Главная страница
Навигация по странице:

  • Этическая концепция буддизма.

  • Третья благородная истина

  • Четвертая благородная истина

  • ОЭЗ, с. 53-54. Следует также упомянуть концепцию эпикурейцев . Эпикур назван в ОЭЗ крупнейшим этиком античности, пытавшимся уравновесить притязания гедонизма и позицию киников. (С.

  • ОЭЗ, с. 54-55. Среди других великих философов античности, которые оставили след в этике, нужно назвать величайших – Сократа, Платона и Аристотеля. Сократ

  • ОЭЗ, с. 57. Платон

  • ОЭЗ, с. 57-58. Аристотель

  • 1. Этика, ее предмет и задачи Предмет этики. Понятие мораль, нравственность


    Скачать 0.63 Mb.
    Название1. Этика, ее предмет и задачи Предмет этики. Понятие мораль, нравственность
    Дата27.05.2022
    Размер0.63 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаlekter (1).pdf
    ТипКнига
    #553310
    страница2 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
    2.
    Важнейшие моральные и этические учения Древнего
    мира и эпохи средневековья
    Конфуций. Жень: человечность. Ли: ритуал. Вэнь: воспитанность. Цзюнь-цзы:
    благородный муж.
    Будда. Четыре благородные истины. Принцип самосовершенствования через
    самоотрешение. Проблемы реинкарнации.
    Античная этика. Этические учения Сократа, Платона, Аристотеля. Морально-
    этические ценности эпикурейцев. Стоицизм и его влияние на развитие этических
    представлений.
    Мухаммад. Своеобразие этики Корана.
    Моисей. Этические заповеди Моисея. Особенности Декалога как нормативной
    программы.
    Моисей. Этические заповеди Моисея. Особенности Декалога как нормативной
    программы.
    Этика конфуцианства. Конфуцианство возникло в древнем Китае, и представляет собой целостное этико-религиозное учение. Главный принцип конфуцианства заключался в идее всеобщей справедливости. Оно оправдывало наличие в обществе господ и трудящихся, обосновывало существование умственного и физического труда, призывало к подчинению вышестоящим властям, как к порядку, установленному высшей силой.
    Главными предметами, которые рассматривало конфуцианство, были этика, мораль и вопросы управления государством. Основной этический принцип конфуцианства – это гуманность. Этот принцип является главным в семейной и общественной жизни человека.
    Он достигается путем самосовершенствования человека и строгого соблюдения законов и ритуалов, принятых в обществе. Эти законы предписывали уважительное отношение к старшим по возрасту и социальному положению, вежливость, преданность государству.
    Правители в конфуцианстве являются посланниками неба, а сама власть божественной, причем много внимания уделялось вопросам гуманного управления. Гуманное управление состояло в четком следовании своим обязанностям. Конфуцианство призывало государственных служащих к мудрому управлению, показывая пример благородства собственным примером и не обременять народ строгими повинностями и налогами.
    Согласно конфуцианству, постигнуть законы гуманности могут только «благородные мужи» («цзюнь-цзы») — представители господствующих сословий, простым людям это понимание недоступно. Учение прямо противопоставляет эти социальные слои, обосновывая превосходство одних над другими. «Благородный муж» должен обладать особыми характеристикамик, которые можно рассматривать как категории конфуцианства. Основным понятием конфуцианства и одновременно одной из главных характеристик «благородного мужа» является Жэнь (гуманность, человечность) – одно из «пяти постоянств», которым должен обладать цзюнь-цзы. Конфуций определяет жэнь как «спокойно-самодостаточную» любовь к людям, рождающую баланс любви и ненависти. Человек, обладающий жэнь, призван уравновешивать мир; с другой стороны, – это «преодоление себя и возвращение к ритуальной благопристойности», реализующее «золотое правило морали»: не навязывать другому того, чего не желаешь себе. Ритуальная благопристойность, обозначаемая словом
    «
    ли» - еще одна категория конфуцианства. Конфуций, теоретически осмыслив понятие «ли», превратил его в самую общую характеристику правильного общественного устройства и поведения человека по отношению к другим и к себе: «Правитель [должен] руководить подданными посредством ли»; «Преодоление себя и обращение к ли составляет гуманность
