Главная страница

Лекции по социальной психологии. Социальная психология


Скачать 288.5 Kb.
НазваниеСоциальная психология
АнкорЛекции по социальной психологии
Дата23.02.2022
Размер288.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаLektsii_po_sotsialnoi_774_psikhologii.doc
ТипЛекция
#371156
страница2 из 6
1   2   3   4   5   6

4 лекция

К числу первых, социально-психологических концепций второй половины девятнадцатого века относятся:


    1. «Психология народов», авторы немецкий философ М. Лацарус (1824-1903), языковед Г. Штейнталь (1823-1893), В. Вунд (1832-1920). В России идеи психологии народов развивались лингвистом, психологом, этнографом А.А. Потебней (1835-1891). Развивалась преимущественно в Германии в середине IX века.

Основная идея концепции в том, что психология сталкивается с явлениями, причины которых следует искать не в индивидуальном сознании, а в сознании народа. Сознание народа или дух целого выражается в мифах, обычаях, религии, искусстве. В данном направлении была сформулирована очень ценная идея том, что помимо индивидуального сознания существует еще нечто, свойственное для психологии группы. Основная мысль в том, что главная сила истории – народ, который и выражает себя в искусстве, религии, языке. А индивидуальное сознание – лишь его продукт. Задача социальной психологии – открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа.
В дальнейшем идеи «психологии народов» развил В. Вунд. Он изложил мысль о том, что психология должна состоять из двух частей:

      • Физической психологии – это эксперим6нтальная дисциплина, но эксперимент, по мнению В. Вунда, не пригоден для исследования речи и мышления.

      • Здесь начинается «психология народов», в которой должен применяться анализ предметов культуры, языка, обычаев. «Психология народов» должна быть описательной дисциплиной, которая не претендует на открытие законов.

      • Основная «Психология народов» носила идеалистический характер, но эта концепция поставила вопрос о том, что существует нечто, характеризующее индивидуальное сознание, психологию группы.



2.Примерно в то же время, во Франции сложилась другая форма социально-психологических теорий «Психология масс», авторы Г. Тард, итальянский юрист С. Сигеле (1868-1913), французский социолог Г. Лебон (1841-1931). Развивалась в романских странах – Италии, Франции во второй половине 19 века. В ее основе лежат идеи Г. Тарда о роли подражания в социальном поведении. С точки зрения представителей Сигеле, Лебона это направление сосредоточилось на изучении больших скоплений людей – «массы», главной чертой которых является утрата способности к наблюдению и самонаблюдению. Характерными чертами поведения человека в массе являются обезличивание, выражающееся в господстве инстинктивных реакций, преобладании чувств над интеллектом, что является причиной повышенной внушаемости, потерей личной ответственности. В данном направлении противопоставлялись массы и элиты общества. По мнению Г. Лебона, масса нуждается в лидере, роль лидера в обществе призвана выполнять элита. Такой вывод был сделан на основе единичных случаев проявления массы, а главное в ситуации паники.


  1. «Теория инстинктов социального поведения», автор английский психолог У. Макдугалл (1871-1938). Сформулированы были в Англии и США в начале XX века: В. Меде в Европе, Олппорт – в США. Возникла в 1908 в Англии. Работа «Введение в социальную психологию» и этот год считается годом окончательного утверждения социальной психологии как самостоятельной науки.


Основным понятием теории инстинктов социального поведения было понятие «инстинкт». Поведение людей, согласно мнению Магдугалла, обусловлено врожденными инстинктами. Он выделил инстинкт борьбы, бегства, воспроизведения рода, приобретения, строительства, стадный инстинкт, инстинкт войны. Инстинкты лежат в основе всей социальной жизни, в частности: инстинкт борьбы, является причиной войн, а инстинкт приобретения детерминирует рыночные отношения. Эта идея является реализацией стремления к цели, которая свойственна животным и человеку. Макдугалл назвал свою теорию «целевой» или «гармической» (от греческого слова гормэ – желание, порыв). По его мнению, «гормэ» и выступает как движущая сила интуитивного характера, объясняющая социальное поведение «Гормэ» реализуется в качестве инстинктов. Внутренним выражением инстинктов являются эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями имеет определенный характер. Макдугалл перечислил пары связанных между собой инстинктов и эмоций:

