Главная страница

Геодезия строение перекрытий. Талеб Нассим Николас - Антихрупкость (Человек Мыслящий. Идеи, сп. Талеб Нассим Николас Т16 Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса Нассим Николас Талеб Перс англ. Н. Караева. М. КоЛибри, АзбукаАттикус, 2020. 768 сил 9785389098923 Антихрупкость книга


Скачать 5.15 Mb.
НазваниеТалеб Нассим Николас Т16 Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса Нассим Николас Талеб Перс англ. Н. Караева. М. КоЛибри, АзбукаАттикус, 2020. 768 сил 9785389098923 Антихрупкость книга
АнкорГеодезия строение перекрытий
Дата11.07.2022
Размер5.15 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаТалеб Нассим Николас - Антихрупкость (Человек Мыслящий. Идеи, сп.pdf
ТипКнига
#628960
страница29 из 55
1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   55
Благочестие для нечестивых. — Жирный Тони не пьет молока. — Непременно попросите поэта объяснить его стихи. — Мистагог-
псевдофилософ
Ж
ирный Тони верит, что Сократа приговорили к смерти совершенно справедливо.
Эта глава позволит нам завершить дискуссию о разнице между описательным, нарративным, понятным знанием — и знанием более непрозрачным, тем, которое можно изучить лишь с помощью прилаживания (две колонки таблицы 4, отделяющие нарративное знание от знания, независящего от нарративов). Было бы ошибкой думать, что у всего и всегда есть причина, доступная нашему познанию, — та, которую мыс легкостью поймем.
Самая большая ошибка, которую может совершить человек спутать, как выразился Ницше, непонятное с неосмысленным. Это, в общем-то, та же проблема индюшки, которая
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 376
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 376 14.10.2013 15:04:04 14.10.2013 15:04:04
Ан тих р у п кость считает, что невидимое не существует это родственник заблуждения, по которому отсутствие доказательств грядущей катастрофы есть доказательство того, что катастрофы не будет.
Все мы пали жертвой заблуждения зеленого леса еще в золотой век философии. Мы видели, как ошибался Аристотель, когда пытался осознать причину успеха Фалеса; теперь обратимся к Сократу, величайшему из великих Е ВТ И ФР ОН Платон выражал свои взгляды главным образом через человека, который, без сомнения, стал самым влиятельным философом в истории. Это Сократ Афинянин, первый философ в современном смысле слова. Сократ не оставил собственных сочинений, и почти все, что мы о нем знаем, нам известно от Платона и Ксенофонта. У Жирного Тони имеется свой биограф — это ваш покорный слуга, который, преследуя собственные цели, искажает характер героя и представляет его идеи в выгодном для себя свете поэтому я уверен в том, что Сократ из версии Платона — это больше персонаж Платона, чем настоящий Сократ
*
В одном из диалогов Платона, носящем название «Евти- фрон», Сократ стоит у царского портика в ожидании суда, который в итоге приговорит его к смерти, а Евтифрон, специалист по религии и своего рода пророк, заводит с философом
* Другой биограф Сократа, Ксенофонт, рисует совсем иную картину. Герой Воспоминаний о Сократе не говорит глупостей, он вообще прагматик он презирает стерильное знание и экспертов, которые изучают что-то без практической целине обращая внимания на множество полезных и важных вещей вместо того чтобы глядеть на звезды и пытаться понять причины их движения, подумай, как использовать звездное небо для навигации изучай геометрию, чтобы измерять землю, не более того 377
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 377 14.10.2013 15:04:04 14.10.2013 15:04:04
Нас сим Ник о л ас Тале б беседу. Сократ принимается объяснять, что за обвинения выдвинуты против него (развращение молодежи и замена старых богов новыми) — и что он не только не требует вознаграждения, но, наоборот, готов приплатить зато, чтобы его стали слушать.
Евтифрон, оказывается, и сам затеял тяжбу — он обвиняет своего отца в убийстве неплохой зачин для разговора, да Сократ спрашивает Евтифрона, почему тот, будучи осведомлен в божественных законах, не страшится совершить нечестивое дело и обвиняет в чем-то собственного отца.
Метод Сократа состоял в том, чтобы заставить собеседника, выдвинувшего некий тезис, согласиться с рядом утверждений, после чего показать, что эти утверждения, если их развить, несовместимы с исходным тезисом, то есть собеседники сам не понимает, о чем говорит. В основном Сократ использовал этот метод, чтобы показать людям, насколько нелогично они рассуждают — и как мало им известно о понятиях, которые они используют каждый день. Задача философии пролить свет на эти понятия.
В самом начале диалога с Евтифроном Сократ ловит собеседника на слове благочестие тот характеризует свой поступок — преследование посуду преступника — как благочестивый, создавая впечатление, что хочет покарать отца из благочестия. Но Евтифрону не удается дать благочестию определение, которое удовлетворило бы Сократа. Диалог продолжают различные определения (что есть справедливое, пока Евтифрон не сбегает под каким-то вежливым предлогом. Беседа заканчивается внезапно, ноу читателя остается впечатление, что, если бы подобная беседа велась до сегодняшнего дня, на протяжении 2500 лет, стороны так ник чему и не пришли бы.
Давайте возобновим этот диалог 378
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 378 14.10.2013 15:04:04 14.10.2013 15:04:04
Ан тих р у п кость Ж И Р Н Ы Й ТОНИ ПРОТИВ СОКРАТ А
Что бы сказал Жирный Тони, если бы беспощадный афинянин устроил ему подобный допрос Теперь, когда читатель знаком с нашим массивным героем, давайте поставим мысленный эксперимент и представим эквивалентный диалог между Жирным Тони и Сократом — должным образом переведенный, разумеется.
Согласитесь, что между этими двумя персонажами наблюдается сходство. Оба не обременены работой и проводят дни вне знающей границ праздности, хотя в случае Тони свободное время — это результат плодотворных прозрений. Оба любят поспорить, оба считают живую беседу (а не пассивное сидение перед телевизором или на концерте) главным источником развлечения. Обоим не по душе сочинять. Сократу потому что ему не нравятся точность и неизменность, которыми обладает письменная речь, в то время как для философа ответы никогда не являются окончательными и потому не подлежат фиксированию. Нет ничего такого, что следовало бы запечатлеть в камне, даже в буквальном смысле слова в «Евтифроне» Сократ хвалится тем, что предком ему приходится скульптор Дедал, статуи которого оживали, когда работа над ними завершалась. Если выскажете что-ли- бо статуе Дедала, она тут же найдется с ответом, в отличие от скульптур, выставленных в нью-йоркском Метрополитен- музее. Тони, в свой черед, не нравится сочинять для других по не менее уважительной причине однажды его чуть не выгнали из школы в бруклинском Бэй-Ридже.
На этом сходство заканчивается, хотя для диалога его вполне достаточно. Конечно, Жирный Тони, столкнувшись лицом к лицу с человеком, которого Ниро называет величайшим философом всех времени народов, может преподнести
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 379
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 379 14.10.2013 15:04:04 14.10.2013 15:04:04
Нас сим Ник о л ас Тале б нам пару сюрпризов. Внешний вид Сократа, как известно, вызывал отторжение. Философа неоднократно описывали как человека с огромным животом, тонкими руками и ногами, выпученными глазами, носом картошкой. Глядел он свирепо. Не исключено, что при этом от Сократа плохо пахло, потому что он мылся реже своих современников. Легко вообразить, как Жирный Тони с усмешкой тычет в Сократа пальцем испрашивает своего друга Слышь, Ни-и-иро, ты хочешь, чтобы я поговорил вот с этим Может, Тони повел бы себя по-другому: говорят, у Сократа была харизма, он лучился уверенностью в себе и хранил безмятежность ума, благодаря которой отдельные юноши находили философа «красивым».
