Главная страница
Навигация по странице:

  • Слайд 80 нание как результат познания

  • Слайд 81 Чувственное познание

  • Они выступают

  • Слайд 82 Рациональное познание

  • Слайд 83 Интуиция

  • Слайд 84 Истина как философская категория

  • Слайд85 Проблема субъекта и объекта

  • Философия. Тема Предмет философии


    Скачать 1.14 Mb.
    НазваниеТема Предмет философии
    Дата27.11.2021
    Размер1.14 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия.pdf
    ТипДокументы
    #283899
    страница14 из 21
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   21
    Тема 2.4 Проблемы познания
    пистемология
    Для обозначения учения о процессе познания и знаниях в философии употребляются два термина. С середины XIX века учение о познании стало особым разделом философии. В тот период использовали термин гносеоло гия. Начиная со второй половины XX века, философы чаще используют слово эпистемоло гия. Этот термин получил распространение в англоязычных странах. Мыслители из этих стран чаще других пишут о проблемах познания. Эпистемология изучает способы получения знаний, основания и границы знания, критерии достоверности знаний. Ряд научных дисциплин также изучает познание. К ним, например, относятся психология, педагогика, лингвистика, история и методология науки. Они изучают частные проблемы познавательной деятельности в соответствии со своими предметами и методами. Эпистемология и гносеология исследуют фундаментальные проблемы познания. К ним, в частности, относится проблема источников и оснований достоверного познания. В эпистемологии выделяют три подхода. С их помощью философы пытаются ответить на вопрос о фундаментальных принципах познания. Первый подход можно назвать догматическим. Он основывается на представлении о бытии абсолютной истины. Это означает, что, существуют вечные и неизменные истины, которые не зависят от человека. Истина отрывается избранным с просветленной душой. Подобный подход представлен, в частности, в учении
    Платона. Греческий философ утверждал, что идеи выступают посредниками между идеальным миром и душой человека. Знания, согласно Платону, возникают при воспоминании души о духовной родине – мире идей. В эпоху нового времени господствующим подходом к проблемам познания становится скептицизм. Он представлен в трудах великих мыслителей той
    эпохи Дека рта, Локка, Ле йбница, Бе ркли. Суть проблемы состоит в изучении возможностей человека в познании мира. При этом мир предстает как бесконечный и разнообразный. Философы поставили задачу изучить природу человека, его способности в познании мира. Примером скептицизма нового времени может служить учение Рене Декарта. В основе метода этого мыслителя находится радикальное сомнение. Оно допускает возможность сомнения в любом положении. Каждое положение должно быть доказано для разума с полной достоверностью. Крайняя позиция скептицизма – релятивизм. Это проявляется в убеждении невозможности достижения объективной истины. Релятивизм подчеркивает связь оценки знаний с субъективными представлениями. Его сторонники считают, что все знания относительны. Третий подход к объяснению познания представлен в критических учениях. Критика направлена на то, чтобы провести четкие различия между достоверными знаниями о мире и мнениями. Критический подход выявляет основания различных феноменов знания, анализирует условия их возникновения. Он позволяет проверить является ли определенная информация достоверным знанием. Критика знаний рассматривает их формирование как процесс. Она открывает перспективы формирование новых знаний о мире. С другой стороны, критический подход подчеркивает ограниченность знаний. В частности, это выражается в агностицизме. Данная концепция подчеркивает ограниченность познания природой человека. По мере получения новых знаний о мире, горизонты непознанного расширяются. В каждом из рассмотренных подходов есть свои преимущества. Данные подходы не исключают друг друга, а взаимно дополняют. В положении догматизма о существовании объективных оснований знания есть доля истины. Совершенствование знаний не было бы возможно без представлений об идеале. Концепция Канта характеризует свойства человеческого познания. Априорные формы познания позволяют сформировать универсальные и объективные знания о мире. Глубокий анализ знаний невозможен без скептицизма. Критический подход к изучению
    познания является, пожалуй, наиболее плодотворным. Он позволяет избежать как крайностей догматизма, так и релятивизма.
    Слайд 80
    нание как результат познания
    Определение знаний дать трудно. Это связано с тем, что знания находят применение во всех сферах человеческой деятельности. Существует множество видов знаний, поэтому трудно построить их полную классификацию. В жизни мы имеем дело со знаниями, которые предполагают умения. Например, знание иностранного языка проявляется в умении понимать язык, общаться. К прикладным знаниям трудно применить критерии истинности и обоснованности. Эти виды знаний базируются на следовании определенным образцам. Их оценивают при помощи представлений об эффективности. Но знания не исчерпываются практическими навыками их использования. Знания основываются на владении информацией. Например, мы говорим, что знаем этого человека.
    Данное суждение означает, что мы располагаем информацией о нем.
    Предметом философского анализа знаний выступает знание, которое можно анализировать как информацию. Это дает возможность оценивать его при помощи четких критериев истинности или ложности. Для эпистемологии и гносеологии актуальна проблема обоснования знаний. Чтобы понять феномен знания, необходимо обратиться к тому, что им не является. Недостоверная информация не является знанием. Знанием не является субъективное мнение, не подкрепленное какими-либо основаниями. В противоположность этому, знания - это обоснованная информация. Однако степень и способы обоснования знаний может быть разная. Не следует отождествлять истину и знания. Истинные знания могут быть получены при помощи ложных посылок. В логике есть множество примеров этому. Знания могут быть вероятностными, к ним относятся, например, гипотезы. Информация, которая соотносится с убеждениями человека, представлениями об истине может рассматриваться как знание. При этом большое значение имеет способы
    обоснования знаний, их связь с практикой. С позиций материалистической теории, знания – это результат высшей формы отражения действительности при помощи идеальных форм. Знания – это результат познавательной деятельности, которая формируется в определенных исторических условиях.
    В зависимости от этапов исторического происхождения выделяют следующие формы знания.
    Начиная с первобытных стадий истории, существовало обыденно- практическое познание. Оно включало сведения о природных явлениях, об общении с духами. Эти знания передавались в процессе формирования навыков. Большое значение имели игровые формы передачи знаний. Они имитировали практические ситуации. Часть знаний была доступна узкому кругу лиц - вождей или жрецов. В условиях современной цивилизации повседневные знания также имеют большое значение. Они необходимы для решения бытовых проблем, общения. В отличие от древних времен они могут быть приобретены при помощи разнообразных источников информации. На ранних этапах развития общества возникло мифологическое знание. Мифы – это не просто результат вымысла. Они были необходимы для передачи информации о наиболее важных событиях. В них рассказывается о появлении или исчезновении природных объектов. Мифы повествуют о значительных исторических событиях. В мифах говорится о конфликтах между Богами и людьми. В основе мифов содержится рассказ о подвигах героев.
    Первоначально мифы были частью религиозных ритуалов. В их исполнении принимали участие члены племени. Мифы выполняли функции объединения членов общины. Мифы оказали значительное влияние на формирование различных видов искусства. Например, мифология находилась у истоков театра, скульптуры, живописи. Мифологическое знание сопровождает человечество на всех этапах развития. В современном обществе мифология используется для управления общественным сознанием. Она интегрирована в исторические повествования, художественное творчество. Современная мифология воспроизводится в различных социальных технологиях.

    Слайд 81
    Чувственное познание
    В структуре познания выделяют чувственные и рациональные способности. Познание при помощи чувств базируется на использовании ощущений, восприятия и представления. К рациональным способностям
    познания относятся рассудок, разум и рефлексию. Рассмотрим особенности познания при помощи чувств. Зрение, слух, обоняние, вкус, осязание являются источниками ощущений. Они выступают исходным пунктом познания. При помощи ощущений человек получает информацию из внешнего мира. В процессе познания при помощи органов чувств формируется целостный образ предмета. Благодаря способности восприятия человек может различать объекты. Все виды ощущений у человека
    являются продуктом эволюционного развития. Ощущения человека отличаются от ощущений животных. В процессе социальных взаимодействий у людей развились способности, которые позволяют совершенствовать культуру. К ним относятся тонкое осязание, цветовое зрение, речевой и музыкальный слух.
    Восприя тие – это более сложная, чем ощущение, познавательная способность. Восприятие позволяет ориентироваться в пространстве и во времени. Оно зависит от ощущений, но не является их простым суммированием. Восприятия вещи - это результат активного синтеза проявлений предмета. Эта форма познания тесно связана с другими способностями человека. Познавательные возможности человека дают возможность не только созерцать реальные свойства объекта. При помощи представления человек формирует образ предмета, который соотносится с модусами времени. Обобщенный образ предмета воспроизводится не только в настоящем, но также в прошлом и будущем. Представление способно объединять различные свойства и качества объектов и воспроизводить их по памяти.
    Чувственная познавательная деятельность зависит от функционирования от физиологических и психологических процессов. Они
    происходят в мозге, в нервной системе. Научные эксперименты доказали, что у человека лучше всего развиты зрение и осязание. В меньшей степени человек использует слух, вкус, обоняние. Чувства человека находят проявление в эмоциональной сфере. Эмоции могут существовать в виде полубессознательных реакций индивида. Однако они могут выступать и в виде сложных комплексов переживаний. Эмоции проявляются в различных феноменах культуры. Эмоции позволяют выразить отношение человека к тому или иному явлению. Данное отношение содержит в себе оценки, которые зависят от освоения человеком культуры. Познание при помощи органов чувств - это результат эволюционных изменений. Большую роль в формировании способностей человека к чувственному познанию сыграли социальные факторы. В философии существуют учения, которые преувеличивают роль чувственного познания. К ним относятся учения субъективных идеалистов. Примером может служить концепция Джорджа
    Беркли – английского философа восемнадцатого века. Согласно его учению объективной реальности не существует. Предметы – это результат комбинирования ощущений. Отсюда следует вывод о том, что образы предметов возникают только в результате активности духовной жизни субъекта. Подобные взгляды выражают позицию солипси зма. Они отрицают существование объективного мира за пределами восприятия. Сходные взгляды представлены в концепции Иоганна Мю ллера. Крупный ученый утверждал, что мы не способны воспринимать качества вещей объективно.
    Наше отношение к миру – это результат комбинаций органов чувств. Мюллер приводил в качестве доказательства результаты экспериментов по воздействию различными раздражителями на один тот же орган. Например, зрительные образы возникают в результате воздействия на глаз не только света, но и механических воздействий, электричества. При действии одним и тем же раздражителем на разные органы чувств, возникают разные ощущения. Они зависят от особенностей этих органов чувств. Отсюда
    Мюллер делал вывод, что ощущения не порождаются внешним воздействием
    на органы чувств. Они являются результатом активности психики.
    Слайд 82
    Рациональное познание
    Процесс познания при помощи рациональных форм называют
    мышлением. Мышление преобразует чувственный опыт. Оно дает возможность получить знания о свойствах вещей, отношениях между ними, которые недоступны чувственному восприятию. Процессы мышления определяются рассудком и разумом. В истории философии рассудок и разум рассматриваются как категории, которые отображают специфику мышления.
    Деятельность рассудка базируется на установлении сходства и различия между характеристиками объектов. Рассудочное мышление применяет для этого понятия. Они выступают первичными логическими формами, которые отображают существенные признаки объектов. Рассудок способен анализировать чувственные впечатления, распределять их в соответствии с критериями. Важнейшей формой рассудочной деятельности является разум.
    В нем концентрируется отображение существенных признаков предметов.
    Понятия формируются на основе представлений. Образование понятия связано с первичным уровнем рефлексии. Рефлексия - это свойство сознания по осмыслению его собственных форм и предпосылок. Возникновение понятий, а также их использование связано с анализом, критикой процесса познания и его результатов. Рассудок способен соединять понятия в соответствии с правилами логики и создавать суждения. Суждения указывают на существование каких-либо объектов.
    Например, информационные технологии – существуют. Суждения могут указывать на отсутствие объектов или признаков. Например, лошади - не летают.
    Суждения могут быть истинными или ложными. Суждение также содержит элементы рефлексии, которые выражены при помощи оценок. В немецкой классической философии было обосновано разделение способностей мышления на рассудок и разум. Кант соотносил способности познания с определенными формами. Пространство и время являются формами
    чувственного познания. Рассудок опирается на формальную логику. Разум обладает способностью к формированию новых знаний. Логической функцией разума выступает умозаключение. На основе логического синтеза суждений умозаключения создают новые суждения. Разум на основе идей и с помощью умозаключений познает бесконечное. Он стремится дать истинное и завершенное знание о целом. Однако разум сталкивается с противоречиями.
    Их невозможно разрешить при помощи опытных знаний. Дальнейшее развитие учение о соотношении рассудка и разума получило в философии
    Гегеля. Рассудок, согласно Гегелю, способен устанавливать различия между вещами. При этом он дело с конечным и с условным. Чтобы перейти на более высокий уровень познания, необходимо преодолеть ограниченность рассудка.
    Этими возможностями обладает разум. Он способен разрешать противоречия на основе диалектики и формировать новые знания. Познание при помощи разума основывается на оперировании понятиями. Рефлексивные способности разума дают возможность исследовать процесс развития понятий. Разум использует понятия не механически. Его задачи не сводятся к их перестановке и группировке. Разум осознает процесс формирования понятий их содержание и природу. Это дает возможность изучать законы и получать знания о сущности вещей. Например, электричество было известно со времен античности. Описание при помощи рассудка рассматривало его как свойство янтаря. Кусочек шерсти притягивается к янтарю после трения. В восемнадцатом веке были открыты другие виды электричества. Его обнаружили в метеорологических явлениях, в живых организмах. Возникла проблема научного осмысления данных явлений, их связи с магнетизмом. Ее невозможно решить при помощи рассудка. Рассудок способен лишь вынести суждения о том, где наблюдаются явления электричества. Решение проблемы при помощи разума предполагает создание нового понятия. Оно было сформировано в трудах Фарадея и Максвелла. Эти ученые разработали теорию электромагнитного поля. Она позволили изучить процессы
    магнетизма и электричества в их взаимосвязи. Были открыты объективные законы данных явлений.
    Слайд 83
    Интуиция
    Большое значение в процессе познания имеют нерациональные формы. Они зависят от различных участков мозга, которые действуют независимо от сознания и воли человека. Нерациональная сторона процесса познания представлена различными психологическими факторами. К ним, кроме воли, воображения относится интуиция. Эта способность важна для творческой деятельности. Интуиция открывает возможность постижения истины путем прямого усмотрения. При этом не используются обоснования, доказательства. В этом смысле, интуиция – это непосредственный вид знания.
    Он рассматривается как противоположность рационального познания – опосредованного. Интуитивное постижение истины объединяет элементы чувственного и рационального. Субъект интуитивного познания обладает способностью к быстрому синтезу разнообразной информации.
    Психологические исследования доказывают, что при этом одновременно осуществляется работа левого и правого полушария головного мозга. Они соответственно, определяют взаимосвязи между абстрактным и чувственным знанием Этот момент познания иногда сравнивают с озарением. Значение интуиции особенно велико там, где необходим творческий подход к решению проблемы. Интуиция не является нечто неразумным или сверхразумным. Ее сложность объясняется тем, что в процессе познания не осознается процесс умозаключение и его приемы. Интуи ция – особый познания, который опирается на бессознательное, но приводит к правильному выводу. Интуиции достаточно для постижения истины. Однако ее недостаточно, чтобы обосновать истинность знания. Важной особенностью отношения человека к миру выступает творчество. Оно проявляется в различных сферах человеческой деятельности. В основе творчества находится синтез чувственного, рационального и внерационального познания. В жизни люди
    сталкиваются с ситуациями, которые требуют быстрых и нестандартных решений. Их создание возникает в процессе творчества. Творчество было предметом изучения в различных философских учениях со времен античности. Платон считал творчество проявлением особого вида безумия. В эпоху средневековья творческая способность приписывалась Богу, а человек рассматривался как лучшее его творение. Мыслители эпохи Возрождения творчество анализировали творчество как высшее проявление божественного в человеке. В эпоху нового времени при оценке способностей человека стали использовать понятия талант и гений. Иммануил Кант видел в творчестве отличительную черту гения. Он противопоставлял творческую деятельность рациональной. Большое значение придавали творчеству как индивидуальной характеристике человека представители философии экзистенциализма. В концепциях психоанализа творчество рассматривается с позиций бессознательного. Механизмы творчества до сих пор основательно не изучены. Научные исследования свидетельствуют о том, что творчество является результатом эволюции человека. Элементарные акты творчества проявляются в поведении некоторых высших животных. Например, некоторые шимпанзе осваивают язык глухонемых. В нестандартных ситуациях они создают новые предложения, чтобы передать информацию человеку. Для человека же творчество выступает функциональной характеристикой его отношения к миру. Творческие способности человека, вероятно, определяются функциональной архитектурой мозга. Она включает систему организованных операций участков мозга. С их помощью производится преобразование внешних и внутренних сигналов. В результате происходит создание абстракций и переработка информации. Тво рчество - это механизм приспособления человека к изменениям условий. Он дает возможность создавать и реализовывать нестандартные решения. Это обеспечивает выживание и развитие человека как биологического вида и социального существа. Творчество дополняет и организует чувственное и рациональное познание.

    Слайд 84
    Истина как философская категория
    Анализ проблемы истины имеет большое значение для философии.
    Нередко истину сопоставляют с сущностью вещей. Истина является также важным элементом мировоззрения. Эта ценность находится в одном ряду с категориями Добро, Красота. Существует несколько способов толкования истины в истории философии. Онтологическая трактовка истины рассматривает ее как действительность, реальное положение дел. Например, такая трактовка истины характерна для учения Платона. Философ сравнивал истину с солнечным светом. И стина – это то, что открывается человеку и становится всеобщим достоянием. Гносеологический подход к истине представлен в учениях о знаниях. Эта позиция акцентирует внимание на соответствии знаний действительности. Подробная трактовка включает сложное противоречие между материальным и реальным. Ряд понятий, справедливость, вера - трудно проверить на предмет этого соответствия. В рассмотренных выше подходах содержится представление об абсолютной истине. Абсолютная истина выступает источником всего сущего. Она статична и неизменна. Истина объективна, она не зависит о человека. Не человек познает истину, а истина открывается в определенные моменты человеку. Подобная трактовка истины представлена в классической философии.
    Истина рассматривается как соответствие знаний действительности.
    В современной философии чаще встречается представление об относительной истине.
    Относительная истина рассматривается как процесс постепенного приближения к абсолютной истине. По мере этого приближения создаются новые представления, а старые отбрасываются. При анализе проблем относительной истины на первый план выходит практическая и познавательная активность человека.
    Относительная истина – это результат познавательных усилий людей в конкретных условиях. Рассмотрим подходы к постижению относительной истины. В позитивизме истину рассматривают как обоснованность при
    помощи данных опыта. На первый план выходят факты, которые можно проверить. Этот подход может быть реализован в некоторых науках. Однако его трудно применить в других сферах жизни. В качестве критериев истины при таком подходе выступает когерентность знаний. Это понятие означает согласованность и обоснованность информации. Истинными, с позиций когерентности, истинными являются знания, которые включены в систему.
    Прагматический подход к истине подчеркивает ее полезность для человека. В прагматизме истинным является то, что способствует успеху.
    Представление об успехе может относиться как к отдельному человеку, так и к общности.Конвенциональное направление в обсуждении истины доказывает необходимость соглашений. В некоторых сферах деятельности подобная трактовка уместна. Споры нередко мешают достигать совместных целей. Каждый из рассмотренных подходов к анализу истины имеет свою сферу применения. Марксистская трактовка истины базируется на представлении о диалектической связи между относительной и абсолютной истиной. В любой абсолютной истине есть элементы относительности. В относительной истине содержатся черты абсолютности. Эта связь формируется в процессе практики. Практика в марксистской философии рассматривается как материальная, преобразующая, целенаправленная деятельность людей. Категория практики дает возможность рассматривать познание во взаимосвязи с активным преобразованием мира. Проверка знания практикой есть длительный исторический процесс. Критерий практики является одновременно и абсолютным и относительным. Только практика может окончательно доказать истинность знаний. В этом состоит абсолютность практики. Относительность практики проявляется в ее совершенствовании. В современной трактовке истины большое значение имеют логический и аксиологический критерий. Применение логического критерия дает возможность рассматривать бороться с заблуждениями и ошибками. Аксиологический критерий в соотнесении истины и правды.

    Понятие о правде шире чем истина, так как включает в своё определение и мораль.
    Слайд85
    Проблема субъекта и объекта
    С позиций рационализма проблемы познания рассматриваются в аспекте взаимодействия субъекта и объекта. Оба термина имеют латинское происхождение. Субъект обозначает основу познания, а объект – это то, что подлежит изучению. Данные термины находят применение в логике. В философии они используются в более широком контексте. Процесс познания в философии Нового времени и в немецкой классической философии анализировался как отношения субъекта и объекта. Данные категории обозначали условия формирования знания. Однако в вопросе об источнике знания позиции философов существенно различались. Философия идеализма видела источники знания в творческой деятельности мышления.
    Материализм подчеркивал значение объективной реальности для получения знаний. На современные представления о субъекте оказала влияние философия Рене Декарта. Этот философ противопоставлял две субстанции.
    Материальной субстанции свойственна протяженность, а духовной - мышление. На основании этого субъект обладает внутренней активностью.
    Характеристикой субъекта является способность к сомнению, оно доказывает способность мыслить. Важной вехой формирования представлений о субъекте и объекте является философия Канта. Прежние мыслители рассматривали объект как то, что совершенно не зависит от субъекта. Кант изменил понимание отношения субъекта и объекта. Субъект первичен, согласно Канту по отношению к объекту. Получение знаний о мире возможно благодаря способностям субъекта к последовательному преобразованию опыта. В трудах представителей немецкой классической философии раскрыты различные аспекты данной проблемы. Взаимоотношения объекта и субъекта рассматриваются на основе диалектики. Это означает, что субъект – это не только отдельный мыслящий индивид. Мышление находится в
    процессе развития, оно зависит от связи с культурой. У Гегеля, в частности, эта деятельность рассматривалась как духовная активность. В процессе своего исторического становления она порождает объекты. Марксизм преобразовал диалектику немецкой классической философии. Это нашло отражение в понимании субъекта и объекта. Согласно марксизму, данные категории характеризуют стороны практической деятельности. В качестве субъекта выступает общество в процессе исторического развития.
    Конкретный индивид выступает субъектом лишь во взаимосвязи с обществом.
    Социальная система определяет цели, средства и формы познания. Объект познания – это то, на что направлена преобразовательная деятельность индивидов. В качестве объектов могут выступать как природа, так и социальные условия. В процессе практической деятельности происходит преобразование духовных и социальных качеств индивидов. Практика является важной стороной субъектно-объектного отношений. Важной характеристикой субъекта является внутренняя активность. Она определяется способностями к постановке целей и самосознанием. Объект – это сфера проявления активности субъекта в достижении поставленных целей.
    Объектом познания выступает часть реальности, которая представляет познавательное и практическое для субъекта. Подлинным субъектом познания является общество. В процессе его исторического развития формируются предпосылки для постановки и решения задач познавательной деятельности. Они находят проявление в материальных условиях познания, создании техники и технологий. Общество формирует духовные традиции, через систему институтов сохраняет и передает знания. В структуре общества формируется социальный слой, представители которого специализируются на получении знаний. Общество не является простой суммой индивидов, каждый из которых познает мир. В Отдельные индивиды становятся субъектами познания по мере овладения миром культуры. В первую очередь, имеются в виду такие инструменты познания как язык, логические категории,
    накопленные знания. Это способствует развитию индивидуальных способностей на основе овладения достижениями человечества.
    Слайд 86
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   21


    написать администратору сайта