Главная страница

Геодезия строение перекрытий. Талеб Нассим Николас - Антихрупкость (Человек Мыслящий. Идеи, сп. Талеб Нассим Николас Т16 Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса Нассим Николас Талеб Перс англ. Н. Караева. М. КоЛибри, АзбукаАттикус, 2020. 768 сил 9785389098923 Антихрупкость книга


Скачать 5.15 Mb.
НазваниеТалеб Нассим Николас Т16 Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса Нассим Николас Талеб Перс англ. Н. Караева. М. КоЛибри, АзбукаАттикус, 2020. 768 сил 9785389098923 Антихрупкость книга
АнкорГеодезия строение перекрытий
Дата11.07.2022
Размер5.15 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаТалеб Нассим Николас - Антихрупкость (Человек Мыслящий. Идеи, сп.pdf
ТипКнига
#628960
страница40 из 55
1   ...   36   37   38   39   40   41   42   43   ...   55
via negativa, от лишнего никаких жалюзи, солнцезащитных очков для карих глаз, кондиционеров, апельсинового сока (только вода, гладких поверхностей, лимонадов, навороченных таблеток, громкой музыки, лифтов, соковыжималок На этом я остановлюсь.
Когда я смотрю на своего друга, крестного отца пещерного стиля жизни Артура де Вейни, который в семьдесят лет может похвастать здоровьем, каким не обладают и многие люди на тридцать лет моложе, и сравниваю его с миллиардерами вроде Руперта Мёрдока или Уоррена Баффета (с фигурами, похожими на груши, у меня всегда появляется одна и та же мысль. Если настоящее богатство — это спокойный сон, чистая совесть, взаимная признательность, отсутствие зависти, хороший аппетит, крепкие мышцы, физическая энергия, здоровый смех, обеды с друзьями, никаких спортзалов и конфе- ренц-залов, физический труд (или хобби, хорошая перистальтика, а также регулярные неожиданности, значит, истинное богатство субтрактивно (из него убрана всякая ятрогения).
Р ели г и я и наивное вмешательство У религии есть незримые цели помимо тех, о которых талдычат понимающие буквально все ученые и псевдоученые, и одна из этих целей — защитить нас от учености, то есть
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 546
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 546 14.10.2013 15:04:40 14.10.2013 15:04:40
Ан тих р у п кость от этих самых людей. Из корпуса надписей (на могилах) мы можем заключить, что многие строили фонтаны или даже храмы, посвященные любимым богам, после того, как эти боги преуспели там, где потерпели неудачу врачи. Мы нечасто осознаем пользу от религии, между тем она ограничивает нашу склонность к вмешательству и ятрогению: сплошь и рядом, если ваше недомогание не столь значительно, все то, что удаляет вас от врачей и позволяет вам ничего не делать (а значит, дает природе сделать свою работу, идет вам на пользу. Потому пойти в церковь (или храм Аполлона) в ряде случаев когда речь идет о легком дискомфорте, а не о ране или травме, полученной в автомобильной аварии повторю — имеются ввиду ситуации, в которых риск ятрогении превышает отдачу от лечения, то есть случаи с негативной выпуклостью) весьма полезно. В храмах можно найти множество надписей типа Аполлон спас меня, врачи пытались убить меня такие пациенты, как правило, завещали свое имущество храму.
Судя по всему, в глубине души каждый человек знает, когда следует искать утешения в религии — и когда надо переключиться на науку
*
П ОС РЕД А М Я БУДУ ВЕГА НОМ Бывает, что перед конференциями организаторы присылают письмо с вопросом, есть ли у меня диетические ограничения.
Кое-кто спрашивает об этом за полгода до события. В прошлом я обычно отвечал, что избегаю употреблять в пищу кошек, собак, крыс и людей (особенно экономистов. Сегодня по итогам личной эволюции я должен знать, на какой именно
* Я стараюсь избегать споров об эффекте плацебо я говорю о нелинейности, а плацебо с этой темой никак не соотносится 547
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 547 14.10.2013 15:04:40 14.10.2013 15:04:40
Нас сим Ник о л ас Тале б день приходится банкет, чтобы понимать, буду я веганом — или же присоединюсь к пожирателям чудовищно толстых стейков. Как я это узнаю Очень просто смотрю в греческий православный календарь и узнаю, постятся в этот день или нет. Обожающие четкие классификации устроители современных бизнес-конференций, как правило, наивные парни, сильно смущаются, потому что не могут отнести меня ник приверженцам диеты каменного века, ник «веганам». Первые — это мясоеды, которые стараются придерживаться древнего высокомясного рациона охотников-собирателей; вторые — те, кто не ест мяса и отказывается даже от сливочного масла) Далее мы увидим, почему наивные рационалисты, ставящие либо на диету каменного века, либо на ве- ганство, совершают ошибку (если только они не делают это по причинам религиозного или духовного характера).
Я верю в эвристику религии и слепо следую ее правилам будучи православным христианином, я могу иногда мухлевать это часть игры. Среди прочего роль религии заключается в том, чтобы приручить ятрогению пресыщения пост уравнивает всех, невзирая на заслуги. Но есть тут ибо- лее тонкие аспекты.
Э ф ф е к ты выпуклости и беспорядочное питание На примере с аппаратом искусственного дыхания мы уяснили практическое следствие из неравенства Йенсена: в некоторых областях у нерегулярности есть преимущества, ауре- гулярности — недостатки. Там, где применимо неравенство
Йенсена, нерегулярность может стать лекарством.
Возможно, по большей части нам нужно всего лишь вычеркнуть изменю несколько продуктов, а также перестать
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 548
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 548 14.10.2013 15:04:40 14.10.2013 15:04:40
Ан тих р у п кость питаться размеренно. Мы совершаем ошибку, не замечая нелинейности в двух местах в составе пищи и частоте ее приема.
Проблема с составом заключается в следующем. Мы, люди, вроде бы всеядны по сравнению с более специализированными млекопитающими, такими как коровы и слоны (они едят салаты, а также львы (они едят добычу, и это, как правило, добыча, которая ела салаты. Способность к всеядности появилась, когда среда обитания человека стала более разнообразной, а источники питания — внеплановыми, случайными и, главное, перемежающимися специализация — это реакция на более стабильную среду обитания, не подверженную резким изменениям, а избыток вариантов появляется, когда среда меняется. Диверсификация функции — это всегда ответ на разнообразие. Причем разнообразие с определенной структурой.
Наше тело устроено весьма изощренным образом. В том, что касается приема пищи, корова и другие травоядные подвержены куда меньшему воздействию случайностей, чем лев они поглощают пищу размеренно, но должны очень хорошо потрудиться для того, чтобы метаболизировать все питательные вещества. В итоге коровы едят помногу часов вдень. Наверное, это очень скучно — все время стоять и есть салаты. Лев, с другой стороны, вынужден больше полагаться наудачу ему удается убить меньше 20 процентов потенциальных жертв, но когда он ест, его тело быстро и эффективно перерабатывает все питательные вещества благодаря тому, что жертва уже потрудилась над салатами. Случайная структура среды диктует общий принцип когда мы травоядные, мы едим размеренно когда мы хищники, мы едим беспорядочно. А значит, белки по статистическим причинам должны поглощаться нерегулярно 549
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 549 14.10.2013 15:04:40 14.10.2013 15:04:40
Нас сим Ник о л ас Тале б
Если вы согласны стем, что нам нужно сбалансированное питание и определенный рацион, неверно сразу делать вывод, будто мы должны питаться так все время. Действительно, в среднем нам необходимы определенные количества различных питательных веществ, и эти вещества и дозы известны столько-то углеводов, белков и жиров. Однако способ потребления этих веществ — вперемешку, в составе одного обеда (классический стейк, салат, свежие фрукты, или раздельно — влияет на организм очень по-разному.
Почему? Потому что отказ от чего-либо — это стрессор, а мы знаем, как полезны стрессоры, когда организм может адекватно восстановиться после их воздействия. Здесь опять же работает эффект выпуклости сточки зрения биологии получить три дневные порции белков за один день и ноль белков за следующие два дня — совсем не тоже самое, что получать одинаковые порции белков ежедневно, потому что метаболические реакции у нас нелинейны. Нерегулярное питание должно приносить нам пользу — по крайней мере, так спроектирован наш организм.
Я предполагаю наделе я непросто предполагаю, я убежден (неизбежный результат нелинейности) в том, что мы антихрупки в отношении переменчивости в составе и регулярности питания — по крайней мере, в определенных пределах, в промежутке, равном какому-то количеству дней.
Ну а вопиющее отрицание склонности к выпуклости — это теория, на которой базируется так называемая критская (или средиземноморская) диета, благодаря которой просвещенные круги США отказались от привычных стейков с картош-
* Кое-кто утверждает, что нам нужно больше жиров, чем углеводов другие говорят обратное (все обычно соглашаются с количеством белков, хотя мало кто понимает, что следует поглощать их менее регулярно. Однако обе стороны защищают единообразный смешанный рацион и игнорируют нелинейность приема пищи и ее состава 550
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 550 14.10.2013 15:04:40 14.10.2013 15:04:40
Ан тих р у п кость кой и перешли на жареную рыбу с салатом и сыром фета. Произошло это вот почему. Кто-то осознал, что на Крите очень много долгожителей, проанализировал их рацион и сделал наивный вывод, что они живут дольше, потому что едят то, что едят. Может, так оно и было, ноне исключено, что своим здоровьем критяне обязаны эффекту второго порядка нерегулярности питания, однако ученые, которые смотрят на вещи прямолинейно, об этом даже не подумали. Понадобилось немало времени, чтобы заметить на критян повлияла греческая православная церковь, требующая поститься (в зависимости от местных обычаев) до двухсот дней в году, и это весьма изнурительный пост.
Да, изнурительный, и я страдаю от него прямо сейчас. Когда я пишу эти строки, идет православный Великий пост — сорок дней, когда запрещено есть продукты животного происхождения и сладости ряд фанатиков отказывается даже от оливкового масла. У Великого поста есть несколько градаций. И хотя я стараюсь придерживаться не самого строгого варианта, жизнь моя тяжела, но таки должно быть. Я только что провел длинный уик-энд в Амионе, моем родном городке в Северном Ливане, в районе Кура, где живут православные христиане. Вовремя поста там принято обманывать желудок, причем весьма изобретательно в ливанский киббех кладут травы и бобы вместо мяса, фрикадельки в чечевичном супе делаются из пресного теста. Что интересно, хотя рыбу есть нельзя, моллюсков готовить разрешается, видимо, потому, что они не считались пищей гурманов. Компенсировать отсутствие питательных веществ в ежедневном рационе я собираюсь урывками. В дни, когда разрешено есть рыбу, я восполню недостаток того, что ученые называют (сегодня) белком, и, конечно, я с жадностью наброшусь на баранину на Пасху, а потом буду есть очень много жирного красного мяса. Я мечтаю
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 551
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 551 14.10.2013 15:04:40 14.10.2013 15:04:40
Нас сим Ник о л ас Тале б о стейке с кровью, который подают в любимых ресторанах Жирного Тони, причем порции там неоправданно огромные.
Стрессор поста дарит мне антихрупкость — пища потом кажется много вкуснее, так что организм млеет в эйфории. Конец поста — это прямая противоположность похмелью
*
К а к съесть себя Почему люди, осознающие, что стрессор в виде физических упражнений полезен, не понимают, что тот же эффект дает ограничение в пище Сейчас исследователи изучают последствия эпизодического отказа от некоторых — или всех — продуктов. Опыты говорят о том, что если лишить организм какой-то пищи, он реагирует на шок, становясь сильнее ивы- носливее.
Взглянув на биологические исследования здраво, а не для того, чтобы использовать их выводы в наивно-рационали- стическом ключе, мы увидим, что подтверждается реакция организма на голодание отказ от пищи активизирует биологические механизмы. То, что голодание — или отказ от ка- ких-либо продуктов — сказывается на нашем теле позитивно, доказано на опыте множества людей. Теперь ученые пытаются объяснить с рациональных позиций механизм аутофагии поедания себя в теории лишенные внешних ресурсов клетки пожирают сами себя или расщепляют белки и рекомбинируют аминокислоты, чтобы получить материал для создания новых клеток. Часть ученых сегодня считает, что возникающий при аутофагии эффект пылесоса — это и есть секрет долгожителей. Однако моя концепция естественности не за Изобилие чревато такими болезнями, как привыкание и пресыщение (то, что современные биологи называют притуплением вкусовых рецепторов Се- нека: Больному человеку мед кажется слаще 552
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 552 14.10.2013 15:04:40 14.10.2013 15:04:40
Ан тих р у п кость висит от этих теорий как я покажу ниже, нерегулярное голодание полезно для организма — и это самое главное.
Реакция на голодание, наша антихрупкость, всегда недооценивалась. Нам рекомендовали сытно завтракать, чтобы потом лучше работать на протяжении дня. И это не новая теория современных специалистов по питанию, закрывающих глаза на эмпирику, — я был поражен диалогом в монументальном романе Стендаля Красное и черное, герою которого Жюльену Сорелю говорят Нам с вами сегодня придется потрудиться вовсю, и нелегкая это будет работа. Подкрепим же наши силы первым завтраком. Наделе концепция, по которой за завтраком следует есть больше, в частности — овсянки, давно вредит человечеству. Странно, что столь неестественную идею догадались проверить экспериментально совсем недавно. Поверка показала, что если до приема пищи человек не работает, завтрак ему либо вредит, либо, по меньшей мере, не приносит никакой пользы.
Мы созданы не для того, чтобы получать пищу из рук подростка, который доставил ее нам на дом. В природе мы должны были тратить энергию перед тем, как поесть. Львы охотятся, чтобы позавтракать, а не поглощают завтрак, чтобы потом поохотиться в свое удовольствие. Когда мы принимаем пищу, не приложив к этому никаких усилий, наш организм начинает путаться с сигналами. И у насесть немало свидетельств того, что можно улучшить многие функции организма, если нерегулярно (и только нерегулярно) лишать его пищи. Вальтер Лонго, например, заметил, что узники в концлагерях впервой фазе голодания болели меньше, а потом их здоровье резко ухудшалось. Лонго проверил этот вывод экспериментально и обнаружил, что мыши, начиная голодать, переносят большие дозы химиотерапии без види-
* Перевод С. П. Боброва и М. П. Богословской 553
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 553 14.10.2013 15:04:40 14.10.2013 15:04:40
Нас сим Ник о л ас Тале б мых побочных эффектов. Ученые говорят, что при голодании в организме повышается содержание белка сиртуина (SIRT,
SIRT1), который продлевает жизнь. Наша антихрупкость выражается в том, что организм в ответ на голодание активизирует определенные белки.
Еще раз повторю религии, которые предписывают такой ритуал, как пост, более разумны, чем думают те, кто оценивает их слишком буквально. Наделе пост привносит нерегулярность в потребление пищи, и это именно то, что нужно нашей биологической системе. В Приложении I графически показаны стандартные биологические реакции на стандартное питание когда мы едим всего понемножку, проявляется эффект позитивной выпуклости (которая идет нам на пользу или во вред. Увеличьте порцию — и эффект ослабевает. Если порции большие, наступает пресыщение, после чего увеличение количества пищи чревато только ухудшением здоровья.
О т ка з от прогулок Еще один пример того, как вредит нам наивный рационализм. Долгое время люди старались спать как можно меньше, потому что сон по логике приземленного человека не имеет смысла еще многие считают, что прогулки бесполезны, и пользуются механическими транспортными средствами машина, велосипед итак далее, а спортом при этом занимаются в спортзале. Когда им случается ходить пешком, они практикуют кошмарную силовую ходьбу, иногда чуть лине с гирями в руках. Они не понимают, что по причинам, которые от них скрыты, не требующие усилий прогулки со скоростью ниже уровня стресса несут пользу для здоровья думаю, они также необходимы нам, как сон, который
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 554
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 554 16.10.2013 15:59:09 16.10.2013 15:59:09
Ан тих р у п кость тоже когда-то считали нерациональными пытались свести к минимуму. Мое предположение может быть верным, а может и не быть, но так или иначе все мои предки до появления автомобиля очень часто гуляли (и высыпались. Я всего лишь стараюсь следовать их логике, даже если ни один научный медицинский журнал не напечатает статью, которая убедит экспертов в том, что прогулки полезны.
Хо чу жить вечно Все вокруг только и говорят хотим жить дольше, богаче и, конечно, обложившись электронными гаджетами. Мы не первое поколение, считающее, что худшее из того, что может снами случиться, — это смерть. Однако для древних худшим финалом была не смерть как таковая, а постыдная смерть или даже обычная, заурядная кончина. Для античного героя смерть в доме престарелых — грубая медсестра, трубки вносу это не самый привлекательный телос
*
для жизни.
И, конечно, современный человек питает иллюзию, что нужно жить так долго, как только можно. Как если бы каждый из нас был готовой продукцией. Концепция я наделе зародилась в эпоху Просвещения. Ас ней появилась и хруп- кость.
До того мы были частью коллектива в настоящем и потомства в будущем. И настоящая, и будущая группы делались сильнее за счет хрупкости индивидов. Герои приносили себя в жертву, искали мученичества, умирали ради своего народа и гордились этим они работали наследующие поколения В древнегреческой философии — предназначение отдельных вещей, человека или мира в целом. — Прим. пер 555
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 555 14.10.2013 15:04:40 14.10.2013 15:04:40
Нас сим Ник о л ас Тале б
Увы, когда я пишу эти строки, экономика перекладывает на плечи будущих поколений государственный долг, истощает ресурсы и портит окружающую среду лишь ради того, чтобы выполнить требования финансовых аналитиков и банковского истеблишмента (опять же, мы не можем отделить хрупкость от этики).
Как я уже сказал в главе 4, хотя геном, как и всякая информация, антихрупок, сам носитель генома хрупок — и должен быть таковым, чтобы сделать геном сильнее. Мы живем, чтобы производить информацию или улучшать ее.
Ницше принадлежит латинская игра слов aut liberi, aut
libri — либо дети, либо книги и то и другое — информация, которая передается извека в век.
Я только что прочел прекрасную книгу Джона Грэя Комиссия по увековечиванию (The Immortalization
Commission) о попытках достичь бессмертия через науку в пострелигиозном мире. Мне глубоко омерзительны — и древние со мной согласились бы — старания теоретиков сингулярности (вроде Рэя Курцвейла), верящих в потенциальную возможность жить вечно. Кстати скажу, что если бы мне понадобилось было найти анти-меня, человека с диаметрально противоположными идеями и стилем жизни, это был бы как раз Рэй Курцвейл. Он непросто страдает неоманией. Я предлагаю избавляться от вредных элементов в рационе (ив жизни, а Курцвейл действует наоборот — добавляя эти элементы и глотая подвести таблеток вдень. В любом случае попытки достичь бессмертия вводят меня в жуткий моральный ступор.
Такое же внутреннее отвращение я испытываю, когда вижу богатого летнего старика, окруженного множеством «бэйби», любовниц слегка за двадцать (обычно русскими или украинками. Я здесь не для того, чтобы суще-
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 556
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 556 14.10.2013 15:04:40 14.10.2013 15:04:40
Ан тих р у п кость ствовать вечно в качестве больного животного. Напомню антихрупкость системы гарантируется смертностью ее частей — а я часть группы, которая называется человечество. Я здесь, чтобы умереть героической смертью за коллектив, произвести потомство (и подготовить его к жизни, и позаботиться о нема также написать книги. Моя информация, то есть мои гены, моя антихрупкость должны стремиться к бессмертию, а я — нет.
Все, что нужно мне, — попрощаться, быть похороненным в монастыре Св. Сергия (Мар Саркис) в Амионе и освободить, как говорят французы,
1   ...   36   37   38   39   40   41   42   43   ...   55


написать администратору сайта