Главная страница
Навигация по странице:

  • Владимира Мономаха

  • Юрий Крижанич

  • А.Д. Кантемир

  • В.Н. Татищев

  • М.В. Ломоносов

  • Г.С. Сковорода

  • А.Н. Радищев

  • философия (Историческое становление и развитие философского знания. Задания по философии 2. Тема ii. Историческое становление и развитие философского знания


    Скачать 200.62 Kb.
    НазваниеТема ii. Историческое становление и развитие философского знания
    Анкорфилософия (Историческое становление и развитие философского знания.
    Дата13.01.2023
    Размер200.62 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЗадания по философии 2.docx
    ТипТезисы
    #884988
    страница11 из 12
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

    Становление русской философии в XI–XVII вв.


    Появление первых религиозно-философских сочинений и период становления русской философии различные авторы называют по-разному: древней русской философией, подготовительным периодом или прологом, русской средневековой философией, философией допетровского периода.

    Этот этап включает два периода: древнерусский, связанный с культурой Киевской Руси, и средневеково-русский, относящийся к культуре Московской Руси.

    Русская философия этого времени очень близка по своему типу к западноевропейскому средневековью с его религиозной направленностью. Главной особенностью этого времени является отсутствие самостоятельного статуса и вплетенность в ткань религиозного мировоззрения, поскольку центрами духовной жизни в этот период являются монастыри.

    С самого начала своего зарождения русская философия тесно связана с мировой философией, но вместе с тем ей присуща и самобытность. Она возникает в Киевской Руси в процессе христианизации. Изначально русская философия восприняла ряд черт славянского языческого мировоззрения и культуры. Вместе с тем она получила много идей и концепций античной философии через Византию.

    Характерным для этого периода стало выражение «мировоззрения в красках», как писал о русской иконе Е. Трубецкой. Полной глубокого философского смысла и мировоззренческой направленности явилась иконописная работа А. Рублева «Троица».

    В философском осмыслении судеб человечества и русского народа с самого начала присутствуют патриотизм и историческая глубина. В сочинении первого древнерусского философа – киевского митрополита Иллариона (XI в.) – «Слово о законе и благодати» содержатся глубокие размышления о судьбе России, о высоком предназначении Нового Завета (закон и благодать). Он построил богословско-историческую теорию, согласно которой русская земля включилась в процесс творчества божественного света. Набором правил практической философии является «Поучение» князя Владимира Мономаха (1053–1125), изложившего этический кодекс поведения, следуя которому можно жить в согласии с Богом. В начале XVI в. монах Филофей изложил в послании царю Василию III свою теорию «Москва – третий Рим». В ней утверждалось, что два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать. Это значило, что Москва унаследовала от Рима и Константинополя традиции государства, цементируемого не столько силой, сколько культурой и религией. Поэтому русские, жившие в то время, стали испытывать ответственность за весь христианский мир ввиду угрозы исламизации Европы, исходившей от Османской Турции. Россия объявляется центром православия, а светская власть – его оплотом.

    Отсюда, с XVI в., берет свое начало и идея русского религиозного мессианства, особой миссии русского царства и народа – идея «Святой Руси». Она явилась первым идеологическим оформлением национального самосознания русского народа. Это первый этап становления такого мировоззренческого, идеологического и социально-психологического феномена, который впоследствии получит название «Русская идея».

    Наряду с историофилософской идеей «Святой Руси» русскую мысль интересуют отношения между церковью и государством. Русская церковь взяла от Византии идею священной миссии царской власти. Согласно ей, царь подобен всевышнему Богу. В царствование Ивана IV получили дальнейшее развитие принципы неограниченного самодержавия как в практике и трудах самого царя, так и в работах его современников.

    Большие надежды на московского царя в деле объединения и защиты всего славянского народа возлагает Юрий Крижанич (1618–1683). Вместе с тем он выступает за справедливое правление и призывает власть имущих проявить заботу о народе. Следует отметить, что философия как мировоззрение приобретает все большее значение в культуре России. Проникновение идей западноевропейских наук, распространение теории Коперника способствуют процессу секуляризации в России.

