Парсонс Т. О структуре социального действия, монография. Талкотт Парсонс. О структуре социального действия
Скачать 5.67 Mb.
|
Позитивистская теория действияМы установили, что развитие современной науки было одним из основных факторов, определявших возникновение одной из главных особенностей утилитарной системы — фокусировке ее внимания на проблеме рациональности. Воздействие того же самого влияния можно проследить и на более глубоком уровне, включающем более широкий круг проблем в связи с вопросом, который нам теперь предстоит рассмотреть, — это вопрос о свойствах систем действия в целом. Мы констатировали уже, что в сочетании с эмпирической точкой зрения на отношение теории к конкретной действительности, неспособность утилитаризма объяснить связи целей друг с другом приводит к имплицитному выводу, что между ними нет таких связей, которые имели бы значение для логической структуры данной теории. Другими словами, по отношению к соображениям, обуславливающим рациональный выбор средств, что является центром теоретического интереса в этой схеме, цели можно полагать произвольными. Сосредоточение теоретического интереса на отношении науки к рациональному действию и неспособность эксплицитно рассмотреть другие элементы приводят к дальнейшим следствиям, характерным для более широкой замкнутой теоретической системы, по отношению к которой утилитарная система может рассматриваться как подсистема. Легче всего обнаружить это в связи с субъективной точкой зрения, которая повсюду является решающей для задач схемы действия. Начав с утилитаристских способов рассмотрения, мы видим, что актор мыслится как имеющий некоторое рациональное научное знание о ситуации, в которой он действует. Но в то же время можно с вескими основаниями предположить, что знание это настолько ограничено, что на его основе действие не может быть полностью и адекватно детерминировано, если учесть, что в терминах утилитаристов знание иррелеван-тно выбору целей. Поэтому тот факт, что не существует альтернативного критерия выбора как целей, так и средств, толкает эту систему, с ее стремлением к логической замкнутости, к негативному понятию произвольности целей. Следовательно, с точки зрения актора, научно верифицируемое знание ситуации, в которой он действует, становится в системе действия единственной существенной опорой его ориентации. Только оно одно делает его действие упорядоченным и разумным, а не просто реакцией на «бессмысленные» силы, воздействующие на него. Напомним, что актор рассматривается здесь так, как если бы он был ученым-исследователем. Это переносит центр тяжести на когнитивные элементы в субъективном аспекте действия. Особенность точки зрения, о которой мы сейчас говорим, заключается в том, что она исходит явно или неявно (чаще всего неявно) из представления, что позитивная наука - это единственно возможная существенная когнитивная связь человека с внешней (существующей вне) действительностью, разумеется, имея в виду человека как актора. В той мере, в какой делается такое заключение или такое представление присутствует как посылка, система социальной теории может быть названа «позитивистской ». С этой точки зрения, утилитаризм, как он был определен нами выше, является истинно позитивистской системой, но ни в коем случае не единственно возможной. Напротив, возможны отклонения от него в самых разных направлениях, но все же в рамках позитивизма. Можно утверждать, что одно из главных направлений западноевропейской социальной мысли со времени ее освобождения от религии примерно в начале XVII века — это именно позитивизм в данном смысле слова. В XVIII веке элементы, выработанные этим позитивистским направлением, часто и широко вступали в синтез с Другими направлениями, так что вряд ли можно назвать сложившуюся тогда систему полностью позитивистской. Однако в течение XIX века существовала в общем все Усиливающаяся тенденция к выделению таких элементов и к созданию из них замкнутой системы, которая приобретала все более и более позитивистский характер. Все более отчетливым становится отделение этой тенденции мысли, которая наиболее заметной была в Германии, но характерна также для всей европейской культуры, — от «идеалистической» традиции. Можно с уверенностью сказать, что, во-первых, в течение XIX века эти два направления все более четко дифференцировались, что, во-вторых, в странах западной цивилизации позитивистское направление до последнего времени сохраняло доминирующую роль. Позитивистская система существует во множестве вариантов, некоторые из них мы будем рассматривать в следующей главе, но все они находятся внутри одной и той же широкой концептуальной схемы. Главное значение рассматриваемого нами движения мысли, которое подробно прослеживается во второй части данной работы, заключается в прослеживании эволюции мысли к радикально отличной от подсистемы этой широкой концептуальной схемы подсистеме, которую можно назвать «волюнтаристской» теорией действия. Для того, чтобы отчетливо представить себе значение и характер этого изменения, важно иметь перед собой ясную картину всех основных ответвлений предшествующей ей системы, поскольку эта система в определенной степени еще владела умами первых трех ученых, работы которых мы здесь будем анализировать. Это оправдывает столь пространные вводные разделы, которые в следующей (третьей) гла-ве будут дополнены большим историческим очерком, посвященным позитивистскому направлению в социальных науках. Этот очерк дается для того, чтобы подробнейшим образом ознакомить читателя со структурой и разновидностями этого способа мышления. Не представив себе различных потенций указанной доктрины, возможных внутри одной и той же общей логической схемы, и не ощутив конкретных черт ее проявления, что может быть достигнуто только путем прослеживания ее реального развития как одной из школ общественной мысли, было бы трудно воспринять многое из основной части работы. Но прежде чем перейти к более детальному историческому очерку, необходимо несколько глубже проанализировать структуру позитивистской теории для того, чтобы завершить общее описание этой схемы. Утилитаристская разновидность позитивизма не только представляет собой исторически первый этап развития позитивистской системы, но и может служить удобной отправной точкой для анализа логических альтернатив, заложенных внутри этой более широкой системы. Если считать атомизм рационального единичного акта наиболее характерной особенностью утилитаризма, то совершенно очевидно, что существует два основных направления, в которых может происходить отклонение от утилитаристской основы: в вопросе о статусе целей действия, с одной стороны, и в вопросе о статусе свойства рациональности — с другой. В том и в другом направлениях позитивистская схема накладывает некоторые ограничения на то, какие виды отклонений могут считаться логически приемлемыми. Но и в том и в другом направлениях эти приемлемые для позитивизма альтернативы утилитаризму не исчерпывают логических возможностей, открываемых более общей схемой действия. Действительно, дальнейшее движение от позитивистской точки зрения заключается именно во вскрытии этих возможностей, которые вполне совместимы с общей схемой действия, но требуют отказа от ее позитивистского варианта. Однако вначале мы опишем только те альтернативы, которые сохраняют возможность остаться в рамках позитивистских воззрений. Начнем со статуса целей в утилитаристской схеме. Здесь существенным и необходимым является различение между целями в аналитическом смысле и элементами действия, принадлежащими к ситуации. В соответствии с волюнтаризмом христианских традиций реальность деятельностных потенций актора никогда не подвергалась сомнению. Позитивистский элемент заключается только в имплицитной посылке, что цели сле-Аует принимать как данные не только в эвристическом смысле для некоторых аналитических целей, но и исходя из эмпирической реальности, и следовательно, полагать, что они случайны по отношению к связи цели-средства и ее центральному компоненту — знанию актором своей ситуации. Только таким образом можно сохранить их аналитическую независимость, оставаясь на позициях утилитарной схемы. Но что произойдет, если поставить под вопрос это положение, не отказавшись при этом от позитивистской основы? И оно действительно оказалось под вопросом, так как едва ли могло удовлетворять науку в течение достаточно долгого периода времени. По сути, это положение означало установление предела научному способу рассмотрения, а наука всегда отказывалась мириться с такими ограничениями, в особенности, если они выдвигаются произвольно и априори. На позитивистской основе существовал единственно возможный путь избежать этого нежелательного ограничения. Если цели не случайны, то только потому, что актор имеет возможность выбирать их на основе научного знания некоторой эмпирической реальности. Но из этого принципа логически следует, что цели ассимилируются ситуацией действия, а это уничтожает их аналитическую независимость, столь существенную для утилитарной точки зрения. Эмпирическое знание будущего положения вещей можно представить себе только как предсказанное на основе знания настоящего и прошлого. Таким образом, действие представляется целиком детерминированным его условиями, так как, если цели не независимы, то различение условий и средств становится бессмысленным. Действие превращается в процесс рациональной адаптации к этим условиям. Активная роль актора сводится к пониманию им своей ситуации и к предсказанию ее дальнейшего развития. Действительно, становится совершенно непонятным, что же является функцией такого рационального процесса и как возможно, чтобы актор вообще ошибался, если ничто не детерминирует его действия кроме знания и условий, данных ему в этом знании. Таким образом, в отношении статуса целей позитивистская теория столкнулась с «утилитаристской дилеммой ». То есть либо активная способность актора выбирать цели является независимым фактором действия, а целевой компонент — произволен12; либо предположение о произвольности целей отвергается, но тогда исчезает их независимость и они поглощаются условиями ситуации, т.е. элементами, которые можно анализировать в терминах несубъективных категорий, главным образом13 в категориях наследственности и среды, которые сложились в биологической теории. Эта утилитарная дилемма имеет решающее значение для понимания теорий тех ученых, которыми мы занимаемся во второй части книги. «Радикальный рационалистический позитивизм»14 в этом случае является крайним случаем, когда утилитаризм, как мы его здесь определили, исчезает вообще и действие становится зависимым только от условий. Именно отказ принять обе точки зрения, заключенные в этой дилемме, и составляет отход от позитивизма в этом вопросе, который осуществили теоретики, анализируемые нами во второй части книги. 12 Это воистину невозможная точка зрения, так как не может быть никакого выбора между произвольными целями. 13 См. ниже Примечание В к этой главе о статусе этих понятий в их связи с теорией действия. 14 Пользоваться термином «рационалистический» в данном случае небезопасно, но, кажется, лучшего термина все равно нет. Он не означает рационализм в том смысле, который часто придают этому слову в психологии, имея в виду соотношение рационального и иррационального факторов при определении направления действия. Он скорее подразумевает использование рациональной методологической схемы позитивной науки в анализе действия с субъективной точки зрения. В этом последнем смысле рационалистический полюс — это точка зрения, утверждающая, что все существенные элементы действий могут, с субъективной точки зрения, быть втиснуты в эту схему, т.е. представляются актору либо как верифицируемые данные о его ситуации, либо как логически противоречивые умозаключения о связях между этими данными. Эти два понимания термина «рационалистический» ни в коем случае нельзя считать не связанными друг с другом, но тем не менее важно и различать их. Дюркгейма, например, часто обвиняют в скатывании к наивному рационализму в первом смысле слова, в то время как в действительности такое впечатление создается из-за того, что он оперирует рационалистической схемой во втором смысле, т.е. на Раннем этапе своего развития он — радикальный позитивист своеобразного типа. Другая проблема касается статуса норм рациональности. Здесь, как уже было указано выше, утилитарная точка зрения представляет собою крайний случай, в котором рациональность максимизируется. В этом случае знание актором ситуации представлено, если и не как полное в любом конечном смысле этого слова, то тем не менее как совершенно адекватное15 для реализации его целей. Отклонение от рациональной нормы должно ассоциироваться с недостаточной в каких-то отношениях адекватностью знания16. 15 Так, если воспользоваться самым простым примером, даже самая невежественная и не имеющая никакого отношения к науке домашняя хозяйка знает, что если варить картофель определенное время, он станет мягким, рассыпчатым и будет «готов». И поскольку это известный факт, он является вполне адекватной когнитивной основой для целей приготовления картофеля. Но тот факт, что хозяйка не знает, почему картофель становится мягким в этих обстоятельствах, — если исключить ответ типа "потому что он варится", — или в чем заключаются, биохимически говоря, изменения, происходящие в нем при превращении его из «сырого» в «готовый », совершенно иррелевантен оценке рациональности ее действия. Такое углубленное знание может быть проявлением чисто интеллектуального любопытства; но оно ни в малейшей степени не будет способствовать увеличению рациональности готовки пищи, пока на его основе не возникнет новая технология приготовления картофеля. Сам факт, что такие изменения имеют место при таких-то условиях, вполне достаточен. Точно так же, если эта хозяйка переместится в горы Перу, то она заметит, что приготовление картофеля требует там более продолжительного времени. Этого факта ей будет достаточно. И необязательно при этом знать, что это происходит потому, что с подъемом над уровнем моря точка кипения воды изменяется, что в свою очередь происходит из-за изменения атмосферного давления я т.д. Такие детальные сведения, как бы интересны и важны они ни были для научного понимания явления, не релевантны оценке рациональности действия до тех пор, пока их наличие не меняет существенным образом весь его ход. 16 За исключением предельных случаев, когда не существует поддающейся обнаружению связи между правильным знанием и ходом действия. Но этот случай не имеет в данном контексте теоретического значения. Существенным здесь является то, что на утилитарной и вообще на позитивистской основе нет другого, альтернативного типа норм, которыми можно было бы измерить такое отклонение от рациональности. Характеристика этих отклонений может быть только чисто негативной. Есть два обиходных термина, которые описывают его достаточно удовлетворительно: «невежество» и «ошибка». Любая неспособность осуществить рациональную норму вызвана каким-то одним из этих двух элементов или тем и другим вместе. Либо актор попросту не знает некоторых фактов, релевантных его действию (имеющих значение для его действия), и действует не так, как он действовал бы, зная их, либо он основывает свое действие на некоторых соображениях, которые с позиций более широкого знания были бы ошибочными. Он думает, что он знает, но на самом деле это не так. Термины «невежество» и «ошибка» в общепринятом смысле означают просто отсутствие адекватного знания. Но у позитивистов они могут иметь и более специфическую окраску. Поскольку научное знание провозглашается единственной существенно когнитивной связью человека с внешним миром, то только двумя альтернативными способами можно объяснить, почему актор, о котором идет речь, становится жертвой невежества или ошибки или того и другого вместе. Либо этот субъективный факт может быть следствием тех элементов в ситуации, отношение которых к действию вообще нельзя понять научным способом — когда это случайные элементы и их следует считать первичными данными, не исследуя того, откуда они взялись и почему они такие, а не иные — либо же, с другой стороны, они поддаются объяснению. Объяснение должно заключаться в том, что они существуют в силу принципиально поддающихся истолкованию факторов, которые актор либо не сумел учесть, либо учел, но неправильно. Тогда для ученого-наблюдателя есть только один возможный способ действия: «заглянуть » за субъективный опыт актора, т.е. отказаться от субъективных категорий схемы действия в пользу объективных процессов, которые можно представить себе как оказывающие влияние путем воздействия на актора, не понимающего и не осознающего, что же «в действительности» происходит. Но одно необходимо постоянно иметь в виду. Из такого представления прямо вытекает, что, если и поскольку актору становятся известными эти элементы его действия и он приобретает способность действовать рационально по отношению к ним, это может происходить только в форме приобретения им научно обоснованного знания о них, т.е. устранения невежества и ошибок. Быть рациональным под этим углом зрения означает — буквально превратиться в исследователя по отношению к своему собственному действию. Если не иметь в виду конечные границы науки, то иррациональность окажется возможной лишь постольку, поскольку в распоряжении актора нет логически возможного набора знаний относительно человеческих сил. Отсюда далее следует, что, если позитивистское объяснение иррациональности строится на факторах, которые пока не известны, но в принципе доступны научному познанию актора, тогда, аналитически обобщая, можно сказать, что эти факторы можно свести к категориям, которые могут быть выражены в несубъективных формулировках, т.е. в форме условий действия. Таким образом, как это ни поразительно, отказ от утилитаристской точки зрения, поскольку он не выходит за пределы позитивистской схемы, в обеих проблемах — проблеме статуса целей и проблеме норм рациональности — приводит к одному и тому же аналитическому результату: к объяснению действия в терминах конечных несубъективных условий, нередко называемых наследственностью и средой. Различие состоит только в том,каким образом интерпретируется процесс, посредством которого они оказывают влияние на действие. В одном случае это происходит через посредство рационального научного осознания актором его ситуации, в другом — без этого посредства, а через «автоматический» процесс, который, если он вообще как-то субъективно и представляется актору, то только в виде, исключающем успешную адаптацию и контроль, т.е. допускающем только ошибки при выходе за узкие пределы некой воспроизводящейся «рутины», закрепленной в привычках. Эта точка зрения может быть названа радикально-антиинтеллектуалис-тическим позитивизмом. Таким образом, утилитарная дилемма разрастается и облекается в более емкую форму. В этой форме она может быть сформулирована следующим образом: поскольку мы отказываемся от утилитарной точки зрения в одном из двух ее главных постулатов, единственная альтернатива в объяснении действия на позитивистском основании заключается в условиях ситуации действия, рассматриваемых объективно, а не субъективно. Эти условия можно практически понимать как факторы наследственности и среды в том аналитическом смысле, который придан им биологической теорией. Главная причина того, что этого обычно не замечают, по-видимому, заключается в том, что ученые-позитивисты, как правило, имели дело с тем, что называется конкретным применением схемы действия, и не доводили своих рассуждений систематическим образом до аналитического уровня. Если бы они делали это, то вскрылись бы посылки, о которых мы говорили выше. Полученный нами поразительный результат выдвигает фундаментальную методологическую проблему. В начале этой главы мы обращали внимание читателя на то, что субъективная точка зрения является основой для той структуры концептуальной схемы, которую мы рассматриваем, т.е. для теории действия. Но на радикально позитивистском полюсе теории в ее как рационалистической, так и антиинтеллектуалистиче-ской форме, теоретическая надобность в ней исчезает. Действительно, релевантные объяснению действия всегда можно сформулировать, по крайней мере в терминах конкретной схемы действия — открыто, когда речь идет о рационализме, и скрыто, если речь идет об антиинтеллектуализме, — исходя из предположения, что актору излишни субъективные категории. Следовательно, в той мере, в которой они, а также другие несубъективные категории оказываются адекватными для понимания конкретных фактов человеческого действия, научный статус схемы действия как таковой может быть поставлен под сомнение. Ее можно считать эвристическим инструментом, строительными лесами, которые можно использовать для построения теории, но не более того. Построив теорию, их можно отбросить, от них можно отказаться в интересах научной простоты и элегантности17. 17 Об общем статусе несубъективных категорий в связи с теорией действия см. помещенное в конце главы Примечание В. Практически очень удобно пользоваться понятиями «наследственность» и «среда» как понятиями, объединяющими в себе все те факторы действия, которые можно сформулировать в несубъективных терминах. Но эти понятия не кладутся в основу основных определений, относящихся к конструируемой здесь теории действия, и на них не опирается ни один из важных выводов. Они используются в качестве иллюстраций, а не для доказательств. На радикально-позитивистском полюсе, однако же, оказываются некоторые следствия такого положения вещей. Они делают схему действия, как было уже сказано выше, производной от другой схемы, грубо говоря, от биологической теории. Ясно, что последняя более фундаментальна, чем теория действия, так как она применима к конкретным явлениям, таким, как поведение одноклеточных организмов, которое невозможно описывать в субъективных терминах, поскольку в нем нельзя различить какого бы то ни было субъективного аспекта. Как и в отношении понятия «нормативный» (см. ниже Примечание А), за рамки задач этого исследования выходит решение вопроса о том, является ли субъективный аспект в принципе онтологически «реальным», или он — производное от какой-то другой, например «биологической», реальности. Мы можем ограничиться только вопросами о том, является ли теория действия чем-то производным от известных несубъективных теоретических схем и способны ли эти схемы учесть все верифицируемые данные, которые входят в теорию действия. Можно предвидеть, что ответы будут следующими: (1) на радикально-позитивистском полюсе теория действия становится производной от несубъективных теоретических систем, в основном — биологических; (2) но можно продемонстрировать, что радикально-позитивистские варианты не могут объяснить некоторые исключительно важные факты, которые, с другой стороны, окажутся объясненными в других вариантах теории действия, например, в волюнтаристском варианте, который не сводится ни к одной из биологических теорий, здесь рассмотренных. Следовательно, мы имеем право сделать вывод, что, если вариант действия, который «работает » лучше других, оказывается несводимым ни к одной из этих биологических теорий, то пусть доказывают обратное те, кто сомневается в его независимости. Разумеется, в задачу нашей работы не может входить критический анализ всей современной биологической теории с целью разрешения этого вопроса. Все сказанное верно, разумеется, только для «радикально-позитивистского» полюса позитивистской теории и неприменимо к последовательно проводимой утилитаристской точке зрения. Но, как мы увидим в следующих главах, где будут приведены соответствующие обоснования, утилитаристская система в качестве адекватного общего объяснения человеческих действий по природе своей нестабильна. Если это так, то со всей остротой встает вопрос, не была ли приверженность многих одаренных ученых к теории действия основана на заблуждении или не являлась ли она в лучшем случае этапом развития науки, в настоящее время уже благополучно пройденным. Это одно из решений дилеммы, и именно это решение, по-видимому, получило широкое признание в настоящее время. Но в данной работе будет представлено в качестве одного из главных положений иное, как бы двоякое решение, а именно: с одной стороны, признание того, что два элемента, которые мы здесь рассмотрели, — схема действия и позитивизм — несовместимы друг с другом, а с другой стороны, утверждение, в пользу которого свидетельствуют все данные, что теория действия может быть неоценимым вкладом в социальную науку, если освободится от своих связей с позитивизмом. Задача всего дальнейшего нашего анализа состоит в том, чтобы доказать это положение, подкрепив его тщательным теоретическим рассмотрением тех последствий, которые может иметь принятие той или иной из этих альтернатив. Ибо научная теория есть то, к чему применима прагматическая формула: оправдать ее можно только ее полезностью для понимания данных эмпирического опыта. |