Главная страница
Навигация по странице:

  • Фале с Анаксима ндр и Анаксиме н.

  • Анаксимен

  • Слайд 14 Античная диалектика и учения о бытии Качественно новый шаг в философии сделал ераклит фе сский.

  • Пармени д ено н сенофа н.

  • Слайд 15 Софисты и Сократ

  • Мерилом всех вещей для Сократа

  • Слайд 16 Платон и Аристотель

  • Учение Платона о государстве.

  • Слайд 17 иники пикур

  • Слайд 18 Стоики. Неоплатонизм

  • Философия. Тема Предмет философии


    Скачать 1.14 Mb.
    НазваниеТема Предмет философии
    Дата27.11.2021
    Размер1.14 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия.pdf
    ТипДокументы
    #283899
    страница3 из 21
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
    Тема 1.3. Античная философия
    Слайд 13
    Периодизация античной философии. Милетская школа
    Античность – период зарождения европейской культуры и философии.
    Термин «античная философия» объединяет в себе философию древних греков и древних римлян. Этот тип философии развивался с седьмого века до нашей эры и просуществовал до пятого века нашей эры.
    Несмотря на то, что в рамках античной философии выделяется многообразие школ и направлений, отмечается некоторое единство античной философии как определенного исторического способа философствования.
    Возникновение античной философии связано с преодолением мифологии как формы родового сознания. Основу античной философии составляет принцип космоцентризма или космизма. Согласно ему, бытие представляет собой единство, несмотря на множественность существующих вещей. Космос в античной философии понимается как гармоническая взаимосвязь существующих вещей.
    Начальный период развития античной философии характеризуется преимущественно поиском субстанциального начала всех вещей. Одним из самых важных вопросов ранней греческой философии – происхождение мира.
    В качестве первоначала древнегреческие натурфилософы обычно выделяли какую-либо природную стихию.
    Древнегреческую философию принято начинать с творчества натурфилософов Милетской школы. К ней принадлежали Фале с

    Анаксима ндр и Анаксиме н. В основе их учений лежало представление о первичной субстанции, из которой возникает всё существующее. Эта субстанция не нуждается в объяснении или обосновании.
    Фалес полагал, что первоосновой является вода. Из влажного первовещества возникает всё существующее. Благодаря ему все сущее живёт и растворяется. Фалес обосновывал свои идеи, опираясь на круговорот воды в природе. По мнению Фалеса, земля возникла из воды, покоится на воде.
    Она разрушается и снова превращается в воду. Такая же судьба ждет всё существующее.
    Положение Фалеса о воде как первоначальной субстанции выражает три важнейшие идеи. Во-первых, оно подчеркивает материальную основу всех вещей. Во-вторых, оно есть попытка рационального решения вопроса о первооснове всего. В-третьих, оно означает возможность понять мир на основе одного исходного принципа.
    Другим выдающимся милетским философом был Анаксимандр.
    Анаксимандр – автор труда под названием «О природе». Считается, что он был учеником Фалеса. Анаксимандр подобно учителю, ставил вопрос о начале мира. Он утверждал, что первоначалом является «беспредельное».
    Лежащее в основе всех вещей первоначало не сводится ни к одной из стихий.
    Философ назвал его «апейрон», или беспредельное. Это начало мироздания порождает стихии, из которых, в свою очередь, образуются вещи. Все объекты возникли из апейрона и должны рано или поздно в него вернуться.
    Он учил, что части изменяются, целое же остается неизменным.
    Другим выдающимся милетским философом является Анаксимен, ученик и последователь Анаксимандра. Отказавшись от идеи апейрона,
    Анаксимен рассматривал в качестве первоначала имеющий неопределенную форму воздух. Разряжение воздуха приводит к возникновению огня. При сгущении образуются вода, земля, камни. Сгущение и разряжение понимаются здесь как основные, взаимно противоположные процессы. Они участвуют в образовании различных состояний материи.

    Философ, исходя из идеи первоначала, показывает, что противоположные состояния объединяются. Они сосредоточены в едином и из единого основания выделяются. Из первоосновы рождаются эти и другие противоположности. Так, философия движется к одной из важнейших своих идей – идее единства и противостояния противоположностей.
    Слайд 14
    Античная диалектика и учения о бытии
    Качественно новый шаг в философии сделал ераклит фе сский. Он был выдающимся мыслителем, создателем первоначальной формы диалектики. У Гераклита иные представления об идее первоначала. В качестве первоосновы он выделял огонь. Гераклит считал его самой подвижной стихией во Вселенной. Одновременно Гераклит ввел понятие
    Логос. По Гераклиту «логос» – это «слово», «закон» вечной природы.
    «Логос» – это также принцип разумности, порядка и меры. Он организует
    Космос в единое целое. «Логос» – явление нематериального порядка.
    Однако Гераклит не отрывает логос от материального первоначала – огня. Космос представляет собой единство логоса и огня. Здесь уже заключена возможность разъединения этих двух элементов на идеальное и материальное первоначала. Это произойдет на последующих этапах развития античной философии, когда будут созданы идеалистические учения.
    Вторым центром развития греческой философии стала Элейская школа.
    К ней относились Пармени д ено н сенофа н. Именно философия элеатов подвела античную мысль к идее бытия как первоначала мира. Бытие – неизменное, вечное, тождественное самому себе. Знание о бытии противопоставляется мнению и чувственному опыту.
    Учение о бытии называется онтологией. Бытие противостоит чувственному миру. Ощущения являются источником иллюзий и заблуждений. Истинное понимание бытия – возможно только при помощи понятий. Бытие не зависит от чувственного опыта и доступно только мышлению.

    Парменид – основоположник и крупнейший представитель элейской школы философии. Он заявил о разграничении истин, основанных на мышлении, и мнений, основанных на чувственности. Парменид освободил мышление от обмана воображения. енон – ученик Парменида – доказывал неподвижность бытия. Бытие и движение противопоставлялись друг другу.
    Доказательства проводились путем обнаружения внутренних противоречий – апорий. Разработанные Зеноном аргументы в защиту учения Парменида получили название «Дихотомия», «Ахилл», «Летящая стрела». Аргументы были направлены на доказательство того, что движения не существует.
    Движение можно воспринимать при помощи органов чувств, но его невозможно выразить при помощи понятий. Апории вскрывали противоречия в античных представлениях о пространстве, едином и множественном.
    Милетцы и первые натурфилософы были в большей степени материалистами. Идеи основателя пифагорейской школы Пифагора наметили идеалистическое направление в античной философии. Пифагор предложил новое решение проблемы субстанции. Пифагор полагал, что основа мира – это число. В основе познания мира находится знание о гармоничном сочетании чисел.
    Согласно учению пифагорейцев, космос – это упорядоченное соразмерное, неизменное целое. Космосом правят числа, поскольку они выражают закономерности гармоничных сочетаний.
    Пифагорейцы демонстрируют продвижение философской мысли от конкретно- чувственного мышления к интеллектуальному, абстрактному.
    емокри т сформулировал натурфилософскую систему взглядов о природе. Демокрит является создателем учения об атомистическом строении
    Вселенной. Он утверждал, что первоосновой мира является атом. Это первоначало – наименьшая неделимая частица, имеющая различные формы.
    Вселенная – есть атомы и пустота. Мир атомов, согласно Демокриту, истинный, он познаваем только разумом. Мир чувственных вещей – это внешняя видимость. Сущность вещей составляют атомы. Именно их свойства
    и движение определяют качества материальных вещей. Атомы познаются при помощи мышления. Атомы не одинаковы по форме и величине. Во время движения в пустоте атомы соединяются. Из атомов образуются тела, доступные нашему восприятию.
    Слайд 15
    Софисты и Сократ
    В пятом веке до нашей эры века большинстве греческих городов решение всех важных вопросов происходило на общих собраниях свободных граждан. Такой политический строй получил название полисной демократии.
    Выступление на собрании требовало от граждан умения владеть красноречием, находить убедительные аргументы. В этот период в Древней
    Греции существовала школа философов, которые называли себя софистами.
    Название философского направления происходит от греческого слова
    «мудрость». Софисты предлагали свои услуги тем, кто стремился участвовать в политической жизни. Они обучали риторике, грамматике, умению вести полемику. Софисты выработали нормы греческого литературного языка.
    Софисты стояли у истоков антропологического поворота в античной философии. Главным объектом исследования софистов стал человек, которого они выделяли из мира природы. Представителями школы софистов являются: Протаго р, Го ргий, Про дик. Это были первые в истории платные учителя. Софисты говорили: «Мы учим мыслить, говорить и делать». Причем они считали, что для того, чтобы убедить в истине необязательно знать истину. Эта позиция софистов впоследствии получила название гносеологического релятивизма. Софисты считали, что все знания относительны, они нужны для того, чтобы побеждать в спорах. Софисты отстаивали взгляд, согласно которому люди равны от природы.
    Сокра т – это мыслитель, который открыл новый предмет философского исследования. Сократ считал, что главным предметом философии является внутренний мир человека. Главная ценность познания, согласно Сократу – истина. Сократ, критикуя софистов, утверждал, что
    человек – нравственное существо и этим он отличается от животных. Ни одно из произведений Сократа не сохранилось, поскольку он их не писал. Он создавал свою философию в диалогах с учениками.
    Мерилом всех вещей для Сократа является человек как разумное мыслящее существо. Сократ выступил с предложением выработать истины, которые бы имели общее и объективное значение. Истина и нравственность для Сократа – совпадающие понятия. Он выделяет три человеческие добродетели: 1) умеренность, которая основывается на знании о том, как обуздывать страсть; 2) храбрость, которая формируется на основе знаний о преодолении опасности; 3) справедливость в отношениях, которая существует на базе знаний о соблюдении законов Бога и социума. Истинное знание, согласно Сократу, направлено на нравственное совершенствование человека.
    В познании сущности человека Сократ опирался на принцип: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Этот принцип требовал духовного и нравственного напряжения в поиске истины. Сократ призывал «познавать самого себя». Это был призыв обратиться к познанию внутреннего мира.
    Сократ обладал иронией, с помощью которой он порождал у собеседников сомнение в традиционных представлениях. Истинное знание человек может обрести только собственными усилиями в ходе философских диалогов. Этот способ познания позволяет собеседникам критически анализировать мнения, которые считаются общепринятыми. Это дает возможность выделить истинные знания. елью критики Сократ считал формирование понятий. Они позволяют выявить сущность предмета.
    Источником истинного знания Сократ провозгласил самопознание. Только таким путем человек, по мнению Сократа, может прийти к истинному знанию, которое он отождествлял с добродетелью. Он считал, что внутри у человека присутствует некий «внутренний голос» – совесть. Он выступал гарантом разграничения добра и зла. Философия, согласно Сократу, это путь к совершенствованию нравственных качеств. Этический рационализм
    составляет сущность учения Сократа. Безнравственный поступок – это следствие незнания истины. Сократ был убежден, что знание о нравственности выступает своего рода гарантом против плохих поступков.
    Если человек знает, что такое хорошо, то он никогда не поступит дурно.
    Слайд 16
    Платон и Аристотель
    Наибольшее воздействие на воззрения Плато на оказал Сократ. Платон был учеником этого мыслителя. В Афинах Платон основал свою философскую школу – Академию, которая просуществовала около десяти столетий. Сочинения Платона написаны в художественной форме, в виде диалогов. Основные из них: «Пир», «Государство», «Законы». Главное действующее лицо диалогов – Сократ, от имени которого Платон выражал свои взгляды.
    Платон является создателем первой последовательной системы объективного идеализма. Это учение утверждает, что первичным является духовное начало, существующее независимо от нашего сознания. Подлинным бытием для Платона выступает мир идей. Именно идеи являются неизменными, неподвижными и вечными. Только идеи, согласно Платону, могут быть предметом истинного познания.
    Материальный мир произведен от мира идей. Идеи активны, подвижны и вечны. Материя пассивна, бесформенна. Вещи образуются в результате воплощения идей в материю. Все явления и предметы материального мира преходящи: возникают, изменяются, гибнут. И поэтому не могут быть подлинными сущностями. Идеи Платон отрывает от реальных единичных предметов, абсолютизирует их. Идеи – есть подлинные сущности, существующие вне материального мира и не зависящие от него. Понятие
    «идея» в философии Платона имеет множество значений. Идея – это сущность вещи, которая выражается при помощи понятий. Таким образом, основной вопрос философии Платон решает однозначно – идеалистически.

