Главная страница
Навигация по странице:

  • А.И. Герцен

  • А.С. Хомяков

  • Н.Ф. Федоров

  • Ф.М. Достоевского

  • Славянофильство

  • Материализм

  • философия (Историческое становление и развитие философского знания. Задания по философии 2. Тема ii. Историческое становление и развитие философского знания


    Скачать 200.62 Kb.
    НазваниеТема ii. Историческое становление и развитие философского знания
    Анкорфилософия (Историческое становление и развитие философского знания.
    Дата13.01.2023
    Размер200.62 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЗадания по философии 2.docx
    ТипТезисы
    #884988
    страница12 из 12
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

    Русская философия XIX–XX вв.


    Особенности этого исторического периода обусловили и задачи, которые решала русская философия. В философских и литературно-критических работах осмысливались события Отечественной войны 1812 г., восстание декабристов 1825 г., отмена крепостного права 1861 г., проведение либеральных реформ, развитие капиталистических отношений, начало революционно-демократи-ческого движения.

    Значимым этапом русской философии стал этап развития философско-социальной мысли декабристами. П. Пестель, Н. Муравьев, И. Якушкин, В. Кюхельбекер в своих сочинениях рассматривали проблемы движущих сил в историческом процессе, социальной структуры и её развития, роли личности в истории.

    Первым, кто положил начало самостоятельному философскому творчеству в России, был П.Я. Чаадаев (1794–1856) – мыслитель и публицист, участник Отечественной войны 1812 г. Свои взгляды он изложил в знаменитых «Философских письмах». После публикации в 1836 г. первого из них Чаадаев был объявлен сумасшедшим и посажен под домашний арест.

    Основная тема философии Чаадаева – историческая судьба России. Она явилась первым словом пробудившегося русского национального самосознания, на формирование которого в первой четверти XIX в. решающее влияние оказали победа России в войне с Наполеоном и поражение декабристов в 1825 г. на Сенатской площади. Оценка исторического процесса в России и ее исторической миссии носит у Чаадаева двойственный и даже противоречивый характер. С одной стороны, он страстно обличает Россию и ее историческую роль. Но с другой стороны, он пишет, что именно в силу своего отличия от запада Россия имеет особую, «вселенскую миссию», заключающуюся в осуществлении «интересов человечества».

    Жизненность русской философии, ее желание разобраться в социально-политических процессах, идущих в России, в причинах социальных столкновений и политической борьбы, разделили ее представителей на два лагеря: религиозно-идеалистического, славянофильского, реформистского учений, с одной стороны, материалистического, атеистического, западнического, революционно-радикального, – с другой.

    Видными представителями западников являются А.И. Герцен (1812–1870), Н.П. Огарев (1813–1877), М.А. Бакунин (1814–1876), В.Г. Белинский (1811–1848).

    По их мнению, Россия отстала от западной цивилизации, и большим благом для ее народов станет освоение западных ценностей.

    Западники делают ставку на науку, демократию, утопический социализм и революционное действие. В русскую философию они пытаются внести идеи и положения материализма и эмпиризма.

    Лидеры славянофиловА.С. Хомяков (1804–1860), И.В. Киреевский (1806–1856), К.С. Аксаков (1817–1860).

    Критикуя существующие порядки, славянофилы отстаивают идею самобытности России, самостоятельного пути российской государственности. В качестве ее идеальных устоев рассматривают православие как мировоззренческую базу, монархию как наилучшее государственное устройство, крестьянскую общину как сочетание личного и коллективного начал, как особый «русский» менталитет людей. Они утверждают, что попытки провести реформы и привести Россию к западному подобию закончатся трагедией для русского народа.

    Ортодоксально-монархическая философия отстаивает интересы самодержавия, его общественно-политический и нравственный порядок, религиозные устои (представители: Н.Ф. Федоров (1828–1903), К.Н. Леонтьев (1831–1891)).

    Представителями философского религиозного направления являются русские писатели Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой, оставившие большое литературное и философское наследие. Они видят будущее России в развитии национальных традиций, обычаев, религии и духовности. Особую роль в философии Ф.М. Достоевского (1821–1881) занимает проблема человека, его места в жизни. Он утверждает, что в своих поступках человек должен следовать путем, указанным ему Богом.

    Л.Н. Толстой (1829–1910) особое внимание уделяет религиозно-нравственным проблемам. Он является автором философской доктрины, называемой толстовством, в которой он призывает отказаться от насилия, преобразовать религию через синтез христианства и восточных религий, сделав ее доступной простым людям. Государство признается отжившим институтом, так как является аппаратом насилия, смысл человеческой жизни – в усовершенствовании.

    Самый яркий представитель революционно-демократической философии XIX в. – Н.Г. Чернышевский (1828–1889), фактически представитель антропологического материализма. Он считает, что природа развивается от низшего к высшему, а человек – биологическое существо и часть природы. С его точки зрения, познание осуществляется в чувственных и логических формах. Практика определяется как деятельность по преобразованию природы. Ядром этической доктрины Чернышевского стала теория «разумного эгоизма», отдающая предпочтение разуму перед волей. Эгоизм рассматривается как природное свойство, а добро как свойство, полезное большинству людей. Его социальные взгляды радикальны и утопичны: идеализирует крестьянскую общину, а крестьянина считает главной революционной силой.

    Основные тенденции русской религиозной философии XIX в. впитала в себя философия В.С. Соловьева (1853–1900).

    Центральной в учении В. Соловьева является идея «всеединого сущего». Необходимость принципа всеединства (целостности) обусловлена тем, что все предметы и явления не существуют отдельно друг от друга. «Безусловное всеединство» как совершенный синтез истины, добра и красоты постигается, по Соловьеву, лишь «цельным знанием», которое является органическим единством трех компонентов: теологии, философии и опытной науки. В обществе идея «всеединства» раскрывает себя как свободная теократия или вселенская церковь, объединяющая православие, католицизм и протестантизм и утверждающая тем самым конечную стадию истории – богочеловечество.

    Выдвигая и отстаивая идею всеединства, синтеза веры и знания, науки и религии и т.д., Соловьев выступает против тезиса Л. Толстого о непротивлении злу насилием. Он призывает не только видеть и выявлять зло, но не противостоять ему.

    В дальнейшем философия всеединства разрабатывалась последователями В. Соловьева: П.А. Флоренским(1882–1937), С.Н. Трубецким (1862–1905) и Е.Н. Трубецким (1863–1920),
    С.Н. Булгаковым (1871–1944), С.Л. Франка(1877–1950) и др.

    Н.А. Бердяев – один из виднейших представителей русской религиозной философии. Он называет себя философом «экзистенциального типа». Суть его «экзистенциальной философии» – «познание смысла бытия через субъекта», т.е. человека. Проблема человека, философская антропология является центральным звеном его творчества. Бердяев делает акцент на примате свободы над бытием. Равно порядковыми, по Бердяеву, выступают такие понятия, как творчество, личность, дух, Бог. Одним из видов свободы является рациональная свобода, которая подчиняет человека моральным законам. Согласно Бердяеву, свобода есть проявление божественной любви.

    В российской философии XX в. господствуют идеи марксизма, в этот период происходит становление философии диалектического и исторического материализма.

    Российский марксизм отразил всю сложность процесса развития России на рубеже веков. Его особенность – в практической направленности на решение задач, связанных с изменением общественно-политического строя.

    Первым теоретиком марксизма в России считается Г.В. Плеханов (1856–1918). В своих работах он уделяет внимание вопросам материалистического понимания истории, исторической необходимости, свободы, теории классовой борьбы, взаимоотношений общественного бытия и общественного сознания. Он является непримиримым противником философского идеализма, ему принадлежит оценка диалектического материализма как «алгебры революции». Всеобщей причиной общественного движения Г.В. Плеханов считает развитие производительных сил, а творцом истории с его точки зрения выступают народные массы.

    Его взгляды во многом разделяет В.И. Ленин (1870–1924). Он является основателем политического движения, которое называется большевизм. Ленин занимается разработкой проблем социального развития, связав их с практикой революционной деятельности, разработкой теории государства; исследует сущность революции, демократии, диктатуры пролетариата. Решая философские проблемы, Ленин обращается к проблемам диалектики природы, исследует причины кризиса в естествознании, возникшего в начале XX в., дает определение материи, исследует теорию познания. В.И. Ленин вносит серьезный вклад в развитие исторического материализма, исследуя роль объективных условий и субъективных факторов в истории, диалектику революции и эволюции в общественном развитии; анализирует империализм как внутриформационную ступень капитализма. Постоянно занимается изучением политической системы, политической организации общества и роли классов в поступательном развитии истории. Большое значение имеет его теория государства.

    Самостоятельным этапом в развитии философии в России стало советское время (1917–1991). На этом этапе философия развивается в рамках диалектико-материалистической концепции, сформулированной в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, Г.В. Плеханова, В.И. Ленина. Согласно этой концепции, которую критики называли «наивным материализмом», материя лежит в основе всего сущего, в том числе в основе жизни общества и человека. Мир развивается согласно законам диалектики от простого к сложному через противоречия, борьбу противоположностей. Социальный прогресс происходит не только эволюционно, но прежде всего благодаря скачкам, или революциям. Человек как личность живет и развивается в обществе, коллективе, который и есть условие его индивидуальной свободы. Конечной целью всей природной и социальной эволюции является достижение всеобщей гармонии в коммунистическом обществе, формируемом за счет интенсивного развития производительных сил. В этой социальной утопии преобладает моральная идея высшей справедливости и равенства, которые достигаются в процессе труда, освобожденного от всех форм отчуждения.

    В русской философии ХIХ–ХХ вв. можно выделить несколько философских направлений:

    • Славянофильство(А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, Ю. Самарин) и западничество (И. Чаадаев, Т. Грановский, К. Кавелин). Первые ратовали за самобытный путь развития России, вторые – за путь общечеловеческой и европейской цивилизации.

    • Материализм(Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов). В России материализм существовал в двух видах: антропологический и утилитарный.

    • Марксизм(Г.В. Плеханов, В.И. Ленин). Одна из особенностей марксизма в России – направленность на изменение общественно-политического строя.

    • Религиозная философия(В.С. Соловьев, Н.Ф. Федоров,
      Н.А. Бердяев, П.А.Флоренский). Ведущими идеями русской религиозной философии этого периода были соборность, всеединство и абсолютная ценность человека.

    • Русский космизм.И. Вернадский, К.Э. Циолковский,
      Н.Ф. Федоров). Связан с идеей единства человека и космоса, с возможностью их преображения, с утверждением христианской любви и божественной мудрости, с созданием гармоничного, свободного от насилия мира.

    Русская философская мысль, как и русская духовность, всегда находилась в оппозиции к буржуазному рационализму с его прагматизмом и желанием подавить в человеке законами логики индивидуальность и духовность. В одностороннем рационализме западной философской мысли русские философы видели ее кризис – измену гуманистическому духу философского сознания в целом.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


    написать администратору сайта