Главная страница

Геодезия строение перекрытий. Талеб Нассим Николас - Антихрупкость (Человек Мыслящий. Идеи, сп. Талеб Нассим Николас Т16 Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса Нассим Николас Талеб Перс англ. Н. Караева. М. КоЛибри, АзбукаАттикус, 2020. 768 сил 9785389098923 Антихрупкость книга


Скачать 5.15 Mb.
НазваниеТалеб Нассим Николас Т16 Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса Нассим Николас Талеб Перс англ. Н. Караева. М. КоЛибри, АзбукаАттикус, 2020. 768 сил 9785389098923 Антихрупкость книга
АнкорГеодезия строение перекрытий
Дата11.07.2022
Размер5.15 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаТалеб Нассим Николас - Антихрупкость (Человек Мыслящий. Идеи, сп.pdf
ТипКнига
#628960
страница41 из 55
1   ...   37   38   39   40   41   42   43   44   ...   55
place aux autres — место для других 557
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 557 14.10.2013 15:04:40 14.10.2013 15:04:40

N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 558
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 558 14.10.2013 15:04:40 14.10.2013 15:04:40
КНИГА Этика хрупкости и антихрупкости
Итак, этика. При непрозрачности и новооткрытой сложности мира люди могут скрывать риски вредить другим, причем закон не в состоянии никого наказать. Ятрогения чревата последствиями, которые проявляются не сразу – или невидимы. Нам сложно увидеть причинно-следственные связи и составить полное представление о происходящем.
При подобных эпистемических ограничениях нашу хрупкость может уменьшить только одно требование ставить на кон свою шкуру. Примерно 3700 лет назад простое решение проблемы предложил свод законов Хаммурапи. В новое время люди внимают наставлению Хаммурапи все меньше по мере того, как растет их любовь к неоманиакальному усложнению взамен архаической простоты 559
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 559 15.10.2013 17:14:20 15.10.2013 17:14:20
Глава Своя шкура на кону антихрупкость и опциональность за чужой счет
Как пускать пыль в глаза. — Посмотрим на добычу. — Некоторым корпорациям иногда жалко людей — Предсказания будущего и
прошлого
В этой главе мы взглянем на то, во что вляпываемся, когда один человек что-то обретает, а другой — что-то теряет.
Худшая проблема нового времени — это пагубный перенос хрупкости и антихрупкости с одной группы людей на другую в итоге одни извлекают выгоду, а другие вынуждены мириться с потерями (хотя они ничего не делали. Из-за этого переноса пропасть между этическими законным все время расширяется. Похожие явления существовали всегда, однако сегодня дела обстоят особенно опасно — современность умело скрывает от нас то, что происходит.
Суть, конечно, в агентской проблеме.
И агентская проблема, конечно же, асимметрична 560
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 560 14.10.2013 15:04:40 14.10.2013 15:04:40
Ан тих р у п кость Мы становимся свидетелями фундаментальных перемен. Посмотрите на старые сообщества — те из них, которые выжили. Главное отличие между ними и нами — момент героизма у нас с этим беда, мы перестали уважать — и наделять властью — тех, кто рискует собой ради других. Героизм — полная противоположность агентской проблеме герой решает принять на себя риск (угрозы для жизни, вреда здоровью или, в более мягкой форме, лишения каких-либо благ) ради других. Мы сегодня видим нечто противоположное власть сосредоточена в руках банкиров, менеджеров (не предпринимателей) и политиков, лишающих общество права выбора.
Героизм не сводится к восстаниями войнам. Вот пример обратной агентской проблемы в детстве меня поразила до глубины души история няни, которая погибла, спасая ребенка из-под колес машины. Яне знаю смерти почетнее, чем смерть, которая спасает чью-то жизнь.
Иными словами, самопожертвование. А жертвы древние не зря именовали священными — такая смерть принадлежит миру святости, отделенному от нашей вульгарной реаль- ности.
В традиционных обществах человек уважаем и ценен настолько, насколько он (или — чаще, куда чаще, чем принято думать, — она) готова) пожертвовать чем-либо ради других. Наиболее бесстрашные и доблестные храбрецы занимают высшие посты в иерархии рыцари, генералы, командующие. Даже мафиозные доны знают, что их положение максимально уязвимо конкуренты сделают все, чтобы их убить, власти чтобы покарать. Тоже относится к святым, к королям, отрекшимся от престола, к тем, кто посвятил себя служению другим — слабым, нищим, обездоленным.
В таблице 7 представлена еще одна Триада здесь мы видим тех, кто не ставит на кон свою шкуру, но извлекает выгоду
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 561
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 561 14.10.2013 15:04:40 14.10.2013 15:04:40
Нас сим Ник о л ас Тале б за счет других тех, кто не извлекает выгоды, но и не подвергается риску и, наконец, великих людей, которые жертвуют чем-то ради других.
Таблица 7. Этика и фундаментальная асимметрия
НЕ СТАВЯТ СВОЮ ШКУРУ НА КОН
СТАВЯТ СВОЮ ШКУРУ НА КОН
СТАВЯТ НА КОН СВОЮ ШКУРУ РАДИ ДРУГИХ — ТО ЕСТЬ СТАВЯТ НА КОН СВОЮ ДУШУ
(Извлекают выгоду, переносят вредна других, обладают скрытыми опциями за чужой счет) Принимают риски негативные последствия) Принимают риск за других и создают универсальные ценности)
Бюрократы
Граждане
Святые, рыцари, воители, солдаты
Пустомели, пускающие пыль в глаза
Люди действия, непустых слов
Люди, способные говорить то, что дорого обходится Консультанты, софисты
Торговцы, бизнесмены
Пророки, философы в древнем значении слова) Представители крупного бизнеса
Частники
Художники, некоторые частники
Менеджеры (в костюмах) Предприниматели
Предприниматели / ин- новаторы
Теоретики, добытчики данных, исследователи данных наблюдений
Экспериментаторы в лабораториях и полевых условиях»
Ученые-одиночки, белые вороны»
Централизованное правительство Власти города- государства
Муниципальное самоуправление писатели
Журналисты, которые анализируют и предсказывают, которые рискуют и выявляют мошенничество (властолюбивых режимов, корпораций)
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 562
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 562 14.10.2013 15:04:40 14.10.2013 15:04:40
Ан тих р у п кость НЕ СТАВЯТ СВОЮ ШКУРУ НА КОН
СТАВЯТ СВОЮ ШКУРУ НА КОН
СТАВЯТ НА КОН СВОЮ ШКУРУ РАДИ ДРУГИХ — ТО ЕСТЬ СТАВЯТ НА КОН СВОЮ ДУШУ
Политики
Активисты
Бунтовщики, диссиденты, революционеры
Банкиры
Трейдеры
(Эти люди не занимаются вульгарной коммерцией)
Хрупкодел проф. др Джозеф Стиглиц
Жирный Тони
Ниро Тьюлип
«Генераторы риска»
Налогоплательщики они ставят на кон шкуру не добровольно, но становятся жертвами) Позвольте мне, следуя за эмоциями, начать с третьей, правой колонки, в которую попали герои и храбрецы. Неуязвимость даже антихрупкость — общества зависит от них если мы и добились чего-то, то лишь потому, что кто-то ко- гда-то рисковал за нас. Храбрость и героизм не означают слепое принятие риска и необязательно равны безрассудству. Есть псевдохрабрость тех, кто слеп, кто не видит риска — и недооценивает вероятность поражения. У насесть достаточно примеров того, как те же самые люди становятся трусливыми как зайцы и, столкнувшись с настоящим риском, перегибают палку, то есть ведут себя совсем не как герои. Стоики считали, что благоразумие родственно храбрости — это храбрость, позволяющая нам сражаться с собственными порывами (согласно афоризму самого Публилия Сира, благоразумие есть храбрость полководца).
Исторически героизм эволюционировал, проявляясь как на гладиаторской арене, таки в области идей. В доантичный Таблица 7. (Продолжение 563
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 563 14.10.2013 15:04:40 14.10.2013 15:04:40
Нас сим Ник о л ас Тале б период героем Гомера был человек, наделенный отвагой вкупе с физической силой, потому что все явления тогда имели физическое измерение. В более позднюю, античную эпоху такие люди, как царь Лакедемона Агесилай, полагали, что по-настоящему счастлив тот, кто погибает в бою — вряд ли иначе, а то и никак иначе. Но для Агесилая отвага связана уже не только с боевым мастерством теперь это нечто большее. Храбрость часто рассматривали как самоотречение кто-то жертвует собой ради блага других, ради коллектива, совершает некий альтруистический поступок.
Наконец, родилась новая форма храбрости — храбрость сократика Платона, предельно точно определяющая современного человека решимость защищать идею и с радостью принять смерть, невзирая на страх, просто из-за привилегии умереть за истину или же защищая некие ценности, — вот наивысшая честь. Никто из людей не обладает таким авторитетом, как два мыслителя, которые открыто и дерзко отдали жизнь за свои идеи, — два жителя Восточного Средиземноморья, греки еврей.
Когда нам говорят, что счастье — категория экономическая или, во всяком случае, материалистическая, следует задуматься. Можете себе представить, как я расстраиваюсь, когда слышу об очищенных от героизма ценностях среднего класса, которые по милости глобализации и Интернета проникли повсюду, куда летают самолеты British Air. Среди наркотиков обожествляемого класса — тяжелая работа в банке или табачной компании, прилежное чтение газет, покорное выполнение большей части правил дорожного движения ноне всех, рабство внутри корпоративной структуры, зависимость от мнения босса (отчеты о работе хранятся в папке в отделе кадров, законопослушность, вера в инвестиции на фондовом рынке, отпуск в тропиках, а также жизнь в при 564
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 564 14.10.2013 15:04:40 14.10.2013 15:04:40
Ан тих р у п кость городе (и ипотека) с очаровательной собакой и дегустацией вина в субботу вечером. Те, кого постиг успех, становятся частью фотогалереи в ежегодном списке миллионеров, где рассчитывают застрять на какое-то время, пока покупателей удобрений не переманят китайские конкуренты. Этих людей назовут героями, а не счастливчиками. Но успех зависит от случайности, между тем сознательный акт героизма исключает случайность. А члены этичного среднего класса могут работать на табачную компанию — и благодаря казуистике считать себя нравственными людьми.
Мысли о будущем человечества расстраивают меня еще больше, когда за компьютером в вашингтонском пригороде я вижу «ботана», который прогуливается в Starbucks и магазин и обратно, может взорвать целый батальон где-нибудь далеко, скажем, в Пакистане, а потом пойти в спортзал покачаться (сравним его с рыцарем или самураем. Усиленное технологией малодушие идеально ложится в общую мозаику общество хрупко, бал тут правят бесхребетные политики, призывники-уклонисты, страшащиеся избирательных участков, и любящие чушь журналисты. Все они создают взрывоопасный дефицит бюджета и множественные агентские проблемы, потому что хотят комфорта в краткосрочном плане.
Оговорка. Раскладка, представленная в таблице 7, не подразумевает, что те, кто ставит на кон душу, неизменно правы или что смерть за идею всегда приносит пользу остальным ряд мессиански настроенных утопистов причинили нам основательный вред. Необязательна и смерть, о которой раструбят в новостях многие сражаются со злом незаметно и непохожи на героев они страдают от неблагодарности общества даже больше, чем кажется, когда СМИ восхваляют псевдогероев, у которых с прессой хорошие отношения. Незаметным героям будущие поколения памятников не поставят 565
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 565 14.10.2013 15:04:40 14.10.2013 15:04:40
Нас сим Ник о л ас Тале б
Получеловек (или, точнее, полуперсона) — это не тот, у кого нет своего мнения, а тот, кто не смеет его иметь.
Как доказал недавно великий историк Поль Вен, в гладиаторы шли вовсе не по принуждению — это легенда. По большей части гладиаторы были добровольцами, желавшими рискнуть жизнью и стать героями — или, проиграв, доказать самой большой толпе в мире, что они способны принять смерть достойно, не ежась от страха. Когда гладиатор проигрывал схватку, толпа решала, пощадить его — или позволить противнику добить побежденного. Те, кто попадал на арену по принуждению, зрителям не нравились такие гладиаторы не ставили на кон свою душу.
Лучший урок храбрости преподал мне отец. В детстве я до поры восхищался только его эрудицией, ноне слишком сильно, ведь эрудиция еще не делает мужчину мужчиной. У отца было фантастическое эго и громадное чувство собственного достоинства он требовал к себе уважения. Когда шла Ливанская война, вовремя проверки на дороге отца оскорбил некий ополченец. Отец отказался подчиниться и разозлился на ополченца за неуважение. Когда он уезжал, ополченец выстрелил ему в спину. Пуля оставалась в груди отца до конца жизни, ив любом аэропорту мира он вынужден был показывать проверяющим свой рентгеновский снимок. Вот почему планка храбрости для меня поднята очень высоко достоинство ничего не значит, если вы неготовы заплатить за него некую цену.
Из античной культуры я вынес понятие «мегалопсихон»
*
(из Аристотелевой этики, величественную концепцию, смененную позже христианским смирением. На романские языки это слово не переводится, в арабском таких людей на Великая душа греч 566
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 566 14.10.2013 15:04:40 14.10.2013 15:04:40
Ан тих р у п кость зывают «шхм» — что можно перевести как не ничтожный. Если вы рискуете и встречаете судьбу с достоинством, ничто не может сделать вас ничтожным если вы не рискуете, ничто не сделает вас великим, вообще ничто на свете. И когда вы принимаете риск, оскорбления полулюдей (ничтожных людей, которые ничем не рискуют) схожи со звериным лаем пес оскорбить не может.
Х А ММ УРА ПИ Поработаем теперь с элементами таблицы 7 и соединим этику, наше центральное понятие, с комплексной фундаментальной асимметрией (между приобретениями и потерями. Как профессора бизнес-школ и подобные им хруп- коделы (и только они) не могут отделить неуязвимость от экономического роста, таки мы не можем отделить хрупкость от этики.
У некоторых людей возможности и опциональность появляются за чужой счет. И другие люди об этом не знают.
Эффект от переноса хрупкости тем опаснее, что современность производит все больше и больше людей из левой колонки — так сказать, героев наоборот. Очень многие профессии, появившиеся в новое время, становятся более ан- тихрупкими за счет нашей хрупкости правительственные чиновники на постоянном контракте, члены научного сообщества, журналисты (из тех, что не развенчивают мифы, врачебный истеблишмент, менеджеры фармацевтических корпораций и т. д. Как решить эту проблему На помощь приходят, как обычно, древние.
Законы Хаммурапи, созданные около 3800 лет назад, предписывают восстанавливать симметрию хрупкости так 567
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 567 14.10.2013 15:04:40 14.10.2013 15:04:40
Нас сим Ник о л ас Тале б
Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, адом, который он построил, рухнули убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен. Если он убил сына хозяина, должны убить сына этого строителя. Если он убил раба хозяина, то он, строитель, должен отдать хозяину раба за раба
*
Как можно видеть, 3800 лет назад люди были мудрее, чем сегодня. Идея этих параграфов состоит в том, что строитель знает куда больше, чем любой инспектор по технике безопасности, особенно о том, из каких материалов делается фундамент. Это лучшее правило управления риском на все времена, ведь фундамент сего отсроченной способностью к разрушению главное вместилище скрытого риска. Хаммурапи и его советники знали толк в маленьких вероятностях.
Ясно, что цель этого закона — не столько наказывать за разрушившиеся дома, сколько спасать жизни, побуждая строителей всячески избегать причинения вреда кому бы тони было.
Подобная асимметрия особенно сильно проявляется, когда дело доходит до очень маловероятных событий, то есть до Черных лебедей, — мало кто понимает, что это такое, и скрыть риск тут легче всего.
У Жирного Тони есть два эвристических правила.
Первое: никогда не садись в самолет, если на борту нет пилота.

Второе: убедись в том, что в самолете есть второй

пилот.
Первое эвристическое правило соотносится с асимметрией выигрышей и проигрышей, или переносом хрупкости
* Законы Хаммурапи, §229. Перевод В. А. Якобсона.
B-CHM-17920_Antihrupkost_Block.indd 568
B-CHM-17920_Antihrupkost_Block.indd 568 18.10.2018 13:21:22 18.10.2018 13:21:22
Ан тих р у п кость с одного индивида на другого. Ральф Нейдер придумал простое правило у каждого, кто голосует за войну, должен быть по крайней мере один потомок (сын или внук, который отправится на фронт. В Древнем Риме инженеры обязаны были какое-то время жить под мостом, который построили хорошо бы сегодня требовать того же самого от финансовых инженеров. Англичане пошли дальше у них под мостами жила еще и семья инженера.
Я считаю, что всякий, кто принимает решение, должен поставить на кон свою шкуру, чтобы разделить ущерб, который будет нанесен, если мнение этого человека или запущенная им информация окажутся неверными (чтобы не получилось так, как с людьми, ответственными за преступное вторжение в Ирак, — все они вышли сухими из воды. Далее, тот, кто делает прогноз или проводит экономический анализ, обязан что-то потерять в случае, если его экспертиза ошибочна (повторю, любой прогноз несет в себе риск прогнозы более токсичны, чем прочие формы загрязнения нашей среды).
Из правил Жирного Тони можно вывести множество более частных правил, которые позволяют, в частности, снизить риск от предсказаний. Любое предсказание без шкуры предсказателя на кону может быть также опасно для нас, как автоматическая АЭС без инженера, который ночевал бы на ее территории. Пилоты должны находиться в самолете.
Второе эвристическое правило гласит, что нам нужны перестраховка и запас прочности мы должны избегать оптимизации и уменьшать (а то и сводить к нулю) асимметрию нашей чувствительности к риску.
До конца этой главы мы изучим несколько синдромов — и, разумеется, проверенные временем лекарства от них 569
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 569 14.10.2013 15:04:40 14.10.2013 15:04:40
Нас сим Ник о л ас Тале б
С ВО БОДА ДЕЙСТВИЙ БОЛТУНА В первой книге мы показали, что предпринимателей и всех тех, кто рискует, неудачники они или нет, следует ставить выше прочих, а академиков-теоретиков, разных болтунов и говорливых политиков — ниже, если они, подвергая риску других, не рискуют сами. Беда в том, что сегодня общество поступает ровно наоборот и предоставляет болтунам полную свободу действий.
То, как Жирный Тони доил лохов, когда те в панике бежали к выходу, сперва показалось Ниро весьма неизящным поступком. Наживаться на чужом несчастье — как бы отвратительны ни были те, на ком ты наживаешься, — не лучший подход к жизни. Но Тони брал на себя риски, если бы результат был другим, точно также пострадал бы сам. У Жирного Тони не было агентской проблемы. При таком условии доить лохов позволительно. В обратной ситуации наблюдается куда более скверная проблема люди, которые всего лишь говорят, прогнозируют и теоретизируют.
На деле спекулятивное принятие риска непросто позволительно оно обязательно. Нет мнения без риска и, конечно, нет риска без надежды на отдачу. Так как у Жирного Тони было свое мнение, он ощущал, что обязан — поэтическим причинам — подвергнуться соответствующему риску. Как говорят в Бенсонхёрсте, имеешь мнение — впереди с песней. Иначе какое же это мнение В противном случае к тебе будут относиться как к человеку, который высказывается, ничем не рискуя, и твой статус в сообществе будет таким же, как у обычного гражданина, или даже ниже. Статус комментаторов должен быть ниже, чему обычного гражданина. Обычные граждане по крайней мере отвечают за свои слова 570
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 570 14.10.2013 15:04:40 14.10.2013 15:04:40
Ан тих р у п кость Мы привыкли воспринимать интеллектуала и комментатора как непредвзятых и защищенных членов общества, однако я утверждаю, что глубоко неэтично говорить, ничего не делая, не подвергая себя потенциальной опасности, не ставя на кон собственную шкуру и совершенно ничем не рискуя. Вы выражаете свое мнение оно может навредить другим тем, кто вам доверяет, а выпри этом не несете никакой ответственности. Разве это честно?
Беда в том, что мы живем в информационную эпоху. Эффект от переноса хрупкости существовал всегда, но особенно остро он проявляется в современном обществе, пронизанном всевозможными видимыми и невидимыми причинно-след- ственными связями. Сегодня интеллектуал обладает куда большей властью и его действия несут куда большую опасность, чем раньше. В мире знаний происходит разделение знания и действия (внутри одного итого же человека, ив результате общество становится хрупким. Почему?
В старину привилегии появлялись вместе с обязательствами исключение составляла прослойка интеллектуалов, которые служили покровителю или, в отдельных случаях, государству. Хотите быть феодалом — выбудете первым, кто в случае чего умрет. Хотите войны Пожалуйте сразу же в бой. Не стоит забывать о том, что записано в Конституции США президент страны является и главнокомандующим. Цезарь, Александр и Ганнибал все выходили на поле битвы — последний, как пишет Ливий, шел в бой первыми прекращал биться последним. Джордж Вашингтон тоже принимал участие в боевых действиях — в отличие от Рональда Рейгана или Джорджа Буша, который играл в компьютерные игры и ставил под угрозу чужие жизни. Даже Наполеон подвергал 571
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 571 14.10.2013 15:04:40 14.10.2013 15:04:40
Нас сим Ник о л ас Тале б ся риску когда он появлялся на поле боя, армия будто усиливалась на 25 тысяч бойцов. Черчилль доказал, что он отважен как лев, в боевых условиях. Эти полководцы воевали и верили в то, за что они воевали. Статус предполагает, что вы подвергаетесь риску физически.
В традиционных обществах даже те, кто проиграл, но брал на себя риск, — имеют более высокий статус, чем те, кто не подвергался риску вовсе.
Теперь об идиотизме предсказателей, которые выводят меня из себя. Возможно, социальной справедливости сегодня больше, чем до Просвещения, но что касается переноса оп- циональности, его сегодня тоже больше — и вообще больше, чем когда-либо, а это очевидный шаг назад. Позвольте объяснить. Все это знание-шмание в итоге не могло не свестись к еще большей говорильне. Болтают все ученые, консультанты и журналисты, — и когда дело доходит до предсказаний, все они могут просто говорить, никто не потребует у них ни фактов, ни доказательств. Как и всегда, когда вместо делана кону слова, побеждает не тот, кто близок к истине, а тот, кто более очарователен, — или тот, кто способен выдать самый наукообразный текст.
Мы упомянули ранее, что политологи философ Раймон Арон никого не интересовал, хотя делал отменные предсказания, в то время как те, кто ошибался в оценке сталинизма, остаются в центре внимания. Арон был абсолютно бесцветен невзирая на свои прозрения, он выглядел бухгалтером, писал как бухгалтер и жил как бухгалтер, в то время как его враги, скажем, Жан-Поль Сартр, были яркими людьми, вели интересную жизнь, не понимали почти ничего из того, что происходило вокруг них, и даже, будучи отъявленными трусами, сотрудничали с немецкими оккупантами. Трусишка Сартр производил на других неизгладимое впечатление, и, увы, его
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 572
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 572 14.10.2013 15:04:40 14.10.2013 15:04:40
Ан тих р у п кость книги читают до сих пор (пожалуйста, перестаньте сравнивать его с Вольтером; кем-кем, а Вольтером он точно не был).
Когда в Давосе я посмотрел в глаза журналисту-хрупкоделу Томасу Фридмену, меня чуть не стошнило. Своими влиятельными газетными колонками Фридмен способствовал началу войны в Ираке. Он не заплатил за свою ошибку. Истинной причиной тошноты, впрочем, было не то, что я увидел перед собой весьма гнусное и вредное существо. Я волнуюсь, когда вижу что-то неправильное, и ничего не могу с этим поделать это биология. Дело в виновности, ради Баала; вина — вот то, чего я не могу вынести. В древней средиземноморской этике имелось центральное положение
1   ...   37   38   39   40   41   42   43   44   ...   55


написать администратору сайта