Главная страница

1. Этика, ее предмет и задачи Предмет этики. Понятие мораль, нравственность


Скачать 0.63 Mb.
Название1. Этика, ее предмет и задачи Предмет этики. Понятие мораль, нравственность
Дата27.05.2022
Размер0.63 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаlekter (1).pdf
ТипКнига
#553310
страница10 из 12
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12
7.
История русской эстетической мысли
Русская эстетика ХI – ХVIII века. Русская эстетика ХIХ века. Эстетические взгляды
в России в конце ХIХ – начале ХХ веков. Эстетическая мысль советского этапа развития.
Эстетическая мысль в России берет свое начало с конца X века, со времени крещения Руси, и проявляется как самоосознание эстетического мироотношения Древней
Руси. Последнее имело своими истоками языческую культуру восточных славян, сплавленную с византийско-христианской эстетической и художественной культурой. По преданию, сама красота богослужения была важным доводом для принятия христианства
Киевской Русью. Эстетическое сознание XI-XVI веков было сплетено с утилитарно- практическим отношением, морально-нравственными представлениями, духовно- религиозным миропостижением. Оно проявлялось в фольклоре, памятниках древнерусской письменности, в обычаях, обрядах, в архитектуре храмов, в декоративно-прикладном искусстве, в своеобразии иконописи. Эстетическая мысль еще не выступала как самостоятельно существующая, но в словесных текстах выражались не только эстетические переживания и вкусы той эпохи, но и эстетические воззрения: понимание красоты «земли
Руськой» в «Слове о погибели Рускыя земли» (XIII век), определение в «Слове о полку
Игореве» двух возможностей песнопения - «по былинам сего времени» и «по замышлению
Бояню», споры иконоборцев и иконопочитателей в XV-XVI веках, и т. д. Правда, эстетическое богатство древнерусского искусства, фольклора и литературы, несомненно, опережало его теоретическое осмысление.
В XVII веке, переломном в развитии русской культуры от средневековья к новому времени, происходит движение эстетической мысли в связи с социально-культурными процессами («смутное время», церковный раскол), возникновением новых видов и форм эстетико-художественной деятельности (распространение книжной словесности, риторики,
«стихотворства», появление первого русского театра, эстетизация придворного церемониала, новая система многоголосия в музыке и переход на новую систему нотной записи, изменение характера иконописи в сторону «живоподобия» и становление самой живописи). Развитие эстетической мысли стимулируется спорами о соотношении небесной красоты («лепоты») и красоты «плотской», о принципах иконописного изображения. В противоположность старообрядцам и эстетически консервативным сторонникам церковной реформы Симеон
Полоцкий, художники Иосиф Владимиров и Симон Ушаков считали задачей искусства создавать предметы или «подобие всякого человека», в том числе в «вочеловечившегося
Христа и мучения святых». Помимо теории живописи (иконописи), разрабатываются теории словесного искусства, музыки (Н.П.Дилецкий, Ю.Крижанич). В трактате Николая Спафария
«Книга избраная вкратце о девятих мусах и о седмих свободных художествах» (1672) предпринята попытка, хотя и компилятивная, представить различные виды искусства в их взаимосвязи, определить место «свободных художеств» среди других знаний. В XVIII веке эстетическая мысль является важной стороной просветительского движения, провозглашающего целью наук и «художеств» общую пользу и благо отечества и в то же время самоценность личности и «дар бесценный вольности» (А.Н.Радищев). Предметом обсуждения все в большой мере выступает субъективная сторона эстетического отношения, проблема вкуса, сама способность суждения — «внутренний резон» (А.Кантемир). Слово
«эстетика» стало употребляться в России в 80-е годы XVIII века, после издания в 1781 году перевода книги И.-Г. Зульцера, в которой «эстетикою» было названо «знание красоты» как
«теория свободных или изящных наук», и статьи «Об эстетическом воспитании» (1784, автор предположительно Новиков), где отмечалось, что «эстетика» идет от собрания «положений вкуса» к рассмотрению «философическим оком» всеобщих «правил красоты».
В 1791 году Карамзин, присоединяясь к пониманию эстетики немецким философом А.
Г. Баумгартеном как учения «о чувственном познании вообще», писал: «Эстетика есть наука вкуса... Эстетика учит наслаждаться изящным». Наряду с просветительской философией,
проявлявшей большой интерес к личности, наделенной мудростью, нравственными добродетелями, эстетическим чувством, эстетическая мысль уделяла значительное внимание субъективной стороне самого художественного творчества - «подражанию» и «вымыслу»
(Феофан Прокопович). Учение Ломоносова о «трех штилях» «высоком», «среднем» и
«низком» - определило основные стилистические потоки искусства середины века, к концу которого так называемый «просветительский реализм» и сентиментализм стали оттеснять классицизм. В полемике сторонников различных художественных течений по-разному трактовалось отношение искусства к «натуре», к античным образцам, к «общим правилам».
Эстетическая мысль XVIII века подчеркивала сочетание в произведениях искусства приятного и полезного для отечества и всего человеческого рода, а также нравственное значение художественного творчества.
С началом XIX века эстетика получила статус академической дисциплины, начала преподаваться в университетах, гимназиях, Царскосельском лицее. Помимо журнальных статей появляются учебники, трактаты, диссертации: «Начертания эстетики для гимназий
Российской империи» А.Г.Якоба (1813), «Опыт начертания общей теории изящных искусств» И.В.Войцеховича (1823), «Опыт науки изящного» А.И.Галича (1825) и др.
Эстетическая мысль первой трети XIX века стремилась решать вопросы о
«всеобщеценности» красоты и эстетической специфики «силы судительной», о соотношении эстетического и этического, о природе искусства. Различные решения этих вопросов были обусловлены как философскими предпочтениями, так и отношением к противостоянию классицизма и романтизма. Понимание красоты и искусства в духе романтической эстетики определялось различными течениями внутри романтизма и его теории: романтизм
Жуковского и декабристов, любомудров и славянофилов. В 30-х годах XIX века усиливается убеждение в односторонности как классицистического, так и романтического творчества
(Н.И.Надеждин) и стремление обосновать реалистическое мироотношение, нашедшее художественное воплощение в творчестве позднего Пушкина и Гоголя. В 40-60-х годах эстетическая мысль развивается в основном в виде художественной критики, которая и выступала как «движущаяся эстетика» (В.Г.Белинский). Трактовка сущности искусства, его отношения к общественной жизни, понимание взаимосвязи красоты, справедливости и правды определяли различные принципы критической деятельности. «Эстетическая критика», сторонники которой - Белинский (до 1840 года), В.С.Боткин, П.В.Анненков,
А.В.Дружинин — были приверженцами «самоцельности искусства», «чистого искусства», независимого от утилитарных задач и свободного от социальных проблем, видела свою задачу в формировании у читателей «верного вкуса» и понимания художественных явлений.
Перейдя на позиции «исторической критики», которая рассматривает искусство в контексте истории, действительности, науки и нравственности, Белинский вместе с тем полагал, что
«критика историческая без эстетической, и наоборот, эстетическая без исторической, будет односторонняя, а следовательно, и ложная» (Полн. собр соч. Т. 6. С. 284). Эстетическая теория Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова обосновывала принципы «реальной критики», относящейся к художественным произведениям как к воспроизведению жизни и на основе анализа образов искусства выносящей свой приговор самой действительности
Позитивистское (т.е. базирующееся на признании опыта как единственного источника знания) мироотношение нашло свое проявление во взглядах Д.И.Писарева, для которого эстетика была бранным словом, прекрасное — субъективно-вкусовым явлением, достоинство искусства определялось сознанием «высоких и серьезных гражданских обязанностей», которым, но его мнению, не обладает творчество Пушкина.
В противовес критике «чисто эстетической», а также «исторической» и «реальной»
А.А.Григорьев разрабатывал принципы «органической критики», характеризующие искусство «как органически сознательный отзыв органической жизни». Позиция Григорьева, не приемлющего ни утилитаристской критики, ни «чисто эстетической», близка воззрениям
Достоевского, высказанным в статье «Г-н —бов и вопрос об искусстве» (1861). Определяя красоту как «нормальность», «здоровье», он заключал: «Красота полезна, потому что она
красота». Если Григорьев и Достоевский стремились найти гармонию между красотой, добром и истиной, то К.Н.Леонтьев противопоставлял эстетическую сферу моральной, политической (исторической) и познавательной. По его мнению, сфера эстетики универсальна, но приходит в столкновение с «законами морали». Для него красота жизни и уровень искусства обусловлены действием любых мистических сил, будь они божественные или сатанинские, «страстно-эстетические». Если Достоевский писал о силе красоты, то
Леонтьев провозглашал красоту силы.
В противоположность Леонтьеву Л.Н.Толстой в трактате «Что такое искусство?»
(1897-
1898), противопоставляя красоту добру и истине, делал акцент не на красоте, а на добре: «Чем больше мы отдаемся красоте, тем больше мы удаляемся от добра». Это теоретическое умозаключение далось великому писателю ценой самоотрицания своего художественного творчества и соответствующих ему эстетических воззрений.
Восстановление триединства красоты, добра и истины осуществляется в философском учений Н.Ф.Федорова, считавшего, что нравственно-благое, истинное и прекрасное «должны быть необходимыми принадлежностями жизни и составлять самое существо человека».
В.С.Соловьев, продолжая традицию Достоевского, на основе философии всеединства утверждает всеединство добра, истины и красоты, ибо «красота есть то же добро и та же истина, телесно воплощенная в живой конкретной форме». Не будучи сторонником теории
«искусства для искусства», «эстетического сепаратизма», Соловьев был убежден в том, что
«поэзия может и должна служить делу истины и добра на земле, - но только по-своему, только своею красотою и ничем другим». В эстетике, как и в философии Соловьева, сочетался религиозный мистицизм с ориентацией на реальный материальный мир, ибо, по его мнению, «красота нужна для исполнения добра в материальном мире».
В первые два десятилетия XX века эстетическая мысль развивалась в различных направлениях. На В.С.Соловьева опирались философско-религиозные течения, в которых эстетические проблемы рассматривались в религиозно-идеалистическом ключе. По
Н.А.Бердяеву, «космическая красота - цель мирового процесса», художественное творчество должно иметь т еургическое, боготворческое значение: «прорыв через мир сей к миру иному» - «свободному и прекрасному космосу». Поэтому искусство носит символический характер. П.Флоренский считал символическим всякое подлинное искусство, поскольку оно являет вовне сокровенную сущность. «Есть Троица Рублева, следовательно, есть Бог», — формулировал он эстетическое доказательство бытия Бога. Символическое понимание искусства присуще А.Белому, который трактовал ценность как символ. А.Белый, теоретик и практик «символической школы», обосновывал символизм как одно из влиятельных течений искусства конца XIX - начала XX века Эстетику символизма разрабатывали также
В.И.Иванов, А.А.Блок, Д.С.Мережковский. Другие художественные направления начала XX века также стремились определить принципы своей эстетики. Н.С.Гумилев и
О.Э.Мандельштам - эстетику акмеизма, В.Кандинский - эстетику беспредметного искусства,
К.Малевич - эстетику «супрематизма», Д.Бурлюк, В.Хлебников, А.Е.Крученых, ранний
В.В.Маяковский - эстетику футуризма. Под воздействием позитивизма во 2-й половине XIX века зарождается психофизиологическое направление в эстетике (Л.Оболенский,
В.Вельямович). В начале XX века появляется целый ряд работ, посвященных теории и психологии творчества (сборник «Вопросы теории и психологии творчества», I-VIII.
Харьков, 1911-1923; труды Д.Н.Овсянико-Куликовского, К.Эрберга, А.М.Евлахова,
И.И.Лапшина). В своеобразном субъективно-психологическом аспекте предстает литература в творчестве В.В.Розанова. В 20-е годы Л.С.Выготский написал и защитил диссертацию
«Психология искусства» (изд. в 1965 году). Эстетическая мысль развивалась также через теоретическое осмысление отдельных видов искусства. В художественных журналах, особенно в «Мире искусства», в художественно-критической деятельности В.В.Стасова,
И.Н.Крамского, А.Н.Бенуа, в книге А.М.Васнецова «Художество» (1908) на материале изобразительного искусства ставились многие общеэстетические проблемы.

Труды А.Н.Веселовского по исторической поэтике, психолингвистические исследования А.А.Потебни легли и основу традиции изучения эстетики словесного творчества, имеющей общеэстетическое значение. В этом плане большой интерес представляет деятельность ОПОЯЗа (Общества изучения поэтического языка) -
В.Б.Шкловского, Ю.Н.Тынянова, Р.О.Якобсона, Б.М.Эйхенбаума, В.М.Жирмунского - разрабатывавшего «формальный метод» изучения литературы.
Эстетические проблемы музыкального искусства рассматривались в работах К.Эйгеса
(«Статьи по философии музыки», 1912), Б.В.Асафьева (И.Глебова) («Музыкальная форма как процесс», 1930; кн. 2,1947), А.Ф.Лосева («Музыка как предмет логики», 1927), Л.Саккетти
«Эстетика в общедоступном изложении» (Т.1, 1905; Т. 2, 1917). Философская эстетика в 20-е годы была представлена Г.Шпетом («Эстетические фрагменты», I-III,1922-1923), с феноменологической точки зрения рассматривавшим эстетический предмет и определявшим эстетику как «учение об эстетическом сознании», коррелирующем с эстетическим предметом (прекрасным, возвышенным, трагическим и т. п.). А.Ф.Лосев в «Диалектике художественной формы» (1927) трактует искусство в аспекте феноменолого- диалектического метода. С позиций «конструктивной эстетики» основные понятия эстетики обсуждаются в книге В.М.Волькенштейна «Опыт современной эстетики» (1931). В 20-е годы начинается деятельность М.М.Бахтина, рассматривавшего искусство в философско- культурологическом и ценностном аспектах как художественную модель мира и как многосторонний «диалог» между автором и читателем, автором и персонажами, произведением и культурой.
В конце XIX - начале XX века в России возникает марксистское осмысление эстетических и художественных явлений. Это прежде всего труды Г.В.Плеханова «Письма без адреса», «Искусство и общественная жизнь» и др. В 1904 году публикуется работа
А.В.Луначарского «Основы позитивной эстетики», в которой марксизм еще сочетается с антропологическим материализмом и эмпириокрит ицизмом. В трудах Плеханова и его последователей марксистская эстетика разрабатывает социологический подход к искусству на основе материалистического понимания истории, но подчас марксисты (В.М.Фриче и др.) абсолютизировали социологический подход, что приводило к так называемому
«вульгарному социологизму», проявившемуся в искусствознании 20-х годов. Другой тенденцией марксистской эстетики была трактовка искусства как средства познания жизни
(А.К.Воронский), которая возобладала в 30-е годы. Наряду с искренним стремлением освоить марксизм на основе всего культурного наследия (Луначарский) проявилась и усиливалась тенденция рассматривать его как идеологическое обоснование политики партии в области искусства (партийность искусства, социалистический реализм). Отступники от
«партийной линии», даже марксисты по убеждению, третировались как «ревизионисты»,
«враги народа», «космополиты» и т. и. В середине 50-х годов, в условиях начавшейся гуманизации общества, возрождается и эстетическая мысль. Она характеризуется дискуссиями по коренным вопросам эстетики. Обсуждается вопрос о самом предмете эстетики, является ли она общей теорией искусства или учением о красоте. Большинство исследователей приходит к заключению, что эстетика изучает всю сферу эстетического мироотношения человека. С конца 50-х годов разгорается дискуссия о сущности самого эстетического отношения, имеет ли оно свои основания в природе (так называемые
«природники»), обладает социокультурной реальностью (так называемые «общественники») или же оно есть взаимоотношение объекта и субъекта, реального и идеального. Исследуется весь спектр эстетических проблем: эстетические категории, в т.ч. прекрасное, трагическое, комическое, генезис и структура художественной деятельности, функции искусства, его морфология, закономерности художественного развития, сущность и принципы эстетического воспитания. Наряду со статьями и книгами, догматически отстаивавшими партийную политику в искусстве, появлялись философско-научные исследования, учитывающие современный уровень философии и искусствознания (труды по семиотике искусства, применение в эстетике структурно-системного и аксиологического подходов).

Особо ценные результаты были достигнуты в области истории эстетики (труды Лосева,
Асмуса и др.; «История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли». Т. 1-5, 1962-
1970, серия «История эстетики в памятниках и документах»).
В 70-80-е годы продолжалась разработка основных категорий эстетического сознания: эстетического идеала, чувства, вкуса, потребности, восприятия. К началу 90-х годов в советской эстетической науке начинается процесс преодоления вульгаризаторства, догматизма в истолковании тех или иных эстетических феноменов. Предмет эстетики существенно расширяется.
В современной отечественной эстетике укрепляется мысль о нарастании общечеловеческих гуманистических начал в художественной культуре. Именно утверждение ценностей общечеловеческих и все временных становится целью утверждения новых подходов русской эстетики.
(По материалам сайтов http://ponjatija.ru/node/12393
, http://www.km.ru/referats/334432- predmet-i-istoriya-estetiki-etapy-razvitiya-russkoi-estetiki
)

8.
Эстетическая природа и специфика искусства
Понятие искусства. Отличие искусства от науки. Объекты и субъекты искусства.
Специфика художественного творчества. Виды искусства и их природа. Синтез искусств.
Искусство – это форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно-выразительных средств (звука, пластики тела, рисунка, слова, цвета, света, природного материала и т.д.). Это также итог деятельности особого сообщества людей, или художников, первыми оценивающих работы своих коллег, следящих за соблюдением принятых канонов или, напротив, требующих поиска совершенно новых художественных форм и т.д. Искусство предполагает также определенную аудиторию, или зрителя в широком смысле этого слова. Даже в случае так называемого "искусства для искусства" произведения создаются художниками не для самих себя, а для зрителя, и только последний решает в конечном счете, какие из этих произведений относятся к искусству, а какие представляют собой ремесленнические поделки.
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


написать администратору сайта