философия (Историческое становление и развитие философского знания. Задания по философии 2. Тема ii. Историческое становление и развитие философского знания
Скачать 200.62 Kb.
|
IV. Русская философияРусская философия является составной частью мировой философии. В то же время она отлична от философии других стран, и это отличие проявлялось на протяжении всей ее истории. Ее отличают глубина, всесторонность и специфичность изучаемых проблем. Этапы развития русской философии: 1. Становление русской философии в XI–XVII вв. 2. Русская философия XVII – первой четверти XIX вв. 3. Русская философия XIX – первой половины XX вв. Русская философия возникла в Киевской Руси в XI в., причем начало процессу было положено принятием христианства русским народом в 988 г. и обретением письменности. Так как в процессе христианизации Древней Руси был выбран византийский вариант христианства, то в соответствии с этим выбором русская философия стала развиваться под влиянием византийской философии, в которой преобладали теоцентрические тенденции. Под воздействием византийской культуры в религиозно-культурных трактатах В. Мономаха, Сильвестра, Смолятича, Саровского, Филофея затрагивались вопросы добродетели, проблемы государства, права, природы, объяснялось христианство, делались попытки соединения его с язычеством. Вплоть до реформистской деятельности Петра I русская философия осваивала теоцентрические представления, что соответствует периоду западноевропейской средневековой философии. Средневековая философия на Руси не была сформирована как самостоятельная наука, но необходимость осмысления исторических событий, развитие православия (период христианства), становление российской государственности и русской национальности заставили развиваться общественную мысль. До петровского времени в России над мышлением господствовала греческая ортодоксальная церковь, философия развивалась в рамках византийско-православного богословия. Следует отметить, что, проходя путь ученичества под влиянием византийской и западноевропейской философии, русская философия приобретала свою специфику. Ее не раз упрекали в огромном влиянии извне, в отсутствии самостоятельности. Знаток русской философии В.В. Зеньковский отвечал на это следующим образом: «Понятие «влияние» может быть применимо лишь там, где имеется налицо хоть какая-нибудь доля самостоятельности и оригинальности – без этого невозможно говорить о влиянии: нельзя же влиять на пустое место». Русская философия как наука и как философское творчество начинается лишь после и на основе петровских преобразований, с середины XVIII в. Это период русского Просвещения, которое не только создало самобытную национальную философию, но и обеспечило быстрый взлет философии XIX в. Реформы Петра I способствовали более полному ознакомлению с философией Западной Европы. Среди русского дворянства распространилось вольтерьянство с его вольнодумством. Многие увлеклись идеализмом Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. Продолжились поиски философской сути христианства. Появление оригинальных философских концепций и философских школ связывают со второй четвертью XIX в. В развитие общемировой философии русская мысль внесла оригинальный вклад на рубеже XIX–XX вв. в лице представителей религиозно-идеалистической философии и так называемого русского космизма. Русская религиозная философия конца XIX – начала XX века носит также название русского религиозно-философского ренессанса. В XX в. русская философия уже не только развивается рядом с западноевропейской философией, но начинает постепенно выходить на путь мирового влияния. Каковы же характерные черты русской философии? 1. Следование идеалу цельности (целостности), рассмотрение в единстве всех духовных сил человека: чувственных, рациональных, эстетических, нравственных, религиозных. Таково творчество славянофилов, а также В.С. Соловьева, С.Н. и Е.Н. Трубецких, П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева, Н.О. Лосского и др. Целостность – единство всех сторон реальности. 2. Русская мысль историософична, т.е. она постоянно обращена к вопросам о «смысле» истории, конце истории. Внимание к философии истории, очевидно, коренится в духовных установках, которые исходят из российского прошлого, от общенациональных особенностей «русской души». 3. Антропоцентризм (В.В. Зеньковский), поскольку он больше всего занят темой о человеке, о его судьбе, о смысле и цели его жизни. 4. Доминирование (даже в отвлеченных проблемах) моральной установки. Это один из самых действенных и творческих истоков русской философии. «Панморализм», который выражен в философских трудах Л.Н Толстого, может быть найден почти у всех русских мыслителей. 5. Приоритет нравственных ценностей и единство людей на основе их любви к Богу, получившие название соборности. Принцип соборности использовался многими русскими мыслителями в качестве основы для развития политических и правовых воззрений. 6. Стремление придать философским идеям прикладной характер, т.е. использовать их для быстрейшего преобразования российской действительности. Привнесение в философское творчество некой внутренней цензуры, отбрасывающей то, что представляется «опасным» в прикладной сфере, т.е. невозможность «разделить» теоретическую и практическую сферы. 7. Стремление соединить теоретический и нравственно религиозный опыт, т.е. истинность сблизить с праведностью. |