Главная страница

Секреты идеального магазина. Мемуары создателя розничной империи - Стэнли Маркус. Секреты идеального магазина. Мемуары создателя розничной империи. Стэнли МаркусСекреты идеального магазина. Мемуары создателя розничной империи


Скачать 0.77 Mb.
НазваниеСтэнли МаркусСекреты идеального магазина. Мемуары создателя розничной империи
АнкорСекреты идеального магазина. Мемуары создателя розничной империи - Стэнли Маркус.pdf
Дата15.12.2017
Размер0.77 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаСекреты идеального магазина. Мемуары создателя розничной империи.pdf
ТипКнига
#11505
КатегорияЭкономика. Финансы
страница17 из 17
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17
Лучшим и практически единственным успешным дизайнером Италии является Вален- тино, который, возможно, достиг бы еще большего признания, если бы работал в Париже.
Кстати, Валентино также очень ценит сотрудничество с бутиками.
Самым копируемым дизайнером нашего времени после Chanel стал итальянец Эмилио
Пуччи, с которым я познакомился вовремя своей первой поездки в Италию в 1948 году. Тогда он был разорившимся аристократом, бывшим военным пилотом и гонщиком-любителем,
которому все еще принадлежало семейное палаццо. Но он, увы, не мог позволить себе освещать и отапливать более трех комнат этой многокомнатной роскоши. Однажды Пуччи пришел в наш офис во Флоренции, чтобы показать мне шарфы, которые сам придумали теперь хотел продать. Их дизайн был необычен, расцветка — великолепна. Я дал ему небольшой заказ и предложил создать на основе разработанного им дизайна блузки или даже простые
С. Маркус. Секреты идеального магазина. Мемуары создателя розничной империи»
109
платья. Он немедленно подхватил идею, и через несколько лет мода на Пуччи» принесла ему такой финансовый успех, что он смог отреставрировать и открыть свой семейный дом,
включая созданную его дедом великолепную столовую с потолками из веджвудского фарфора и бальный зал, который он переделал в салон для показа своих коллекций. Он открыл бутики на Капри, в Риме и Париже, а женщины считали платье от Пуччи символом высокого статуса.
Пуччи был смелым человеком, обладал высокомерием итальянской аристократии,
имел решимость законченного эгоиста и, похоже, был приверженцем философии Макиа- велли. При желании он был обаятелен, вежлив и интересен в общении. Но до фанатизма упрям и самоуверен в большинстве вопросов, важнейшими из которых считал дизайн, розничные продажи, костюмы стюардесс, архитектуру магазина, воспитание детей, парфюмерию и болезни печени. После ошеломляющего успеха своего первого платья из шелковых платков и платья из набивного шелкового джерси Пуччи решил, что является дизайнером первого эшелона, и начал создавать коллекции из одноцветных тканей, постоянно терпевшие сокрушительное поражение. Ни друзья, ни коллеги не могли убедить его в том, что он не дизайнер. Но клиенты проявляли интерес только к его набивным тканями этот факт отрезвил беднягу Пуччи.
Пуччи был человеком, у которого появилась идея в правильное время. Послевоенная мода жаждала взрыва цвета, и его экзотические яркие цветовые комбинации пришлись ко времени и к месту. Создал Пуччи свой первый принт сам или нет, я не знаю. Он пришел с оригинальной идеей и имел опыт в производстве одежды. У него было хорошее чувство моды, чтобы перенести свои идеи на шелковое джерси, из которого он делал платья простого покроя с круглыми, квадратными вырезами и рубашечными воротниками. Благодаря своему социальному положению он имел тесные контакты с модными аристократками и влиятельными особами, бывал сними на Капри и горнолыжном курорте Кортина-д’Ампеццо. Это позволило ему уловить тренд на брюки в сочетании с рубашками. Он ввел эластичную ткань в горнолыжные штаны и сделал из них повседневные широкие брюки. Он умело использовал актуальную идею во всех возможных вариациях. Его принты долгое время были невероятно модными и — забавный факт — получили самую высокую оценку магазинных воров.
В каждом магазине, работавшем с коллекциями Пуччи, недостача достигала катастрофических размеров.
Неутомимый работники путешественник, он мог слетать на ужин в Нью-Йорк и тем же вечером, вернувшись в Рим, посетить заседание итальянского парламента, членом которого являлся, а затем отправиться в Японию на двухдневную презентацию своей коллекции в универмаге Токио. За годы популярности он создал состояние не только себе. Колоссальные доходы получили и бесчисленные производители, имитируя и копируя легендарные принты
Пуччи. Во всей моде двадцатого столетия я бы выделил только две вещи, которые могут хоть как-то сравниться по степени универсальности сего принтами, — типичный костюм от Chanel и голубые джинсы Американский дизайнер Джимми Галанос чем-то напоминал Баленсиагу. Такой же застенчивый и скромный, Джимми не поддался искушениям славы самого выдающегося дизайнера Америки. Он был свободен от чужого влияния и всегда шел своим путем в стремлении к качеству и красоте. Он все делал сам сам создавал дизайн, сам занимался оптовыми продажами и, наконец, сам отправлялся в магазины и помогал продавать свою одежду.
По моим оценкам, в Париже он мог бы составить достойную конкуренцию лучшим из французских дизайнеров.
Я с гордостью могу сказать, что был знаком с самым настоящим сумасшедшим гением дизайна — американцем Чарли Джеймсом. У него была стремительная, но краткая карьера.
За несколько лет популярности он вывел в свет самые красивые из когда-либо созданных
С. Маркус. Секреты идеального магазина. Мемуары создателя розничной империи»
110
бальных платьев. Многие из них впоследствии были переданы музеям для того, чтобы будущие поколения могли с благоговением изучать эти шедевры. Чарли усовершенствовал крой и структуру с мастерством архитектора, но личная эксцентричность не позволила использовать его гений в коммерческих целях ни ему самому, ни его коллегам по индустрии моды.
Великим американским дизайнером я бы назвал позднюю Клэр Маккарделл. Считается, что она в х годах стала основательницей повседневного American look (американского облика, для которого характерны комфорт и функциональность. В 1953 году по предложению Клэр респектабельная галерея Frank Perls Gallery в Беверли-Хиллз сняла со стен современную живопись и устроила показ современной одежды — ретроспективу находок этого инопланетного дизайнера. На том знаменитом показе она ошеломила публику вещами,
украшенными заклепками и джинсовой отстрочкой, монашеским платьем, разукрашенным купальником, балетными туфлями Капецио, которые она ввела в повседневный обиход.
По просьбе организаторов я написал вступительное слово к анонсу этого показа:
«Клэр Маккарделл создает модели в свое удовольствие, делая это экспрессивнее и ярче, чем любой из известных мне дизайнеров. Ее одежда не для каждой. Ее одежда создана для женщины двадцатого века, стройной и молодо выглядящей. Клэр — мастер покроя, она никогда не оказывается в зависимости от блесток Она — один из действительно креатив- ных дизайнеров, она ничего не заимствует у других. Для Америки Клэр — такая же знаковая фигура, как Вионне для Франции».
Американца Норманна Норелла я считаю дизайнером с хорошей памятью, которого очень впечатляли достижения Chanel и Molyneux. Его собственные модели возникали из воспоминаний о находках этих французских кутюрье, сезон за сезоном рождая вариации.
Классические и сдержанные коллекции Норелла были пригодны для ношения. Он продолжал традиции простоты и хорошего вкуса, но его память была сильнее креативности. Его коллега Эндрю Траина, уже долгое время занимавшийся производством одежды, отвечал за качество одежды Норелла. Он был активным человеком, который после нескольких мартини за обедом мог вернуться в демонстрационный зал Норелла и обрушить потоки брани напер- вого же несчастного закупщика, который попадался ему на глаза. Он мог буквально разорвать его заказ. Причинами могли стать якобы мизерность заказа или наглость закупщика,
спросившего, можно ли изготовить вещь в другом цвете или из другой ткани. По степени моральной распущенности я могу сравнить его только с одним производителем, с которым сам столкнулся вначале своей карьеры. Его звали Мо Солински из компании Ben Gershel, ион получал удовольствие от публичного оскорбления новых или не особо важных закупщиков и девушек, приносивших специальные заказы из нью-йоркских офисов закупщиков. Эти мужчины были хулиганами Седьмой авеню им ненужен был кнуту них были мерзкие языки.
Еще один американец, Гилберт Адриан, был продуктом Голливуда, одним из известнейших дизайнеров костюмов для кинофильмов. Он решил заняться продажей готовой одежды ив году открыл салон в самом центре Беверли-Хиллз. Женщины знали его имя по титрам фильмов, поэтому он начал свою карьеру производителя с более выигрышных стартовых позиций, чем другие американские дизайнеры. Многие могут оспаривать применимость к нему титула великий, но никто не может отрицать, что более пяти лет он был одним из самых влиятельных дизайнеров в Соединенных Штатах. Он появился на коммерческой сцене, когда мы были отрезаны от Парижа он стал единственным, кто тогда устраивал показы, вызывавшие настоящий фурор. Он ввел в моду костюм с преувеличенно широкими плечами, гигантские принты, тафтовые вечерние платья в стиле baby doll и улучшил качество сценических костюмов.
Среди американских дизайнеров есть люди с различной степенью таланта и креатив- ности. Полин Трижер, француженка по происхождению, относится к числу ведущих дизай-
С. Маркус. Секреты идеального магазина. Мемуары создателя розничной империи»
111
неров и обладает собственным отличительным стилем, который слегка меняет от сезона к сезону. Билл Бласс из Индианы кажется мне опытным интерпретатором повседневного американского облика, и его одежда успешно продается очень состоятельным клиентам. Джеф- фри Бин, скромный уроженец Луизианы, сосредоточил свои усилия и внимание на одежде в ностальгическом стиле, предназначенной для очень маленьких, стройных и молодых женщин. В другой категории — Адель Симпсон, изумительный и щедрый человек. Она не пытается вносить массу инноваций в свои коллекции, а концентрирует усилия на создании одежды, которую женщины с доходами выше среднего и не совсем идеальными фигурами могут носить с комфортом и удовольствием. Молли Парнис, старожил модного бизнеса, руководит несколькими дизайнерами и создает одежду для особо торжественных случаев в жизни ее состоятельных покупателей. Что интересно, и Симпсон, и Парнис когда-то выполняли заказы двух первых леди Белого дома — миссис Джонсон и миссис Никсон. Одаренным дизайнером, склонным к перфекционизму, была и Энн Клайн. Она сделала в дизайне две карьеры дизайнера подростковой одежды и дизайнера шикарной повседневной одежды.
Она понимала требования крупного бизнеса и организовала дизайнерскую студию, откровенно заметив, что для достижения ее целей под ее руководством будут работать многие талантливые люди. Поэтому сложно понять, где заканчивается редактирование ею творчества своих подчиненных и начинается собственно ее дизайн. Ноя преклоняюсь перед ее талантами творца и руководителя. Она всегда делала гармоничную повседневную одежду,
демонстрируя тем самым понимание современной американской жизни. Она была истинным профи.
Бонни Кашин внесла существенный вклад в американский дизайн, создав интересные коллекции из твида, кожи и их сочетаний. Вместе стем она возглавляла крестовый поход во имя функциональности одежды и делала авторитарные, никем не поддерживаемые заявления на эту тему. Однако ее слоеный облик все же оказал ощутимое влияние на дизайнеров
Парижа. А вот весьма креативный Дональд Брукс поражал преимущественно сердца клиентов из клубного общества, для которых и создавал свои коллекции.
Еще десять лет назад казалось маловероятным, что великий дизайнер западной одежды может быть родом из Японии. Ноя знаю такого мастера. Однажды нас в качестве личного одолжения попросили взглянуть на коллекцию, которую привезла в Нью-Йорк Ханае Мори.
Мы отнеслись к предложению скептически, но были совершенно очарованы ею, восхищены красотой ее принтов и мастерством пошива. Мадам Мори начинала как художник-акваре- лист и, став дизайнером, использовала свои прекрасные рисунки для шифона и крепа, из которых создавала свою одежду. В тот период, когда казалось, что большинство дизайнеров в Соединенных Штатах и Франции потеряли понимание вектора развития, Ханае настаивала на создании модных платьев, которые должны делать женщину просто более привлекательной. Она изумительный человек, великий дизайнер и компетентный прозорливый бизнес- мен.
Поскольку мы давно не ходим босиком, в области создания обуви я бы выделил два имени Эвинс и Левин. Дэвид Эвинс, крупнейший производитель высококачественной обуви в Соединенных Штатах, сосредоточил свои усилия на точности и совершенстве посадки обуви. Бет Левин, чей муж Герберт Левин занимается производственной стороной их бизнеса, продолжает радовать своим инновационными креативным творчеством. Она — один из немногих дизайнеров моды, кто умеет работать с оригинальным исходным материалом напрямую и продуктивно.
Революция, произошедшая несколько лет назад в мужской моде, вызвала к жизни новое явление одеждой для мужчин вплотную занялись дизайнеры женской одежды. Причины были разными, имена — достойными. Билл Бласс, которому препятствовала посредственность производства, так никогда и не получил того признания, которого заслуживал. Пьер
С. Маркус. Секреты идеального магазина. Мемуары создателя розничной империи»
112
Карден, который пытался заниматься всем, имел такие же трудности с реализацией качественного воплощения своих идей. Ральф Лорен, бывший производитель галстуков, переключился на проектирование рубашек, одежды и галстуков под торговой маркой Polo и имел огромный успех во всем. Однако, как и многие дизайнеры, он хотел развиваться сразу во всех направлениях и попытался вторгнуться в сферу женской спортивной одежды. Опыт оказался неудачным. Это желание распыления хорошо известно и дизайнерами розничным продавцам. Некоторые достигают в этом определенного успеха но большинство проваливается по целому ряду причин, среди которых нехватка времени, недостаток средств и преувеличение дизайнером своих возможностей в разработке новых направлений. Я никогда не встречал дизайнера, который мог бы с одинаковым мастерством создавать дизайн платья, сумки или обуви. Нет ни одного дизайнера одежды, чьи туфли были бы также хороши, как его платья,
и наоборот. Такой подход может сработать в маленькой стране, такой, к примеру, как Финляндия, нов огромных Соединенных Штатах с нашими проблемами в области производства и дистрибуции он не может быть успешным.
Само упоминание Финляндии в связи с модой вызывает в памяти имя выдающегося дизайнера Арми Ратиа. Это одна из самых экстраординарных женщин, встречавшихся мне.
Она была душевно щедрым человеком и удивительно творческой личностью. Арми, как и многие ее соотечественники, считала себя вполне компетентной и квалифицированной,
чтобы заниматься дизайном во всех направлениях — от модной одежды до домов из готовых блоков, хотя большее признание она получила все же в области одежды. Ее фантастические принты в шестидесятые годы служили и украшением для студенток Рэдклиффа
53
, и темой для обивки диванов в фешенебельных домах Пало-Альто
54
. Когда одна из наших закупщиц встретилась с ней в Финляндии, чтобы приобрести ее коллекцию под названием миссис Ратиа, которая не была уверена, хочет ли она работать с еще одним американским заказчиком, задала ей массу вопросов Что такое Neiman-Marcus? Кто управляет им Что это за человек Когда она получила ответы, она спросила Есть ли у мистера Маркуса кресло имса?
55
» Закупщица ответила Да, есть. Я видела такое кресло в его доме. — В таком случае, — сказала миссис Ратиа, — я буду работать с NeimanMarcus». Никогда раньше мы не сталкивались с проблемой, которая так легко решалась обладанием предметом мебели.
Все дизайнеры, как и актеры, жаждут известности. Они угождают модным редакторам журналов Vogue ив надежде на публикацию фотографий своих моделей на страницах этих диктаторов моды. Они кормят обедами и одевают многих представителей журналов, чтобы быть благоприятно представленными в этих изданиях. Некоторые нанимают специалистов по связям с общественностью, чья работа состоит в том, чтобы обеспечивать максимальное представление коллекций и имени дизайнера в журналах и разделах светской хроники. Многих достигших славы часто портит успех. Они начинают верить в собственную непогрешимость и вечную популярность. Они перестают замечать ошибки в производстве или дизайне и отказываются принимать конструктивные замечания от квалифицированных продавцов, которые из первых рук знают о проблемах, связанных с продажами их одежды. Самомнение — качество, жертвами которого пали очень многие американские дизайнеры. Продавцы, кстати, меньше подвержены этой болезни, так как ежедневное общение с огромным числом покупателей постоянно возвращает их на грешную землю.
В игре самолюбий пресса тоже не всегда оказывалась добрым гением. Американский журнал Women’s Wear Daily, который ранее издавался исключительно для торговцев оде Судя по всему, речь идет о Рэдклиффском колледже. Престижный частный колледж высшей ступени гуманитарного направления для девушек в г. Кембридже, штат Массачусетс Город на западе штата Калифорния. Считается одним из наиболее респектабельных в штате Откидывающееся кожаное кресло на стальной раме с подголовником и с отдельной кожаной скамеечкой для ног
С. Маркус. Секреты идеального магазина. Мемуары создателя розничной империи»
113
ждой, стал ориентироваться и на покупателей, когда в 1964 году его возглавил Джон Фэр- чайлд. Он создал новую колонку Око, посвященную значимым событиям из жизни светского общества Нью-Йорка и Парижа. Позже журнал заинтересовался вечеринками Беверли-
Хиллз, Далласа и Чикаго. Колонка имела успехи в журнале появилась вторая страница материалов о светской жизни, под названием «Взгляд».
Фэрчайлд для роста интереса к своему изданию требовал от журналистов не только отчетов о модных коллекциях, но и критических обзоров. Он попытался стать создателем королей. Он раздавал щедрые похвалы дизайнерам, которыми восхищался, и подвергал резкой критике тех, кого не любил. Многие в модном бизнесе, включая меня, считали,
что он преступает границы этики и объективности. Те, кто не хотел рассказывать журналистам истории из внутренней жизни компании, были подвергнуты редакцией настоящему бойкоту. Мы, кстати, оказались в числе таких компаний, но верили в свою правоту.
В 1969 году Фэрчайлд развернул целую кампанию, направленную на принуждение фешенебельных бутиков Седьмой авеню и остальных американских розничных продавцов принять моду на длину миди, пришедшую из Парижа. Те, кто тянул с признанием этой моды,
были названы им старомодными. Многие пошли у него на поводу, чтобы избежать негативных публикаций в Women’s Wear Daily. В этой части кампания Фэрчайлда была успешной,
но американская публика отказалась принять эту моду, несмотря на почти истерические статьи. Модная индустрия понесла колоссальные убытки, так как покупатели, смущенные нашими разногласиями по поводу модной длины, перестали покупать вещи любой длины. Этот сезон стал катастрофой в истории американской моды. Фэрчайлд,
наказанный своим поражением и осыпанный критикой, отказался от роли самовольного диктатора моды и вернулся к издательской деятельности. Возможно, к этому решению имели отношение новые владельцы издания — компания Capitol News, но это мои предположения.
Изо всех рынков, на которых я работал, самым увлекательным для меня был рынок мехов. В сороковых годах производителями меха были в основном иностранцы, проживающие в США. Это были приземленные, не слишком искушенные в особенностях индустрии люди. Они были жесткими торговцами, многие хитрили и ловчили, поэтому за ними необходимо было постоянно наблюдать. Они были увлечены своим ремеслом, и, когда выговорили сними о технологии создания вещи, они знали все ответы. Это выгодно отличало меховщиков от производителей платьев или пальто, которые заключали контракты на пошив вещей с фабриками в Нью-Джерси и Пенсильвании и потому были далеки от производственного процесса. Я постоянно следил за новинками и тенденциями мехового рынка и всегда уходил с очередной встречи, обогащенный новыми перлами качественного среднеевропейского еврейского юмора. Развлекательная ценность визитов на рынке мехов была гораздо выше,
чем шоу в Grossinger’s
56
, а дополнительных денег не стоила. Теперь таких скорняков практически нет, их сменили сыновья, учившиеся в колледжах. Они ведут бизнес более эффективно, но очень уж серьезны, намой взгляд.
Однажды в наш магазин пришла женщина, чтобы предложить коллекцию галстуков.
Они имели очень четкий, яркий рисунок, торговая марка была вышита на внешней стороне галстука и, что еще более ухудшало положение, была выполнена в виде короны, увенчанной инициалами C.M.
57
Суверенностью опытного продавца я отверг предложение. Мужчины предпочитают мелкий рисунок сдержанных тонов и не захотят носить галстук с торговой маркой, да еще и с женскими инициалами на внешней стороне. Я посоветовал посетитель Популярное музыкально-развлекательное нью-йоркское шоу, построенное на использовании еврейского юмора.
Прим. ред Countess Mara, графиня Мара.
С. Маркус. Секреты идеального магазина. Мемуары создателя розничной империи»
114
нице изменить стиль коллекции, забыть о вышитой торговой марке и использовать название мужского рода. Этой женщиной была сама графиня Мара. Выслушав мой ответ, она полностью проигнорировала его и продолжила продвигать свои галстуки в неизменном виде.
Графиня добилась своей цели и имела оглушительный успех. Нам пришлось впоследствии идти к ней на поклон, признав свою ошибку. Галстуки Countess Mara стали символами статуса мужчинам нравились четкие рисунки, они не отвергали женскую подпись или ссылку на королевское происхождение, которые нес в себе ярлык. Сама по себе моя логика была верной, нов мире моды логика не всегда работает.
Это была не первая и не последняя ошибка, которую я совершил в оценке модных тенденций. Я пытался списывать со счетов модные тенденции задолго до того, как покупатели приходили к тому же заключению. В послевоенный период я преждевременно предсказывал конец эпохи штор, гибель накидок и меховых палантинов. Я был неправ, полагая, что женщины охладели к типичным принтам Пуччи. Я ошибался по всем статьям, так как некоторые модные тенденции продолжают жить вопреки всему. Мне приходилось возвращаться к закупщиками признаваться, что я неправильно истолковал сигналы моды.
