горизонт. Сканирование горизонтов роль информационных технологий в будущем
Скачать 3.29 Mb.
|
73 Те хно логии констр уиров ания смыслов в цифровых эк осист емах : с уб ъекты, пла тформы и этик а способами. И, возможно, объединить эти публики в еди- ное сообщество, не ограниченное рамками конкретных сетевых площадок. 3. Наконец, остается вариант нежелательного буду- щего, который не так сложно обозначить, если обратить внимание на возможности опасных трендов, уже мельком перечисленные выше. Самым очевидным трендом становится увеличение количества коммуникационных сервисов и трансмедиа- ции контента. На индивидуальном уровне на этом фоне возникает эффект информационного перегруза 88 . Одна- ко на уровне социальных взаимодействий это может при- вести либо к формированию довольно мощного лобби неолуддитов 89 , либо, напротив, к развитию слактивизма 90 («диванного активизма» — привычки к «экспертным» он- лайн- действиям с минимальным результатом). Последняя практика означает реификацию и коммо- дификацию 91 — по сути, превращение в товар, торгуе- мое благо — активизма как борьбы за справедливость. Уже сейчас многие консервативно настроенные критики полагают, что за киберактивизмом часто стоит желание ограничить свободу высказывания и ввести новые цен- зурные ограничения 92 . И если намерение ввести «обще- ственный контроль» обернется формированием привыч- ки к нового типа дискурсивным общественным судам, 88 Чумакова В. В центре циклона: какие этические вызовы ставит информа- ционная перегрузка? // Новая Этика от N + 1 [Электронный ресурс]. URL: https://etika.nplus1.ru/privacy/storm (дата обращения 31.07.2019). 89 Jones S. E. (2013) Against technology: From the Luddites to neo-Luddism. London: Routledge. 90 См. подробнее про феномен и амбивалентность практики: Lee Y. H., Hsieh G. (2013) Does slacktivism hurt activism?: the effects of moral balanc- ing and consistency in online activism // Proceedings of the SIGCHI Confer- ence on Human Factors in Computing Systems. ACM. 2013. С. 811–820; Rotman D. et al. (2011) From slacktivism to activism: participatory culture in the age of social media // CHI’11 Extended Abstracts on Human Factors in Computing Systems. ACM.2011. С. 819–822. 91 Для работы с терминами см. классический текст: Jameson F. (1979) Reificati- on and utopia in mass culture // Social text [Электронный ресурс]. №. 1. С. 130– 148. URL: https://pdfs.semanticscholar.org/6792/293a584e2793f6486e5f59- 63b57c43cc34d8.pdf (дата обращения 31.07.2019). 92 Goad J. (2017) The New Church Ladies: The Extremely Uptight World of «So- cial Justice». Obnoxious Books. 74 Ок сана М ороз полиции лайков 93 и прочим репрессивным практикам, построенным на демонстрации микрофизики власти, то любые попытки избавиться от потенциально стигмати- зирующей бинарной метафорики «цифры» превратятся в свою полную противоположность. И вместо устроения относительно безопасного пространства производства множественных смыслов, право на которые закреплено за любыми субъектами моральных отношений, мы полу- чим новый тип сегрегации. И построен он будет на апел- ляции к этическим нормам, которые еще даже не имеют более или менее понятных рамок и репрезентаций. Вместо заключения. Известные неизвестные, или Новая цифровая этика и гражданский активизм Как полагают философы, подлинное будущее — это не то, что станет с нами, а то, что будет без нас. То, что про- изойдет с нами, — простое продолжение нашего настоя- щего 94 . Поэтому любые футурологические предположе- ния формируются теми представлениями, которые мы сегодня предполагаем нормальными и нормативными. Наши известные неизвестные — это те тени возможного завтра, которые мы видим сегодня и для которых пока не придумали регуляций (но уже предполагаем по старой привычке институциализации, что они пригодятся). Будущее конструирования смыслов — да и самого на- ступающего завтра — неразрывно связано с ведущимися сегодня боями за этику совместного действия, мораль- ные и нравственные (само)ограничения со-бытия. Оче- видно, что уже сейчас гражданские активисты в полной мере вовлечены в релевантную деятельность как субъек- ты. Очевидно же, что для достижения лучших результатов 93 Мороз О. (2019) «Как будто это что-то плохое»: полиция лайков и онлайн травля // YouTube канал Президентского центра Бориса Ельцина. 2019. 2 апреля. URL: https://www.youtube.com/watch?v=d3mn700Bhqo (дата обращения 31.07.2019). 