    (
    жэнь)... Не следует смотреть на несоответствующее ли, не следует слушать несоответствующее ли, не следует говорить несоответствующее ли». Распространение подобного контроля на чувственную сферу стало у Конфуция основой для придания ли
    статуса общегносеологического норматива: “Расширяя [свои] познания в культуре (вэнь) и стягивая их с помощью ли, можно избегнуть нарушений”. Нравственные обязанности человека, поскольку они материализуются в ритуале (ли), становятся делом воспитания, образования, культуры. Эти понятия у Конфуция не были разведены. Все они входят в состав категории «вэнь». «Вэнь» можно истолковать как культурный смысл человеческого бытия, как воспитанность. Сам Конфуций так говорил о «вэнь»: «Если в человеке естественность превосходит воспитанность, он подобен деревенщине. Если же воспитанность превосходит естественность, он подобен ученому-книжнику. После того как воспитанность и естественность в человеке уравновесят друг друга, он становится благородным мужем».
    Как моральная доктрина конфуцианство призывало к познанию воли небес, согласованию их с желаниями сердца и строгому исполнению предписанных законов и ритуалов, основываясь на их понимании и принятии за путь жизни. Этика конфуцианства стремилась закрепить принцип справедливости в отношениях между людьми в системе государственного управления.
    (По материалам сайтов http://ethicscenter.ru/etika-i-nravstvennost-konfucianstva.html
    , http://terme.ru/dictionary/470/word/zhen
    , http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/8568/ЛИ
    , http://studopedia.ru/11_61644_li-ritual.html
    )
    Этическая концепция буддизма. Буддизм можно отнести к категории «этических религий», поскольку буддийская традиция породила богатейший дискурс в области морали и праведного, должного поведения. В то же время, Б. э. нельзя понимать в отрыве от главной цели буддизма – окончательного освобождения от привязанности к этому миру, выходу за его пределы, а значит, и за пределы дуализма добра и зла в его «посюстороннем», мирском понимании. Этическая система, регулирующая поведение в этом мире, в конечном итоге не имеет самостоятельного значения, она подчинена идеалу нирваны, который определяет содержание этики, но и, в известном смысле, отрицает ее. Центральным понятием собственно буддийской этической системы является карма– волевое, намеренное действие, порождающее этически позитивные или негативные следствия, которые проявляются либо в этом, либо в последующем рождении человека, совершившего эти действия. Карма может пониматься как совокупность действий человека, некая сумма его заслуг, определяющая его следующее рождение (реинкарнацию) на более высокой или более низкой ступени в мировой иерархии существ, включая небеса и преисподнюю. В сущности, весь круговорот мира, сансара, приводится в движение мириадами волевых кармических действий.
    Понимание того, что сансара есть страдание, является первой благородной истиной буддизма. Вторая благородная истина гласит, что у страдания есть причина, заключающаяся в неведении непросветленного ума, из-за которого появляются «мешающие эмоции», под которыми понимаются умственные состояния, приносящие страдание: неведение, привязанность, гнев, гордость и ревность. Вместе с негативными действиями они формируют причины всех страданий в сансаре. Третья благородная истина утверждает, что у страдания есть конец, от него можно избавиться - с достижением просветления растворяются жесткие представления, «мешающие эмоции» преобразуются в мудрость, корень страдания – неведение – отсекается. Четвертая благородная истина указываетпуть, ведущий к окончанию страдания. Это путь самосовершенствования через самоотречение.
    Восемь ступеней верной срединной дороги Будды могут быть осмыслены как универсальная схема действий нравственно совершенствующейся личности. Исходным пунктом является определенное понимание смысла жизни. Затем это понимание становится внутренне значимым мотивом. Далее, мотив переходит в определенное решение. Это решение реализуется в поступках. Поступки образуют единую цепь, определяя сознательно заданную линию поведения. Далее, осуществляется критический анализ осуществленных поступков под углом зрения того, насколько они соответствуют собственным решениям и свободны от дурных мыслей. Наконец, нравственное поведение включается в контекст исходного смысла
    жизни. Последнее звено — выход за границы самой морали как свидетельство осуществленности смысла жизни.
    Нравственное совершенствование по-буддийски можно истолковать как движение от индивидуально-личностной определенности к абсолютно-безличному началу. В учении
    Будды есть понятие metta, переводимое на русский язык как любовь, отсутствие ненависти.
    Это такое состояние, которого достигает человек, преодолевший в себе вражду и чувственную привязанность к миру и которое реализуется в одинаково благосклонном отношении ко всем живым существам.
    С этой позиции абсолютной нравственной чистоты, совпадающей с вечностью, отношение к миру может быть только отрицательным. Поэтому все требования этики Будды являются запретительными, а в совокупности они представляют собой некую систематику нравственного отрешения от мира. Моральный кодекс сторонника Будды состоит из пяти запретов: буддист-мирянин не должен убивать; воровать; жить нецеломудренно; лгать; употреблять опьяняющие напитки. Монах плюс к сказанному должен еще воздерживаться от пения, танцев, музыки, украшений, роскоши; золота и серебра; принятия пищи в неурочное время. Учение Будды нацелено на прекращение человеческих раздоров через внутреннее самосовершенствование личности. В его основе лежат нравственные цели. При этом нравственность интересует Будду прежде всего в ее практически действенном выражении, как путь спасения.
    (По материалам сайтов http://religa.narod.ru/zabijako/b13.htm
    , http://vbuddisme.ru/wiki/Четыре+благородные+истины
    , http://uchebnik.biz/book/314-yetika/21- samosovershenstvovanie-cherez-samootreshenie.html
    )
    Античная этика. О нравственности рабовладельческого античного общества выше уже немного говорилось. В это время возникли основные этические концепции – эволюционная, гедонистическая, эвдемонистическая. Среди прочих этических концепций можно назвать концепцию киников, которые выступали как оппоненты гедонизма, отрицая наслаждение во всех его видах (в эту группу входил Диоген, живший в бочке). Идея киников была связана с обретением полной свободы от общества путем отрицания его ценностей со всеми вытекающими отсюда последствиями. ОЭЗ, с. 53-54.
    Следует также упомянуть концепцию эпикурейцев. Эпикур назван в ОЭЗ крупнейшим этиком античности, пытавшимся уравновесить притязания гедонизма и позицию киников. (С.
    54)
    В его этической системе главной добродетелью выступает умеренность. Чтобы быть счастливым, нужно ограничиться минимальным. Удовольствия иерархичны. Высшими являются не материальные, а духовные ценности, а среди последних – познание и занятие философией. Именно философия обеспечивает здоровье души. Удовольствие по Эпикуру – это отсутствие страданий. Свобода от телесных и душевных тревог – конечная цель удовольствий. Человек должен находить удовлетворение в самом себе, сохранять достоинство и довольствоваться минимальным в тех ситуациях, когда у него не будет многого, когда нет возможности роскошествовать. Для достижения счастья человеку также надо избавиться от страха перед богами, так как боги не вмешиваются в судьбу; от страха смерти, так как смерть — это отсутствие ощущений, и пока человек жив, смерти нет, а когда она приходит, уже нет самого человека. ОЭЗ, с. 54-55.
    Среди других великих философов античности, которые оставили след в этике, нужно назвать величайших – Сократа, Платона и Аристотеля. Сократ выступил против морального релятивизма софистов и пришел к абсолютизации морали. Он утверждал единство и неразрывность морали и права по принципу «что законно – то и справедливо». В реальных нравственных отношениях существуют, по Сократу, ограниченность и противоречивость моральных оценок. Это следствие невежества людей, их нежелание познать сущность.
    Существенное же в морали – это неизменные и вечные добродетели, главной из которых является мудрость. Она позволяет постичь цель жизни и составляет деятельность, соответствующую Божественному предначертанию. Источник блага – Бог. ОЭЗ, с. 57.

    Платон полагал, что в самой природе не существует идеи добра и справедливости.
    Основа нравственного – в идее. Мир идей вечен, неизменен, гармоничен. Он доступен бессмертной душе человека, которая, пребывая в мире идей до его рождения, вспоминает то, что она знала. Т.обр., нравственные качества изначально присущи душе индивида. Высшая добродетель – мудрость, она есть проявление разумной части души. Мудрыми должны быть правители государства, храбрыми – воины, а умеренными – ремесленники и земледельцы.
    Рабы лишены каких-либо добродетелей и находятся вне морали. Справедливость является не личной, а государственной добродетелью. ОЭЗ, с. 57-58.
    Аристотель обобщил этические взгляды своих предшественников. Ему принадлежит обоснование этики как системы научно-философского знания. Его этика содержит учение о благе, о добродетелях, о свободе воли. Аристотель проводит классификацию добродетелей и пороков и анализирует их в динамике перехода друг в друга в случае нарушения золотой середины - меры. Определяя объективную основу справедливости, Аристотель пишет, что она проявляется не в соблюдении принципа равенства, а в равномерности, основывающейся на делении по достоинству. Основная особенность справедливости как добродетели в том, что она направлена на других. И лучшим человеком является тот, кто сможет это воплотить.
    Критерий морали – разум, т.е. этика Аристотеля рациональна. Мудрость есть знание и понимание наиболее важного, а не практичность и выгода.
    Стоицизм. Основной принцип стоической этики – осознать господствующую в мире необходимость и подчиниться ей, не утратив при этом чувство собственного достоинства.
    Этот принцип получает различные формы выражения: жить в согласии с природой; жить добродетельно; жить разумно. «Мы рождены под единодержавной властью: повиноваться
    Богу — вот в чем свобода наша» (Сенека). Казалось бы, в отличие от Эпикура стоики пытаются найти внешнюю, объективную точку опоры для морали (такая потребность в этике уже явно назрела), но по существу вырваться за рамки субъективизма не могут.
    Стоики проповедуют отрешенность от страстей и внешних благ как условие внутренней свободы; занимают рационалистическую позицию в решении проблемы добродетели (добродетель – знание, зло – незнание); определяют свое отношение к смерти.
    Что касается последней проблемы, то стоики исходит из установки «Жизнь – не благо, смерть – не зло», т.е. жизнь должна быть добродетельной, иначе она лишена смысла и предпочтительней оказывается смерть: «Лучше достойно умереть, чем недостойно жить»
    (Сенека).
    Стоики пытались помочь человеку в самых сложны обстоятельствах социального хаоса и нравственной деградации сохранить свое моральное достоинство; принять мир таким, какой он есть, раз нет надежды на его изменение; противопоставить изменчивой судьбе свою внутреннюю нравственную целостность. Возможно, и в настоящее время стоическая этика способна стать «путеводной Звездой» для человека, попавшего в трагическую жизненную ситуацию.
    (По материалам ОЭЗ и сайта http://studall.org/all4-17257.html
    )
    Этика ислама. Мохаммед, согласно доктринам ислама, был последним пророком
    Аллаха на земле, который записал Его откровения, изложенные в Коране – священной книге для каждого правоверного мусульманина. Считается, что Коран имеет небесный оригинал.
    Он содержит 114 разделов – сур, которые делятся на 6226 стихов. Основными идеями Корана являются:

    Аллах – единственный Бог, он Творец неба и земли, вечный и бесконечный;

    В разные времена на землю приходили пророки Аллаха, среди которых были
    Авраам и Иисус, все правоверные мусульмане проявляют веру в пророков;

    Все мусульмане живут ожиданием судного дня, когда Аллах будет судить каждого за его грехи.
    Ислам требует от своих приверженцев строгого соблюдения правил, которые составляют их образ жизни. К числу таких правил относятся:


    Молитва Свидетельства Веры, провозглашающая веру человека в Аллаха и пророка
    Мохаммеда.

    Пятикратная ежедневная молитва, которую верующие читают на коленях, повернувшись в сторону Мекки. Призыв к молитве оглашает муэдзин с башни – минарета.

    Правоверный мусульманин должен соблюдать пост в течение священного месяца
    Рамадан, в который ему предписывается воздержание от пищи, вредных привычек и секса от рассвета до заката. В это время мусульманам необходимо размышлять о путях Аллаха, чтобы приблизиться к нему, а также заботиться о бедняках.

    Каждый мусульманин должен отдавать своим нуждающимся единоверцам определенную часть своих доходов, что способствует укреплению солидарности среди верующих.

    Святым местом для каждого мусульманина является Мекка, куда он должен совершить паломничество хотя бы раз в жизни.
    Правила, установленные в исламе, существенно влияют на общественную и семейную жизнь верующих. Коран учит заботиться о стариках и родителях, уважительно относится к ним. Важные моменты жизни человека отмечаются особыми обрядами, которые имеют нравственную подоплеку. Правилами также регулируются вопросы вины и наказания. У мусульман существуют духовные суды, на которых разбираются проступки человека и выносится соответствующее духовное и физическое наказание. Правилами ислама регулируются брачные отношения, вопросы наследства, они содержат некоторые пищевые запреты, например, на свинину и алкоголь. Мужчина в исламе занимает более высокое по отношению к женщине положение, но Коран предписывает уважительное к ней отношение.
    (Сайт http://ethicscenter.ru/moralnaya-doktrina-islama.html
    )
    Иудаизм принадлежит к древнейшим религиям мира. Основу иудаизма составляют заповеди, полученные пророком Моисеем на горе Синай непосредственно от самого Бога.
    Согласно этим заповедям, объединенным в так называемый Декалог (Десять заповедей), народу предписывалось чтить одного Бога, не делать изображений и не служить им, не произносить имя Бога напрасно, посвящать один день в неделю духовному совершенствованию, заботиться о своих родителях, а также запрещалось убивать, прелюбодействовать, воровать, лгать и завидовать.
    В иудейских учениях справедливость – это один из главных принципов, на которых стоит весь мир. Справедливость предписывала раввинам выносить судебные решения, основываясь на всестороннем изучении ситуации, чтобы человек не понес слишком мягкое или жесткое наказание. По отношению к людям они должны были руководствоваться милосердием. Это главный принцип, на основе которого Бог общается с людьми.
    Повседневная жизнь иудеев регулируется кодексом Ноя, исполняя его заповеди, они служат Богу. Ной был праведником, который единственный на земле слушался повелений
    Бога, с тех пор всех его духовных последователей называют «сыновьями Ноя». Считается, что последователи Ноя унаследовали его праведность, и умение слушать волю Господа, несмотря на бездуховность общества.
    Кроме кодекса Ноя, у иудеев есть множество постановлений – предписаний для жизни. Эти предписания носят название мицвот. Существует 613 мицвот, из которых 248 положительных и 365 запретительных. Иудеи считают, что все они были получены Моисеем на горе Синай при общении с Богом.
    В понимании иудеев соблюдение заповедей нужно для воспитания характера. Однако для исповедующих иудаизм дело не заканчивается простым следованием правилам, через них осуществляется духовное и нравственное развитие, служение Богу. Человек не только морально совершенствуется, но и приносит святость в мир.
    Основой веры у иудеев считаются любовь и страх. Любовью они наполняют свое служение Богу, а страх необходим для следования запретам мицвот.

    (По материалам сайтов http://ethicscenter.ru/moralnaya-doktrina-iudaizma.html и https://ru.wikipedia.org/wiki/Десять_заповедей
    )
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта