Главная страница

Смирнова. Детская психология. Т. Д. Марцинковская


Скачать 4.06 Mb.
НазваниеТ. Д. Марцинковская
Дата19.10.2022
Размер4.06 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаСмирнова. Детская психология.doc
ТипУчебник
#741289
страница20 из 29
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   29
социальна по своему происхождению и своей природе. Ее возникновение связано не с действием каких-то внутренних, врожденных инстинктивных сил, а с вполне опре­деленными условиями жизни ребенка в обществе.

Единицы анализа и психологические особенности ролевой игры дошкольника

Центральным моментом ролевой игры является роль, кото­рую берет на себя ребенок. При этом он не просто называет

себя именем соответствующего взрослого человека («Я — кос­монавт», «Я — мама», «Я — доктор»), а, что является самым главным, действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя и этим как бы отождествляет себя с ним. Через выпол­нение игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых. Именно игровая роль в концентрированной форме воплощает в себе связь ребенка с обществом. Поэтому Элько-нин предложил рассматривать роль как основную, неразложи­мую единицу развитой формы игры. В ней в нерасторжимом единстве представлены аффективно-мотивационная и операци­онально-техническая стороны деятельности ребенка.

Наиболее характерным моментом роли является то, что она не может осуществляться вне практического игрового действия. Игровое действие является способом осуществления роли. Невозможно представить себе ребенка, который, взяв на себя роль взрослого, оставался бы бездеятельным и действовал бы только в умственном плане — в представлении и воображении. Роль всадника, доктора или шофера невозможно выполнять толь­ко в уме, без реальных, практических игровых действий.

Между ролью и соответствующими ей игровыми действия­ми имеются тесная взаимосвязь и противоречивое единство. Чем обобщеннее и сокращеннее игровые действия, тем глубже отражена в игре система отношений воссоздаваемой деятель­ности взрослых. И наоборот — чем более конкретны и развер­нуты игровые действия, тем больше уходят на второй план от­ношения между людьми и тем больше выходит на первый план предметное содержание воссоздаваемой деятельности.

Что же составляет основное содержание ролей, которые бе­рут на себя дети и которые они реализуют посредством игровых действий?

При анализе игры необходимо различать ее сюжет и содер­жание. Сюжет игры это та область социальной действитель­ности, которая воспроизводится детьми в игре (больница, се­мья, война, магазин и пр.). Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни ребенка. Они изменяются в зависимости от этих конкретных условий, вместе с расширением кругозора ребенка и его знакомством с окружающим. В разные исторические эпо­хи, в зависимости от социальных, бытовых и семейных усло­вий, дети играют в разные по своим сюжетам игры. Основным


242

243

источником ролевых игр является знакомство ребенка с жиз­нью и деятельностью взрослых. Если дети плохо знакомы с ок­ружающим миром людей, они играют мало, их игры однообраз­ны и ограниченны. В последнее время воспитатели и психологи отмечают снижение уровня ролевых игр у дошкольников. Дети играют меньше, чем 20—30 лет назад, их ролевые игры более примитивны и однообразны. Это, по-видимому, связано с тем, что дети все более отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их трудо­выми и личными отношениями. В результате, несмотря на обилие прекрасных игрушек, у них отсутствует материал для игры. В то же время замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заим­ствованные из телевизионных сериалов, и брать на себя не про­изводственные или профессиональные роли взрослых (врача, шофера, повара и пр.), а роли телевизионных героев. Эти на­блюдения могут свидетельствовать о том, что наши дошколь­ники, проводящие слишком много времени у телевизора, луч­ше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев фильмов, чем окружающих их реальных взрослых. Однако это не меняет сути игры: при всем многообразии сюжетов за ними скрывается принципиально одно и то же содержание — деятель­ность людей, их поступки и отношения.

Содержание игры — это то, что воспроизводится ребенком в ка­честве центрального момента в человеческих отношениях. В со­держании игры выражено более или менее глубокое проникно­вение ребенка в отношения и деятельность людей. Оно может отражать лишь внешнюю сторону поведения человека — только то, с чем и как действует человек, или отношения человека с дру­гими людьми, или смысл человеческой деятельности. Конкрет­ный характер тех отношений между людьми, которые дети вос­создают в игре, может быть различным и зависит от отношений реальных взрослых, окружающих ребенка. Говоря о влиянии взрослых на игру детей, К. Д. Ушинский писал: «Взрослые мо­гут иметь только одно влияние на игру, не разрушая в ней ха­рактера игры, а именно — доставлением материала для пост­роек, которыми уже самостоятельно займется ребенок. Не нужно думать, что весь этот материал можно купить в игрушечной лав­ке. Вы купите для ребенка светлый красивый дом, а он сделает

из него тюрьму, вы накупите для него куколки, а он выстроит их в ряды солдат, вы купите для него хорошенького мальчика, а он станет его сечь: он будет переделывать и перестраивать куплен­ные вами игрушки не по их назначению, а по тем элементам, которые будут вливаться в него из окружающей жизни, — вот об этом материале должны более всего заботиться родители и вос­питатели». Действительно, одна и та же по своему сюжету игра (например, в семью) может иметь совершенно разное содержа­ние: одна «мама» будет бить и ругать своих «детей», другая — кра­ситься перед зеркалом и торопиться в гости, третья — постоянно стирать и готовить, четвертая — читать детям книжки и заниматься с ними и пр. Все эти варианты отражают то, что «вливается» в ребенка из окружающей жизни. Социальные условия, в кото­рых живет ребенок, определяют не только сюжеты, но прежде всего содержание детских игр. Таким образом, игра возникает из условий жизни ребенка в обществе и отражает, воспроизво­дит эти условия.

Почти все исследователи, изучавшие игру, единодушно от­мечали, что игра является наиболее свободной, непринужденной, приносящей максимальное удовольствие деятельностью ребенка-дошкольника. В игре он делает только то, что хочет сам. Непри­нужденный характер игры выражается не только в том, что ре­бенок свободно выбирает сюжет игры, но и в том, что его действия с предметами совершенно свободны от их обычного, «правильного» использования.

Эмоциональная насыщенность игры настолько сильна и оче­видна, что именно этот момент часто выдвигается на первый план при рассмотрении игры как инстинктивного источника наслаж­дения. Но парадокс заключается в том, что именно в этой мак­симально свободной от всякого принуждения деятельности, ка­залось бы, целиком находящейся во власти эмоций, ребенок раньше всего научается управлять своим поведением и регулиро­вать его в соответствии с общепринятыми правилами. Сущность детской игры как раз и заключается в этом противоречии. Как же такое становится возможным?

Для того чтобы ребенок взял на себя роль какого-либо дру­гого человека, необходимо выделить в этом человеке характер­ные признаки, присущие только ему, правила и способ его по­ведения. Только тогда, когда перед ребенком достаточно рельефно


244

245

встанут эти правила, отражающие отношение этого человека к вещам и другим людям, роль может быть взята и выполнена ребенком в игре. Если мы хотим, чтобы дети брали на себя роли врачей, летчиков или учителей, нужно прежде всего, чтобы они выделили для себя правила и способы поведения этих персона­жей. В том случае, если этого нет, если то или иное лицо просто обладает привлекательностью для ребенка, но его функ­ции, его отношения с другими и правила его поведения не ясны, роль не может быть выполнена.

Беря на себя рдль взрослого, ребенок тем самым начинает следовать определенному, понятному для себя способу поведе­ния, присущему этому взрослому.

Но ведь ребенок берет в игре роль взрослого только условно, «понарошку». Может быть, и выполнение правил, по которым он должен вести себя, тоже является условным и можно обра­щаться с ними совершенно свободно, меняя их по своему про­изволу?

Вопрос об условности выполнения правил в игре, о свободе ребенка по отношению к взятой на себя роли специально ис­следовался в одной из работ Д. Б. Эльконина.

В приведенном им примере взрослый, организовав вместе с дошкольниками игру во врача, который делает детям прививки, пытался нарушить правила поведения врача. Когда ребенок, выполнявший роль доктора, готов был произвести все привычные во время прививок операции, взрослый говорил: «А знаете, ребята, у меня есть настоящий спирт для протирания, с которым можно делать настоящие прививки. Ты сначала привей, а я потом принесу, а ты потом смажешь спиртом». Дети, как прави­ло, бурно реагировали на такую попытку нарушить логику действий врача: «Вы что? Так не бывает. Сперва надо протереть, а потом привить. Я лучше подожду».

Последовательность действий роли, которую берет на себя ребенок, имеет для него как бы силу закона, которому он дол­жен подчинять свои действия. Всякая попытка нарушить эту последовательность или внести элемент условности (например, сделать так, чтобы мышки ловили кошек или чтобы шофер про­давал билеты, а кассир вел автобус) вызывает бурный протест детей, а иногда даже приводит к разрушению игры. Взяв на себя

роль в игре, ребенок тем самым принимает систему жесткой необходимости выполнения определенных действий в определен­ной последовательности. Так что свобода в игре относительна — она существует только в пределах взятой на себя роли.

Но все дело в том, что эти ограничения ребенок берет на себя добровольно, по собственному желанию. Более того, именно это подчинение принятому закону доставляет ребенку максималь­ное удовольствие. По словам Л. С. Выготского, игра — это «пра­вило, ставшее аффектом» или «понятие, превратившееся в страсть». Обычно ребенок, подчиняясь правилу, отказывается от того, что ему хочется. В игре же подчинение правилу и отказ от действия по непосредственному импульсу приносит максимальное удо­вольствие. Игра непрерывно создает такие ситуации, которые требуют действий не по непосредственному импульсу, а по ли­нии наибольшего сопротивления. Специфическое удовольствие от игры связано как раз с преодолением непосредственных побуж­дений, с подчинением правилу, заключенному в роли. Именно поэтому Выготский полагал, что игра дает ребенку «новую форму желания». В игре он начинает соотносить свои желания с «иде­ей», с образом идеального взрослого. Ребенок может плакать как пациент в игре (показать, как плачешь — трудно) и радо­ваться как играющий.

Многие исследователи считали игру свободной деятельно­стью именно в силу того, что в ней нет ясно выраженной цели и результата. Но высказанные выше соображения Выготского и Эльконина отвергают это предположение. В творческой, ро­левой игре дошкольника есть и цель, и результат. Цель игры заключается в осуществлении взятой на себя роли. Результатом игры является то, как осуществляется эта роль. Конфликты, возникающие по ходу игры, как и само удовольствие от игры определяются тем, насколько результат соответствует цели. Если такого соответствия нет, правила игры часто нарушаются, вместо удовольствия дети испытывают разочарование и скуку.

Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте

Однако игровая роль в развитой форме не возникает сразу и одномоментно. В дошкольном возрасте она проходит суще­ственный путь своего развития. При одном и том же сюжете


246

247

содержание игры на разных этапах дошкольного возраста совершенно различно. В общих чертах линию развития игры ребенка можно представить как переход от операциональ­ной схемы единичного действия к его смыслу, который все­гда заключается в другом человеке. Эволюция действия (по Д. Б. Эльконину) проходит следующий путь. Сначала ребенок ест ложкой сам. Потом он кормит ложкой кого-то другого. Затем он кормит ложкой куклу, как ребенка. Потом он кормит ложкой куклу, как мама кормит ребенка. Таким образом, имен­но отношение одного человека к другому (в данном случае мамы к ребенку) становится главным содержанием игры и задает смысл игровой деятельности.

Главным содержанием игры младших дошкольников является выполнение определенных действий с игрушками. Они многократ­но повторяют одни и те же действия с одними игрушками: «трут морковку», «режут хлеб», «моют посуду». При этом результат действия не используется детьми — нарезанный хлеб никто не ест, а вымытая посуда на стол не ставится. Сами действия при этом максимально развернуты, они не могут быть сокращен­ными и не могут заменяться словами. Роли фактически есть, но они сами определяются характером действия, а не определяют его. Как правило, дети не называют себя именами лиц, роли которых они на себя взяли. Эти роли существуют скорее в дей­ствиях, чем в сознании ребенка.

В середине дошкольного детства та же по сюжету игра прохо­дит иначе. Основным содержанием игры становятся отношения между людьми, роли, которые дети на себя взяли. Роли ярко очерчены и выделены. Дети называют их до начала игры. Вы­деляются игровые действия, передающие отношения к другим участникам игры: если каша накладывается в тарелочки, если нарезается хлеб — то все это дается «детям» на обед. Действия, производимые ребенком, становятся короче, не повторяются, а одно действие сменяется другим. Действия выполняются уже не ради них самих, а ради осуществления определенного отно­шения к другому играющему в соответствии со взятой на себя ролью.

Содержанием игры старших дошкольников становится выпол­нение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Дети 6—7 лет чрезвычайно придирчиво относятся к выполнению правил.

Исполняя ту или иную роль, они внимательно следят, насколько соответствуют их действия и действия их партнеров общепри­нятым правилам поведения — бывает так или не бывает: «Мамы так не делают», « Суп после второго не подают».

Изменение содержания игр с одним и тем же сюжетом у до­школьников разных возрастов выявляется не только в характе­ре действий, но и в том, как начинается игра и что является причиной конфликтов детей. У младших дошкольников роль подсказывается самим предметом: если у ребенка в руках каст­рюля — он мама, если ложка — он ребенок. Основные конфлик­ты возникают из-за обладания предметом, с которым должно производиться игровое действие. Поэтому часто на машине едут два «шофера», а обед готовят несколько «матерей». У детей сред­него дошкольного возраста роль формируется уже до начала игры. Главные ссоры из-за ролей - кто кем будет. Наконец, у старших дошкольников игра начинается с договора, с совместного пла­нирования, как нужно играть, а главные споры ведутся вокруг того, «бывает так или не бывает».

В одном из исследований Д. Б. Эльконина решался вопрос об условиях возникновения сюжетно-ролевой игры и ее осо­бенностях на разных этапах дошкольного детства. Детям раз­ных возрастов предлагалась игра «в самих себя», в кого-либо из хорошо известных товарищей и взрослых (маму или воспита­тельницу) . Дети всех возрастов отказались играть «в самих себя». Младшие дети не могли как-либо мотивировать своих отка­зов, в то время как старшие прямо указывали: «Так не играют, это не игра» или «Как же мне Нину играть, если я и так Нина». Этим дети показывали, что без роли, т. е. без воспроизведения действий какого-то другого человека, не может быть игры. Млад­шие дошкольники также отказывались играть роли других кон­кретных детей, поскольку они не могли выделить типичные для своих товарищей действия и занятия или черты поведения. Стар­шие дошкольники, уже способные сделать это, брали на себя такие трудные роли. Роль для ребенка была тем легче, чем более очевидными были для него особенности поведения изображае­мого персонажа и отличия от его собственного. Поэтому все дети охотно брали на себя роль взрослых.

Выполнение роли воспитательницы показало, что для младших детей быть воспитательницей - это значит кормить


248

249

малышей, укладывать их спать и гулять с ними. В игре детей среднего и старшего возраста роль воспитательницы все более концентрируется вокруг отношений «воспитательница — дети». Появляются указания на характер взаимоотношений между детьми, нормы и способы поведения.

Таким образом, содержание игр в дошкольном возрасте ме­няется: от предметных действий людей к отношениям между ними, а затем к выполнению правил, регулирующих поведение и отношения людей.

Выше было отмечено, что всякая роль предполагает опре­деленные правила поведения, т. е. диктует, что можно, а чего нельзя делать. В то же время всякое правило имеет за собой какую-либо роль, например роль убегающего и догоняющего, роль ищущего и прячущегося и пр. Так что разделение на роле­вые игры и игры с правилами достаточно условно. Но в ролевых играх правило как бы скрыто за ролью, оно не проговарива­ется специально и скорее чувствуется, чем осознается ребен­ком. В играх с правилами наоборот — правило должно быть открытым, т. е. четко осознаваться и формулироваться всеми участниками, в то время как роль может иметь скрытый ха­рактер. Развитие игры в дошкольном возрасте происходит от игр с открытой ролью и скрытым правилом к играм с открытым правилом и скрытой ролью.

Виды игр и другие формы деятельности дошкольника

Помимо сюжетно-ролевой игры, которая является главной и ведущей деятельностью дошкольника, существуют другие виды игр, среди которых обычно выделяют режиссерские игры, игры-драматизации, игры с правилами — подвижные и настольные.

Режиссерская игра очень близка к сюжетно-ролевой, но от­личается от нее тем, что происходит не с другими людьми (взрос­лыми или сверстниками), ас игрушками, изображающими раз­личных персонажей. Ребенок сам дает роли этим игрушкам, как бы одушевляя их, сам говорит за них разными голосами, действует ими и за них. Куклы, игрушечные мишки, зайчики или солдатики становятся действующими лицами игры ребенка, а он сам выступает как режиссер, управляющий и руководящий

действиями своих «актеров». Поэтому такая игра и получила название режиссерской.

В отличие от этого, в игре-драматизации актерами являются сами дети, которые берут на себя роли каких-либо литератур­ных или театральных персонажей. Сценарий и сюжет такой игры дети не придумывают сами, а заимствуют из сказок, фильмов или спектаклей. Задача такой игры в том, чтобы, не отступая от известного сюжета, как можно лучше и точнее воспроизвести роль взятого на себя персонажа.

Игры с правилами не предполагают какой-либо определен­ной роли. Действия ребенка и его отношения с другими участ­никами игры определяются здесь правилами, которые должны выполняться всеми. Типичными примерами подвижных игр с правилами являются хорошо всем известные пряталки, салоч­ки, классики, скакалки и пр. Настольно-печатные игры, кото­рые сейчас получили широкое распространение, также являются играми с правилами. Все эти игры обычно имеют соревнователь­ный характер — в отличие от игр с ролью, в них есть выиграв­шие и проигравшие. Главная задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила. Поэтому они требуют высокой степени про­извольного поведения и, в свою очередь, формируют его. Такие игры характерны в основном для старших дошкольников.

Особо следует упомянуть дидактические игры, которые со­здаются и организуются взрослыми и направлены на формиро­вание определенных качеств ребенка. Эти игры широко ис­пользуются в детских садах как средство обучения и воспитания дошкольников.

Но игра — не единственная деятельность в дошкольном воз­расте. В этот период возникают различные формы продуктив­ной деятельности детей. Ребенок рисует, лепит, строит из ку­биков, вырезает. Общим для всех этих видов деятельности является то, что они направлены на создание того или иного результата, продукта — рисунка, постройки, аппликации. Каж­дый из этих видов деятельности требует овладения особым спо­собом действий, особыми умениями и главное — представле­ниями о том, что ты хочешь сделать.

Особое внимание психологов и педагогов привлекает детс­кий рисунок. Изобразительная деятельность взрослых и детей су­щественно различается. Если для взрослого главное — получить


250

251

результат, т. е. изобразить что-то, то для ребенка результат име­ет второстепенное значение, а на первый план выступает сам процесс создания рисунка. Дети рисуют с большим увлечени­ем, много говорят и жестикулируют, но часто выбрасывают свои рисунки, как только они окончены. Кроме того, дети не запо­минают, что именно они рисовали. Если ребенку через 2 дня показать его же рисунок прыгающей девочки и спросить, что это такое, он может ответить, что это забор.

Еще одно важное отличие детских рисунков заключается в том, что они отражают не только зрительное восприятие, а весь сен­сорный (главным образом двигательно-осязательный) опыт ребенка и его представления о предмете. Поэтому иногда очень трудно бывает догадаться, что рисует малыш. Например, ост­рые углы он может изображать в виде колючек, отходящих от овала, мягкую шерсть кошки — в виде размашистых линий. Ха­рактер изображений детей определяется тем, что выделяет для себя ребенок в предмете и что он знает о нем. Поэтому одежда изображенного человека может быть «прозрачной», потому что ребенок знает, что под ней находятся руки и ноги, а некоторые части тела, которые кажутся неважными (уши, волосы, пальцы и даже туловище), могут совсем отсутствовать. Младшие дош­кольники рисуют человека в виде «головонога», у которого руки и ноги растут прямо из головы. Это значит, что в образе взрос­лого для него главное — лицо и конечности, а все остальное особого значения не имеет.

У ребенка, как правило^ нет потребности в наблюдении на­туры (он почти не смотрит на предмет, который рисует), по­этому его рисование можно определить как рисование по пред­ставлению. Постепенно рисунки детей становятся все более похожими на изображаемую реальность. Но как справедливо отмечает В. С. Мухина, детским рисункам присуща явная тен­денция к закреплению традиционных графических образов, которые быстро превращаются в шаблоны. Распространенны­ми шаблонами являются изображения домиков, деревьев, цве­тов и пр. Подобные шаблоны обладают удивительной живучес­тью и передаются из поколения в поколение. Закрепление графических образов и превращение их в шаблоны представляет большую опасность для развития детского рисования. Ребенок может так и не научиться рисовать ничего, кроме нескольких

усвоенных схем отдельных предметов. Поэтому в задачи обуче­ния рисованию должно входить разрушение застывших шабло­нов и стимулирование собственного творчества детей.

Другой формой продуктивной деятельности дошкольника является конструирование целенаправленный процесс созда­ния определенного результата. В дошкольном возрасте это обыч­но постройки из кубиков или разного рода конструкторов. Кон­структивная деятельность требует своих способов и приемов, т. е. особых операционально-технических средств. В процессе кон­струирования ребенок учится соотносить размер и форму раз­личных деталей, выясняет их конструктивные свойства.

Выделяют следующие три вида конструктивной деятельнос­ти ребенка.

Первый и наиболее элементарный — это конструирование по образцу. Ребенку показывают образец будущей постройки или как нужно строить и просят воспроизвести заданный образец. Такая деятельность не требует особого умственного и творческо­го напряжения, но требует внимания, сосредоточенности и глав­ное — принятия самой задачи «действовать по образцу».

Второй тип — конструирование по условиям. В этом случае ребенок начинает строить свою конструкцию не на основе об­разца, а на основе условий, которые выдвинуты задачами игры или взрослым. Например, ребенку нужно построить и обнес­ти забором два домика — для гусей и для лисы. При выполнении этой задачи ему нужно соблюдать по меньшей мере два усло­вия: во-первых, домик лисы должен быть больше, а во-вто­рых, домик гусей должен быть обнесен высоким забором, что­бы лиса в него не проникла.

Третий тип конструктивной деятельности — конструирова­ние по замыслу. Здесь ничто не ограничивает фантазии ребенка и самого строительного материала. Этого типа конструирова­ния обычно требует игра: здесь можно сооружать не только из специального строительного материала, но и из любых окружа­ющий предметов: мебели, палок, зонтов, кусков ткани и пр. Дети строят дома, корабли, машины, ракеты и т. д. Дети стре­мятся сделать такую постройку, чтобы она соответствовала за­мыслу игры.

Эти три вида конструирования — не этапы, последователь­но сменяющие друг друга. Они сосуществуют и перемежают друг


252

253

друга в зависимости от задачи и ситуации. Но каждый тип кон­струирования развивает определенные способности.

Помимо игровой и продуктивной деятельности, в до­школьном детстве появляются отдельные предпосылки учебной деятельности ребенка. И хотя в своем развитом виде эта дея­тельность складывается лишь за пределами дошкольного воз­раста, отдельные ее элементы возникают уже сейчас. Основ­ная особенность учебной деятельности и ее отличие от продуктивной заключаются в том, что она направлена не на получение внешнего результата, а на целенаправленное из­менение себя — на приобретение новых знаний и способов действия. С первых месяцев жизни ребенок учится действо­вать с предметами, ходить, говорить и пр. В раннем возрасте он учится как бы по своей собственной программе, которая субъективно еще не существует для него как учебная. В школь­ном возрасте он уже способен учиться по программе взрослых — педагогов и учителей. Дошкольный возраст в этом отношении занимает промежуточное положение. Ребенок в этот период может учиться по определенной программе, но лишь в той мере, в какой она является его собственной программой, т. е. если она близка и понятна ему. По мнению Л. С. Выготского, програм­ма дошкольного обучения должна удовлетворять двум основ­ным требованиям: во-первых, приближать ребенка к обуче­нию по школьной программе, расширяя его кругозор и готовя к предметному обучению, а во-вторых, быть также и про­граммой самого ребенка, т. е. отвечать его интересам и по­требностям.

В дошкольном возрасте становится возможным (и широко практикуется в нашей стране) целенаправленное обучение де­тей на занятиях. Но оно эффективно лишь в том случае, если отвечает интересам и потребностям самих детей. Одним из наи­более распространенных методов включения учебного матери­ала в интересы детей является использование игры (в частно­сти, дидактической) как средства обучения дошкольников. Соотношение игровой и учебой деятельности детей — большая самостоятельная проблема дошкольной педагогики, которой посвящено немало исследований.

Таким образом, в дошкольном возрасте появляются новые виды деятельности ребенка. Однако ведущей и наиболее спе-

цифичной для этого периода является сюжетно-ролевая игра, в которой зарождаются и первоначально развиваются все дру­гие формы деятельности дошкольника.

ИТОГИ

В дошкольном детстве складываются важнейшие психи­ческие новообразования. В структуре психических функций центральное место начинает занимать память. Мышление приобретает возможность действовать в плане общих пред­ставлений. Расширяются познавательные интересы ребенка и складывается абрис детского мировоззрения. Формируется и начинает интенсивно работать воображение. Складывается произвольное поведение и личное самосознание ребенка.

Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью дошкольника, поскольку в ней складываются главные психи­ческие новообразования этого возраста. В традициях культур­но-исторического подхода, который наиболее успешно разра­батывался Д. Б. Элькониным, игра рассматривается как специфический способ освоения социальной действительно­сти, в котором выражает себя связь ребенка с обществом.

Ролевая игра имеет социальный характер - как по своему происхождению, так и по содержанию. Основной единицей игры является роль, которая реализуется в игровых действиях. Необходимо различать сюжет и содержание игры. Сюжет — это область действительности, которая воссоздается в роле­вой игре. Содержанием игры является то, что ребенок выде­ляет и воспроизводит как основной момент деятельности взрослых.

Содержание ролевой игры меняется с возрастом детей. Для младших дошкольников основным содержанием игры являются предметные действия людей, в среднем дошколь­ном возрасте на первый план выступают отношения между людьми, в старшем - выполнение правил, регулирующих поведение и отношения людей.

Помимо сюжетно-ролевой, среди игр дошкольников вы­деляются ролевая, режиссерская, игра-драматизация, игра с правилом, дидактическая игра. В дошкольном возрасте появляются продуктивные формы деятельности - рисование, лепка, аппликация и конструирование. В дошкольном возрас­те возникают элементы учебной деятельности. Но основным


254

255

и ведущим видом деятельности в этот период является сю­жетно-ролевая игра.

Вопросы

  1. Каковы главные психические новообразования этого периода?

  2. Почему сюжетно-ролевая игра является ведущей дея­тельностью дошкольника?

  1. Каковы различные взгляды на природу ролевой игры?

  2. Назовите основные единицы анализа ролевой игры.

  1. В чем заключается социальная природа ролевой игры дошкольника?

  1. Почему игра способствует развитию произвольности?

  1. Как меняется содержание игры на протяжении дошколь­ного возраста?

8. Какие виды продуктивной деятельности ребенка вы
знаете?
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   29


написать администратору сайта