Главная страница
Навигация по странице:

  • Субъект художественного творчества

  • Искусство в отличие от науки

  • Специфика художественного творчества.

  • Изобразительное искусство

  • Архитектура и декоративно-прикладное искусство

  • 1. Этика, ее предмет и задачи Предмет этики. Понятие мораль, нравственность


    Скачать 0.63 Mb.
    Название1. Этика, ее предмет и задачи Предмет этики. Понятие мораль, нравственность
    Дата27.05.2022
    Размер0.63 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаlekter (1).pdf
    ТипКнига
    #553310
    страница11 из 12
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12
    Искусство как форма эстетической деятельности есть не что иное, как обособившаяся сторона практической деятельности людей. Искусство
    «вырастает» из практики в длительном историческом процессе освоения мира человеком.
    Как специализированный вид деятельности оно появляется лишь в античности.
    Искусство, как и другие виды духовного производства, создает свой особый, идеальный мир, который как бы дублирует объективно реальный мир человека. Причем первый обладает такой же целостностью, как и второй. Стихии природы, общественные установления, душевные страсти, логика мышления — все подвергается эстетической переработке и образует параллельный реальному миру мир художественного вымысла, который порой бывает убедительнее самой реальности.
    Субъект художественного творчества традиционно выступает как творец, художник, а в высшей степени проявления своих творческих качеств - как гений. Абсолютной предпосылкой художественной деятельности является художественный талант, одаренность.
    Однако природа одаренности намного сложнее, чем кажется порой обывателю. Самые глубинные истоки таланта лежат в области биологических качеств индивида, природных данных, в первую очередь - нервной системы. Имеют значение и изначальные особенности мышления, волевые качества и т.д. В том случае, когда человек лишен художественного таланта, у него все равно сохраняются способности к эстетической деятельности в иных сферах, помимо искусства. Объектом искусства является действительность во всем ее многообразии; в конкретных произведениях объект сужается до определенного предмета.
    Как правило, таким предметом искусства выступает человек и отношение человека к миру. В центре внимания искусства – человек, его духовный мир, отношение к природе, обществу, людям.
    (По материалам сайтов http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/470/ИСКУССТВО
    , http://studme.org/37345/etika_i_estetika/chto_takoe_iskusstvo
    , http://www.lera- oblaka.ru/art/philosophy/1182
    , http://socfil.narod.ru/glava_7_3.htm
    )
    Искусство в отличие от науки — это особая форма общественного сознания, связанная с рождением художественных образов, обогащающих человечество широкой палитрой эмоций, чувств и переживаний и участвующих в надчувственной трансляции человеческого опыта.
    Искусство, в отличие от науки, не только отражает, но и выражает личностные смыслы жизни как отдельного человека, так и поколений. Смысложизненная составляющая искусства преподается наглядно, зримо, образно в живописи, кинематографе, драматургии, хореографии и других жанрах.
    В отличие от науки, нацеленной на поиск общей закономерности, искусство уделяет внимание каждому единичному случаю и событию, каждой отдельной человеческой жизни.
    На ее примере выявляется и типическое, и индивидуальное в человеческой, жизни.

    Искусство может быть и реалистичным, и предельно абстракционистским. История развития искусств описывает многообразие его стилей, выразительных приемов, причины их возникновения и социальную обусловленность трансформаций. Ценности и идеалы искусства исторически конкретны и изменчивы, в отличие от аксиом, формул и законов строгой науки, которые сопровождают цивилизацию на всем протяжении ее развития.
    Искусство подвержено преломлению сквозь призму видения и мировосприятия того или иного этноса, в нем проявляется национальный тип мироощущения. И если в науке в общем случае господствует генерализация (обобщение), то в искусстве важна индивидуализация и типизация, которая содержится в ткани художественных образов.
    Искусство обращено в отличие от науки не к рассудочно-рациональному, а к чувственно- ассоциативному и эмоциональному строю человеческого восприятия. Для искусства важно предметно изобразительное воплощение идеала красоты и художественно правдивое отношение к миру.
    (По материалам сайта http://science.logistics- gr.com/index.php?option=com_content&view=article&id=891&catid=52&Itemid=56
    )
    Специфика художественного творчества. Художественное творчество – это высшая форма эстетической деятельности. Уникальный характер творческого процесса определяется своеобразием личности художника, особенностями тех задач, которые он ставит перед собой и решает как автор. Художественные образы, закрепленные в бытии того или иного произведения искусства, предстают как разновидность объективных образов, объективной видимости жизни. Субъективность художника определяется его мироощущением, мировоззрением, контекстом духовной жизни той или иной эпохи. Движение от субъективного к объективному, от образа, замысла, модели объекта к их материализации в художественном произведении есть процесс объективации. Феномен таланта заключается в том, что это оригинальное, не повторяемое ни в ком другом единство эмоциональных и рациональных структур художественного субъекта; неповторимое личностное отношение к миру, фиксируемое в произведении, создаваемом художником. Талант, будучи сложной системой индивидуально неповторимой личности художника, определяет направление и возможности творчества; определяет избираемый художником вид и жанр. Разные люди предрасположены к художественному творчеству в разной степени: способность - одаренность - талантливость - гениальность. Способности художника предполагают: беглость мышления, ассоциативность, умение придавать художественной форме необходимые очертания. Способности обеспечивают создание художественных ценностей, представляющих общественный интерес. Одаренность предполагает остроту внимания к жизни, умение выбирать объекты внимания, закреплять в памяти тему ассоциаций и связей, диктуемых творческим воображением. Человек художественно одаренный создает произведения, обладающие значимостью для данного общества на значительный период его развития. Талант порождает художественные ценности, имеющие непреходящее национальное, а порой и общечеловеческое значение. Гений - это человек, творящий на основе бессознательной активности, который способен переживать самый широкий диапазон состояний ввиду того, что бессознательный творческий субъект выходит из-под контроля рационального начала и саморегуляции. Гений создает высшие общечеловеческие ценности, имеющие значимость на все времена. Каждый художник наблюдает жизнь и впитывает жизненный материал для будущих творений. Сознание художника обладает способностью творчески преображать картины действительности. Активное, сознательное участие в политической, гражданской, духовно-нравственной жизни общества способствует формированию индивидуального мироощущения и мировоззрения творческой личности.
    Труд, навык, профессионализм необходимы для художественного творчества. В какой бы мере человек, осененный талантом, не полагался на силы извне, ему необходимо мастерство, то есть овладение ремеслом. Техника воплощения замысла, или выразительно- изобразительный уровень мастерства художника, определяет степень совершенства
    произведения искусства. Творчество каждого талантливого мастера отличается индивидуальным своеобразием. Отличие одного художественного метода от другого кроется в своеобразии и способе видения, понимания и толкования мира художником. Он сознательно проводит отбор, оценку, обобщение фактов, сознательно выбирает темы, идеи произведения, те или иные художественные формы. Творчество - это процесс воплощения замысла в знаковую систему и вырастающую на ее основе систему образов, процесс передачи замысла через произведение читателю, зрителю, слушателю.
    Этапы художественного процесса:
    1. Изучение и накопление жизненного материала, фактов, событий, знаний и самой действительности;
    2. Осмысление, обобщение, концентрация этого материала, сгущение на уровне замысла будущего произведения;
    3. Создание художественной модели, реализация замысла в художественном мышлении и языке искусства;
    4. Воплощение художественной модели в материале искусства;
    5. Бытие законченного произведения как целостной самостоятельной творческой системы художника.
    Творческая мысль художника в произведении искусства отражена в образной форме.
    Художественный образ – это специфическая для искусства форма отражения действительности, целостная эстетическая характеристика жизненного явления в произведении искусства, сопряженная с его темой, художественной идеей и выраженная в конкретно-чувственной и эстетически значимой форме. Художественное содержание – это специфическая для искусства образно-эстетическая и идейно-эмоциональная сфера значений и смыслов, воплощенных в конкретной художественной форме. Форма выражения содержания – это система материальных и художественных изобразительно-выразительных средств, порождаемая особенностями этого содержания, соответствующая ему и различная в разных видах искусства. Эстетическое наслаждение от произведения искусства идет от высокой степени соответствия, адекватности формы воплощаемому содержанию.
    Особенности и эстетическое своеобразие компонентов содержания и формы в модели художественного произведения заключаются в их единстве, связи, соотносительности.
    Носителями авторской оценки могут быть любые элементы формы и языка (композиция, свет и тень в живописи, монтаж и план в кино, интонация в музыке, деталь в обрисовке образа).
    Творчество всегда происходит в конкретных социально-исторических условиях, оказывающих на него серьезное влияние, в тесной связи с окружающим миром, формами уже созданной культуры, в разветвленную сеть которых всегда включен субъект творчества.
    Социальные условия влияют на развитие таланта художника, на темы и сюжеты творчества, на приемы возникновения форм, жанров, стилей, на восприятие произведения публикой.
    (Сайт http://lektsii.net/3-76581.html
    )
    Виды искусства — это исторически сложившиеся, устойчивые формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения. Искусство существует и развивается как система взаимосвязанных между собой видов, многообразие которых обусловлено многогранностью самого реального мира, отображаемого в процессе художественного творчества.
    Каждый вид искусства обладает своим специфическим арсеналом изобразительно- выразительных средств и приемов. Таким образом виды искусства отличаются друг от друга как предметом изображения, так и использованием различных изобразительных средств.
    Понятие «вид искусства» — основной структурный элемент системы художественной культуры. Изобразительное искусство раскрывает многообразие мира с помощью пластических и колористических материалов. Литература включает все оттенки творчества, реализуемые в слове. Музыка имеет дело не только со звучанием человеческого голоса, но и
    с разнообразными тембрами, созданными природными и техническими приспособлениями
    (речь идет о музыкальных инструментах). Архитектура и декоративно-прикладное
    искусство — через существующие в пространстве материальные конструкции и вещи, удовлетворяющие практические и духовные нужды людей — сложно и многообразно выражают свою видовую определенность. Каждый из видов искусств имеет свои особые роды и жанры (то есть внутренние разновидности). Виды искусства — это звенья единого общественного явления, каждый из них относится к искусству в целом, как частное к общему.
    Видовые свойства искусства проявляются в конкретную историческую эпоху и в различных художественных культурах по-разному. Между тем, само деление искусства на виды связано, прежде всего, с особенностями человеческого восприятия мира. Язык красок, форм, звуков возник в силу того, что краски, звуки, формы получили выразительный смысл и определенное значение в жизни людей.
    В современном анализе взаимодействия видов искусств четко обозначились две тенденции: первая — состоит в сохранении суверенности каждого отдельного его вида; вторая — подчеркивает тяготение к синтезу искусств. Обе эти тенденции на сегодняшний день актуальны и плодотворны, ибо существующее между ними противоречие ведет не к поглощению одних видов искусств другими, а к взаимовлиянию и взаимообогащению, но в то же время еще раз подчеркивая их право на самостоятельное функционирование в системе культуры.
    Взаимоотношение различных видов искусств — явление весьма полезное, но оно имеет свои пределы, его грани исторически подвижны, изменчивы. Но эти пределы есть и видовая специфика искусства при этом отнюдь не исчезает. Существование различных видов искусств вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать всеобъемлющую художественную картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных видов искусства.
    В эстетической и искусствоведческой литературе сложились определенные схемы и системы классификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все они относительны.
    Наиболее распространенной схемой является его деление на три больших группы. В первую входят так называемые пространственные или пластические виды искусств. К ним относятся архитектура, все жанры изобразительного искусства и художественная фотография. Для этой группы искусств существенным является пространственное построение в раскрытии художественного образа. Ко второй группе относятся временные
    или динамические виды искусств — литература и музыка. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция. Третью группу представляют
    пространственно-временные виды (театр, кино, телевидение, хореография, эстрада, цирк), которые называют также синтетическими или зрелищными искусствами.
    В свою очередь, искусства можно группировать и на основе других признаков — зрелищные и незрелищные, простые и синтетические и т. д.
    В современных условиях заметно повышается художественное начало в различных сферах человеческой деятельности. Так .спортивные празднества все больше превращаются в целостные театрализованные зрелища, в отдельных видах спорта (фигурное катание, художественная гимнастика) мастерство спортсменов поднимается до уровня настоящего художественного творчества. Тот же процесс можно наблюдать и в деятельности современных промышленных и сельскохозяйственных выставок и ярмарок. Сам их облик, экспозиция и реклама представляют собой эстетически наполненное художественное целое.
    Современное общественное развитие требует включения различных видов искусств в сферу деятельности, общения и досуга людей. Все виды искусств по-своему необходимы и каждый из них имеет большое значение в социальной практике. Подтверждением вышесказанному и станет качественная характеристика каждого из них.
    (По материалам сайта http://bugabooks.com/book/313-yestetika/53-1-vidy-iskusstva-i-ix- priroda.html
    )

    Синтез искусств — органичное соединение разных искусств или видов искусств в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека. Понятие «синтез искусств» подразумевает создание качественно нового художественного явления, не сводимого к простой сумме составляющих его компонентов. Их идейно-мировоззренческое, образное и композиционное единство, общее участие в художественной организации пространства и времени, согласованность масштабов, пропорций, ритма порождают в искусстве качества, способные активизировать его восприятие, сообщать многоплановость, многогранность развитию художественной идеи, оказывать на человека многостороннее эмоциональное воздействие.
    В истории искусства известны разнообразные формы синтеза. Архитектура и монументальное искусство постоянно тяготеют к объединению, к архитектурно- художественному синтезу, в котором живопись и скульптура, выполняя и собственные задачи, расширяют и истолковывают архитектурный образ. В этом пространственно- пластическом синтезе обычно участвует декоративно-прикладное искусство, а также и станковые художественные произведения (картины, статуи и т.п.).
    Соотношение между участвующими в синтезе искусствами может быть различным.
    Один вид может полностью доминировать, подчиняя себе другие (например, древнеегипетская архитектура, подчиняющая себе скульптуру и живопись).
    Всеобщее значение может приобрести и качество, обычно присущее одному из искусств (например, «архитектоничность», пластичность искусств в классицизме,
    «пластичность» в древнегреческом искусстве, «живописность» в искусстве барокко и др.).
    Синтез искусств является одним из важных средств при создании среды, отвечающей идейно-художественным запросам современного общества.
    (По материалам сайта http://www.artap.ru/cult/sintez.htm
    )

    9.
    Формирование эстетической и художественной культуры
    личности
    Понятие эстетической и художественной культуры. Эстетическая и
    художественная культура как важнейшая составляющая духовного облика личности.
    Эстетическая культура как сплав эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм
    деятельности и поведения. Эстетическое воспитание как гармонизирующее составляющее
    человеческого существования.
    Эстетическая культура служит показателем уровня эстетического развития и воспитания личности. По своей сущности человек призван творить красоту и реализовать себя через эстетическую культуру. Под эстетической культурой личности следует понимать определенный уровень потенциала, насыщенности и целенаправленности эмоционально- чувственным переживанием и духовным наслаждением, радостью человека от всех видов его жизнедеятельности (Новиков А.М. Методология образования. М., 2002, 312). Культура человека может выражаться в слове или жесте, в математической формуле или в историческом трактате. Но главным способом выражения является трудовая деятельность, так как именно в труде открываются безгранично широкие возможности для проявления всех сущностных сил человека. А также труд является фактором возвышения и развития личности. Видеть в труде созидательное начало красоты – значит творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающую действительность.
    С уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту и творить по законам красоты закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности, самые результативные проявления творческой энергии и инициативы людей, наглядно представленные в разнообразных достижениях мировой культуры.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


    написать администратору сайта