Главная страница
Навигация по странице:

  • Демократичность системы выборов и избирательных законов на

  • Характер законодательной (в том числе конституционной)

  • Наличие каналов свободного выражения мнений и собственно свобода

  • Характер протекания дискуссий общественности и власти.

  • Частота, предметный и объектный ареал обращения власти к

  • Характер, предметный и социальный ареал включения реакций и

  • Наличие свободных и множественных каналов изучения и анализа

  • Режим подавления общественного мнения

  • Режим патернализма власти по отношению к общественному мнению

  • Кажанов_Курс лекций СПИОМ. Социологические проблемы изучения общественного мнения


    Скачать 1.04 Mb.
    НазваниеСоциологические проблемы изучения общественного мнения
    АнкорКажанов_Курс лекций СПИОМ.pdf
    Дата18.10.2017
    Размер1.04 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКажанов_Курс лекций СПИОМ.pdf
    ТипЛекция
    #9540
    страница13 из 23
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   23
    политические гарантии, направленные на обеспечение высокого демократического статуса общественного мнения (регулярные апелляции соответствующих властных органов к населению за советом или поддержкой по вопросам, входящим в их компетенцию и имеющим для граждан особое значение, достижение согласия между общественным мнением, с одной стороны, и решениями властей, государственных органов – с другой);
    правовые гарантии, законодательно обеспечивающие функционирование прямых, непосредственных форм выражения и учета общественного мнения (широкое внедрение в практику политического самоуправления народа института референдумов, предусмотренных Конституцией РФ, принятие специального закона об общественном мнении, определяющего его политико-правовой статус, механизм взаимоотношения с органами власти и т.д.);
    информационные гарантии, способствующие всеобщей осведомленности граждан, предоставляющие им реальную возможность составить полное, объективное и своевременное представление о той или иной общественной проблеме, находящейся в центре внимания ( свободное и активное участие СМИ, в первую очередь электронных, в процессе формирования и выражения общественного мнения ).
    Введение в практику отмеченных гарантий действенности общественного мнения – не одномоментный акт. Однако при любом ходе дальнейшего развития процессов в российском обществе, предполагающем стремление действующей власти работать в тесной связке с общественным мнением, реализация приведенной совокупности гарантий окажется для данной власти насущной задачей. Решив ее, можно будет надеяться на то, что общественное мнение, эта мощная при определенных условиях опора государства, приобретет новое качество, трансформируется из обособленного и внесистемного в органичный, системный элемент российской власти.
    3. Любой современный политический режим, даже самый репрессивный, стремится создать иллюзию включенности общественного мнения в реальные процессы принятия властных решений, старается заигрывать с ним. Соответственно, возникает проблема выявления объективной оценки характера взаимоотношений власти и общественного мнения, возможностей участия последнего в решении общезначимых вопросов. Чтобы избежать субъективизма в ее решении, Д.Гавра предлагает воспользоваться новым методологическим инструментарием. В качестве последнего он вводит понятие «режим взаимодействия власти и общественного мнения», под которым понимается обобщенная характеристика меры реальной включенности суждений гражданского общества в принятие политических решений и возможностей для функционирования, предоставленных властными институтами.
    Изучение режимов взаимодействия строится на комбинации двух методологических подходов – функционального и критериального. В функциональном плане режимы будут различаться по возможностям и способам воплощения институционального функционального подмножества, тогда как неинституциональные функции
    (воспитательная, социального контроля, социализации, ориентации в мире и его объяснения ) будут реализовываться в каждом из режимов. Кроме того, для различения
    между собой отдельных типов взаимодействия власти и общественного мнения предлагается широкий спектр критериев.
    Критерий I. Демократичность системы выборов и избирательных законов на
    различных уровнях.
    Если избирательный закон не демократичен и на основании каких-либо признаков
    (пола, расы, национальности, имущественного ценза, ценза оседлости и т.п.) дискриминирует отдельные группы населения, то они тем самым автоматически исключаются из числа субъектов общественного мнения при выполнении важнейших его политико-управленческих функций. Эти функции строятся на соответствующих оценках и волевых проявлениях только допущенных в политическую сферу общностей. Мнение последних, выдаваемое за общественное, на деле таковым не является, в большей или меньшей степени отличаясь от него по составу субъекта. Недемократичность избирательной системы, таким образом, выводит режим взаимодействия власти и общественного мнения в зону, неблагоприятную для полноценного функционирования последнего.
    Критерий II. Характер законодательной (в том числе конституционной)
    закрепленности роли и прерогатив общественного мнения.
    Этот критерий определяет статус общественного мнения и формирует некоторые общие основания для выполнения им в данном обществе социальных и политических ролей большей или меньшей значимости и масштабности. Когда законодательная ветвь власти определила перечень вопросов, которые не могут быть решены иначе, чем через апелляцию к общественности, приняла закон о референдуме, посредством системы нормативных актов конституировала место массовых социальных оценок в принятии общезначимых решений, она тем самым существенно ограничила произвол власти исполнительной. Если эти условия не соблюдены, общественное мнение, очевидно, будет играть более зависимую роль, режим его функционирования будет далек от благоприятного.
    Критерий III. Наличие каналов свободного выражения мнений и собственно свобода
    их выражения.
    В каждой определеной социально-политической системе в конкретном государстве свобода выражения любых мнений, и, прежде всего, оппозиционных власти и негативных по отношению к ней, может быть большей или меньшей. Государство посредством репрессивных и запретительных мер может сводить ее к нулю, загоняя соответствующие оценки в подполье, а может давать им ту или иную степень свободы. Различен и диапазон потенциальных каналов выражения мнения – от публичных через средства массовой информации, митинги и массовые мероприятия до конспиративных. В зависимости от меры проявления этой свободы (или, напротив, от меры ее подавления) реализуется тот или иной режим взаимодействия власти и общественного мнения.
    Критерий IY. Характер протекания дискуссий общественности и власти.
    Этот критерий работоспособен в условиях возникновения у власти и общественности различающихся позиций по поводу решения тех или иных актуальных проблем. Если такие разногласия возникли, неизбежна дискуссия, явная или скрытая, между сторонами.
    Власть в ней всегда выступает активным субъектом, тогда как общественное мнение может быть и активным и пассивным субъектом, и, наконец, просто объектом властного воздействия.
    Критерий Y. Частота, предметный и объектный ареал обращения власти к
    общественному мнению.
    Этот критерий характеризует некую внешнюю, так сказать, феноменологическую сторону рассматриваемых режимов взаимодействия, отражая меру внимания органов власти к реакциям общественности. Чем выше частота обращений, шире их предметный ареал, тем больше потенциальная возможность общественного мнения полноценно реализовывать свои функции. Постоянные апелляции к массовым заинтересованно-
    оценочным суждениям могут быть лишь частью так называемой «public policy»
    (публичной политики) власти, даже самой авторитарной, своеобразным ее камуфляжем.
    Принимаемые при этом решения будут никак не корреспондироваться с общественным мнением, а, наоборот, в корне противоречить ему.
    Критерий YI. Характер, предметный и социальный ареал включения реакций и
    оценок общественного мнения во властные отношения.
    Это один из важнейших критериев, необходимый для строгой операционализации того или иного режима взаимодействия. Используя его, можно оценить реальный результат реакции органов власти и управления на оценки и предложения общественности. Чем в большей степени в практическую политику властных структур по поводу разрешения какой-либо конкретной проблемы, затрагивающей общественные интересы, включены массовые оценки, тем более партнерским будет тип режима взаимодействия власти и общественного мнения. Справедливости ради здесь следует отметить, что помимо режима прямого подавления, когда показатели данного критерия находятся на нижнем пределе, возможен и прямо противоположный режим включения общественного мнения с максимальными предельными значениями показателей. Очевидно, с точки зрения функционирования системы, ни тот, ни другой предельный режимы не являются оптимальными.
    Критерий YII. Наличие свободных и множественных каналов изучения и анализа
    общественного мнения.
    К числу необходимых компонентов в структуре данного критерия относится и наличие более или менее надежного методологического, методического и организационного аппаратов по изучению и выявлению массовых социальных оценок. Данный критерий, хотя и носит инструментальный характер, но не менее важен, чем предыдущие. Это связано с тем, что сама возможность и, тем более, эффективность включения общественного мнения в управленческие и политические решения в значительной степени определяется не только законодательством и конфигурацией внешних социально- политических условий, но и точностью и адекватностью измерения реакций общественности. Если здесь допущены отклонения, искажения, ошибки, то вряд ли можно говорить о режиме благоприятного функционирования общественного мнения.
    Важна и множественность каналов изучения и анализа общественного мнения. Они могут принадлежать только государству и в решающей степени зависеть от властных институтов. Тогда это будет один тип режима взаимодействия власти и общественности.
    Возможна и ситуация плюрализма субъектов выявления мнения, наличие как государственных, так и независимых служб изучения. Эта характеристика другого режима.
    Предложенная система критериев не исчерпывает до конца всей сложности содержательных оснований, на базе которых можно отнести тот или иной способ взаимодействия общественности и властных структур в конкретной исторической ситуации к одному или другому качественно различному режиму. Но, в тоже время эта система критериев создает необходимую и достаточную базу для решения задач как теоретического, так и политико-прикладного плана. Так, во-первых, она позволяет выделить все основные режимы взаимодействия и отграничить один от другого. Во- вторых, с ее помощью можно проанализировать конкретную ситуацию отношений общественного мнения и власти, классифицировать и отнести к тому или иному типическому режиму.
    Выделяют шесть режимов взаимодействия власти и общественного мнения идеально типического характера. Они располагаются в относительном порядке убывания давления первой и увеличения роли второго.
    Это следующие режимы:
    ● Режим подавления общественного мнения со стороны властных структур.
    ● Режим игнорирования общественного мнения.

    ● Режим патернализма власти по отношению к общественному мнению.
    ● Режим сотрудничества (взаимореализации).
    ● Режим диктатуры общественного мнения.
    Режим подавления общественного мненияхарактеризуется жестким прессингом со стороны институтов власти, включая и репрессивный компонент по отношению ко всем проявлениям массовых заинтересованных оценочно-ценностных суждений по поводу объектов, имеющих хотя бы минимальную социально-политическую окраску.
    Общественное мнение при этом предстает исключительно в качестве духовного образования и не переходит в духовно-практическую форму. Не приходится говорить о наличии сколько-нибудь развитых волевых и, тем более, поведенческих его компонентов.
    В режиме подавления не выполняются требования большинства качественных критериев (первого, второго, третьего, седьмого). Значения показателей, характеризующих состояние дел по количественным критериям (пятому и шестому) стремятся к нулевым. В данной ситуации, как правило, нет демократической избирательной системы. Это не позволяет общественному мнению через электоральные процедуры занять сколько-нибудь заметное место в механизме принятия решения
    (критерий 1), так как отсутствует законодательное закрепление роли и прерогатив общественного мнения (критерий 2); нет как каналов свободного выражения мнений
    (критерий 3), так и независимых систем его изучения и выявления ( критерий 7). Власть практически не обращается к нему за советом и консультацией (близкие к нулевым значения показателей по критерию 5) и в ее решениях, таким образом, не реализуются его оценки (соответсвующие нулевые значения по критерию 6). Что касается характера протекания дискуссий между властью и общественным мнением, то их в явном виде практически нет, поскольку любые проявления оппозиционных суждений подавляются в зародыше (критерий 4).
    В то же время нельзя сказать, что эти дискуссии исключены абсолютно. Способность к внутренней самокомпенсации и использованию разнообразных каналов выражения позволяет общественному мнению диссоциировать из области политической в эстетическую, воспитательную и т.д. и противостоять властям оттуда – из сфер литературной, художественной, театральной и т.п. Дискуссии между общественным мнением и властью в режиме подавления могут носить только опосредованный характер.
    С позиций функционального подхода режим подавления отличается тем, что в этих условиях помимо неинституциональных функций находит свое крайне слабое выражение оценочная функция и относительно незначительное и даже извращенное воплощение функция информационная. Что касется последней из названных функций, то она реализуется уже в силу того, что любой репрессивный режим обязательно держится на выявлении и подавлении инакомыслия. Следовательно, он получает информацию о состоянии мнений различных социальных групп и на этой основе строит свою политику подавления. При этом используются особые методы выявления общественного мнения – агентурные, и субъектом этого процесса выступают органы политической полиции ( III отделение Его Императорского Величества Канцелярии в монархической России, ВКЧ-
    ОГПУ в СССР 1920-1930-х годов, гестапо в гитлеровской Германии, комиссии по расследованию антиамериканской деятельности вкупе с ФБР в маккартистской Америке начала 1950-х годов ХХ века и т.д.).
    Характеризуя данный режим взаимодействия власти и общественного мнения, можно отметить, что, прежде всего он свойственен авторитарным и тоталитарным системам, хотя его реализация теоретически возможна и во вполне демократической политической системе по отдельным объектам, крайне болезненным либо особенно политически значимым для властных институтов в определенные моменты времени.
    В условиях режима игнорированиявласть стремится свести к минимуму социально- преобразующую роль общественного мнения не с помощью его жесткого подавления, а путем отстранения от его оценок, исключения их из всех сфер принятия решений.