В чем Ниро может быть уверен — так это в том, что Жирный Тони сначала приблизится к Сократу, обнюхает философа и по итогам этого действа сформирует мнение о нем как уже было сказано, Жирный Тони даже не отдает себе отчета в том, что поступает так постоянно.
Представим теперь, что Сократ попросил Жирного Тони определить благочестие. В ответ Жирный Тони, скорее всего, немедленно смылся бы — вспомнив утверждение Сократа, что тот непросто спорит бесплатно, но и готов приплачивать собеседнику, Тони заявил бы, что нет смысла спорить с человеком, который охотно платит партнерам по дискуссиям.
Однако сила Жирного Тони в том, что он не позволяет другим загонять себя в угол. Тони наставлял Ниро: в любом вопросе таится ответ никогда не отвечай прямо на вопрос, который не имеет для тебя никакого смысла.
Ж и р н ы й Тони Ты просишь меня определить, чем благочестивый поступок отличается от нечестивого. Значит ли это, что я должен уметь объяснить тебе, что такое благочестие применительно к действиям 380
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 380 14.10.2013 15:04:04 14.10.2013 15:04:04
Ан тих р у п кость С окр ат Как ты можешь употреблять слово благочестие, не зная, что оно значит, но притворяясь, будто ты это знаешь?
Ж и р н ы й Тони То есть предполагается, что я должен прямо вот здесь объяснить тебе на варварском английском наречии, а то и на чистом древнегреческом, что я могу доказать тебе, что я знаю, что такое благочестие, и понимаю, что это слово значит Словами я этого выразить не могу, ноя знаю, что это такое.
Я не сомневаюсь в том, что Жирный Тони переупрямил бы Сократа ив итоге сам загнал бы его в угол.
Ж и р н ы й Тони Скажи мне, старик, вот что. Должен ли ребенок дать определение материнскому молоку, чтобы понять, что его нужно пить?
С окр ат Нет, не должен.
Ж и р н ы й Тони используя сократический метод повторения, применяемый в диалогах Платона А скажи мне, мой дорогой Сократ, должна ли собака дать определение хозяина, чтобы быть ему верной?
С окр ат изумленный тем, что кто-то задает ему вопросы Собаку ведет инстинкт. Он не отражается на ее жизни. Собака не размышляет о жизни. Мы не собаки.
Ж и р н ы й Тони Я соглашусь, мой дорогой Сократ, стем, что собаку ведет инстинкта мы не собаки. Но разве мы, люди, отличаемся от собак так принципиально, чтобы не иметь вообще никаких инстинктов, побуждающих нас делать вещи, которые мы не понимаем Обязаны ли мы ограничить свою жизнь тем, что можно выразить на протобрук- линском английском?
Не дожидаясь ответа Сократа (только лохи ждут ответов вопросы задаются не для того, чтобы на них отвечали 381
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 381 14.10.2013 15:04:04 14.10.2013 15:04:04
Нас сим Ник о л ас Тале б
Ж и р н ы й Тони Итак, мой дорогой Сократ, почему ты уверен в том, что нам нужно фиксировать значения слов?
С окр ат Мой дорогой Мега-Тони, когда мы о чем-то говорим, нам нужно знать, о чем именно идет речь. Суть философии заключается в том, чтобы найти способ отражать и понимать то, что мы делаем, чтобы размышлять о нашей жизни. Неосмысленная жизнь не имеет смысла.
Ж и р н ы й Тони Проблема, мой бедный древний грек, в том, что ты убиваешь вещи, о которых мы знаем, но которые не можем выразить словами. И если бы я попросил человека, спокойно крутящего педали велосипеда, изложить теорию, объясняющую возможность велосипедных прогулок, велосипедист тотчас грохнулся бы на землю. Издеваясь над людьми и допрашивая их, ты сбиваешь их столку ив итоге наносишь им вред.
Затем, бросив на Сократа снисходительный взгляд, сух- мылкой, очень спокойно:
Ж и р н ы й Тони Мой дорогой Сократ знаешь, почему тебя приговорили к смерти Потому что ты заставляешь людей ощущать себя идиотами из-за того, что они слепо блюдут обычаи, следуют инстинктами верны традициям. Наверное, в чем-то ты прав. Ноты можешь смутить людей в тех вещах, которые они делали, ни о чем не задумываясь и не попадая в беду. Ты разрушаешь иллюзии человека относительно самого себя. Ты лишаешь нас радости неведения — и нас начинает пугать то, чего мы не понимаем. Однако ответов на свои вопросы у тебя нет и ты ничего не можешь предложить взамен.
Г ОС ПОД СТ ВОДЕ ФИН И Т ИВ НОГ О ЗНАНИЯ Жирный Тони нападает здесь на основу основ философии именно Сократ первым поднял вопросы, составляющие сего 382
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 382 14.10.2013 15:04:04 14.10.2013 15:04:04
Ан тих р у п кость дня содержание философской науки, вроде что такое существование, что такое мораль, что такое доказательство, что такое наука, что есть это и что есть то?».
Вопрос, поднятый в «Евтифроне», возникает в различных диалогах, сочиненных Платоном. Сократ неустанно ищет дефиниции и тщится определить природу рассматриваемого явления, а не дать описание свойств, по которым мы можем отличить одно явление от другого.
Сократ дошел до того, что допросил поэтов и сообщил, что сами они понимают в собственном творчестве не больше, чем их читатели. В Апологии Сократа, где Платон описывает суд над философом, герой вспоминает, как тщетно допрашивал поэтов Брал яте из их произведений, которые, как мне казалось, всего тщательнее ими обработаны, испрашивал у них, что именно они хотели сказать, чтобы, кстати, научиться от них кое-чему. Стыдно мне, афиняне, сказать вам правду, а сказать все-таки следует. Одним словом, чуть лине все там присутствовавшие лучше могли бы объяснить творчество этих поэтов, чем они сами»
*
Этот приоритет дефинитивного знания привел Платона к следующему утверждению вы не можете знать что-либо, если не знаете Форм, то есть того, что определяют дефиниции. Если мы не можем определить благочестие исходя из конкретных ситуаций, давайте начнем с обобщений, из которых должна вытекать конкретика. Иными словами, если вы не в состоянии нарисовать карту территории, создайте территорию по карте.
В защиту Сократа следует сказать, что его вопросы ведут к важному результату если они и не позволяют сказать, что такое данная вещь, они по крайней мере позволяют быть уверенным в том, чем эта вещь не является Перевод МС. Соловьева.
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 383
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 383 14.10.2013 15:04:04 14.10.2013 15:04:04
Нас сим Ник о л ас Тале б
П у тая непонятное сне осмысленным У Жирного Тони, разумеется, было немало предшественников. О многих мы не узнаем из-за доминирования философии, ставшей неотъемлемой частью повседневной жизни приверженцев христианства и ислама. Под философией я имею ввиду теоретическое и концептуальное знание, то есть все то знание, которое мы можем описать. До недавнего времени этот термин обозначал то, что сегодня мы называем наукой натурфилософию, попытку дать Природе разумное объяснение и проникнуть в ее логику.
На эту концепцию энергично нападал в новое время молодой Фридрих Ницше, маскируя свои размышления под литературный полет фантазии об оптимизме и пессимизме, смешанной с галлюцинациями на темы Запада, типичного эллина и германского духа. Молодой Ницше написал книгу Рождение трагедии, когда ему было чуть за двадцать. Он обвинял Сократа, которого именовал «мистагогом науки, в том, что философ сделал существование нам понятными тем оправдал его. Это великолепное рассуждение выражает то, что я называю рационалистическим заблуждением лохов:
«Быть может, — так должен был он Сократ спросить себя, — непонятное мне не есть тем самым непременно и нечто неосмысленное Быть может, существует область мудрости, из которой логик изгнан?»
*
«То, что мне непонятно, необязательно неосмысленно — это, наверное, самое мощное из высказываний ницшеанского века. Парафраз этих слов мы использовали в Прологе —
* Перевод ГА. Рачинского.
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 384
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 384 14.10.2013 15:04:04 14.10.2013 15:04:04
Ан тих р у п кость в той самой дефиниции хрупкодела, считающего все, чего он не понимает, ахинеей.
Ницше тоже мучает аллергия на сократовскую версию истины, за которой прячется стремление убедить нас в том, что нужно проникать в суть вещей. Если верить Сократу, никто не делает зла осознанно — аргумент, который повсеместно распространился в эпоху Просвещения, когда мыслители вроде Кондорсе сделали истину единственными достаточным условием добродетели.
Именно этот аргумент Ницше стремится разбить в пух и прах знание есть панацея ошибка есть зло отсюда следует, что наука — это оптимистическое действо. Мандат на научный оптимизм раздражал Ницше до крайности получалось, что знания и рассуждения служат утопии. Забудьте про оптимизм и пессимизм, о которых обычно говорят, рассуждая о Ницше, потому что так называемый ницшеанский пессимизм отвлекает внимание от главного под вопрос ставится сама добродетельность знания.
Мне понадобилось много времени, чтобы осознать центральную проблему, которую Ницше поднимает в Рождении трагедии. Он видит две силы — аполлоническую и диони- сическую. Первая измерима, уравновешенна, рациональна, представляет разум и самоограничение вторая темна, примитивна, дика, неприручима, трудна для понимания и исходит из глубинных слоев нашего сознания. Культура Древней Греции являла собой баланс между этими силами, пока влияние Сократа на Еврипида не дало преимущество аполлониче- скому началу, подорвав тем самым дионисическое, после чего началось победное шествие рационализма. Это все равно что разрушить естественную химию вашего организма, впрыснув вам гормоны. Аполлоническое начало без дионисическо- го — это, как сказали бы китайцы, сила «ян» без силы «инь».
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 385
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 385 14.10.2013 15:04:04 14.10.2013 15:04:04
Нас сим Ник о л ас Тале б
Мощь Ницше-мыслителя продолжает меня восхищать он осознал, что такое наша антихрупкость. Хотя многие приписывают (ошибочно) понятие творческого разрушения экономисту Йозефу Шумпетеру (не задаваясь вопросом, как столь глубокую и проницательную концепцию мог создать экономиста более эрудированные называют в качестве источника Карла Маркса, наделе эти слова первым употребил именно Ницше — он именовал Диониса творчески разрушительными разрушительно творческим. Ницше действительно понимал, что такое антихрупкость, пусть и по-своему.
Я читал Рождение трагедии Ницше дважды, первый разв юности, когда был совсем зеленый. Когда я взялся за эту книгу во второй раз, после многолетних раздумий о случайности, меня осенило, что Ницше понимал нечто такое, о чем не писал подробно в своих трудах развитие знания или чего бы тони было еще — невозможно без дио- нисического начала. Это начало открывает нам то, что мы в какой-то момент можем выбрать, если обладаем опцио- нальностью. Другими словами, оно может стать источником стохастического прилаживания, а аполлоническое начало может отвечать за рациональность в процессе отбора.
Что бы сказал об этой концепции Сенека, большой босс Он тоже упоминал дионисические и аполлонические свойства. Водном из своих трактатов Сенека представляет более богатое описание наших человеческих тенденций. Говоря о Боге (которого он также зовет судьбой, приравнивая его к взаимодействию причин, Сенека наделяет его тремя проявлениями. Во-первых, это Liber Pater, вакхическая сила то есть то начало, которое Ницше называет дионисическим:
* Адам Смит был первыми последним философом-моралистом. Маркс был философом. Канеман — психологом. Саймен — когнитивистом. Исключение составляет, конечно, Хайек.
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 386
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 386 14.10.2013 15:04:04 14.10.2013 15:04:04
Ан тих р у п кость Вакх — это и есть Дионис, благодаря которой продолжается жизнь во-вторых, Геркулес, олицетворяющий мощь в-треть- их, Меркурий, символизирующий (для современников Сене- ки) ремесло, науку и разум (то, что Ницше называет аполло- ническим началом. Сенека, в отличие от Ницше, дополнил картину третьим измерением — силой.
Как я уже говорил, ранние атаки на философию как рациональное познание в традиции Платона и Аристотеля осуществлялись многими людьми, и не все они оставили следы в книгах, а кое-кто упоминается лишь в забытых или редко упоминаемых текстах. Почему забытых Структурному знанию нравится обнищание и упрощение, производные наивного рационализма так проще учить студентов — ненужно рассказывать им о сложном своеобразии эмпирики. В итоге тех, кто критиковал академическое мышление, предавали забвению (мы увидим, что это особенно верно для истории медицины).
Специалист по античной филологии и мыслитель XIX века Эрнест Ренан, обладающий куда более прочной репутацией, чем Ницше, а также отличающийся непредвзятостью, знал помимо обычных по тем временам древнегреческого ила- тыни иврит, арамейский (сирийский) и арабский. Нападая на Аверроэса, он произнес знаменитую фразу логика исключает по определению — нюансы, атак как истину можно найти исключительно в нюансах, логика превращается в бесполезный инструмент поиска Истины в этике и политике».
Тр ад ици я
Как сказал Жирный Тони, Сократа приговорили к смерти, потому что он разрушал нечто такое, что работало — в глазах афинского истеблишмента — без каких-либо нареканий. Вещи слишком сложны, чтобы их можно было выразить
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 387
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 387 14.10.2013 15:04:04 14.10.2013 15:04:04
Нас сим Ник о л ас Тале б словами поступая так, вы убиваете в людях человеческое. Возможно, люди — как в случае с зеленым лесом — вовсе не ошибаются, просто мы недостаточно умны, чтобы постичь это интеллектом.
Смерть и мученичество способствуют обретению славы, особенно когда человек встречает судьбу, оставшись непоколебимым в своих убеждениях. Герой — это тот, кто уверен в своем интеллекте и наделен сильным я, так что смерть для него — событие незначительное. Хотя по большей части рассказы о Сократе рисуют его героем — за достойную смерть, за согласие умереть так, как подобает философу, — ван- тичную эпоху находились критики, считавшие, что Сократ подрывает основы общества, то есть эвристику, которая передается из поколения в поколение ив которой нельзя сомневаться незрелым умам.
Катон Старший, с которым мы встречались в главе 2, Сократа терпеть не мог. Катон обладал практическим умом Жирного Тони, но отличался от него чутким гражданским чувством, ощущением миссии, уважением к традициями приверженностью к моральным устоям. У Катона также была аллергия на все греческое, в особенности на философов и врачей, — аллергия, которая, как мы увидим в следующих главах, замечательно оправдывается в нашу эпоху. Приверженность Катона к демократии привела его к вере ив свободу, ив обычаи, и все это — в сочетании с боязнью тирании. Плутарх приводит такие слова Катона: Сократ был пустомелей и властолюбцем, который пытался любыми средствами захватить тираническую власть над отечеством, растлевал нравы и настойчиво внушал согражданам суждения, противные законам»
*
Теперь читатель видит, как расценивали древние наивный рационализм обедняя — а не развивая — мысль, он приводит
* Перевод С. П. Маркиша.
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 388
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 388 14.10.2013 15:04:04 14.10.2013 15:04:04
Ан тих р у п кость к хрупкости. Древние понимали, что неполнота — полузна- ние — всегда опасна.
Не одни только древние пытались защитить — и предлагали нам уважать — другой тип знания. Эдмунд Бёрк, ирландский политики политический философ, критиковал Французскую революцию за разрушение коллективного разума нации. Бёрк полагал, что масштабные социальные перемены могут быть чреваты невидимыми последствиями, и защищал потому небольшие эксперименты, проводимые методом проб и ошибок (по сути, выпуклое прилаживание) при условии, что уважение к сложной эвристике традиции сохраняется. Живший в ХХ веке консервативный политический философ и специалист по философии истории Майкл Оукшот считал, что традиции — это накопленное и отфильтрованное коллективное знание. С ним согласился бы Жозеф де Местр, размышлявший, как мы видели, о далеких последствиях решений. Де
Местр был французским роялистом и мыслителем, настроенным против Просвещения, он много говорило зле революции и верил в фундаментальную порочность людей, исправить которую может разве что какой-нибудь диктатор.
Топ-лист антихрупких мыслителей нового времени возглавил бы, конечно, Витгенштейн сего замечательным прозрением о вещах, невыразимых словами. И Витгенштейн лучше всех мыслителей понимал заблуждение зеленого леса — возможно, он первым заговорило нем, когда засомневался в способности языка выразить буквальное. Вдобавок этот человек был святым — жизнь, друзей, благосостояние, репутацию, все, что он имел, Витгенштейн принес в жертву философии.
Может статься, что и Фридрих Хайек оказался бы в категории антихрупких антирационалистов. Этот живший в прошлом столетии философ и экономист выступал против социального планирования на том основании, что система цен выражает посредством сделок знание, которым обладает
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 389
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 389 14.10.2013 15:04:04 14.10.2013 15:04:04
Нас сим Ник о л ас Тале б общество, и это знание недоступно тем, кто пытается повлиять на устройство социума. Но Хайек упустил из виду понятие оп- циональности, заменяющее суть социального планирования. В каком-то смысле он верил в разум, только в распределенный и коллективный — а не в опциональность как замену разуму
*
Антрополог Клод Леви-Стросс показал, что у неграмотных дикарей есть своя собственная наука конкретного глобальное мировоззрение, вмещающее объекты и их вторичные, чувственные характеристики оно необязательно менее связно, чем многие наши научные теории, а во многих отношениях равно им или даже их превосходит. Опять же, зеленый лес».
Наконец, вот Джон Грэй, современный политический философ и эссеист, противостоящий человеческой спеси и борющийся с господствующей идеей о том, что Просвещение — это панацея. Мыслителей определенной категории Грэй называет фундаменталистами Просвещения. Он неоднократно доказывал, что наш так называемый научный прогресс может оказаться всего лишь миражем. Когда мыс Грэем и эссеистом
Брайаном Эпплярдом решили вместе пообедать, я приготовился было спорить и защищать мою концепцию. Меня приятно удивило то, что наш обед оказался лучшим обедом в моей жизни. Мы ни о чем не спорили, так как понимали, что защищаем одни и те же позиции, и сразу перешли к следующему шагу, заговорив о практическом приложении теории — скажем, о такой приземленной вещи, как замена валютных резервов драгоценными металлами, не принадлежащими правительству.
Грэй работал водной комнате с Хайеком и сказал мне, что тот был довольно скучным парнем. Ему недоставало игривости, а значит, и опциональности.
* Философ Руперт Рид убедил меня в том, что Хайек на самом деле был скрытым сторонником наивного рационализма, как и Поппер. Рид доказывает, что этих двоих следует исключить из категории антихрупких мыслителей 390
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 390 14.10.2013 15:04:04 14.10.2013 15:04:04
Ан тих р у п кость О ТЛИ Ч И ЕЛО ХА ОТ НЕ- ЛОХА Вспомним теперь о философском камне. Сократ говорит о знании. Ну а Жирный Тони понятия не имеет, что это такое.
Тони делит жизнь не на Истинное и Ложное — скорее он оценивает мир в терминах лохи «не-лох». Для него все всегда просто. В реальности, как мы видели на примере идей
Сенеки и сделки Фалеса, уязвимость важнее знания последствия решения замещают логику. Знание из учебников, как и понятие среднего, ничего не говорят о важном измерении о скрытой асимметрии приобретений. На протяжении истории мыслители, как правило, игнорировали необходимость сфокусироваться на отдаче от действий вместо изучения структуры мира (или понимания Истинного и Ложного. Самое важное — это всегда отдача, то есть то, что происходит с вами (ваши приобретения или причиненный вам вреда не событие как таковое.

1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   55


написать администратору сайта