Главная страница
Навигация по странице:

  • Виды внимания Непроизвольное (пассивное) внимание Произвольное внимание Послепроизвольное (вторично непроизвольное) внимание

  • Виды музыкальной деятельности на уроках музыки в школе. Слушание, восприятие музыки, разучивание, исполнение детских песен.

  • Разучивание, исполнение детских песен

  • Второй этап.

  • Чтобы упражнение принесло должный воспитательный эффект, необходимо соблюдать следующие условия его организации

  • Поручение

  • В настоящее время, восприятие в психологии может быть сгруппировано по нескольким основаниям.

  • В этой связи выделяют такие виды восприятия

  • Вступительное слово учителя

  • Анализ-разбор прослушанного

  • Работу по нравственному воспитанию подрастающего поколения в общем виде можно рассматривать как последовательное решение таких задач

  • Физиологические основы памяти.

  • Процессы памяти 1) Запоминание (запечатление) Запоминание

  • психология. ГОС по педагогике и психологии. Сократ (469399 до н э.), Платон


    Скачать 1.87 Mb.
    НазваниеСократ (469399 до н э.), Платон
    Анкорпсихология
    Дата24.09.2021
    Размер1.87 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаГОС по педагогике и психологии.doc
    ТипЗакон
    #236550
    страница8 из 13
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

    Внима́ние — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект, повышенный интерес к объекту с целью получения каких-либо данных.

    Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчётливости содержания, являющегося предметом деятельности человека.

    Внимание находит себе выражение в отношении субъекта (например, человека) к объекту. За вниманием часто стоят интересы и потребностиустановки и направленность субъекта, другие психологические характеристики личности. Это, прежде всего, вызывает изменение отношения к объекту, выражаемое вниманием — его сознаваемостью. На причины внимания к тому или иному объекту указывают его свойства и качества, взятые в их отношении к субъекту.

    Внимание обусловливает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечивает более полное и отчётливое отражение его в психике. Объект внимания оказывается в центре сознания человека, все остальное воспринимается слабо, неотчётливо, однако направленность нашего внимания может меняться.

    С физиологической стороны это значит, что в коре головного мозга возбуждаются одни нервные центры и тормозятся другие. Иначе говоря, физио­логическая основа внимания — механизм взаимодействия нервных процессов возбуждения и торможения, протекающих в коре голов­ного мозга. Это взаимодействие происходит как вам уже извест­но, на основе установленного И. П. Павловым закона индукции нервных процессов, согласно которому процессы возбуждения, возникающие в одних участках коры головного мозга, вызывают (индуцируют) тормозные процессы в других участках мозга. Если человек сосредоточил внимание на каком-либо предмете, то это и означает, что данный предмет вызвал возбуждение в соответствующем участке коры полушарий, остальные же участки коры оказались заторможенными, вследствие чего человек ничего не замечает, кроме данного

    предмета. Так как то один, то другой объект действительности вызывает возбуждение в мозгу человека, то возникает впечатление что возбужденный очаг в коре полу­шарий как бы перемещается по ней, чем и обусловливается пере­ключение внимания с одного предмета на другой.
    Виды внимания

    Непроизвольное (пассивное) внимание

    Произвольное внимание

    Послепроизвольное (вторично непроизвольное) внимание

    Концентрация

    Объём

    Устойчивость

    Переключаемость

    Распределение


    1. Виды музыкальной деятельности на уроках музыки.


    Виды музыкальной деятельности на уроках музыки в школе.

    Слушание, восприятие музыки, разучивание, исполнение детских песен.

    Музыкальная культура школьников формируется в процессе активной музыкальной деятельности. На уроках музыки учащиеся, знакомясь с инструментальными и вокальными произведениями, учатся понимать их, приобретают знания, умения и навыки необходимые для осознанного, эмоционального, глубокого восприятия музыкального образа.

