеть, что «время, пространство, твердость, образ, цвет, все качества тел, движения, жизнь, все деяния, словом, все... преобразуем в малое движение воздуха..., весь мир заключен в малой частице воздуха, на устах наших зыблющегося. О вы, любители чудес, внемлите произнесенному вами слову, и удивление ваше будет нечрезмерно...» (7, с. 430). «...Кто воззвал род человеческий к общежитию из лесов и дебрей, в них бы скиталися, аки звери дубров-ни, и не были бы человеки? Кто устроил их союз? Кто дал им правление, законы? Кто научил гнушаться порока и добродетель сотворил любезною? Речь, слово; без него онемелая наша чувствительность, мыслен-ность остановившаяся пребыли бы недействующи, полумертвы, как семя, как зерно, содержащие в себе древо величайшее»... (7, с. 430). «...Едва человек изрек слово единое, — пишет далее А.Н. Радищев, — и образ вещи превратил в звук, звук сделал мыслью или мысль преобразил в черто-носное лепетание,— как... среди густейшая мгла ниспадает мрак и темнота, очи его зрят ясность, уши слышат благогласие, чувственность вся дрожит, мысль действует, и се уже может он постигать, что истинно, что ложно... Се слабое изображение чудес, речию произведенных» (7, с. 431). Говоря о развитии речи, Радищев писал, что человек «зачинается во чреве жены», в нем растет, дозревает до девяти месяцев и появляется на свет уже «снабженный всеми органами чувств, глагола и разума», которые дальнейшее усовершенствование достигают постепенно с возрастом ребенка. С развитием ребенка развивается его память. И язык его, произносивший до того «неявственные звуки», начинает произносить слова. С того времени как ребенок начинает говорить, «развержение» его умственных сил становится все приметнее, ибо ребенок может изъявлять все, что чувствует, что желает, то есть все, что до этого мог обнаруживать только криком и слезами (7, с. 368 — 369). Таким образом, А.Н. Радищев рассматривает развитие речи ребенка в тесной связи с развитием его мышления, памяти в процессе постепенного формирования человека. При воспитании ребенка и его речи имеют существенное влияние окружающая природа, люди и вещи, но «начальным способствователем рода человеческого», как указывалось выше, Радищев считал человеческую речь (7, с. 430). В своем трактате «О человеке, его смертности и бессмертии» Радищев говорит о письменной речи, которую он определяет, как «произвольно начертанные знаки, кои обозначают звук, нами произносимый, или слово». Он считал, что вначале было начертание образов зримого, зримых изображений, которые заменяли звучную речь. Затем живопись родила и иероглифы, и уже гораздо позже — буквы (7, с. 432). Для нас представляют определенный интерес взгляды Радищева на возможность обойтись человеку без звучной речи. Человек в этом случае, по его мнению, может говорить телодвижениями, но «сколь бы шествие разума без звучныя речи было томно и пресмыкающе!». Говоря о возможности дать речь немым, он считал безуспешной эту работу, если бы сам учитель не обладал звучной речью. Обращаясь к аббату Делепе, который сообщал о возможности обучения речи глухих, Радищев писал: «О ты, возмогший речию одарить немого, ты, соделавший чудо, многие превышающее, не возмог бы ты ничего, если бы сам был безгласен, когда бы речь в тебе силы разума твоего не изощрила!» (7, с. 353). Можно предположить, что Радищев при этом допускал ошибку, утверждая, что немой никогда не сможет достигнуть умственного совершенства на уровне слышащего. Именно в силу отсутствия слуха, а потому в определенной ограниченности в речи, «...невероятно, чтобы разум его воспарил до изобретений речию одаренного» (7, с. 353). Чтобы лучше понять позицию Радищева в этом вопросе, следует напомнить, что широко известный опыт обучения глухонемых в школе аббата Делепе (1712— 1789) во Франции предполагал их обучение с помощью жестов и мимики. Делепе усовершенствовал жесты и мимику лица, придал им значение корня слова и грамматических категорий («методические знаки»). Системой методических знаков глухонемые пользовались только при диктовках, которые проводились учителем. В быту оставалась жестикуляторно-мимическая речь без грамматических знаков (7, с. 432). Далее А.Н. Радищев выражает очень важную для нас мысль о компенсаторных возможностях человеческого организма. «...Истинно, что лишение одного чувства укрепляет какое-либо другое». В частности, если звук речи произвольный, считал Радищев, то вместо его звучного выражения вполне можно поставить какое-то другое произвольное выражение, и тогда можно иметь «речь не гласом произнесенную, но зримую, но обоняемую, но вкушаемую, но осязаемую. Собственно, это понять можно, как изобретенные в свое время письмена, которые «суть истинная речь для органа зрения». Точно также «глухие, а потому и немые, изъясняются знаками и мысли свои заключают в знаках, подлежащих зрению» (7, с. 432). Письменную, т. е. зримую речь, Радищев считал наиболее близкой к устной: оба эти вида речи есть виды словесной речи. Другие органы чувств не могут обеспечить столь совершенное овладение речью. «Если бы другие наши чувства столь удачны были на понимание речи, как ухо и глаз, то бы, конечно, можно было сделать азбуку обоняемую, вкушаемую или осязаемую. Но речь обоняемая, речь вкушаемая и даже речь осязаемая не могут быть столько совершенны, как речь зримая, а паче того речь звучная: ибо сия едина в произношении своем, есть разновиднейшая и соответствующая истинному оригиналу слова...» (7, с. 432 — 433). Таким образом, в заключение следует отметить, что в трудах революционного демократа А.Н. Радищева нашли отражение его взгляды на огромное значение речи человека в развитии общества и самого человека. Радищеву принадлежит первый восторженный гимн человеческому слову, речи. Все истинно человеческое в человеке, все достижения человеческого общества стали возможными благодаря именно слову, речи. А.Н. Радищев рассматривает развитие речи ребенка в тесной связи с развитием его мышления, памяти в процессе постепенного формирования человека, им впервые четко высказывается мысль о компенсаторноных возможностях человека в речевом общении. Владимир Федорович Одоевский Владимир Федорович Одоевский (1804— 1869) — известен в истории отечественной педагогики как крупный общественный деятель, разносторонний мыслитель, выдающийся педагог. Им написан ряд интересных книг для детей, высоко оцененных революционером-демократом В.Г. Белинским. В своих педагогических сочинениях он выдвигает требование давать пищу умственным силам ребенка, знакомить его с окружающей жизнью и на этой основе путем бесед и разговоров постепенно вызывать, развивать и направлять самостоятельную мысль ребенка. Много внимания им уделено созданию метода развивающих бесед. Написанное Одоевским руководство по воспитанию детей «Наука до науки. Книжка дедушки Иринея» (псевдоним Одоевского), над которой писатель работал всю жизнь, состоит из двух частей: одна для наставника, другая для ребенка. В книге для наставника содержится 482 вопроса, в книге для воспитанника — ответы на эти вопросы. Четкие, ясные и логически связанные, эти ответы представляют в целом рассказ о том или ином предмете. В.Ф. Одоевский разработал вопрос о путях и средствах развития и умственного воспитания детей с раннего возраста. Умственное воспитание ребенка, по его мнению, начинается, когда он входит в соприкосновение с окружающим миром, знакомится с ним в процессе личного опыта. Полученные таким образом знания должны быть расширены и дополнены посредством бесед (разговоров) с детьми, чтением книг. Задача таких бесед с ребенком заключается в том, чтобы «пробудить от сна его умственные силы и направить их на какой-нибудь определенный предмет» (8, с. 80). Первоначально это вопросы ребенку о том, что находится у него непрестанно перед глазами. Это своего рода «моральная гимнастика». Вопросы эти имеют целью: сосредоточить внимание ребенка на каком-либо предмете; заметить качества или признаки предмета и его отличие от другого; обозначить место, где находится предмет; показать главные видимые части в предмете; осознать время, в котором находится предмет; его причину или источник возникновения, цель и назначение; назвать предмет его настоящим именем. Следующей задачей ставится — приучить ребенка на понятных ему предметах к «правильному последованию мыслей». Главнейшей целью таких бесед Одоевский ставит «не столько сообщить ребенку новые понятия, сколько приучить ребенка к отчетливости и последовательности мыслей» (8, с. 81 —82). Развить ясность детских представлений, умение логически и последовательно мыслить — вот основная задача воспитания. Развитие памяти, по мнению Одоевского, в этом случае дело второстепенное. Он против механического заучивания наизусть, «зубрежки» каких-либо фраз, так как память и без этого «весьма сильна в детях». «Ребенку, одаренному памятью, — пишет он, — ничего не стоит выучить полкниги наизусть, и он своими ответами может обмануть самый зоркий и опытный глаз. Спросите его — он отвечает скоро и речисто, но предложите ему тот же вопрос с другой стороны и даже другими словами — и вы увидите, что он равно ничего не понимает из того, что говорит» (8, с. 84). Одоевский признает громадное значение слова в воспитании. «Живое слово может производить могучее действие на все внутреннее развитие ребенка, на развитие умственное, эстетическое, нравственное»... Поэтому он много внимания в своих педагогических сочинениях уделяет речи самого воспитателя, беседующего с ребенком. «Искусство говорить с детьми очень важно для успехов целого воспитания. Как бы ни были обширны познания наставницы, как бы ни были прекрасны чувства и понятия, которые она желает внушить детям, все это останется бесплодным или принесет даже более вреда, чем пользы, если она не умеет говорить тем языком, который может быть внятен и убедителен для ребенка» (9, с. 171). Одоевский указывал, что «живое слово», обращенное к ребенку, должно быть согрето «неподдельным одушевлением» и «приноровлено к детским понятиям». Простая, выразительная и доступная пониманию ребенка речь воспитателя, по его мнению, сильно и благотворно действует на внутренние чувства ребенка. Очень важно уметь говорить с детьми «языком внятным и убедительным». «Очень ошибаются те наставницы, которые полагают, что разговоры с детьми не требуют с их стороны особенного искусства; что тут все дело в хорошем намерении и ценном содержании, а не в способе выражения» (9, с. 172). Одоевский также рекомендует воспитателю на вопросы детей отвечать «не как-нибудь, не рассеянно и небрежно, а сколько возможно яснее и полнее». Он против сухих, кратких, казенных ответов воспитателя на вопросы. Он допускает такие ответы воспитателей только в отношении детей, склонных «к пустой и бесполезной болтовне», чтобы внушить им мысль, что язык им дан для разумного употребления. Одоевский указывал, что мало добиться того, чтобы ребенок слушал воспитателя. Как он слушает, понимает ли сказанные ему слова, возбуждают ли они в нем чувства или определенные понятия — эти вопросы должен ставить воспитатель перед собой, чтобы соединить процессы слушания и мышления у ребенка и чтобы слова воспитателя «помогали правильности этого последнего процесса» (9, с. 173). Одоевский предупреждает воспитателя о трудности говорить с детьми так, чтобы они правильно понимали его. Причиной тому то, что «смысл слов так шаток, значение, которое им придают так произвольно», что даже взрослые не всегда хорошо понимают друг друга. «Малейшей неточности и сбивчивости выражения бывает довольно для того, чтобы ввести человека в важное заблуждение и дать ему понятие, совершенно противоположное тому, какое мы хотели дать. Как же должно быть трудно ребенку понимать речь взрослых людей... Для того чтобы быть в состоянии понимать речи взрослых людей, ребенку необходимо пройти прежде бесчисленное множество ступеней, которые отделяют его понятие от понятий взрослых. Заставить его перескочить разом эту лестницу невозможно; заставить его подняться по ней без посторонней помощи также нельзя. Поэтому взрослый, говоря с ребенком, должен прежде всего спуститься в своих понятиях на ту ступень, на которой находится ребенок, и потом уже должен вести его вверх постепенно и осторожно, соразмеряя свои шаги с шагом ребенка. Вы пропустили одну ступень, и ребенок не может за вами следовать; пропустили одно звено в цепи детских понятий, и ребенок вас не понял». Исходя из выше сказанного, Одоевский рекомендует в разговорах с детьми использовать понятные для них обороты речи, выражения, совершенно отличные от тех, которыми привыкли говорить между собой взрослые. Первое условие этого — говорить как можно проще. Чтобы научиться этому нужно внимательно вслушиваться в детские речи, которые употребляют дети, «придавая им только более правильности» (9, с. 174). Чтобы уметь отвечать просто и ясно на вопросы детей, воспитателю необходимо иметь ясные понятия, по крайней мере «о тех предметах, которые у нас беспрестанно перед глазами и под рукой», знать предметы и явления природы и т. д. Немалое значение в разговорах с детьми имеет краткость выражения. «Дети не терпят излишней длинноты и растянутости выражения». Причем краткость выражения не должна вредить ясности. «Простота, точность, краткость выражения — вот главные условия, которые нужно соблюдать в разговорах с детьми». При этом Одоевский предостерегает воспитателя от сухого и холодного тона. Дети не терпят сухости и холодности изложения; они требуют языка живого, они хотят, чтобы рассказ был не только проникнут мыслью, но и вместе с тем согрет чувством». Нужно также, чтобы каждое