Довольно рано в своей карьере я познакомился с невероятной мисс Элизабет Арден.
Она игнорировала все правила при построении своей великой косметической компании, за исключением двух фундаментальных принципов производить хорошие продукты и агрессивно их продавать. Пожалуй, она была первым агрессивным продавцом, которого я встретил. Первый раз, когда я пришел в ее офис, она сказала Почему в вашем магазине не растут продажи Arden?» — и затем, прежде чем я смог ответить ей, выдала такую экспрессивную тираду, что я сумел ответить только Да, мисс Арден, мы будем рады закупать больше косметичек и пудрениц. Neiman-Marcus имел ценную франшизу и представлял в Далласе эксклюзивную линию Arden, поэтому мы постоянно зависели от ее милости.
Хотя мы были крупнейшими клиентами Элизабет Арден, она с большим трудом отличала меня от Гровера Магнина, старейшины среди управляющих специализированными магазинами одежды из Сан-Франциско, несмотря на нашу с ним разницу в возрасте. Меня раздражало, что она называла меня мистер Магнин», и однажды я ответил ей Да, мадам
Рубинштейн», — имея ввиду ее предшественницу в косметической отрасли. Она была потрясена достаточно сильно, чтобы в дальнейшем назвать меня моим именем.
По мере того как крепло наше знакомство, она могла попросить у меня совета по вопросам бизнеса, но так никогда ими не воспользоваться. Я волновался о сохранности ее компании в случае, если что-то случится с ней, но любое упоминание о смерти было в разговорах с ней абсолютным табу и встречалось ледяным молчанием. Думаю, она была убеждена, что не умрет никогда, а просто проследует в Blue Grass — ароматные небеса, освященные Eight
Hours Еще одним агрессивным продавцом в косметической отрасли была современная Королева Красоты Эсти Лаудер. Она появилась на горизонте как разв то время, когда Арден постарела, поэтому я не уверен в их личном противостоянии. Но если бы таковое имело место, эффект был бы аналогичен ядерному взрыву. Успех миссис Лаудер можно приписать ее высококлассным продуктам, ее способностям к стимулированию сбыта, наличию у нее двух компетентных сыновей и активному использованию ею тактики подарка с покупкой»,
которая была придумана Charles of the Ritz за несколько лет до этого. Эта практика, порицаемая многими в косметической отрасли, нов итоге принятая всеми, увеличила скорость признания косметики миссис Лаудер. Когда я впервые встретился с ней, она вошла, двигаясь как боксер Рэй Робинсон. Сегодня, примерно двадцать лет спустя, в ней присутствуют все та же живость и энергия. Она нанесет вам удар, чтобы вы продавали больше ее аромата Este
58
Названия косметических продуктов марки Elizabeth Arden. Прим. ред
С. Маркус. Секреты идеального магазина. Мемуары создателя розничной империи она внезапно стукнет вас, чтобы вы продавали больше ее товаров для ванны Azure ´e; она нанесет вам ощутимый апперкот со словами Продавайте больше Clinique, мою антиаллер- генную линию Это продукт для богатых женщина у всех богатых женщин есть аллергия!»
Ее сыновья грамотно управляли бизнесом Este ´e Lauder, позволяя самой Эсти наслаждаться замком во Франции и виллой в Палм Бич. Ее история — самая настоящая история из романов Хорейсио Алджера
59
Но, к сожалению, только часть сделок в модном бизнесе происходит в идеальной ситуации, то есть с великими дизайнерами с одной стороны и богатыми покупателями — с другой.
Основная же часть нашего времени поглощается стандартными покупками и мелкими производителями, которые постоянно ищут модные новинки, финансирование и прочие жизненно важные для них ресурсы.
Иногда мы помогали талантливым производителям в их поисках. В моде вовремя войны стала доминировать модель сумки через плечо — и мы начали поиск достойного производителя и дизайнера. Судьба свела нас в этих поисках с супругами из Гринвич-Виллидж
Биллом и Элизабет Фелпс. Они знали толк в дизайне, были определенно талантливы, имели большой опыт и могли создавать для нас актуальные сумки прекрасного качества. Но им не хватало средств, поэтому мы несколько лет оказывали им финансовую поддержку, пока супруги не встали на ноги. Мы нелюбим связывать себя финансами с производителем, нов данном случае сознательно шли на такой шаг, поскольку были уверены, что талант супругов достаточно велик, чтобы оправдать наш риск. Эксперимент с Фелпсами оказался одним из самых удачных. Помимо лучших на рынке сумок через плечо Билл Фелпс вовремя своего первого визита в наш магазин сделал одно наблюдение, которое стоило дороже золота.
Он заметил Вы, осознанно или нет, в строительстве своего магазина следуете опробованному временем принципу. В любом старинном европейском городе вы увидите, что главная церковь стоит в центре города. Она вдохновляет вошедшего величием архитектуры,
витражами, резным или позолоченным интерьером. Рядом с ней, обычно не более чем в ста футах, находится магазин, где люди, воодушевленные только что увиденной красотой,
могут совершить покупки. Ведь после того, как затронуты эстетические рецепторы, люди хотят приобщиться к прекрасному, то есть что-то купить. С другой стороны церкви неизменно находится лучший в городе ресторан, ведь после того, как люди насладились красотой и сделали покупки, они хотят есть. В своем магазине вы все сделали именно так. Вы предлагаете своим покупателям множество примеров изысканного дизайна, который не продается стены эскалатора из шведского мрамора, висячие сады, цветущие орхидеи, скульптура и живопись. Показав им всю эту красоту, вы предлагаете им желанные товары, которые легко приобрести, а затем в ресторане Zodiac кормите их лучшей в городе едой».
Конечно, именно так мы и делали, но никогда не знали об исторических корнях этой формулы. Мы пришли к ней интуитивно, но сегодня предпринимаем специальные усилия во всех трех своих магазинах, чтобы сохранить баланс этих элементов.
Нью-Йорк считается местом, где рождается мода. Если производитель сорок лет назад приехал из глубинки, закупщики-снобы уделяют ему очень мало внимания, фыркая и всем своим видом говоря Если вы из Де-Мойна, вас не стоит воспринимать всерьез. Мы прошли этот урок в середине тридцатых годов, когда женщина из Сент-Луиса Грейс Эшли предложила рынку платье спортивного покроя, отличительной особенностью которого было использование мужских запонок вместо традиционных пуговиц. Она творчески перерабо-
59
Хорейсио Алджера (Horatio Alger) — один из самых популярных американских писателей XIX столетия. Автор скандальной остросоциальной книги Ragged Dick — о мальчике-сироте, чье восхождение от унижения и бедности к богатству и славе было похоже на сказку. Прим. ред 30 м
С. Маркус. Секреты идеального магазина. Мемуары создателя розничной империи»
116
тала идею нью-йоркского производителя спортивной одежды Уильяма Блума, платья которого продавались поболее высокой цене и не имели успеха. Узнав, что мисс Эшли из Сент-
Луиса, я оказал ей холодный прием и был готов отказать. Но тут она сказала Разрешите мне разместить у вас двадцать четыре платья на реализацию. Яне любил принимать товар на реализацию, но почемуто принял ее предложение. Двадцать четыре платья были проданы затри часа. На протяжении следующих двух лет жизни этой вещи мы продали пятнадцать тысяч платьев по средней розничной цене тридцать пять долларов, выручив свыше полумиллиона долларов. Никогда больше у нас не было предрассудков насчет места происхождения творческого человека. Этот выгодный опыт навсегда убедил нас, что идеи не бывают ограничены географическим положением, а хорошие товары могут быть сделаны везде, где есть талантливые люди, стремящиеся достичь лучшего.
В модном бизнесе надо просматривать все предлагаемые новинки, чтобы не упустить ценную идею или прибыльный тренд. Это отнимает колоссально много времени, но стоит таких жертв. Однажды вечером я ужинал в Беверли-Хиллз в доме у моего хорошего друга кинорежиссера Дора Шери. Он упомянул, что его четырнадцатилетняя дочь Джил стремится стать дизайнером, испросил, могу ли я взглянуть на ее рисунки. Рисунки девочки были образными и нестандартными один особенно привлек мое внимание — набросок перчатки с аппликацией синей птицы на ладони, иллюстрирующий поговорку Лучше синица в руке,
чем журавль в небе. Я сказал Джил, что готов купить этот дизайн, за который она в случае реализации идеи получит авторские отчисления. Мы отправили набросок в Париж, где наш великий перчаточных дел мастер ныне покойный Роже Фарэ сделал фантастические перчатки для нашего рождественского каталога. Они продавались очень хорошо, девочка получила чек с крупным гонораром, ау нас был новый эксклюзивный товар. Кроме того,
мы прекрасно понимали ценность новости об оригинальной вещи, придуманной подростком, да еще и имеющим отношение к Голливуду, поэтому смогли получить хороший отклик мировой прессы.
В поиске новых товаров мы частенько сами снабжали наших производителей собственными идеями. Иногда нужно было подчеркнуть определенный цвет, гамму оттенков, тип набивной ткани или комбинацию различных материалов. Иногда мы просили какую-либо группу дизайнеров разработать из определенного материала новую коллекцию или проработать какую-либо тему. Так мы поступили, когда взяли историю американских индейцев в качестве источника вдохновения для новой коллекции одежды. Мы использовали индейские орнаментальные мотивы, технику вышивки, бисер и украшения, чтобы создать узнаваемый по этнической принадлежности комплект одежды и аксессуаров, которые могла бы носить любая модная современная женщина. Мы предоставили разработчикам право продажи дизайнерских решений этой серии после того, как продали свою коллекцию и получили выгоду от шумихи вокруг столь креативного хода.
В 1947 году мы считали, что необходимо оживить рынок спортивной одежды, поэтому организовали в выходные дни вечеринку на ранчо Flying L, расположенном в холмистой местности к западу от Сан-Антонио. Мы пригласили туда тщательно отобранных дизайнеров спортивной одежды как с Западного, таки с Восточного побережья. Каждого из них попросили создать один костюм по мотивам Юго-Запада и представить его на показе,
который мы провели прямо на взлетно-посадочной полосе этого необычного ранчо. Дизайнеры с Восточного побережья поначалу пренебрежительно отнеслись к коллегам с Запада и не желали принимать их в расчет. Но после вечернего застолья лед был сломана региональное соперничество забыто. Чтобы придать вес своему показу, мы выбрали знаменитых судей и членов жюри, среди которых были чемпион по теннису Джек Крамер, актеры
Джинкс и Текс Маккрари, покойный лже-князь Майк Романов из Беверли-Хиллз, рожденный в Оклахоме, и редактор House Beautiful Элизабет Гордон. Помимо дизайнеров, руковод-
С. Маркус. Секреты идеального магазина. Мемуары создателя розничной империи»
117
ства магазина и прессы среди зрителей были местные ковбои, которые больше восхищались красивыми манекенщицами, чем демонстрируемой одеждой. Жюри выбрало «общеамери- канский спортивный гардероб, состоявший из моделей, навеянных тематикой приграничных и юго-западных земель. Он был предназначен для полетов, езды на лошадях, тенниса,
плавания, гольфа и фиесты в патио. Показ повторили еще разв Далласе для двух тысяч наших клиентов. А на взлетной полосе пресса была во всеоружии — и журнал Life опубликовал отчет о мероприятии в фотографиях. Журналист Life цитировал меня:
«Мы хотели представить спортивную одежду в обстановке, связанной со спортом,
чтобы показать, что есть одежда, которая доступна и стоит от пятнадцати до сорока долларов за предмет. Мы хотели сделать акцент на недорогом гардеробе. Мы хотели, чтобы люди знали у насесть не только дорогие торты — мы предлагаем и обычный хлеб с маслом. и небольшой кусочек сахара сверху».
Взгляд на моду Америки не может быть полным без упоминания Тобэ, которая предлагала ведущим розничным магазинам страны услуги консалтинговой службы по вопросам моды. Уроженка Милуоки, она приехала в Нью-Йорк и работала на Франклина Саймона в годы его расцвета. Уроки Саймона она включила в свою философию торговли, которую озвучивала на сезонных просмотрах мод ив личных встречах с клиентами. Мой хороший друг и одноклассник Майк Коулз как-то сказало себе Может бытья неправ, ноя никогда не испытываю необходимости в чужом мнении. Это наблюдение идеально соответствовало
Тобэ, так как у нее практически всегда имелось мнение по любому вопросу, связанному с миром моды. В редких случаях, когда это было не так, она точно знала, кому позвонить,
чтобы получить это мнение. В некотором смысле она была посредником по идеям, которые обменивала со сноровкой торговца фьючерсами. Все признавали ее технику, и никто не обижался на нее, так как она и получала, и отдавала информацию легко и свободно. Она была великим катализатором, собирая и убеждая в своих идеях людей из разных уголков страны и из различных отраслей. Она вела телефонные переговоры из своей спальни с шести до девяти утра и к моменту, когда добиралась до офиса, уже довольно хорошо представляла,
что в данный момент творится в розничном бизнесе по всей стране. Она посещала модные показы, на большей части которых спала, но просыпалась как раз вовремя, чтобы увидеть три лучшие вещи всей коллекции. Лично у нее был плохой вкусно ее аналитические способности в области моды просто поражали. Лучшим из талантов Тобэ была ее способность заставлять людей думать. Я понимаю, что до сих пор в долгу перед ней.
Приблизительно в тоже время я познакомился с Джеймсом Лейвером, куратором архива печатных изданий лондонского Музея Виктории и Альберта. Он много писал об истории и теории моды, предлагая интересные и оригинальные интерпретации причин ее эволюции. Мы считали его уникальным авторитетом по вопросам моды ив году вручили ему нашу награду за заслуги в области моды. В 1969 году после внедрения длины миди для юбок в модной индустрии воцарилась анархия, даже нашу собственную компанию раздирали противоречия мы никак не могли прийти к компромиссу поэтому вопросу. Я отправил
Джеймсу телеграмму, где попросил его дать свое видение исторической перспективы столь горячо обсуждаемой темы. Я напрямую спросил его, умерла ли мода на мини. Он ответил:
«Я даю ей еще два года. В интервью UPI Роберт Масел писал:
«Хотя совет его (Лейвера) противоречил мнениям экспертов, он оказался прав. Мода не возникает вдруг и из пустоты — она зависит от социальных условий и почти всегда следует двум принципам. Один из них — это правило Лейвера о том, что перед возвращением какого- либо стиля должно измениться его восприятие. Другое правило — это теория эрогенных зон, согласно которой акцент постоянно смещается по мере изменения моды на различные части женского тела.
Закон Лейвера гласит
С. Маркус. Секреты идеального магазина. Мемуары создателя розничной империи»
118
“Один и тот же наряд будет:
непристойным залет до своего времени;
бесстыдным залет до своего времени;
необычным (смелым) за 1 год до своего времени;
модным —; немодным через 1 год после своего времени;
ужасным через 10 лет после своего времени;
нелепым через 20 лет после своего времени;
забавным через 30 лет после своего времени;
старомодно-изящным через 50 лет после своего времени;
очаровательным через 70 лет после своего времени;
романтическим через 100 лет после своего времени;
красивым через 150 лет после своего времени”».
Его прогноз был верным, миди оказалось пустышкой, многие женщины продолжали носить мини-юбки, остальные перешли на брючные костюмы. Брюки уже были готовы войти в повседневный женский гардероб, но споры вокруг длины юбок ускорили этот процесс. Кампания журнала Women’s Wear Daily по поддержке миди привела к ощутимой до сих пор дестабилизации бизнеса по производству платьев, популяризации брюки подрыву доверия покупателей к журналам, магазинами дизайнерам. Когда дым рассеялся, Билл Бласс высказал мнение Главное, чему мы научились, — это то, что больше никогда не надо пытаться навязывать американским женщинам моду
С. Маркус. Секреты идеального магазина. Мемуары создателя розничной империи. Критические решения
В конце сороковых годов Джек Лэйт и Ли Мортимер написали серию книги, в каждой из которой затрагивали тему местных скандалов, связанных с известными людьми — жителями этих городов. Что удивительно, против них таки не был возбужден иск о клевете. В 1954 году они опубликовали продолжение USA Con‹ dential, куда вошли города, не включенные в предыдущие книги. В этой книге они посвятили несколько страниц сотрудникам продавцами заработкам наших манекенщиц, дополнив все это примерами их якобы аморального поведения. Эти заявления привели нас в ярость, мы посчитали себя обязанными выступить в защиту своих сотрудников. Кроме того, мы полагали, что, если подобные истории оставить без ответа, это заставит многих молодых людей отказаться от желания работать у нас.
Я проконсультировался с Эйбом Фортасом, нашим юристом из Вашингтона, и рассказал ему, что мы хотим подать иск против авторов и издателя. Изучив факты, он высказал мнение, что некоторые из наших сотрудников были оклеветаны и мы можем от их имени возбудить иск о клевете на группу лиц. Он сказал Перед тем как вы примете решение,
я должен сообщить, что процессы по делам о клевете — грязное, хлопотное и дорогостоящее дело. Не ввязывайтесь в него, если вы неготовы жить в такой атмосфере несколько лет. Несмотря на предупреждение, я был уверен, что кто-то должен выступить против этих сплетников и бороться сними в судах. Я принял решение начать судебное преследование.
В 1952 году мы предъявили авторам книги иск от имени наших сотрудников на сумму семь с половиной миллионов долларов, и это был один из первых коллективных исков в стране. Издатель урегулировал спор за несколько месяцев без судебного разбирательства,
согласившись больше не издавать копии этих книг. Процесс же против авторов затянулся на несколько лет, в течение которых меня пытались запугивать, шантажировать и притеснять разными способами. Наконец, в 1955 году мы пошлина мировую с авторами, договорившись о выплате ими штрафа в размере десяти тысяч долларов и размещении ими публикаций в нескольких газетах, где они признают свою позицию ошибочной. Кроме того, они должны были написать личные письма с извинениями каждому, кто был упомянут в списке истцов. Эта договоренность была далека от семи с половиной миллионов долларов, но она решила задачу реабилитации наших сотрудников. Стоимость процесса, судебные издержки и выплаченные компенсации поглотили все доходы, полученные от этой книги авторами и издателем. Больше таких книг они не писали.
Этот коллективный иски уникальные условия его урегулирования вошли в учебники многих юридических факультетов страны. Я встречал молодых юристов, которые говорили,
что впервые познакомились с Neiman-Marcus, изучая это судебное дело на юридическом факультете. Сейчас я понимаю, почему большинство людей не судится за клевету как и предсказывал Эйб Фортас, процессы по делам о клевете — грязное, хлопотное и дорогостоящее дело декабря 1964 года в субботу в половине второго ночи меня разбудил настойчивый телефонный звонок. Мы легли час назад, и я уже крепко спал. Потребовалось несколько секунд, чтобы я понял, что голос на другом конце провода говорит Мистер Маркус, мы только что обнаружили небольшой пожар в магазине и хотим предупредить вас. Вам необязательно приезжать, мы позвоним, как только возьмем пламя под контроль. Я повернулся и заснул беспокойным сном. Через сорок минут телефон зазвонил вновь, и на этот разя пришел в состояние полной готовности от сообщения директора магазина. Огонь распространяется сказал он. — Я думаю, что вам стоит приехать сюда немедленно Я быстро
С. Маркус. Секреты идеального магазина. Мемуары создателя розничной империи»
120
оделся, на огромной скорости промчался по пустынным ледяным улицами прибыл к горящему зданию через пятнадцать минут после звонка.
С последних этажей валил дым, языки пламени вырывались из окон второго этажа.
Еще до того, как я вошел в здание, было ясно, что произошла катастрофа. Начальник пожарного расчета подтвердил мои опасения и сказал, что потребуется несколько часов, чтобы ликвидировать пожар. Он позволил мне пройти с инспекцией до третьего этажа, ноне дальше, поскольку было слишком опасно. Все этажи пострадали от огня, дыма и воды.
Несколько пожарных отравились дымом, но, к счастью, ни один сильно не пострадал. К
тому моменту было уже четыре часа утра и пять чашек кофе позади. Мои братья и большинство топ-менеджеров прибыли на место происшествия. Все спрашивали о причинах пожара,
масштабах разрушения и состоянии складов. Воздух был наэлектризован противоречивыми идеями, предположениями и паникой. Я понял, что в такой кризисной ситуации нужен сильный лидер, и это моя работа как президента.
Я занял небольшой офис на первом этаже и собрал в нем всех наших руководителей,
которые, кстати, до этого пытались участвовать в тушении пожара. Я сказал Мы оказались в критическом положении, и надо принять несколько быстрых решений. У нас нет времени на обсуждения. Я готов слушать ваши рекомендации и принимать свои решения. Возможно,
я могу в чем-то ошибиться, но придется рискнуть. Мы оказались разорены за неделю до
Рождества, когда от нас зависит праздник тысяч людей, которые останутся без подарков. Боб,
постарайся охватить радио- и телестанции и попроси их рассказать людям, что мы увеличим численность персонала в магазинах Престонцентра и Форт-Уэрта, чтобы они могли сделать покупки там. Купи рекламное время, чтобы донести это сообщение до максимального количества людей, и расскажи им, что большая часть покупок, сделанных вчера, уже находится в нашем сервис-центре, поэтому они не пострадали. Как только получишь доступ к отделу по подгонке, выясни, сколько вещей, которые планировалось доставить сегодня, находится там, и, если они не пострадали, разошли их, при условии, что покупатели ими довольны».
Я продолжил У насесть страховка на случай перерыва в деятельности компании из- за стихийных бедствий. Она покроет наши финансовые потери за время, в течение которого мы будем закрыты. Но даже она не сможет защитить нас от потери покупателей, которым придется тем временем делать покупки в других местах. Поэтому наша цель номер один вернуться в бизнес как можно быстрее. На часах было четыре часа сорок пять минут утра. Я повернулся к нашему руководителю по строительству Звоните вашим подрядчиками просите их немедленно приехать сюда и начать строить ограду вокруг здания. Позвоните Элеанор Лемэр в Нью-Йорк и попросите ее прислать двух дизайнеров по оформлению магазинов первым же самолетом, на который они успеют. Скажите, чтобы они были готовы остаться здесь на долгое время — надо понять, что из уцелевших конструкций можно использовать, после чего они смогут начать проектирование постоянных конструкций. К
семи часам утра, еще до того, как пожарные расчеты покинули территорию здания, строительная команда начала возводить вокруг него защитные ограждения. Мисс Лемэр высказала мнение, что стоило бы пригласить Элвина Кольта, дизайнера наших Недель, помочь нам с созданием временного оформления. Позвонив Кольту, мы выяснили, что он отправился в круиз по Карибскому морю, в свой первый отпуск за четыре года. Найдите первый порт,
куда придет их корабль, и вытащите его с корабля, — приказал я. Тем же утром он обнаружился в Гранаде, вылетел в Нью-Йорк, где оставил свой гардероб, и к десяти часам вечера был в Далласе.
К тому моменту появились оценщики страхового убытка, и совместными усилиями мы смогли произвести предварительное расследование и изучить состояние товарных запасов.
Оценщики пришли к выводу, что все запасы, за небольшим исключением, придется признать непригодными к продаже. Билл Брэмли, наш вице-президент и управляющий финан-
С. Маркус. Секреты идеального магазина. Мемуары создателя розничной империи»
121
сами, сказал, что мы вообще не рассматриваем возможность продажи вещей, даже если на них нет видимых повреждений. Позже мы узнали, что признанные негодными запасы оказались слишком велики даже для нашего верного партнера Filene’s Basement. Поэтому они были проданы страховой компанией отдельными лотами полудюжине дисконтных магазинов по всей стране. Пока же я инструктировал нашего директора по смешанному ассортименту Джорджа Бейлиса, давая указания, чтобы в понедельник утром наши закупщики уже были в НьюЙорке и начали восполнять запасы ассортимента. Я сказал, что все товары должны быть доставлены через две недели, хотя сомневался, что магазин возобновит свою деятельность к тому моменту.
Один из наших товароведов напомнил мне, что на сегодня у нас была назначена доставка пятнадцати свадебных комплектов. Но все наряды невест и их сопровождающих хранились в свадебном отделе и пострадали либо от дыма, либо отводы. У товароведа появилось блестящее предложение привезти все свадебные товары из наших магазинов в Форт-
Уэрте и Хьюстоне, арендовать несколько номеров в гостинице и попросить каждую невесту прийти и выбрать себе новое платье. К одиннадцати утра этот план был реализован, и мы заново экипировали пятнадцать свадеб, не потеряв ни одной невесты. Хелен Корбитт, наш директор ресторана, организовала работу поваров в своих собственных апартаментах, чтобы выполнить наши обязательства по обслуживанию рождественских вечеринок.
К одиннадцати часам утра Боб Джеффри, наш главный бухгалтер, организовал вывоз пострадавших товаров грузовиками на склады испорченного имущества. Другая группа грузовиков вывозила пропитанные водой мебель и ковры. Инженеры и подрядчики начали оценку физического ущерба, причиненного огнем, и приступили к разработке плана восстановления. К ночи в магазине были рабочие по демонтажу, которые сбивали штукатурку со стен и снимали провисшие потолки.
Во время наших экстренных собраний меня постоянно вызывали на встречи с прессой.
Я давал бесчисленные интервью для радио и телевидения. Я позировал фотографам в каске пожарного. Сотрудничая с репортерами и помогая им выполнять их работу в нужные сроки,
мы получили самое благожелательное освещение своей ситуации в прессе за всю историю коммерческих пожаров. О нас даже рассказали по европейскому телевидению. Наш общий ущерб составил около двенадцати с половиной миллионов долларов. Причину возникновения пожара так никогда и не выяснили.
К одиннадцати часам вечера я решил, что на сегодня достаточно, и отправился домой,
принеся с собой едкий запах дыма на одежде и волосах. Прошли годы, но до сих пор при малейшем запахе горелого дерева меня охватывает дрожь, и я до мельчайших подробностей вспоминаю тот роковой день 1964 года.
Когда приехала мисс Лемэр со своими дизайнерами, мы долго обсуждали наши возможности. Мы могли либо вернуть магазин в прежнее состояние, либо воспользоваться случаем и заново спроектировать обстановку и оформление каждого отдела, создав совершенно новый современный магазин. Я знал, что последний вариант будет более сложными дорогим, но выбрал его. При нормальных условиях проектирование интерьера заняло бы целый год, еще полгода ушло бы на отделку здания (а это все, что у нас осталось) и еще полгода на создание новой обстановки. Титанические усилия Элеанор Лемэр, наших подрядчиков и собственного персонала помогли полностью закончить строительство за одиннадцать месяцев. Примечательно, что благодаря схеме, предложенной мисс Лемэр и Элвином Кольтом,
мы смогли открыть три первых этажа к 15 января 1965 года, через двадцать семь дней после пожара. Четвертый этаж был открыт через неделю. Мисс Лемэр утверждала, что если мы создадим привлекательное и броское оформление в центре каждого этажа, то можно начать более длительные работы по реконструкции вокруг она будет менее заметной. Вторая стадия работ включала в себя закрытие центра магазина и открытие пространства по периме-
С. Маркус. Секреты идеального магазина. Мемуары создателя розничной империи»
122
тру. Мисс Лемэр решила, что цвета временных зон должны быть выдержаны в зеленых и весенних тонах — в противовес огню и дыму. Кольт, используя театральную технику, вместе с дизайнерами по оформлению сцены придал магазину вид театральных подмостков.
Так как предполагалось, что напольные покрытия и мебель будут использоваться недолго,
он покупал самые недорогие и самые эффектные вещи, которые мог найти, компенсируя их качество щедрым использованием свежих цветов и крупными живыми растениями. Наши американские и зарубежные поставщики изо всех сил помогали нам восстановить товарные запасы. Одна шотландская фабрика, производящая свитера, приостановила свое производство на неделю, чтобы выпустить партию вещей исключительно для нас. Вдень открытия к нам пришло несметное множество людей, чтобы поддержать нас и поздравить с быстрым восстановлением.
В последовавшие за пожаром дни нас завалили телеграммами и письмами со всего света — от коллег, поставщиков, покупателей и даже от президента Соединенных Штатов. Я
был глубоко тронут щедростью местных продавцов и банков, предлагавших свой транспорт,
склады и сотрудников, чтобы помочь нам в этой беде.
В своем новогоднем сообщении к сотрудникам 1 января 1965 года я сказал:
«Дым проник в ваши глаза, ноне в ваши сердца, когда вы обнаружили, что весь город, страна, мир пришли к нам на помощь вовремя бедствия. Многие люди и организации должны были умереть, чтобы их друзья сказали им те хорошие слова, которые берегли годами. Некрологи читают живые, а не мертвые, о которых они написаны.
В случае с Neiman-Marcus это не так. У нас была возможность узнать всю глубину любви и уважения, с которыми к нам относятся наши покупатели, сотрудники, поставщики,
коллеги здесь и за рубежом, все общество в целом.
Я заверил наших читателей, что мы, как легендарная птица Феникс, возродимся из пепла, и поблагодарил всех за величайшее из вообразимых проявлений доверия”».
Один остряк воспользовался пожаром, чтобы отправить новогоднюю открытку, которая гласила:
«Настоящим уведомляю вас,
Что подарок, хранившийся для вас
В Был уничтожен огнем.
С Новым годом!
Пэт Донахью
Другой покупатель тоже воспользовался нашей ситуацией для странного розыгрыша.
Он опалил по краям двухдюймовый квадратик норкового меха, прикрепил на него этикетку, взятую с платья своей жены, и отправил его в качестве подарка с карточкой,
на которой было написано Я знаю, что вы всегда хотели норковую шубу, поэтому решил купить ее вам. Вот все, что осталось от нее после пожара в Имея совершенно новый магазин в центре Далласа и три прекрасных магазина вокруг города, мы начали искать новые рынки. Постоянной проблемой был капитал мы, конечно,
могли продать больше обыкновенных акций, но такой путь выведет акции из семьи, сократит семейный контроль над бизнесом и подвергнет нас опасности внешнего вторжения или слияния с другой организацией с большими финансовыми возможностями. Меня также беспокоили проблемы преемственности семейного бизнеса. В вопросе подбора преемника на пост президента мне не хотелось брать на себя ответственность, выбирая кого-то из братьев.
Более того, у меня были обязательства перед нашими акционерами и собственная репутация в обществе, что требовало принятия непредвзятых решений. Изучая всевозможные альтернативы, я пришел к выводу, что самым правильным для нас в сегодняшней ситуации станет
С. Маркус. Секреты идеального магазина. Мемуары создателя розничной империи»
123
путь слияния, которое защитит интересы семьи и остальных акционеров. Все согласились с таким решением, и мы начали искать будущего напарника получил предложения о слиянии от трех или четырех ведущих розничных компаний Америки, а также от одного очень богатого человека, который хотел купить нас для создания собственного конгломерата. Все наши потенциальные коллеги настаивали, чтобы мыс братьями оставались в бизнесе, и обещали независимость в повседневной работе. Мы уже были готовы заключить сделку с одним из них, когда мне позвонил Бен Сон- ненберг испросил, не хотели бы мы поговорить с Эдом Картером, президентом Broadway-
Hale из Калифорнии. Я знал Эда много лет, симпатизировал ему, но сказал Бену: Это замечательно, только они ничего не понимают в управлении магазином. На что Бен ответил «Это,
может, и к лучшему, потому что им придется оставить тебя в покое. Все остальные потенциальные партнеры имеют некоторое представление о специализированных магазинах, и, возможно, им будет сложно удержаться в стороне от прямого управления. Немного неохотно я согласился встретиться с Эдом и предварительно обсудить вопрос слияния. Мы поладили удивительно хорошо, поскольку имели общие интересы в общественных делах, искусстве,
музыке и философии розничной торговли. Он обещал мне независимость в повседневном управлении, также как и остальные, и я поверил ему. Он сказал Мы не хотим вмешиваться в то, как ты ведешь этот бизнес. Есть только два условия, которые я хочу выдвинуть первое развивать свой бизнес как можно лучше, и второе — построить больше магазинов».
Я подумал, что мне нужен сторонний совет, поэтому позвонил своему старому другу
Нейту Каммингсу в Чикаго и сказал «Нейт, мы рассматриваем возможность слияния, итак как ты в Consolidated Foods уже прошел через множество таких слияний, я хочу убедиться с твоей помощью, что правильно оценил все факторы. — Да, я прошел через восемьдесят семь слияний, — сказал он. — Что у тебя за факторы Я полагал, что наиболее важны три фактора цена, качество акций, которые мы получаем в обмен на наши акции, и совместимость. Он ответил Ты прав. Это три наиболее важных фактора, ноты поставил их в неправильном порядке. Во-первых, цена неважна. Они все заплатят тебе примерно одинаковую цену. Во-вторых, тыне будешь разговаривать стем, кто предложит тебе акции плохого качества в обмен на твои. В-третьих, если ты планируешь остаться в бизнесе, совместимость имеет решающее значение. Когда я переоценил факторы согласно предложению Нейта, в лидеры вышел Broadway-Hale, и я рекомендовал нашему совету директоров слияние с этой компанией.
Прошло чуть меньше пяти лети у меня никогда не было причин сожалеть о принятом решении. Если бы мне пришлось снова заниматься этим вопросом, единственное, что я сделал бы иначе, так это провел именно такое слияние на пять лет раньше. Это была хорошая сделка и для наших акционеров, и для акционеров Broadway-Hale. Она дала нам финансовые возможности для реализации программы крупного расширения компании и избавила меня от необходимости самому называть имя моего преемника. Мне кажется, что за всю историю корпоративных слияний Америки это было одним из немногих, в результате которых после пяти лет сотрудничества стороны не испытывают никаких разочарований
С. Маркус. Секреты идеального магазина. Мемуары создателя розничной империи. Кредо
Недавно я участвовал в телевизионном интервью с Мерфи Мартином из WFAA, который в течение последних минут нашей беседы просто-таки забросал меня вопросами с различными именами и названиями, требуя немедленного ответа на каждый из них. Я позаимствовал его технику, так как она кажется мне наиболее подходящим способом выразить личные убеждения по различным вопросам.
Религия. Яне религиозен меня не волнует, есть Бог или нет. Яне стремлюсь обратить в свою веру и противостою всем попыткам обратить в другую веру меня. Я понимаю религиозную метафизику, но отрицаю ее.
Этика. Меня очень интересуют представления о морали всех крупнейших религий мира. Я разделяю их и делаю частью своей жизни.
Совесть. Вслед за Мартином Лютером я говорю Никто не может отдавать приказы моей совести».
Связи с общественностью. Лучшие связи с общественностью строятся на хороших делах. Топ-менеджеры должны быть собственными представителями по связям с общественностью как при наличии хороших новостей, таки в обратных ситуациях.
Свободное предпринимательство. По моему мнению, это лучшая из систем, придуманных на сей день. Хотя меня огорчают некоторые бизнесмены, которые поклоняются системе предпринимательства, а затем делают все, что только можно, чтобы разрушить бизнес тайными ценовыми сговорами и фиксированием цен. Образование. Весь мой опыт работы в бизнесе и государственных структурах заставляет меня думать, что включение в программу преподавания этики поведения жизненно необходимо на любом факультете.
Правда. Правда — труднодостижимый, но жизненно важный элемент интеллектуальных дискуссий и принятия решений. Ее достижению препятствуют четыре камня преткновения, сформулированные Роджером Бэконом:
1. Влияние непрочного или недостойного авторитета. Привычка. Несовершенство недисциплинированных чувств. Утаивание невежества в показных попытках казаться мудрым.
Самый важный для меня публично-правовой документ. Билль о правах.
Качество. Я твердо верю, что качество помнят еще долго после того, как цена уже забыта.
Политика и политики. Без комментариев.
Ответственность. Из Гете: «Was du ererbt von deinen Vätern hast, erwirh es, um es zu besitzen», что в переводе означает Наследовать достоин только тот, кто может к жизни приложить наследство
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17


написать администратору сайта