Главная страница

Парсонс Т. О структуре социального действия, монография. Талкотт Парсонс. О структуре социального действия


Скачать 5.67 Mb.
НазваниеТалкотт Парсонс. О структуре социального действия
АнкорПарсонс Т. О структуре социального действия, монография.doc
Дата21.08.2017
Размер5.67 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПарсонс Т. О структуре социального действия, монография.doc
ТипДокументы
#8413
КатегорияСоциология. Политология
страница33 из 77
1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   ...   77

Часть 2 Ценности, мотивы и системы действия


(Талкотт Парсонс и Эдвард Шилз, при участии Джемса Олдса) *

I. Категории ориентации- и организации действия

Действие и его ориентации


Теория действия1 — это концептуальная схема для анализа поведения живых организмов. Она рассматрива­ет это поведение как ориентированное на достижение це­лей в ситуации с нормативно регулируемой затратой энергии. Существует четыре момента, которые необхо­димо отметить в концептуализации такого поведения: 1) поведение ориентировано на достижение целей или за­дач или какого-либо предвидимого положения дел; 2) оно имеет место в ситуациях; 3) оно нормативно регулирует­ся; 4) оно включает затрату энергии или усилий, т.е. "мотивацию" (которая может быть более или менее органи­зованной независимо от ее включенности в действие).

* Values, motives and systems of action {Talcott Parsons, Edward A. Shils with the assistance of James Olds)// Toward a General Theory of Action, p. 47-109.
1 Представленное здесь изложение теории действия в каком-то важном ас­пекте является пересмотром и расширением положений, предложенных Парсонсом в «Структуре социального действия », в частности в свете психоанали­тической теории, развития бихевиористской психологии и антропологического анализа культуры. Это дало возможность инкорпорировать разбираемые здесь элементы в концепцию системы действия как в социальном, так и в психологи­ческом плане и интегрировать их с системами культурных эталонов. Благода­ря этому она была значительно расширена и уточнена.

Так, например, человек, управляющий автомобилем, едущий к озеру, чтобы ловить там рыбу, может быть в своем по­ведении проанализирован следующим образом. В этом случае: 1) «чтобы ловить рыбу» — цель, на которую по­ведение нашего человека ориентировано; 2) его ситуа­ция — данная дорога и данный автомобиль, а также то место, в котором они находятся; 3) затраты его энергии нормативно регулируются — например, его направлен­ное движение имеет рациональное2 значение: достигнуть озера; 4) и он затрачивает энергию, чтобы прибыть туда: он держит руль, нажимает акселератор, сосредоточива­ет внимание и адаптирует свои действия к изменяющим­ся условиям дороги и транспорта на ней. Если поведение может быть так проанализировано, и когда такой анализ произведен, его можно называть «действием». Это зна­чит, что любое поведение живого организма может быть названо действием; но для того, чтобы его можно было так назвать, оно должно быть проанализировано в тер­минах предвидимого положения дел, к которому оно на­правлено, ситуации, в которой оно имеет место, норма­тивной регуляции (т.е. рассудка), поведения и затраты энергии или «мотивации», включенных в него. Поведе­ние, которое можно подвести под эти термины, следова­тельно, и является действием.

Каждое действие есть действие актора, и оно имеет место в ситуации, состоящей из объектов. У каждого ак­тора есть система его отношений к объектам; это мы на­зываем «системой его ориентации». Объектами могут быть целевые объекты, запасы, средства, условия, пре­пятствия или символы. Они могут становиться катекти-ческими3, и они могут обладать различной значимостью, которая им придается (т.е. они могут означать различ­ное для разных людей). Благодаря значимости и катексису, которые им придаются, объекты ориганизуют сис­тему ориентации актора.

2 Нормы рассудка (интеллекта) — это один из нескольких возможных ря­дов норм, которые функционируют в процессах регулирования затрат энергии.
3 Т.е. желаемыми или нежелаемыми. — Прим. пер.
Система ориентации актора создается из большого числа отдельных ориентации. Каждая такая «ориентация действия» есть «представление» (эксплицитное или им­плицитное, сознательное или бессознательное), которое есть у актора по отношению к ситуации, с точки зрения того, что он хочет (его цели), что он в ней видит (как си­туация ему представляется) и как он намеревается посту­пать с объектами, которые видятся ему как предметы его желаний (его эксплицитный или имплицитный норматив­но регулируемый «план» действия).

Далее, позволим себе кратко остановиться на источ­никах энергии или мотивации. Они по преимуществу зак­лючаются в энергии изначально потенциальной, присущей физиологическому организму. Но способ, которым эта энергия расходуется, — это вопрос, требующий экспли­цитного анализа ориентации действия, т.е. анализа нор­мативно регулируемых отношений актора к ситуации. По­скольку эта система ориентации именно и устанавливает те способы, которыми энергия направляется и распреде­ляется между отдельными целями и объектами, именно си­стема ориентации регулирует ее поток и интегрирует мно­жество каналов ее проявления в единое целое, в систему.

Мы ввели термины «действие» и «актор». Мы сказа­ли нечто о целях действия, ситуации действия, ориента­ции действия и мотивации действия. Теперь поговорим об организации действия в систему.

Действия эмпирически не разрозненны, но соверша­ются как бы плеядами, которые мы называем системами. Мы имеем дело с тремя системами, тремя видами органи­зации элементов действия; элементы организуются в со­циальные системы, в системы личности и культурные си­стемы. Все три вида концептуально абстрагированы от конкретного социального поведения, эмпирические ре­ференты этих трех абстракций существуют не в одном и том же плане. Социальные системы и личности рассмат­риваются как способы организации мотивированного действия (социальные системы — это системы мотиви-

рованного действия, организованные вокруг отношений акторов друг к другу; личности — это системы мотиви­рованного действия, организованные вокруг живого организма). Культурные же системы — это системы сим­волических эталонов (эти эталоны создаются или демон­стрируются индивидуальными акторами и передаются со­циальными системами в процессе диффузии, а также от личности к личности посредством обучения).

Социальная система -— это система действия, обла­дающая следующими характеристиками. 1) Она включа-ет^процесс взаимодействия между двумя или более акто­рами; этот процесс взаимодействия сам по себе и есть главный центр внимания для наблюдателя. 2) Ситуация, на которую ориентирован актор, включает других акто­ров. Эти другие акторы — «другие» — объекты катекси-са (удовлетворения). Действия «других» принимаются во внимание когнитивно4 как данные. Различные ориентации «других» могут быть либо целями, которые нужно дос­тигнуть, либо средствами для осуществления целей. Ори­ентации других могут, следовательно, быть объектами оценочных суждений. 3) )В социальной системе может осуществляться как независимое, так отчасти и согласо­ванное действие, в котором согласие зависит от коллек­тивной целевой ориентации или общих ценностей5 и от консенсуса нормативных и когнитивных ожиданий.

4 Т.е. познавательно. — Прим. пер.

5 О человеке можно сказать, что он имеет «общие ценности» с другими, если он 1) либо желает, чтобы группа, к которой он и эти «другие» принад­лежат, осуществила какие-то групповые цели, которые желательны также и для других, 2) либо он ценит конформность по отношению к тем требова­ниям, которые предъявляются «другими».
Система личности — это система действия, кото­рая обладает следующими характеристиками. 1) Это си­стема, обеспечивающая взаимосвязанность действий от­дельного актора. 2) Действия актора организованы в структуру с помощью диспозиции потребностей 3) По­скольку действия некоторого множества акторов не мо­гут оцениваться как случайные, но должны быть органи­зованы на основании совместимости и интеграции, постольку и действия отдельного актора определяются совместимостью и интеграцией с действиями других ак­торов. Точно так же, как цели или нормы, которые актор внутри социальной системы должен осуществлять или со­блюдать, получают содействие или ограничение со сто­роны целей и норм, осуществляемых или соблюдаемых другими акторами, цели или нормы, включенные в отдель­ное действие отдельного актора, получают поддержку или сопротивление других акторов, а также других це­лей и норм того же самого актора.

Культурная система — это система, которая обла­дает следующими характеристиками. 1)Юна формирует­ся не с помощью взаимодействия инее помощью органи­зации действий отдельного актора (как такового), а с помощью организации ценностей, норм и символов, ко­торые руководят выбором актора, и которые ограничи­вают виды взаимодействия, возможные для данного ак­тора. 2) Таким образом, культурная система — это не эмпирическая система, в том смысле как социальная сис­тема или личность, поскольку она представляет собою особый тип абстрагирования элементов указанных сис­тем. Эти элементы, однако, могут существовать отдельно как физические символы и передаваться от одной эмпи­рической системы действия к другой. 3) В культурной системе эталоны регулирующих норм (и других культур­ных элементов, которые управляют выбором конкретных акторов) не могут быть случайными или несвязанными друг с другом элементами. Если, следовательно, система культуры участвует в организации системы эмпирическо­го действия, она должна обладать определенной степенью консистентности. 4) Таким образом, культурная систе­ма — это модель культуры, отдельные части которой вза­имосвязаны так, что они формируют системы ценностей, системы убеждений и системы экспрессивных символов.

Социальные системы, системы личности и культур­ные системы являются главным предметом рассмотре­ния в теории действия. В первых двух случаях эти систе­мы сами рассматриваются как актегры, действие которых ориентировано на цели и удовлетворение дис­позиции потребностей, имеющих место в ситуациях,

требующих затрат энергии и нормативно регулируемых. Анализ систем третьего типа существенен для теории действия, потому что системы ценностных эталонов (критериев выбора) и других моделей культуры, если они институционализированы в социальных системах и интернализованы в системах личности, руководят акто­ром как в ориентации на цели и нормативные регулято­ры значений, так и в экспрессивных действиях, везде где диспозиция потребностей актора требует выбора в об­становке действия.
1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   ...   77


написать администратору сайта