слово, сказанное ребенку, было вполне искренне, правдиво, чтобы слова воспитателя отражали его мысль, убеждение, «а не говорились так только, по правилу и ради наставления детям». Воспитатель должен добиваться, чтобы дети ценили и уважали каждое его слово. «Слово есть вещь святая» (9, с. 175-177). Используя детскую любознательность, их склонность к разнообразным вопросам. Одоевский рекомендует не сразу отвечать на поставленный вопрос, а путем встречных и наводящих вопросов добиваться, чтобы он нашел ответ «посредством собственного размышления и соображения». Трудно заставить ребенка насильно думать о каком-либо предмете, поэтому нужно возбудить в нем желание этого и указать нужный путь его мыслям; нужно учить его правильно и постепенно переходить от понятия к понятию, указывать в предмете то, на что следует обратить внимание. Одоевский советует воспитателю следить, чтобы их вопросы к детям были достаточно просты и ясны, но не настолько, чтобы в них заключался готовый ответ, и ребенку не над чем было подумать. При этом учитывать индивидуальные речевые возможности каждого ребенка. «Нужно уметь говорить с каждым ребенком тем языком, который всего более соответствует его индивидуальному развитию, который для него может быть всего более понятен». В своих педагогических советах Одоевский касается также требований к ответам детей. В частности, он говорит о нежелательности и вредности торопить детей при ответах, «пусть лучше ребенок отвечает медленно, но правильно, обдуманно, нежели скоро, но ошибочно». Одоевский замечает и обращает внимание воспитателей на то, что «дети говорят обычно неясно и сбивчиво; они торопятся передать свою мысль как-нибудь, нимало не заботясь о точности и правильности выражения». Следовательно, воспитатель, зная это, обязан приучать детей «давать своими вопросами и ответами более точности и правильности». Это необходимо, по мнению Одоевского, для того чтобы разъяснить детям их собственные понятия, и для того «чтобы научить их выражаться внятно для других». Особое внимание Одоевский обращает на правильную постановку вопросов для детей, что помогает на учить их правильно отвечать. Вопросы «нужно располагать таким образом, чтобы ребенок не мог ответить каким-нибудь одним словом, а должен бы был непременно для ясности смысла сказать в ответ целую правильную фразу, составленную по большей части из слов, заключавшихся в вопросе, «но расположенных в форме ответа» (9, с. 178— 180). Одоевский предлагает некоторые формы работы с детьми при обучении их ясно отвечать на вопросы и правильно говорить. Возможно, что ребенок не сразу будет хорошо отвечать, тогда необходимо помочь ему новыми вопросами. Иногда полезно заставлять детей рассказывать что-либо друг другу или воспитателю. Если же ребенок говорит неправильно, Одоевский рекомендует не поправлять его сразу, а попробовать задавать ему такие вопросы, «которые бы могли навести на выражение более ясное, определительное», что несомненно приведет к самостоятельному нахождению ошибок в собственной речи и ребенок сам себя поправит. Таким образом, заслуга В.Ф. Одоевского заключается прежде всего в том, что в созданном «методе развивающих бесед» он предусматривает необходимость развивать ясность детских представлений о предметах, умение логически и последовательно мыслить, «пробуждать от сна умственные силы ребенка с раннего детства»; определяет роль слова в умственном, нравственном и эстетическом воспитании ребенка. При этом он конкретно определяет необходимые качества: речи самого воспитателя (доступность для понимания, выразительность, эмоциональность, внятность, убедительность, последовательность); ответов воспитателя на вопросы детей (ясные, полные, без небрежности или рассеянности, четкие, простые, краткие, чтобы предупредить болтливость, с последовательным усложнением форм и оборотов речи, рекомендует отвечать вопросами на вопросы детей, дабы навести их на самостоятельные ответы); задаваемых вопросов детям (простота и ясность вопросов, «но не настолько, чтобы ребенку не над чем было подумать»); ответов детей на вопросы воспитателя (неторопливость, обдуманность, последовательность, точность, правильность, внятность, ясность, полные фразы и т. д.). У В.Ф. Одоевского мы впервые находим четко высказанную мысль о требованиях к речи взрослых как необходимом и обязательном условии воспитания правильной речи у детей. Только в таком единстве требований к речевому общению воспитателя и ребенка оно становится обучающим фактором в развитии мышления и речи последнего. |