1. Этика, ее предмет и задачи Предмет этики. Понятие мораль, нравственность
Скачать 0.63 Mb.
|
1. Этика, ее предмет и задачи Предмет этики. Понятие «мораль», «нравственность». Мораль как предмет этического знания. Сущность и специфические особенности морали. Структура и функции морали. Мораль и право. Мораль и религия. Гипотезы происхождения морали. Понятие «этика» имеет множество определений. Самое простое из них – наука о морали. В литературе можно встретить и более расширенные толкования понятия «этика», например, книга «Основы этических знаний» дает такое определение: этика – область философского знания, исследующая универсальные предпосылки и формы нравственных отношений людей в системе их исторически заданной духовно- практической деятельности. Определение морали также не является однозначным, но самое простое можно свести к следующему: мораль является предметом науки этики и определяется как совокупность исторически определенных норм, представлений, правил поведения людей, реализующихся в их нравственных действиях и поступках. Т.е. мораль можно понимать как некий свод правил поведения, принятых в данном обществе на данном этапе его развития. Из этого определения следует, что мораль, во-первых, не является единой для всего человечества – в различных обществах те или иные моральные нормы могут отличаться, и во-вторых – мораль не остается неизменной даже в отдельно взятом обществе – она может изменяться со временем в зависимости от изменения исторической ситуации, условий существования данного общества и иных обстоятельств. Еще ниже в той же книге приводится такое определение морали: мораль – это универсальная общественная форма отношений людей, которая существует изначально и является условием возможности этих отношений. Очень интересным является тезис об изначальности существования морали. Действительно, можно принять мораль как один из признаков, который отличает человека от животного. Не случайно одним из обыденных вариантов определения аморального поведения человека является сравнение его с животным. А раз так, то можно сказать, что мораль, как и культура, возникла вместе с человеком. Собственно, частью человеческой культуры мораль и является – частью духовной культуры человека. (По материалам: Росенко М.Н. и др. «Основы этических знаний». – СПб, изд. «Лань», 1998 (далее – ОЭЗ), с.5-7) Понятия «этика», «мораль», «нравственность» этимологически и содержательно схожи, даже тождественны. Т.е. происхождение этих терминов имеет одну основу. Термин «Этика» принадлежит греческому философу Аристотелю, который озаглавил так свой труд, посвященный проблемам нравственности. Термин этот происходит от слова « этос», изначальное значение которого – привычное место проживания, жилище, гнездо, логово, позже оно стало означать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер. Если слово «этика» ввел Аристотель, то термин «мораль» принадлежит Цицерону, который создал его как перевод аристотелевского термина «этика» на латынь. Т.обр., древнегреческое слово «этика» (от «этос») служит аналогом латинскому понятию «moralis». В русском языке им соответствует термин «нравственность». Все эти термины подразумевают некоторую устойчивость, внутреннюю упорядоченность нравов, обычаев людей. Другими словами, эти три понятия означают изначально одно и то же, только на разных языках. Сейчас, конечно, уже нельзя сказать, что эти слова – синонимы. Со временем они стали приобретать самостоятельные смысловые оттенки. В частности, уже Аристотель понимал этику как часть философских знаний, которая изучает человеческие добродетели. Мораль же сейчас понимается, как уже было сказано, как предмет науки этики. Нравственность, кстати, тоже. Вот тут и можно говорить о синонимической взаимозаменяемости терминов. И все же в некоторых случаях допустимо говорить о взаимозаменяемости всех трех терминов. Понятие об этике, сложившееся в античное время, в последующие эпохи получило новое развитие. Пожалуй, своеобразной кульминацией этого развития стал знаменитый императив Канта, который можно выразить как «поступай с другим таким образом, как бы ты хотел, чтобы другой поступал с тобой». Такое поведение человека и будет моральным. Характерно, что это правило перекликается с соответствующими библейскими установлениями. Структура морали включает следующие элементы. Во-первых, это моральное сознание, т.е. регулятивные идеи, побуждающие к поступкам. Далее следует нравственная деятельность – поступки человека в той степени, в которой они порождены моральными мотивами. И, наконец, это нравственные отношения – любые отношения, в той степени, в которой они являются реализацией нравственных требований (отношения к семье, к труду, к Родине, к природе; а также отношения между людьми, если в этих отношениях воплотились нравственные нормы). Среди функций морали можно выделить следующие: • Регулятивная функция. Мораль – способ регулирования отношений между людьми в обществе. • Ценностно-ориентирующая функция. Мораль помогает человеку выработать свою систему ценностей, построить нравственную линию поведения. • Гносеологическая (познавательная) функция. Мораль помогает познанию смысла явлений окружающего мира, в т.ч. поступков людей. • Воспитательная функция. Мораль оказывает воспитательное действие – формирует у человека представления о добре и зле, принципах и правилах поведения, и приводит эти представления в определенную систему. • Коммуникативная функция. Мораль позволяет людям находить общий язык между собой посредством выработки единой системы норм и правил поведения. (По материалам сайта http://etika-education.ru/shpory-po-etike-struktura-morali-2.html ) Соотношение морали и права. Мораль и право - самостоятельные, суверенные нормативно-регулятивные институты, каждый из которых имеет свою особую ценность. Тем не менее право и мораль имеют общие черты, свойства. Главные их общие черты проявляются в том, что они входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и служат регуляторами поведения людей. Внутренняя моральность права - одно из важных условий его эффективности. Правовая жизнь общества не может развиваться вне моральных категорий гуманизма и социальной справедливости, совести и чести, добра и человеческого достоинства, свободы и ответственности. Изречение древних «Jus est ars boni et aegui» - «право есть искусство добра и справедливости» раскрывает органическую связь права, юстиции и морали. Право и мораль имеют также общее функциональное назначение: они формируют эталоны и стандарты поведения, составляющие, ценностно-нормативную ориентацию общества. Наиболее характерной чертой взаимодействия права и морали является их сближение, взаимопроникновение, усиление их согласованного воздействия на общество. В процессе совместного регулирования общественных отношений возникает качественно новое явление - морально-правовое воздействие. Право и мораль как составные части этого явления, не растворяясь в нем и не теряя своих индивидуальных качеств, в совокупности образуют социальную ценность, реально существующую и активно влияющую на практику. Тем не менее право и нравственность не являются понятиями-синонимами. Так, в частности, различия между ними проявляются в том, что нравственность не удовлетворяется, подобно праву, требованием внешних действий, но вменяет людям в обязанность также и добрые чувства, без которых исполнение заветов лишается истинной цены. Для права безразлично, например, уплачивается ли долг по чувству честности, или же из одной боязни законного преследования; но для нравственности это не безразлично: она осуждает те действия, которые имеют одну видимость добрых, а на самом деле подсказываются своекорыстными побуждениями. Если право и принимает во внимание внутренние мотивы, то не при исполнении, а при нарушении закона, там, где требуется определить виновность лица, что, конечно, не может быть сделано без освещения субъективной стороны правонарушения. Т.е. право очерчивает свободу внешних действий человека, оставаясь нейтральным по отношению к его внутренним мотивам. Иное дело мораль - она не только определяет границы внешней свободы, но и требует внутреннего самоопределения личности. В этом смысле мораль - неформальный определитель свободы. (По материалам сайта http://2dip.su/конспекты/28359/ ) Соотношение морали и религии. Религия и мораль — близкие, взаимосвязанные сферы культуры. В каждой религии, в каждом вероисповедании в большей или меньшей степени присутствует морально-духовное начало. Религия определяет не только отношения человека с Богом и церковью, но в той или иной мере регламентирует отношения людей между собой как в лоне церкви, так и за ее пределами. Бог воплощает в себе те нравственные требования, которым обязан следовать его приверженец. В силу этого моральное начало уже присутствует в самой идее Бога и неотделимо от «минимума» религии. Сами моральные устои религиозного общества не просто освящаются религией, они выступают как ее часть, данная человеку непосредственно Творцом вслед за созданием самого человека. Если религия обязательно включает в себя моральное начало, то и в морали многое скрыто в неосознаваемом, в бессознательном и подсознательном. Здесь вера (доверие) также выступает в качестве важнейшего устоя. Мир морали подобен своеобразному храму, где благоговейно чтимы нравственные святыни. Многие из них имеют общечеловеческий характер — таковы материнская любовь, супружеская верность, трудолюбие, гостеприимство, уважение к старикам и др. Как и в религии, эти святыни обычно свободны от рассудочного отношения и расчета. Не только богословы, но и многие исследователи этики полагают, что мораль и нравственность порождены религией и неотделимы от нее. Однако следует учитывать, что моральные понятия и чувства — это в значительной степени результат воздействия социального окружения на личность и ее образ жизни. Довод о церкви как об институте нравственности, способствующем функционированию морали, следует признать сильным, однако следует учитывать, что мораль опирается не только на могущество церкви, но и на силу общественного мнения, авторитет старшего поколения, традиции и обычаи. Тем не менее и поныне моральные нормы воспринимаются верующими как повеления Бога, что придает им особую авторитетность. Религиозный человек видит в этих нормах не только бытовую целесообразность и социальный смысл, но и нечто священное, сакральное. Преступать эти нормы недопустимо как по земным, так и по религиозным законам. Таким образом, мораль для верующего обычно сливается с религией. Тем не менее светский исследователь не выводит мораль из религии; он утверждает: истоки морали — в земных отношениях, в производственной и семейно-бытовой практике человека. Неубедительным светскому исследователю представляется и тезис о неотделимости морали от религии – такой исследователь, в частности, может отметить следующие моменты: исторический опыт свидетельствует, что в государствах, где церковь обладала едва ли не абсолютной властью, моральные пороки не исчезали, а добрые дела и подвижничество возможны как по религиозным, так и по светским мотивам. Религию и светскую мораль роднит также и то, что в перечне осуждаемых церковью грехов находятся и основные пороки, бичуемые светской моралью, а среди добродетелей — ценности общечеловеческого характера. Тем не менее в религиозном и светском представлении о морали не все совпадает, поэтому церковное понятие «грех» и светское « порок» не идентичны. Ядро религиозной морали — учение о греховности. Идея греховности тесно сопряжена с религиозной идеей спасения, которое выступает как конечная цель религиозных усилий человека и высшее дарение со стороны Бога. Религиозная мораль, существующая в рамках мировых религий, побуждает к милосердию и доброжелательности как естественному, добровольному и бескорыстному устремлению души. Таким образом, религиозная мораль органично содержит в себе возвышенный идейный потенциал подвижничества, который стимулирует не столько уход от мира во имя собственного спасения, сколько побуждает к высшим образцам морального самоотвержения, какие показали известные всему миру последователь индуизма М. Ганди и баптистский пастор М.Л.Кинг, тюремный лекарь Ф.П.Гааз и хирург В.Ф.Войно-Ясенецкий (архиепископ Лука), лауреаты Нобелевской премии А.Швейцер (миссионер, музыкант и врач) и монахиня мать Тереза. Несомненно, человеколюбие этих выдающихся личностей пронизано глубочайшей религиозностью, а нравственный потенциал религии стал ведущим мотивом их подвижничества. При этом их деятельный гуманизм надконфессионален и носит общечеловеческий характер. В заключение можно сказать, что взаимопонимание и единение верующих различных религий и неверующих — важное условие социальной гармонии и нравственного оздоровления общества. (По материалам сайта http://sr.artap.ru/moral.htm ) Гипотезы происхождения морали. Как уже говорилось, мораль, она же нравственность, имеет столь же долгую историю, как и человеческая культура. Нечто похожее на моральные нормы можно найти даже у животных – хотя бы забота о потомстве, « лебединая верность», преданность хозяину и т.п., но человек, в отличие от животных, отдает себе отчет в своих действиях, тогда как животные поступают, как гласит современная наука, сообразуясь лишь с инстинктом. В настоящее время выделяют следующие концепции происхождения морали: • Натуралистическая (эволюционистская) концепция. Мораль выводится из природного фактора, а ее содержание определяют достижением нравственной цели по отношению к природе, внешнему миру. Мораль рассматривается как простое продолжение и усложнение групповых инстинктов животных как способа выживания вида в борьбе за существование. В поведении человека нет ничего такого, что не встречалось бы у животных. Сторонниками этой концепции былиГераклит, Конфуций, Дж.Бруно, Ч.Дарвин и другие. Разновидность натуралистических концепций – социологизаторский подход к этике. Его сторонники исходят из общей основы возникновения человека и животных, каковой является ген как элементарная информационная единица, хранящая на молекулярном уровне сведения об индивидуальном и коллективном опыте живого. • Антропологическая концепция. Мораль выводится из «природы человека» как естественного существа, его потребностей и интересов, «неизменной биолого- психологической сущности индивида. Берет начало от Протагора с его «Человек – мера всех вещей». Представители основанной Протагором философской школы софистов подчеркивали относительный характер этических принципов и в итоге пришли к их отрицанию. На этой основе оформились следующие течения: гедонизм (греч. « удовольствие») выводит мораль из эмпирических ощущений удовольствия и неудовольствия (по принципу «морально то, что приятно»), при этом человека надо научить понимать различие между ними и находить полноту бытия в стремлении к удовольствиям; эвдемонизм (греч. «счастье») полагает счастье исходным признаком нравственности, ее главной целью; утилитаризм имеет основным понятием пользу индивида – выгоду, личный интерес, корысть и т.п. (по принципу «морально то, что выгодно»). Источник нравственности здесь – «природа человека», а содержание морального выбора оценивается путем арифметического подсчета выгод и потерь по результатам поступка. • Креационистская (от «creacio» – творение) концепция. Эту концепцию развивают религиозные системы мировоззрения. Несмотря на различия между ними, все они выводят происхождение морали от Творца (Бога), который создал человека и наделил его представлениями о добре и зле. • Социально-историческая концепция. Она исходит из того, что между биологической природой животного и человека существует принципиальная разница, порождаемая условиями существования и развития общества. Важнейшей специфической особенностью формирования духовной жизни человека, включая нравственность, является активная деятельность людей, которая отличается от стадного поведения животных своей целесообразностью и осмысленностью. Эта концепция берет начало в трудах Т.Гоббса, Ж.-Ж. Руссо и других философов эпохи Просвещения. По их мнению, для функционирования общества как целого необходимо определить и обособить некие изначальные права человека, а человек, в свою очередь, должен осознать необходимость моральных обязательств перед другими людьми и обществом. Поведение людей социально обусловлено, а просвещение и воспитание – важнейшие условия совершенствования условий их жизнедеятельности. • Марксистская концепция. В отличие от вышеупомянутых теорий, Маркс и Энгельс отошли от рассмотрения человека вне общественных отношений и понимания морали как внешнего условия бытия человека и ввели в содержание морали понятие практики на основе трудовой деятельности как главного критерия поведения человека. Человеческое сообщество построено на особых механизмах взаимодействия индивидов, которых нет у животных. Это способность к сопереживанию, к альтруистическому действию, заботе и ответственности, нравственному творчеству. Для поддержания отношений внутри своего сообщества человечество выработало механизм духовной культуры. Культура – это способ получения, сохранения, передачи и развития информации о самых разных видах жизнедеятельности. Мораль и нравственность – это культурный способ получения информации о том, как надо достойно жить, чтобы выжить. • Современная этика, анализируя различные подходы к решению вопроса о происхождении и сущности морали, полагает, что мораль возникает в процессе становления человека как родового существа, является его духовной сущностью, определяется требованиями жизни, а не навязывается извне. Ее отдельные элементы возникли и формировались не одновременно. На первом этапе возникает практика нравственных отношений. Это период первобытного общества, когда собственно нравственная регуляция была объединена с другими формами регуляции – утилитарно-практическими, религиозно- обрядными и т.д. Следующий этап – групповая нравственность как система запретов (табу) в родовом обществе. И третий этап – появление внутренних индивидуальных моральных ценностей, которые определяли начало цивилизации. Это происходит на стадии разложения родового строя. (По материалам ОЭЗ, с.30-41) |