Главная страница
Навигация по странице:

  • Франческо Петрарка

  • Пико делла Мирандола

  • Николай Коперник

  • Николай Кузанский

  • философия (Историческое становление и развитие философского знания. Задания по философии 2. Тема ii. Историческое становление и развитие философского знания


    Скачать 200.62 Kb.
    НазваниеТема ii. Историческое становление и развитие философского знания
    Анкорфилософия (Историческое становление и развитие философского знания.
    Дата13.01.2023
    Размер200.62 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЗадания по философии 2.docx
    ТипТезисы
    #884988
    страница4 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    2. Философия Ренессанса или эпоха Возрождения.


    Ренессанс определяется как исторический процесс идейного и культурного развития ранних буржуазных революций, имеющих самобытную ценность:

    1) колыбелью Ренессанса является Италия, а различия в экономическом, культурном и политическом развитии европейских городов определяют особенности его развития в феодальной Европе;

    2) высшие городские слои, ремесленники, монастыри, выступают носителями идеологии Ренессанса, которая имеет двойственную направленность:

    – антифеодальную (реформация государственного аппарата и церкви с целью расширения и стабилизации товарно-денежных отношений);

    – антиплебейскую (противоречия между мещанами и феодальными дворянами, средними и низшими слоями городского населения);

    3) сущностью идеологии и культуры Ренессанса является переход от теоцентризма к антропоцентрическому пониманию мира, который совершается, прежде всего, в религиозных рядах;

    4) гуманизм Ренессанса как реализация человечности предполагает:

    – освоение культурного богатства прошлого, прежде всего античности, свободное осмысление этого прошлого и отказ от готовых и неизменных истин;

    – проявление в идеях, обращенных на внутреннюю, земную «божественность человека», и отказ от «институциональной» истины божьей;

    – привлечение человека к жизненной активности и утверждение веры человека в себя.

    В раннем периоде (XIV–XV вв.) новая культура имеет прежде всего «гуманистический» характер и сосредоточена главным образом в Италии.

    Гуманизм начинается с рассуждения человека о самом себе, своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия и роли в мире, что имеет конкретно-исторические и социальные предпосылки и выражает определенные социальные интересы. Гуманизм в период Ренессанса формируется как идейное движение, содержанием которого является изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры. Гуманистическая направленность Ренессанса проявляется прежде всего в учении о человеке.

    Данте Алигьери (1265–1324 гг.) («Божественная комедия», трактаты «Пир», «Монархия») полагал: земные дела являются уделом людей, которые стремятся к созданию общественного устройства, помогающего реализации человеческого существования, основанного на счастье, т.е. все человеческое подчинено человеческому разуму.

    Франческо Петрарка (1304–1374 гг.) (трактат «О собственном незнании и незнании других») считается «первым гуманистом», «отцом гуманизма». Он склоняется к идее активной самореализации человека на основе преодоления внутренних конфликтов, что является признаком его индивидуализации.

    Пико делла Мирандола (1463–1495 гг.). В «Речи о достоинстве человека» (1486 г.) говорится о человеке как об особом микрокосмосе, который нельзя отождествлять ни с одним из трех «горизонтальных» миров неоплатоновской структуры, т.к. он проникает вертикально через все эти слои. Человек имеет право на то, чтобы творить свою личность, свое существование собственной волей, свободным и соответствующим выбором. Он сам творец своего счастья. Гуманизм Пико антропоцентричен. Человек помещен им в центр мира, т.к. он способен стремиться к «божественному совершенству», но эту возможность человек формирует сам.

    Философия природы (натурфилософия) Возрождения, подготовленная всем предшествующим развитием гуманистической философии и культуры Ренессанса, исходит из античного философского наследия – платонизма, стоического пантеизма, ионической философии, а также обращается к неортодоксальным традициям средневекового философского мышления, аверроистским и неоплатонистским пантеистическим направлениям.

    Приход философии природы подготовлен развитием гуманистической философии Ренессанса:

    а) человек открывает новые горизонты и приходит к убеждению в способности познать естественный характер мира и самого себя в нем;

    б) идея незаменимой ценности и достоинства человека есть духовный климат, в котором рождается новая философия;

    в) развивается новое естествознание, где на первый план выходит опыт и экспериментальный метод исследования;

    г) математизация науки соответствует прогрессивным тенденциям развития науки и философского мышления.

    Характерными чертами философии природы Ренессанса являются:

    • убеждение человека в возможности своего прочного, творческого и свободного закрепления в этом мире;

    • вера в способность познать естественный характер мира и самого себя в нем;

    • отказ от схоластики как способа философского мышления.

    Духовным климатом новой философии является идея ценности, достоинства и свободы человека.

    Убеждение человека в возможности прочного закрепления в этом мире выдвигает на первый план необходимость исследования и принцип материализации науки. Это влечет становление новой науки и нового естествознания. Новые тенденции в науке получили отражение в творчестве Леонардо да Винчи (1452–1519 гг.), Николая Коперника (1473–1543 гг.), Иоганна Кеплера (1571–1630 гг.), Галилео Галилея (1546–1672 гг.).

    Средневековое религиозное учение было основано на представлении о Земле как о богом избранной планете и о привилегированном положении человека во Вселенной, поэтому астрономия становится тем новым пространством, где возникают основания новой науки, а также противоречия между религией и наукой.

    Николай Коперниксоздает гелиоцентрическую теорию, которая реализуется в его основном труде «О круговых движениях небесных тел». Галилео Галилейдает наглядное подтверждение правильности гелиоцентрического подхода к объяснению мира Н. Коперником. Галилей не был философом, но его научные успехи имели огромное значение:

    а) он отошел от старых традиций естествознания, идущих от Аристотеля;

    б) ему принадлежит введение количественного метода: природные процессы измеримы, поэтому их можно измерить и установить точными методами законы их временных и пространственных отношений.

    Таким образом, Галилей открывает возможность постижения гармонии мира под другим углом: путем вычисления универсальной динамичности движения математическим и геометрическим способами, что предполагает разложение всего на простейшие элементы и затем реконструкция рациональным математическим способом.

    Основная идея Галилея в следующем: книга Природы закрыта для нас, и чтобы прочесть ее, нужна математика, ибо эта книга написана математическим языком.

    Николай Кузанский(1401–1464 гг.). Философское решение Н. Кузанским главной проблемы – отношение бога и мира – является теоцентрическим. Он исходит из концепции «docta ignorantia» (ученое незнание), означающей, что познаниевещей возможно при помощи чувств, разума и интеллекта, однако знание о конечных вещах всегда выходит за свои пределы. Воснове процесса познания лежит противоположностьобыденного, конечного и абсолютного безусловного знания. Безусловное знание мы можем постичь лишь символически. Основой символики являются математические символы. Разум подчинен закону противоположностей, для которого справедливы «да или нет», круг или многоугольник.

    В противоположность этому «docta ignorantia» близится к бесконечному, в котором противоположности взаимно сливаются, т.е. бесконечный многоугольник сливается с кругом. Если бог бесконечен, т.к. в нем сливаются все противоположности, то никакие рациональные усилия философии не могут выяснить его сущность. Из этого вытекает отождествление наибольшего и наименьшего в бесконечном, и бесконечное распространение бога во Вселенной является тем же процессом, что и развертывание к индивидуальному существованию. Человек в учении Кузанского тоже «бог», но не в абсолютном смысле, т.к. он является ограничением божественного принципа, подобно тому, как космос является ограниченным максимумом.

    Таким образом, Н. Кузанский преодолевает схоластическую креацианистическую версию о сотворении мира из ничего: бог не является чем-то вне мира, он находится в единстве с миром.

    Онтология Кузанского связана с его космологией и гносеологией: мир не изолированный шар в лоне абсолюта, но он бесконечен и является бесконечным шаром, т.е. нет ничего устойчивого и абсолютного, абсолютной является лишь бесконечность.

    В философии Н. Кузанского предметом познания является пантеистический бог, который существует в неразрывном единстве с чувственно воспринимаемым миром природы. Познание «развернутого мира», т.е. бога, является делом разума, а не веры, которая хочет постичь бога в его свернутой форме. Тем самым Н. Кузанский развивает идеи диалектики познания сущности и явления.

    Диалектическое мышление Н. Кузанского было воспринято Дж. Бруно и перешло в немецкую идеалистическую философию XYIII–XIX вв. Его космологические идеи развивает Р. Декарт, а из его пантеизма исходит Б. Спиноза.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта