Главная страница
Навигация по странице:

  • Эмоциональная память

  • Двигательная память

  • Словесно — логическая память

  • Работу по нравственному воспитанию подрастающего поколения в общем виде можно рассматривать как последовательное решение таких задач

  • 3.

  • Первая группа задач эстетического воспитания

  • Вторая группа задач эстетического воспитания

  • В развитии речи выделяются следующие основные направления

  • Практический пример

  • психология. ГОС по педагогике и психологии. Сократ (469399 до н э.), Платон


    Скачать 1.87 Mb.
    НазваниеСократ (469399 до н э.), Платон
    Анкорпсихология
    Дата24.09.2021
    Размер1.87 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаГОС по педагогике и психологии.doc
    ТипЗакон
    #236550
    страница9 из 13
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

    Виды памяти


    1)  Образная память 

    Образная память— это память на представления, картины природы и жизни, а так же звуки, запахи, вкусы, т.е. это память на раннее воспринятое через органы чувств.

    Суть в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом. Причем со временем эти различия могут углубляться.

    2) Эмоциональная память

    Эмоциональная память — это память на чувства, эмоции, настроение.
    Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Человек может вновь радоваться, вспомнив счастливое событие, краснеть припомнив неловкий поступок. 

    3) Двигательная (моторная) память

    Двигательная память — это запоминание, хранение и воспроизведение различных движений.Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы и письма. 

    4) Словесно — логическая память

    Словесно — логическая память — это запоминание и воспроизведение наших мыслей.
    Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, мы помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями.

    3.Способы разучивания школьной песни различны, можно установить лишь последовательность главнейших моментов этого процесса:

    · 1) краткое вступительное слово педагога;

    · 2) исполнение (показ) песни учителем;

    · 3) беседа с детьми о песне;

    · 4) чтение поэтического текста песни;

    · 5) разучивание песни (репетиционный план).

    В разучивании песни можно выделить три этапа: ознакомление и усвоение первого куплета, разучивание всей песни, закрепление и художественное исполнение песни.

    Важен выбор песни. На первых порах школьные песни должны отвечать следующим требованиям: а) по форме - крайне лаконичные, не более одного периода; б) по мелодии - яркие, выразительные, напевные; в) по ритму - весьма простые, чередование не более 2 - 3 видов длительностей; г) голосоведение - ясное, естестественное, склад диатонический; д) диапазон голосовых партий не должен превышать октавы. Этим требованиям, скорее всего, отвечают народные песни, обладающие высокими

    художественными достоинствами и легко усваиваемые детьми. Если песня нравится детям, то легче преодолеваются трудности по ее разучиванию, поэтому песни надо выбирать мелодичные, веселые, запоминающиеся, с интересным текстом. Нужно учитывать, что постепенное нарастание трудности поставленных учителем задач должно сочетаться с включением в работу более сложных песен и непременно привлекательных для детей своей мелодией и текстом. Это обеспечит атмосферу увлеченности пением на уроке в школе.

    В кратком вступительном слове учителю следует сообщить детям название песни, рассказать о том, кто ее сочинил. В зависимости от характера песни необходимо сказать несколько слов о ее содержании. Пояснения должны быть очень краткими и образными, тогда они достигнут своей цели.

    Разучивание песни на уроке обычно начинается ее повторным исполнением учителем. В процессе репетиционной работы над песней используются учебно-ролевые игры и учебные задания, разучивание по фразам. В этот период работы преподавателю следует обращать внимание детей на правильность звуковысотного интонирования мелодии песни, ритмическую четкость, правильность певческого дыхания и звукообразования, выразительность динамики и дикции. Несложные одноголосные запевы в народных песнях лучше разучивать полностью, не разделяя на фразы. Сначала учитель пропевает фразу или целиком запев песни 2 - 3 раза. Дети внимательно слушают, а затем сами поют этот же фрагмент песни. Перед началом пения необходимо интонационно-чисто выстроить первый звук. Нужно помнить, что у многих детей в школе плохо развиты музыкальные слух и память. Поэтому необходимо многократное повторение учащимися одной и той же фразы. Но при этом нужно выдвигать разные учебные задачи. Выученные детьми фразы соединяются в предложения, предложения - в периоды.

    Билет №18

    1. Значение и задачи нравственного воспитания. Методы нравственного воспитания.

    2. Виды мышления. Индивидуальные особенности мышления.

    3. Характеристика детских музыкальных инструментов.

    1.Главной целью нравственного воспитания является привитие моральных ценностей, формирование устойчивых нравственных качеств, потребностей, чувств, навыков и привычек поведения на основе усвоения идеалов, норм и принципов морали, участия в практической деятельности.

    В целом ученые выделяют такие нравственные качества личности: доброта, честность, справедливость, искренность, достоинство, милосердие, любовь, прощение, великодушие, мудрость, ответственность, верность, толерантность, гостеприимство, открытость, мужество, героизм, согласие, решительность, доброжелательность, правдоподобие, оптимизм, умеренность, кротость, уравновешенность, терпеливость, усердие, инициативность, трудолюбие, самостоятельность, благородство, бережливость и др.

    Работу по нравственному воспитанию подрастающего поколения в общем виде можно рассматривать как последовательное решение таких задач:

    • Расширение, углубление и систематизация знаний человека о моральных нормах и правилах культурного поведения, принятые в обществе.

    • Формирование навыков культурного поведения, соблюдение существующих правил, морально - этических норм, выработка негативного отношения к антиобщественным проявлениям в окружающей жизни.

    • Формирование практических умений и навыков, привычек культурного поведения, заботливого отношения к людям, природе, общественного имущества.

    • Развитие умения справедливо оценивать свои и чужие поступки, обобщать и накапливать опыт нравственного поведения.

    Методы нравственного воспитания – это пути и способы формирова¬ния духовно-нравственного сознания, развития мораль¬ных чувств и выработки навыков и привычек поведения.

    К методам разностороннего воздействия на сознание, волю и чувства относятся методы формирования сознания личности. К ним относятся объяснение, увещевание, рассказ, доклад, лекция, разъяснение, диспут, внушение, пример.

    Также к методам нравственного воспитания относятся методы акцентирования ценности, пробуждения адекватных эмоций, ценностных сопоставлений. Последовательность этих методов образует механизм присвоения ценностей: их осознание, эмоциональное приятие, включение в систему ценностных ориентаций индивида.

    Эффективным в духовно-нравственном воспитании является метод совместного поиска, который стимулирует человека в развитии его духовной жизни. Совместный поиск содержит проблемную ситуацию (парадокс, сомнение, тайну и т.п.), позиции, мнения, предположения, которые могут помочь разрешить эту ситуацию.

    Большие возможности в нравственном воспитании имеют словесные методы обучения (объяснения, беседы, рассказы и др.). Из практических методов эффективными для решения задач по нравственному воспитанию являются практические работы, которые обеспечивают включение в реальную, связанную с жизнью деятельность.

    Таким образом, обобщение данных предоставляет возможность раскрыть нравственное воспитание как процесс усвоения нравственных ценностей и идеалов, овладение нравственной культурой, формирование устойчивых моральных качеств, развитию нравственного чувства и навыков морального поведения.

    К методам нравственного воспитания относятся методы формирования сознания, методы убеждения, словесные методы, личный пример и др.

    2.Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление.

    Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С началом школьного обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка (Л.С. Выготский) и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер.

    Ранее было принято считать, что для детей младшего школьного возраста ведущим является конкретно-образное мышление, однако в настоящее время, в первую очередь благодаря работам Д. Б. Эльконина, В.В. Давыдова и их сотрудников, доказано, что дети этого возраста имеют гораздо большие познавательные возможности, что позволяет развивать у них основы теоретических форм мышления.

    Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны.

    Ребенок, особенно 7-8 летнего возраста, обычно мыслит конкретными категориями, опираясь при этом на наглядные свойства и качества конкретных предметов и явлений, поэтому в младшем школьном возрасте продолжает развиваться наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, что предполагает активное включение в обучение моделей разного типа (предметные модели, схемы, таблицы, графики и т.п.)

    Блонский П.П. пишет: "Книжка с картинками, наглядное пособие, шутка учителя - все вызывает у них немедленную реакцию. Младшие школьники находятся во власти яркого факта, образы, возникающие на основе описания во время рассказа учителя или чтения книжки, очень ярки".

    Младшие школьники склонны понимать буквально переносное значение слов, наполняя их конкретными образами. Ту или иную мыслительную задачу учащиеся решают легче, если опираются на конкретные предметы, представления или действия. Учитывая образность мышления, учитель принимает большое количество наглядных пособий, раскрывает содержание абстрактных понятий и переносное значение слов на ряде конкретных примеров. И запоминают младшие школьники первоначально не то, что является наиболее существенным с точки зрения учебных задач, а то, что произвело на них наибольшее впечатление: то, что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно и ново.

    Наглядно-образное мышление очень ярко проявляется при понимании, например, сложных картин, ситуаций. Для понимания таких ситуаций требуется ориентировочная деятельность. Понять сложную картину - это значит понять ее внутренний смысл. Понимание смысла требует аналитико-синтетической работы, выделения деталей сопоставления их друг с другом. В наглядно-образном мышлении участвует и речь, которая помогает назвать признак, сопоставить признаки. Только на основе развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления начинает формироваться в этом возрасте формально-логическое мышление.

    Мышление детей этого возраста значительно отличается от мышления дошкольников: так если для мышления дошкольника характерно такое качество, как непроизвольность, малая управляемость и в постановке мыслительной задачи, и в ее решении, они чаще и легче задумываются и над тем, что им интересней, что их увлекает, то младшие школьники в результате, обучения в школе, когда необходимо регулярно выполнять задания в обязательном порядке, научиться управлять своим мышлением.

    Учителя знают, что мышление у детей одного и того же возраста достаточно разное встречаются такие дети, которым трудно и мыслить практически и оперировать образами, и рассуждать, и такие, которым все это делать легко.

    О хорошем развитии наглядно-образного мышления у ребенка можно судить по тому, как он решает соответствующие этому виду мышления задачи.

    Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем такого рода занятий сокращается. Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности.

    В этом отношении наиболее показательно мышление первоклассников. Оно преимущественно конкретно, опирается на наглядные образы и представления. Как правило, понимание общих положений достигается лишь тогда, когда они конкретизируются посредством частных примеров. Содержание понятий и обобщений определяется в основном наглядно воспринимаемыми признаками предметов.
    3.Игра на музыкальных инструментах - один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности.

    Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.

    В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Одни из них созданы на основе народных (трещотка, бубен, барабан, деревянные ложки), другие - по типу инструментов симфонического оркестра (арфа, ксилофон, металлофон). Среди детских музыкальных инструментов и игрушек есть все основные группы: ударные, духовые, струнные, клавишные, клавишно-язычковые.

    Ударные инструменты и игрушки (как и инструменты, по типу которых они созданы) разделяются на имеющие звукоряд и не имеющие его. К первой группе относятся металлофон и ксилофон. Они могут иметь диатонический и хроматический звукоряд. На инструментах с хроматическим звукорядом (вторым ярусом пластин, соответствующим черным клавишам на фортепиано) можно подбирать любую мелодию с любой ноты, что облегчает их применение. Изготовлены они по образцам инструментов, созданных К. Орфом, звучат очень красиво, чисто настроены. Имеются два варианта палочек, которыми ударяют по пластинам, с деревянными или резиновыми шариками на концах. Это позволяет разнообразить тембр инструментов: при ударе деревянной палочкой извлекается яркий, звонкий звук, резиновой - более приглушенный, мягкий.

    Выразительные возможности ударных инструментов, не имеющих звукоряда, очень велики. Это большая группа инструментов. Одни из них обладают «cтyчащим» тембром: деревянные ложки, трещотка, кастаньеты, палочки; другие (металлические или имеющие металлические части) - «звенящим» тембром: треугольник, румба, тарелки, колокольчик, бубенцы; третьи (по типу погремушек) имеют «шуршащий» тембр: маракасы, погремушка, коробочка. Барабан и бубен обладают более гулким, резонирующим звучанием.

    Билет №19

    1. Основные цели и задачи эстетического воспитания. Средства эстетического воспитания.

    2. Речь и ее функции. Единство мышления и речи. Виды речи.Развитие речи у детей.

    3. Материальная база по познанию мира. Уголок живой природы.


    1.Понятие и содержание эстетического воспитания Эстетическое воспитание является неотъемлемой частью формирования и становления личности ребенка. Каждый ребенок с момента своего рождения начинает исследовать и изучать такие проявления как доброта, красота, многогранность окружающего мира и социума и т.д. Именно поэтому очень важно начинать эстетическое воспитание детей с самых первых дней.

    Процесс эстетического воспитания, а именно его содержание зависит от возраста детей, то есть от их возрастных особенностей и потребностей. Воспитание осуществляется поэтапно, постепенно усложняя получаемые детьми знания.

    Воспитательный процесс у дошкольников осуществляется через игру. Во время игры, дети воспроизводят известные им эстетические правила, подражают эталону культурного общения и поведению человека в социуме, тем самым происходит последовательное восприятие и принятие ребенком окружающего мира.

    С возрастом у детей возникает желание наблюдать за произведениями искусства, им становятся интересны театральные постановки, выставки картин и т.д. Взрослые должны стремиться удовлетворять данную потребность детей, так как через культурное обогащение происходит эстетическое воспитание ребенка, формируется его эстетическое сознание и компетенции.

    Первая группа задач эстетического воспитания – направление на формирование у детей эстетического отношения к окружающему или происходящему.

    Задачи первой группы:

    • Формирование чувственной личности каждого ребенка;

    • Формирование и развитие умения видеть красоту и индивидуальность в окружающих людях, природе, природных явлениях, искусстве, социуме и т.д.;

    • Ознакомление с основными эталонами и индивидуальными проявлениями культурных качеств личности;

    • Формирование словарного запаса ребенка, введение эстетически правильных слов в повседневный лексикон;

    • Понимание ребенком сути прекрасного;

    • Формирование у каждого ребенка индивидуального отношения к прекрасному, способности его самостоятельно описать и охарактеризовать, красочно и точно выразить свои эмоции;

    • Эмоциональное развитие личности каждого ребенка.


    Вторая группа задач эстетического воспитания – педагогические задачи заключаются в побуждении детей к художественно-эстетической деятельности, становлении и получении определенных навыков и способностей. Для приобщения школьников и дошкольников к искусству/культуре используются различные методы (к примеру, рисование, лепка, пение, танцы, чтение стихов). Кроме того, формируется желание привносить и применять полученные умения в реальной жизни.
    2.Речь младшего школьника является не только средством общения, но и объектом познания, выполняет коммуникативную, регулятивную и планирующие функции. У младших школьников сильно выражена потребность в общении, которая определяет развитие речи. Этому способствуют слушание, беседы, споры, рассуждения и др.
    Эгоцентрическая речь, т. е. речь ребенка, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность, переходит во внутренний план, интериоризуясь и превращаясь во внутреннюю речь. Это не значит, что эгоцентрическая речь перестает использоваться. Младшие школьники часто проговаривают вслух то, что делают. В младшем школьном возрасте речь может использоваться как речь внутренняя по функции и внешняя по строению. По мере развития ребенка эгоцентрическая речь все чаще заменяется беззвучной внутренней речью, которая отличается отрывочностью, фрагментарностью, ситуативностью, свернутостью, осуществляется через размышление, планирование действий, диалог с самим собой, беседу с воображаемым партнером, выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. 
    В развитии речи выделяются следующие основные направления:

    • работа над словом (лексический уровень);

    • работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень);

    • работа над связной речью (уровень текста);

    • произносительная работа – дикция, орфоэпия, выразительность, просодия, исправление произносительных недостатков.

    Данные направления развиваются параллельно, хотя находятся в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для составления словосочетаний и предложений; первое и второе подготавливают связную речь младшего школьника. В свою очередь, связные рассказы и сочинения выступают средством обогащения словаря и т. д.

    Развитие речи происходит с помощью специального арсенала методических средств, различных видов упражнений, наиболее важными из которых являются упражнения в связной речи (рассказы, пересказы, сочинения и пр.), поскольку они развивают все виды речевых умений на лексическом, синтаксическом уровнях, логические, композиционные умения и др.

    Практический пример

    Разнообразие видов пересказа вносит оживление в уроки, вызывает интерес и эмоциональную включенность младших школьников в учебный процесс: пересказ, близкий к тексту образца; сжатый пересказ; пересказ с изменением лица рассказчика; пересказ от лица одного из персонажей; драматизированный пересказ; пересказ с творческими дополнениями и изменениями; пересказ по опорным словам, картинкам-иллюстрациям и др.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


    написать администратору сайта