философия (Историческое становление и развитие философского знания. Задания по философии 2. Тема ii. Историческое становление и развитие философского знания
Скачать 200.62 Kb.
|
Французская философия XVIII века.Предвестниками французской буржуазной революции 1789 года явились конфликты и противоречия французской общественной жизни, вылившиеся в два идейных течения, которые образуют органическое единство и характеризуют духовную жизнь Франции XYIII века. Это – французский механистический материализм и Просвещение. Французское Просвещение представляет собой мощное движение, которое объединило всех прогрессивно мыслящих представителей «третьего сословия»: естествоиспытателей, представителей культурной жизни, политических деятелей нарождающейся буржуазии, юристов, философов и т.д. В нем органически соединились как идейное, так и политическое самосознание нового класса – буржуазии. Его основными чертами являются: - критика существовавшего во Франции устройства общества и прежде всего – абсолютизма; - борьба за свободу научного и философского мышления, художественного творчества и гражданских мнений; - возвышение роли разумапо отношению к вере и борьба против религиозных предрассудков и суеверий; - выступление преимущественно с материалистических позиций против метафизики. К представителям французского Просвещения принадлежат: Пьер Бейль (1647–1706 гг.), Жан Мелье (1664–1729 гг.); Шарль Леди Монтескье (1689–1755 гг.); Ф. Вольтер (1694–1778 гг.); Ж-Ж. Руссо (1712–1778 гг.); Ж. Кондорсе (1743–1794 гг.). Механистический материализм. Французские материалисты XYIII века являются представителями французского революционного движения. Поэтому их материализм тесно связан с радикальными социально-политическими воззрениями. Представителями французского механистического материализма являются Э. Кондильяк (1715–1790 гг.); Ж. Ламетри (1709–1751 гг.); П. Гольбах (1723–1789 гг.); К. Гельвеции (1715–1771 гг.); Д. Дидро (1713–1784 гг.). Основные черты французского материализма XYIII века. 1. Теоретические источники французского материализма – философия эпохи Возрождения (труды М. Монтеня), учение о природе (физика) Р. Декарта; философия Дж. Локка, а также естествознание XYI–XYII веков. 2. Исходным пунктом французского материализма XYIII века явилось преодоление дуалистического воззрения на человека. Разработку материалистического понимания человека начал Ж. Ламетри в «Естественной истории души»; оно получает выражение в положении о сознании как свойстве определенным образом организованных материальных существ – людей. Особенностью данного подхода является то, что проблема человеческого уровня бытия решается в органической связи материального единства человека и мира. Это выразилось в созданиипоследовательно материалистического учения о природе,поскольку материальность человека для французских философов-материалистов означала, что он является частью природы, происходит из нее, а не творится богом. Огромный интерес к философскому осмыслению природы характерен для произведений Д. Дидро («Мысли об объяснении природы», «Философские основания материи и движения», «Элементы физиологии»); целостная концепция природы разработана П. Гольбахом («Система природы»). 3. Логическим продолжением учения о природе является гносеологическая концепция французских материалистов, связанная с происхождением человека, его сознания, познания и целенаправленной деятельности. Все французские материалисты проблему антропогенеза тесно связывали с проблемой развития человечества от первобытного состояния к цивилизации. Самого большого внимания заслуживает тот факт, что в ходе размышления об антропогенезе французские материалисты подходили к выявлению важных в этом процессе не только биологических, но и социально-культурных факторов, выходя тем самым за пределы своих сугубо натуралистических, методологических установок. П. Гольбах имел все основания писать: «Если нас спросят, откуда появился человек, то мы ответим, что опыт не дает нам возможности решить этот вопрос» (Гольбах П. Избранные произведения: В 2 т. М., 1963. Т. 1. С. 123). Формирование в XVIII в. механистического естествознания способствовало укреплению материалистического воззрения на природу и в то же время затрудняло выработку аналогичного взгляда на сознание. Ж. Ламетри («Естественная история души», 1745 г.) провозгласил несостоятельными все попытки рассматривать душу как особое существо нематериальной природы, одухотворяющее тело человека: «Душу, освобожденную при помощи абстракции от тела, столь же невозможно себе представить, как и материю, не имеющую никакой формы. Душа и тело были созданы одновременно, словно одним взмахом руки» (Ламетри Ж. Сочинения. М., 1976. С. 65). Трактовка души как части тела, определение материальных носителей сознания, каковыми французские материалисты считали мозг и нервы, с одной стороны, дань вульгарно-материалистическому представлению, а с другой – попытка отвергнуть утверждения теологов, что «единственным источником самопознания души может быть вера» (там же. С. 193), В этом смысле П. Гольбах писал, что «те, кто отличает душу от тела, по существу, просто отличает находящийся в теле мозг от самого тела. Действительно, мозг есть тот общий центр, где оканчиваются и соединяются все нервы, исходящие от всех частей человеческого тела. При помощи этого внутреннего органа совершаются все операции, приписываемые душе. Из этого-то мозга некоторые мыслители хотели сделать духовную субстанцию» (Гольбах П., Сочинения: В 2 т. – М., 1963. Т.1. С. 140). «Человек есть чисто физическое существо, духовный человек – это то же самое физическое существо, только рассматриваемое под известным углом зрения, т.е. по отношению к некоторым способам действий, обусловленным особенностями его организации». (там же. С. 60). В гносеологических воззренияхфранцузских материалистов выделяются следующие основные проблемы: - происхождения человеческих знаний (формулируется как проблема источника идей, рассматриваемых в качестве простейших элементов, своего рода атомов знания); - объективности, объема и глубины человеческого познания и его способности постигать реальность; - методологии познания, соотношения в нем чувств и разума, роли наблюдения, опыта и размышления; - отношения между разумом и верой (наукой и религией); - влияния истины на жизнь как индивидов, так и человечества в целом. В основе гносеологии французских материалистов лежит тезис локковского сенсуализма о том, что всякое знание развивается из чувственного опыта и все идеи имеют своим источником ощущения. 4. Социальная философия французских материалистов тесно связана с характерной для них антитеологической ориентацией понятий «человеческая природа» и «общественный договор», но в ряде моментов наполняется новым содержанием: а) проблема рационального преобразования общества с целью утверждения в нем гуманистических принципов и обеспечения всем людям свободы, справедливости и счастья явилась главным предметом размышлений; б) для французских материалистов история не стала объектом специального философского осмысления; философия истории, разработанная просветителями (Вольтер, Тюрго, Кондорсе), и точка зрения французских материалистов находились в полном соответствии с положениями просветительской философии истории о том, что «миром правят мнения», что причиной человеческих несчастий являются заблуждения, а истина благодетельна, и она обеспечит людям счастье. Эти положения выражали идеалистическое понимание социальной жизни, т.к. в основу ее объяснения заложено общественное сознание. Историческое значениефранцузского материализма XYIII века заключается в том, что его последователи, исходя из традиций английского и французского материализма, пытались последовательно решить основной вопрос философии – отношение мышления к бытию, дать материалистическое обоснование теории ощущений и материалистическое объяснение природы. III. Философская культура конца XVIII – XX вв. |