Главная страница
Навигация по странице:

  • Эстетика ХIХ века.

  • А.Шопенгауэра

  • Фридрих Ницше

  • Эстетика ХХ века.

  • 1. Этика, ее предмет и задачи Предмет этики. Понятие мораль, нравственность


    Скачать 0.63 Mb.
    Название1. Этика, ее предмет и задачи Предмет этики. Понятие мораль, нравственность
    Дата27.05.2022
    Размер0.63 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаlekter (1).pdf
    ТипКнига
    #553310
    страница9 из 12
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12
    Возрождение (Ренессанс) — эпоха в истории культуры и искусства, отразившая начало перехода от феодализма к капитализму. В классических формах Возрождение сложилось в Западной Европе — прежде всего в Италии. Итальянские гуманисты XV в. ориентировались на «возрождение» античной культуры, мировоззренческие и эстетические принципы которой были признаны идеалом, достойным подражания. Существо же процесса высвобождения человека из-под власти потусторонних или земных политических сил и утверждения силы, разумности, красоты, свободы личности, единства человека и природы, гармонии телесного и духовного, чувственного и интеллектуального в самом человеке было одним и тем же во всех культурах ренессансного типа, определяя их роль в прогрессивном развитии культуры.
    Эстетика возрождения тесно связана с художественной практикой, полностью ориентирована на реальный мир. Красота, гармония, изящество рассматриваются как свойства действительного мира. Подчеркивается познавательное значение искусства. Таким образом, эстетика возрождения направлена на обоснование реалистического искусства, носящего жизнеутверждающий характер и проникнутого положительным пафосом.
    В период Позднего возрождения многие его нормы изменились; обнаружились черты кризиса, связанного с осознанием сути складывающегося буржуазного общества.
    В Западной Европе это сказалось в появлении скептицизма в философии, возникновении академизма и маньеризма в изобразительном искусстве, в наступлении религиозности и мистицизма на гуманистическую культуру. Обозначился разрыв между искусством и наукой, красотой и пользой, между духовностью и физической жизнью личности.
    В то же время гуманизм позднего возрождения в творчестве крупнейших его представителей (Шекспир, Микеланджело) обогатился сознанием противоречивости жизни, трагическим мироощущением.
    Эпоха Возрождения имела огромное положительное значение в истории мировой культуры. Она неотделима от идеала гармонического и свободного человеческого бытия, который питал культуру возрождения и так мощно воплотился в ее искусстве.
    (По материалам сайта http://esthetiks.ru/vozrozhdenie.html
    )
    Классицизм (от лат. classicus — образцовый) — направление в литературе и искусстве конца XVII — начала XIX в. Классицизм возник и сложился как художественный стиль и направление во Франции в XVII в., отразив форму и содержание культуры французского абсолютизма.
    Эстетическая теория классицизма нашла наиболее полное выражение в «Поэтическом искусстве» Н.Буало (1674), в «Начальных правилах словесного искусства» Ш.Баттё (1747), в доктринах французской Академии и др. Характерными чертами эстетики классицизма являются ее нормативность, стремление к установлению строгих правил художественного творчества, а также регламентация эстетических критериев оценок художественного произведения. Художественно-эстетические каноны классицизма четко ориентированы на образцы античного искусства: перенесение тематики сюжетов, характеров, ситуаций из арсенала античной классики как нормы и художественно-эстетического идеала, наполнение их новым содержанием.

    Философской основой эстетики классицизма явился рационализм (особенно
    Р.Декарта) - идеи о разумной закономерности мира. Отсюда вытекают и идейно-эстетические принципы классицизма: логичность формы, гармоническое единство созданных в искусстве образов, идеал прекрасной, облагороженной природы, утверждение идеи государственности, идеального героя, решение конфликта между личным чувством и общественным долгом в пользу долга. Классицизму свойственны иерархия жанров, деление их на высшие (трагедия, эпос) и низшие (комедия, басня, сатира), установление трех единств — единства места, времени и действия в драме. Ориентация искусства классицизма на ясность содержания, четкую постановку социальных проблем, этический пафос, высоту гражданского идеала делала его социально значимым, имеющим большое воспитательное значение. Классицизм как художественное направление не умирает вместе с кризисом абсолютной монархии во
    Франции, а преобразуется в просветительский классицизм Вольтера, а затем в республиканский классицизм эпохи Французской буржуазной революции (Ж. Давид и др.).
    Классицизм нашел отражение во всех видах и жанрах искусства: в трагедии (Корнель,
    Расин), комедии (Мольер), басне (Лафонтен), сатире (Буало), прозе (Лабрюйер, Ларошфуко), в театре (Тальма). Особенно значительны и исторически продолжительны достижения искусства классицизма в архитектуре (Ардуэн-Мансар, Габриель и др.).
    Определенной трансформацией принципов классицизма является ампир.
    (По материалам сайта http://esthetiks.ru/klassitsizm.html
    )
    Просвещение — историко-эстетическое понятие, отражающее общность эстетических взглядов философов и деятелей искусства Западной Европы XVIII в., стоявших на позициях просветительства. Просвещение было важным этапом становления эстетики как науки, поскольку здесь получили более глубокое, чем в предшествовавшей эстетике классицизма XVII в., развитие проблемы эстетического отношения к действительности, сущности искусства и его роли в обществе. Деятели Просвещения придерживались нередко разных философских и социально-политических ориентаций. Но при всей сложности и противоречивости Просвещения как идейно-культурного движения его эстетика имела ряд характерных черт: уверенность просветителей в возможности для человеческого разума проникнуть в тайны бытия, добиться гармонизации индивидуальной, а затем и общественной жизни, их вера в искусство как инструмент такой гармонизации, средство преобразования общества на новых справедливых началах. Отсюда характерные для эстетики Просвещения понимание эстетического отношения к миру в качестве одного из способов его познания и стремление к изменению общественных отношений на основе нравственных идеалов
    «естественного человека».
    Значительное место в эстетике Просвещения занимали учение о красоте, гармонии, поиск их объективных основ (А.Шефтсбери, Д.Аддисон, Д.Дидро, И.И.Винкельман), а также разработка категории возвышенного (Ф.Хатчесон), проблем воображения (Д.Аддисон).
    Уверенность в объективных основаниях эстетического суждения, с одной стороны, и интерес к человеку со всем богатством его рациональных и чувственных способностей, с другой, обусловили более диалектический, чем это было в рационалистической эстетике XVII в., подход к проблеме вкуса. При этом во Франции был сделан больший акцент на его социальной обусловленности (К.Гельвеций, Ж.Ж.Руссо).
    Особое внимание просветителей привлекала специфика художественного отражения как диалектики идеального представления о добром, прекрасном и реального опыта художника. Многие уделяли внимание проблеме жизненной правды, естественности
    (Г.Лессинг, Д.Дидро) в искусстве. Следует указать на сложность отношения просветителей к классицизму. Так, они выступали страстными критиками академизма как консервативной тенденции в классицизме (Вольтер, Дидро, Лессинг), поддерживали противостоявшие последнему реализм и сентиментализм (например, живопись В. Хогарта, Ж.Грёза,
    «мещанскую трагедию» в Германии и «слезливую комедию» во Франции, просветительский роман и т. д.). Но одновременно им был созвучен рационализм в искусстве, они разделяли
    интерес классицизма к гражданственности, его требование четкости и завершенности формы, что дает основание для термина «просветительский классицизм».
    Большинство просветителей рассматривали искусство целостно, что позволяло впервые в истории эстетической мысли поставить вопрос о его развитии (Винкельман о росте, расцвете и увядании искусства Древней Греции; Ф.Шиллер о наивном и сентиментальном периоде в поэзии), а также начать разработку проблемы о границах и специфике видов искусства (Лессинг о пластических искусствах и о поэзии). Художник для просветителей — это прежде всего борец за торжество добра. Но эта сильная сторона эстетики Просвещения, определившая ее своеобразие, оборачивалась ее слабостью: искусство превращалось, по замечанию К. Маркса и Ф. Энгельса, «в рупор идей», утрачивало богатство красок.
    Многие идеи Просвещения были усвоены социалистами-утопистами XIX в., им следовали деятели Парижской Коммуны 1871 г. Очищенная от идеалистических напластований, эстетика просветителей сохраняет свое значение для решения современных проблем искусства и эстетического воспитания.
    (По материалам сайта http://esthetiks.ru/prosveschenie.html
    )
    Эстетика ХIХ века. В XIX ст. возникают замкнутые философские системы с собственной методологией и методами исследования. Значительное накопление культурно- художественной практики привело к ситуации, когда постичь рационально культурные изменения, вследствие их растущей масштабности и разнородности, стало невозможным.
    Философы приходят к осознанному построению универсальных систем, которые могут быть привлечены к любой культурной ситуации. В немецкой классике возникает критическое отрицание предыдущих знаний, что были добыты только в результате эмпирического опыта.
    Немецкая классическая философия выдвигает тезис об универсализме ее научной методологии.
    Эстетические взгляды Иммануила Канта, Фридриха Шеллинга и Георга Вильгельма
    Фридриха Гегеля находятся в контексте их философских систем. Универсальность их моделей бытия является достаточно уникальной, в дальнейшем развитии истории философии теряется качество системности. Происходит обращение к анализу отдельных аспектов эстетической теории. Основной круг вопросов охватывает анализ проблемы определения искусства, его значение в жизни общества и индивида, роль гения, особенности творческого процесса, основные эстетические категории ("прекрасное", "превознесение", "ужасное",
    "комическое", "безобразие", "гармония", "мера" и т.д.), анализ средств выразительности как универсалий и т.п.
    В эстетике И.Канта представлены теория эстетического, проблема восприятия художественного произведения, идея творческой гениальности художника, идея целесообразности без цели. Эстетические принципы "Критики способности суждения" направлены на анализ роли искусства в создании культуры. Именно сквозь призму этой проблемы. Кант стремится найти диалектическое решение, которое поможет понять самостоятельность эстетического в отношении понятийного научного познания и морально- практической деятельности.
    Понятие "гений" у Канта характеризуется следующими чертами: оригинальность творца, образцовый характер его творчества, отсутствие возможности обосновать гениальность рациональным путем, создания гением правил для изящных искусств, а не для науки. Гений творит сам, как природа, формируя правила искусства и нормы его оценки.
    Разделение искусств Кант осуществляет согласно средству выражения: словесные
    (ораторское искусство и поэзия), изобразительные (пластические) разделены на искусство чувственной истины (скульптура и архитектура) и искусство чувственной видимости
    (живопись) и искусство изящной игры ощущений (музыка и искусство красок).
    Эстетика Ф.Шеллинга направлена на исследование общего анализа искусства, сущности и положению последнего среди других форм человеческой жизнедеятельности.

    Искусство, по его мнению, является высшей формой духовной деятельности человека. В нем раскрывается определенное равновесие сознательной и бессознательной деятельности, совпадает чувственный и духовный мир. Произведение искусства - символ универсума, единство идеального и реального. Философ отмечает, что искусство включает в себя собственную цель существования.
    Проблема художественного совершенства художника широко прорабатывается философом в связи с проблемой формы и содержания. Благодаря творческому гению изображение в произведении искусства не только прекрасных, но даже уродливых образов позволяет передать внутреннюю красоту. В произведении ценным является то, как именно художник сопоставляет предмет изображения с материалом искусства. Работа над формой каждый раз уникальна и именно от нее зависит, превратится обрабатываемый материал в произведение искусства. Художественный гений создает свои произведения прежде всего не благодаря предварительному замыслу, но в основном на основе бессознательного вдохновения. Именно это вдохновение сближает творца и абсолют. Весь творческий процесс, воплощающийся в произведении, наделен определенной бесконечностью, что является признаком абсолюта.
    Г.Гегель определяет, что предметом эстетики является философия искусства философия художественной деятельности. Философ убежден, что искусство не нуждается в существовании внешних критериев и масштабов, понять его можно только исходя из него самого. В художественном содержании произведения возможно лишь отражение его внутренней сущности. Искусство, по Г.Гегелю, является непосредственной формой познания и абсолютной идеи. Оно обнаруживает абсолютный дух в индивидуальном своеобразии и является очищенным от случайных изменений бытия. Целью искусства является прекрасное само по себе, а не подражание природе, которая сама выступает как временная копия идеи.
    Гегель считает, что расцвет искусства осуществляется тогда, когда есть сплошное единение индивида и общества, художника и народа.
    Философ выделяет три формы искусства: символическую (Восток), классическую
    (античность) и романтическую (христианство), с которыми он связывает виды искусства.
    Первой стадией искусства является архитектура, что соответствует символической степени развития художественного творчества. Для классического искусства характерна скульптура, а для романтического - живопись, музыка и поэзия.
    Период немецкой классики с ее универсальными концепциями заменяется иррациональными идеями Артура Шопенгауэра и Фридриха Ницше. В "философии жизни"
    А.Шопенгауэра проблема места искусства в общей мироздании, творческого процесса, фигура художника составляют основной круг вопросов его эстетики.
    Анализ проблемы статуса и места искусства среди других форм общественного сознания демонстрирует смену мировоззренческих ориентиров А.Шопенгауэра в сторону роста роли личностного начала. Человек воспринимает мир через представление - он чувствует, видит мир таким, каким мир предстал перед ним, благодаря органам чувств. Мир выступает в качестве мира духа, а не только как объективная реальность. Согласно
    Шопенгауэру, в искусстве человек подключает к созерцанию свою духовность, свой внутренний мир, свои культурные достояния. Он может наблюдать, творить, постигать настолько, насколько ему позволяет его внутренний потенциал.
    Проблема анализа видов искусств и их классификация у Шопенгауэра связана с его общим философским учением об отдельных стадиях объективации воли. Прежде всего цель любого искусства философ видит в передаче и постижении идеи, которая посредством стремлений творца становится общедоступной. Проблему построения иерархии видов искусства Шопенгауэр решает аналогично кантовской системе, выбирая в качестве наиболее совершенного и высокого искусства поэзию.
    Определенную лепту в круг эстетических идей внес философ-иррационалист
    Фридрих Ницше. С его подачи в широкий обиход вошла теория двух начал в искусстве —
    аполлонического (рационального, гармоничного и светлого) и противоположного ему дионисийского (иррационального, темного и трагического).
    Дионисийское начало воплощает в себе бог вина и трагедии Дионис, а трагедия рождается из духа музыки. По мнению Ф. Ницше, преобладание в искусстве рационального,
    «аполлонического» начала разрушает трагедию, лишает ее силы и глубины. А ведь без подлинной трагедии не может быть и катарсиса (очищения). Именно поэтому музыка наиболее адекватна бытию, наиболее полно выражает все самые потаенные чувства — и страдания и ликования. Аполлон и Дионис олицетворяют собою две стороны души — светлую и темную, первая преисполнена покоя, вторая полна страшных истин.
    Проблема смысла жизни решается Ницше в связи с осмыслением музыки и трагедии.
    Жизнь рассматривается философом в качестве бессознательной творческой силы; что же касается искусства, то оно становится стихийным, ничем не детерминированным, кроме воли и инстинкта художника. Тем самым искусство способно преобразить жизнь, представив ее в более привлекательном свете. Настоящая жизнь - это и есть искусство, причем главным образом искусство трагическое.
    (По материалам сайта http://obrazovan24.ru/index.php/estetika/221-evropejskaya-estetika- v-xix-veke
    , http://studbooks.net/61107/etika_i_estetika/esteticheskie_teorii_veka
    )
    Эстетика ХХ века. Среди наиболее влиятельных эстетических концепций XX века выделяется феноменологическая эстетика, опирающаяся на философское учение Эдмунда
    Гуссерля. Основоположником феноменологической эстетики можно считать польского философа Романа Ингардена (1893–1970). Ключевым понятием феноменологии выступает интенциональность (от лат. intentio – стремление, намерение, направленность), которая понимается как конструирование объекта познания сознанием.
    Феноменология рассматривает произведение искусства как самодостаточный феномен интенционального созерцания вне какого-либо контекста, исходя из него самого. Все, что можно выяснить о произведении, заключено в нем самом, оно имеет свою самостоятельную ценность, автономное существование и построено по собственным законам.
    С феноменологических позиций выступал немецкий философ Николай Гартман
    (1882–
    1950). Основная категория эстетики – прекрасное – постигается в состоянии экстаза и мечтательности. Рассудок же, напротив, не позволяет приобщиться к сфере прекрасного.
    Поэтому познавательный акт с эстетическим созерцанием несовместимы.
    Мишель Дюфренн (1910–1995) критиковал современную западную цивилизацию, отчуждающую человека от природы, собственной сущности и высших ценностей бытия. Он стремится выявить фундаментальные основания культуры, которые позволили бы установить гармонические отношения человека с миром. Восприняв пафос хайдеггеровской концепции искусства как «истины бытия», Дюфренн ищет такие основания в богатстве эстетического опыта, трактуемого с позиций феноменологической онтологии.
    Феноменологический метод исследования лежит в основе методологии русского формализма, французского структурализма и англо-американской «новой критики», возникшей как оппозиция позитивизму. В трудах Дж.К.Рэнсома (Новая критика, 1941),
    А.Тейта (Реакционные очерки, 1936), К.Брукса и Р.П.Уоррена (Понимание поэзии, 1938;
    Понимание прозы, 1943) были заложены основные принципы неокритической теории: за основу исследования берется изолированно взятый текст, существующий как объект независимо от художника-создателя. Этот текст имеет органическую и целостную структуру, которая может существовать как особая организация образов, символов, мифов. С помощью такой органической формы осуществляется познание действительности (неокритическая концепция «поэзии как знания»).
    К другим важнейшим направлениям эстетической мысли XX в. относятся психоаналитические концепции З.Фрейда и К.Г.Юнга, эстетика экзистенциализма (Ж.-
    П.Сартр, А.Камю, М.Хайдегер), эстетика персонализма (Ш.Пеги, Э.Мунье, П.Рикер),
    эстетика структурализма и постструктурализма (К.Леви-Стросс, Р.Барт, Ж.Деррида), социологические эстетические концепции Т.Адорно и Г.Маркузе.
    Современная эстетическая мысль развивается и в русле постмодернизма (И.Хассан,
    Ж.Ф.Лиотар). Для эстетики постмодернизма характерно сознательное игнорирование всяких правил и ограничений, выработанных предшествующей культурной традицией, и, как следствие этого, ироническое отношение к этой традиции.
    Понятийный аппарат эстетики претерпевает значительные изменения, основные категории эстетики подвергаются содержательной переоценке, например, возвышенное вытесняется удивительным, безобразное получило свой статус как эстетическая категория наряду с прекрасным и т.д. То, что традиционно рассматривалось как неэстетическое, становится эстетическим или определяется эстетически. Это определяет и две линии развития современной культуры: одна линия направлена на продолжение традиционной эстетики (эстетизация повседневности рассматривается как ее крайнее проявление, отсюда проистекают, например, гиперреализм, поп-арт и т.д.), другая – более соответствует эпистемологической эстетизации (кубизм, сюрреализм, concept art).
    Особое место в современной эстетике отводится традиции нарушения, выхода во
    «внеэстетические и художественные нормы», т.е. маргинальному или наивному творчеству, которое часто приобретает статус эстетического спустя долгое время (примерами такого творчества художников, музыкантов, литераторов история культуры изобилует).
    Многообразие эстетических теорий и концепций современной эстетической науки свидетельствует о качественно новом, по сравнению с классическим периодом, развитии эстетической мысли. Использование опыта многих гуманитарных наук в современной эстетике свидетельствует о большой перспективе этой науки.
    (По материалам сайта http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/estetika.html?page=0,7
    )

    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


    написать администратору сайта