русский язык и культура речи. Современный русский литературный язык социальная и функциональная дифференциация
Скачать 2.42 Mb.
|
ГЛАВА 3 УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РАЗНОВИДНОСТИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА 3.1.Основания классификации разновидностей речи Общение — сложное явление, обладающее множеством признаков. Поэтому и классификации общения строятся на значительном количестве различных оснований. Анализ лингвистической литературы по данному вопросу [93; 35; 47; 64] позволяет выдвинуть следующие основания класссификации разновидностей речи:
Русский литературный язык существует в устной и письменной форме. Они находятся в сложном единстве и в социально-речевой практике занимают примерно одинаковое место по своей значимости. В Энциклопедии «Русский язык» даются такие определения устной и письменной речи: Устная речь, речь звучащая, произносимая, форма существования языка, противопоставленная письменной речи. Устная речь является первичной формой существования языка [126, с. 363]. Письменная речь — речь, изображенная на бумаге (или какой-либо другой поверхности: пергаменте, бересте, камне, полотне и т.п.) с помощью специальных графических знаков (знаков письменности), предназначенных для изображения звуков речи. Письменная речь — одна из форм существования языка, противопоставление устной речи. Письменная речь является вторичной, более поздней по времени возникновения формой существования языка, чем речь устная [126, с. 205]. Литературная речь — ведущая форма существования русского языка. Она рассчитана на сознательный подход к системе средств общения, при котором осуществляется ориентация на определенные нормы. Эти нормы зафиксированы в словарях, справочниках, учебниках. Распространению норм способствуют школа, учреждения культуры, средства массовой коммуникации. Литературная речь отличается универсальностью в сфере функционирования. Как отмечал JI.A. Булаховский, устная и письменная разновидности литературного языка «связаны тысячами переходов друг в друга» [14, с. 410]. Психологи объясняют эту органическую связь между устной и письменной речью тем, что в основе обеих форм лежит внутренняя речь, в которой начинает формироваться мысль. В условиях реальной коммуникации наблюдается постоянное взаимопроникновение названных форм речи. Устная речь может быть записана (на бумаге или при помощи технических средств). Любой письменный текст может быть произнесен вслух. Существуют жанры письменной речи, предназначенные для последующего озвучивания: драматургия, ораторские произведения. В литературных произведениях нередко присутствуют диалоги и монологи персонажей, присущие устной спонтанной речи. В настоящее время устная речь, по словам В.Г. Костомарова, «не только перегнала письменную по возможностям фактического распространения, но и приобрела перед ней важное преимущество — моментальность передачи информации» [55, с. 176]. Между устной и письменной формами речи существуют 'различия психолого-ситуативного характера. В процессе устного речевого акта говорящий и слушающий не только слышат, но и нередко видят друг друга. В зависимости от реакции слушающего говорящий может изменить содержание или/и форму высказывания. Устная речь рассчитана на слуховое восприятие. Ее буквальное воспроизведение, как правило, не требуется; если же это понадобится, то возможно лишь при помощи специальных технических устройств. Говорящий высказывается «набело», редко исправляя что-либо по ходу изложения. При письменном общении пишущий не видит и не слышит адресата, он может лишь мысленно представить конкретного или потенциального будущего читателя. Письменная речь не зависит от реакции адресата. Она рассчитана на зрительное восприятие. Читатель может неоднократно возвращаться к написанному. Пишущий может многократно совершенствовать написанное. Письменное общение, будучи ограниченным в одном, существенно расширяет коммуникативные возможности в другом: делает общение более фиксированным, более точным, связывает общение людей прошлого, настоящего и будущего, выступает основой таких важных видов деятельности, как, например, деловая или научная. «Поэтому письменное общение отличается от устного также тем, кто им преимущественно пользуется, когда, для чего, какие выбирает речевые средства» [35, с. 21]. Соответственно, требования культуры устной и письменной речи неодинаковы. Итак, устная и письменная формы речевого общения имеют сходство и различия. Сходство — в существовании общей основы — литературного языка и примерно равного соотношения в коммуникативной практике. Различия — в средствах выражения. Устная речь связана с интонацией, мелодикой, невербальными средствами общения; она более «привязана» к разговорному стилю. Письмо использует графические знаки, чаще — книжный язык с его нормированностью и функционально связано с книжными стилями. 3.2.