    Учение Платона о государстве. Среди форм государственного устройства Платон выделил: аристократию, тимократию, олигархию, демократию, тиранию. Эти формы правления циклически сменяют одна другую в указанной последовательности. Лучшей формой правления Платон считал аристократию, худшей – тиранию. Демократия также резко критиковалась Платоном.
    Аристо тель –выдающийся древнегреческий мыслитель. Этот мыслитель занимался всеми существовавшими в античности научными и философскими дисциплинами. В Афинах Аристотель основал свою философскую школу – Ликей. Сочинения Аристотеля написаны в строгой форме трактатов. Основное сочинение Аристотеля – «Метафизика». В этом труде представлено учение о первичных причинах бытия и сущности мира. В метафизике Аристотель выделил четыре основные первичные причины, определяющие бытие вещей. Материальная причина позволяет понять, из чего состоит вещь. Движущая причина отвечает на вопрос о внешнем источнике движения. Формальная причина влияет на пределы изменчивости вещи и определяет ее сущность. елевая причина характеризует место вещи в бытии.
    Аристотель предпринял критику платоновских идей. Критика
    Аристотеля была направлена против самостоятельного, обособленного существования идей. Согласно Аристотелю, существуют лишь единичные материальные вещи, а не идеи. Истинное бытие по Аристотелю состоит в конкретных предметах чувственного мира. В них сочетаются материя и форма. Материя – совокупность внешних признаков, форма – сущность вещей. Первое и второе всегда находятся вместе, поэтому познание сущности должно происходить путем изучения единичных вещей.
    Чтобы соотносить знания об общем со знанием о единичном, нужно делать умозаключение по определенным правилам. Свод этих правил или законов он называл силоги стикой – первой системой логики. Логика гарантирует, что из суждений об общем можно сделать вывод о единичном.

    Таким образом, Аристотель фактически подвёл итог развитию классической древнегреческой философии. Главные направления его мысли существенно определили дальнейшее развитие европейской философии. С уходом Аристотеля античная философия таких всеобъемлющих философских систем уже не знала.
    Слайд 17
    иники пикур
    В результате завоеваний Александра Македонского возникла империя.
    Происходило быстрое уравнивание греков с другими племенами и расами.
    Греческие полисы приходили в упадок. Греция теряет самостоятельное положение, она перестает быть культурным центром, превращается в провинцию античного мира. Эта эпоха стала позднее называться эллинизмом, что буквально означало «подражание грекам». Философия меняет свою направленность, меняется стиль философствования. От философии ожидают практической пользы, предполагая, что она будет руководством к житейской мудрости. В этот период формируется эллинистическая философия. Она была призвана дать убедительные ответы на вопросы о жизни в нестабильном мире.
    Философские школы киников, эпикурейцев, скептиков и стоиков были призваны открыть путь к душевному покою и счастью. Эти школы проповедовали автарки ю – самодостаточность человека. Представители эллинистических школ считали, что мудрецам свойственна апа тия – бесстрастное отношение к переменам в жизни, и атара ксия – невозмутимость.
    Основателем кинизма считается ученик Сократа Антисфен, а его ярким представителем – Диоген Синопский. Киники считали своим учителем
    Сократа. За основу своей философии они взяли практическую мораль Сократа.
    Киники подражали Сократу в образе жизни и в манерах поведения. Они считали, что мудрецу должно быть свойственно самообладание, спокойствие, неприхотливость в еде и одежде. Киники проповедовали аскетический образ жизни, стремились свести к минимуму удовлетворение материальных
    потребностей. Согласно легенде, один из киников – Диогенжил в глиняной бочке, обходился малым. Он вел себя вызывающе, не раз выставлял себя на посмешище. Диоген ходил среди бела дня со светильником, и говорил, что занимается поиском человека. Платон называл Диоге на собакой, поскольку сам Диоген сравнивал себя с этим животным. Греки воздвигли Диогену памятник в виде собаки, в благодарность за то, что он «указал наипростейший путь к жизни».
    пикур философ-материалист, сторонник атомистического учения
    Демокрита. Основал в Афинах школу, называвшуюся «Сад». Эпикур пересмотрел определение человека, данное Аристотелем. Отправной пункт этики Эпикура – отдельный человек. Эпикур сравнивал отдельного человека с атомом. Как материя состоит из атомов, также и человеческое общество состоит из людей. Общественные связи зависят от желаний и рациональных соображений пользы и удовольствия отдельных лиц. Участие в общественной жизни, согласно Эпикуру, средство для личного благополучия индивидов.
    Таким образом, человек трактовался Эпикуром с индивидуалистических позиций. Этой трактовке человека вполне соответствует учение об атомах.
    Реальным является бытие отдельных изолированных атомов. Вещи и явления видимого мира это вторичные образования, созданные в результате скопления атомов.
    Эпикурейская этика проповедует принципы гедони зма. ель жизни, согласно Эпикуру, счастье, понимаемое как удовольствие. Чувственные наслаждения, согласно Эпикуру, должны соответствовать идеалу меры.
    Высшим наслаждением Эпикур считал невозмутимость духа, душевный покой и безмятежность. Это состояние может быть достигнуто на основе обуздания страстей и подчинения их разуму. Главным и необходимым средством для достижения счастья Эпикур считал занятие философией.
    Большое внимание эпикурейцы уделяли борьбе с религиозными суевериями.
    Страх перед богами, перед смертью, по Эпикуру, лишает людей безмятежности духа. Эпикур считал, что душа человека умирает вместе с
    телом. Душа человека материальна. Боги не вмешиваются в дела людей, поскольку они находятся в состоянии блаженства. Смерти не надо бояться, убеждает греческий материалист. Пока мы есть, смерти нег, а когда приходит смерть, нас уже нет. Смерти не существует ни для живых, ни для умерших.
    Слайд 18
    Стоики. Неоплатонизм
    Одно из основных направлений эллинистической философии.
    Стоицизм развивается в Риме в первом веке нашей эры. Основоположник –
    Зенон Китио нский, самые знаменитые представители – Хриси пп, Эпикте т,
    Плута рх, ицеро н, Сене ка, Марк Авре лий.
    В области этики стоики выдвигали идеал бесстрастного мудреца.
    Философ-стоик руководствуется исключительно разумом, стойко исполняет свой долг, несмотря на все испытания судьбы. Для стоиков мудрец тот, кто любит свою судьбу и сознательно ей следует. Эта позиция близка к учению о предопределенности судьбы, о фатализме.
    Мир для стоиков предстает как единое мировое государство.
    Следование судьбе для них означало подчинение личных интересов благу государства. В случае необходимости нужно принести государству в жертву даже свою жизнь.
    Это понимание мира как государства соответствовало общественной ситуации в
    Римской империи.
    Государство превратилось в сверхчеловеческую машину, отчужденную от отдельной личности.
    В логике стоики разрабатывали идеи, которые потом вошли в основу современной логики высказываний. Стоики ввели термин «логика».
    Таким образом, стоики выделили ряд глубочайших философских проблем. В частности, их волновала проблема свободы человека в условиях ограниченного выбора. Свобода проявляется в возможности отстоять
    человеческое достоинство перед ударами судьбы. Философия, по мнению стоиков, необходима, чтобы познать необходимость и починиться ей.
    Человек – главная ценность мироздания. ель философии – выработка нравственного идеала. В качестве идеала они выдвигают аскети чность – реализацию долга. Человек может быть свободен, и он свободен, но свобода у стоиков понимается как свобода человека от власти внешнего мира.
    Стоицизм – есть результат разочарования не только в общем, но и в индивидуальном существовании. Основной мотив стоической морали заключается в том, что изменение жизни к лучшему невозможно. Основными представителями римского стоицизма являются: Сенека, Марк Авре лий,
    Эпиктет. Сенека был крупным сановником и воспитателем императора
    Нерона. Марк Аврелий был императором, а Эпиктет рабом, затем вольноотпущенником. И император, и раб исповедовали одну и ту же истину.
    Большое значение стоики придавали року, судьбе. Там, где ты не можешь противостоять влиянию внешней среды, ты должен подчиняться судьбе. И в этом проявляется высшая мудрость, абсолютная покорность, спокойное ожидание того, что тебе предопределено.
    В результате страдание начинает восприниматься как необходимость и даже путь к спасению. Недостаток здесь оборачивается достоинством, и в этом стоики близки с христианами.
    Неоплатонизм – последнее самобытное течение античности. Это учение систематизировало учение Платона. Оно было также дополнено идеями стоицизма, аристотелизма, пифагореизма.
    Основателем неоплатонизма был Плоти н. Это учение получило развитие в трудах
    Порфи рия, Я мвлиха, Про кла. Абсолютным первоначалом бытия, с точки зрения неоплатонизма, является Единое. Оно невыразимо в силу своего бесконечного богатства и полноты. К нему не может относиться ничто из области конечного. Убедиться в бытии Единого можно только на пути отрицания. Единое не есть ни бытие, ни мысль, ни жизнь. Это – Сверх-бытие,
    Сверх-мысль, Сверх-жизнь. Единое есть благо, которое само себя творит,
    самопродуцирующаяся активность. Производя все сущее, Единое ничего не утрачивает. Процесс происходит вне времени. Единое свободно создает самого себя в бесконечной потенции. При этом оно порождает мир вне себя.
    В философии Плотина много общего с христианством. Неоплатонизм оказал значительное влияние на развитие средневековой философии.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


    написать администратору сайта