1. Этика, ее предмет и задачи Предмет этики. Понятие мораль, нравственность
Скачать 0.63 Mb.
|
Католическая церковь – «Римско-католическая церковь считает неприемлемой идею клонирования (бесполого размножения) человека и призвала все государства к заключению международного договора, официально запрещающего подобные манипуляции. [Официальное издание Святого Престола газета "Оссерваторе романо", 27.02.1997]. "В научных исследованиях и экспериментах существуют границы, которые нельзя переступать не только по причине этического характера, но и по причине, вытекающей из самого характера природы. Время от времени учение церкви уточняет эти границы, осуждая утилитарный подход к ним и отвергая все то, что, даже будучи технически возможным, не может быть оправдано с моральной точки зрения. Что же касается вышеупомянутых технологий, с успехом испытанных на растениях и животных, то Церковь еще во времена Папы Иоанна ХХIII (1958-1963) предупреждала о недопустимости проведения подобных экспериментов с людьми. В особенности это касается клонирования. Конгрегация по вопросам доктрины веры Святого Престола в документе, озаглавленном "Дар жизни" (1987 г.), четко утверждала: "Попытки или гипотезы, направленные на то, чтобы добиться создания человеческого существа бесполым путем... следует считать противоречащими морали... Подобные пути и методы противоречат, прежде всего, помыслам творения Божьим, и, во- вторых, оскорбляют личность и институт брака. Человек имеет право рождаться по- человечески, а не в лаборатории. Было бы весьма желательно, чтобы отдельные государства немедленно приняли закон, запрещающий клонирование человека, и настроениям вседозволенности сумели бы противопоставить силу и не допустить никаких уступок"». Ислам – «О своем неприятии клонирования человека заявили теологи каирского мусульманского университета Аль-Азхар – одной из мировых твердынь ислама. "Клонирование человека – это грех, которому нужно сопротивляться всеми доступными средствами", – говорится в фетве Аль-Азхара, опубликованной вслед за сообщением о появлении на свет первого ребенка-клона. Комментируя заявление частной компании "Клонэйд", объявившей о рождении "чудо- младенца", Аль-Азхар отмечает, что "клонирование противоречит природе человека, возвеличенного Аллахом, делает человека объектом игр и экспериментов, искажает и фальсифицирует его личность". Богословы крупнейшего в мире исламского университета подчеркивают, что "ислам не против созидающей науки, но против той, которая наносит вред творению Аллаха". Ранее один из самых популярных в арабском мире религиозных авторитетов Юсеф аль-Кардауи запретил своей фетвой клонирование человека в целом, однако разрешил репродукцию его отдельных органов в лечебных целях». (По материалам сайтов http://sbio.info/dic/10811 , http://transhumanist.ru/news/ehticheskie_problemy_gennoj_inzhenerii/2012-07-31-8 , http://epistemology_of_science.academic.ru/310/клонирование , http://www.pravoslavie.ru/put/071017115912.htm , http://anneta12.blogspot.com.by/p/blog- page_7632.html и http://www.newsru.com/religy/30dec2002/religion_clon.html ) Рационализм и эгоизм. Теория «разумного эгоизма». Весь порядок этического рассуждения как будто ведет к утверждению в жизни принципов справедливости и милосердия, однако социальная практика провоцирует или прямо обусловливает поведение, которое в ценностном плане является эгоистическим, но с прагматической точки зрения как будто бы единственно правильно и житейски оправданно. Человек сплошь и рядом оказывается в ситуациях, когда, желая быть порядочным и добродетельным, он вынуждаем, или ему приходится действовать в обход, а то и вступать в противоречие с моральными принципами. Получается, что с точки зрения практической рациональности правильным оказывается эгоизм, а не справедливость и милосердие. Критики эгоизма высказывают мнение, что эгоизм является аморальной нравственной доктриной. В самом деле, если для человека главное реализовать личный интерес, то исполнение извне предъявляемых требований не является для него значимым. По логике, согласно которой личный интерес — исключителен, в крайних ситуациях эгоист может пойти на нарушение наиболее радикальных запретов — на ложь, кражу, донос и убийство. Но принципиальная возможность эгоизма, ограниченного требованием «Не вреди», свидетельствует о том, что исключительность частного интереса не является непременным свойством эгоизма. Сторонники эгоизма замечают в ответ на критику, что при определении эгоизма некорректно из вопроса о нравственных мотивах поведения (личный интерес или общий интерес) делать вывод о содержательной определенности поступков, из них вытекающих. Ведь в личный интерес индивида может входить исполнение нравственных требований и содействие общему благу. Такова логика так называемого разумного эгоизма. Согласно этому этическому учению, хотя каждый человек в первую очередь и стремится к удовлетворению личных потребностей и интересов, среди личных потребностей и интересов необходимо есть такие, удовлетворение которых не только не противоречит интересам других людей, но и содействует общему благу. Таковы разумные, или правильно понятые (индивидом), интересы. Эгоизм как социальное качество личности обусловливается характером таких общественных отношений, в основе которых лежит полезность. Выражая «подлинные» и «разумные» интересы человека (скрыто репрезентирующие общий интерес), он оказывается плодотворным, поскольку содействует общему благу. А общий интерес не существует отдельно от частных интересов, более того, слагается из разнообразия частных интересов. Так что человек, разумно и успешно реализующий собственный интерес, способствует и благу других людей, благу целого. У этой доктрины есть вполне определенное экономическое основание: с развитием товарно-денежных отношений и присущих им форм разделения труда любая частная деятельность, сориентированная на создание конкурентоспособных товаров и услуг и, следовательно, на общественное признание этих результатов, оказывается общественно полезной. Это можно выразить по-другому: в условиях свободного рынка автономный и суверенный индивид удовлетворяет свой частный интерес лишь как субъект деятельности или обладатель товаров и услуг, удовлетворяющих интересы других индивидов; иными словами, вступая в отношения взаимопользования. В целом следует сказать, что как обоснование морали разумноэгоистические концепции представляют собой лишь утонченную форму апологетики индивидуализма. Неспроста, оказавшись не более как любопытным эпизодом в истории философско- этической мысли, они обнаруживают удивительную живучесть в обыденном сознании — как определенный тип нравственного мироотношения, который вызревает и утверждается в рамках именно прагматического умонастроения в нравственности. В исходной посылке разумного эгоизма содержится два тезиса: а) стремясь к собственной пользе, я способствую пользе других людей, пользе общества, б) поскольку добро есть польза, то, стремясь к собственной пользе, я способствую развитию нравственности. Практически же разумноэгоистическая установка выражается в том, что индивид выбирает в качестве целей собственное благо в «твердой уверенности», что это — как раз то, что отвечает требованиям нравственности. Принцип пользы повелевает каждому стремиться к наилучшим результатам и исходить из того, что польза, эффективность, успех являются высшими ценностями. В разумноэгоистической версии этот принцип получает еще и этическое наполнение, он как бы санкционируется от имени разума и нравственности. Но вопрос о том, каким образом частная польза содействует общему благу, остается открытым как именно практический вопрос. Хотя в Просвещении разумный эгоизм выступает как учение, призванное раскрепостить человека, оно уже в середине прошлого века стало восприниматься как своеобразная форма обуздания и регламентации индивидуальной воли. В явном или неявном виде учение о просвещенном эгоизме предполагало коренное совпадение интересов людей благодаря единству человеческой природы. Однако идея единства человеческой природы оказывается далекой от практической реализации для объяснения тех случаев, когда осуществление интересов различных индивидов сопряжено с достижением известного блага, которое не может быть поделено (например, в ситуации, когда несколько человек включаются в конкурс на получение стипендии для учебы в университете, или две фирмы с одинаковой продукцией стремятся к проникновению на один и тот же региональный рынок). Ни упования на взаимную благожелательность, ни надежды на мудрое законодательство или разумную организацию дела не будут способствовать разрешению конфликта интересов. (По материалам сайта http://bugabooks.com/book/314-yetika/136-tema-27-racionalizm-i- yegoizm.html и далее ) 6. Эстетика как философская наука Предмет эстетики. Эволюция взглядов на сущность эстетического. Задачи эстетики. Основные этапы развития западноевропейской эстетической мысли: 1) Античность ( Греция, Рим). 2) Эстетика Средневековья и Возрождения. 3) Эстетика классицизма. 4) Эстетика Просвещения. 5) Эстетика ХIХ века. 6) Эстетика ХХ века. Эстетика – это раздел философии, изучающий закономерности чувственного освоения действительности, о сущности и формах творчества по законам красоты. Основным признаком эстетического является то, что чувственное познание осуществляется без его отнесения к понятию. Это есть восприятие предмета, которое непосредственно, само по себе способно вызывать особое чувство – эстетическое удовольствие или неудовольствие. Сущность эстетического отношения к миру становится понятной в сравнении с познавательным и нравственным отношением к миру. Познавательное отношение: повторяемость и универсальность его результатов, доказательность знания. Объект безличен, познающий субъект абстрагируется от своих личностных свойств. В противовес этому эстетическое отношение предельно личностное, в нем субъективность не только не мешает, но позволяет выявить закономерности прекрасного. Эстетическое отношение дает чувственное постижение закономерностей мира. Нравственное отношение к действительности отличается нормативностью (оно строится в соответствии с правилами), наличием санкций за неисполнение норм. В отличие от этого эстетическое отношение свободно, гармонично и является способом самовыражения личности. Можно выделить пять моделей понимания эстетического отношения к миру. Первая модель (объективно-духовная): эстетическое — результат одухотворения мира Богом или абсолютной идеей. Прекрасное — свет Бога на конкретных вещах и явлениях (Фома Аквинский) или воплощение абсолютной идеи (Платон, Гегель). Божественным одухотворением легко объяснить прекрасное, возвышенное и другие положительные эстетические свойства, но затруднительно — безобразное, низменное, ужасное. Вторая модель (субъективно-духовная): эстетическое — проекция духовного богатства личности на эстетически нейтральную действительность. Действительность эстетически нейтральна, источник ее красоты — в душе индивида; красота — результат интенционального (направленного, активного, «обмысливающего») восприятия предмета субъектом. Третья модель эстетического (субъективно-объективная): эстетическое возникает благодаря единению свойств действительности и человеческого духа. Этой модели эстетического полно соответствует третья модель прекрасного: прекрасное есть результат соотнесения свойств жизни с человеком как мерой красоты (Аристотель), или с его практическими потребностями (Сократ), или с нашими представлениями о прекрасной жизни (Н.Г.Чернышевский). Четвертая модель эстетического («природническая»; «материалистическая»): эстетическое — естественное свойство предметов, такое же, как вес, цвет, симметрия, форма (Д.Дидро и другие французские материалисты.) Слабые стороны этой модели: 1) если эстетическое — такое же свойство природы, как ее физические и химические свойства, то неясно, почему его изучением не занимаются естественные науки; 2) инструмент, с помощью которого можно измерить эстетические свойства предмета — вкус — принципиально отличается от весов и иных приборов, измеряющих физические свойства предметов; 3) «природническое» понимание эстетического лишает эстетику монизма: оказывается невозможным, исходя из единого основания, объяснить основные категории эстетики (прекрасное и возвышенное предстают как природные свойства, а трагическое и комическое — как результат общественных противоречий. Пятая модель («общественная» концепция): эстетическое — объективное свойство явлений, обусловленное их соотнесенностью с жизнью человечества (общечеловечески значимое в явлениях). Эстетическое появляется благодаря деятельности людей, втягивающей все в мире в сферу человеческих интересов и ставящей все в определенные отношения к человечеству. Предметом эстетики являются: 1. Все формы существования красоты в природе, обществе, искусстве; 2. Все формы чувственного восприятия, созерцания красоты человеком; 3. Все формы творчества по законам красоты. Эстетика – это философская дисциплина, которая тесным образом связана с различными отраслями гуманитарного знания. Прежде всего следует отметить взаимосвязь между такими специфическими сферами общественной жизни, а также формами их оценок, как этика и эстетика. Эта взаимосвязь принадлежит к числу основных закономерностей исторического развития искусства, определяющих и выражающих его социальную функцию и смысл. Этика и эстетика проявляются в явлениях духовной жизни общества, в поступках в поведении личности. Любое общественное явление, поступок или мотив одновременно может быть оценен, с одной стороны как прекрасное или безобразное, с другой – как добро и зло. Не существует каких-либо изолированных «эстетических свойств» действительности, равно как и особых, предметно-обособленных «факторов» морали. В сфере художественного творчества идея единства этического и эстетического реализуется во взаимоотношениях искусства и морали. Герцен справедливо называл искусство «эстетической школой нравственности». Оно является специфическим способом осмысления моральных проблем. Художественной анализ и раскрытие автором темы произведения происходит на основе определенного единства этических и эстетических оценок, таким образом, можно отметить основные задачи эстетики: 1) Изучение процесса эстетического познания действительности человеком; 2) Выработка эстетических оценок различных явлений общественной жизни и поведения человека; 3) Познание законов художественного освоения мира человеком; законов художественного творчества; 4) Целостное освоение мира, всех форм существования красоты в природе, обществе, искусстве; 5) Формирование эстетического сознания человека и общества в целом. (По материалам сайта http://lektsii.net/2-59680.html ) Античная эстетика складывается в VI в. до н.э. Период ее расцвета относится к V-IV вв. до н.э. Высокий уровень развития художественной культуры, а также оживление экономических и культурных связей античных полисов с другими народами определили расцвет эстетической мысли Древней Греции, многообразие ее форм и живую связь с художественной практикой. Ранними представителями античной эстетики являются Гераклит Эфесский, Пифагор, Демокрит (V в. до н.э.). Гераклит и Демокрит развивают материалистический взгляд на эстетические понятия. Объективной основой прекрасного являются стройность, порядок, гармония частей, закономерность как космоса, так и самого человека и общества. Пифагорейцы развили объективно-идеалистическую эстетическую концепцию. Для них основой прекрасного являются отвлеченные числовые отношения, гармония чисел, а также открытые ими законы звуковой гармонии. Платон, как и пифагорейцы, стоит на объективно-идеалистических позициях в понимании прекрасного. Для него прекрасное — это идея, т.е. некий первообраз, символ земных предметов и явлений, существующий в идеальном мире, отражением которого является наш земной мир. Искусство есть не что иное, как подражание миру вещей, которые сами являются лишь отблеском мира идей. Творческий процесс, по Платону, носит иррациональный неуправляемый характер. И хотя искусство не дает нам познания сущности вещей (оно воспроизводит лишь их видимость), оно все же оказывает воздействие на людей. Вслед за пифагорейцами и Сократом Платон развивает идеи эстетического воспитания. Аристотель продолжает материалистическую линию Гераклита и Демокрита. Для него прекрасное — это соразмерность, определенность, порядок в пространстве, единство в многообразии. Искусство, по Аристотелю, является воспроизведением действительности через подражание («мимесис» - основной принцип творческой деятельности художника). В своих произведениях Аристотель подробно анализирует виды и жанры искусства, в особенности много внимания уделяет трагедии. Он обстоятельно исследует нравственно- воспитательное значение искусства. Аристотель формулирует стройную теорию эстетического воспитания. Эстетической системой Аристотеля завершается классический период античной эстетики. Эстетика эллинистического периода представлена эпикурейцами, скептиками, стоиками. Особо следует выделить эстетические взгляды Лукреция, который сделал попытку вслед за эпикурейцами развить некоторые материалистические положения о происхождении, сущности и воспитательной роли искусства. В этот период во взглядах основателя неоплатонизма Плотина (конец III в.) на основе философского идеализма развивается иррационалистически-мистическое направление, которое позднее стало источником для религиозно эстетических концепций феодального средневековья (Августин Блаженный и др.). (По материалам сайта http://esthetiks.ru/antichnaya-estetika.html ) Средневековая эстетика — период в развитии эстетической мысли от кризиса античной цивилизации (IV в.) до эпохи формирования капитализма (XV в.). Формирование эстетических воззрений средневековья началось уже в недрах античного общества в связи с зарождением элементов феодальных отношений и совпало с наметившимся в IV в. изменением политики церкви по отношению к языческой культуре: переходом от конфронтации к ассимиляции ее идей. С одной стороны, это объяснялось стремлением церкви представить окружающий мир как творение Бога, с другой — желанием поставить себе на службу завоевания классической мысли. Основная тема средневековой эстетики — согласование учения о сверхчувственном, божественном происхождении красоты с принципом чувственного восприятия прекрасного. Решение этой проблемы на Западе (Августин Блаженный) осуществляется в основном в направлении разработки концепции красоты индивидуального и конкретного, использованием аристотелево-стоической логики и теории чисел пифагореизма. На Востоке (Дионисий Ареопагит — V в., Иоанн Дамаскин — VIII в.) разрабатывается мистическое учение о красоте сверхсущего, основанное на платоническом учении об идеях-образах и эманационной теории неоплатонизма, гласившей, в частности, что совершенство бытия уменьшается по мере отдаления от божества, причем последней, худшей ступенью является материя. Развернутая при этом аргументация (всякий образ является откровением и проявлением скрытого) сыграла свою роль в Византии (VII-VIII вв.) в полемике с иконоборцами – сторонниками религиозного течения, отрицавшего почитание икон. Идеи Августина о красоте как числе и пропорции развивали на Западе Магн Аврелий Кассиодор (VI в.), Исидор Севильский (VII в.), Алкуин (VIII в.), Иоанн Скотт Эриугена (IX в.). Период позднего средневековья (XI-XV вв.) отмечается в Европе общим культурным подъемом: развивается народная поэзия, городская литература, появляются реалистические элементы в готическом искусстве. В XII в. противник схоластики Гуго Сен-Викторский, основываясь на средневековой концепции искусства как сочетания знания и практики, допускает возможность искусства удовлетворять не только религиозную, но и другие потребности людей. Схоласт XIII в. Альберт Великий предложил отличать от красоты духовной красоту телесную и эссенциальную. Последняя присуща самим вещам и не зависит от субъекта. Новый шаг в развитии эстетической теории в обосновании самостоятельной ценности красоты делает ученик Альберта Фома Аквинский (XIII в.). Он отделяет понятие прекрасного от понятий добра и истины и стремится найти объективные эмпирические (доступные чувствам) признаки прекрасного. Средневековая эстетика — явление противоречивое. В эпоху Возрождения она была подвергнута всесторонней критике, что вполне понятно: ее теологический, абстрактный и спекулятивный характер явился тормозом для развития светской культуры и искусства. (По материалам сайтов http://esthetiks.ru/srednevekovaya-estetika.html , http://www.bibliotekar.ru/brokgauz-efron-ch/150.htm ) |