Устная и письменная речь Устная речь — это тип речи, оформляющийся с помощью звуков и характеризующийся такими признаками, как многоканальность, спонтанность, необратимость. Подлинная устная речь создается в момент говорения. Материальной формой устной речи являются звуковые волны, т.е. произносимые звуки, представляющие собой результат сложной деятельности речевого аппарата человека. С этим связаны богатые интонационные возможности устной речи. Интонация создается мелодикой речи, интенсивностью, деятельностью, темпом речи и тембром произнесения. Значительную роль в устной речи играют место логического ударения, четкость произношения, паузирование. При непосредственном общении восприятие устной речи слушателем (или слушателями, отсюда — многоканальность общения) происходит одновременно и по слуховому, и по зрительному каналам. Поэтому оказываются значимыми и экстралингвистические факторы (пространственное расположение коммуникантов, ситуация общения, настроение собеседников и т.п.), и невербальные средства общения (жесты, мимика, расположение поз и др.). Из этого следует, что культура устной словесной коммуникации не может сводиться лишь к вербальной составляющей общения. Одно из главных свойств устной речи — необратимость, поступательный и линейный характер. Нельзя вернуться в какой-то момент устной речи еще раз. Говорящий мыслит и произносит высказывание одновременно. В зависимости от различных обстоятельств и речевого опыта говорящего его устная речь может быть гладкой, плавной или прерывистой, фрагментарной. Учитывая реакцию слушателей, говорящий может интонационно выделять наиболее существенные моменты речи, использовать повторы, уточнения, давать автокомментарии. Устная речь может быть подготовленной и неподготовленной. Подготовленная устная речь (доклад, лекция) характеризуется продуманностью, четкой структурой, определенным отбором языковых средств. Но при этом говорящий все же стремится к тому, чтобы речь была непринужденной, «не по-написанному», походила на непосредственное общение. Чаще всего устная речь бывает неподготовленной. Неподготовленная устная речь характеризуется спонтанностью. Неподготовленное устное высказывание формируется постепенно, по мере осознания того, что следует сказать далее, что нужно повторить или уточнить. Поэтому в спонтанной речи наблюдаются более длительные остановки, паузы (между словами, сочетаниями слов, предложениями, частями высказывания), повторения отдельных слов и даже звуков («э-э»), срывы начатых конструкций. Устной речи присущи меньшая лексическая точность, даже наличие речевых ошибок; короткие предложения, часто неполные по смыслу и структуре; причастные и деепричастные обороты нередко заменяются сложными предложениями. Устная речь так же, как и письменная, нормирована и регламентирована, однако нормы устной речи — другие. Исследователи устной речи формулируют некоторые общие закономерности устной формы литературного языка. _____________________________________________________________________________ Устная речь
_____________________________________________________________________________ Устная форма речи закреплена за всеми функциональными стилями литературного языка, однако наиболее характерна для разговорного стиля. Выделяют следующие функциональные разновидности устной речи:
Письменная речь — это речь без непосредственного собеседника, ее мотив и замысел полностью определяются пишущим. Как отмечалось выше, письмо возникло исторически позже устной речи. Оно представляет собой созданную людьми вспомогательную знаковую систему, используемую для фиксации звуковой речи. Материальным выражением письменной речи являются буквы — знаки, с помощью которых обозначаются звуки речи. С другой стороны, письмо — это самостоятельная система коммуникации, которая, выполняя функцию фиксации устной речи, приобретает ряд самостоятельных функций. Письменная речь расширяет рамки непосредственного окружения личности, дает возможность познакомиться со знаниями, накопленными человечеством, и усвоить их. Основная функция письменной речи — фиксация устной речи, имеющая целью сохранить ее в пространстве и времени. Письмо используется как средство коммуникации в том случае, когда непосредственное общение невозможно, когда люди разделены пространством и временем. С древних времен люди обменивались письменными посланиями, многие их которых дошли до наших дней. Развитие технических средств сообщения, в частности телефона, уменьшило роль письма. В последние годы с появлением факса и Интернета вновь активизировалась письменная форма речи. Основное свойство письменной речи — способность к длительному хранению информации. Письменная речь развертывается не во временном, а в статическом пространстве, что дает возможность адресанту продумывать речь, возвратиться к уже написанному, обратиться к словарям и справочникам, заменить слова и т.д. Это определяет особенности письменной речи. _____________________________________________________________________________ Письменная речь
В предложениях широко представлены обособленные члены предложения (обстоятельства, определения) и вставные конструкции.
_____________________________________________________________________________ Письменная форма — основная форма существования речи в научном, официально-деловом, публицистическом и художественном стилях. 3.3.Речь и количество участников общения Деление речи по числу участников действия на монолог и диалог (монолог — речь одного лица, диалог — речь двоих) было известно уже в Древней Греции. Это деление использовалось в риторике, философии, логике. В последние десятилетия XX в. вошло в употребление понятие полилог — обмен высказываниями, разговор нескольких лиц. Каждой из отмеченных разновидностей речи свойственны свои психолого-ситуативные и языковые особенности. Диалог (от греч. dialogos — разговор, беседа) — форма речи, которая характеризуется сменой высказываний двух говорящих и непосредственной связью высказываний с ситуацией. Высказывание говорящего в диалоге называется репликой. Основной единицей диалога является диалогическое единство — смысловое (тематическое) объединение нескольких реплик, представляющее собой обмен мнениями, высказываниями, каждое последующее из которых зависит от предыдущего. Весь диалог или его части могут расцениваться как единый акт речи, целый текст. Как и любой текст, диалог имеет свою структуру: зачин — основную часть — концовку. Зачином могут быть: (а) формула речевого этикета (Добрый день!); (б) первая реплика — вопрос (Как проехать к вокзалу?); (в) реплика — суждение (Скоро Новый год!). Основная часть диалога может быть и короткой, и бесконечно долгой, поскольку его нижняя граница открыта: продолжение практически любого диалога возможно за счет увеличения составляющих его диалогических единств. На практике же любой диалог имеет свою концовку: реплику речевого этикета (Всего доброго!), реплику-согласие (Приду непременно.) или реплику-ответ. Ученые полагают, что диалог был первичной формой речи. В диалоге отчетливо прослеживаются движущие силы речевых актов — мотивы, цели, а также паралингвистические средства (неязыковые средства, включенные в речевое общение). Языковой состав реплик нацелен на восприятие, на активизацию второго участника диалога: в диалоге заметны элементы разговорного стиля, эллиптические конструкции, обращения, восклицания и вопросы. В устном диалоге — использование разнообразных интонационных конструкций. Одновременно именно в диалоге ярко проявляется принцип экономии средств словесного выражения. Это означает, что в конкретной ситуации участники диалога используют минимум словесных (вербальных) средств выражения, восполняя словесно не выражаемую информацию невербальными средствами общения: мимикой, жестами, телодвижениями (поклон, кивок головой и т.п.). Поскольку диалогическая речь — это первичная форма коммуникации, она представляет собой, как правило, неподготовленный, спонтанный тип речи. Это распространяется, в первую очередь, на сферу разговорной речи. В таком случае говорят о бытовом диалоге. Используется лексика разговорного стиля. Здесь возможны нарушения литературной нормы, неудачный выбор слов, ошибки. Часто применяются повторы, междометия, частицы. Диалог предрасположен к экспрессии, эмоциям. Бытовой диалог характеризуется незапланированностью, возможным отклонением от темы, разнообразием обсуждаемых тем, отсутствием целеустановок и необходимости принятия решений. Диалог может использоваться не только в сфере разговорной речи, но и в сферах публицистической, официально-деловой речи (деловая беседа, интервью, дискуссия). В таких случаях возможна предварительная подготовка (прежде всего вопросных) реплик, но развертывание диалога также будет спонтанным, ибо неизвестны или непредсказуемы реплики-реакции собеседника. В литературе диалоги используются в следующих ситуациях: в повествовании они воспроизводят сцены общения; в драматургии — предназначены для сценического воплощения; известны эпистолярный жанр, романы в письмах, а также издаваемая в виде отдельных томов подлинная переписка писателей, поэтов и т.д. Диалог может быть неинформативным и информативным. Диалог, состоящий только из форм речевого этикета, неинформативен, так как отсутствует потребность в получении новой информации. Этот фактор может возникать не только при низкой коммуникативной компетенции участников диалога, но и при отсутствии у собеседников желания вступать в диалог или поддерживать его. В то же время в определенных ситуациях (встречи в общественных местах) диалог такого рода считается общепринятой нормой:
Информативный диалог направлен на получение новой информации. Необходимым условием развертывания такого диалога является потребность в общении, возникающая вследствие потенциального разрыва в знаниях участников диалога. Монолог можно определить как развернутое высказывание одного лица, обращенное к самому себе или к другим и обладающее определенной композиционной организованностью и смысловой законченностью. Монолог может быть компонентом художественного произведения и даже самостоятельным произведением (моноспектакль, сказ). За пределами художественных произведений форму монолога принимают отдельные разновидности устных высказываний, таких, как речь оратора, лектора, выступление по радио, телевидению. Речевые типы монологов обусловлены присущими монологу коммуникативными функциями. Монологическая речь (1) может представлять собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю и характерна прежде всего для устной формы книжной речи: устная научная речь (доклад, лекция), судебная речь, устная публичная речь. Наиболее полное развитие монолог получил в художественной речи; (2) монолог — это речь наедине с самим собой, т.е. монолог может быть не направлен непосредственному слушателю (это так называемый «внутренний монолог») и соответственно не рассчитан на ответную реакцию собеседника. Для сферы разговорной речи характерен неподготовленный, спонтанный монолог; для сферы книжной речи — подготовленный, заранее продуманный. Монологическая речь в зависимости от цели высказывания может быть информационной, убеждающей и побуждающей. Информационная речь служит для передачи знаний. Ее разновидностями считаются лекции, доклады, сообщения, выступления, отчеты. Убеждающая речь аппелирует к эмоциям слушателей. Ее разновидности — поздравительные, напутственные, торжественные речи. Побуждающая речь призвана побуждать слушателей к различного рода действиям. К ее разновидностям относят политическую речь, речь-призыв, речь-протест. Понятие «полилог» стало употребляться в лингвистической литературе сравнительно недавно и пока признается не всеми исследователями. Термин восходит к древнегреческому языку и возник как добавление к термину «диалог» («поли» — много). Полилог — это разговор многих, разговор между несколькими лицами. Специфические признаки полилога: не менее трех участников, единая тема, ситуативная связанность, нелинейность. Полилог, как и диалог, противостоит монологу, полилог с диалогом объединяет в этом смысле смена говорящих и слушающих. Полилог часто приобретает формы группового общения (беседа, дискуссия, собрание, игра и др.). Стороны, участвующие в полилоге, весьма активны в речевом отношении и обычно придерживаются принципа ответственности: в любой момент каждый обязан быть в курсе того, что говорится, и обязан обеспечить возможность остальным быть в курсе того, что говорится. В полилоге происходит накопление информации, вносимой отдельными его участниками. Таким образом, в полилоге заметно возрастает ролевая функция каждого участника. Участники полилога видят и слышат друг друга. Выбор говорящим адресата происходит с помощью взгляда, жеста, кивка. Эти сигналы распознаются всеми одновременно. Правила участия в полилоге сформированы в работе О.М. Казарцевой «Культура речевого общения [47]. _____________________________________________________________________________ Правила участия в полилоге
_______________________________________________________________________________________________________ 3.4. Функционально-смысловые типы речи В главе 2 рассматривались различные значения термина «речь», одно из которых синонимично термину «текст». Таким образом, текст – это продукт речевой деятельности, это пространство высказывания, в пределах которого формируется стратегия речи. В 70—80-е годы XX в. лингвистических исследованиях текста отчетливо выявились два направления: функциональная типология, основанием которой явились социальные функции и цели использования текстов, и структурная типология, обращенная к внутренней организации текстов. Функциональный подход к типологии текстов сближает типы речи с жанрами: повествование, описание, рассуждение. Под типом речи понимается текст (или фрагмент текста) с определенным обобщенным значением (предмет и его признак; предмет и его действие; оценка события, явления; причинно-следственные отношения и т.д.), которое выражается определенными языковыми средствами [75, с. 11]. Функциональный тип речи — тип речи, зависящий от целей и смысла монологического высказывания. Формируя понятие о функциональных типах речи, учитывают совокупность существенных признаков: (1) функция (отсюда — функциональный тип речи); (2) значение (отсюда — смысловой тип речи); (3) структура и языковые средства. По функции тексты (типы речи) делятся на: (а) тексты, в которых отражается реальная действительность; (б) тексты — мысли человека о реальной действительности. По значению тексты (типы речи) делятся на описание, повествование, рассуждение. Первые два типа речи предполагают соотношение с миром предметов (в широком смысле), последний — с миром понятий, суждений. Описание — это функционально-смысловой тип речи, при котором дается изображение какого-либо явления путем перечисления его характерных признаков. Композиционная модель этого типа речи: объект описания — его признаки — общая картина, образ. С точки зрения объекта описания выделяют следующие типы: портретное, интерьерное, пейзажное, бытовое, научно-техническое, описание положения дел. Описание предполагает перечисление признаков (постоянных или однородных), поэтому отличается статичностью. В текстах-описаниях признаки предмета — это та новая информация, ради которой создается высказывание. Отправная точка — сам предмет или его часть. Развитие мысли происходит за счет того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному новые признаки, поэтому связь предложений в описаниях обычно параллельная. Глаголы употребляются в форме несовершенного вида. Основу описания составляет предметная лексика. Описания стилистически неоднородны. Особенно явно эта разница обнаруживается между описанием художественным и научно-деловым. В некоторых случаях говорят о динамическом описании. Обычно оно небольшое по объему, включено в событие и не приостанавливает действия. Например, пейзаж дается через восприятие субъекта по ходу его передвижения («Степь» А.П. Чехова). Повествование — это функционально-смысловой тип речи, представляющий собой изображение действий и событий во времени. Композиционная модель: завязка — развитие действия — кульминация — развязка. В повествовании отдельные предложения связаны цепной связью. Последовательность действий, событий передается с помощью глаголов совершенного вида, которые, сменяя друг друга, показывают развертывание повествования. Глаголы-сказуемые, как правило, находятся после подлежащего. Повествовательные тексты, как и описательные, стилистически различны, что особенно ярко проявляется в противопоставлении повествования художественного (повесть, рассказ) и научно-делового (отчет, расписка и пр.). Рассуждение — это функционально-смысловой тип речи, представляющий собой словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли. Композиционная модель: тезис — доказательство — вывод. Вывод желательно оформить кратко и четко, одним предложением, которое дистантно связывалось бы с тезисом, подтверждая или опровергая его в зависимости от поставленной задачи. Этот тип речи характеризуется большим количеством сложных предложений, в основном — сложноподчиненных с придаточными цели, причины, условия, следствия и др. Сказуемые обычно выражаются глаголами в форме настоящего времени. Много вводных слов. Широко используется абстрактная лексика. Итак, в зависимости от целей монологического высказывания, наличия определенных смысловых и композиционно-структурных признаков текста выделяют три основных коммуникативных типа речи: описание, повествование, рассуждение. |