Смирнова. Детская психология. Т. Д. Марцинковская
Скачать 4.06 Mb.
|
Глава 2 характеристика ■ ffliliiliiSii ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКА Особенности представлений о мире в дошкольном возрасте Дошкольный возраст—период расцвета детской познавательной активности. К 3—4 годам ребенок как бы освобождается от давления воспринимаемой ситуации и начинает думать о том, что не находится у него перед глазами. Дошкольник пытается как-то упорядочить и объяснить для себя окружающий мир, установить в нем какие-то связи и закономерности. Примерно с 5 лет начинается расцвет идей маленьких философов о происхождении луны, солнца, о сходстве разных животных, о нравах растений и пр. Постепенно возникает первый абрис детского мировоззрения. Однако в дошкольном возрасте восприятие ребенком окружающего мира качественно отличается от восприятия взрослого. Ребенок, в отличие от взрослого, в большинстве случаев рассматривает предметы такими, какими их дает непосредственное восприятие, т. е. он не видит вещи в их внутренних отношениях. Он думает, например, что луна или солнце следуют за ним во время его прогулок: останавливаются вместе с ним или бегут за ним, когда он убегает. Свое мгновенное восприятие ребенок считает единственно возможным и абсолютно истинным. Жан Пиаже, наиболее детально исследовавший познавательное развитие ребенка, назвал это явление «реализмом». Именно такой реализм не позволяет рассматривать вещи независимо от субъекта, в их внутренней взаимосвязи. Эту «реали- 9—2540 257 стическую» позицию ребенка по отношению к вещам нужно отличать от объективной. Основное условие объективности заключается в осознании относительности своей позиции, в учете своей точки зрения. Дети до определенного возраста не умеют различать свой субъективный и внешний мир. Ребенок отождествляет свои представления и восприятия со свойствами внешнего мира. В результате возникает интересный парадокс детской мысли: ребенок находится ближе к непосредственному восприятию вещей, а следовательно, и к самим вещам, чем взрослые, но в то же время он больше отдален от реальности. Одним из следствий этой позиции ребенка является неразличение психического и объективного мира, которое порождает такие важнейшие особенности детского мышления, как анимизм (одушевление всего неживого) и артификализм (рассмотрение природных явлений как результата сознательной деятельности людей). Для выявления этих особенностей детской мысли Пиаже использовал метод клинической беседы (именно он ввел этот метод в психологию). Он задавал детям вопросы о, причинах разнообразных явлений природы. Ясно, что знаний о подлинных причинах природных явлений у дошкольника быть не может; отвечая на эти вопросы, ребенок будет использовать исключительно свойства своего собственного спонтанного, творческого мышления. Таким образом, обнаружится, как ребенок встраивает в свою картину мира те явления, которым еще не в состоянии дать научное объяснение. Вот некоторые примеры ответов детей на эти вопросы. «Почему тучи на небе движутся?» - «Потому что мы движемся. Когда мы движемся, тучи тоже движутся». «Солнце на небе движется? Почему?» - «Потому что оно хочет сильно сиять, людям приятно, когда хорошая погода». — «Солнце их видит?» - «Да, оно смотрит на нас и идет за нами». «Почему корабль не тонет? Он тяжелее, чем камень, но не тонет?» — «Корабль умнее, чем камень. Он не делает того, чего не надо делать». Оказалось, что ребенок 4—6 лет рассуждает так, как если бы неодушевленные предметы и объекты природы обладали сознанием и душой. Эти объекты неравнодушны к людям: солнце и луна следуют за нами, подчиняются нашим желаниям. Для такого ребенка центр всего мира — человек (вернее он сам). Все вещи и явления природы «сделаны» для человека или им самим. Все они «хотят» обеспечить нам счастливую и удобную жизнь. Хотя эти особенности детских представлений были открыты Пиаже более полувека назад, они сохраняются и у современных детей. Технический прогресс и поток популярных теле- и радиопрограмм, который обрушивается на головы наших дошкольников, принципиально не меняют особенностей детского мышления. Современные психологи Л. Н. Обухова и Н. Б. Шумакова в конце 70-х годов повторили исследование Пиаже и Обнаружили, что ответы наших детей удивительно напоминают высказывания женевских малышей в начале XX в. Для объяснения природных явлений современные дети привлекают знания о космонавтах, луноходах, ракетах, почерпнутые из телевизионных программ, но за этими новыми знаниями стоят те же особенности детского ума — анимизм и артификализм. Вот несколько примеров. «Откуда солнце на небе?» - «Его, наверное, сделали». - «Кто?» - «Я думаю, его сделали космонавты или летчики». «Откуда звезды на небе?» - «Из золотых бумаг. Их туда космонавты бросили...» «Почему ветер дует?» - «Потому что деревья качаются». «Откуда приходит ветер?» - «Потому что в небе сидит человек, я смотрела фильм, как сидит человек и дует; и снежинки дует». Оказывается, современные дети так же, как испытуемые Пиаже, считают ветер результатом человеческого дыхания. Дыхание, в свою очередь, они тесно связывают со словом, мыслью. В результате в сознании ребенка мысль и ветер (физическое и психическое явление) образуют одно неразделимое целое. Неспособность отличать реальные явления от явлений психики проявляется не только в одушевлении природы, но и в «овеществлении» психики. Субъективные, психические явления с точки зрения ребенка обладают свойствами вещей. Опыты Пиаже показали, что дошкольник объединяет мысль со словом, воздухом и ветром. Мысль, подобно маленькому предмету, находится во рту или в голове. Имя, название самой вещи, он считает 258 259 частью вещи, частью ее «материального тела». Достаточно взглянуть на вещь, чтобы узнать ее название. Сновидение малыш уподобляет картинке из воздуха или света, которая входит в глаза извне. Он думает, что сон, подобно любой вещи, может войти в комнату, а может выйти из нее. Основную причину смешения природного и психического Пиаже видит в том, что ребенок еще не выделяет самого себя из окружающего мира. Он как бы растворен в мире и не различает, что принадлежит ему, его психике и сознанию, а что от него не зависит. В той степени, в какой ребенок игнорирует существование собственной мысли, он приписывает жизнь и сознание каждому объекту, который встречается на его пути. Субъект, который игнорирует свое Я, неизбежно вкладывает во все окружающее свои непосредственные суждения и восприятия. Эту особенность детского мышления, которая заключается в невыделенное™ себя и своей позиции, Пиаже назвал эгоцентризмом. Он характеризовал эгоцентризм как состояние, когда ребенок рассматривает весь мир со своей точки зрения, которую он не осознает, и поэтому она выступает как абсолютная. Ребенок еще не догадывается, что вещи могут выглядеть иначе, чем ему представляется. Следует отметить, что сам Пиаже признавал неудачность данного термина. Эгоцентризм познания — это вовсе не гипертрофия своего Я. Это, напротив, непосредственное отношение к миру, где субъект, игнорируя свое Я, не может выйти за его пределы. Под эгоцентризмом он понимал отсутствие осознания собственной субъективной позиции, а значит, и отсутствие объективной меры вещей. Поэтому более удачным Пиаже позже считал термин «центрация». Однако открытые Пиаже закономерности детского мышления, а вместе с ними и термин «эгоцентризм» быстро получили широкое распространение и закрепились в детской психологии. Пиаже провел много разнообразных и остроумных экспериментов, которые подтверждают наличие эгоцентризма ребенка. Известный тест о братьях может служить хорошим примером невыделейности себя. Ребенка спрашивают: «Есть у тебя братья?» - «Артур». - «А у него есть брат?» - «Нет». - «Сколько у вас братьев в семье?»- «Двое». «А сколько у тебя братьев?» -«Один». - «А у него есть братья?» - «Нет, совсем нет». Наглядным примером эгоцентрической позиции ребенка может служить эксперимент с макетом из трех гор. Ребенку показывают макет, изображающий горы разной высоты, каждая из которых имеет свой отличительный признак - домик, реку, снежную вершину. Взрослый давал ему несколько фотографий, на которых все три горы были изображены с разных сторон. Ребенка просили выбрать фотографию, где горы изображены так, как он видит их в данный момент, в данном ракурсе. Обычно выбирался правильный снимок. После этого экспериментатор показывал ребенку куклу, сажал ее на другую сторону макета и просил выбрать фотографию, где горы изображены так, как видит их кукла. Ребенок выбирал снимок, где горы изображены так, как видит их он сам. Если ребенка и куклу меняли местами, то он снова и снова выбирал ту фотографию, где горы изображены, как видит их он сам. Этот эксперимент наглядно показывает, что до определенного возраста (до 7-8 лет) ребенок не может встать на другую точку зрения и не может допустить, что кто-то может видеть вещи иначе, чем он сам. Одним из самых ярких и широко известных проявлений эгоцентризма у ребенка является отсутствие понимания принципа сохранения количества. Пиаже создал множество очень ярких и оригинальных методик, иллюстрирующих эту особенность детского интеллекта. Например, перед ребенком ставят две одинаковые бутылочки с одинаковым уровнем жидкости в них. Ребенок убеждается, что жидкости в обеих бутылочках одинаковое количество. После этого одну из них переворачивают, так что уровень жидкости в ней становится выше. На вопрос «А теперь жидкости тоже одинаковое количество или где-то больше?» ребенок уверенно отвечает, что теперь стало больше в перевернутой бутылочке, т. е. там, где уровень выше. Или ребенку показывают два ряда пуговиц: в одном ряду пуговиц больше, но они лежат близко друг к другу, а в другом - меньше, но они расположены на большем расстоянии, так что ряд получается заметно длиннее. На вопрос «Где больше пуговиц?» ребенок 260 261 показывает ряд, который длиннее. Два одинаковых шарика из пластилина перестают быть равными, как только один из них приобретает форму лепешки (лепешка кажется значительно больше, потому что она занимает большую площадь). Длинная, но сильно изогнутая веревочка кажется меньше, чем короткая, но прямая. Все эти особенности детского мышления получили в психологии название феномены Пиаже. Они показывают, что ребенок доверяет только своему непосредственному восприятию, что он рассматривает вещи со своей, субъективной позиции, которая выступает как единственная и абсолютная. Один наиболее яркий и бросающийся в глаза признак (уровень жидкости или длина ряда пуговиц) становится главным и единственным критерием оценки количества. Другие измерения (диаметр сосуда или расстояние между пуговицами) ребенок учитывать не может. Он становится как бы жертвой собственной иллюзии, жертвой своего реализма. Эгоцентрическая позиция ребенка, открытая Ж. Пиаже, убедительно показывает, что внешний мир не действует на человека непосредственно, а наши знания о мире — не простой отпечаток внешних событий. Наши представления в значительной мере являются продуктом нашей позиции, нашего сознания, что необходимо учитывать и иметь в виду. Феномен эгоцентрической речи Одним из доказательств эгоцентризма детской мысли Пиаже считал феномен эгоцентрической детской речи, открытый и подробно описанный им. Пиаже обратил внимание на то, что дети 4—6 лет часто сопровождают свои действия ни к кому не обращенными высказываниями. Он пришел к выводу, что все разговоры детей можно подразделить на две большие группы — эгоцентрическую и социализированную речь. Эгоцентрическая речь отличается тем, что ребенок говорит сам для себя, никому не адресуя свои высказывания, не ожидая ответа и не интересуясь, слушают его или нет. Ребенок говорит сам с собой, как если бы он громко думал. Этот словесный аккомпанемент детской деятельности существенно отличается от социализированной речи, функция которой совершенно иная: здесь ребенок просит, обменивается мыслями, задает вопросы, пытается воздействовать на окружающих и пр. Пиаже ввел специальный коэффициент эгоцентрической речи, который подсчитывается как отношение эгоцентрических высказываний к общему числу высказываний ребенка в единицу времени. Оказалось, что в 3—5 лет этот коэффициент достигает своего максимального значения и равен 54—60%. После 6—7 лет этот коэффициент начинает стремительно падать и в школьном возрасте практически сходит на нет — речь ребенка становится исключительно социализированной. Пиаже полагал, что эгоцентрическая речь ребенка ничего существенно не меняет ни в деятельности, ни в переживаниях ребенка, она, как аккомпанемент, сопровождает основную мелодию, не вмешиваясь в ее строй. Она является как бы побочным продуктом детской активности, в котором находят свое отражение миражные формы мышления ребенка. Поскольку главной сферой жизни в этом возрасте является игра, в которой ребенок живет в мире своих грез и фантазий, эта «несоциальная» работа детского воображения и выражается в эгоцентрической речи. А так как эта речь не несет на себе никакой полезной функции, естественно, что в процессе детского развития она постепенно отмирает, уступая место другим, социализированным формам мышления-и речи. Такое объяснение природы эгоцентрической речи прямо вытекает из основных положений общей концепции Пиаже. Как известно, в начале психического развития, по Пиаже, находится аутическая мысль, т. е. мысль, направленная на себя. Она не приспосабливается к внешней действительности, а сама создает себе воображаемую действительность или действительность сновидения. Аутическая мысль направлена на удовлетворение желаний, она остается чисто индивидуальной, существует в образах и не может быть выражена непосредственно речью. Логическая форма мышления, характерная для взрослого человека, напротив, сознательна, т. е. она преследует цели, которые ясно представлены уму, разумна, направлена на приспособление к действительности и стремится воздействовать на нее. Эта мысль социальна, подчиняется общепринятым законам логики и всегда может быть выражена речью. 262 263 Между этими двумя крайними полюсами находится промежуточный этап, который Пиаже и назвал эгоцентрической мыслью. Эгоцентрическая мысль представляет собой как бы середину между аутическои и социальной формой мысли. Она содержит в себе моменты эгоцентрической мысли (направлена на удовлетворение желаний, неосознанна, спонтанна) и в то же время имеет черты, сближающие ее с социализированной мыслью взрослых (учитывает окружающую действительность и приспосабливается к ней, хотя и выражается в речи эгоцентрической, не подразумевающей позицию другого). Таким образом, эгоцентрическая мысль, согласно Пиаже, с генетической точки зрения образует переходную ступень в развитии мышления от аутизма к логике. Однако Л. С. Выготский дает феномену эгоцентрической детской речи совсем другую, во многом противоположную интерпретацию. Его исследования привели к выводу о том, что эгоцентрическая речь очень рано начинает выполнять в деятельности ребенка чрезвычайно важную своеобразную роль. Он попытался понять, чем вызывается эгоцентрическая речь ребенка и какие причины ее порождают. Для этого в деятельность ребенка вносился ряд затрудняющих моментов. Например, при свободном рисовании в нужную минуту у ребенка не оказывалось под рукой необходимого ему карандаша или бумаги. Эксперименты показали, что такие затруднения в детской деятельности резко повышают коэффициент эгоцентрической речи. Ребенок, оказавшись в затруднении, пытался осмыслить положение и делал это с помощью речи: «Где карандаш, мне нужен синий карандаш, а его нету. Ничего, я вместо этого нарисую красным, смочу водой, это потемнеет и будет как синее», - рассуждал ребенок сам с собой. На основании этих экспериментов Выготский предположил, что одним из факторов, вызывающих эгоцентрическую речь, являются затруднения или нарушения в гладко текущей деятельности. В такой речи ребенок с помощью слов пытался |