  • Инстинкт борьбы и соответствующий ему гнев и страх

  • Инстинкт воспроизведения рода – ревность и женская робость

  • Инстинкт приобретения - чувство собственности

  • Инстинкт строительства – чувство созидания

  • Инстинкт стадный – чувство принадлежности

  • Инстинкт бегства – чувство самосохранения

  • Инстинкт войны – агрессия


Из инстинктов выводятся все социальные учреждения: семья, торговля, разные общественные процессы. В первую очередь обосновывает проведение войн, т.к. это реализует инстинкт агрессии. Не смотря на большую популярность теории Макдугалла, ее роль в истории социальной психологии оказалась отрицательной, так как рассмотрение социального поведения с точки зрения спонтанного стремления к цели, узаконивало значение бессознательных влечений в качестве движущей силы не только индивида, но и всего человечества.
Положительное значение первых концепций заключалось в том, что в них были поставлены вопросы о соотношении сознания отдельного человека и сознания группы (психология народов и психология масс), о движущих силах социального поведения (теория инстинктов социального поведения). Недостатком был описательный характер, отсутствие исследовательской практики.
Развитие социальной психологии в начале 20 века выявило два основных направления исследования проблем:

    1. Исследовались соотношения сознания индивида и сознание группы.

    2. Изучались движущие силы социального поведения.


Толчком для экспериментального развития социальной психологии послужила первая мировая война. В США, в странах Европы, в Японии начинается разработка социально-психологических проблем, нацеленных на нужды армии, производства, пропаганды. Это объясняется тем, что в ходе войны остро встают вопросы предотвращения таких явлений, как страх, паника, сплоченность воинских групп. А все эти вопросы являются социально-психологическими по своему характеру.
Начало экспериментального этапа развития социальной психологии вязано с работами В. Меде (Европа) и Ф. Оллпорта (США), В.М. Бехтерева (Россия). Внимание этих ученых было сосредоточено на изучении социально-психологических явлений в группе. В качестве метода использовался лабораторный эксперимент.

Суть экспериментов В. Меде и Ф. Оллпорта состояла в том, что каждый опыт начинался с одним испытуемым, а затем количество участников увеличивалось. Цель эксперимента состояла в том, чтобы выявить разницу между индивидуальным выполнением деятельности и в присутствие группы. Исследователями были выявлены особенности протекания познавательных процессов при индивидуальном выполнении и в условиях группы. Они сформулировали требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину и перешли к систематическому экспериментальному изучению социально-психологических явлений в группах.

В развитии психологии к этому времени сформировались три теоретические школы – психоанализ, бихевиоризм, гештальт-психология, на положения и идеи которых стала опираться социальная психология. Особенно привлекательными были идеи бихевиорального подхода, наиболее соответствующие идеалу построения строго экспериментальной дисциплины.

Под влиянием экспериментальной методологии, которую социальная психология начала интенсивно использовать в период между двумя мировыми войнами. Первоначальная интегративная задача «социализации» психологии в основном редуцировалась до изучения влияния управляемого социального окружения на индивидуальное поведение в лабораторных условиях.
5 лекция
История социальной психологии в России
В дореволюционной России социальной психологии как самостоятельной дисциплины не существовало. Российская же психология являлась частью мировой науки и по уровню своего развития занимала третье место в мире после США и Германии.

Социально-психологическая проблематика разрабатывалась во всем комплексе общественных наук. Знания о поведении личности в группе, групповых процессах накапливались в военной практике, в юриспруденции и медицине в изучении национальных особенностей.

Существенное влияние на развитие социально-психологических идей в дореволюционный период оказали представители общественных наук, в частности социологи.
Наиболее разработанная социально-психологическая концепция содержится в трудах Н.К. Михайловского (1842-1904), одного из основателей социологии в России. Оказал большое влияние на развитие науки, образования, литературы, журналистики. Михайловскому принадлежит разработка психологии массовых социальных движений, одной из разновидностей которой является революционное движение. Согласно его взглядам, действующими силами социального развития являются герои и толпа. Герой должен учитывать общественное настроение массы, чтобы она шла за ним, что до сих пор является одним из наиболее убедительных объяснений феномена лидерства. Исследуя проблему общения между героем и толпой, Михайловский в качестве механизмов общения выделяет: подражание, заражение, внушение, противопоставимость. Ему принадлежит первенство в разработке проблем подражания, по сравнению с Г. Тардом.
В правоведении социально-психологическая проблематика представлена в трудах Л.И. Петражицкого. Он является одним из основателей субъективной школы в правоведении. Согласно его взглядам психология является фундаментальной наукой и основой для всех общественных наук. Реально существуют только психические явления, а социально-исторические образования представляют собой их проекции. Развитие права, морали, этики, эстетики является продуктом народной психики. Как правоведа, Петражицкого интересовал вопрос о мотивах человеческих поступков, о социальных нормах поведения. Истинным мотивом поведения человека он считал – эмоции.
Существенный вклад в развитие социально-психологических идей внес А.А. Потебня (1835-1891). Он разрабатывал вопросы теории фольклора, этнографии, языкознания. Согласно мнению Потебни главным признаком любого этноса, обусловливающего существование народа, является язык. Функция языка – не обозначение уже готовой мысли, а сотворение ее через преобразование первоначальных до язычных элементов. Представители разных народов посредством национальных языков формируют мысль своим, отличным от других народов способом.
Дальнейшее развитие идеи Потебни получили в трудах его ученика и последователя Д.Н. Овсянико-Куликовского (1853-1920).
Социальная психология постепенно вбирала в себя различные трактовки социального поведения людей. В этом плане значительный интерес представляют работы В.М. Бехтерева (1857-1927) – русский физиолог, психиатр и психолог (основал первую в России экспериментально-психологическую лабораторию, а затем психоневрологический институт), который в своей работе «Коллективная рефлексология» (1921) пытался объяснить социальное поведение через физиологические законы и принципы живого организма. Этот труд рассматривается как первый в России учебник по социальной психологии, где дано развернутое определение предмета социальной психологии. Таким предметом, по Бехтереву, является изучение деятельности участников собраний в широком смысле этого слова. Он формулирует «Закон ритма», «Закон периодичности», изобретает такие принципы поведения, как: изменчивость, инерция, дифференциация, сцепление, воспроизведение, отбор, к которым, якобы, подчинены в своем развитии личность и общество. Бехтеревым было установлено, что группа способствует изменению отношений к поступку, позволяет выдержать более сильные раздражители. В ходе эксперимента изучались половые, возрастные, образовательные, природные различия протекания психических процессов в условиях групповой деятельности. Бехтерев выделил системообразующие признаки коллектива: общность задач и интересов побуждает коллектив к единству действий. Органическое влечение личности в общность привело ученого к пониманию коллектива как собирательной личности. В качестве социально-психологических феноменов он выделяет: взаимодействие, взаимоотношение, общение. В качестве коллективных – наследственные рефлексы, настроение, сосредоточение, наблюдение, творчество, согласование действий. Объединяют людей в коллективы: взаимовнушение, взаимоподражание, взаимоиндукция. Бехтерев обобщил большой эмпирический материал, полученный социально-психологическими методами наблюдения, опроса, применением анкет. А экспериментальные исследования влияния общения и совместной деятельности на формирование процессов восприятия и памяти явились началом экспериментальной социальной психологии в России.

Использование экспериментального метода в изучении групп позволило социальной психологии набрать силу как научной дисциплины.
После Октябрьской революции 1917 года интерес к социальной психологии резко возрос. Это было обусловлено рядом причин: необходимостью осмысления революционных преобразований в обществе, острой идеологической борьбой, необходимостью решать задачи по восстановлению народного хозяйства, борьбой с беспризорностью, ликвидацией безграмотности.
Характерной особенностью социальной психологии в послереволюционной России был поиск своего пути. В этом процессе существенную роль сыграло освоение марксистских идей и применение их к пониманию сути социально-психологических явлений. В дискуссии по проблемам «психология и марксизм» приняли участие представители различных наук: филолог и журналист Л.Н. Войтловский, юрист М.А. Рейснер, психологи А.Б. Залкинд, К.Н. Корнилов и П.П. Блонский, психолог и философ Г.И. Челпанов, зоопсихолог В.А. Вагнер, невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев. Суть этой дискуссии – обсуждение предмета социальной психологии, соотношения индивидуальной и социальной психологии, соотношения социологии и социальной психологии. Особое место в этой дискуссии занимал Г.И. Челпанов. Он говорил о необходимости существования социальной психологии наряду с психологией индустриальной, экспериментальной. Социальная психология, по его мнению, изучает общественно-детерминированные психические явления. Они тесно связаны с идеологией, теорией марксизма.

В 1914 году по его инициативе открылся Психологический институт имени Л.Г. Щукиной – первое в России психологическое научно-образовательное учреждение. Он отстаивал точку зрения, согласно которой психологию надо разделить на две части:

1. Социальную психологию, которая должна разрабатываться на основе марксизма

2. Собственную психологию, должна остаться эмпирической наукой, не зависимой от какого-либо мировоззрения.
Против предложения Г.И. Челпанова выступили те ученые, которые разделяли идею перестройки психологии на основе марксизма. П.П. Блонский (1884-1941), А.Б. Залкинд (1888-1936), В.А. Артемов. Суть возражения состояла в том, что с точки зрения марксизма вся психология становится социальной и, следовательно, нет необходимости выделять еще какую-либо специальную психологию. Против Г.И. Челпанова выступил В.М. Бехтерев. Он выступил с предложением создать коллективную рефлексологию.
М.А. Рейснер считал, что способом построения марксистской социальной психологии является «прямое соотношение физиологического учения И.П. Павлова с историческим материализмом… социальная психология должна стать наукой о социальных раздражителях и их соотношениях с действиями человека».
Идеи Л.Н. Войтловского (1876-1941) относительно развития социальной психологии лежали вне непосредственной полемики с Г.И. Челпановым. Войтловский считал, что предметом коллективной психологии (так называли тогда социальную психологию) должна являться психология масс. Он рассмотрел ряд психологических механизмов, которые, реализуясь в толпе, обеспечивают особый тип эмоционального напряжения, возникающего между участниками массового действия. Методом исследования психологии масс – анализ отчетов непосредственных участников и наблюдение свидетелей.
Особое место в построении марксистской социальной психологии занимали труды Г.В. Плеханова (1856-1918), который дал с позиции исторического материализма определение понятия «общественная психология» и показал ее место и роль в истории общества, исходя из принципов социальной обусловленности общественного сознания.
Особое значение для отечественной социальной психологии имели работы Л.С. Выготского (1896-1934). Ему принадлежит создание культурно-исторической теории развития психики. Культура – создает особые формы поведения, видоизменяет деятельность психической функции. Он доказал, что высшие психические функции (произвольное внимание, память, абстрактно-логическое мышление, воля) являются социально-обусловленными. Их нельзя понять как функцию мозга, для понимания их природы необходимо выйти за пределы организма и искать причины их развития в жизни общества.
К 1930-м годам относится пик развития социально-психологических исследований в прикладных отраслях:

– педологии - исследования проводились по проблемам взаимоотношения коллектива и личности, факторов формирования детских коллективов, стадий их развития, феномена вожачества, психологические проблемы беспризорных

