Главная страница

Львов М.Р. словарь-справочник. Справочник по методике русского языка Учеб пособие для студентов пед интов по спец.


Скачать 2.51 Mb.
НазваниеСправочник по методике русского языка Учеб пособие для студентов пед интов по спец.
АнкорЛьвов М.Р. словарь-справочник.doc
Дата15.12.2017
Размер2.51 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЛьвов М.Р. словарь-справочник.doc
ТипСправочник
#11541
страница9 из 32
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   32

зачетформа проверки и учета знаний, умений и навыков учащихся; используется преимущественно в вузах, техникумах, но в последние годы, в свете реформы школы, все чаще находит применение в средней школе. Состоит в выполнении ряда практических заданий, в ответах на вопросы; нередко формой З. бывают реферат, сочинение, доклад. З. бывает недифференцированный – без выставления балла, и дифференцированный с оценками «отлично», «хорошо» и пр. Как правило, З. не является окончательной формой проверки усвоения программы и проводится либо после изучения части курса, либо служит подготовка
63 Звукозаписи

к экзамену. В документах реформы школы содержится рекомендация шире использовать зачет по целым темам курса.

звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте – метод, впервые в России введенный К. Д. Ушинским (по его терминологии, метод письма-чтения, или исторический) и усовершенствованный В. П. Вахтеровым, В. А. Флеровым, С. П. Редозубовым и др. Основные черты метода: за основу обучения берется звук; звуки выделяются из речевого потока, из слов путем их анализа; вся работа опирается на живую, звучащую речь, на развитие речи учащихся; синтез идет вслед за анализом: составление слов, предложений; единицей чтения является слог (так называемое позиционное чтение); чтение с первых шагов – осознанное, поэтому читаемые тексты близки и понятны детям; обучение направлено на развитие мышления: аналитико-синтетические упражнения, беседы, наблюдения, работа с картинками, с наглядным материалом и пр.; обучение письму не отрывается от чтения, идет либо впереди чтения (в системе К. Д. Ушинского), либо после него (в современных букварях). З. а.-с. м. о. г. используется в русской школе с середины 60-х годов XIX в. с небольшим перерывом (1923 – 1935) по настоящее время. Современные буквари (В. Г. Горецкого и др.) составляются в соответствии с основными, принципиальными положениями этого метода.

Лит.: Соколов Н. М., Тумим Г. Г. На уроках родного языка. – Пг., 1917; Редозубов С. П. Методика обучения чтению и письму в начальной школе//Избр. тр. – М,, 1961; Львов М. Р., Рамзаева Т. Г., Светловская Н. II. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1987.

звуковые методы обучения грамоте – методы, в которых звук (не буква, не слог, не целое слово!) берется в качестве исходного элемента обучения. Школьники усваивают звуки и затем соотносят с ними буквы. В соответствии с характером основных видов работы со звуками выделяются аналитические З. м., синтетические З. м. и аналитико-синтетические З. м. о. г.

звукозаписи – вид дидактического материала, используемого при обучении артикулированию звуков, орфоэпическому произношению, выразительному чтению, интонациям. Представляет собой магнитофонные ленты, диски для проигрывания, киноленты. З. используются также для письма диктанта с магнитофона, для выполнения других упражнений, особенно в малокомплектных школах, где один учитель одновременно занимается с уча-щкмися разных классов.

Лит.: Прессман Л. П. Технические средства на уроках русского языка. –
Звукоподражание

64
М., 1976; Зельманова Л. М. Наглядность в преподавании русского языка. – М., 1984.

звукоподражание – прием, используемый в период обучения грамоте в I классе. Овладевая звуками, учащиеся подражают жужжанию жука, звону комара, рычанию собаки, шелесту листвы (звуки [ж], [з], [р], [ш]).

знаки препинания – часть общей графической системы русского языка, знаки, помогающие обозначать на письме паузы и интонации, указывать на смысловое и синтаксическое членение предложения и текста. Выполняют функцию выделения (обособление, вводность), функцию разделения (однородные члены, главное и придаточное предложения). В школе З. п. вводятся: в I классе – точка; во II классе – вопросительный и восклицательный знаки, запятая; в IV классе – тире, двоеточие, кавычки; в VII классе – многоточие, скобки; в VIII классе – точка с запятой. Учащиеся допускают большое количество ошибок на З. п. (пунктуационных ошибок). Главная причина – недостаточно быстрая ориентировка в структуре предложения, в синтаксических связях внутри предложения; недостаточное или неправильное интонирование предложений; иногда – неточное понимание смысловых отношений в предложении,

Лит.: см. статью Методика пунктуации.

знания учащихся по русскому языку – результат усвоения фактов, понятий, закономерностей, правил по грамматике, фонетике, словообразованию, лексике, орфографии и пр. З. являются результатом обучения и жизненного опыта учащихся, служат материалом мышления и речи, ложатся в основу формирующихся умений (см.). Например, З. закономерностей образования новых слов в русском языке лежит в основе словообразовательного анализа и проверки многих орфограмм; З. синонимов – в основе выбора наиболее точного слова в процессе построения высказывания; З. систем склонения – в основе правильного употребления падежных форм; З. синтаксических структур – в основе пунктуационных умений и т. п. Объем З. у. по р. я. определяется программой, конкретизируется в учебных и методических пособиях. Пример объема З. по лексике (на основе разделов «Лексика» в IV и V классах): что изучает лексика; лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова; синонимы, антонимы; прямое и переносное значения слова; общеупотребительные, диалектные и профессиональные слова, устаревшие и новые слова, заимствованные слова. Кроме теории, учащиеся должны знать общеупотребительные слова русского языка, и; значения, многозначность, оттенки значений, эмоционально-оценочные окраски (словарный минимум определен программой только для русского языка в национальной школе: 5 тыс. слов).
65 Зоркость орфографическая

З., сообщаемые учащимся, строго отобраны, проверены, достоверны, научны, они формируют материалистическое мировоззрение учащихся. З. должны быть глубоко осознаны учащимися, структурно оформлены, проверены как вербальным путем (рассказывание, ответы на вопросы, доклады, сочинения и т. п.), так и путем выполнения практических действий: грамматического разбора, выполнения орфографических упражнений и пр. Усвоенные З. у. по р. я. становятся основой дальнейшего изучения материала.

Лит.: см. статью Русский язык в школе.

значение слова и его усвоение. З. с. – отображение в слове, как условной знаковой единице, того или иного явления действительности: предмета, качества, состояния, действия, отношения. Многие слова обладают многозначностью – двумя, тремя или несколькими значениями, оттенками значений, эмоционально-экспрессивными окрасками, переносными значениями (в контексте) , З. с. фиксируются в толковых, синонимических и иных словарях. В речевом развитии школьника З. с. не всегда усваиваются правильно: наблюдается усвоение слова без знания денотата (школьник употребляет слово трясогузка, но не может отличить эту птицу от других птиц), неточное усвоение значения слова и т. п. Поэтому в словарной работе значения слов постоянно уточняются, углубляются, обогащаются на основе читаемых и разбираемых текстов, на основе показа иллюстраций, натуральных предметов и пр. Работа в школе над З. с. занимает центральное место в системе развития речи, протекая на уроках грамматики, литературы, всех других предметов, во внеклассных занятиях. Значения примерно 50% слов усваиваются и уточняются на уроках русского языка и литературы, столько же – на других занятиях. Школьники объясняют значения слов в развернутых ответах, включают слова в составляемые ответы, предложения и словосочетания, соотносят слова с картинками и предметами, пользуются словарями, разграничивают значения синонимов в специальных упражнениях. На каждом уроке русского языка проводится работа над З. с. – от 3 – 4 до 7 – 8 слов, что обеспечивает нормальное обогащение словаря учащегося.

Лит.: Шмелев Д. Н. Современный русский язык. Лексика. – М., 1977; Прудникова А. В. Лексика в школьном курсе русского языка. – М., 1979; Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т. А. Ладыженской. – М., 1980; Баранов М. Т. Методика изучения лексики и фразеологии в школе. – М., 1988.

зоркость орфографическая – способность, умение быстро обнаруживать в тексте, который предназначен для записи или уже написан, орфограммы, а также определять их типы.

Зрительный диктант

З. о. предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные при записи. Отсутствие у учащихся З. о. или ее недостаточная сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. З. о. развивается постепенно, в процессе выполнения упражнений, комментирования, разбора, диктантов, списывания с разбором и т. п. В формировании З. о. очень важна установка самих учащихся на выработку зоркости. При успешном обучении З. о. автоматизируется и может расцениваться как навык.

Лит Богоявленский Д. Б. Психология усвоения орфографии. – М., 1966; Алгазина Н. Н. Формирование орфографических навыков. – М., 1987; Львов М. Р. Основы обучения правописанию в начальной школе. – М., 1987.

зрительный диктант – вид орфографических упражнений, развивает орфографическую зоркость, зрительную память и внимание. Записанный на доске текст (слова, предложения) прочитывается учащимися, анализируется, затем стирается, а школьники пишут его по памяти, затем проводится проверка. В таком варианте З. д. проводится в младших классах, в старших – З. д. проводится как самодиктант: учащийся прочитывает текст по книге, анализирует его, затем закрывает книгу и пишет по памяти, используя свои знания и умения по грамматике и орфографии. Потом – самопроверка по книге.

зрительный фактор в орфографии. Согласно теории «графических образов» (начала XX в.), орфографический навык формируется главным образом на основе зрительной памяти, поэтому наилучший способ обучения орфографии – запоминание зрительных образов слов путем их списывания, так как слуху доверять нельзя. В. А. Флеров писал:

Когда в руках перо,

Пусть ухо будет глухо,

А зрение остро.

Теории «графических образов» придерживались многие антиграмматисты; она пользовалась вниманием в 20-е годы. В современной психологии письма и в методике З. ф. не придается решающего значения, он рассматривается в ряду других факторов: слухового, кинестезического (кинестезии – восприятие движений органов речи, система движений голосовых связок, языка, губ), рукодвигательного. Орфографический навык (см.) – это навык речевой, он определяется языковым чутьем, слухом учащихся, он формируется на основе знания системы фонем и графики, грамматики и других закономерностей языка, формируется в процессе выполнения орфографических действий, опирающихся на фонемный анализ, на словообразование, на грамматические уме-
67 Издательства, издающие учебную и методическую литературу

ния, т. е. на сознательное усвоение языка. З. ф. используется в усвоении непроверяемых слов и пр.
И
игры по русскому языку – вид дидактического материала, используемого на уроках и внеклассных занятиях с целью повышения познавательных интересов учащихся. Содержат не только развлекательный материал, но и обогащают учащихся новыми знаниями, умениями. Примеры И.: викторины, ребусы, кроссворды, загадки, логогрифы, анаграммы, И. в слова («отгадай слово!», «продолжай начатое слово!», «подберите слова на букву!»), словесное лото, каламбуры, эпиграммы и пр. Каждая И. может быть определена, например анаграмма – И.-задача на перестановку букв в слове, обычно – в стихах;

Географию со мной

Изучают в школе дети.

Дай порядок букв иной –

И найдешь меня в буфете. (Атлас – салат.)

Лит.: Панов Б. Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М., 1980.

идейно-тематический принцип построения программ, учебников, хрестоматий и пр. Состоит в том, что литературные произведения, отрывки, тексты, отбираемые для чтения, анализа, устных и письменных пересказов и пр., группируются по темам, в соответствии с задачами идейного воспитания: «Жизнь и дела пионеров», «Советские люди строят новую жизнь», «На страже мира», «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить» и др. (см. программы I – IV классов). Наряду с И.-т. п., известны другие принципы: сезонный – «Зима», «Весна», «Осень»; жанровый – «Басни», «Устное народное творчество»; литературно-исторический (расположение читаемых произведений отражает процесс исторического развития русской литературы) и пр. И.-т. п. отбора текстов создает благоприятные условия для построения уроков русского языка в начальных классах, для воспитательной работы с учащимися.

издательства, издающие учебную и методическую литературу по русскому языку: издательство «Просвещение» выпускает учебники для всех классов, методические пособия для учителей, учебники русского языка и методики его преподавания для вузов и педучилищ, таблицы и другие наглядные пособия, учебные словари, сборники диктантов и пр. Издательство «Педагогика» издает методическую литературу для учителей и книги для учащихся (в том числе и по русскому языку). Издательство «Русский язык» выпускает учебники, другие пособия и методическую литературу по русскому языку для иностранцев, а также словари – как русские, так и двуязычные. Издательство «Высшая школа»
Изложение

68
выпускает учебную литературу для вузов, техникумов и ПТУ. Издательство «Детская литература» выпускает произведения для детского чтения, а также критические материалы по детской литературе. Учебники и пособия выпускают также республиканские издательства.

изложение – вид письменного упражнения в развитии речи учащихся на основе образца, письменный пересказ прослушанного или прочитанного произведения. Можно говорить также об И. по кинофильму, спектаклю. И. используется для обучения логике и композиции текста; для обогащения словаря, фразеологии, синтаксиса; для обучения жанрам – повествованию, описанию и рассуждению, стилям – художественному, научному, публицистическому; для использования изучаемых грамматических средств языка в собственном тексте; для воспитания на материале излагаемых произведений. Виды И.: по полноте передачи содержания и языковых средств – полные, близкие к тексту образца, выборочные и сжатые; по типам – повествовательные, описания, рассуждения, фольклорные произведения и пр.; по стилю – художественные, научные и пр.; по степени самостоятельности, по творческому вкладу – близкие к образцу и творческие (с творческими дополнениями и перестройкой, перестановкой частей); по цели проведения – обучающие и контрольные. К И. не редко даются дополнительные грамматические и орфографиче ские задания.

Лит.: Пустовалов П. С., Напольнова Т. В. Сборник текстов для изложений в 4 – 8 классах. – М., 1978; Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т. А. Ладыженской. – М., 1980; Морозова И. Д. Виды изложений и методика их проведения. – М., 1984; Виноградова Л. А., Горчак А. Н. Сборник текстов для изложений. – М., 1986.

изложение с языковым разбором текста – вид обучающего изложения, в процессе подготовки которого школьники под руководством учителя исследуют, как создавался текст автором в зависимости от выбранной темы, от идеи рассказа, как выбирались слова, как происходил поиск наилучших слов и синтаксических конструкций. Проводятся опыты по замене слов и конструкций исходного текста параллельными вариантами, для того чтобы убедиться в обоснованности авторского выбора. Изложение данного типа предполагает максимальное приближение к оригиналу, усвоение «чужих» слов, оборотов речи, синтаксических конструкций. Языковый разбор текста проводится, как правило, в устной форме и связывается с изученным ранее или изучаемым материалом по курсу русского языка. Итогом подготовительной работы является составление языкового комментария. И. с я. р. т. обеспечивает высокий уровень осознанности, коммуникативной це-
69 Индивидуальное обучение

лесообразности выбора языковых средств, служит школой практической стилистики в развитии связной речи учащихся.

Лит.: Пленкин Н. А. Изложение с языковым разбором текста. – М., 1988.

иллюстрирование – прием творческой работы учащихся, используемый при письме изложений и сочинений, в литературном творчестве школьников, а также на уроках чтения и литературы. Иллюстрации используются готовые, заранее подобранные – вырезки из журналов, репродукции картин и пр., а также создаются самими детьми, нередко на уроках изобразительного искусства. Используются также приемы устного рисования, т. е. рассказ о том, какую иллюстрацию школьник хотел бы нарисовать к своему сочинению.

имитационный метод обучении языку – метод, в котором преимущественное внимание уделяется не задачам коммуникации, выражения своей мысли, не теории изучаемого языка, а подражанию предлагаемым образцам. Запоминание лексики, предложений, построение предложений по образцам, пересказы текстов и т. п. приемы характерны для И. м. И. м. может эффективно использоваться в сочетании с другими методами: коммуникативным, грамматическим и т. п. И. м. опирается на естественное подражание ребенка речи взрослых, что наблюдается главным образом на ранних этапах развития речи детей. Иногда И. м. расценивается отрицательно, как метод, якобы не требующий познавательной активности учащихся. Такие оценки несправедливы: опыт показывает, что и родной, и неродной языки успешно усваиваются лишь при наличии языковой (речевой) среды, т. е. образцовой речи. К. Д. Ушинский писал: «Язык усвояется подражанием».

импровизация – создание художественного или иного произведения без подготовки, в момент исполнения. В методике начальных классов и детского сада разрабатывались приемы И. сказок детьми (Е. Е. Соловьева, К. Б. Бархин, Н. Е. Бочкарев); И. выступала в опыте 20-х годов под названием «творимые легенды», «свободное рассказывание»; использовался термин импровизационный метод. И. направлена на развитие быстроты мысли и речи, на развитие воображения, что необходимо в жизни. В современной школе используется относительно редко.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   32


написать администратору сайта