Главная страница
Навигация по странице:

  • Слайд 92 Природное и социальное в человеке

  • Слайд 93 Человек как личность

  • Слайд 94 Свобода и необходимость в жизни человека

  • Слайд 95 Смысл и цель человеческой жизни

  • Слайд 96 Проблема смерти и бессмертия

  • Философия. Тема Предмет философии


    Скачать 1.14 Mb.
    НазваниеТема Предмет философии
    Дата27.11.2021
    Размер1.14 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия.pdf
    ТипДокументы
    #283899
    страница16 из 21
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21
    Тема 2.6 Философские проблемы человека
    Проблемы человека в философии
    На сегодняшний день в науке существует более восьми десятка дисциплин, которые изучают человека. Каждая из данных наук изучает человека, исходя из собственного предмета, в отдельных, частных аспектах.
    Философию интересует то, что является самым главным и определяющим в человеке. Таким образом, проблема определения, что же такое человек вообще, какова его сущность и его природа. Эти проблемы рассматривает философская антропология. Она ставит множество вопросов, например: что значит
    «быть человеком»?
    Чем
    «человеческое» отличается от
    «нечеловеческого»? Есть ли предназначение у человека и в чем оно состоит?
    На протяжении всей истории философии предпринимались попытки выделить главное, сущностное качество человека. Например, если древние греки считали основным достоянием человека разум, то христианская религия поставила веру выше разума. Французский мыслитель Дека рт считал, что главное в человеке — это его способность мыслить. Известно его высказывание: «Мыслю, следовательно, существую». Немецкий философ
    Кант утверждал, что подлинно человеческая жизнь, независимая от животной природы, может строиться только на моральном законе, на чувстве долга. В истории философии можно выделить различные подходы к пониманию условий бытия человека. Например, Шопенга уэр считал таким условием волю, Маркс – труд. Французский философ Сартр в качестве основополагающего условия человеческого бытия рассматривал свободу,
    Я сперс – общение. Сложно однозначно ответить на вопросы: «Что такое человек?» и «Что в человеке самое главное, что делает человека человеком?».
    Анализируя и обобщая исторический опыт философской антропологии,
    можно выделить три основных ориентира. Они определяют направление поиска ответов на данные вопросы.
    В философии, начиная с древности и до XVIII века, сущность человека связывали с одушевленностью. Тело человека считалось лишь вместилищем души, ее «одеждой», как говорил, например, Аристотель. В различных философских учениях этого времени душу понимали по-разному. Все представления объединяло то, что душа тесно связана с сознанием и разумом.
    При этом, разум и сознание выступают как основные признаки человечности.
    Таким образом, мы можем отметить первый ориентир: человек - это существо одушевленное.
    Немецкая классическая философия XVIII -XIX веков выдвинула новые идеи о сущности человека. Она проявляется в способности к активной и свободной деятельности. Через эту активность реализуется разумность человека. Например, Маркс и Э нгельс считали, что в становлении и развитии человека основополагающая роль принадлежит труду. Они подчеркивали роль практической деятельности. Таким образом, мы можем отметить второй ориентир: человек - это существо деятельное.
    Диалектико-материалистическая философия раскрывает еще один существенный аспект антропологической характеристики человека. Человек
    - это существо, формирующееся в общественных отношениях, социально- культурных условиях. Человек имеет биосоциальную природу. С одной стороны, человек имеет отличительные биологические особенности, а с другой - человек изменяется в ходе развития общества. Биологические свойства человека являются лишь исходными предпосылками. На их основе формируется специфический образ жизни человека как члена общества, создателя и носителя культуры. Мы можем отметить и третий ориентир в изучении человека: Человек - это существо социальное.
    Таким образом, в процессе развития философской антропологии были определены три основных принципа, характеризующих сущность человека: одушевленность, деятельность, социальность. Данными принципами в
    философии определяются наиболее существенные аспекты понимания человека.
    Слайд 92
    Природное и социальное в человеке
    Человек - творение природы. Человек - животное, он принадлежит к одному из десяти миллионов видов живых организмов, населяющих Землю.
    Тело человека имеет характерные видовые признаки. Они отличают его от других животных, например, особая форма черепа, строение руки и другие.
    Но отметим, что анатомия и физиология человека незначительно отличается от анатомии и физиологии других млекопитающих. Мозг человека по своему строению похож на мозг млекопитающих, а по массе уступает мозгу кита или слона. В биологической природе человека не заложено никаких качеств, принципиально выделяющих его из всего живого мира. Никакие качества человека сами по себе не определяли неизбежность его выхода из животного состояния. Таким образом, биология человека не способна объяснить человека как существо одушевленное и деятельное. Человек сформировался по законам не природного, а социального бытия. Именно в этом социальном бытии находится то, что отличает человека от животного, что делает человека человеком.
    Возникновение человека - процесс антропогенеза - подчинялся законам биологической эволюции. Основное правило эволюции заключается в том, что из поколения в поколение передаются только те свойства организмов, которые способствуют выживанию и размножению вида. Таким образом, в процессе эволюции у человека развились такие особенности тела и психики, которые более соответствовали реальным условиям жизни. Происходил естественный отбор, ведущий, что особенно важно, - к совершенствованию мозга. Эволюция обеспечила выживаемость человека не за счет инстинкта, а за счет интеллекта.
    Общество и человек тесно связаны друг с другом и в биологическом, и в социальном плане. Все естественные физиологические процессы, с
    которыми связано существование человека, такие как, рождение и смерть, дыхание и питание и прочие, — протекают в социально-культурных условиях.
    Человек, с одной стороны, вышел из природы, но, с другой стороны, существует как человек, благодаря обществу. Общество определяет условия не только социального, но и биологического совершенствования человека. Данные условия преобразуют и оформляют природно- биологические характеристики человека в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе. Каким же образом общество влияет на формирование человека?
    Во-первых, общество, изменяя естественную среду обитания человека, создает искусственную среду. Эта среда образует социально-культурную среду окружающую человека.
    Во-вторых, общество меняет характер естественных, природных потребностей человека организма. Удовлетворение данных потребностей регламентируется правилами и обычаями, существующими в культуре.
    В-третьих, современная культура создает множество запретов, сдерживающих естественные, животные формы поведения человека.
    Культура с помощью норм морали права регулирует поведение человека.
    В-четвертых, общество формирует у человека неприродные, социально-культурные потребности. Например, потребность в творческой деятельности, в политической свободе, в определенном жилищно-бытовом комфорте и так далее.
    Каким же образом природное и социальное соотносятся в определении сущности человека? Философская антропология утверждает, что без биологических предпосылок невозможно представить появление гоминид.
    Однако без социальных условий невозможно становление человека. При этом биологическая программа развития человека относительно стабильна.
    Социальные условия постоянно изменяются. Но именно социо-культурные изменения наполняют жизнь человека содержанием. Общество определяет условия, в которых проходит биологическое бытие человека. Человек
    остается существом природным. В главной своей ипостаси выступает как существо социальное. Таким образом, и ответ на вопрос о сущности человека надо искать в функционировании общества.
    Слайд 93
    Человек как личность
    Философия рассматривает проблемы человека, формируя понятие человека. Оно наполнено определенным смыслом и содержанием. Как мы уже отмечали, человек – это и природное и социальное существо. Человек – существо историческое, у него есть прошлое, настоящее и будущее. Человек- существо свободное. За свое право быть свободным, он несет ответственность.
    Личностью не рождаются, а становятся. Это означает, что понятия личность и человек не тождественны. Что же такое личность?
    Надо отметить, что каждая историческая эпоха формировала свой определенный тип личности. В первоначальном значении термин «личность»
    - обозначал маску актера греческого театра. Позже личностью стали называть самого актера и его роль.
    В эпоху Возрождения под личностью понимали самостоятельно мыслящего человека. Человек подобен Богу-творцу. Ли чность – это человек, осознающий свое достоинство. Личность проявляется в творчестве. В культуре Ренессанса человек рассматривался как центр мира. В философии
    Возрождения формируются антропоцентризм, эстетический идеал и принципы гуманизма.
    В эпоху буржуазных преобразований XVII-XVIII века создается современное представление о личности. В его основе находится рациональное познание и поведение. Рациональность проявляется в самостоятельности мышления. Личность характеризует ответственность за свою судьбу, свои цели и средства деятельности. Человек развивает в себе индивидуальность. Установка на самопознание дает энергию для творчества в различных сферах.

    XX век преображает черты человека. Культура человека как главный внутренний фактор, управляющий его личностным развитием, отступает на второй план. Появляются технократические теории, утверждающие, что технический прогресс, а не культура, решит все проблемы в обществе.
    Личность рассматривается как конкретное выражение сущности человека. В личности воплощается система социально значимых черт и качеств конкретного общества. С точки зрения Ма ркса, определяющее в личности не ее абстрактная физическая природа, а социальные качества.
    Личность – социальный облик человека как субъекта общественных отношений. Личность включает совокупность социальных ролей, которые играет человек в обществе. При этом, каждый человек может выступать сразу в нескольких ролях. При исполнении этих ролей у него формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, представления. Все это в совокупности и образует личность.
    Понятие личности имеет оценочный характер. Личностное развитие является общей целью и смыслом жизни человека.
    Индивидуальность – характеристика личности. Индивидуальность указывает на своеобразие, богатство и глубину личностного содержания.
    Индивидуальное богатство – это творческий потенциал личности.
    Социализа ция – это процесс становления личности в определенных социальных условиях. Под социализацией понимают вхождение человека в определенную систему отношений. Она определяется системой воспитания и образования. Социальные институты определяют условия развития, свободу реализации индивидуальных желаний и стремлений личности, возможности достижения поставленных целей. Таким образом, процесс социализации личности гораздо шире, чем процесс воспитания.
    Советский философ Бахти н следующим образом говорит о личности:
    «Личность – это субъект поступания, наделенный свободой и несущий ответственность за свои поступки». Таким образом, свобода – это главное условие развития личности, которое обозначил мыслитель.

    Слайд 94
    Свобода и необходимость в жизни человека
    Свобо да - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективных законов. Исходя из данного определения, мы можем сказать, что абсолютной свободы, то есть вседозволенности, нет и быть не может. Свобода человека всегда сопряжена с ответственностью.
    Понятие свобода появилось в раннем христианстве и закрепилось как выражение идеи равенства людей перед Богом. Свобода - это возможность выбора пути к Богу для человека. Позднее, в эпоху Нового времени, осуществление данной идеи оказалось в противоречии с идеалами равенства и справедливости. В русском языке свобода чаще всего понимается как
    «свобода от». Свобода от угнетения, от принуждения и прочее.
    Понимание сущности свободы в истории невозможно без рассмотрения проблемы волюнтаризма и фатализма. Кроме того, нужно определить границы необходимости, без которой невозможна реализация свободы.
    Идеи волюнтаризма были развиты в философии Шопенга уэра и Ни цше.
    Волюнтаризм определяет волю в качестве основополагающего принципа жизни человека. При этом волюнтаризм принижает значение разума. С позиции фатализма весь ход жизни человека, его поступки предопределяются изначально. Например, в мифологии и язычестве жизнь человека предопределяется судьбой, в религии – волей Бога. В философии Го ббса,
    Спино зы и Лапла са жизнь человека была детерминирована замкнутой системы, где каждое последующее событие связано с предыдущим. Таким образом, позиции волюнтаризма и фатализма не оставляют по сути места для свободного выбора человека.
    «Свободу от» можно определить формулой: «Разрешено все, что не запрещено». По своей сути - это логика раба, оставшегося без надсмотрщика.
    Свобода - это нечто большее, чем учет объективной необходимости и устранение внешних ограничений. Внутренняя свобода, «свобода для» -
    более существенна. Это свобода в выборе истины, добра и красоты.
    Внутренняя определенность – существенная черта свободы. Человек не принимает общественное устройство, если оно не учитывает выгоды человека быть личностью и иметь свободу для реализации. Английский философ XVII века Джон Локк провозгласил неотчуждаемыми правами человека свободу, жизнь и собственность. Сегодня эти права лежат в основе международной правовой культуры. Французский философ XX века Сартр свободу считал основным измерением человека и человеческого общества.
    Можно выделить некоторые модели взаимоотношений личности и общества по поводу свободы. Во-первых, это борьба за свободу. Человек вступает в открытый конфликт с обществом, добиваясь своих целей любой ценой. Во-вторых, это бегство от мира. Человек уходит в монастырь, в свой мир, чтобы стать свободным, реализовать себя. В-третьих, человек идет на добровольное подчинение, жертвует своим стремлением обрести свободу.
    Тем самым, человек, адаптируясь к этому миру, обретает новый уровень свободы.
    В политической теории свобода, в основном, воспринималась как отсутствие принуждения со стороны государства. Но в середине XX века появляется понимание, что понятие свободы должно быть дополнено идеей государственного регулирования. Государство должно регулировать деятельность людей с помощью экономического механизма и при строгом соблюдении прав человека.
    Таким образом, свобода - это сложнейший и глубоко противоречивый феномен жизни человека и общества. Современная философия считает, что без свободы не может состояться ни отдельная личность, ни жизнь общества, ни современное государство. Свобода для личности означает возможность осуществления выбора, творческого развития и возможность достижения поставленной цели в рамках существующих законов.
    Слайд 95
    Смысл и цель человеческой жизни

    Можно признать, что отличительным свойством человека является его стремление к философскому осмыслению самого себя. Поиск смысла жизни - занятие человеческое. И совершенно прав французский мыслитель Камю , который говорил: «Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить,
    - значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное - второстепенно».
    Вопрос: «Зачем, ради чего живет человек?» - не имеет однозначного решения. Каждый человек самостоятельно отвечает на него. Ответ зависит от многих факторов, от традиций, особенностей мировоззрения, от конкретных жизненных обстоятельств.
    Рассмотрим некоторые подходы к пониманию смысла жизни человека в истории философии.
    Традиция понимать цель жизни как достижение счастья достаточно древняя. Древнегреческий философ Аристо тель отмечал, что каждый человек стремится к счастью. Хотя счастье может пониматься по-разному. Для одних счастье – это добродетель, для других - рассудительность, для третьих счастье – это мудрость.
    Классическая немецкая философия связывала смысл жизни человека с его нравственностью, с саморазвитием и самосовершенствованием человека.
    По Ка нту, смысл жизни человека – это всегда поступать в соответствии с нравственным законом, категорическим императивом. Ге гель полагал, что смысл и цель жизни человека – самопознание духа.
    Согласно немецкому философу XIX века Шопенга уэру, жизнь человека
    - это ад, это постоянная борьба со смертью, непрестанное страдание. Глупец гонится за наслаждением, но удовлетворение жизненных потребностей оборачивается для человека лишь пресыщением и скукой. Для мудреца жизнь
    – это самоограничение. Мудро живущий человек осознает неизбежность разочарований, а потому ограничивает свои желания, обуздывает свои страсти.
    На протяжении всего XX века в философии велись поиски ответов на
    вопросы бытия. Рассматривая проблему смысла жизни человека, французский мыслитель Сартр писал: «Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо ее проблемы остаются нерешенными и остается неопределенным само значение проблем. Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что умрем». Немецкий социолог Фромм полагал, что все люди делятся на тех, кто ориентирован на «обладание» и тех, кто способен жертвовать собой. Для одних смысл жизни – брать, иметь. Другим же важно отдавать, творить, любить. Такой человек может полноценно реализовать себя только в служении людям. Русский мыслитель Франк писал, что жизненный путь человека - это «путь борьбы и отречения - борьбы смысла жизни против ее бессмысленности, отречение от слепоты и пустоты ради света и богатства жизни». Постижение смысла жизни человека возможно только при достижении духовной свободы и через творческое начало человека.
    Есть и другой подход в понимании смысла и цели жизни человека. В соответствии с данным подходом смысл жизни заключается в самой жизни.
    Смысл жизни заключается не в конечных итогах жизни, а в процессе достижения жизненных целей.
    Человек как биологическое существо смертен. Но, тем не менее, в социальном отношении человек имеет возможность вечного, то есть относительно бесконечного, существования. Жизнь человека продолжается в последующих поколениях, в жизни детей, внуков. Жизнь человека продолжается в созданных им различных предметах и произведениях культуры, научных трудах, в совершенных открытиях. Самоутверждаясь в творчестве, человек тем самым обеспечивает свое социальное существование.
    Социальное существование человека более длительно, а иногда и бесконечно, по отношению к существованию индивида.
    Слайд 96
    Проблема смерти и бессмертия
    Философия рассматривает смысл смерти с точки зрения осознания ее
    как завершающего этапа жизни человека. Именно перед лицом смерти человек способен оценить и понять свою прожитую жизнь. В этой ситуации человек способен изменить программу своей жизни с позиции иных ценностных установок и готовности их осуществить.
    В истории философии можно выделить различные понимания смысла смерти человека. Например, для древних египтян жизнь человека являлась лишь подготовкой к его загробной жизни. Древние японцы считали, что после смерти человек продолжает жить в своих потомках. Древнегреческая философия предпринимает попытки преодолеть страх человека перед смертью. Плато н считал, что человек состоит из двух частей - бессмертной души и смертного тела. При этом смерть – это освобождение души из
    «темницы» тела. В результате смерти душа высвобождается, а тело превращается в прах и тлен. Сто ики утверждали, что смерть является всеобщей и естественной, так все в этом мире имеет конец. Эпикур, призывая не бояться смерти, утверждал, что, когда мы живем – смерти нет, а когда она приходит – нас уже нет.
    В христианской философии смерть - это недоступное разуму таинство.
    Смерть - это нечто бессмысленное, противоречащее духовной сущности человека. Вера в спасение и преодоление смерти - главный мотив христианства. Нидерландский философ XVII века Спино за считал, что свободный человек ни о чем так мало не думает, как о смерти.
    Экзистенциа льная философия XX века рассматривает жизнь как бытие к смерти. По мнению экзистенциали стов, проблема смерти становится актуальной для человека в критической, «пограничной» ситуации, в состоянии между жизнью и смертью. В подобной ситуации человек выбирает либо движению к смерти, то есть самоубийство, либо проявляет волю к жизни. В экзистенциональной философии постижение смысла жизни человека происходит через анализ проблемы смерти. Жизнь человека приобретает смысл через обретение внутренней свободы и понимание ответственности за свои действия и за все происходящее в обществе.

    Материалистическая философия утверждает, что душа человека умирает вместе с телом. Монте нь, французский мыслитель эпохи
    Возрождения, отмечал, что бессмертие обещают нам только Бог и религия; ни природа, ни наш разум не говорят нам об этом. Современный английский мыслитель Ра ссел писал: «Бог и бессмертие - эти центральные догмы христианской религии не находят поддержки в науке. Люди будут и впредь верить в бессмертие, потому что это приятно». Атеистическая философия отрицает возможность индивидуального бессмертия человека. Тем самым, они лишают человека малейшей надежды на загробную жизнь, отказывают в возможности хотя бы иллюзорного утешения. Кроме того, человек получает право совершать любые поступки, преступления. Высший, божественный, суд и воздаяние, ожидающие каждого верующего после смерти, этим людям не грозят. Как справедливо заметил Достоевский, «если Бога нет, то все дозволено».
    Таким образом, атеистическое мировоззрение должно быть органически связано с формированием высокой нравственной, правовой, политической и философской культуры. Современная культура должна способствовать подготовке высоконравственного и ответственного гражданина.
    Стоит отметить, что проблема бессмертия имеет в материалистической философии собственное решение. Процесс развития человека и человечества тесным образом связан с формированием мира культуры. Мир культуры складывается из материальных и духовных ценностей, системы производства, сохранения и распределения предметов культуры. Человек – творец культуры и поэтому бессмертие человека может быть обеспечено на основе его вклада в развитие культуры.
    Слайд 97
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21


    написать администратору сайта