горизонт. Сканирование горизонтов роль информационных технологий в будущем
Скачать 3.29 Mb.
|
64 Ок сана М ороз стия в моральных отношениях, активно артикулируют на- личие персональной идентичности. Они буквально пред- ставляют себя как «я» или «мы». А ведь еще философ, автор теории сообществ Жан-Люк Нанси уверял своих читателей: смысл учреждается желанием субъекта. Там, где есть субъект, есть смысл, он бытиен 72 . Иными слова- ми, если мы видим и признаем акторные возможности неживых существ, то нам придется признать и их притя- зание на то, чтобы быть источниками смысла. Упакован- ного в разного рода сообщения. Резонно возникает и следующий вопрос: какое же место в этой системе остается гражданским активи- стам? Пока, как показывает наблюдение за самыми из- вестными кейсами виртуальных инфлюэнсеров, имен- но гражданские киберактивисты и другие сообщества, чувствительные к вопросам защиты людей от любых форм дискриминации, выступают той силой, которая фиксирует возникающие — чаще «по недосмотру» — этические нарушения 73 . Используя практики объеди- нения в деятельностные комьюнити (иногда, правда, достигающие амбивалентного результата 74 ), киберак- тивисты могут устраивать социальные кампании в фор- мате флешмобов, наличие которых оказывается крити- ческим публичным, а значит, значимым высказыванием. Что же изменится? НКО или иные институциализированные агенты гражданского общества смогут создавать своих вир- туальных персонажей-амбассадоров той или иной ре- левантной повестки. Та же Lil Miquela уже выступает проводником некоторого количества правозащитных 72 Подробный анализ философских традиций исследования феномена «смыс- ла» см.: Смирнов И. П. (2015) Превращения смысла. М.: Новое литератур- ное обозрение. 73 Например, случай квирбейтинга с участием Lil Miquela: Calvin Klein из- винился за рекламу с Беллой Хадид и виртуальной моделью // Wonder- zine [Электронный ресурс]. 2019. 20 мая. URL: https://www.wonderzine. com/wonderzine/style/stylenews/243339-calvin-klein-bella-hadid-scan- dal (дата обращения 31.07.2019). 74 Шекебаев Д. Словарь терминов цифровой травли // Новая Этика [Элек- тронный ресурс]. URL: https://etika.nplus1.ru/persecution/term (дата об- ращения 31.07.2019). 65 Те хно логии констр уиров ания смыслов в цифровых эк осист емах : с уб ъекты, пла тформы и этик а смыслов (в частности, выступает против расовых, сек- систских и гомофобных стереотипов). Так почему бы не инвестировать ресурсы в виртуальных персонажей, которые будут в полной мере работать на просвещение общества в вопросах защиты человеческого достоин- ства или борьбы за конкретные ценности гуманизма? Чат-боты, 3D-модели на основе цифровых следов умерших людей тоже могут активно продвигать уста- новки прогрессисткой повестки. Уже сейчас представ- ляется возможным «оживлять» известных в прошлом людей ради развлечения (скажем, Тупака Шакура в ходе концерта Coachella-2012). Значит, вполне возможно ис- пользовать подобные технологии ради более фундамен- тальных целей. Пока сообщество производителей смыслов обнов- ляется за счет автоматизированных, но во многом уже автономных субъектов и остается при этом не слишком интересно большому рынку. И именно в этот момент и именно гражданские активисты могут стать первыми людьми, образующими новое сообщество обитателей цифровых экосистем, построенное на принципах лояль- ного и равноправного партнерства с машинными акто- рами. Так, кстати, удастся победить и алармизм, возни- кающий как следствие отношения к «цифровому миру», которое построено на делении его практик, интенций и участников на «живых» субъектов, «людей» и машин- ные, механические объекты. Вероятностное, желаемое и нежелательное будущее технологий производства смыслов. Платформы, форматы, технологии Субъекты производства смыслов действуют в опреде- ленных цифровых экосистемах. А, как мы уже указыва- ли ранее, цифровые экосистемы организуются посред- ством закрепления опыта пользования определенными 66 Ок сана М ороз мультиплатформенными сервисами 75 . Эти сервисы, часто связанные с задачами коммуникации — та самая видимая часть цифровых инфраструктур, о которых осведомлен любой потребитель. Потому на основе наблюдения за их развитием можно довольно легко рисовать картины неминуемо приближающегося будущего цифрового при- сутствия гражданского общества, а также искать в их аб- рисе образы вероятные, желаемые и нежелательные. 1. Пока самый очевидный и вероятный вариант разви- тия платформ, пользователи которых заняты общением, а значит, производством смыслов (в том числе социаль- но значимых), можно восстановить по судьбе YouTube. Сегодня мы воспринимаем эту платформу чаще как пространство распространения визуального контента. Однако нельзя отрицать значимость общения, произво- димого вокруг визуальных объектов и внутри аудиторий мейкеров, и потребителей, а также любопытствующих наблюдателей (bystanders). Этот видеохостинговый сайт, которому скоро испол- нится аж 15 лет, в последние годы благодаря действиям своих пользователей стал полноценной блогинговой площадкой. Несмотря на появление нативных видеофор- матов в более современных сервисах (Facebook Watch, IGTV) 76 , а также экспериментальных приложений типа Vine от Twitter и относительно стабильных Snapchat, Tik- Tok и LIKEE, периодическое блокирование сервиса (при- надлежащего компании Google) в Китае 77 , YouTube не теряет позицию одной из самых влиятельных площадок 75 Подробнее про революционную и подрывную для старых организаци- онных систем логику платформ и платформенной революции см.: Park- er G. G., Marshall V. A. W., Choundry S. P. (2017) Platform Revolution: How Networked Markets Are Transforming the Economy and How to Make Them Work for You. NY: W. W. Norton & Company. 76 Нативным форматом в данном случае стоит считать такой формат предо- ставления информации, который «естественен» для площадки. Скажем, в течение какого-то времени Facebook не имел своего нативного формата постинга видео, и пользователи должны были размещать ссылки на видео YouTube, Vimeo и т. д., если хотели поделиться именно видео. Сейчас же у Facebook сервис Facebook Watch, позиционируемый как конкурент You- Tube и одновременно провайдер нативного для соцсети видеоформата. 77 С полным списком стран, заблокировавших сервис, можно ознакомить- ся здесь, URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Censorship_of_YouTube. 67 Те хно логии констр уиров ания смыслов в цифровых эк осист емах : с уб ъекты, пла тформы и этик а для влогинга. А значит, продолжает выступать локацией, элементом экосистемы от Google, где люди привыкли де- литься опытом, знаниями и переживаниями. Да, с течением времени YouTube стал использовать- ся людьми, возможно, не совсем в соответствии с тем сценарием, который предполагался желаемым его со- здателями в 2005 году. Например, стал чем-то большим, чем просто видеохостинговым сайтом. Однако сегодня, в 2019-м, он выполняет важную роль фасилитационной и значимой с точки зрения маркетинга площадки, объеди- няя производителей и потребителей смыслов и каждого потенциально превращая в просьюмера 78 . Тот, кто пользу- ется YouTube — на самом деле, в любом качестве, — уже преодолел разделение на продюсеров сообщений и объ- ектов их влияния и стал важным участником перманент- ного производства смыслов в виде UGC-контента. При этом YouTube часто и довольно давно называют платформой, дизруптивно повлиявшей на профессио- нальные рынки 79 . Все-таки установка на производство контента не могла не сказаться на появлении таких про- фессионалов, как видеографы (не путать с режиссера- ми и операторами). Да и компетенции дизайнеров, про- дюсеров, специалистов в области SMM, так или иначе, развиваются почти у всех людей, создающих сообщения и выступающих, таким образом, контент-менеджмен- том 80 . Кстати, если бы каждый участник сообщества ютьюберов держал в голове, что любой контент оказыва- ется элементом строительства самой площадки, можно было бы надеяться на утверждение норм менее дискри- минационного онлайн-общения. 78 См. определение понятия «просьюмер»: Bruns A. (2016) Prosumption, pro- dusage // The international encyclopedia of communication theory and phi- losophy. С. 1–5. URL: http://snurb.info/files/2016/Prosumption,%20Produsage. pdf (дата обращения 31.07.2019). 79 Alexander J. Is YouTube a «Real Job»? // Huffpost [Электронный ресурс]. 2016. 24 сентября. URL: https://www.huffpost.com/entry/is-youtube-a-real- job_b_57e00b57e4b0d5920b5b31bb (дата обращения 31.07.2019). 80 Phillpott S. How to Make a Career on YouTube in 11 Easy Steps // CareerAd- dict [Электронный ресурс]. URL: https://www.careeraddict.com/success- ful-youtuber (дата обращения 31.07.2019). 68 Ок сана М ороз Интерес к блогингу как технологии документации частной повседневности и возможного продвижения «лучших» (с точки зрения производителя смыслов) прак- тик в определенной мере продиктован бурным развити- ем и долгим присутствием на рынке таких сервисов, как YouTube. Это некий status quo, настоящее. Вероятност- ное же будущее можно построить, если в этом контексте усилить присутствие описанных выше слабых сигналов. Например, в Японии с 2018 года появляется рынок VTubers — виртуальных влогеров 81 . Его развитие не толь- ко потенциально способствует росту осведомленности пользователей о новой не антропоцентричной ситуации цифровых экосистем, но и приводит к росту вложений в другие индустрии и технологии, например, индустрию видеоигр и VR-технологий. Эти индустрии, довольно часто остающиеся неоце- ненными традиционными социальными институтами, институциями и культурными индустриями, могут быть интересны гражданским активистам и НКО. Через как будто рекреационные пространства, близкие им прак- тики производства и трансляции смыслов (например, видеоигры 82 ) можно организовывать партнерские сети взаимопомощи и иные проекты peer-to-peer поддержи- вающего взаимодействия равных с равными. И для раз- вития будущего, в котором рекреационные экосистемы смогут выполнять еще и роль поддерживающих без- опасных пространств, необходимо уже сейчас работать над этикой рекреационного поведения производителей смыслов — реальных и виртуальных — в тех средах, что максимально доступны широкой аудитории. Только так уже популярные и знакомые технологии, форматы и плат- 81 Nagata K. (2018) Japan’s latest big thing: ‘virtual YouTubers’ // The Japan Times [Электронный ресурс]. 2018. 17 апреля. URL: https://www.japantimes. co.jp/news/2018/07/17/national/japans-latest-big-thing-virtual-youtubers/#. XUNilZMzZmA (дата обращения 31.07.2019). 82 См. подробнее про применение подходов гейм-индустрии для помощи детям с диагностированным расстройством аутистического спектра: Malinverni L. et al. (2017) An inclusive design approach for developing vid- eo games for children with autism spectrum disorder // Computers in Hu- man Behavior. Т. 71. С. 535–549. 69 Те хно логии констр уиров ания смыслов в цифровых эк осист емах : с уб ъекты, пла тформы и этик а формы смогут обрести большую значимость в вопросах утверждения не сиюминутной, а фундаментальной соци- ально ответственной прогрессистской повестки. 2. Желаемый вариант будущего цифрового присут- ствия гражданского общества, который можно с легко- стью сконструировать на основе представленного выше вероятного, связан с умножением количества дистрибу- тирующих контент платформ, которые оказываются на- страиваемы под нужды тех или иных пользователей. В дальнейшем возможны как минимум два варианта развития событий (хотя на самом деле точек бифурка- ций может быть значительно больше). Заметим, каждый из них не свободен от возможности превращения буду- щего в своеобразную цифровую антиутопию. Итак, доминировать могут те мультифункциональ- ные платформы, которые будут предлагать публикацию контента в увеличивающемся количестве нативных для площадки форматов и при этом будут развиваться как монополисты отрасли. И именно в этих пространствах будут появляться самые сильные — «живые» или вирту- альные — инфлюэсеры. Такими монополистами можно считать Facebook в США или VKontakte в России и точно к такому статусу стремится компания Яндекс. Минусом такого сценария оказывается формирова- ние своего рода «созависимых отношений» между кли- ентами сервиса и самой площадкой. Их наличие часто приводит к повышенному интересу к платформам со стороны разных властных агентов и государства в це- лом, полагающего возможным введение цензурного за- конотворчества в отношении сетевых взаимодействий вообще и их конкретных репрезентаций в конкретных соцсетях в частности 83 . Впрочем, если подобное за- 83 В перспективе можно говорить и о таком государственном присвоении технологий, которое позволяет создавать своих виртуальных инфлюэн- серов, и обходиться они могут — при выходе на более или менее се- рийное производство — даже дешевле «фабрик троллей». Понятно, что такие футурологические спекуляции требуют большой аккуратности. В частности, из-за возникающего алармистского эффекта, который, в первую очередь, порождается интуитивно доступным анализом власт- ных решений в России, а не технической и технологической грамотно- 70 Ок сана М ороз конотворчество служит интересам защиты прав поль- зователей — например, права на сохранность персо- нальных данных или защиты чести и достоинства, то в таком случае площадки становятся более вниматель- ными к коммуникационному микроклимату, в котором обитают сообщества. С превращением этого микро- климата из «токсичного» в «безопасный» монополисты, и так популярные среди пользователей, обретают еще большие мощности. В этой точке желаемое будущее цифрового при- сутствия гражданского общества смыкается с вероят- ностным: если большие и крайне популярные сервисы смогут стать площадкой для обсуждения и реализации этики гуманного онлайн поведения, то ответственная са- мопрезентация и диалог свободных граждан/сообществ окажутся нормой. Как гарант качества этого диалога мо- жет выступать — возвращаясь к вопросу о субъектности обитателей цифровых пространств — присутствие ма- шинных, виртуальных производителей смыслов как зна- чимых участников коммуникации. Другой вариант выглядит, как мечта либертарианца: будет развиваться более конкурентная ситуация, при которой рынок платформ, обеспечивающих общение и, следовательно, обмен смыслами, будет расти. Значит, у потребителей коммуникационных услуг будет возмож- ность выбирать площадку (а еще и интерфейс, систему функций и аффордансов) без опасения подвергнуть- ся остракизму, стигматизации и цензуре. Этот вариант предполагает и постепенный уход пользователей от представления о жесткой принадлежности привычной цифровой экосистеме той компании, которая является владельцем релевантного сервиса. Техническая проблема, которую предстоит решить при реализации такого сценария, — это ограниченность возможности трансляции и восприятия любых сообще- ний и смыслов алгоритмически провоцируемыми пузы- стью. Именно поэтому эту спекуляцию мы оставляем за скобками наше- го текущего разговора. 71 Те хно логии констр уиров ания смыслов в цифровых эк осист емах : с уб ъекты, пла тформы и этик а рями фильтров и эхо-камерами 84 . Ведь уже сейчас при умножении платформ наблюдается, увы, удивительная «сегрегация» населения цифровых экосистем (вспо- мним, как относятся «прогрессивные» пользователи VKontakte к пользователям сети «Одноклассники» 85 ). Подобное дробление пользователей на комьюнити зачастую указывает на успехи маркетинговых усилий компаний-монополистов, желающих оставить за собой определенные платформы, определенных же пользова- телей и за их счет развивать те или иные экосистемы. Или — что вероятнее — на удобство конкретных, со- циально безответственных программистских решений, которые хорошо работают на реализацию конкретных бизнес-задач. Наиболее заметным примером здесь можно счи- тать платформу TikTok, изначально в формате соцсети Douyin — китайского происхождения. Это приложение имеет интерфейс в 38 языковых вариантах — Китай все-таки активно продвигает свой, весьма авторитарный, подход к «цифре» в постколониальном, но все еще зача- стую европоцентричном мире. На 2018 год приложение TikTok насчитывало более 500 млн пользователей в 150 странах мира (для сравнения: это больше, чем аудито- рия более или менее известных Twitter, Tumblr, Linkedin, Snapchat, Pinterest или стримингового сервиса Twitch на тот же период 86 ). И при этом значительное количество представителей нецелевой для проекта аудитории — т. е. «взрослых» (старше 16–17 лет) — может вообще не знать 84 Про названные феномены см. работы: Bruns A. (2017) Echo chamber? What echo chamber? Reviewing the evidence // 6th Biennial Future of Jour- nalism Conference (FOJ17). 2017. 14–15 сентября. Cardiff, UK. (Unpublished) URL: https://eprints.qut.edu.au/113937/1/Echo%20Chamber.pdf (дата обра- щения 31.07.2019). Pariser E. (2011) The filter bubble: What the Internet is hiding from you. UK: Penguin UK. 85 Елистратов В. (2014) Другая Россия // TJournal [Электронный ресурс]. 2014. 5 июня. URL: https://tjournal.ru/internet/51138-filial-odnoklassnikov (дата об- ращения 31.07.2019). 86 37 TikTok Statistics // Influencer Marketing Hub [Электронный ресурс]. URL: https://influencermarketinghub.com/tiktok-statistics/ (дата обраще- ния 31.07.2019). 72 Ок сана М ороз о нем 87 . А TikTok между тем предлагает своим пользова- телям как раз безопасный микроклимат (в нем проще зарабатывать искомое одобрение и позитивные реакции окружающих) и доступные в пользовании, хотя и слож- ные по эффектам инструменты производства контента. TikTok чаще всего не распознается как источ- ник большого и значимого сообщества и экосистемы, в первую очередь, в связи с привычной для общества десубъективацией молодых пользователей. Так что строительство образа желаемого будущего цифрового присутствия гражданского общества по либертарному образцу требует отказа не только от простых бизнес- решений, но и от разных схем лишения пользователей — для начала, привычных «живых», а не виртуальных — субъектности. Впрочем, в любом случае, какой бы желаемый вари- ант или сценарий развития мультиплатформенного про- изводства смыслов и экосистем не оказался бы реализо- ван, как вероятности они требуют тщательного внимания со стороны гражданских активистов. Во-первых, в ситуации мультиплатформенности обладание умением создавать репрезентативные мате- риалы на важных для аудитории площадках, владение навыком сбора активных сообществ вокруг контента в онлайн пространстве — важнейшие конкурентные преимущества. Если голос НКО или других комьюнити, неравнодушных к наблюдаемым социокультурным про- блемам и недостаточностям, звучит на разных площад- ках, это повышает шанс быть замеченным. А если этот голос умеет пользоваться преимуществами этих площа- док (всеми инструментами создания нативного контента или виртуальных персонажей, например), знает их раз- личия, разницу «аборигенных» публик, то в таком слу- чае появляется возможность быть и услышанным, и уви- денным, и воспринятым любыми другими доступными 87 Tait A. (2019) TikTok Has Created a Whole New Class of Influencer // Vice [Электронный ресурс]. 2019. 14 мая. URL: https://www.vice.com/en_ca/arti- cle/597dbn/tiktok-what-uk-stars-influencer (дата обращения 31.07.2019). |