Главная страница
Навигация по странице:

  • Ребенок мо­

  • Воображаемый и реальный миры не отделены

  • Формы проявления воображения дошкольника

  • Аффективная функция воображения

  • Смирнова. Детская психология. Т. Д. Марцинковская


    Скачать 4.06 Mb.
    НазваниеТ. Д. Марцинковская
    Дата19.10.2022
    Размер4.06 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСмирнова. Детская психология.doc
    ТипУчебник
    #741289
    страница23 из 29
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   29
    Глава 3 1 особенности воображения

    В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

    Общая характеристика детского воображения

    В психической жизни дошкольника исключительно важ­ную роль играет воображение. Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что мно­гие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. Вместе с тем проблема развития воображения хотя и привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, но до сих пор является одной из наименее разработанных и спорных проблем пси­хологии. В общих чертах воображение можно определить как способность к перекомбинированию образов. Сущность вооб­ражения заключается в том, что оно «схватывает» целое рань­ше частей, на основе отдельного намека строит целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представле­ний, что характерно для памяти или внутреннего плана дей­ствий. Возможность построения нового, воображаемого мира ребенком разные психологи объясняли по-разному. Создатель психоанализа 3. Фрейд рассматривал воображение как первич­ную, изначальную форму детского сознания. Принцип удо­вольствия, который господствует в раннем детстве, находит свое отражение в фантазиях и грезах ребенка. Согласно Фрей­ду сознание ребенка до определенного возраста свободно

    281

    от реальности и только обслуживает его желания и чувствен­ные тенденции.

    Примерно ту же позицию продолжает и развивает Пиаже. Исходной точкой развития ребенка, по Пиаже, является мыш­ление, не направленное на действительность, т. е. миражное мышление или воображение. Детский эгоцентризм есть пере­ходная ступень от воображения к реалистическому мышлению. Чем младше ребенок, тем более его мысль направлена на вооб-ражаіемое удовлетворение его желаний. Лишь в более позднем возрасте ребенок начинает учитывать реальность и приспосаб­ливаться к ней.

    Итак, согласно этой позиции воображение отличается от реалистического мышления тем, что оно: 1) подсознательно (ре­бенок не осознает своих целей и мотивов); 2) направлено на соб­ственное удовольствие, а не на реальную деятельность в окружа­ющей действительности; 3) является образным, символическим мышлением, оно не может быть выражено в словах и сообщено другим людям.

    Однако трудно представить, а тем более доказать, что ми­ражное построение, мечта является более первичной формой, чем мышление, направленное на реальность. Наблюдения по­казывают, что у ребенка в самом раннем возрасте мы имеем дело не с галлюцинаторным получением удовольствия, а с реальным удовлетворением его потребностей. Как известно, ни один ре­бенок не испытывает галлюцинаторное удовольствие от вообра­жаемой пищи. Удовольствия ребенка неразрывно связаны с ре­альной действительностью. Путь к удовольствию в раннем детстве лежит через реальность, а не через уход от нее.

    Недоказанной также остается «невербальность» детской фан­тазии. На самом деле, как подчеркивал Л. С. Выготский, мощ­ный шаг в развитии воображения совершается в связи с усвое­нием речи. Наблюдения показывают, что задержки в речевом развитии всегда ведут к недоразвитию воображения ребенка. Известно, что больные, страдающие афазией (т. е. больные, у ко­торых вследствие какого-либо мозгового заболевания нарушена речь), обнаруживают резкий упадок фантазии и воображения. Речь освобождает ребенка от непосредственных впечатлений, способствует формированию и фиксации представлений о пред­мете; именно речь дает ребенку возможность представить себе

    тот или иной предмет, которого он не видел, мыслить о нем и мысленно преобразовывать его. Ребенок может выражать словами то, что не совпадает с его реальным восприятием; именно это дает ему возможность чрезвычайно свободно обра­щаться в сфере впечатлений, создаваемых и выражаемых слова­ми. Таким образом, главным средством воображения, как и мыш­ления, является речь. Воображение становится возможным благодаря речи и развивается вместе с ней. Следовательно, оно является не первичной функцией, изначально присущей ребен­ку, а результатом его психического и главным образом речевого развития.

    Достаточно сложен вопрос о богатстве детского воображе­ния. Существует мнение, что воображение ребенка гораздо бо­гаче воображения взрослого человека. Действительно, дети фантазируют по самым различным поводам: они сочиняют ис­тории, выдумывают фантастические сюжеты, приписывают камням или деревьям человеческие переживания и отноше­ния, разговаривают с вещами и пр. Однако все элементы, вхо­дящие в детские фантазии, так или иначе заимствованы ими из их опыта: из сказок, рассказанных взрослыми, из случайно ус­лышанных слов или увиденных фильмов, из того, с чем они встречались в своей реальной жизни. Новое объединение и пе­рекомбинация знакомых образов, перенос свойств и событий с одних персонажей на другие создают фантастическую карти­ну, совершенно не похожую на реальность.

    Например, один мальчик с азартом рассказывал про крошечный земной шар, который помещается у него в кар­мане, но на котором все живое и все «взаправду»; а другой собирался построить домик из песка до самого неба и даже до звезд, чтобы с него можно было на звезду сойти.

    Но все эти фантастические комбинации построены на основе реального опыта детей, на том, что они уже знают. А так как знают они мало и их жизненный опыт гораздо беднее, чем у взрос­лых, то материала для воображения у них меньше. Ребенок мо­жет вообразить себе меньше, чем взрослый. Его фантазии огра­ничены его бедными представлениями о жизни и примитивным жизненным опытом. Значит, воображение ребенка никак не бо­гаче, а во многом даже беднее, чем у взрослого.


    282

    283

    И все-таки воображение играет в жизни ребенка значитель­но большую роль, чем в жизни взрослого. Оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий «отлет» от действительности. И главное — дети верят в то, что придумы­вают. Воображаемый и реальный миры не отделены у них столь четкой границей, как у взрослых. Переживания, которые вызы­ваются воображаемыми событиями, для них совершенно ре­альны и значительно сильнее, чем у взрослых. Дети 3—5 лет могут оплакивать судьбу серенького козлика или колобка, угро­жать злому волшебнику и пытаться побить его во время спектак­ля, придумывать пути спасения зайчика от хитрой лисы и пр. То, что происходит в воображаемом пространстве (в сказке, на словах, на сцене), вызывает у него самые сильные эмоции, во­ображаемый персонаж может стать для него реальной угрозой или спасением. Известно, что взрослые из воспитательных со­ображений вводят в жизнь и сознание ребенка разных приду­манных персонажей: Бабу Ягу или Змея Горыныча, которые за­бирают непослушных детей, или добрых фей, которые приносят замечательные подарки и творят разные волшебства. Эти пер­сонажи становятся для ребенка живыми и совершенно реаль­ными. Дети всерьез боятся выдуманную Бабу Ягу и ждут (а иног­да и видят) добрую фею. Жестокие шутки старших детей на улице: «Баба Яга летит!» — вызывают слезы и паническое бег­ство дошкольника. Даже дома, в интимной и безопасной об­становке, может возникнуть страх воображаемых событий. Многочисленные детские страхи, которые нередко встречаются в этом возрасте, объясняются как раз силой и живостью детско­го воображения.

    Повышенная эмоциональность — важная отличительная черта воображения дошкольника. Придуманные персонажи приобре­тают для ребенка личную значимость и начинают жить в его со­знании как совершенно реальные.

    Формы проявления воображения дошкольника

    Истоки воображения ребенка, как и других психических процессов, нужно искать во взаимоотношении ребенка со взрос­лым. Н. Н. Палагина, проанализировав приемы народной педа­гогики, выявила, что многие из этих приемов широко исполь-

    зуют включение ребенка в воображаемый контекст. В народных потешках звуками, словами и движениями создается вообража­емый образ. Например, взяв малыша на колени или на плечи, взрослый предлагает «покататься» на лошадке или на верблюде. Известная потешка «По ровненькой дорожке, по кочкам, по уха­бам, в яму — бух!» позволяет ребенку создать и почувствовать образ опасной дороги, в конце которой он заранее воображает и радостно ждет «провала в яму». Множество других игр и забав с маленькими детьми («Коза», «Сорока-ворона»), заимствован­ных из народной педагогики, включают малыша в воображае­мый контекст и позволяют представить то, чего он реально не воспринимает. Кроме того, взрослые очень рано начинают сти­мулировать изображающие действия ребенка — просят показать, как мишка ходит, как петух машет крыльями, как кошка мяука­ет. При этом ребенок сам, своими условными действиями созда­ет воображаемую ситуацию, но создает ее для взрослого и по его интерпретации. Создание образа для других, по просьбе «По­кажи как ...», способствует созданию мнимой ситуации, где все «как будто». Действие по типу «как будто», по мнению Н. Н. Пала-гиной, является исходной формой воображения. Эти действия начинаются в раннем возрасте, поэтому о начале воображения у детей можно говорить уже по достижении ими 2—3 лет. Но под­линного своего расцвета оно достигает в дошкольном возрасте.

    Максимально ярко и интенсивно воображение проявляет­ся в сюжетно-ролевой игре. Причем в этой деятельности вооб­ражение работает в нескольких направлениях. Во-первых, дети по-новому используют предметы и придают им разнообразные воображаемые функции.

    На протяжении часа один предмет может приобре­тать до 10 разных значений. Так, обычный носовой пла­ток может быть флагом, зайчиком, змеей, фатой для невесты, одеялом, цветком, шарфиком, плащом для кук­лы и пр. Необыкновенную изобретательность дети про­являют и в создании игровой обстановки. Одна и та же комната превращается в океан, поле сражения, магазин, дремучий лес и пр. При этом стоящая в ней мебель каж­дый раз приобретает новое значение. В таких воображае­мых преобразованиях предметной среды проявляются элементы технического творчества: «Если к маленькой


    284

    285

    машинке приделать сверху две палочки, то будет трол-лейбусенок», «Надо сделать такую кроватку, чтоб летала: нажмешь на кнопку, и ж-ж-ж - полетел».

    Во-вторых, огромное влияние не ребенка оказывает образ воображаемой роли. Стоит какое-либо скучное занятие переве­сти в план ролевого действия, как оно сразу же охотно выпол­няется ребенком. Палагина описывает следующие ситуации.

    Девочка долго и с увлечением резала бумагу ножни­цами, но убирать за собой отказалась, и никакие угрозы и уговоры взрослых не помогали. Но стоило дедушке предложить игру в магазин, где он покупает бумажки, как она с радостью собрала все до мельчайшего обрез­ка и отнесла их «покупателю». Или другой случай. После гулянья в парке дети очень устали и жаловались, что им трудно идти домой и что у них болят ножки. Воспитатель­ница, используя испытанный прием, предложила играть в волшебников и «заколдовала» их в быстроногих оленей. Все дети ринулись вперед, гордо подняв голову, и даже самые усталые забыли о своей усталости.

    Дошкольники придумывают и принимают на себя са­мые невероятные роли:

    • Давай я буду шайба, а ты клюшка, и мы будем сами играть в хоккей.

    • Давай я буду циркалка (баллончик с аэрозолем). Ты нажимай на меня так (показывает на свою макушку), а я буду цвикать так - ффу!

    • Я буду пианино, ты на мне будешь играть, а я буду так: ля-ля-ля!

    Из этих примеров ясно, что роли возникают не только из желания занять позицию взрослого. Ребенок представляет уст­ройство или действие предмета через свое собственное дей­ствие, принимая на себя роль как образ в действии. Преломляя роль живого или неживого предмета через себя, через свое действие, ребенок строит образ этого предмета. Роль при этом выступает как опора образа.

    Очень ярко воображение дошкольников проявляется в ре­жиссерской игре. Даже 3-летние дети с удовольствием наделяют игрушки ролями и проигрывают с ними различные сюжеты.

    С возрастом в игровых сюжетах все большее место отводит­ся речи и все меньшее время занимает действие. Воображение все больше отделяется от действия и переносится в речевой план. А поскольку внутренняя речь еще не сложилась, ребенку необ­ходим партнер, который в основном выступает в роли слушате­ля. Этот партнер может не вмешиваться в игру, но он все-таки нужен как опора образа. Ребенок сам рассказывает содержа­ние игры и произносит реплики как своего, так и чужого персо­нажа. Приведем пример такой игры-монолога.

    «А давайте в Василису Прекрасную! Я буду Василиса, бабушка - Иванушка, а ты, дедушка, сначала отец, а потом три сына. Вот я еще лягушка (садится на корточки)... "Что Иванушка не весел, что головушку повесил?" - А ты скажи: "Как же мне ехать, все с невестами, а у меня лягушка..." И вот уже - тук-тук-тук, цок-цок-цок, а все говорят, кто это едет, а ты говори, это моя лягушонка в коробчонке едет. И тут я выхожу...» Эта деятельность ребенка, хотя и остается по форме ролевой игрой, очень близка к пере­сказу или сочинению сказки.

    Начинаясь и формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и сочинении сказок и стишков. Здесь, так же как в игре, дети сначала опираются на непосредственно вос­принимаемые предметы или возникающие под их рукой штрихи на бумаге, а потом уже сами планируют свое произведение. 3—4-летние дети по ходу рисунка могут несколько раз менять свой замысел. Горб задуманного верблюда может превратиться в крыло бабочки, которая потом становится птицей; луна стано­вится солнцем, а солнце превращается в звезду или цветок. Все эти превращения активно комментируются в речи детей и стано­вятся ясны только из этих комментариев, поскольку сами изоб­ражения весьма отдаленно напоминают что-то определенное. Но дети не слишком взыскательны к качеству рисунка, их фан­тазии гораздо богаче, чем изображения. Точки и черточки на бумаге изображают леса, ягоды, волков и зайцев и пр.

    Словесное творчество открывает более богатые возможнос­ти, не ограниченные какими-либо техническими приемами. Мы уже отмечали, что дети совершенно искренне включаются


    286

    287

    в литературные произведения и живут в этом воображаемом мире.

    Так, одна девочка, услышав песню о гибели Чапаева, строила планы по его спасению: «Мы тихонько-тихонько проберемся в Урал-реку, научимся плавать и поплывем под рекой вниз, потом заденем его рукой и вытащим его из воды, тихонько-тихонько, чтобы враги не услышали».

    Многие дети сами сочиняют различные истории, в которых фантазия перемежается с реальностью. Вот пример такого рас­сказа 5-летнего мальчика:

    «Однажды мы шли с папой из детского сада под зонти­ком, и подул ветер, и мы полетели вместе с зонтиком на небо, и вся земля полетела вместе с нами, и кухня наша вместе с мамой тоже полетела, а на кухне падали кастрю­ли и сковородки. А мама не понимала, куда это все летит и падает...»

    Н. Н. Палагина отмечает, что главная особенность развития воображения у детей от 3 до 5 лет - обособление мира фантазии от реальности. Черты отстраненности воображения проявля­ются и в игре, и в словесном общении. Ребенок подчиняет свои фантастические построения определенным реалистическим за­кономерностям, изменяя их в соответствии с обстоятельствами, и относится к ним, как к чему-то отдельному от его собственных действий и желаний. С этим тесно связана возможность предна­меренного, произвольного воображения. Фантазии детей млад­шего дошкольного возраста по большей части непроизвольны. Под влиянием своих чувств дети сочиняют сказки и стишки, как правило, не зная, о чем будет произведение. К концу дошкольного возраста дети уже могут заранее планировать замысел и основ­ную идею своего произведения и целенаправленно реализо-вывать их.

    Виды и функции воображения дошкольника; этапы его развития

    Одной из наименее разработанных проблем психологии во­ображения ребенка является проблема психологических меха-

    низмов творческого воображения дошкольников. Именно этой проблеме были посвящены работы О. М. Дьяченко, в которых выяснялись особенности воображения детей разного возраста на материале решения специальных задач. Детям предлага­лось последовательно 20 карточек с геометрическими фигу­рами или с элементами предметных изображений. Ребенка про­сили дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. При обработке детских рисунков вы­являлся коэффициент оригинальности каждого ребенка (коли­чество его рисунков, не повторяющихся у него самого и у дру­гих детей группы) и качественный характер решения задачи на воображение.

    О. М. Дьяченко выделила два основных способа решения таких задач. В первом ребенок воспринимает предложенную фигуру как схему какого-либо предмета, который он лишь до­страивает в своем воображении (например, квадрат выступает как схема телевизора, домика, аквариума и пр.). При этом способе ребенок прямо следует за образом восприятия, лишь опредмечи­вая данную схему и придавая ей большее сходство с предметом. Этот способ был назван опредмечиванием.

    При втором способе предложенная для дорисовывания фи­гура используется качественно по-другому. Она включается деть­ми как деталь в самые разные объекты, рожденные детским воображением (тот же квадрат становится глазом робота или частью бантика на голове у девочки). Данный способ получил название включения.

    Возрастной анализ показал, что способ включения появля­ется только у детей старшего дошкольного возраста и его ис­пользование значительно повышает коэффициент оригиналь­ности. Младшие и средние дошкольники пользуются преимущественно способом опредмечивания.

    С целью развития творческого воображения был проведен формирующий эксперимент, в котором осуществлялось обуче­ние детей способу включения. При выполнении заданий на плоскостное конструирование от детей требовалось использо­вать детали одной фигуры для построения другой заданной фи­гуры (например, для выкладывания часов и самоката нужно было использовать маятник часов в качестве колеса и передней части самоката). В этих задачах одна и та же деталь свободно


    288

    11—2540

    289

    использовалась при построении образов разных объектов. В конце формирующего эксперимента все дети экспериментальной груп­пы свободно включали отдельные детали одного объекта в об­раз другого, т. е. овладели способом включения. Повторное про­ведение эксперимента с дорисовыванием фигур показал, что коэффициент оригинальности у детей, прошедших через экспе­риментальное обучение, оказался значительно выше, чем у их сверстников, обучавшихся по обычной программе.

    В другом формирующем эксперименте О. М. Дьяченко целенаправленное развитие воображения осуществлялось че­рез обучение детей способам наглядного моделирования, т. е. действиям с моделями реальных предметов. Обучение прохо­дило в несколько этапов.

    На первом из них малыши учились подбирать предме­ты-заместители для различных предметов и персонажей. На втором этапе отрабатывалось действие опредмечива­ния с некоторой детализацией воображаемых предметов, формировалось умение разыгрывать действие с предме­тами-заместителями. Дети по очереди показывали и рас­сказывали друг другу истории с заместителями. Напри­мер, про две полоски разной длины дети рассказывали, что это мальчик и его собака и что они вместе пошли гулять; или что это мама и дочка и они вместе сидят на скамейке и мама рассказывает сказку. На третьем этапе, который проходил на занятиях в старшей группе, форми­ровался способ включения при создании образа-идеи сво­его произведения. Детям давали наглядную схему (план-модель) какой-либо сказки, которую они должны были по-своему «прочитать». Интересно, что среди привычных элементов модели (схематических изображений людей или деревьев) было изображение фантастического пуши­стого зверька с крылышками и рожками-антеннами на го­лове. Введение этого объекта, не связанного с привычным контекстом, формировало у детей способность включать его, а вслед за ним и привычные объекты в самые необычные связи и отношения. И наконец, на четвертом этапе у детей закреплялась возможность пользоваться способом включения при создании образов-идей своих произведений. Дети представляли замысел собственно­го произведения в виде наглядной модели и разворачи­вали ее затем в своем сюжете.

    После такого обучения, которое продолжалось несколько лет (от младшей группы до подготовительной), был проведен кон­трольный замер, в котором сравнивалась эффективность вооб­ражения детей экспериментальной и контрольной групп. Ока­залось, что дети, участвовавшие в эксперименте, создали более богатые и оригинальные образы воображения, как при сочине­нии сказок (было предложено сочинить сказку про зайчика), так и при дорисовывании фигур. Эксперимент показал, что фор­мирование творческого воображения на материале работы с ху­дожественным текстом переносится на другой материал, свя­занный с изобразительной деятельностью. На основании этих экспериментов можно полагать, что воображение ребенка пред­ставляет собой целостную способность, которая выражается на самом разном материале.

    Воображение ребенка с самого начала его формирования имеет две основные функции — познавательную и аффектив­ную. Основная задача познавательного воображения — это вос­создание объективной реальности, достраивание целостной кар­тины мира, получение новых впечатлений. С помощью воображения дети могут творчески овладевать схемами и смыс­лами человеческих действий, строить целостный образ какого-либо события или явления.

    Аффективная функция воображения направлена на утверж­дение и защиту своего Я. Такая защита может осуществляться двумя путями. Во-первых, через многократное воспроизведе­ние (или проигрывание) травмирующих воздействий или ситу­аций ребенок как бы отстраняется от них, начинает видеть их со стороны. Во-вторых, дети создают воображаемые ситуации, в которых они могут утвердить себя — чувствуют себя сильны­ми, смелыми, ловкими, всемогущими. Многочисленные детс­кие фантазии о собственных победах и невероятных успехах, как и их варианты спасения Иванушки, Кая или Чапаева, как раз и выполняют эту функцию.

    Познавательное и аффективное воображение достаточно четко прослеживается в режиссерской игре ребенка. О. М. Дья­ченко и Е. М. Гаспаровой был разработан вариант режиссерс­кой игры, позволяющий выявить особенности воображения ре­бенка. Детям разного возраста предлагали пять деревянных кукол (три больших и две маленьких), которые представляли


    290

    291

    собой незакрашенный цилиндр-туловище с шариком-головкой. Ребенку предлагалось придумать, кто они, и поиграть, как он хочет.

    Результаты экспериментов, проведенных по данной мето­дике, показали, что уже в 2,5—3 года отчетливо выделяются два типа воображения. Познавательное воображение обнаружи­вается в тех случаях, когда ребенок с помощью кукол разыгры­вает знакомые ему действия и их возможные варианты — корм­ление детей, укладывание их спать, прогулка с ними и пр. Аффективное воображение проявлялось в проигрывании своих переживаний, связанных в основном со страхами детей: мили­ционер, или Баба Яга, или волк подстерегают непослушных де­тей, забирают и наказывают их. Очевидно, что в этих играх дети изживают собственные страхи и защищают себя от них. Следу­ет напомнить, что аффективное воображение в этом возрасте работает особенно ярко. Рассказы-фантазии детей о том, что они победили самого сильного медведя или поймали руками белочку на высокой сосне, в 2,5—3 года встречаются у многих детей.

    Характерно, что в раннем и младшем дошкольном возрасте практически отсутствует планирование результатов воображения. Если ребенка попросить заранее сказать, что он собирается ри­совать или как будет играть, он не сможет ничего сказать, а если и скажет, то его «план» может разрушить всю его деятельность. В 4—5 лет, по данным О. М. Дьяченко, уровень творческого во­ображения детей несколько снижается. Это, по-видимому, свя­зано с тем, что в этом возрасте ребенок нацелен прежде всего на усвоение и воспроизведение социальных норм и образцов дея­тельности. В предложенной ситуации с деревянными куклами дети 4—5 лет нередко отказывались от игры, мотивируя тем, что это не куклы, а кубики, а из кубиков нужно строить.

    В среднем дошкольном возрасте у здоровых детей несколь­ко снижается частота возникновения устойчивых страхов, как и необузданных детских фантазий. Аффективное воображение связано обычно с переживанием реальной травмы.

    Например, мальчик 5 лет после перенесенной им опе­рации в течение месяцев «оперировал» своего игрушеч­ного медвежонка, проигрывая варианты наиболее трав-

    мировавших его моментов (наркоз, снятие швов и пр.). Устойчивые внутренние конфликты чаще всего проявля­ются в построении замещающих воображаемых ситуа­ций: дети начинают придумывать и проигрывать истории про плохого мальчика (или девочку), который вместо них делает все шалости, выдумывают себе друзей и пр.

    Познавательное воображение в этом возрасте связано с бур­ным развитием ролевой игры, рисования, конструирования. Однако оно нередко носит воспроизводящий характер, так как ребенок 4—5 лет нацелен на следование образцам: дети воспро­изводят одни и те же сюжеты, склонны к рисованию шаблон­ных графических схем и пр.

    К 4-5 годам в процесс воображения включается специфи­ческое планирование, которое имеет ступенчатый характер. Ре­бенок планирует один шаг своих действий, выполняет их, ви­дит результат, а затем планирует следующий шаг.

    Следующий этап в развитии воображении дошкольника — возраст 6-7 лет. К этому времени ребенок уже осваивает ос­новные образцы поведения и деятельности и получает свобо­ду в оперировании ими. Он уже свободен от усвоенных стан­дартов и может комбинировать их.

    Аффективное воображение на этом этапе, как и на преды­дущем, направлено на изживание полученных психотравма­тических воздействий путем их многократного варьирования в игре, рисовании и других творческих видах деятельности. Однако в случае устойчивого конфликта с реальностью дети нередко обращаются к замещающему воображению. Именно в этом возрасте начинают обычно существовать выдуманные миры с воображаемыми друзьями и врагами. В этом возрасте уже не нужна опора на внешние действия и реальные предме­ты: ребенок может проигрывать различные сюжеты во внут­реннем плане. Так, В. С. Мухина описывала игру своего сына, когда он молча лежал в течение часа среди игрушек, а на воп­рос, что он делает, ответил, что играет с ними, представляя все, что они делают.

    Познавательное воображение в этом возрасте не просто пе­редает переработанные впечатления, но начинает искать при­емы для этой передачи. Возможности выбора таких приемов


    292

    293

    определяются овладением культурой игры и художественного творчества. Дети начинают обдумывать идею предстоящей игры, предварительно строить замысел своего рассказа или ри­сунка.

    На этом этапе появляется целенаправленное планирование: ребенок может уже до начала действий построить план их вы­полнения и последовательно реализовывать его, корректируя по ходу выполнения. Целостный образ начинает строиться спосо­бом включения, когда заданный взрослым элемент становится лишь второстепенной деталью их собственного образа вообра­жения.

    Описанные этапы развития воображения представляют собой лишь возможности каждого возраста, которые в естественных условиях реализуются далеко не всегда (по данным О. М. Дья­ченко, только у 1/5 части всех детей). Без специальной педаго­гической работы развитие воображения может иметь небла­гоприятные прогнозы. Аффективное воображение может приводить к застойным переживаниям, близким к патологи­ческим (навязчивые страхи, тревожность), или же вести ре­бенка к аутизации, к созданию замещающей воображаемой жизни, а не реальных творческих продуктов.Познавательное воображение в условиях обучения, направленного на однознач­ность знаний и усвоение готовых схем действий, имеет тен­денцию к постепенному угасанию. Поэтому особенно остро стоит вопрос о педагогике воображения дошкольника, т. е. о тех формах работы с детьми, в которых целенаправленное руко­водство взрослых не подавляет, а развивает творческие спо­собности детей. Практика решения задач на воображение (со­чинение сказок, дорисовывание фигур, конструирование по замыслу, Придумывание сюжетов игр и пр.) может быть одной из таких форм. Опыт работы показывает, что при правильном педагогическом руководстве познавательные и аффективные тен­денции воображения могут сливаться и воплощаться в реальных творческих продуктах детей.

    ИТОГИ

    Воображение можно определить как способность к пере­комбинированию и созданию новых образов. Главным мате-

    риалом для воображения являются только собственный опыт и знания человека. Так как такого материала у ребенка значительно меньше, чем у взрослого, его воображение не богаче, а беднее. Вместе с тем воображение играет в жизни ребенка значительно большую роль, чем в жизни взрослого, - оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий «отлет» от действительности. Специфика вооб­ражения дошкольника состоит в его повышенной эмоциональ­ности: ребенок переживает воображаемые события так же остро, как реальные.

    Первой формой проявления детского воображения явля­ются игры со взрослым, включенные в воображаемую ситуа­цию. Наиболее ярко воображение проявляется в игре дош­кольника (где дети наделяют предметы воображаемыми функциями, берут на себя роли воображаемых персонажей) и в творческих видах деятельности (рисовании и словесном творчестве). В младшем дошкольном возрасте воображение всегда опирается на реальные предметы или действия; к стар­шему дошкольному возрасту становится возможным вообра­жение во внутреннем плане, в плане представлений.

    Выделяются две главные функции воображения - по­знавательная (воспроизведение и варьирование реальных событий) и аффективная («защитная»).

    Познавательное воображение дошкольника связано с бур­ным развитием ролевой игры, рисования, конструирования. Однако оно нередко носит воспроизводящий характер, когда ребенок действует по образцам: воспроизводит одни и те же сюжеты, склонен к рисованию шаблонных графических схем и пр. Аффективное воображение на этом этапе, как и на предыдущем, направлено на преодоление полученных пси­хотравматических воздействий путем их многократного ва­рьирования в игре, рисовании и других творческих видах деятельности. Однако в случае устойчивого конфликта с ре­альностью дети нередко обращаются к замещающему вооб­ражению. Обе функции имеют свою линию развития в дош­кольном возрасте.

    Специальные педагогические воздействия могут способ­ствовать развитию творческого воображения ребенка. Для этого хорошо использовать разные варианты задач на вооб­ражение (сочинение сказок, дорисовывание фигур, конструи­рование по замыслу, придумывание сюжетов и пр.).


    294

    295



    Вопросы

    1. В чем заключается специфика воображения дошкольника?

    2. Почему источником воображения дошкольника является сюжетно-ролевая игра?

    3. Как связано развитие воображения с речевым развитием ребенка?

    4. Где и как проявляется воображение ребенка?

    5. Назовите основные способы решения задач на вообра­жение.

    6. В чем проявляется аффективная функция воображения, в чем ее позитивные и негативные моменты?

    7. Как проявляется познавательная функция воображения дошкольника? Каковы ее преимущества и ограничения?

    8. Как можно способствовать развитию творческого вооб­ражения ребенка?

    9. Каковы основные функции воображения и этапы их раз­вития в дошкольном детстве?




    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   29


    написать администратору сайта