    Массовые заинтересованные оценочно-ценностные суждения и даже соответствующие волевые проявления как бы «выносятся за скобки» политического процесса и обречены существовать сами по себе в духовном пространстве, не пересекающемся с пространством государственного управления. Очевидно, что чистый режим игнорирования, как и чистый режим подавления общественного мнения, является своеобразной научной абстракцией,
    «идеальным типом».
    В данном режиме, как правило, отсутствует демократическая избирательная система, обеспечивающая включение оценок большинства социальных субъектов в процессы политического руководства, либо имеет место лишь ее имитация, т.е. пустая правовая оболочка, не наполненная конкретными социальными механизмами. Также в большинстве случаев прерогативы и возможности общественного мнения в решении общезначимых вопросов либо не имеют серьезных законодательно закрепленных гарантий, либо эти гарантии носят ограниченный характер. Но, так или иначе, требования второго критерия в режиме игнорирования или не выполняются совсем, или выполняются формально, по минимуму. Его отличие по первым двум критериям от ранее рассмотренного режима заключается в форме нереализации, в ее характере. Если в случае подавления требования
    1 и 2 критериев не выполняются жестко, императивно, однозначно, то при игнорировании применяется мягкая, допускающая и сглаживания, но от этого не меняющая своей негативной направленности форма. Властные институты в этом режиме стараются не ограничивать ни свободы выражения мнений (критерий 3), ни плюрализма в его выявлении и изучении (критерий 7). Но при этом они полностью игнорируют его в принятии решений (критерий 6), практически не обращаются к нему за советом и консультацией (критерий 5). Если власть не видит в нем своего реального партнера или оппонента, то она считает ниже своего достоинства и вступить в дискуссии с общественностью, не расценивая последнюю как значимую сторону взаимодействия.
    Соответственно не может быть и речи об удовлетворении требований 4 критерия.
    Функциональная характеристика режима игнорирования во многом схожа с соответствующей характеристикой режима подавления. Основное богатство функционального потенциала общественного мнения здесь остается невостребованным.
    Лишь из числа институциональных функций реализуются, да и то в крайне слабой степени, оценочная и информационная функции. В условиях режима игнорирования общественное мнение не имеет возможности приобрести статус социального института в сферах регулирования политических и управленческих отношений. Лишь в сфере быта оно функционирует свободно, регулируя отношения индивидов и малых групп в повседневной жизни. Здесь существет плюрализм общественных заинтересованных оценочно-ценностных суждений, нет тотального контроля за инакомыслием. Мнения изучают и выявляют, не подавляют и особенно не преследуют. Общественное мнение представлено и в духовной и в духовно-практической сторонах своей сущности.
    Режим патернализма власти по отношению к общественному мнению
    предполагает явное неравноправие участвующих субъектов. Первая имеет приоритет по отношению ко второму. Это господство власти в мягкой форме. Патернализм – это уже качественно другой режим, чем подавление или игнорирование. Это давление, но не подавление, это отношения ведущего и ведомого, начальника и подчиненного, в которых за ведомым, подчиненным признаются определенные права, а сам он считается хоть и младшим, но участником диалога. В режиме патернализма массовые оценки и общественное мнение в целом уже тоже выступают как субъект, хотя и существенно ограниченный другим субъектом в правах и возможностях.
    Выполняются, как правило, требования первого критерия и имеет место более или менее демократичная система обеспечения представительства интересов различных социальных групп и слоев в структуре власти и управления.
    Выполнение требований второго критерия носит усеченный, ограниченный характер, хотя по сравнению с ранее рассмотренными режимами уже заметен определенный
    прогресс в законодательном закреплении возможностей участия общественного мнения в управлении делами государства и общества.
    Анализ ситуации по третьему критерию указывает на то, что складывается промежуточная ситуация, отличная как от полного отсутствия соответствующих каналов
    (режим подавления), так и от полной свободы их выражения с наличием неограниченного числа каналов (режим диктатуры общественного мнения). Характер дискуссий между общественностью и властью, обусловленный давлением со стороны последней отличается неравноправием сторон. Но важно уже то, что эти дискуссии стали возможными, налицо оба их участника и полемика по отдельным объектам идет (критерий 4).
    В ограниченном виде в патерналистском режиме осуществляется выполнение требований критериев 5 и 6. Институты власти достаточно редко обращаются к общественному мнению за консультацией и советом, не широк и предметный ареал их апелляций. Еще уже область реагирования данных институтов на массовые оценки о рекомендации общественности. Характер реакций власти чаще всего негативный, эффект от воздействия общественного мнения минимален (но не нулевой, как в предыдущих ситуациях). Общественное мнение еще не может императивно диктовать, например, направление реформ или участвовать в обсуждении персонального состава правительства.
    Но ему уже под силу защитить какую-либо «звезду» спорта или экрана, повздорившую с официальной идеологией или низвергнуть с пьедестала аморального политика.
    В существенной мере, хотя и не полностью, выполняются требования седьмого критерия. Наличествует ряд каналов изучения и выявления общественного мнения, разработан надостаточно надежный методический аппарат. Однако этот процесс контролируется и патронируется властью, которая способна отсекать от потребителей информации социологические службы, постоянно сообщающие невыгодные для нее сведения. Хотя возможно существование и ряда независимых служб и систем изучения общественного мнения, но они составляют меньшинство. Власть явно отдает предпочтение своим собственным, как говорят, «прикормленным» службам и исследовательским центрам.
    В функциональном плане исследуемый режим отличается следующими характеристиками. К числу реализующихся в полной мере можно отнести все неинстиутциональные, а также оценочную и информационную функции. Редко в слабой форме находят свое воплощение такие институциональные функции, как целеполагающая, регулятивная, номенклатурная. От случая к случаю, по инициативе властей задействуется консультативная функция. Остальные в данном режиме не находят своей реализации.
    Само общественное мнение в рассмотренных условиях плюралистично, существует скорее в форме оценочно-ценностных суждений, более или мнеее рационально обусловленных и эмоционально окрашенных и не переходит, как правило, в поведенческие проявления. Власть контролирует оценки общественности, ограничивает их диапозон, не дает им перехлестнуть за обозначенные ею барьеры. Тем не менее, общественное мнение уже начинает по многим параметрам отвечать условиям политической опосредованности и приобретает существенные черты, приближающие его к качеству социального института. Это подчиненный, ведомый, контролируемый, но уже субъект политического процесса. Сам тип политического режима, в рамках которого существует патерналистский характер взаимоотношения, может быть как демократическим, так и более или менее авторитарным.
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   23


    написать администратору сайта