94 Смирнов И. П. Указ. соч. С. 41. Те хно логии констр уиров ания смыслов в цифровых эк осист емах : с уб ъекты, пла тформы и этик а в вопросе установления «своих» повесток им необходимо обратить внимание на те слабые сигналы и потенциально сильные конструктивные и креативные решения, которые подбрасывает цифровая среда в виде формирующихся экосистем, их субъектов и платформ. Не очень понятно, впрочем, как именно мы разме- чаем границы этических решений. Насколько готовы сводить воедино этическую и любую иную оценку пуб- личных активностей? В какой мере сможем защитить любых субъектов производства смыслов (что тех, к кото- рым привыкли, что новых, рождающихся в «машинной» среде)? И можем ли вообще сконцентрировать свои гра- жданские усилия не на решении знакомых задач, но на обсуждении проблем, которые только обретают актуаль- ность и для различения которых нужно обладать извест- ной привычкой к сканированию горизонтов? 76 Ади Кунцман Ади Кунцман 95 доцент в университете Манчестер Метрополитэн (Великобритания) Гражданские свободы, коллективная память и экология в век неизбежной цифры: слово о возможности будущего без информационных технологий 77 Граж данские свобо ды, ко ллективная память и эк ология в век неизбе жной цифры Пролог. Прекрасное недалёко 95 На дворе 2022 год. Практически у каждого есть «авто» — супер-приложение, цифровой ассистент (разумеется, жи- вущий не в отдельно взятом компьютере, а на сервере), ведущий сетевую жизнь за своих пользователей. Рабочие планы, торжества и отпуска организуются автоматически, используя анализ существующих данных и предпочтений, а по завершении архивируются на виртуальном хранилище. Информация из социальных сетей сортируется авто- матически, лайки, подтверждения приглашений и корот- кие реплики пишутся самим «авто», оставляя пользова- телю лишь срочную или особенно важную информацию. Романтические отношения, свидания и свадьбы организу- ются автоматически, по индексу совместимости; и вовре- мя расторгаются, если, например, данные предсказывают высокий коэффициент возможного опасного поведения одного из партнеров в будущем. Вся жизнь постоянно подключена — к Интернету, датчикам, камерам наблюде- ния, экранам, гаджетам. Вся информация находится в сети, а выход в нее возможен только через личное «авто» — и у каждого может быть лишь одно «авто», заверенное, за- конное, уникальное и официально подтвержденное. Подделки цифровой идентичности невозможны, и про- зрачность жизни практически тотальна, за исключением 95 Автор приносит благодарность Эсперанце Мьяке, соавтору работ о пе- реосмыслении неизбежности цифры и праве на отказ от цифровизации. Многие из идей, озвученных здесь, упоминаются в наших совместных публикациях. См. Kuntsman A., Miyake E. (2019) The Paradox and Continu- um of Digital Disengagement: Denaturalising Digital Sociality and Techno- logical Connectivity. Media Culture and Society. № 41 (6). С. 901–91.3; Kuntsman A., Miyake E., Martin S. (2019) Re-thinking Digital Health: Data, Appisation and the (im) possibility of ‘Opting out’// Digital Health [Элек- тронный ресурс]. 2019. 9 октября. URL: https://journals.sagepub.com/ doi/10.1177/2055207619880671 (дата обращения 28.02.2020). Автор также приносит благодарность Надин Чемберз, чьи рассуждения о неразрывной связи между добычей алюминия и алюминиевыми руч- ками и лэптопами, которыми пишется история добычи алюминия, не- сколько лет назад вдохновили автора исследовать физичность инфор- мационных технологий. См.: Chambers N. (2020) De Zie Contre Menti Kaba — When Two Eyes Meet the Lie Ends // Jack D. Webb (ed.) Memory, Migration and Decolonization in the Caribbean and Beyond, 1804 to the Present. SAS Academic Publishers, 2020. И наконец, спасибо редакторам за помощь в доработке текста и предло- женные дополнения. 78 Ади Кунцман горстки «несетевиков» — неподключенных граждан, не имеющих «авто» и, соответственно, не выходящих в сеть и не оставляющих за собой цифровых следов. Межлич- ностная приватность, разумеется, сохранилась (в «авто» для всего есть настройки!), а вот цифровая невидимость больше невозможна. Зато есть бессмертие: после ухода своих владельцев в мир иной их «авто» продолжают жить, писать регулярные «статусы» в соцсетях и беседовать с живыми и умершими сетевыми друзьями, опираясь на бесконечные сочетания уже собранных реплик и поведен- ческих сценариев, переработанных искусственным интел- лектом. Родственники и друзья навещают умерших, вызвав их «авто» голосовой командой или посетив кладбище, где умные надгродбники оживают, если навести на них экран дополненной реальности. Неизбежность цифры Так начинается книга британского писателя-фантаста Да- вида Уэйлинга «Авто», 96 опубликованная в 2013 году и все больше напоминающая прогнозы на ближайшее будущее; если не в 2022 году, то, возможно, в 2030-м. Как раз таким и видится многим прекрасное (не) далёко, которое просто невозможно представить без все большего присутствия информационных технологий, где Интернет, персонали- зированные умные гаджеты и «большие данные» будут внедрены практически во все аспекты гражданской, эко- номической, политической и личной жизни. «Будущее» и «информационные технологии» как будто находятся в символической связке: цифровизация стала практиче- ски синонимом будущности, а само будущее — недале- кое, конкретное и конкретно планируемое (см, например, планы создания «умных городов» и «умных домов») — вос- принимается исключительно через призму цифры. 96 Wailing D. (2013) Auto. Электронный самиздат. URL: http://www.davidwail- ing.com/stories/auto/ (дата обращения 28.02.2020). 79 Граж данские свобо ды, ко ллективная память и эк ология в век неизбе жной цифры Создатели технологий будущего рисуют прекрас- ные сценарии, где машины ездят сами, города умны, книги, деньги и производство полностью оцифрованы, природа спасена от разрушений благодаря компьюте- ризированному планированию ресурсов, а жители сво- бодно передвигаются от экрана к экрану дополненной реальности, не теряя связи друг с другом, а, наоборот, обогащая ее. Все формы цифрового обслуживания привязаны к индивидуальным аппаратам (смартфонам, браслетам и другим нательным и околотельным гадже- там); каждый сервис соотнесен с личными предпочте- ниями и точным местонахождением, определяемым спутниковой связью; каждое движение просчитано и за- регистрировано. Тут более скептические исследователи напоминают нам, что важно не забывать о цифровой грамотности, то есть что успешная цифровизация невозможна без пони- мания работы алгоритмов и навыков интернет-этикета и сетевой безопасности 97 ; а также о том, что необхо- димо помнить о цифровом неравенстве 98 (в том числе в наличии инфраструктуры, обеспечивающей быстрый и регулярный доступ к сети, — инфраструктуры, кото- рой зачастую просто нет) и возможной дороговизне гаджетов, необходимых для полноценного участия в ци- фровом будущем. Специалисты в области общественной справедли- вости также утверждают, что доступность цифровых тех- нологий — как образовательная, так и денежная — залог успешного будущего, и значит, их должно быть больше, 97 О понятии цифровой грамотности написано немереное количество ста- тей и книг, как прикладных, так и теоретических. См., например, Reedy K., Parker J. (2018) Digital Literacy Unpacked, American Library Association; Берман Н. Д. К вопросу о цифровой грамотности // Современные иссле- дования социальных проблем (электронный научный журнал). Т. 8. № 6–2. С. 35–38. Для некоторых исследователей «цифровая грамотность» вклю- чает в себя, в первую очередь, умение ориентироваться в современной интернет-экосистеме, включая понимание контекстов и этикета, а также личную безопасность и безопасность данных. Все больше исследовате- лей, однако, включают в понятие цифровой грамотности также и умение разбираться в дезинформации и «фальшивых новостях». 98 Massimo Ragnedda (ed.) (2015) The Digital Divide. London: Routledge. 80 Ади Кунцман и они должны быть дешевле 99 . То есть никто из них не оспаривает саму ценность и привлекательность цифро- вого будущего. Я называю это парадигмой «неизбежно- сти цифры», когда повальная цифровизация будущего как будто предопределена и находится вне дискуссии — все просто рассуждают о деталях и о стратегиях достижения справедливости в распределении доступа к информаци- онным технологиям. Для большинства героев «Авто», как и для многих из нас сегодня, удобства, предоставленные повальной цифровизацией, затмевают ее проблематичность для частной жизни и гражданского общества — не только потому, что автоматизированная жизнь комфортна, но и потому, что сами понятия прозрачности, не/зависи- мости, памяти, гражданской и личной свободы, и даже жизни и смерти претерпевают существенные изменения. Например, ограничения свободы и исчезновение не- узнаваемости, описанные Уэйлингом, — запрет на ано- нимность в сети, где нельзя общаться под псевдонимом или искать информацию, не оставляя следов; или не- возможность анонимности тела, дома и общественного пространства, когда температура, дыхание, сон, ходьба, поездки в транспорте фиксируются гаджетами, засека- ются, анализируются алгоритмами и влияют на планиро- вание — уступают место тотальной вере в данные и их абсолютную необходимость. Данные кажутся воплощенной мечтой: мы верим, что они берегут здоровье, выбирают наиболее удобные маршруты, правильно планируют городское простран- ство, заботятся о личной безопасности, защищают от преступности и забвения. Поклонение данным характер- но не только для так называемых демократических и бла- гополучных сообществ, где гражданские права хорошо 99 См., например, Goggin G. (2014) New ideas for digital affordability: Is a paradigm shift possible? // Journal of Telecommunications and the Digital Economy. № 2 (2); Leung L. (2014) Availability, access and affordability across digital divides: Common experiences amongst minority groups // Journal of Telecommu- nications and the Digital Economy. № 2 (2). 81 Граж данские свобо ды, ко ллективная память и эк ология в век неизбе жной цифры защищены, и жизнь состоит не только из заботы о хлебе насущном. Как раз наоборот: именно в мире бедности, несправедливости, коррупции и тирании нам нередко кажется, что данные, в отличие от пристрастных инди- видов, жадных дельцов и коррумпированных властей, беспристрастны, точны и справедливы. И это несмотря на то, что исследователями показано, что алгоритмы со- всем не нейтральны, а как раз наоборот: они воспроиз- водят расовые и гендерные стереотипы; косвенно, но ак- тивно служат власти; основаны на логике прибыли, а не на логике справедливости, и существенно вмешиваются в доступ к информации 100 Уязвимость сетевой и оцифрованной памяти Во многом «удобное», но страшное будущее Уэйлинга уже существует, хотя и в слегка экспериментальной фор- ме. Например, уже сегодня информационные технологии играют немаловажную роль в формировании и функцио- нировании памяти. За последнее десятилетие цифрови- зация памяти, как индивидуальной, так и коллективной, стремительно возросла, и продолжает расти 101 Наши контакты и адреса живут в памяти смартфонов; списки дел, еженедельники и напоминалки — а также ка- лендари приема пищи, тренировок и менструаций — ве- дутся всевозможными приложениями. Бессчетные фото- графии лежат на «облачных» хранилищах, а зарисовки из жизни (то, что можно назвать архивом повседневности) 100 См., например, Noble S. (2018) Algorithms of Oppression: How Search En- gines Reinforce Racism. NY: NY University Press; Муравьев Д. Обществу хотелось бы знать, как алгоритм принимает ре- шение: ведь он влияет на судьбы // Colta.ru [Электронный ресурс]. 2020. URL: https://www.colta.ru/articles/mosty/23297-karina-prunkl-algoritmy-kak- chernyy-yaschik?fbclid=IwAR1txxK0BIA5uZhiu-Clj0Sj9G6GEOA5NsSqk- W7qSjphvJCcrp3DKqeTdc (дата обращения 28.02.2020). 101 Garde-Hansen J., Hoskins, A., Reading A. (Eds.) (2009) Save As… Digital mem- ories. London: Palgrave; Eichhorn K. (2019) The End of Forgetting: Growing up with Social Media. Harvard: Harvard University Press. 82 Ади Кунцман рассеяны по соцсетям и платформам. Бизнес и госу- дарственные службы переходят в безбумажный режим. Любая организация сегодня имеет огромный цифровой архив — переписка, документы, отчеты, данные и пр. Библиотеки, музеи и коллекции активно включаются (или планируют включиться) в процесс оцифровывания, известный как цифровая трансформация. Речь идет не только о более удобном хранении и доступе книг и предметов искусства, например, когда можно виртуально, без необходимости путешествий, по- сетить многие музеи и библиотеки мира, но еще и о пе- реосмыслении самого понятия архива. Оцифровывание позволяет находить, извлекать и анализировать инфор- мацию на совершенно ином уровне; кодировать, описы- вать тенденции в огромных пластах данных; «нарезать» их под разными углами. Параллельно с этим кардиналь- но меняется подход к сохранению культурного наследия, особенно если речь идет об опасности исчезновения (например, языков, традиций, обрядов). Уже сегодня «сохранить» означает оцифровать; а оцифровывание, соответственно, кажется синонимом сохранности. В этом плане для будущего гражданского общества цифровая память особенно ценна: новые ин- формационные технологии могут создавать и долго хра- нить неформальные архивы гражданской жизни: сетевой активизм, арт-проекты, а также сайты альтернативной исторической памяти, будь то события из прошлого, не- популярные среди историков, или недавние происше- ствия, которые необходимо передать потомкам. Казалось бы, трудно вообразить себе будущее без подобных возможностей; с развитием платформ и га- джетов цифровизация памяти, как индивидуальной, так и коллективной, может стать абсолютной. Однако стоит более внимательно задуматься о том, как действитель- но будет выглядеть такое будущее. Начнем с того, что чрезмерная зависимость от платформ и гаджетов ослаб- ляет работу памяти, перекладывая ответственность на компьютер, облако и искусственный интеллект. Речь |