    Воспитание музыкальной культуры школьников происходит одновременно с развитием у них музыкальных способностей, которые в свою очередь развиваются в музыкальной деятельности. Учащиеся постепенно знакомятся с музыкальной речью и музыкальным языком по принципу постепенно раскручивающейся спирали, осваивают приемы звуковедения и звукоизвлечения, прием правильного дыхания, учатся осознанно анализировать музыкальные произведения, «рисовать» их музыкальный образ, зашифровывать данные произведения в граф-блок схемы.

             Основными видами музыкальной деятельности на уроке музыка являются:

    Слушание, восприятие музыки;

    Разучивание, исполнение музыкального произведения;

    Музыкально-ритмические движения;

    Игра на детских музыкальных инструментах;

    Импровизация и драматизация детских песен.

    Восприятие музыки.

    Восприятие музыки – сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности.

    Музыка воздействует на человека благодаря целому комплексу выразительных средств. Это:

    Ладогармонический склад (лад мажорный, минорный, переменный. Гармонический склад – различные виды аккомпанементов: аккорды мелодические и гармонические в зависимости от музыкального образа произведения.)

    Ритм (песенный, песенно-танцевальный, песенно-маршевый, танцевальный, танцевально-песенный, танцевально-маршевый, маршевый, маршево-песенный, маршево-танцевальный)

    Тембр (окраска голоса или инструмента. В данном случае анализируется какой инструмент или группа инструментов или оркестр может воссоздать определенный  музыкальный образ);

    Темп (скорость исполнения музыкального произведения);

    Динамика (сила; звучания: громко, средне громко, тихо средне тихо и т.д.)

     Восприятие музыки происходит в результате творческой деятельности  слушателя, так как включает его собственный  музыкально-слуховой и жизненный опыт.

    Работу над восприятием музыкального произведения можно условно разделить на четыре этапа.

    Первый этап.

    Эмоциональный рассказ учителя, подготавливающий учащихся к слушанию музыкального произведения. Подготовка школьников к эмоциональному восприятию музыки осуществляется разными методами и приёмами. К ним относятся вступительное слово учителя, использование произведений других видов искусства – литературы, живописи, которые по характеру и настроению созвучны с музыкальным произведением. Перед слушанием музыкального произведения можно дать учащимся задание:

    Определить жанровую принадлежность;

    В какие тона и оттенки можно «окрасить» данное произведение;

    Какие из литературных или живописных фрагментов созвучны данному произведению;

    Попробовать «увидеть» музыкальный образ.

    Определить музыкальную форму;

    Нарисовать граф-блок схему к произведению;

    Музыка выразительная или изобразительная?

    Какой инструмент или инструменты, или какой оркестр исполняет данное произведение?

    Второй этап.

    Непосредственное слушание музыкального произведения (напомнить ребятам, что они в данный момент являются слушателями, а слушатели сидят в удобной для них позе).

    При первом прослушивании произведения учитель слушает вместе с ребятами так, как будто слышит данное произведение в первый раз: внимательно и заинтересованно. При втором прослушивании учитель может комментировать средства музыкальной выразительности, обращая на них ребят.

    Третий этап.

    Третий этап включает в себя анализ прослушанного произведения. Учитель повторно задаёт учащимся вопросы, которые он задавал перед прослушанием музыкального произведения. Ответы должны быть развернутыми, подробными.

    Учащиеся должны суметь отстоять свою точку зрения по тому или иному вопросу. Почему учащиеся «увидели» тот или иной музыкальный образ. Из составленных учителем  двух, трех граф-блок- схем выбрать ту, которая соответствует музыкальному образу данного произведения.

    Четвертый этап.

    Повторное слушание, которое предполагает более глубокое и осмысленное восприятие музыкального языка произведения.

    На данном этапе учитель дает учащимся задание по прослушанному произведению:

    подобрать литературный или стихотворный текст в соответствии с данным музыкальным образам;

    нарисовать иллюстрацию;

     сделать граф-блок схему и т.д.

    Разучивание, исполнение детских песен

    Хоровое пение – один из видов коллективной исполнительской  деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры школьников, их общему и музыкальному развитию; воспитанию духовного мира; становлению мировоззрения, воспитанию творческой личности. Исполнение должно быть выразительное, эмоциональное. Учащиеся должны понимать и чувствовать всю глубину музыкального образа.

    Разучивание песни также делится на четыре этапа.

    Первый этап.

    Эмоциональный рассказ учителя о песне, её истории создания. Перед разучиванием песни можно прочитать стихотворение, небольшой отрывок, созвучные с данной песней. Предложить ребятам угадать о ком или о чем будет эта песня? Попробовать определить ее название.

    Второй вариант задания: прочить стихотворение к данной песни и предложить ребятам побыть композиторами и «сочинить» к данному стихотворению мелодию по Перфокарте.

    Третий вариант: Представить детям две иллюстрации и предложить им выбрать ту, которая бы соответствовала данному стихотворению.

    При этом учащиеся по прослушивании песни, должны ответить на следующие вопросы:

    Кто исполняет песню? (солист, ансамбль, хор: детский, народный или академический)

    Какие инструменты или оркестр сопровождают данную песню?

    В каком жанре написана песня?

    Характер, настроение песни?

    Попробовать определить название песни.

    Предложить учащимся сесть как слушатели и прослушать песню. Слушатели сидят в удобной для них позе.

    Второй этап.

    Непосредственное слушание песни (учитель разрешает детям сидеть как сидят слушатели, то есть в удобной для них позе.)

    Третий этап

    После прослушивания учащиеся отвечают на поставленные вопросы первого этапа, а затем переходят непосредственно к разучиванию песни. Учитель предлагает сесть детям, как исполнители. А исполнители сидят с ровными спинками, ножки упираются в пол. Во время разучивания нужно неоднократно напоминать детям о правильной посадке при разучивании и исполнении песни.

    Разучивание песни происходит по фразам. Учитель пропевает первую фразу, обращая внимание на звуковедение и звукоизвлечение, а также на окончание фраз. Обращается внимание на отдельные гласные и согласные звуки. В конце и середине фразы вместо буквы «г» нужно пропевать «к», «а» пропевается как «о», «я» пропевать как «а», вместо «д» пропеваем «т» и т.д.

     Перед исполнением первой фразы детям дается первый звук, с которого начинается первая фраза, а затем она учится с детьми в рабочем темпе.

    Затем с детьми разучивается вторая фраза по принципу разучивания первой. Перед исполнением второй фразы не забываем давать детям прослушать звук, с которого начинается вторая фраза.

    Соединяем первую и вторую фразу вместе. Третью и четвертую фразу разучиваем по аналогичной схеме. Следим за дыханием, ровным звуковедением, поем, не напрягая голосовые связки, следим за окончанием фраз.

    При разучивании песни могут встретиться незнакомые детям  слова,  смысл которых нужно детям объяснить.

    После работы над отдельными фразами учитель приступает к исполнению всей песни, предварительно повесив плакат с текстом песни, ее рисуночной 

    Четвертый этап.

    На четвертом этапе учитель

    намечает исполнительский план песни (первый куплет поют мальчики, второй – девочки, третий – все вместе. Или запев дети поют по очереди, а припев вместе. Можно выбрать солистов, которым поручить спеть всю песню, а дети оценят их исполнение и т.д.)

    работает с детьми над характером и настроением песни.

    предлагает детям исполнить песню как на концерте.

     На этом же этапе идет работа над драматизацией песни. Дети, исполняя песню, выполняют музыкально-ритмические движения. После разучивания песни детям предлагается

    подобрать дома стихотворение к песне;

     нарисовать рисунки;

    придумать музыкально-ритмические движения;

     изобразить песню в граф-блок схеме;

    хоровое пение как вид искусства.
    Билет №16

    1. Методы формирования общественного поведения: упражнение и приучение, поручение и создание воспитательных ситуаций.

    2. Восприятие и егофизиологические основы. Виды восприятия.

    3. Этапы слушания музыки.


    1.Общественное поведение характеризуется обусловленностью, носит коллективный характер и является сознательным и активным направлением деятельности личности. Именно общественное поведение личности определяет его социальную адаптацию, характеризует способности построения коммуникативных связей и является первичной характеристикой индивида в качестве полноценной личности.
    Общественное поведение является формой взаимосвязи человека с социальной средой его взаимодействия. Такое поведение носит целенаправленный и созидательный характер. Оно определяет иные направления деятельности личности, способствуя интеграции процессов личностного проявления и реализации
    Общественное поведение характеризует действия личности, за счет которых она принимает участие в социальной сфере, взаимодействует с другими социальными объектами и группами.
    По своей структуре общественное поведение представляет собой совокупность следующих компонентов:

    • Поведенческий акт – проявление поведенческих качеств в единичном измерении, характеризующем основные составные части его структуры.

    • Действие – центральный элемент общественного поведения, характеризующийся сознательной направленностью проявления ответной реакции на деятельность окружающих.

    • Поступок – форма поведения личности в социальной среде, отождествляющая его самостоятельный выбор целей и задач, содержания, способов и методов осуществления деятельности.

    • Деяние – комплекс поступков личности, носящий общественную значимость и характеризующийся определенными результатами


    В процессе протекания воспитательной деятельности происходит формирование определенного типа личностного поведения, отвечающего требованиям текущего этапа социального развития. Для этих целей воспитание личности осуществляется посредством деятельностного подхода, в ходе которого осуществляется научное исследование окружающего мира, происходит развитие чувственной и эмоциональной стороны личности, развиваются ее потребности и формируются мотивы действий. В ходе реализации деятельности определенной направленности происходит развитие опыта личности в общественной среде, построении общественных взаимоотношений и формирование общественного поведения.

    Процесс воспитания должен быть ориентирован именно на развитие деятельности, поскольку формирование убеждений и понятий не выступает отражением воспитанности личности. В этой роли могут выступать только определенные действия и поступки. Поэтому основой прохождения воспитательного процесса и его результативности выступает формирование опыта общественного поведении
    В педагогике применяются такие методы формирования опыта общественного поведения:


    • Приучение;

    • Поручение;

    • Упражнение;

    • Педагогическое требование;

    • Метод естественных последствий



    Методика приучения основывается на том, что воспитанники приобщаются к конкретной, тщательно проработанной и просчитанной до мелочей организации их жизнедеятельности. Она строится по определенным правилам и законам, которые необходимо соблюдать, чтобы в итоге у них в сознании были сформированы нормы поведения в социальной среде.
    Данный метод актуально применять на ранних возрастных этапах развития личности. Реализация данного метода на практике включает в себя приемы демонстрации педагогом личностной линии поведения, совершения действий и поступков в конкретных ситуациях, показ картин, чтение рассказов.
    Метод приучения находится в тесной взаимосвязи с методом упражнения. В процессе приучения, воспитанник знакомится с процессами деятельности, а в процессе упражнения делают деятельность личностно значимой.
    Упражнения – это комплекс различных действий учащихся, связанных с выполнением разнородных заданий.

    Чтобы упражнение принесло должный воспитательный эффект, необходимо соблюдать следующие условия его организации:

    • Должно выполняться систематически;

    • Быть доступным и посильным для выполнения;

    • Объем и содержание упражнений должны варьироваться в зависимости от возрастной и индивидуальной специфики развития учащихся;

    • Быть мотивированным к выполнению;

    • По итогам выполнения должен быть проведен анализ и контроль.


    Поручение используется для формирования навыков выполнения положительных действий и поступков в обществе.

    Поручение должно отвечать возможностям воспитанников, чтобы не развить их неуверенность в себя и отказать от выполнения положительных действий. Следует постепенно усложнять поручения, контролировать и оценивать их выполнение, проводить работу над ошибками.
    2.Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
    Восприятие включает ощущение и основывается на нем. При этом всякий перцептивный образ включает целый ряд ощущений, так как любой предмет или явление обладают многими и различными свойствами, каждое из которых способно независимо от других свойств вызвать ощущение. Было бы ошибочным полагать, что такой процесс (от относительно простых ощущений - к сложному образу восприятия) является простым суммированием отдельных ощущений. Восприятие (или отражение) целых предметов или ситуаций гораздо сложнее. Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т. е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высоко уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека.
    Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Так, под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и в конечном итоге в кору головного мозга. Оно поступает в проекционные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация.
    Ощущения могут быть рассмотрены как структурный элемент процесса восприятия. Собственные физиологические механизмы восприятия включаются в процессе формирования целостного образа на последующих этапах, когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга, где и происходит завершение формирования образов явлений реального мира. Поэтому интегративные зоны коры головного мозга, завершающие процесс восприятия, часто называют перцептивными зонами. Их функция существенно отличается от функций проекционных зон.
    В настоящее время, восприятие в психологии может быть сгруппировано по нескольким основаниям.

    Одним критерием подразделения восприятия на виды стала дифференциация в анализаторах, принимающих активное участие в процессах перцепции. Классификация базируется на том, какой анализатор выполняет в восприятии ведущую роль и преобладающее функциональное назначение.

    Простыми словами это подразделение основывается на органах чувств, выполняющих восприятие.

    В этой связи выделяют такие виды восприятия:

    • Визуальное;

    • Акустическое;

    • Осязательное;

    • Кинестетическое;

    • Обонятельное;

    • Вкусовое.


    3.Структура процесса организации слушания музыки представлена следующими этапами:

    1) вступительное слово учителя,

    2) собственно слушание произведения,

    3) анализ-разбор прослушанного,

    4) повторное слушание на новом, более высоком сознательном и эмоциональном уровне,

    5) подведение итога.

    Вступительное слово учителя:

    - его задача: заинтересовать учащихся тем, что предстоит услышать, создать установку на восприятие;

    - вступительное слово может быть совсем коротким или достаточно развернутым, в редких случаях может даже отсутствовать;

    - во вступительном слове начинается формирование центрального понятия урока, поэтому оно должно быть связано с темой и целью урока;

    - вступление может быть построено при помощи сочетания самых различных методов, однако всегда должно быть ярким, образным, точным по смыслу;

    - содержание вступления должно ориентировать детей на понимание выразительной стороны произведения;

    - обязательным завершающим компонентом вступительного слова является постановка перед слушателями задачи, выражающейся в конкретном вопросе

    -задании, которое надо выполнить в процессе восприятия; суть задачи имеет непосредственную связь с темой и целью урока;

    - вступительное слово в целом и задача должны носить проблемно-поисковый характер, не давать готовых понятий, а создавать условия для того, чтобы дети сами смогли в процессе творческого поиска прийти к ответу самостоятельно.
    Слушание произведения:

    - музыка может звучать как в «живом» исполнении, так и в записи;

    - в любом варианте исполнения музыки она должна звучать качественно;

    - необходимо, чтобы во время восприятия в классе была полная тишина, и учащиеся, готовые к ответу, не поднимали бы рук, пока музыка не закончится;

    - учитель должен внимательно слушать музыку вместе с детьми, недопустимо заниматься посторонними делами и демонстрировать свое равнодушие к звучащей музыке.

    Анализ-разбор прослушанного:

    - сначала должна быть решена в процессе беседы с детьми задача, поставленная перед слушанием;

    - в ходе анализа-разбора педагог вводит новую информацию, задает дополнительные вопросы, углубляющие понимание детьми содержания произведения и центральное понятие урока;

    - педагог должен руководить анализом-разбором, не давая готовых ответов, стимулируя творческую инициативу учащихся, самостоятельность их мышления;

    - если в процессе беседы возникает такая необходимость, то можно дополнительно прослушать соответствующие фрагменты произведения;

    - следует помнить, что в процессе разбора основное внимание должно уделяться содержательной, выразительной стороне музыки;

    - данный этап слушания не должен быть излишне затянут, не должен превращаться в «околомузыкальные» разговоры;

    - по завершению разбора педагог подводит ему итог при помощи постановки перед учениками 2-3 вопросов;

    - далее перед школьниками ставится новая задача к повторному слушанию, которая выступает как задание, которое необходимо выполнить в процессе музыкального восприятия.
    Билет №17

    1. Значение и задачи нравственного воспитания Методы нравственного воспитания.

    2. Общее представление о памяти, её физиологические основы. Процессы памяти. Виды памяти.

    3. Этапы разучивания песни.


    1.Главной целью нравственного воспитания является привитие моральных ценностей, формирование устойчивых нравственных качеств, потребностей, чувств, навыков и привычек поведения на основе усвоения идеалов, норм и принципов морали, участия в практической деятельности.
    В целом ученые выделяют такие нравственные качества личности: доброта, честность, справедливость, искренность, достоинство, милосердие, любовь, прощение, великодушие, мудрость, ответственность, верность, толерантность, гостеприимство, открытость, мужество, героизм, согласие, решительность, доброжелательность, правдоподобие, оптимизм, умеренность, кротость, уравновешенность, терпеливость, усердие, инициативность, трудолюбие, самостоятельность, благородство, бережливость и др.
    Работу по нравственному воспитанию подрастающего поколения в общем виде можно рассматривать как последовательное решение таких задач:


    • Расширение, углубление и систематизация знаний человека о моральных нормах и правилах культурного поведения, принятые в обществе.

    • Формирование навыков культурного поведения, соблюдение существующих правил, морально - этических норм, выработка негативного отношения к антиобщественным проявлениям в окружающей жизни.

    • Формирование практических умений и навыков, привычек культурного поведения, заботливого отношения к людям, природе, общественного имущества.

    • Развитие умения справедливо оценивать свои и чужие поступки, обобщать и накапливать опыт нравственного поведения.



    К методам разностороннего воздействия на сознание, волю и чувства относятся методы формирования сознания личности.

    К ним относятся объяснение, увещевание, рассказ, доклад, лекция, разъяснение, диспут, внушение, пример.

    Также к методам нравственного воспитания относятся методы акцентирования ценности, пробуждения адекватных эмоций, ценностных сопоставлений.

    Последовательность этих методов образует механизм присвоения ценностей: их осознание, эмоциональное приятие, включение в систему ценностных ориентаций индивида. Эффективным в духовно-нравственном воспитании является метод совместного поиска, который стимулирует человека в развитии его духовной жизни.

    Совместный поиск содержит проблемную ситуацию (парадокс, сомнение, тайну и т.п.), позиции, мнения, предположения, которые могут помочь разрешить эту ситуацию.
    Одной из эффективной форм воспитания могут быть чтение и анализ художественных произведений. На примере художественных произведений можно анализировать поведение героев, давать оценку их поступкам, выделять позитивные и негативные черты характера героев. В художественных произведениях поднимаются проблемы любви к ближнему, дружбы, справедливости, честности, достоинства, красоты и неповторимости и др. То есть, на примере художественных произведений можно раскрыть суть общечеловеческих ценностей, отграничить положительные от отрицательных и объяснить ребенку, в чем между ними разница.

    Большие возможности в нравственном воспитании имеют словесные методы обучения (объяснения, беседы, рассказы и др.).

    Из практических методов эффективными для решения задач по нравственному воспитанию являются практические работы, которые обеспечивают включение в реальную, связанную с жизнью деятельность.

    Таким образом, обобщение данных предоставляет возможность раскрыть нравственное воспитание как процесс усвоения нравственных ценностей и идеалов, овладение нравственной культурой, формирование устойчивых моральных качеств, развитию нравственного чувства и навыков морального поведения. К методам нравственного воспитания относятся методы формирования сознания, методы убеждения, словесные методы, личный пример и др.
    2.Память – психический процесс, который заключается в отражении прошлого опыта путем его организации и сохранения. Заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. Память связывает прошлое с настоящим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
    В основе памяти лежат ассоциации (или связи). Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Потом по одному из этих предметов мы можем вспомнить второй. Запомнить – вязать что-то, что требуется запомнить, с ем-то уже известным, образовать ассоциацию.
    Физиологические основы памяти.

    В основе памяти лежит свойство нервной ткани изменяться под влиянием действия раздражителя, сохранять в себе следы нервного возбуждения. Прочность следов зависит от того, какие именно следы имели место.

    На первой стадии, непосредственно после воздействия раздражителя, в мозгу происходят кратковременные электрохимические реакции, вызывающие обратимые физиологические изменения в клетках. Эта стадия длится от нескольких секунд до нескольких минут и является физиологическим механизмом кратковременной памяти – следы есть, но они еще не упрочились. На второй стадии происходит биохимическая реакция, связанная с образованием новых белковых веществ, которая приводит к необратимым химическим изменениям в клетках. Это механизм долговременной памяти – следы упрочились, могут существовать долго.

    Процессы памяти
    1) Запоминание (запечатление)

    Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. Запоминание зависит от свойств, интересов, знаний личности.
    На результативность и стратегию запоминания влияют объем материала, степень его однородности и последовательность запоминания.

    Для оценки запоминания, его продуктивности и длительности используется две парадигмы: запоминание с одного раза и запоминание после многократных повторов (насыщенное). Поэтому можно говорить о разной длительности запоминания: краткосрочное, оперативное и длительное.

    По степени активности протекания процесса принято выделять 2 вида запоминания:
    а) преднамеренное (произвольное);
    б) непреднамеренное (непроизвольное).

    Непроизвольное запоминание — сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала без волевых усилий и цели запомнить.
    Произвольное запоминание — специальная деятельность, запоминание с целью сохранения материала в памяти.

    При изучении запоминания используют такие характеристики материала, как его осмысленность и бессмысленность. Так как продуктивность запоминания зависит от осмысленности или бессмысленности материала, то эти характеристики материала используют при описании психического процесса, говоря об осмысленном или механическом запоминании.

    Механическое запоминание — это многократное повторение материала.
    Осмысленное запоминание — это связывание материала с прошлым опытом.

    2) Сохранение

    Всю информацию, которая была воспринята, мы не только запоминаем, но и сохраняем.
    Сохранение — это более или менее длительное удержание в памяти некоторых сведений.


    Прочность сохранения обеспечивается, с одной стороны, осмысленностью запоминаемого материала, с другой — повторениями, которые должны быть разнообразными по содержанию и форме. Определенное время сохранения опыта дает возможность обучения.

    Прочность сохранения предохраняет от забывания.

    3) Воспроизведение (вспоминание) 

    Воспроизведение— это появление в поле сознания образа объекта без повторного восприятия этого объекта.

    В результате этого процесса информация извлекается из долговременной памяти и переводится в оперативную память. В поле сознания появляются образы и представления о ранее воспринятых объектах.
    Узнавание – это воспроизведение какого-либо объекта в условиях повторного его восприятия.  Является генетически более ранним проявлением памяти.
    Узнавание имеет большое жизненное значение. Оно всегда связывает наш опыт с восприятием окружающих объектов и тем самым дает нам возможность правильно ориентироваться в окружающей действительности.

    Точность и скорость узнавания зависят от знакомости и осмысленности материала: знакомый материал узнается точнее, а осмысленный — быстрее. 


    Припоминание — это умственные действия, связанные с поиском, восстановлением и извлечением из долговременной памяти необходимой информации. Связано с необходимостью волевых усилий.

    4) Забывание

    Забывание — это процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможностей припоминания и воспроизведения заученного материала. Впервые это явление исследовал немецкий психолог Герман Эббингауз.

    Основные факторы забывания — это время и степень активности использования имеющейся информации (т.е. забывается то, в чем нет постоянной потребности и необходимости).
    Избирательность забывания проявляется и в том, что детали забываются скорее, а общие положения и выводы сохраняются в памяти дольше.

    Забывание неравномерно. В течение первых 5 дней после заучивания забывание идет быстрее, чем в последующие 5 дней.
    Забывание подразумевает потерю возможности воспроизведения, а иногда и узнавания раннее запомненного. Наиболее часто забывается не значимое.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


    написать администратору сайта