философия (Историческое становление и развитие философского знания. Задания по философии 2. Тема ii. Историческое становление и развитие философского знания
Скачать 200.62 Kb.
|
2. Философские школы эллинистической эпохи (338–146 гг. до н.э.)Эпикуреизм. Эпикур (342–271 гг. до н.э.): своё учение он изложил в трактатах «Правило», «О природе», «Об образе жизни», «О конечной цели». Главное в учении Эпикура – акцент на эстетическую проблематику. Атомистическая картина мира в своем построении опирается на теоретические источники философской системы Демокрита, но излагается она доступнее и без абсолютного детерминизма Демокрита, т.к. это не соответствует общей концепции Эпикура, связанной с этическими взглядами и представлениями об общественном устройстве, где главной является проблема взаимосвязи свободы и необходимости,а человек при этом должен обладать возможностью свободного выбора. В теории познания Эпикур – сенсуалист,т.е. он считает, что в основе всякого познания лежат ощущения, а предпосылкой познания является существование объективной реальности. Этическое учение Эпикура тесно связано с основными положениями теории познания: человек есть чувствующее существо и его чувства – основной критерий морали. Удовлетворение естественных потребностей(блаженства, наслаждения), которые вытекают из человеческой сущности, приводит к достижению определенного душевного равновесия – спокойствию души и счастью (эвдемонизм). Стоицизм. Зенон из Кития (336–264 гг. до н.э.). Учение изложено в трактате «О человеческой природе». В онтологии стоиков признают два основных принципа: материальный(основа) идуховный(логос), который проникает через всю материю и образует конкретные единичные вещи. Теория познания стоиков представляет собой античную форму сенсуализма: основой выступает чувственное восприятие, которое вызывается конкретными, единичными вещами, а общее существует лишь посредством единичного. Центральным понятием и определенным критерием истинности познания является учение о схватывающем представлении, которое возникает под воздействием воспринимаемого предмета при активном участии субъекта восприятия, что вызывает работу разума и становится пониманием. Центром и носителем познания является душа (пневма), которая через разум связывает человека со всем миром, т к. индивидуальный разум является частью мирового разума. Этика стоиков связана с понятием добродетели (жизнь в согласии с разумом). Стоическая мораль является противоположностью эпикурейского понятия наслаждения, т.к. подчеркивается необходимость подчинения космическому порядку. Скептицизм. Пиррон из Элиды (360–270 гг. до н.э.); Тимон (320–290 гг. до н.э.). Скептицизм определяется принципами, сущность которых сводится к отказу дойти до истины. «Удержаться от суждения» – основной тезис. «Цель свою скептики полагали в опровержении догматов всех школ, но сами ... они ничего не определяли; не определяли и того, что они делали. Через воздержание от всяких суждений о вещах можно достигнуть «устойчивого и невозмутимого покоя».Именно в этом скептики видят и высшую ступень возможного блаженства. Неоплатонизм (III–Y вв. н.э.) характеризуется в определенной мере как проявление отказа от рационализма предшествующего философского мышления, что является специфической рефлексией социальной безысходности и прогрессирующего разложения социальных отношений, на которых основывалась Римская империя. Наиболее видный представитель – Плотин (205–270 гг.). Онтология. Основа всего существующего – сверхчувственный, сверхъестественный, надразумный божественный принцип, который есть истинное бытие и от которого производны божественная душа и природа. Большое внимание в учении Плотина посвящено душе,которая является определенным переходом от божественного к материальному,что ведет к акцентированию духовного через подавление телесного и материального, т.е. к аскетизму. ЭтикаПлотина тесно связана с решением основной философской проблематики: принцип добра соединен с единственно неизменно сущим – божественным разумом или душой; а зло отождествляется с неподлинным бытием, т.е. с чувственным миром. Последнее раскрывается в теории познания, где единственным предметом познания выступает подлинное бытие или божественный принцип,который не может быть постигнут ни чувственным, ни рациональным путем, а достигается лишь через духовное усилие приближением к божественному принципу – душевным сосредоточением и подавлением всего телесного. Прокл(412–485 гг.) – представитель афинской школы – принимает философию Плотина и интерпретирует диалоги Платона, т.е. предпринимает попытку завершения и систематизации философии неоплатонизма. Прокл дает наиболее четкое объяснение принципу диалектической триады, в которой он различает три основных момента: а) содержание сотворенного в творящем; б) выделение уже сотворенного из творящего; в) возврат сотворенного к творящему. Таким образом, понятийная диалектика античного неоплатонизма характеризуется ярко выраженным мистицизмом, иррационализмом, акцентированием аскетизма, что оказало влияние как на раннюю христианскую философию, так и на средневековое теологическое мышление. II. Философия Средних веков, эпохи Возрождения и Нового времени. |