    Первые философские сочинения на Руси во многом подражательны. В них нашли продолжение традиции древнегреческой философии, а также неоплатонизма, пришедшего на Русь уже из Византии. Развитие философии идет в рамках религиозной традиции. Основные ее проблемы следующие: премудрость Божия, богопознание и его сущность, борьба добра и зла в природе и в человеке, ответственность человека за зло, идея божьего блага и мировой гармонии. В то же время в русской философии вырабатывается идея правды как истины, где объединены рациональный, моральный и эстетический подходы к бытию.

    Русская философия XVIII – первой четверти XIX вв.


    Этот этап соответствует европейскому периоду Просвещения. Также он совпадает с переходом от Руси московской к Руси петровской и связан с реформами Петра I. Процесс секуляризации происходит не только в философии, но и во всей общественной жизни. Раскол русской церкви кладет начало разрушению идеала «Святой Руси». В XVIII в., когда Московское государство становится Российской империей, старый идеал «Святой Руси» замещается идеалом «Великой Руси».

    Эти перемены находят свое отражение в том, что русская философия, еще сохраняя известные черты средневековой, шаг за шагом преодолевает религиозные границы, хотя традиционная философия еще сохраняется, например, в Киево-Могилянской академии.

    Огромное значение для развития духовной культуры Руси имеет основание в 1755 г. Московского университета. С этого времени философия отходит от схоластики и становится свободной от церкви. В Москве раздаются призывы к отказу от преподавания философии на латыни и переходу на русский язык. Основным течением в философии России XVIII в. стало русское «вольтерьянство» и «вольнодумство». Это течение, идущее по линии секуляризации, определилось потребностью создать новую национальную идеологию «ввиду крушения прежней церковной идеологии».

    Пропагандистами научного знания и философии Нового времени, выходящей за рамки богословской традиции, в России стали А.Д. Кантемир, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Г.С. Сковорода, А.Н. Радищев.

    А.Д. Кантемир (1708–1744) – писатель и философ. Перевел произведения Монтескье и Фонтенеля. Философию определяет как «основательное и ясное значение дел естественных и преестественных».

    В.Н. Татищев (1686–1750) – стоик, государственный и общественный деятель, сподвижник Петра I. Автор работ по экономике, языку, внес большой вклад в развитие науки. Его общественно-политические и философские взгляды изложены в работах: «Разговор о пользе наук и училищ», «Духовная моему сыну», «Предызвещение к “Истории Российской”».

    М.В. Ломоносов (1711–1765) – ученый-энциклопедист, основоположник светского философского образования в России. Реформатор русского языка и литературы, особенно велики его заслуги в развитии физики и химии. Ломоносов – сторонник механистического материализма, заложивший традиции материализма в русской философии. Он отводил большое место этике, морали и нравственности. Им выдвинута теория атомической природы строения вещества.

    Г.С. Сковорода (1722–1794) – выпускник Киево-Могилянс-кой академии, сосредоточивший свои усилия на вопросе о смысле и цели человеческого бытия. В рамках христианской философии он ставит общефилософские проблемы гносеологии, антропологии, метафизики и этики и прокладывает путь свободной философии, отделенной от религии.

    А.Н. Радищев (1749–1802) – писатель, философ, хорошо знавший труды западной философии (Т. Гоббса, Г. Лейбница, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Н. Гердера, И. Канта). Радищев большое внимание уделяет социально-политической философии. Социально-философские взгляды мыслителей того времени носят просветительско-гуманный характер. Главными произведениями являются: «Слово о Ломоносове», «Письмо к другу, живущему в Тобольске», ода «Вольность», философско-публицистический трактат «Путешествие из Петербурга в Москву», в которых он беспощадно обличает крепостничество и самодержавие. Радищев становится первым русским философом, провозгласившим идею человечности не в лоне религиозной философии, а в качестве основного стержня секуляризованной, светской общественной мысли. Центральная проблема миропонимания Радищева – человек, его сущность, место и роль в мире. Радищев обосновал принципы народовластия (демократии), свободы слова и вероисповедания.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


    написать администратору сайта