Главная страница
Навигация по странице:

  • Воображение и фантазия.

  • Чувство правды и вера

  • Взаимодействие.

  • Эмоциональная память.

  • Мышечная свобода

  • Логика и последовательность

  • Метод физических действий

  • Внутреннее сценическое самочувствие

  • психология. ГОС по педагогике и психологии. Сократ (469399 до н э.), Платон


    Скачать 1.87 Mb.
    НазваниеСократ (469399 до н э.), Платон
    Анкорпсихология
    Дата24.09.2021
    Размер1.87 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаГОС по педагогике и психологии.doc
    ТипЗакон
    #236550
    страница11 из 13
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

    Эмоции и чувства - это психические процессы, отражающие личную значимость внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний.

    Эмоции и чувства включаются во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления активности личности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

    По своему существу эмоции и чувства -- это тождественные психические процессы, они образуют единую подструктуру личности -- ее эмоциональную сферу. Но вместе с тем эмоции и чувства отличаются друг от друга по ряду параметров

    Эмоции характеризуются тремя компонентами[2]:

    переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции;

    процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма;

    наблюдаемыми выразительными комплексами, в том числе изменениями на лице, жестами, характером голоса и т. п.

    Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений[3].

    Эмоции, как и многие другие психические явления, понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым. В современной науке существует четыре направления в определении связи эмоций и чувств: представление чувств и эмоций тождественными; отношение чувств к одному из видов эмоций; рассмотрение чувства как родового понятия разнообразных эмоций; представление о чувствах и эмоциях как о различных процессах;[4] представление об эмоциях, как о проявлениях предшествующих следующей ступени эволюции - чувствам, которые присущи существам, начиная с определенного уровня сознания.

    Виды чувств:

    Низшие чувства Связаны с удовлетворением базовых физиологических потребностей человека. Например, чувство сытости или жажды, безопасности или покоя. Высшие чувства Проявляют внутренний мир человека. Они связаны с удовлетворением социальных потребностей человека. Они составляют основу всех видов жизнедеятельности человека, облегчая или затрудняя общественную деятельность.

    Нравственные Проявляют отношение человека к людям, к Отечеству, к своей семье, к себе. К этим чувствам причисляют любовь, гуманизм, уважение к Родине, отзывчивость, верность, достоинство. Разнообразие нравственных чувств отображает яркость человеческих взаимоотношений. Данные чувства управляют поведением человека. Эстетические чувства Представляют собой переживание ощущения чего-то прекрасного. Ярче всего эти чувства проявлены при созерцании произведений искусства или природных проявлений. Имеют свое развитие в соответствии с пониманием искусства. Так, например, музыка формирует в человеке музыкальные чувства. Сюда относятся следующие чувства: юмор, сарказм, чуткость, творческое вдохновение, чувство возвышенного состояния. Интеллектуальные чувства Основаны на познании людей, стремлении к удовлетворению любознательности, поиска истины и решения конкретных мыслительных задач. К ним относят заинтересованность, любопытство, чувство таинственности, сомнение, недоумение.

    Социальные чувства Обеспечивают эмоциональное взаимодействие человека с окружающим его миром. Сюда относятся такие распространенные чувства как: справедливость, честь, долг, ответственность, патриотизм, солидарность, а также стеснительность, растерянность, скука, жадность. Рассмотрим некоторые из них подробнее: Страсть – это мощное, захватывающее чувство, преобладающее над другими стремлениями человека. Оно приводит к фиксации внимания человека, всех его сил на объекте страсти. Ненависть – это твердое инициативное негативное чувство, направленное на событие, возражающее потребностям человека, его взглядам и ценностям. Данное чувство способно вызывать не только критическую оценку своего объекта, но и разрушающую деятельность, обращенную к нему. Перед формированием ненависти обычно проявляется сильное недовольство или регулярное накопление отрицательных эмоции. Предметом ненависти тогда может стать истинная или кажущаяся причина событий. Юмор связан со способностью человека замечать противоречия или несоответствия в окружающем мире. Например, подмечать и преувеличивать противоположность позитивных или негативных сторон в каком-нибудь человеке. За юмором подразумевается дружелюбное чувство (соединение забавного и хорошего). За вызывающими хохот несовершенствами подразумевается что-то позитивное, приятное. Ирония сравнивает положительное с отрицательным, идеал противопоставляет фантазии и действительности или соотносит благородное со смешным. Человек ощущает свое превосходство над объектом, вызывающим в нем ироническое чувство. А злобная ирония может превратиться в насмешку или издевательства. Цинизм, это чувство, опровергающее жизненные ценности, а также пренебрежение к устоям общественной морали, правилам поведения. За цинизмом прячется неспособность к усилиям со стороны человека. Сарказм проявляет язвительную насмешку, злую иронию или насмешливые замечания. За сарказмом прячется неспособность к совершению действий.


    1. Опыты и практические работы по познанию мира в классе и на местности, особенности их организации. Познание мира.

     Наблюдения, опыты, эксперименты, логические и творческие задачи в начальной школе - обязательные структурные элементы урока окружающего мира. Это дает возможность учителю организовать познавательную деятельность на высоком уровне самостоятельности, инициативы и творчества.

            Формированию предметных знаний, личностных и метапредметных  умений способствуют  несложные наблюдения и опыты с использованием простейшего лабораторного  оборудования и измерительных приборов,  умение следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов,  делать выводы на основании полученных результатов – важный фактор «роста» наших маленьких исследователей.

            В настоящее время опыт как исследовательский, практический метод обучения следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. В основу его положен собственный исследовательский поиск, а не усвоение детьми готовых знаний, преподносимых педагогом.

             Использование опытов, экспериментов является эффективным средством формирования  особенно познавательных УУД, так  как в  эксперименте используется  система основных приемов мыслительной деятельности. Это:

    • выделение главного;

    • анализ и синтез;

    • сравнение;

    • конкретизация;

    • определение и объяснение понятия;

    • обобщение и систематизация;

    • моделирование;

    • доказательство;

    • объяснение результатов опыта.

            Различают опыты по специфике проведения: демонстрационные, лабораторные (работа детей); по поисковой направленности: традиционные (цель ставитcя учителем) и проблемные (эксперименты, в ходе которых детьми выдвигается гипотеза, намечаются пути выполнения, подбираются материалы).

            Есть ряд методических рекомендаций, которые необходимо учитывать при постановке учащимися опытов:

    • задача исследования должна предусматривать конкретные выводы, которые должны быть подтверждены опытами;

    • необходимо параллельно ставить два похожих опыта, различающихся лишь одной задачей, которую необходимо решить;

    • приёмы проведения опытов должны соответствовать запасу знаний учащихся.

            Эксперимент наряду с другими практическими методами в процессе обучения обеспечивает эмпирический уровень познания и вызывает более активную мыслительную деятельность учащихся.

            Эксперимент или опыт (Экспериме́нт (от лат. experimentum — проба, опыт) в научном методе — метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. ОПЫТ, эмпирическое познание действительности; единство знаний и умений, применяют в тех случаях, когда изучить объект или явление в обычных условиях не представляется возможным, а требуется искусственное создание специальных условий. Или в тех случаях, когда в естественный процесс привносится некоторый искусственный элемент. Например, визуально нельзя обнаружить в почве воздух, чтобы его увидеть, необходимо почву опустить в воду. Наблюдая выделение из почвы пузырьков воздуха, учащиеся убеждаются в том, что почва содержит воздух. Затем, решается вопрос о том, какое значение имеет наличие воздуха в почве, как можно увеличить его содержание.

            Опыт является более сложной формой изучения природы, так как он предполагает:

    •  активное воздействие на изучаемое явление или предмет;

    • умение соотнести наблюдаемые в опыте явления и процессы с тем, что происходит в природе и сделать выводы;

    •  специально подготовленные условия проведения.

    Опыт достигает эффективности при соблюдении определенных условий:

    • тщательный анализ экспериментируемого факта;

    • правильная постановка вопросов для исследования;

    • опыт применяется только в тех случаях, когда экспериментатор в  состоянии подчинить себе явление;

    • наличие предварительного наблюдения.

            Опыт может быть использован на различных этапах урока. При изучении нового материала он выступает как основной источник знаний. При закреплении показывает связь теории и практики. При опросе позволяет определить осознанность усвоенного материала. В некоторых случаях опыт можно использовать для перехода от опроса к теме урока, для того, чтобы выявить представления учащихся по изучаемому вопросу. Опыт ставится тогда, когда в результате беседы о фактах окружающей действительности, известных детям, возникает потребность осознать скрытые причины интересующего явления. По ходу опыта внимание учащихся сосредотачивается на главных моментах явлений с помощью постановки вопросов в определенной последовательности.

    При подготовке опытов учителю необходимо учитывать следующее:

    • соблюдать меру вещества;

    • вещества должны быть доброкачественные;

    • прибор не должен иметь дефектов;

    • всё оборудование готовится заблаговременно;

    • необходим комплект нужного оборудования.

            «Никогда не выносить на урок прибора, не испытав его заблаговременно, не проделав опыт предварительно. Испытание и проверка - самые верные гарантии успеха в классе» - «золотое» правило И.И. Никитинского.

            Основные требования к постановке опытов:

    • ясная постановка цели;

    • чёткая инструкция по технике выполнения с показом технических приемов выполнения и с указаниями на те моменты, за которыми надо наблюдать;

    • проверка усвоения детьми хода предстоящей работы путем пересказа ими данной инструкции;

    • своевременная раздача на столы принадлежностей для опыта;

    • контроль со стороны учителя за самостоятельной работой учащихся;

    • уборка рабочего места;

    • отчет в форме связного рассказа о том, как собирали прибор, какие наблюдали по ходу опыта явления, установления причинно-следственных связей, выводы и обобщения;

    • повторение и закрепление выполненных опытов в тетради. Опыты позволяют реализовать принцип наглядности   обучения.



    Билет №22

    1. Элементы актерского мастерства в педагогической деятельности.

    Инструмент актера - его внутренние (психические) и внешние (физические) данные, называемые Станиславским "элементами творчества". Тело актера, голос, нервы, темперамент являются его орудием труда, объединяя творца и материал в единое целое. Профессиональное сценическое действие возможно лишь при условии виртуозного владения всем спектром своих психофизических данных. К элементам актерского мастерства К.С. Станиславский относит элементы переживания и элементы воплощения:

    1. Внимание. Оно является основой внутренней техники актера. Станиславский считал, что внимание - это проводник чувства. В зависимости от характера объекта различается внимание внешнее (вне самого человека) и внутреннее (мысли, ощущения). Задача актера - активная сосредоточенность на произвольном объекте в пределах сценической среды. "Вижу, что дано, отношусь, как задано" - формула сценического внимания по Станиславскому. Отличием сценического внимания от жизненного является фантазия - не объективное рассмотрение предмета, а его преобразование.

    2. Воображение и фантазия. Для актера фантазировать - значит внутренне проигрывать. Фантазируя, актер НЕ вне себя рисует предмет своего воображения, а самого себя ощущает действующим в качестве образа. Воображая что-то из жизни героя, актер не отделяет себя от него.

    3. Чувство правды и вера. При помощи сценических оправданий, то есть верных и увлекательных мотивировок, актер превращает для себя, а, следовательно, и для зрителя вымысел в художественную правду. Вера актера является следствием его убежденности в правильности того, что он делает на сцене. Зритель верит в то, во что верит актер.

    4. Общение. Актер должен уметь общаться. Для этого нужно не только самому действовать, но и воспринимать действия другого, ставить себя в зависимость от партнера, быть чутким, податливым и отзывчивым ко всему, что происходит на сцене. Не так важно, что происходит в душе актеров, как то, что происходит МЕЖДУ ними.

    5. Взаимодействие. Взаимодействие с партнером - основной вид сценического действия. Оно вытекает из самой природы драматического искусства. В процессе сценического взаимодействия раскрываются идея пьесы и характеры действующих лиц, то есть достигается главная цель

    6. Эмоциональная память. Актер может вызвать в себе то или иное чувство исходя из своего собственного эмоционального опыта. Возникнув первоначально, как оживление многократно испытанного в жизни, сценическое чувство в дальнейшем приводится в связь с вымышленными сценическими поводами.

    7. Мышечная свобода - умение актера естественно выполнять самые разнообразные движения. Это состояние организма, при котором на каждое движение тела в пространстве затрачивается столько мускульной энергии, сколько это движение требует. Знание дает уверенность, уверенность порождает свободу, а она, в свою очередь, находит выражение в физическом поведении человека.

    8. Действие. Волевой акт человеческого поведения, направленный к определенной цели - классическое определение действия. Актерское действие - единый психофизический процесс достижения цели в борьбе с предлагаемыми обстоятельствами малого круга, выраженный каким-то образом во времени и пространстве. В действии наиболее наглядно появляется весь человек, то есть единство физического и психического. Актер создает образ при помощи своего поведения и действий. Воспроизведение этого (поведения и действий) и составляет сущность игры.

    9. Логика и последовательность мысли, чувствования, действия (внутреннего и внешнего), хотения, задач, стремления, вымысла, воображения. За исключением отдельных случаев, все в жизни, а следовательно, и на сцене должно быть логично и последовательно.

    10. Мы добиваемся этого на физических действиях.

    11. Метод физических действий. Заключается в том, что заставляет актера фантазировать, оправдывать, наполнять физическое действие психологическим содержанием. Физические действия становятся катушкой, на которую наматывается все остальное: внутренние действия, мысли, чувства, вымыслы, воображение.

    12. Внутреннее сценическое самочувствие. Правильность внутреннего самочувствия актера проявляется в том, что на все, что происходит на сцене, актер реагирует в качестве данного действующего лица свободно и непосредственно, именно так, как это обычно бывает в действительной жизни. Никакого насилия, никакого принуждения, полная свобода - вот основной признак внутреннего сценического самочувствия.


    1. Общее понятие о воле, анализ волевого действия. Волевые качества личности.

    Во́ля — это способность индивида сознательно и целенаправленно регулировать и контролировать своё поведение и деятельность, выражающаяся в умении мобилизовать психические и физические возможности для преодоления трудностей и препятствий, стоящих на пути к поставленной цели.[источник не указан 804 дня]

    Важнейшая характеристика волевого поведения — самоопределение. Человек действует произвольно, не подчиняется воздействию внешних причин. Произвольность и надситуативность — главные принципы волевого поведения.

    Волевое усилие — это акт проявления, который направлен на мобилизацию всех психических и физических возможностей человека, направленных на преодоление препятствий в процессе деятельности.

    Волевые процессы бывают простые и сложные. К первым можно отнести те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться.
    Но нередко приходится колебаться в выборе цели действия, при различных, иногда противоречивых мотивах, или испытывать трудности, решая, каким образом действовать. В этих случаях волевое действие приобретает сложный характер и состоит из двух этапов: 1) подготовительного и 2) исполнительного.
    Подготовительный этап включает намерение, осознание цели, иногда борьбу мотивов, принятие решения, выбор методов, какими будет вестись работа. Так, если молодой человек имеет намерение поступить в вуз, он определяет цель, ради которой хочет получить высшее образование, решает вопрос о том, в какое учебное заведение ему поступить, на какой факультет и т. п., думает над тем, как он будет готовиться в институт: самостоятельно или поступит на курсы по подготовке в вуз.

    В каждом волевом действии можно выделить два этапа. Пер¬вый — подготовительный этап, этап мысленного действия, обду¬мывания, на котором осознается цель, определяются пути и сред¬ства достижения цели и принимается решение; второй — испол¬нительный этап, на котором происходят выполнение принятого решения и самооценка выполненного действия.
    Подготовительный этап. Всякое волевое действие как действие целенаправленное всегда начинается с постановки и ясного осознания цели действия. Прежде чем действовать, надо осознать, для чего действовать, что человек стремится достигнуть в резуль¬тате действия. Очень важно также осознать значение цели. Если человек осознает, что поставленная им цель имеет не только лич¬ное, но и большое общественное значение, он становится способ¬ным к преодолению значительных трудностей.
    Важно и осознание доступности цели. Постановка целей, кото¬рых данный человек не в силах достичь, создает привычку не до¬водить начатое дело до конца. Однако легкодоступные цели не раз¬вивают воли, не вырабатывают умения бороться с трудностями, преодолевать препятствия. Цели действия должны быть доступны человеку, но требовать больших усилий для их достижения. Только такие цели определяют подлинно волевое поведение.
    Для правильной оценки волевого действия необходимо знать и мотивы (побуждения), которые определили постановку данной цели, побудили человека действовать. Каждое действие человека совершается для чего-то (цель) и почему-то (мотив).

    Подготовительный этап волевого действия завершается приня¬тием определенного решения.
    Исполнительный этап. Следующий, важнейший этап всякого волевого действия — исполнение принятого решения. Конечно, воля проявляется и в принятии решения (которое иногда тоже может требовать больших усилий), но это одно еще не дает права считать человека волевым. Человек, который только ставит перед собой пусть самые возвышенные, самые важные цели, только принимает решения, но не претворяет их в жизнь, не доводит дело до конца,— человек безвольный.
    Исполнение может иметь двоякую форму: форму внешнего действия (внешний волевой поступок) и форму воздержания от внешнего действия (внутренний волевой поступок). Когда, например, ученик воздерживается от подсказки (а ему очень хочется подсказать товарищу), от желания грубо ответить стар¬шему, волевое действие выражается в отсутствии действия.
    Если человек отходит от принятой цели, то он проявляет недостаток воли. Разумеется, в тех случаях, когда меняются обстоятельства, возникают какие-то новые условия и выполне¬ние ранее принятого решения становится нерациональным, необ¬ходим сознательный отказ от принятого решения. Волевой че¬ловек должен уметь, когда это нужно, отказаться от намеченного действия, принять новое решение, иначе это уже будет не прояв-ление воли, а бессмысленное упрямство.
    Результатом волевого действия является достижение цели. Завершается волевое действие его самооценкой: человек оцени¬вает избранные им способы достижения цели, затраченные усилия и делает соответствующие выводы для будущего.

    1. Наблюдение – ведущий метод изучения природы в начальных классах.


    Наблюдение - это целенаправленное восприятие предметов и явлений природы, в процессе, которого выделяют общие и отличительные признаки, устанавливают закономерность и на основе этого делают определения, выводы и обобщения [3, с.29].

    Наблюдение как один из основополагающих методов обучения по природоведению известен очень давно, но в современной методике преподавания не утратил своей актуальности, а, наоборот, приобрел, все новые черты и является для естественных дисциплин обязательным. Еще Н.К. Крупская писала о необходимости учить детей наблюдать и прививать им культуру наблюдения. В процессе наблюдения у учащихся формируются умения наблюдательности (умения видеть, подмечать, объяснять явления природы). Наблюдения способствуют умственному развитию младших школьников, т.к. увиденное в природе или в классе вызывает у детей стремление не только запомнить явление, но и объяснить его. Дети анализируют, сопоставляют, сравнивают известные факты, делают обобщения и выводы, что способствует развитию памяти, логического мышления и тесно связанной с ними речи. Не случайно большое значение наблюдениям в природы как средству развития логического мышления придавал К.Д. Ушинский:". считаю эти предметы самыми удобными, чтобы приучить детский ум к логичности. По моему убеждению, логика природы есть самая полезная логика для детей" [28, с. 206 - 207].

    Наблюдение есть научный метод, с помощью которого учащиеся готовятся к проведению наиболее сложных научных исследований - постановке и проведению опытов.

    В процессе наблюдения за объектами и процессами природы необходимо выявить их существенные признаки, что является важнейшей ступенью в формировании понятий.

    Приемам наблюдения необходимо научить всех учащихся. Это требование предъявляется в первую очередь к учителю начальных классов. Младшие школьники должны уметь наблюдать за предметами и объектами и выделять в них общие и отличительные признаки, за явлениями природы и фиксировать их изменения, за работой приборов, машин и механизмов и объяснять способы их действий.

    Следует различать наблюдения научные и учебные. В научных наблюдениях результат заранее не известен, а в учебных - учащиеся приходят "к открытию" уже известного. Но путь познания в том и другом случае осуществляется по одинаковому "сценарию" с учетом, разумеется, возраста наблюдателей и сложности поставленных задач [10, с.321].

    Отличается учебное наблюдение и от созерцания, так как при созерцании, отсутствует заранее намеченный план восприятия и нет состава аналитической мыслительной деятельности по изучению наблюдаемого объекта. Продуктом созерцания становится целостное, преимущественно эмоционально образное восприятие объекта созерцания. При наблюдении обычно выделяют существенные и варьирующие признаки наблюдаемого явления.

    Целью учебного наблюдения может быть простое накопление каких-либо фактов, всестороннее чувственное восприятие или исследование объекта наблюдения и вскрытие закономерностей.

    Для достижения этих целей необходима предварительная работа по подготовке наблюдений. Она в основном сводится к следующему:

    1. Познакомить учащихся с объектом и целью наблюдения.

    2. Разработать и записать в рабочей тетради план наблюдения.

    3. Познакомить с ходом и рекомендуемыми приемами наблюдения, правилами фиксирования фактов.

    4. Предъявить о Наблюдать можно не только объекты и явления в естественной среде, но и их отражения и изображения в различных средствах обучения: картинах, фотографиях, объемных моделях, слайдах, кинофильмах. Демонстрация учебных фильмов и диафильмов выполняет функции методов в том случае, если соблюдаются соответствующие требования: содержание фильмов должно быть связано с темой и целями урока; до урока фильм просматривается учителем и делается анализ его содержания; заранее составляется задание для учащихся.бразы описаний и выводов.


    Билет №23

    1. Игровая технология обучения.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


    написать администратору сайта