Главная страница
Навигация по странице:

  • Учение о бытии (онтология)

  • Учение о познании (гноснология)

  • Учение о познании (гносеология)

  • Учение о душе

  • философия (Историческое становление и развитие философского знания. Задания по философии 2. Тема ii. Историческое становление и развитие философского знания


    Скачать 200.62 Kb.
    НазваниеТема ii. Историческое становление и развитие философского знания
    Анкорфилософия (Историческое становление и развитие философского знания.
    Дата13.01.2023
    Размер200.62 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЗадания по философии 2.docx
    ТипТезисы
    #884988
    страница3 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    1. Средневековая европейская философия (VXV вв.)


    Особенности формирования картины мира в средневековой философии определялись следующим:

    а) формированием новых социальных отношений – феодальных и нового типа общества;

    б) опорой на философские достижения античности и формированием новой веры – христианской, что определило особенности философского мышления средневековья – теоцентризм,который связан с религиями единобожия (монотеизм),

    в) в основе христианского монотеизма лежат два важнейших принципа, которые чужды религиозно-мифологическому сознанию и философскому мышлению античности:

    идея творения,которая лежит в основе онтологии,

    идея откровения,которая составляет основу учения о познании.

    Учение о бытии (онтология) определяется христианским догматом о сотворении мира богом и поддержании им бытия мира; в отличие от античности активное творческое начало изымается из природы и принимает трансцендентный характер:

    - подлинным бытием обладает только бог;

    - сотворенный мир существует не самостоятельно, а только благодаря другому (богу).

    Учение о познании (гноснология)связано с идеей откровения:

    - христианский бог недоступен для познания; но открывает себя человеку в священных текстах Библии, толкование которых и есть основной путь богопознания;

    - основой этого познания является вера;

    - сотворенный мир постижимс помощью разума,но степень его постижения, будучи предметом споров средневековых мыслителей, проявилась в полемике двух философских направлений средневековья номинализма и реализма, или в споре об универсалиях.

    Философской основой спора стал вопрос об отношении общего и единичного.

    Реализмприписывал существование лишь общему.

    Крайний реализмуниверсалии существуют реально и независимо от сознания; здесь опора на платоновское учение об идеях: общее – это идеи, которые существуют до единичных вещей и вне их(Гильом из Шампо, XII в.)

    Умеренный реализмуниверсалии реальны, но существуют в единичных вещах; здесь опора на аристотелевское учение об общих родах, согласно которому общее реально существует в вещах,но ни в коем случае не вне их (Ансельм Кантерберийский, 1033–1109).

    Номинализм не допускал реального существования универсалий, общее существует лишь после вещей.

    Крайний номинализмобщее не имеет никакого онтологического содержания; реально, объективно существуют только единичные вещи, общеетолько слова, имена(Росцемен, XI век).

    Умеренный номинализмтакже отрицал реальность общего в вещах, но признавал его как мысли, понятия, имена, играющие важную роль в познании: в единичных вещах существует нечто общее, на основе чего возникает концептпонятие, выраженное словом, поэтому умеренный номинализм получил название концептуализма (Абеляр, 1079–1142 гг.; Локк, XVII в.).

    С теорией познания тесно связан и основной философский метод, применявшийся в средневековье, – схоластика. Мир, согласно представлениям схоластов, не имеет самостоятельного существования, все живет лишь в отношении к богу. Поэтому истина дана в откровении, а изложением и доказательством ее с помощью разума должна заниматься философия, т.к. с помощью разума

    - легче проникнуть в истины веры и тем самым приблизить их к мыслящему духу человека;

    - придать религиозной и теологической истине систематическую форму при помощи философских методов;

    - используя философские аргументы, исключить критику святых истин.

    Таким образом, задача философии в реализации схоластики как метода не исследование действительности, а поиски рациональных путей доказательства истинности всего того, что провозглашает вера. Схоластический метод состоит в формально-логической операции вывода из противоположных тезисов, из возражений «за» и «против». Путем выявления различий выводятся заключения, которые служат для того, чтобы эту схоластическую «диалектику» использовать для подтверждения содержания христианского вероучения. Сущностью схоластической «диалектики» является ее формальное рассуждение о понятиях, категориях без рассмотрения их реального содержания. Главное предназначениесхоластической философии состоит внепосредственном слиянии с теологией.

    Августин (354–430 гг.). Философия Августина возникает как симбиоз христианских и древних доктрин. Учение Августина, изложенное в трактатах «Исповедь», «О троице», «О граде божьем», явилось определяющим духовным фактором средневекового мышления.

    1) В основу философии положены принципы христианства, то есть:

    а) познание бога – единственная цель, смысл и ценность человеческого духа;

    б) из принципа, что бог первичен, вытекает и положение о превосходстве души над телом, воли и чувств над разумом, что имеет метафизический(бог есть высшая сущность, которая сотворила мир и продолжает его творить), гносеологический(бог – наиважнейший предмет познания, причина познания) и этический(бог есть наивысшее благо и причина всякого блага) характер;

    2) В согласии с эллинистической философией Августин полагал, что целью и смыслом человеческой жизни является счастье(которое должна определить философия), что предполагает прежде всего познание бога и испытание души;

    3) Истину о боге разум познать не может, только вера, а разум лишь дополняет ее: «Разумей, чтобы мог верить, верь, чтобы разуметь»

    Фома Аквинский (примерно 1226–1274 гг.). Сочинения: комментарии к сочинениям Аристотеля; философские трактаты («О единстве разума против авероистов»); теологические трактаты («Сумма теологии»); трактаты по христианской догматике и апологетическое творчество (обоснование христианской веры); трактаты из области права, философии государства и общества, экзогетические (объяснение Священного писания). Главными его трудами считаются «Сумма теологии» и «Сумма против язычников».

    Задача философии, по Аквинскому, – служение вере, теологии в качестве обоснования религиозных истин, которые можно толковать в категориях разума и опровергать ложные аргументы против веры.

    1. Учение о бытии (онтология) опирается на учение Аристотеля, но не на его естественнонаучные взгляды, а на то, что служило требованиям христианской теологии.

    Мир есть иерархически организованная система:


    природа;
    мир растений и животных;




    материальный мир

    м ир людей, который является переходом;

    сверхъестественная и духовная сферы;

    абсолютная причина сущего – бог;



    духовный мир


    Всякое сущее (единичное и божественное) состоит из сущности(эссенции) и существования(экзистенции) и есть родовое отношение, а не индивидуальное. В понимании сущности и существования Аквинат использует категории Аристотеля: материя и форма. Сущим, реальностью (существованием) вещи становятся потому, что формы, которые отделимы от материи, входят в пассивную материю.

    Различие между материальным и духовным миром в том, что материальное, телесноесостоит из формы и материи, а духовное имеет лишь форму.

    В концепции об универсалиях Аквинат выражает позиции умеренного реализма:

    – общее существует в единичных вещах как их сущностная форма;

    – универсалии образуются в человеческом разуме при абстрагировании от единичного;

    – онисуществуют до вещейкак предобраз индивидуальных предметов и явлений в божественном разуме;

    Бытие бога, согласно Аквинату, может быть доказано разумом: «Сумма теологии» содержит пять доказательств, которые взаимосвязаны.

    2. Учение о познании (гносеология) связано с рассуждениями о сущности бога. Фома Аквинский выбирает средний путь между представлением о личном боге и неоплатоновским его пониманием, где бог полностью трансцендентен, непознаваем. Познать бога можно:

    а) через опосредованное божественное влияние в природе;

    б) через подобие творца и сотворенного, т.к. понятия напоминают божественные творения;

    в) через множественность этого мира, который состоит из частиц бесконечного совершенного существа бога.

    Человеческое познание несовершенно, но является наивысшей функцией человека и должно быть направлено на объект, а не на субъективные формы мышления. Источником познанияявляется чувственный опыт, который обрабатывается деятельным интеллектом. Объектом познания является сущность, которая заключена в отдельных вещах, и ее познание возможно только на основе деятельности разума с помощью абстракций.

    3. Учение о душе исходит из аристотелевского понимания пассивной материи и активной формы:

    а) душа есть формирующий принцип (субстанция); человеческая душа есть чистая форма,поэтому она неуничтожима и бессмертна;

    б) опираясь на учение Аристотеля, Аквинат различает:

    – вегетативную душу, присущую растениям;

    – сенситивную душу, присущую животным;

    – разумную душу у человека, которая выполняет функции двух низших душ.

    Этика Фомы Аквинского основана на учении о познании и душе; предпосылкой нравственного поведения считается свобода воли, а также наличие добродетелей:

    – мудрости,

    – отваги,

    – умеренности,

    – справедливости,

    как традиционных греческих добродетелей, а также

    – веры,

    – надежды,

    – любви;

    как христианских добродетелей.

    Смысл жизни Аквинат видит в счастье, которое он понимает как познание и созерцание бога.

    Таким образом, результатом творчества Фомы Аквинского стал разработанный им метод упорядочения, с помощью которого классифицируются, различаются и размещаются отдельные знания и сведения.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта