Главная страница
Навигация по странице:

  • Слайд 104 Теории развития общества

  • Слайд 105 Теории происхождения общества

  • Слайд 106 Структура общества

  • Слайд 107 Сферы жизни общества

  • Слайд 108 Политика и мораль

  • Философия. Тема Предмет философии


    Скачать 1.14 Mb.
    НазваниеТема Предмет философии
    Дата27.11.2021
    Размер1.14 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия.pdf
    ТипДокументы
    #283899
    страница18 из 21
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21
    Тема 2.8 Социальная философия
    Социальная философия
    Социа льная философия – это раздел философии, изучающий наиболее важные проблемы развития общества. Общество выступает в качестве предмета изучения социальной философии. Главными функциями социальной философии являются: мировоззренческая, теоретическая.
    Выделяют также методологическую и прогностическую функции. Общий взгляд на социум, на развитие общества формирует мировоззренческая функция. Теоретическая функция предназначена для проникновения в суть социальных процессов. Это дает возможность судить о них на уровне теории.
    В процессе научного исследования социума реализуется методологическая функция.
    Предвидение тенденций развития общества
    – задача прогностической функции.
    Социальная философия прошла долгий путь развития. Наиболее значимый вклад в изучение общества внесли ученые: Локк, Гоббс, Сен-
    Симо н, Конт, Ма ркс. Теоретическая разработка общества как объекта научного исследования началась в 20-40-е годы девятнадцатого века.
    Родоначальником социальной философии считают французского философа
    Огюста Конта. Большую роль сыграло учение об эволюции социума Ге рберта
    Спе нсера. Дальнейшее ее развитие представлено трудами Карла Маркса и
    Фридриха Энгельса. Огюст Конт расширил понятийный аппарат науки и ввел
    термин «социология». Он означает «учение об обществе».
    Маркс и Энгельс осуществили переход от идеалистического к материалистическому пониманию социума.
    Они разработали диалектическую концепцию исторического процесса. Психологическое направление изучения общества представлено в трудах Уо рда, Та рда, Паре то.
    Учения данных мыслителей направлены на изучение на коллективных форм поведения людей.
    В качестве основных проблем социальной философии принято выделять рассмотрение сущности общества и его структуры. Она также изучает происхождение общества, фундаментальные закономерности развития. Задачи социальной философии включают исследование перспектив общественного развития. С одной стороны, общество представляет собой систему индивидов, в которой проявляются качества, не свойственные отдельным ее элементам. С другой – это мощная геопланетная сила, способная изменить облик Земли. Общество характеризуют такие черты как целостность, динамичность, закономерность, самоорганизуемость и развитие. елостность выражается вхождением элементов и подсистем в единую взаимосвязанную систему. Подвижность и изменчивость социальных форм и структур характеризует общество как динамичную систему. Влияние внутренних сил и процессов на организованное существование и развитие позволяет считать общество самоорганизующимся. Общество обладает способностью совершенствоваться или деградировать, а это является признаком способности развития.
    Человеческое общество отличается от других объединений принципы культуры. Ключевые принципы – это познание и преобразование мира. К ним также относятся: стремление к совершенству, передача накопленного опыта другим поколениям. Общество необходимо для формирования личности.
    При этом развитие индивидуальности предполагает определенную обособленность от влияния общества. Вспоминается известная притча
    Шопенгауэра о дикобразах. В холодный зимний день животные плотно
    прижимаются друг к другу, чтобы согреться. Когда они почувствовали уколы игл, то вынуждены были рассредоточиться. Через короткое время дикобразы стали замерзать и снова сблизились друг с другом. Так они и метались, пока не нашли оптимальное расстояние. При этом сохранялось тепло, а иголки не ранили. Так и люди в процессе общения друг с другом пытаются найти комфортное расстояние в коллективных связях.
    Слайд 104
    Теории развития общества
    Развитие общества подчиняется объективным законам. Они проявляются через деятельность людей, обладающих разумом и волей.
    Социальные закономерности имеют вероятностную природу. Законы социума носят объективный характер. Они возникают, действуют и сходят с исторической арены независимо от воли и сознания людей. Социальные закономерности рассматриваются в рамках философии истории. Развитие общества - это его история. Термин «философия истории» ввел крупнейший французский философ-просветитель Вольтер. Одна из его работ так и называлась – «Философия истории».
    Греческий историк второго века до нашей эры Поли бий рассматривал историю как круговорот форм политического устройства. В римском государстве он усматривал совмещение всех возможных форм: монархии, олигархии и демократии.
    В соответствии с христианским пониманием история – это процесс взросления человечества. Данная точка зрения представлена в трудах
    Августина Блаже нного. Он полагал, что, история – это постижение ущербности человечества. А с другой стороны, историческое развитие – это движение к некоему высшему состоянию. В соответствии с шестью днями творения Августин выделяет периоды истории человечества.
    Французский философ-просветитель Кондорсе создал теорию исторического прогресса. В ее основание он положил степень развития человеческого разума. Исторические эпохи фиксируются как следствия
    радикальных прорывов познающего мышления.
    Карл Маркс предложил формационный подход к изучению истории развития общества. Он считал, что последовательный прогресс общества обеспечивается развитием производительных сил. Прогрессивное развитие проходит стадии от первобытного – до коммунистического общества
    Философы XX столетия также внесли свой вклад в изучение законов развития общества. Немецкий мыслитель Карл Ясперс предложил рассматривать историю развития человечества как историю человеческого духа. Его взгляды изложены в работе «Смысл и назначение истории», изданной в 19 9 году. Он предавал большое значение роли личности в истории. Ясперс считал, что история развития общества состоит в настойчивом продвижении вперед отдельных людей. Они призывают других следовать за ними. Те, кто их слышит и понимает, присоединяются к этому движению.
    Британский историк и дипломат Арнольд То йнби в труде
    «Исследование истории» попытался исследовать смысл исторического процесса. Книга была создана на основе систематизации материала в контексте схемы философии истории. Теория Тойнби получила название цивилизационного подхода к изучению истории. Всякая цивилизация возникает из усилия ответить на вызов мира. ивилизации склонны к увяданию и гибели. Это связано с исчезновением духовного авангарда цивилизации. История описывается как сверхприродный феномен. Он реализуется посредством действий - людей.
    Исследование развития истории человеческого общества нашло отражение и в трудах отечественных мыслителей. Философия истории получила развитие в трудах: Владимира Соловье ва, Николая Даниле вского,
    Льва Карса вина. Следует отметить, что их теории отличали попытки найти рассмотреть историю с позиций воплощения православного идеала.
    По мере развития мировой цивилизации можно предположить появление новых подходов к исследованию истории человеческого общества.

    Слайд 105
    Теории происхождения общества
    Проблема происхождения общества является актуальной. Теории происхождения общества подразделяются на стихийные и научные. В рамках стихийных теорий вопросы происхождения общества рассматриваются в контексте других вопросов. В научных теориях вопрос о происхождении общества занимает центральное место.
    Обратимся к рассмотрению стихийных теорий происхождения общества. К ним относятся: теологическая концепция, концепция биологической эволюции, космическая концепция. Суть теологической концепции происхождения общества заключается в божественном создании человека и общества. Приверженцы этой концепции утверждают, что Бог установил законы истории. Он управляет обществом и историей для реализации своего замысла.
    Сторонники концепции биологической эволюции решающую роль в происхождении общества отводят биологическим и социальным факторам. В качестве основных, они выделяют мутации и рудовую деятельность. Именно эти факторы преобразовали первобытное стадо. В обществе сформировались культура, законы и нравственные принципы. Решающая роль биологических факторов обоснована в учении академика Александра Ивановича Опа рина. В
    192 году вышла в свет его книга «Происхождение жизни». По мнению ученого, появление жизни на Земле – это единый естественный процесс.
    Первоначально химическая эволюция протекала в условиях ранней Земли.
    Затем, химическая эволюция перешла в биохимическую.
    В настоящее время популярность приобретает космическая концепция происхождения человека и человечества. Ее сторонники утверждают, что эволюции человека способствовали Высшие Существа ,Космический Разум.
    Они направляют о оберегают человеческую цивилизацию.
    Это направление получило название панспермия и содержит два основных направления. Первое было предложено в 1865 году ученым из

    Германии Генрихом Ри хтером. Оно получило развитие в 1895 году шведским исследователем Арре ниусом. Жизнь на Землю была занесена космической пылью, метеоритами и другими космическими объектами. В 1973 году появилось второе направление, так называемая, управляемая панспермия.
    Теория была предложена Фрэнсисом Кри ком и Лесли Орге лом. Они утверждали, что жизнь на Землю была занесена намеренно и управляемо.
    Данную точку зрения поддержал академик Алексей рьевич Роза нов. Он возглавляет комиссию по астробиологии в Российской Академии Наук.
    Инструментальную и семантическую концепции относят к научным теориям происхождения общества.
    В инструментальной концепции во главу угла ставится человеческая догадливость и сообразительность. Эти качества повлекли изобретение специальных орудий для удовлетворения потребностей.
    Используя орудия, люди обучались трудиться, повышалось их благосостояние. Это привело людей к функциональному делению общины и закреплению системы разделения труда. В результате сформировались экономические различия между людьми. Так, возникла и стала развиться социальная организация.
    Семантическая концепция строится на признании слабости человека как биологического существа. Человек не способен в одиночку противостоять другим биологическим видам. Закон выживания толкает человеческих индивидов к объединению усилий. Групповое взаимодействие связано с координацией усилий и требует предварительного согласования. Это возможно только с развитием языка. Люди формируют организованный мир коммуникации. В результате возникает система договорных, коллективных отношений, формируется общество.
    Слайд 106
    Структура общества
    Структура общества формируется на основе концепции исторического материализма. Ее создателем является немецкий философ Карл Маркс.

    Структура общества включает общественное бытие и общественное сознание.
    Эти понятия абстрактно выражают материальную и идеальную стороны жизни общества.
    Общественное бытие содержит весь окружающий нас материальный мир. Оно включает: природные условия жизни общества: климат, ресурсы.
    Общественное бытие развивается за счет техники. Сфера общественного бытия включает материальные отношения.
    Общественное сознание может отражать весь окружающий мир в целом. Оно нематериально и включает в себя всю совокупность идей, теорий, чувств, оценок, характерных для общества в целом.
    Общественное бытие и общественное сознание противопоставлены как объективное и субъективное, материальное и духовное. Однако они тесно связаны друг с другом. С одной стороны, общественное сознание влияет на сознание каждого конкретного человека. А, с другой стороны, сознание не только отражает бытие, но и оказывает на него существенное влияние.
    Существует давняя философская дискуссия по вопросу: что является определяющим – общественное бытие или общественное сознание?
    Участники дискуссии, в зависимости от принадлежности к философским направлениям по-разному отвечают на этот вопрос. Сторонники философского идеализма считают, что бытие общества зависят от общественного сознания. Так, например, утверждал немецкий философ
    Гегель. Он полагал, что «идеи правят миром». Другой немецкий ученый – социолог, экономист и историк Макс Ве бер, также приверженец идеализма подчеркивал ведущую роль религии. Он пришел к заключению, что подавляющее число капиталистов и успешных предпринимателей являются протестантами. Следовательно, религия как стиль жизни предопределяет экономические особенности. Вебер полагал, что европейский капитализм обязан своим существованием протестантизму, с его ценностями – трудолюбием, бережливостью и расчетливостью.
    Сторонниками философского материализма выступили Карл Маркс и

    Фридрих Энгельс. Они утверждали, что реальная общественная жизнь влияет на сознание индивида и общества. Различные идеи и теории порождаются противоречиями и проблемами общественного бытия.
    Для усовершенствования общества необходимо изменить общественное бытие, по мнению Маркса и Энгельса.
    Общество является сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности. Как и любая сложная система, общество состоит из подсистем – сфер общественной жизни. Под сферой общественной жизни понимают крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.
    Сфера общественной жизни включает в себя: определенные виды деятельности. В нее входят социальные институты, к которым относятся: семья, школа, партия, церковь. Социальная сфера включает отношения между классами, общностями, социальными группами.
    Сферы жизни общества подразделяются на духовную, социальную, экономическую и политическую. Духовная сфера – это область идеальных, нематериальных, образований. Она включает идеи, ценности религии, искусства, морали, науки, идеологии и так далее. Главной задачей духовной является формирование духовных потребностей членов общества на основе общечеловеческих ценностей. Большую роль в решении этой задачи играют воспитание и образование. Духовная деятельность общества направлена на развитие всех остальных ее сфер.
    Слайд 107
    Сферы жизни общества
    Экономическая сфера общественной жизни связана с производством, обменом, распределением и потреблением товаров и услуг. Экономическая сфера состоит из производительных сил и производственных отношений.
    Чтобы произвести товар, необходимы: работники, инструменты, станки. Они выступают в качестве производительных сил. Производственные отношения обычно возникают в процессе производства. Они также включают обмен,
    распределение, потребление. Люди вступают в разнообразные отношения друг к другу и к товару.
    Социальная сфера общественной жизни включает в себя различные социальные общности и отношения между ними. Общественная воля и общественное сознание соответствую формам психической жизни человека.
    Мораль, право и политика являются формами общественного волеизъявления.
    Наиболее сложной сферой общественной жизни выступает сегодня политическая сфера. Греческий термин политика изначально использовался для обозначения искусства управления государством. Проблемы устройства государства волновали еще философов Античности.
    Известно учение Платона об устройстве идеального государства. Все население полиса делится на три сословия: работники, воины и мудрецы.
    Философы и воины не должны иметь частной собственности. Жители государства должны вместе проводить свободное время. Не существует брака, все жены и дети общие. Дети воспитываются в общественных детских домах.
    Там проявляются их способности к различным видам деятельности.
    Допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен.
    Аристотель настаивал на развитии государства на основе частной собственности. Он выделяет правильные формы государственного устройства. К ним относятся: монархия, аристократия, правление среднего класса.
    В период Средневековья Августин Блаженный в труде «О граде
    Божием» изложил видение идеального устройства государства. Он выделил два вида человеческой общности: государственность и духовная общность.
    По мнению философа, духовная общность более значима. Она основана на любви к Богу. Государствам необходимо отказаться от границ, а людям объединиться под знаменами еркви.
    В эпоху Нового времени веках проблема общества и государства стала рассматриваться как главная в философии. Английский философ То мас Гоббс
    в работах «О гражданине» и «Левиафан» разработал теорию общественного договора. В ее основании был положен принцип равенства всех людей. Суть теории Гоббса состоит в том, что природа человека изначально зла.
    Поведением правит личная выгода и эгоизм, страсти и личные потребности.
    Иными словами, каждый человек пытается реализовать права на все.
    Право каждого человека на все и пренебрежение интересов других приводят к «войне всех против всех». В ней не может быть победителя.
    Однако у человека есть инстинкт самосохранения. В целях совместного выживания люди заключили общественный, договор, в котором ограничили свои притязания. Институт государства возник для подавления крайних проявлений эгоизма людей. Государство стало механизмом для регулирования жизни в обществе. Гоббс называет его чудовищем, которое
    «пожирает и сметает все на своем пути». Государство – это сила, которой невозможно противостоять. В качестве главных функций государства он выделяет: охрану существующего порядка в обществе. Важными также являются функции просвещения граждан, развитие экономики страны. Джон
    Локк выделил три основных права: на жизнь, на свободу, на собственность.
    Одним из его значительных достижений явилась идея о разделении властей на законодательную, исполнительную и федеративную.
    Слайд 108
    Политика и мораль
    Современное слово «политика» употребляется для обозначения деятельности по приобретению, использованию и удержанию власти. На взаимоотношения людей политика влияет двумя путями. Политика – это сила, как убеждения, так и принуждения. Пропагандистская деятельность, работа политических партий, участие в государственном управлении составляют путь убеждения. К нему также относятся работа в предвыборных кампаниях и других политических мероприятиях
    Принуждение проявляется в партийной дисциплине. Оно также воплощается в применении силы в военных и социальных конфликтах. В
    качестве примера здесь можно привести Миссию ООН в Боснии и
    Герцеговине. Силы ООН осуществляли миротворческую миссию на территории стран бывшей гославии в 1992-1995 годах. Самым современным примером выступает миротворческая миссия России в Сирии.
    Структура политической сферы включает: политические потребности и интересы. В нее также входят: политическая деятельность, политические институты и организации. К политической сфере относятся политические отношения, политическое сознание общества.
    Потребности и интересы различных групп населения формируют политические цели этих социальных групп. Для выражения собственных мнений и реализации целей члены общества объединяются в политические партии. На фоне появления политических партий возникают и развиваются общественные движения. Властные государственные институты призваны осуществлять конкретную политическую деятельность.
    Взаимодействие социальных групп друг с другом и институтами власти составляют политические отношения. Отражение и осознание политических отношений формируют политическое сознание.
    Однако взаимоотношения социальных групп и людей друг с другом носит не только политический характер.
    Мораль регулирует отношения людей на основе нравственных норм.
    Они произошли от простого обычая или традиции. Мораль позволяет различать добро и зло, должное и справедливое. Правила поведения человека известны с давних времен. В качестве примера можно привести труды древних мудрецов: Конфу ция, Фале са, Геродо та. В эпоху Нового времени идеалом человека был спокойный, законопослушный, добропорядочный джентльмен. Он повышает уровень своего образования и добивается хороших результатов в своей профессии.
    Золотое правило поведения людей в обществе сформулировал немецкий философ Иммануи л Кант. Это учение получило название
    Категорического императива. Императи в – это повеление, требование,
    должествование, приказ, закон. Таким образом, категорический императив это формальная законосообразность поведения любого человека в обществе.
    Первая формулировка категорического императива налагает запрет на поступки, которые немыслимы или невозможны как совершаемые всеми людьми без исключения. Поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом природы. Суть второй формулировки учения заключается в человеке как цели. «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». Третья формулировка категорического императива касается автономии воли. Она гласит: «Поступай только так, чтобы воля благодаря своей максиме могла рассматривать самое себя также как устанавливающую всеобщие законы». Кант возвысил золотое правило поведения людей до значения главного принципа. Однако назвал его формулировки ограниченными и тривиальными.
    Разработка проблемы социальной философии имеет практическую направленность. Философы ставят своей целью помочь людям добиться положительных результатов в своей жизни и деятельности.
    Слайд 109
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21


    написать администратору сайта