- психотехнике.
Во второй половине 1930-х годов ситуация в стране и в науке резко меняется. Начинается изоляция отечественной науки от западной, усиление идеологического контроля над наукой, сгущение атмосферы декретирования и администрирования. А это: ненужность социальной психологии, выделяя социально-психологические феномены; социальная психология попала в число лженаук; невостребованность результатов социально-психологических исследований; идеологическое давление на науку.
Период перерыва в естественном развитии социальной психологии продолжался до второй половины 1950-х гг. не было ясности относительно предмета социальной психологии. Однако полного отсутствия социально-психологических исследований не было. Основным источником и областью применения социальной психологии в этот период становятся педагогические исследования А.С. Макаренко (1888-1939), который разработал концепцию формирования личности в коллективе, рассматривал потребности коллектива.

В этот период ученых привлекали три блока проблем:

  1. Продолжалась разработка методологических проблем и существовала в рамках общей психологии. Трудами Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, разработавших методологические принципы психологии – принцип детерминизма, единства сознания и деятельности, развития, культурно-исторической концепции, закладывался теоретический и методологический фундамент социальной психологии.

  2. Другие проблемы касались социальной психологии коллектива, где образ социальной психологии в этот период определяли взгляды А.С. Макаренко.

  3. Связан с практической ориентаций социальной психологии: роли руководителя в педагогическом процессе и зарождалась практическая психология отношений.


Начиная со второй половины 50-х годов 20 века, в нашей стране сложилась особая социальная и интеллектуальная ситуация. Снижение идеологического контроля и относительная демократизация во всех сферах жизни, привели к возрождению творческой активности ученых. Начался период возрождения социальной психологии в нашей стране. В качестве методологической основы выступила философия диалектического и исторического материализма К. Маркса. Психологическая наука в 1950-х годах отстояла свое право на самостоятельное существование в острых дискуссиях с физиологами. Общая психология стала надежной опорой для развития социальной психологии.
В 1959 году в «Вестнике ЛГУ» № 12 выходит статья А.Г. Ковалева «О социальной психологии».

В 1962 году организуется первая в стране лаборатория социальной психологии при ЛГУ под руководством Кузьмина.

В 1963 году состоялся Второй Всероссийский съезд психологов, где впервые была выделена специальная секция, посвященная вопросам социальной психологии.

Начиная с 1965 года выходят первые отечественные монографии по социальной психологии: «Основы социальной психологии» - Кузьмина; «Вопросы человека человеком» - Бодалева; «Социальная психология как наука» - Парыгина.

С 1967 года начинается публикация учебников и учебных пособий.

В 1968 году открывается первая кафедра социальной психологии, открывается 1-я конференция социальной психологии под руководством Кузьмина в ЛГУ.

В 1972 году начинает работать кафедра социальной психологии в МГУ под руководством Г.М. Андреевой.

Инициаторами развития отечественно социальной психологии были: Баранов, Кузьмин, Шорохова, Мансуров, Парыгин, Платонов. В целом данный этап характеризуется разработкой основных проблем социальной психологии:

  • В области методологии разрабатываются концепции Г.М. Андреевой, Б.Д. Парыгиым, Е.В. Шороховой.

  • Исследования групп отражены в работах К.К. Платонова, А.В. Петровского, Л.И. Уманского.

  • Исследования социальной психологии личности связаны с именами Л.И. Божович, К.К. Платонова, В.А. Ядова.

  • Исследованием социальной психологии общения занимались А.А. Бодалев, Л.П. Буева, А.А, Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Б.Д. Парыгин.


В настоящее время социальная психология нашла свое применение в различных областях общественной жизни: образования, промышленного производства, управления, системе средств массовой коммуникации и рекламе, политике, в области борьбы с противоправным поведением. В последние годы большое внимание уделяется изучению социального поведения в естественных условиях, а также изучению социального и культурного контекста с использованием методов наблюдения и современных корреляционных методик.

1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта